УДК 378
Грязнова Елена Дмитриевна
кандидат педагогических наук, доцент Владивостокский филиал Российской таможенной академии
ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена вопросам высшего образования в России на современном этапе с позиции структурно-функционального подхода. Акцентируется внимание на аксиологической составляющей высшего образования для общества, которая выражается в формировании высоконравственных мировоззренческих основ индивида. Анализируется изменение образовательной парадигмы, обусловленной внедрением двухуровневой системы подготовки (бакалавриат, магистратура). Предлагаются новые подходы в построении образовательной системы высшей школы, основанной на методологической педагогике (обучение методам, формам и процедурам познания и преобразования). Предложен анализ существующих функций (образовательная, развивающая, социальная, научная). Выделена и обоснована экологическая функция высшего образования. Дано определение экологической функции высшего образования.
Ключевые слова: высшее образование, экологическая функция, компетентностный подход, образовательная парадигма, методология обучения, нравственно-этические ценности.
Известное высказывание Л.Н. Толстого - «В мире много знаний хороших и разных, но самое главное знание - как жить», - приобретает сегодня особую актуальность. Действительно, современная педагогика на разных уровнях не испытывает трудностей в доступе к научным знаниям, чему всячески способствуют современные компьютерные технологии и инновации, активно внедряемые в методы обучения. Но все чаще мы ощущаем дефицит нравственности и духовности у выпускников образовательных учреждений.
2017 год объявлен президентом нашей страны годом «Экологии». В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех государств. Разумное использование природных богатств приводит к успеху в промышленности и сельском хозяйстве. Безусловно, бережное и рациональное использование природных ресурсов и сохранение культурного, цивилизованного Мира целиком зависит от качества образованности общества. Чем больше у людей «обыкновенных» общечеловеческих ценностей, тем больше у Природы возможностей, шансов устойчивого развития. Высшее образование играет ключевую роль в данном вопросе, поскольку задачи высшего образования формировать миропонимание и интеллект тех, кто будет претворять в жизнь развитие и управление государством.
Высшее образование, являясь завершающим уровнем в основной образовательной системе, следующем после среднего общего или средне-специального образования, должно обеспечивать подготовку специалистов высшей категории, прежде всего, ориентированных на развитие и процветание той страны, гражданами которой они являются. Ведь на сколько патриотичными будут подготовленные для отраслей экономики профессиональные кадры, на столько стабильно и устой-
чиво будет развитие нашей страны. Знания, получаемые в стенах высших учебных заведениях России, должны давать возможность решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры, прежде всего, на благо нашей Родины.
Являясь социальным институтом в системе общества, высшее образование выполняет определенные функции. Опираясь на исследования И.А. Зимней, А.В. Хуторского, можно тезисно определить основные функции высшего образования: образовательная (расширение и получение новых социо-культурных и профессональных знаний); развивающая (формирование мотивацион-ной составляющей, способствующей личностному и профессиональному росту); социальная (формирование социально-одобряемых качеств, приобретение ценностного смысла обучения); научная (воспроизведение и генерирование новых научных знаний) [1, с. 25]. Каждая из названных функций достаточно многогранна, но все они объединены целью подготовки высококвалифицированных специалистов, способных к созиданию, и обращены непосредственно на объект обучения.
По мнению С.Н. Шашкова, Э.М. Сороко, В.Г. Буданова, в последнее время наблюдается «трансформация функций высшего образования», где функция реализации социальных запросов общества превалирует над предметно профессиональной [7, с. 120-128]. Исходя из этого, можно предположить, что наряду с вышеперечисленными функциями, высшее образование выполняет еще одну функцию - «экологическую».
Отсюда вытекает цель данного исследования -определить понятие «экологическая» функция высшего образования и рассмотреть ее как одну из главных функций высшего образования, являющейся основой для сохранения государственности, природосообразности человека в целом, его духовной «экологизации» с целью создания здоровых
Вестник КГУ А 2017
© Грязнова Е.Д., 2017
Вопросы исследования экологической функции высшего образования
в гигиеническом и моральном отношении условий жизни людей в государстве.
