Научная статья на тему 'Самоменеджмент в деятельности педагога современного образовательного комплекса'

Самоменеджмент в деятельности педагога современного образовательного комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1667
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SELF-MANAGEMENT / MODERN EDUCATIONAL COMPLEX / TEACHER-MANAGER / PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL ENGINEERING / PROFESSIONAL SKILLS / MANAGEMENT / SELF-MANAGEMENT OF A TEACHER-MASTER / САМОМЕНЕДЖМЕНТ / СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ПЕДАГОГ-МЕНЕДЖЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНЖИНИРИНГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / САМОМЕНЕДЖМЕНТ ПЕДАГОГА-МАСТЕРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якушева Светлана Дмитриевна

Образование нового столетия воспринимается обществом как одно из высоких ценностей жизни, возрастает значимость профессиональной деятельности и самоменеджмента педагога. Педагогу современного образовательного комплекса необходима личностная и профессиональная абилитация1 для внесения корректировок в профессиональную деятельность и выработки принципиально новой индивидуальной траектории. Цель. Статья посвящена актуальной проблеме самоменеджменту педагога в осуществлении профессиональной деятельности современного образовательного комплекса. Метод или методология проведения работы. Основу исследования составили механизмы самоменеджмента, педагогического инжиниринга, разработка профессиограммы и профессиональных умений педагога-менеджера. Результаты. Результаты работы заключаются в исследовании понятий «самоменеджмент», «педагогический менеджмент», «инжиниринг», «педагогический инжиниринг», «профессионально-педагогический инжиниринг», разработке профессиограммы, а также профессиональных умений педагог-менеджера. Область применения. Результаты исследования могут быть применены в сфере деятельности современного образовательного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-MANAGEMENT IN THE ACTIVITIES OF THE TEACHER OF THE MODERN EDUCATIONAL COMPLEX

Education of the new century is perceived by society as one of the highest values of life, the importance of professional activity and self-management of a teacher increases. The pedagogue of the modern educational complex needs personal and professional habilitation to make adjustments to the professional activity and develop a fundamentally new individual trajectory. Purpose. The article is devoted to the actual problem self-management of a teacher in the implementation of the professional activity of a modern educational complex. Methodology. The study was based on the mechanisms of self-management, pedagogical engineering, the development of professiogram and professional skills of a teacher-manager. Results. The results of the work consist in the study of the concepts of «self-management», «pedagogical management», «engineering», «pedagogical engineering», «professional-pedagogical engineering», the development of professiograms, as well as professional skills of the teacher-manager. Practical implications. The results of the study can be applied in the field of modern educational complex.

Текст научной работы на тему «Самоменеджмент в деятельности педагога современного образовательного комплекса»

DOI: 10.12731/2218-7405-2018-11-242-263 УДК 373:37.07

самоменеджмент

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Якушева С.Д.

Образование нового столетия воспринимается обществом как одно из высоких ценностей жизни, возрастает значимость профессиональной деятельности и самоменеджмента педагога. Педагогу современного образовательного комплекса необходима личностная и профессиональная абилитация1 для внесения корректировок в профессиональную деятельность и выработки принципиально новой индивидуальной траектории.

Цель. Статья посвящена актуальной проблеме - самоменеджменту педагога в осуществлении профессиональной деятельности современного образовательного комплекса.

Метод или методология проведения работы. Основу исследования составили механизмы самоменеджмента, педагогического инжиниринга, разработка профессиограммы и профессиональных умений педагога-менеджера.

Результаты. Результаты работы заключаются в исследовании понятий «самоменеджмент», «педагогический менеджмент», «инжиниринг», «педагогический инжиниринг», «профессионально-педагогический инжиниринг», разработке профессиограммы, а также профессиональных умений педагог-менеджера.

Область применения. Результаты исследования могут быть применены в сфере деятельности современного образовательного комплекса.

Ключевые слова: самоменеджмент; современный образовательный комплекс; педагог-менеджер; профессионально-педагогический

1 Термин «абилитация» от французского «habile» - искусный, ловкий, умелый. Он означает приобретение квалификации, соответствующей современным требованиям.

инжиниринг; профессиональные умения; управление; самоменеджмент педагога-мастера.

SELF-MANAGEMENT IN THE ACTIVITIES OF THE TEACHER OF THE MODERN EDUCATIONAL COMPLEX

Yakusheva S.D.

Education of the new century is perceived by society as one of the highest values of life, the importance of professional activity and self-management of a teacher increases. The pedagogue of the modern educational complex needs personal and professional habilitation to make adjustments to the professional activity and develop a fundamentally new individual trajectory.

Purpose. The article is devoted to the actual problem - self-management of a teacher in the implementation of the professional activity of a modern educational complex.

Methodology. The study was based on the mechanisms of self-management, pedagogical engineering, the development of professiogram and professional skills of a teacher-manager.

Results. The results of the work consist in the study of the concepts of «self-management», «pedagogical management», «engineering», «pedagogical engineering», «professional-pedagogical engineering», the development ofprofessiograms, as well as professional skills of the teacher-manager.

Practical implications. The results of the study can be applied in the field of modern educational complex.

Keywords: self-management; modern educational complex; teacher-manager; professional-pedagogical engineering; professional skills; management; self-management of a teacher-master.

