4. Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. - Томск. 1973. - С. 260-261.
5. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - М.: Республика, 2001. - 719 с.
6. Фомина Н.А. К вопросу о языковой лично-
сти. - Рязань: РИ МГОУ, 2002. - 141 с.
7. Шашков С.Н. Трансформация функций высшего образования в России // Известия Тульского государственного университета: Педагогические науки. - 2008. - № 1. - С. 120-128.
УДК 378.046.4
Бирюкова Марина Сергеевна
Луганская академия внутренних дел им. Э.А. Дидоренко
ТЕХНОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье уделено внимание последипломному образованию, как составной части непрерывного. Рассмотрена инновационная модель менеджмента социальных педагогов, направленная на усовершенствование профессиональных компетенций, которые повышают качество образования. Освещены теоретические и практические аспекты самоменеджмента социальных педагогов и выведено определение понятия «самоменеджмент социального педагога в системе последипломного педагогического образования».
Ключевые слова: саморазвитие, менеджмент, самоменеджмент, профессиональная компетентность, качество образования.
Кпроблеме самоменеджмента специалисты стали обращаться только в последнее время, в основном с целью теоретического обобщения для эффективности карьерного роста (М. Лукашевич, В. Пилипенко, В. Карпичев). Значительным вкладом в развитие положительных тенденций при исследованиях карьерных ресурсов и возможностей в условиях конкуренции и реализации самоменеджмента являются работы В. Астаховой, В. Журавского, Л. Сокурянской, И. Навроцкого [7, с. 116].
Самоменеджмент (от self - management) - последовательное и целенаправленное применение апробированных методов работы в повседневной практике для того, чтобы оптимально и эффективно использовать свое время [2]. Таким образом, самоменеджмент - это наука о самоорганизации и самоуправлении человека.
Основными элементами самоменеджмента являются трансформации, постоянно возникающие в процессе управленческой деятельности, неупорядоченности состояния потребностей и условий в целенаправленные, последовательные, совершенные действия и задачи.
Главную цель самоменеджмента можно определить как: оптимизация и максимальное использование личных возможностей, осознанное управление собственной деятельностью, преодоление неблагоприятных внешних обстоятельств и факторов. Данный процесс возможен при реализации таких принципов, как системность, непрерывность и жесткая организация
Под самоменеджментом понимается использование опробованных методов работы во всех сферах деятельности с целью оптимального и содержательного использования времени в личной и трудовой деятельности.
Итак, самоменеджмент - это самоуправление личностью своей жизнедеятельностью для достижения планируемых результатов. Под самоуправлением понимают систему деятельности по самоорганизации жизненных функций, которые обеспечивают достижения внутреннего потенциала, направленного на реализацию конкретного результата при оптимальном использовании ее внутренних ресурсов с учетом внешних условий. Сейчас самоменеджмент можно рассматривать как средство, возможность, фактор успешной деятельности каждого человека. Здесь важно осознание личных профессиональных свершений [2].
В ответ на эволюцию менеджмента, на мировые изменения в сфере управления, самоменеджмент является новым направлением современного менеджмента в целом и менеджмента в образовании в частности.
Самоменеджмент предусматривает самообразование, которое направлено на получение знаний и умений, необходимых для повышения уровня жизни, развитие умения самоорганизовываться и организовывать. Мы исходим из того, что самообразование - это самостоятельное углубление знаний, повышение уровня мастерства: чем многообразнее и глубже знания и опыт, тем вернее решение и способы его воплощения. Профессионализм влечет признание окружающими, что возвышает личность, утверждает ее в жизни, помогает реализоваться. Также самообразование - это неотъемлемое стремление человека к внутренним трансформациям. Организация самообразования состоит в постановке цели, определении приоритетов, выборе метода и обеспечении постоянства работы над собой. Самообразование может происходить в стандартных формах образования (высшее, среднее, профессиональное и последипломное) на базе государ-
© Бирюкова М.С., 2017
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ственных и частных образовательных учреждений, а также лично по индивидуальному плану.
Следующей составляющей самоменеджмента социального педагога является саморегуляция, которая предполагает приведение личности в норму, по необходимости или по инициативе самого социального педагога, или в процессе адаптации к окружающей обстановке.
Самоменеджмент предполагает постановку социальным педагогом целей и задач с помощью личных планов: жизненного и профессионального, а процесс постановки целей осуществляться по следующим этапам:
- выработка представлений о жизненных намерениях;
- разграничение во времени целей и задач;
- определение основных представлений в профессиональной сфере;
- дифференциация целей [1, с. 10].
Таким образом, самоменеджмент - это управление личными потенциалами, то есть умение их приобретать, хранить, развивать и успешно применять. Навыки самоменеджмента включают формирование уверенности в себе, выбор целей, планирование и организацию времени. Самоменеджмент, как составляющая менеджмента, охватывает также информацию и коммуникацию.
Исходя из результатов нашего исследования, совершенствование самоорганизации управленческой деятельности социального педагога может осуществляться за счет специальных психологических технологий самоменеджмента, которые направленны на развитие умений самоорганизации в межкурсовой период.