Сегодня термин «экологическая функция» в научных публикациях часто можно встретить как «экологическая функция Российского государства». Экологическая функция государства признана теоретиками государства и права одной из основных и самостоятельных функций современного российского государства [2]. В литературе по теории государства и права ее еще определяют «функцией по охране природы» (охране окружающей среды, охране окружающей природной среды) [3].
Определений термина «экология» существуют сотни, в разные времена ученые давали свои трактовки экологии. Само слово состоит из двух частиц, с греческого «ойкос» переводится как дом, а «логос» - как учение. Экология - это наука, которая изучает законы природы, взаимодействие живых организмов с окружающей средой, основы которой заложил Эрнст Геккель в 1866 году.
В современной науке наряду с онтологическим смыслом, у понятия «экология» появилось еще и социально-мировоззренческое, как например, в словосочетании «экологическая функция». Если под функцией понимать «отношение между элементами, в котором изменение в одном влечёт изменение в другом» [5], а так же «использование того или иного механизма социальных взаимодействий для достижения определённой цели или реализации определённых ценностей», то «экологическая функция» - это деятельность в сфере взаимодействия человека, общества и природы, целями которой является обеспечение сочетания экологических и экономических интересов общества.
Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов. Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей территории».
Если обратиться к самому определению «природа», то вслед за В.Н. Сагатовским мы можем сказать, что в онтологическом смысле «природа» - синоним сущности на уровне наличного бытия сущего, т.е качество, наиболее устойчивое, необходимо присущее в определенном диапазоне его изменений («Человеческая природа такова, что...»); в антропологически-мировоззренческом смысле природа - это мир в апекте его естественного существования в проиво-положность тому, что искусственно создано человеком: натура и культура [4, с. 22-24].
Аксиологическая составляющая высшего образования рассматривается как «скреп», «фундамент» государственности, оно является залогом устойчивого развития государства и общества. Т.е. степень развития и благополучия страны и об-
щества прямо пропорциональна уровню профессиональной и духовно-нравственной состоятельности высшей школы.
Любая социальная система обусловлена рядом закономерностей бытия системы, включающие: биосферу, население, государственность, экономику (хозяйственную деятельность), и есть процесс исторически-сложившегося самоуправления этой системы. Несомненным является тот факт, что качество жизни и проблемы современной цивилизации напрямую зависят от качества образования. Система образования формирует миропонимание и интеллект управленцев (депутатов, чиновников, бизнесменов, топ менеджеров). Впоследствии они управляют путем соотнесения оперативной информации с собственным мировоззрением и миропониманием. Далее возникает спектр управленческих решений, что определяет уровень развития общества. Следовательно, если нас не удовлетворяет качество жизни общества, то начинать надо с анализа науки и построения методологии образования, что формируют менталитет и культуру мышления тех людей, которые будут проектировать и планировать вектор развития государства, а в целом и качество жизни всего народа. И если от степени образованности специалистов зависит сохранение целостности нации, то, проводя параллель с сохранением природных богатств государством, экологическая функция высшего образования проявляется в сохранении и приумножении интеллектуальных богатств страны, стоящих на службе у всех членов общества для их духовного, нравственного и материального обогащения.
Сегодня мы сталкиваемся с противоречием между: внедрением передовых методик и практик обучения, нацеленных на повышения эффективности обучения в высшей школе и уровнем профессиональной подготовки выпускников; между состоявшимся фактом перехода высшего образования на двухуровневую систему обучения (бакалавриат, магистратура) и отсутствием достаточных условий реализации полученных практических навыков для каждого уровня профессиональной подготовки.