Вектором XXI столетия является обновление парадигм, которые активизируя образования, рассматривают его процессы сквозь при-

зму экономики, отводя профессионально-педагогическому инжинирингу ведущую роль.

Значимость инжиниринга обусловлена высокой динамикой современного делового мира. Первоначально термин «инжиниринг» применялся для обозначения интеллектуальных способностей человека, решения каких-либо практических задач [34].

Понятие «инжиниринг» имеет многочисленные трактовки. В российских источниках, заявляет А.Р. Станиславский, «engineering» трактуется иначе нежели в европейских и между ними существует частичное соответствие [28].

В словарях и исследованиях ученых инжиниринг понимается как:

И.А. Радченко - предоставление услуг по доведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок до стадии производства; фирмы, занимающиеся инжинирингом [24].

А.Н. Азрилиян - сфера деятельности по проработке вопросов создания объектов промышленности и предоставления на коммерческой основе различных инженерно-консультационных, а также рекомендательные услуги по эксплуатации, управлению, реализации выпускаемой продукции [5, с. 272].

Л.К. Осика - вид инновационных технологий, включающих комплекс работ по разработке проекта на основе создания, реализации, продвижения и распространения определенной новации от момента замысла до ее воплощения [23, с. 13-14].

В. Лоренц, В. Кондратьев - формирование научной, технологической и управленческой основы инвестиционных проектов, развивающих и расширяющих практику системной интеграции инжиниринговых услуг [18].

В.И. Суслов - деятельность по предоставлению коммерческих услуг в предпринимательской деятельности, опытно-конструкторских, инженерно-прикладных и проектных работ для реализации и трансфера инноваций [29].

В.А. Мижериков - постановка в рамках инновационной деятельности предприятия комплекса услуг, сопутствующих инновации [21, с. 95].

В.А. Дьяченко - инструмент инновационного развития России [11].

М. Крозье утверждает, что в современном мире осуществляется конкурентная борьба не за обладание ресурсами или материальными ценностями, а за способностью к нововведениям [36].

В связи с этим, введение в современную педагогику понятий «инжиниринг», «педагогический инжиниринг» и «профессионально-педагогический инжиниринг» является, на наш взгляд, велением времени.

В свою очередь мы предлагаем рассматривать педагогический инжиниринг в педагогической науке как одно из ведущих направлений.

Так, диссертационные работы Е.З. Власовой [7], Т.В. Чемода-новой [32] и Б.С. Иванова [13] посвящены подготовки студентов в вузе. Акцентируя внимание на инновационных технологиях обучения, ученые рассматривают педагогический инжиниринг как совершенствование той или иной сферы профессиональной деятельности в рамках преподаваемых курсов (например, информационные технологии).

Педагогический инжиниринг, считают ученые, представляет собой целенаправленную деятельность педагога (разработчика) по созданию, освоению и распространению инновационных технологий обучения.

Педагогический инжиниринг, утверждаем мы, является совокупностью интеллектуальных видов профессиональной деятельности, осуществляющей императив научно-методического сопровождения, обеспечивающего инновационное развитие проектов и консалтинговых услуг в их единстве, взаимосвязи и продвижении в образовательной организации (комплекса) в целом.

В процессе анализа понятий «инжиниринг» и «педагогический инжиниринг», а также исследований ученых, мы считаем необходимым введения в образовательное пространство понятия «профессионально-педагогический инжиниринг», рассматривая его как систему профессионально-педагогической сферы, направленной на инновационное преобразование (совершенствование), как самого педагога, так и организации общего образования (образовательного комплекса) в целом.

До настоящего времени профессионально-педагогический инжиниринг еще не стал предметом научного педагогического исследования, предназначенных для совершенствования той или иной сферы профессиональной деятельности.

Образование призвано научить человека решать стоящие перед ним проблемы. В связи с этим именно благодаря профессионально-педагогическому инжинирингу, на наш взгляд, осуществится становление педагога и совершенствование его профессионального мастерства и т. д., реализуется системное проектирование моделей образовательного процесса, так как компонентами профессионально-педагогического инжиниринга являются интеллектуальные виды профессиональной деятельности педагога и научно-образовательный менеджмент (схема 1).

Схема 1.

Профессионально-педагогический инжиниринг

Профессионально-педагогический инжиниринг мы понимаем как совокупность процессов, осуществляющих интеллектуальные виды профессиональной деятельности педагога (становление и мастерство педагога и т. д.) и научно-образовательного менеджмента (менеджмент-маркетинговое пространство и паттерн инжиниринг), конечной целью которых является творческое применение научных методов и принципов в реализации инновационных проектов (создание флэш-кейса ресурсного поля и формирование механизмов взаимодействия внутри консорциума проекта).

Концептуальность смысловой прегнантности профессионально-педагогического инжиниринга обусловлена развитием инновационного непрерывного образования, гносеологическим критерием целостности которого является рефлексивность, изменение содержания, направленного на результат и качества образовательных услуг.

В связи с этим, меняется место и роль педагога как ведущего субъекта образовательного процесса современной образовательной организации (комплекса). Особая роль в данном контексте отводится личностным качествам самого педагога, методологическим инструментарием которого является педагогический самоменеджмент.