Основа самоменеджмента на этапе гностической деятельности педагога определяется как процесс познания и восприятия себя как специалиста, принятие своего профессионального «Я» на индивидуальном, личностном и субъектном уровнях. В данном ракурсе самоменеджмент в виде самонаблюдения, самоконцентрации, самоанализа и самооценки является процессом содержательного получения информации об усовершенствовании и приобретении качеств, которые необходимы для эффективности педагогической деятельности [4]. Самоменеджмент на уровне проектировочной и конструктивной деятельности социального педагога реализуется как целостный процесс самопрогнозирования и самопрограммирования. При этом вышеназванный факт проявляется в процессе проектирования стратегий и тактик собственного поведения на каждой ступени педагогической активности посредством отработки определенных последовательностей в решении педагогических задач и в профессиональных действиях. Необходимо отметить, что именно на этапе проектиро-вочно-конструктивной деятельности социального педагога происходит осознание им содержания
собственных перспективных, повседневных и срочных планов работы над собой как профессионала, в процессе чего должен вырабатываться лозунг его профессионального роста и личная программа по непрерывному самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию как педагога-профессионала.
Основа самоменеджмента на уровне организаторской деятельности социального педагога в учебно-воспитательном процессе обуславливается процессом самоорганизации его стремлений, направленных на фактическую реализацию конкретных целей и задач, программы и системы действий, которые осуществляются посредством самоактуализации, самомобилизации, самопрезентации, самоанализа, самопоощрения.
Таким образом, организаторские способности являются профессионально важными для социального педагога. При этом следует помнить, что постоянная необходимость в организации других, прежде всего, заставляет учиться правильно организовывать самого себя, то есть применять проверенные методы работы в ежедневной педагогической деятельности.
Самоменеджмент на уровне коммуникативной деятельности социального педагога, направленный на установление и поддержание как прямой, так и обратной связи с самим собой, является процессом саморегуляции личного поведения на каждом этапе учебно-воспитательного процесса. Саморегуляция, включающая интеллектуальную, эмоциональную и волевую потенции личности социального педагога как профессионала, осуществляется путем самоанализа, самоконтроля и самооценки, которые меняются между собой, как сопоставление идеальных и реальных моделей, способов самопрезентации путем осуществления самокоррекции, самоосуждения или самовосхваления.
Итак, организационное педагогическое воздействие в период курсовой подготовки специалистов в системе ПО имеет субъект-субъектный характер и направляется тьютером на осознанные составляющих субъекта с целью формирования определенных осознанных образований.
Анализируя образующие профессиональной компетентности отметим, что личностная самоорганизация (самоменеджмент) - это деятельность личности, которая проявляется в целеустремленности, действенности, обоснованности мотивации, планировании, автономности, скорости принятия решений и ответственности за них, объективности оценки своей деятельности; а педагогическая самоорганизация - это процесс синергетического самоструктурирования, самоупорядочения и самосовершенствования структуры профессиональной компетентности социального педагога.
Таким образом, совершенствование внутренних самоорганизационных процессов происходит через воздействие из вне - методисты, препода-
116
Вестник КГУ ^ 2017
ватели; и посредством самосовершенствования личности - синергетическое влияние профессиональной сферы. Умение работать над собой также зависит от внешних факторов, которыми в разных периодах жизнедеятельности выступают разнообразные источники информации.
Формирования педагогической самоорганизации (самоменеджмента) социальных педагогов можно представить в виде блоков:
- содержательного;
- методологического;
- педагогических условий;
- технологического.
Исходя из выше указанной модели, отметим, что личностная компетентность - это умение владеть приемами личностного самовыражения и саморазвития способом противоборства профессиональным деструкциям личности социального педагога.
Самоменеджмент проявляется в осознанной пластичности и соответствии социального педагога потребностям времени. Внешними показателями педагогической самоорганизации являются:
- применение гуманистического личностно ориентированного подхода в обучении, что проявляется в конкретных результатах;
- понимание сущности современных образовательных процессов, проявляющееся в уровне анализа проблем современного образования;
- участие социального педагога в профессиональных конкурсах, педагогических и общественных организациях;
- педагогическая толерантность;
- умение развивать основные компетентности обучающихся;
- использование информационных и инновационных технологий, участие в проектах профессионального развития.
В ходе исследования нами было выведено понятие самоменеджмента для социальных педагогов.
Таким образом, самоменеджмент социального педагога - это саморазвитие на основе компе-тентностного подхода и освоение эффективных методов педагогической активности средствами использования собственных ресурсов, связанное с последовательным и целенаправленным управлением качеством самообразования в межкурсовой и курсовой периоды системы последипломного педагогического образования.
Библиографический список
1. Зайверт Л. Ваше время - в ваших руках: советы деловым людям, как эффективно использовать рабочее время. - М.: АО «Интерэксперт»: Инфра-М, 1995. - 265 с.
2. Колпаков В. Навчальна програма дисциплши «Теорiя i практика самоменеджменту». - Ки!в: МАУП, 2005. - 30 с.
3. Колпаков В. Самоменеджмент человека: стратегия и тактика // Персонал. - 2002. - № 10. -С. 56-61; № 11. - С. 68-73.
4. Мусиенко-Репская В.И., Цокур О.С. Самоменеджмент как основа формирования профессионального мастерства будущего педагога. - Одесса: ЮУГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000. - 23 с.
5. Оглобин В. Персональный менеджмент - основа успешной карьеры // Управление персоналом. - 2004. - № 14 (100). - С. 30-32.
6. Пономарьов О.С. Невщкладшсть проблем формування загально! професшно! культури сучас-них фахiвцiв // Педагопка i психолопя. - 2002. -№ 3. - С. 88-92.
7. Шевченко Н.В. Самоменеджмент как технология профессионального саморазвития выпускника ВУЗА. - 2012. - № 4 (84). - С. 115-118.
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
117