Внедрение компетентностного подхода в высшей школе полностью изменило образовательную парадигму. С одной стороны, двухуровневая система подготовки (бакалавриат и магистратура) удобна для сложившейся на сегодняшний день экономики, т.к. очень быстрая смена тенденций на рынке труда, предусматривает быстрые сроки обучения с определенным набором компетенций. Но возникает вопрос: зачем необходима высшая школа, если средне специальные образовательные учреждения могут удовлетворить запросы рынка труда на относительно быструю подготовку профессиональных кадров с набором компетенций, необходимых для определенной отрасли экономики? Поиск ответа на этот вопрос наталкивает на мысль, что высшее
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
113
образование должно, прежде всего, ориентироваться на формирование человека и гражданина. В данном случае можно возразить: компетентност-ный подход предусматривает формирование как профессиональных, так и общекультурных компетенций. Но здесь, на наш взгляд важен сам подход. Понятийный аппарат «компетентностного подхода» в целом еще не сложился в отечественной науке. И часто его отождествляют с образованностью и формированием умений способов деятельности (И.Я Лернер, Г.П. Щедровицкий, В.В. Давыдов). Известно, что автор компетентностного подхода ученый лингвист Н. Холмский, впервые разделил два понятия - компетенция и компетентность относительно изучения языка, где первое - это набор навыков и умений, а второе - это готовность применить их на практике [6]. Но также известно, что наука начинается там, где есть метрологическая составляющая, где есть критерии и мера, по которой возможно оценить результат. Отсюда следует, что есть навыки и умения, а также готовность их реализации на практике, которые возможно оценить метрологическим путем, с помощью различных дидактических средств, а как же быть с нравственно-этической составляющей, с патриотизмом, с личностными качествами, которые лежат в основе любого образованного человека? Как можно измерить степень совестливости, честности, добропорядочности?
Если обратиться к вопросу о педагогике высшей школы в разные исторические периоды человечества, можно привести ряд примеров, свидетельствующих о том, что высшее образование в любом государстве со времен Древней Греции выполняло «миссию» по сохранению нации, государственности. Т.к. именно оно формировало относительно культурологической основы государства нового гражданина в рамках концепции жизни общества. Высшее образование, прежде всего, должно быть нацелено на развитие духовного потенциала общества, где образованность отождествляется с повышением миропонимания индивида. Высшее образование не может быть рыночным, оно не должно регулироваться исключительно рынком. Человек не должен быть ограничен лишь получением технократических знаний, а прежде всего, получать «человеческие знания». Должна быть возможность проявлять творчество, а не только демонстрировать приобретенные компетенции.
Отсюда следует, что компетентностный подход в системе высшего образования не совсем отвечает подразумеваемому результату, он скорее больше подходит для «постдипломного» обучения, для обучения с целью перепрофилирования. А высшее образование, как заключительная ступень в системе профессионального образования должно строиться на основе методологической педагогики - обучение методам, формам и процедурам
познания и преобразования. Ведь исходя из определения понятия «образованность» следует, что это способность человека самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений, основываясь на системности знаний и системности мышления. А это может обеспечить только широкий кругозор и эрудиция, полученные в результате глубокого освоения обширных научных знаний. Как известно, компетентностный подход ориентирован на узкую профильность, и в результате такого обучения, мы получаем очень «узкого» специалиста, зависимого от определенной отрасли экономики. Компетент-ностный подход в обучении, может быть инструментом для формирования недостающих навыков и умений при очередной смене технологий, тогда как методологический подход в обучении дает платформу для дальнейшего развития профессионала, для самосовершенствования на протяжении всей жизни.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что экологическая функция государства - это направленное воздействие государственных институтов на общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы, целью которого является методами правового регулирования и правовой охраны обеспечить качество окружающей среды, благоприятное для жизни и здоровья человека и жизни других живых организмов. Экологическая функция высшего образования, в этом контексте, заключается в сохранении и приумножении интеллектуального и творческого потенциала как основного ресурса государства в обеспечении национальных интересов страны. Основной задачей в реализации этой функции является не только подготовить профессиональные кадры для всех отраслей экономики, а формировать духовно-нравственный вектор развития общества, обеспечивающий каждого гражданина Российского государства основными нравственно-этическими ценностями, такими как, патриотизм, любовь к ближнему, желание сохранить государственную целостность, культурные и природные богатства страны в которой он проживает.
Библиографический список
1. Волов В.Т., Волова Н.Ю., Четырова Л.Б. Некоторые тенденции высшего образования в России // Инновации в образовании. - 2001. - № 2. - С. 27-35.
2. Кравченко Ю.Б. К методологии теории функции государства // Таможенное дело, экономика и право на Дальнем Востоке России / под общ. ред. В.И. Дъякова. - Владивосток: ВФ РТА, 2006. -С. 224-229.