Начало научного осмысления проблемы самоменеджмента в отечественной управленческой литературе относится к середине 90-х годов. Интерес к данной проблеме не был случайным, т. к. был обусловлен логикой развития управленческих знаний.

Важность качественной профессиональной подготовки будущих учителей, вопросы, связанные с менеджментом, нашли отражение в работах отечественных и зарубежных авторов: теоретико-методологические и прикладные аспекты проблемы менеджмента в образовательной сфере (А.О. Блинов, В.Н. Бурков, В.А. Квартальнов, А.И. Кочетков, H.A. Коргин, B.C. Лазарев, C.B. Симонов, М.М. Поташник, Т.Н. Шамова, Р.Т. Фатхутдинов, Г.Н. Фидельман, С.А. Амин-таева и др.); проблемы исследования менеджмента в зарубежных работах (Т. Гроув, У. Хальцбаур, О. Свергун, Ю. Пасс, С. Эндрю); новое направление системного подхода в менеджменте (Д. Гарадаги, С. Бир); планирование и управление своим временем и своей жизнью (Л. Зайверт, В. Зигерт, Д. Моргенстерн, Л. Ланг); основы управленческой деятельности и самоменеджмент (В.М. Андреев, В.М. Букатов, П.М. Ершов, Е.Н. Ильин, Е.К. Кузнецов, А.Н. Люкшинов, Н.Д. Ста-робинский, А.Т. Хроленко, A.C. Цыпкин, Э.Е. Эриашвили); педагогический менеджмент (В.Д. Беликовский, К.Я. Вазина, М.В. Гамзаева, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Петров); проблемы овладения знаниями и умениями педагогического менеджмента, как фактора повышения профессиональной подготовки педагога (Б.Г. Ананьев, Л.В. Горюнова, С.Ю. Ключникова, В.И. Лещинский, В.Н. Панкратова и др.).

Понятие «самоменеджмент» было введено в науку немецким ученым Л. Зайвертом. Он считал, что самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время. Основная цель самоменеджмента, считает ученый, состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни [12, с. 18].

Самоменеджмент как новое направление в современном менеджменте возник в ответ на изменения в управленческой ситуации в мире: возрастание масштабов и динамизм изменений в предпринимательстве и бизнесе требуют от менеджеров освоения новых подходов и навыков управления, борьбы с возможностью собственного отставания, непрерывности саморазвития; нарастание неопределенности, давления и напряженности в различных формах жизнедеятельности организаций и связанных с этих стрессов требуют от менеджеров умения управлять собой; превращение творческого потенциала работника в самый ценный капитал организации выдвигает требование сохранения и развития этого потенциала, в том числе и самими работниками; исчерпание возможностей многих традиционных школ и методов управления ставит менеджеров перед необходимостью освоения современных управленческих приемов переоценки своего потенциала и работы над его развитием [19, с. 3].

Проблемы формирования и развития самоменеджмента в последние годы, получили широкое отражение в научной литературе.

Самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование руководителем (специалистом и т. д.) испытанных методов и практических приемов работы повышения эффективности выполняемых процедур, достижения намеченных целей. Имеется ряд методологических разработок по общему самоменеджменту в отдельных отраслях деятельности [4; 6; 10; 16].

В. Карпичев обозначил контуры междисциплинарной модели самоменеджмента [14, с. 103-105], опирающейся на совокупность

человековедческих наук, очерченных определенными концептуальными положениями (таблица 1).

Таблица 1.

Модель самоменеджмента (по В. Карпичеву)

Организация самодеятельности индивида - создание личностных предпосылок для выполнения управленческих функций.

Система «управляемая анархия». - принадлежит к объектам, изучаемым социосинергетикой как теорией самоорганизации открытых, динамических, неравновесных социальных систем. Самоменеджмент направлен на субъект управления и раскрывается такими понятиями, как самоуправление, самоорганизация, саморегуляция, самовоспитание.

Многоуровневый процесс самодеятельности - возвышения личности. Процесс представляет собой смену состояний, качеств, что предполагает наличие определенных тенденций, этапов. Эффективный самоменеджмент имеет объективные предпосылки: он «вписан» в человеческую природу (биоритмы, генетическая программа), тесно связан с организацией (вещей, людей, идей, отношений), социальным управлением.

Опережающее отражение действительности - управление по слабым сигналам, ориентация на стратегические неожиданности. Самоменеджмент не ограничивается внутренними процессами, он включает проектирование внешней социальной среды в интересах субъекта управления.

Способ организации жизни - который нельзя воспринимать как элементарный набор тех или иных правил, зафиксированных житейской мудростью в пословицах и поговорках. Он исходит из факта уникальности индивидуальной жизни. Построенный на плюралистических системах ценностей, самоменеджмент тесно соприкасается и с религиозным способом организации жизни, особенно в плане поиска новых возможностей, укрепления духа и воли, укрощения неадекватных желаний, обогащения жизненных представлений. Развитие личности менеджера в самоменеджменте является важнейшей проблемой, имеющая методологическое значение.

Ситуативен - разрушает любой стереотип, порой алогичен.

Искусство открывания себя в мире - тайна, прикосновение к которой увлекательно и бесконечно; глубоко индивидуален, окрашен талантом и личным опытом.

Концепция самоменеджмента В.И. Андреева основана на стремлении к саморазвитию творческой личности. Центральная ее идея состоит в выделении в качестве интегральной обобщенной характеристики современного менеджера, творческого характера его личности, то есть личности, способной к непрерывному саморазвитию и самореализации в одном, а чаще всего в нескольких видах профессионально-творческой деятельности [1, с. 117; 121].

Основная цель самоменеджмента, утверждает Н.П. Лукашевич - максимально использовать возможности личности педагога, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни [19, с. 5].

Связь самоменеджмента с профессиональной карьерой осуществляется в результате работы по совершенствованию деловых качеств и творческого потенциала личности, создавая фундамент для ее профессионального роста.

Таким образом, большинство описанных в научной литературе концепций самоменеджмента построены на системе методик и приемов работы личности над собой.

Так в концепции Л. Зайверта - это экономия своего времени; в концепции М. Вудкока и Д. Френсиса - изменение образа мысле-действия и преодоление собственных ограничений; в концепции В. Андреева - саморазвитие творческой личности; в концепции А. Хроленко - повышение личной культуры деловой жизни; в концепции Б. и Х. Швальбе - достижение личного делового успеха, и т. д.

Вместе с тем, вопросы формирования способности к педагогическому самоменеджменту, обладание которой способно изменить качество педагогической деятельности учителя и жизнедеятельность учеников, не получили достаточного отражения в научных исследованиях.

Педагогический самоменеджмент учителя, считает М.В. Гам-заева - это использование испытанных и инновационных методов работы в повседневной педагогической практике для того, чтобы оптимально и со смыслом организовать свое собственное время [8].

Следовательно, самоменеджмент современного педагога - изменение внутреннего Я, выраженного в последовательном и целенаправленном профессиональном развитии личности, основанного на конвергентных процессах педагогического мастерства (самоорганизация, самообразование, самоконтроль и самоуправление) и профессионально-педагогического инжиниринга, обеспечивающих эффективность планирования и выполнения профессиональных задач, компетентного управления в процессе предоставляемых образовательных услуг и продуктов.

Система образования задает определенную траекторию развития человеческого потенциала, которая действительно необходима обществу для обеспечения его восходящего развития.

Основным методологическим принципом педагогики является принцип изучения и обобщения профессионального опыта, позволяющего отбирать и обогащать инновационную палитру нового столетия [3, с. 156].

В связи с этим одним из направлений деятельности образовательных комплексов столичного региона, является профессионально-педагогический инжиниринг, благодаря которому осуществляется становление педагога, реализовывается системное проектирование моделей образовательного процесса. Компонентами профессионально-педагогического инжиниринга1 являются интеллектуальные виды профессиональной деятельности (педагогическое мастерство и самоменеджмент педагога) и научно-образовательный менеджмент (менеджмент-маркетинговое пространство и паттерн2 инжиниринг).

Современному образованию уже не нужен учитель, привыкший действовать по инструкции репродуктивно и чаще всего неспособный к самостоятельному выбору. Обществу необходим педагог-менеджер, организатор учебного процесса, который способен облегчить процесс решения многих задач, возникающих в процессе жизни и

1 Инжиниринг (англ. engineering) - управление, разработка, проектирование, технология.

2 Паттерн (анг. pattern) - модель, система, структура.

деятельности детей и молодежи; осуществляющий управление всесторонним развитием и оказывающий им помощь и поддержку. Ведущую роль в деятельности образовательных комплексов занимает деятельность педагога-менеджера.

Педагогу-менеджеру образовательного процесса, помимо знаний в области психологии, педагогики и методики, необходимо постоянно повышать уровень управленческих навыков.

Каждый педагог, утверждает В.П. Симонов, по сути своей, является менеджером воспитательно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель учебной организации - менеджером учебно-воспитательного процесса в целом (как субъект управления этим процессом)» [25, с. 3].

В научной литературе термин «педагог-менеджер» имеет немало интерпретаций (таблица 2).

Императивом сегодняшнего дня является профессиональная деятельность, которая позволяет адаптироваться к меняющимся реалиям социума, развивая тем самым профессиональные умения педагога-менеджера.

Проанализировав различные модели профессиограммы педагога отечественных ученых Н.В. Кузьминой [17], А.И. Щербакова [33], В.А. Сластенина [26; 27], Е.И. Артамоновой [3] и взяв за основу системно-деятельностный подход, нами были выделены профессиональные виды деятельности педагога-менеджера современной образовательной организации (комплекс). В схеме 2 и таблице 3 представлена профессиограмма педагога-менеджера».

Таблица 2.

Интерпретация термина «педагог-менеджер»

С.С. Луткин - человек, выстраивающий взаимоотношения с людьми, налаживающий контакт эффективного взаимодействия с ребенком для управления его развитием [20, с. 58].

А.А. Арламов - профессионал, вносящий изменения в педагогические институции, научные знания (особенно экономики образования, менеджмента в образовании, психологии управления) в содержание и способы реализации функций управления, преобразуя собственную технологию управления педагогическим процессом [2, с. 11].

Окончание табл. 2.

Н.Н. Михайлова - организатор, руководитель учебного процесса, управляющий образовательным учреждением: директор, завуч, председатель, президент ассоциации, руководитель службы, мастер производственного обучения, руководитель департамента образования, работник рейтингового агентства [22, с. 18].