3. Меркулов ММПроблемы экологической функции современного Российского государства: теоретико-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук. - Ставрополь, 2002. - 232 с.
114
Вестник КГУ ^ 2017
Технология саморазвития социальных педагогов в системе непрерывного профессионального образования
4. Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. - Томск. 1973. - С. 260-261.
5. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - М.: Республика, 2001. - 719 с.
6. Фомина Н.А. К вопросу о языковой лично-
сти. - Рязань: РИ МГОУ, 2002. - 141 с.
7. Шашков С.Н. Трансформация функций высшего образования в России // Известия Тульского государственного университета: Педагогические науки. - 2008. - № 1. - С. 120-128.
УДК 378.046.4
Бирюкова Марина Сергеевна
Луганская академия внутренних дел им. Э.А. Дидоренко
ТЕХНОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье уделено внимание последипломному образованию, как составной части непрерывного. Рассмотрена инновационная модель менеджмента социальных педагогов, направленная на усовершенствование профессиональных компетенций, которые повышают качество образования. Освещены теоретические и практические аспекты самоменеджмента социальных педагогов и выведено определение понятия «самоменеджмент социального педагога в системе последипломного педагогического образования».
Ключевые слова: саморазвитие, менеджмент, самоменеджмент, профессиональная компетентность, качество образования.
Кпроблеме самоменеджмента специалисты стали обращаться только в последнее время, в основном с целью теоретического обобщения для эффективности карьерного роста (М. Лукашевич, В. Пилипенко, В. Карпичев). Значительным вкладом в развитие положительных тенденций при исследованиях карьерных ресурсов и возможностей в условиях конкуренции и реализации самоменеджмента являются работы В. Астаховой, В. Журавского, Л. Сокурянской, И. Навроцкого [7, с. 116].
Самоменеджмент (от self - management) - последовательное и целенаправленное применение апробированных методов работы в повседневной практике для того, чтобы оптимально и эффективно использовать свое время [2]. Таким образом, самоменеджмент - это наука о самоорганизации и самоуправлении человека.
Основными элементами самоменеджмента являются трансформации, постоянно возникающие в процессе управленческой деятельности, неупорядоченности состояния потребностей и условий в целенаправленные, последовательные, совершенные действия и задачи.
Главную цель самоменеджмента можно определить как: оптимизация и максимальное использование личных возможностей, осознанное управление собственной деятельностью, преодоление неблагоприятных внешних обстоятельств и факторов. Данный процесс возможен при реализации таких принципов, как системность, непрерывность и жесткая организация
Под самоменеджментом понимается использование опробованных методов работы во всех сферах деятельности с целью оптимального и содержательного использования времени в личной и трудовой деятельности.
Итак, самоменеджмент - это самоуправление личностью своей жизнедеятельностью для достижения планируемых результатов. Под самоуправлением понимают систему деятельности по самоорганизации жизненных функций, которые обеспечивают достижения внутреннего потенциала, направленного на реализацию конкретного результата при оптимальном использовании ее внутренних ресурсов с учетом внешних условий. Сейчас самоменеджмент можно рассматривать как средство, возможность, фактор успешной деятельности каждого человека. Здесь важно осознание личных профессиональных свершений [2].
В ответ на эволюцию менеджмента, на мировые изменения в сфере управления, самоменеджмент является новым направлением современного менеджмента в целом и менеджмента в образовании в частности.
Самоменеджмент предусматривает самообразование, которое направлено на получение знаний и умений, необходимых для повышения уровня жизни, развитие умения самоорганизовываться и организовывать. Мы исходим из того, что самообразование - это самостоятельное углубление знаний, повышение уровня мастерства: чем многообразнее и глубже знания и опыт, тем вернее решение и способы его воплощения. Профессионализм влечет признание окружающими, что возвышает личность, утверждает ее в жизни, помогает реализоваться. Также самообразование - это неотъемлемое стремление человека к внутренним трансформациям. Организация самообразования состоит в постановке цели, определении приоритетов, выборе метода и обеспечении постоянства работы над собой. Самообразование может происходить в стандартных формах образования (высшее, среднее, профессиональное и последипломное) на базе государ-
© Бирюкова М.С., 2017
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1