М. Фурманэк - человек, непрерывно подвергающий разумной критике свои педагогические и предметные знания, умения и действия; ищущий способы наилучшей организации трудовой деятельности учащихся; заботящийся о создании и развитии детского коллектива; готовящий учащихся к жизни, труду и самореализации в информационном обществе [31, с. 84]; - аниматор процесса образования; интеллектуал, проводящий самостоятельный выбор; автор личных педагогических знаний и собственного профессионального силуэта; создатель желаемых эффектов образования [31, с. 47].

М.Б. Гроссман - специалист, профессионально осуществляющий функции обучения и воспитания на основе современных научных методов руководства [9, с. 7].

Л.В. Колясникова, В.А. Безуевская - педагог учебно-профессиональной деятельности, владеющий набором компетенций, позволяющих выполнять обобщенные трудовые функции педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования [15, с. 100].

Схема 2.

Профессиограмма педагога-менеджера

Таблица 3.

Профессиональные умения педагога-менеджера

Умения Виды деятельности

Коммуникативные - беседа, - коммуникабельность, - общение на разнообразных уровнях, - общение на официальном уровне, - формулировка задачи в разнообразных условиях общения, - обсуждение проблемы, - выявление стратегического управления, - преобразование и практическая деятельность профессионально-педагогического инжиниринга, управление эмоциями в процессе собеседования.

Адаптационные - саморегуляции, - идентификация проблемы, - адаптация к различным ситуациям в процессе беседы, - анализ проблемы и выбор ее решения, - соотношение приобретенной информации с профессиональной деятельностью, - переключение с одного вида деятельности на другой, ■ адаптация речи к интеллектуальному уровню собеседника.

Организационные (координирующие) - изучение и обобщение педагогического опыта; - организация мероприятия (встречи, собрания с родителями, методические совещания, педагогические советы, конференции, круглые столы, конкурсы, мастер-классы, выставки обучающихся и педагогов и т. п.), - организация учебного процесса, - делегирование полномочий и разделение ответственность, - компиляция инструкции, - составление базы данных для портфолио (педагога-менеджера, организации) по различным запросам профессиональной деятельности, - создание «рабочей» группы для осуществления проектов, - видение потенциала и лимита, - трансляция информации, - творческое применение научных методов и принципов а реализации проектов.

Мотиваци-онные - мотивация к выполнению различных заданий, - определение и выявление у обучающихся, родителей и сотрудников сущностные личностные качества (позитивные и негативные), - видение инновационной проблемы, - грамотное применение экономических и административных протекций, - привлечение к самостоятельной работе малоинициативных и неорганизованных обучающихся, родителей, сотрудников, - мотивирование партнеров, участников взаимодействия, к саморазвитию и самосовершенствованию профессионально-педагогического мастерства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продолжение табл. 3.

Умения принятия решений - понимание ответственности за принятое решение, - принятие оперативного решения (слушая слышать), - принятие к сведению разнообразных суждений, - умение творчески мыслить, модифицируя и чутко реагируя на все вокруг происходящее, - признание ошибочность принятого решения, - выявление сущности и логики педагогического процесса, - раскрытие закономерностей возрастного и индивидуального развития обучающихся, - создание флэш-кейса ресурсного поля; - формирование механизмов взаимодействия внутри консорциума проекта, - улучшение качества знания как интеллектуального товара в условиях рынка.

Исследовательские - анализ деятельности (личной и коллег), - рассмотрение фактов и событий, умение выявлять закономерности, - проведение исследования, - выявление проблемных зон инновационного поля проектов, - проведение анкетирования и беседы, - представление результатов исследования сотрудникам, - обобщение опыта (собственный и коллег), - непрерывное обучение, - повышение квалификации, - разработка и модификация методик, воспитательно-образовательных программ, - разработка программ дополнительного образования, - проведение рефлексии, - контент-анализ уровня личностно-профессиональных качеств педагога.

Проектировочные (прогностические) - применение правил проектирования (выделение объекта, представление концепции, алгоритма деятельности, определение внутренних параметров и т. д.), - рассмотрение всевозможных факторов, характеризующих условия функционирования организации, - планирование программы взаимодействия, - формирование речевой культуры педагога, - применение элементов речевого этикета, - выбор приоритета, - видение (планирование) вариантов развития деятельности (взаимодействия), - внедрение профессионально-педагогического инжиниринга как интеграционной основы управления.

Окончание табл. 3.

Контролирующие - четкое формулирование запросов, - определение критерий педагогического контроллинга, контроля и самоконтроля, - установление периодичности контроля, - осуществление и реализация образовательных услуг в условиях рынка, - соответствие критериям качества, в соответствии со стандартами. - разработка и реализация паттерн-инжиниринга, - управление знаниями, ■ осуществление и реализация образовательных услуг.

Вспомогательные - применение компьютера, видео-, аудио-, цифровой техники, - заполнение документации разного рода, - и др.

Деятельность педагога-менеджера, рассматривается не как обезличенный процесс передачи накопленного опыта, знаний и умений, а как процесс совместной деятельности в системе «учитель-ученик-родитель», учебной и предметно-преобразующей работе, неформальном общении, реализации средств коммуникации, с использованием всех ресурсов образования.

В связи с этим, обществу необходим педагог-менеджер, организатор учебного и воспитательного процесса, который способен решать многие задачи, возникающие у детей и молодежи, всесторонне развивая и оказывая им помощь и поддержку.

Именно поэтому, педагог-менеджер - интегративная личность, имеющая подготовку психолого-педагогической направленности, обладающая профессиональной и артистической культурой, инновационным творческим мышлением, компетентностью и имиджем, организаторскими и управленческими способностями [34, с. 92].

Гибкая и многофункциональная система - доминанта современного образования, рассматриваемая нами как процесс формирования такой картины мира, которая смогла бы обеспечить ориентировку личности педагога-менеджера в разнообразных ситуациях постоянно развивающейся и меняющейся реальности.

Сегодня педагог-менеджер творит, обновляет содержание и методику обучения и воспитания, ведет исследовательскую, проектную и инновационную деятельность с целью формирования новой российской концепции педагогического самоменеджмента.

Система образования призвана задавать определенную траекторию развития человеческого потенциала, которая действительно необходима современному обществу, обеспечивая его восходящее развитие.

Ибо, современный педагог - это, прежде всего, яркая индивидуальность, творческая личность, способная к развитию личностной и интеллектуальной культуры, инновационному творческому мышлению, самопознанию и осмыслению, умеющая решать проблемные ситуации, а также заинтересовывать и увлекать процессом саморазвития [37].

Мы солидарны с профессором В.И. Третьяковым, заявляющим, что создание системы управления не только поможет сформулировать цель управленческой деятельности, выделив совокупность элементов системы и установив характер связи между ними, но и позволит реализовать управленческие действия в достижении поставленных целей [30].

Образование в любой области предполагает не только усвоение определенного комплекса знаний, но умение самостоятельно, творчески мыслить, чутко реагируя на все вокруг происходящее.

В новом тысячелетии, когда знаний становится все больше и наука движется вперед, профессия педагога приобретает особое значение для развития общества и мира науки.

Список литературы

1. Андреев В.И. Саморазвитие менеджера. М.: Нар. образование, 2012. 160 с.

2. Арламов А.А. Трансформация педагогических объектов на основе психологических знаний (методологические проблемы). Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. № 9. Т. 53. С. 8-12.

3. Артамонова Е.И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя. Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Москва, 2000. 450 с.

4. Берд П. Продай себя. Тактика совершенствования Вашего имиджа. Мн.: Амалфея, 1997. 208 с.

5. Большой бухгалтерский словарь / Ред. А.Н. Азрилиян. М.: Институт новой экономики, 1999. 570 с.

6. Вейлл П. Искусство менеджмента / Пер. с анг. М.: Сирин, 2002. 203 с. (Искусство менеджмента).

7. Власова Е.З. Теоретические основы и практика использования адаптивных технологий обучения в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. СПб., 1999.

8. Гамзаева М.В. Формирование способности у будущих учителей к педагогическому самоменеджменту. Дис. ... канд пед. наук: 13.00.08. Махачкала, 2011. 174 с.

9. Гроссман И.Б. Сущность и содержание управленческой деятельности педагога // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2011. № 3. Том 17. С. 4-7.

10. Друкер П.Ф. Классические работы по менеджменту / Пер. с англ. И. Григорян, О. Медведь; Предисл. С. Писарева; Ред. Р. Пискотина. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 219 с. (Серия «Сколково»).

11. Дьяченко В.А. Инжиниринг - инструмент ускорения инновационного развития России. URL: http://www.osp.m/resources/releases/?rid=4193 (дата обращения: 02.12.2010).

12. Зайверт Л. Ваше время - в ваших руках (Советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время): пер. с нем. / Автор. пре-дис. В.М. Шепель. М.: Экономика, 1991. 232 с.

13. Иванов Б.С. Теория и методология реализации педагогической системы качества образовательного процесса в вузе: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. СПб., 2004. 379 с.

14. Карпичев В. Самоменеджмент: Введение в проблему // Проблемы теории и практики управления. 1994. № 3. С. 103-106.

15. Колясникова Л.В., Безуевская В.А. Принципы построения содержания подготовки педагога-менеджера учебно-профессиональной деятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 5 (182). С. 99-104.

16. Кох Р. Принципы 80/20 / Пер. с англ. Д.И. Кахпкан. Мн.: Попурри, 2002. 352 с.

17. Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: Автореф. ... дис. д-ра пед. наук (по психологии). Ленинград, 1965. 39 с.

18. Лоренц В., Кондратьев В.В. Даешь инжиниринг! Методология организации проектного бизнеса. М.: Эксмо, 2007. 460 с.

19. Лукашевич Н.П. Теория и практика самоменеджмента: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. К.: МАУП, 2002. 306 с.

20. Луткин С.С. Осмысление лидерской позиции педагога как условие развития его профессионально-педагогических компетенций // Педагогическое образование в России. 2010. № 2. С. 57-63.

21. Мижериков В.А. Управление образовательным учреждением: словарь-справочник: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Мижериков; Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 384 с.

22. Михайлова Н.Н. Подготавливаем современных педагогов-менеджеров. // Профессиональное образование. 2005. № 9. С. 18.

23. Осика Л.К. Инжиниринг объектов интеллектуальной энергетической системы. Строительство. Бизнес управление: практическое пособие. М.: Издательский дом МЭИ, 2014. 780 с.: ил.

24. Радченко И.А. Учебный словарь терминов рекламы и паблик ри-лейшнз / Под ред. Е.Е. Топильской. Воронеж: ВФ МГЭИ, 2007. 114 с.

25. Симонов В.П. Управление образовательным процессом в средней школе: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 1992. 342 с.

26. Сластенин В.А. Педагогика: Учебник / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. 9-е изд. стереотип. М.: издательский центр «Академия», 2008. 576 с.

27. Сластенин В.А. К вопросу о профессиограмме учителя общеобразовательной школы // Советская педагогика, 1973. № 5. С. 72-80.

28. Станиславский А.Р. Термины-транскрипции в отечественном экономическом дискурсе: инжиниринг // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. URL: http://ekonomika.snauka. ru/2014/03/4414. (дата обращения: 19.09.2015)

29. Толковый словарь. Инновационная деятельность. 2-е изд., доп. / Отв. ред. В.И. Суслов. Новосибирск, 2008. 224 с.

30. Третьяков В.И. Школа: Управление качеством образования по результатам. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Перспектива, 2009. 492 с.

31. Фурманэк М. Дидактические основы подготовки будущего учителя предмета «Техника» как педагога-менеджера: На материале Республики Польша. Дис. ... д-р пед. наук: 13.00.01. Москва, 1998. 327 с.

32. Чемоданова Т.В. Система информационно-технологического обеспечения графической подготовки студентов технического вуза: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. Екатеринбург, 2005. 375 с.

33. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л., 1967. 167 с.

34. Якушева С.Д. Самоменеджмент и имидж педагога нового столетия / Авторитет и имидж в профессиональной деятельности педагога: Монография [под ред. С.Д. Якушевой]. Новосибирск: Изд. АНС СибАК, 2018. 208. 208 с. С. 58-100.

35. Concise Oxford English Dictionary: For University and College Stu-dentes. Oxford: Oxford University Press, 2006. 1210 p.

36. Crozier M. The company tapped: How to learn a post-industrial management. Paris. 1991.

37. Yakusheva S.D. Professional-pedagogical engineering in innovative activity of contemporary Russian education. // The collection includes The International Conference on the Transformation of Education Proceedings Held by SCIEURO in London 22-23 April 2013. Vol. 2. р. 122-132.

38. Yakusheva S.D. The development of modern school system in Russia. Austrian Journal of Humaniti es and Social Sciences. Scientific journal. 2014. № 9-10.рр. 149-158.

References

1. Andreyev V.I. Samorazvitiye menedzhera [Self-development manager]. M.: Nar. obrazovaniye, 2012. 160 p.

2. Arlamov A.A. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta. 2010. № 9. V. 53, рр. 8-12.

3. Artamonova Ye.I. Filosofsko-pedagogicheskiye osnovy razvitiya dukhov-noy kul tury uchitelya [Philosophical and pedagogical foundations of the development of spiritual culture of the teacher]. Moskva, 2000. 450 p.

4. Berd P. Proday sebya. Taktika sovershenstvovaniya Vashego imidzha [Sell yourself. Tactics to improve your image]. Mn.: Amalfeya, 1997. 208 p.

5. Big accounting dictionary / Ed. A.N. Asrilian. M.: Institute of New Economics, 1999. 570 p.

6. Veyll P. Iskusstvo menedzhmenta [Art of Management]. M.: Sirin, 2002. 203 p. (Iskusstvo menedzhmenta).

7. Vlasova Ye.Z., Izvozchikov V.A. Nauka i shkola. 1999. № 5, pp. 2-9.

8. Gamzayeva M.V. Formirovaniye sposobnosti u budushchikh uchiteley k pedagogicheskomu samomenedzhmentu [Formation of the ability of future teachers to pedagogical self-management]. Makhachkala, 2011. 174 p.

9. Grossman I.B. VestnikKGUim. N.A. Nekrasova. Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika. 2011. № 3. Vol. 17, pp. 4-7.

10. Druker P.F. Klassicheskiye raboty po menedzhmentu [Classic management work] / ed. R. Piskotina. M.: Al'pina Biznes Buks, 2008. 219 p.

11. D'yachenko V.A. Inzhiniring - instrument uskoreniya innovatsionnogo razvitiya Rossii [Engineering is a tool for accelerating Russia's innovative development]. http://www.osp.ru/resources/releases/?rid=4193

12. Zayvert L. Vashe vremya - v vashikh rukakh (Sovety rukovoditelyam, kak effektivno ispol 'zovat'rabocheye vremya) [Your time is in your hands (Advice to managers on how to efficiently use working time)]. M.: Ekonomi-ka, 1991. 232 p.

13. Ivanov B.S. Teoriya i metodologiya realizatsii pedagogicheskoy sistemy kachestva obrazovatel'nogoprotsessa v vuze [Theory and methodology of the implementation of the pedagogical quality system of the educational process in the university]. SPb., 2004. 379 p.

14. Karpichev V Problemy teorii i praktiki upravleniya. 1994. № 3, pp. 103-106.

15. Kolyasnikova L.V., Bezuyevskaya V.A. Vestnik Tomskogo gosudarst-vennogopedagogicheskogo universiteta. 2017. № 5 (182), pp. 99-104.

16. Kokh R. Printsipy 80/20 [Principles 80/20]. Mn.: Popurri, 2002. 352 p.

17. Kuz'mina N.V. Psikhologicheskaya struktura deyatel'nosti uchitelya i formirovaniye yego lichnosti [Psychological structure of the teacher and the formation of his personality]. Leningrad, 1965. 39 p.

18. Lorents V., Kondrat'yev V.V. Dayesh'inzhiniring! Metodologiya orga-nizatsiiproyektnogo biznesa [Give engineering! Methodology of the organization of project business]. M.: Eksmo, 2007. 460 p.

19. Lukashevich N.P. Teoriya i praktika samomenedzhmenta [Theory and practice of self-management]. K.: MAUP, 2002. 306 p.

20. Lutkin S.S. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii. 2010. N° 2, pp. 57-63.

21. Mizherikov V.A. Upravleniye obrazovatel'nym uchrezhdeniyem: slo-var '-spravochnik: Ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ucheb. Zavedeniy [Management of an educational institution: Dictionary - Handbook: Proc. allowance for stud. higher studies. institutions]; ed. P.I. Pidkasis-togo. M.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2010. 384 p.

22. Mikhaylova N.N. Professional'noye obrazovaniye. 2005. № 9. P. 18.

23. Osika L.K. Engineering objects of the intellectual energy system. Building. Business management: a practical guide. M.: Publishing House MEI, 2014. 780 p.

24. Radchenko I.A. Educational glossary of advertising and public relations / Ed. HER. Topilskoy. Voronezh: VF IPEI, 2007. 114 p.

25. Simonov V.P. Upravleniye obrazovatel'nym protsessom v sredney shkole [Management of the educational process in high school]. Moskva, 1992. 342 p.

26. Slastenin V.A., Isayev I.F., Shiyanov Ye.N. Pedagogika [Pedagogy]; ed. V.A. Slastenina. M.: izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2008. 576 p.

27. Slastenin V.A. Sovetskaya pedagogika, 1973. № 5, pp. 72-80.

28. Stanislavskiy A.R. Ekonomika i menedzhment innovatsionnykh tekh-nologiy. 2014. № 3. http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4414

29. Explanatory Dictionary. Innovative activity. 2nd ed., Ext. / Ed. ed. IN AND. Suslov. Novosibirsk, 2008. 224 p.

30. Tretyakov V.I. School: Education quality management by results. 2nd ed., Pererab. and add. M.: Perspective, 2009. 492 p.

31. Furmanek M. Didakticheskiye osnovypodgotovki budushchego uchitelyapred-meta "Tekhnika" kakpedagoga-menedzhera: Na materiale Respubliki Pol 'sha [Didactic basics of preparing the future teacher of the subject "Technique" as a teacher-manager: Based on the Republic of Poland]. Moskva, 1998. 327 p.

32. Chemodanova T.V. Sistema informatsionno-tekhnologicheskogo obe-specheniya graficheskoypodgotovki studentov tekhnicheskogo vuza [The system of information technology support graphic training of students of a technical college]. Yekaterinburg, 2005. 375 p.

33. Shcherbakov A.I. Psikhologicheskiye osnovy formirovaniya lichnosti sovetskogo uchitelya v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya

— 2б2 —

[Psychological foundations of the formation of the personality of the Soviet teacher in the system of higher pedagogical education]. L., 1967. 167 p.

34. Yakusheva S.D. Samomenedzhment i imidzh pedagoga novogo stoletiya /Avtoritet i imidzh v professional'noy deyatel'nostipedagoga [Self-management and image of the teacher of the new century / Authority and image in the professional activity of the teacher]: Monograph [ed. S.D. Yakusheva]. Novosibirsk: Izd. ANS SibAK, 2018. 208. 208 p., рр. 58-100.

35. Concise Oxford English Dictionary: For University and College Stu-dentes. Oxford: Oxford University Press, 2006. 1210 p.

36. Crozier M. The company tapped: How to learn a post-industrial management. Paris. 1991.

37. Yakusheva S.D. Professional-pedagogical engineering in innovative activity of contemporary Russian education. The collection includes The International Conference on the Transformation of Education Proceedings Held by SCIEURO in London 22-23 April 2013. Vol. 2, р. 122-132.

38. Yakusheva S.D. The development of modern school system in Russia. Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. Scientific journal. 2014. № 9-10, рр. 149-158.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Якушева Светлана Дмитриевна, ректор, кандидат педагогических наук, доцент

АНО ДПО «Институт профессионально-педагогического инжиниринга»

ул. Перерва, 55-91, г. Москва, 109451, Российская Федерация jawa57@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DATA ABOUT THE AUTHOR Yakusheva Svetlana Dmitrievna, Rector, Candidate of Pedagogical Sciences (PhD equivalent), Associate Professor

Institute of Professional Pedagogical Engineering

55, apt. 91, Pererva, Moscow, 109451, Russian Federation

jawa57@mail.ru

SPIN-code: 4037-7851

ORCID: 0000-0003-2370-7191

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.