ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 377:378:373.3/5
МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ
© Лариса Робертовна Храпаль
Казанский государственный технологический университет, г. Казань, Россия, кандидат педагогических наук, докторант , e-mail: lora.a2005@mail.ru
В статье рассматриваются аспекты модернизации структуры и содержания высшего профессионального экологического образования в контексте социокультурной динамики: проблемы социокультурной модернизации содержания подготовки профессиональных преподавателей экологических дисциплин; приоритеты, задачи и функции высшего профессионального экологического образования; уровни современной социокультурной эколого-профессиональной подготовки; дан анализ состояния системы высшего профессионального экологического образования.
Ключевые слова: социокультурная динамика; проблемы; тенденции; функции; приоритеты и задачи модернизации структуры и содержания высшего профессионального экологического образования; уровни современной социокультурной эколого-профессиональной подготовки.
В современных условиях перехода России к правовому государству социокультурная модернизация системы высшего профессионального экологического образования может осуществляться только на принципиально новых эколого-нравственных, социально-экономических и профессиональнопедагогических основаниях. Российская высшая школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественных и экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности обновляющейся страны. Процесс претворения в жизнь программы модернизации российского образования обнаруживает некоторые признаки «усталости». Возникает знакомая по историческим прецедентам и чреватая нежелательными последствиями ситуация «недореформированности»: когда реформа не доводится до своего логического конца, система не только не переходит в желаемое состояние, но, наоборот, в итоге может быть отброшена на рубежи, существенно уступающие по своим качественным параметрам состоянию дореформенному [1]. Суть современного кризиса высшего профессионального экологического образования заключается в несоответствии современных образова-
тельных систем со всеми их ведущими элементами (целями, структурой, содержанием, методами обучения) резко изменившимся условиям жизни в мире и обществе. Модернизация образования, в т. ч. и экологического, глубоко трансформировала представления о личностных приоритетах будущих специалистов, выдвинув на первое место экологическую образованность, социокультурную компетентность, непрерывность самообучения, креативность, самостоятельность. Но эти приоритеты вступили в противоречие с существующей педагогической системой, сложившейся в промышленную эпоху и ориентированной, главным образом, на запоминание, воспроизведение и исполнение. Это вызвало снижение качества эко-лого-образовательной фундаментальной подготовки в США, Франции, ФРГ, Японии, России.
Представляется совершенно необходимым внести большую определенность в планы развития российской эколого-образова-тельной системы, в особенности с учетом принципов Болонского процесса, и приступить к систематической реализации этих планов. Для успешного внедрения новейших экологических технологий необходимы вы-
сокообразованные и хорошо подготовленные специалисты - экологи и другие профессиональные работники, способные проектировать, внедрять и управлять сложными эколо-го-производственными системами. В этой связи, возникает необходимость пересмотра структуры эколого-образовательного процесса в вузах, обеспечение его соответствия национальным целям модернизации высшего профессионального экологического образования с учетом изменений социокультурной динамики общества.
Основные требования к профессиональной подготовке специалистов-экологов нового уровня в вузах многих стран мира, в т. ч. и России, выражены в требованиях к их эколо-го-профессиональной компетентности и отношению к будущей профессии. Обобщенные требования к эколого-профессиональной компетентности специалистов с высшим профессиональным экологическим образованием заключаются в наличии специальной экологической подготовки, умении сочетать теорию с практикой, владении контекстуальными знаниями, обладании адаптивными возможностями и навыками межличностного общения.
Следует отметить, что Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) уделяет большое внимание экологическому образованию и, в частности, профессиональной подготовке кадров в области природопользования и экологической безопасности. Поэтому именно подготовка новых кадров для экологических ведомств и отраслей особенно важна. По данным статистических исследований, средний возраст государственных служащих в Российской Федерации составляет 40-50 лет, молодых, и что немаловажно, опытных сотрудников крайне мало [2]. Поэтому, на наш взгляд, это довольно перспективное направление подготовки специалистов-экологов, но оно, к сожалению, слабо развито. По отношению к профессии специалисты-экологи нового
уровня должны уметь определять свою эко-лого-профессиональную роль, знать профессиональную этику, уметь доказывать свою необходимость на рынке труда, стремиться к повышению своего научного уровня, обладать мотивацией к непрерывному экологическому образованию. Выпускникам необходимо владеть основами профилирующей и
ряда смежных дисциплин, работать с современными информационными системами, обладать общими эколого-профессиональными качествами (экологической культурой и активностью, экологическим мышлением, экологическим творчеством и предприимчивостью, экологическим мировоззрением и т. д.).
Несколько лучше обстоят дела с преподавательской деятельностью. Еще в 1994 г. Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию была утверждена специальность 013100 - «Экология» с квалификацией «учитель экологии», а в мае 1995 г. - государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по этой специальности. Однако действие его распространялось на вузы только до 1998 г. и было прекращено в 1999 г. с утверждением ГОС ВПО второго поколения, по которому выпускник имеет право педагогической деятельности лишь при освоении соответствующей дополнительной, урезанной образовательной программы.
Ну и, пожалуй, самая большая (по сравнению с остальными экологическими направлениями) потребность в экологах имеется в сфере промышленности (промышленные предприятия) и экологического предпринимательства (частные экологические компании, оказывающие различного рода экологические услуги).
Изучив ряд публикаций, можно сказать, что «эколог на крупном предприятии часто оказывается между двух огней. С одной стороны, как профессионал, он должен бороться за сохранение окружающей среды, с другой -как сотрудник предприятия - способствовать увеличению прибыли и сокращению издержек. Часто эти два вопроса вступают в противоречие, и найти компромисс между ними оказывается чрезвычайно сложной, хотя и интересной задачей. Опытных экологов-практиков предприятия можно отнести к людям с хорошим достатком. Спектр же деятельности частных предприятий очень широк и определяется рыночным спросом. Это обращение с отходами, проектирование и консалтинг, экологический аудит, лабораторные и полевые исследования, контроль и мониторинг, разработка экологических программ, инжиниринг, создание программного обеспечения, производство экологических при-
боров и оборудования» [1, с. 8]. Проанализировав ряд газетных и интернет-объявлений, вычленим несколько наиболее приоритетных для работодателя характеристик, которыми должен обладать специалист-эколог при поступлении на работу. К ним относятся: знание проектной документации; знание системы экологического аудита; знание ПК; знание экологического законодательства (как российского, так и международного); знание порядка учета и составления отчетности по охране окружающей среды; знание системы экологических стандартов и нормативов; умение вести расчет и минимизацию экологических затрат. Но соответствуют ли сегодняшние выпускники экологических вузов квалификационным требованиям, которые предъявляют к кандидату на должность эколога работодатели, и способны ли сегодняшние выпускники защищать население от неблагоприятного воздействия окружающей среды? Для ответа на этот вопрос обратимся к образовательному стандарту.
Взяв за основу государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 01.31.00 - «Экология» и 01.34.00 - «Природопользование», мы увидим, что основу дисциплин, преподаваемых в экологических вузах, составляют дисциплины биологического характера, такие как учение о гидросфере, экология растений и др. Без сомнения, без них не обойтись, но как же быть с дисциплинами, которые определяют дальнейший характер работы будущего выпускника. К ним отнесем «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды» и «Экологическая экспертиза», «Основы природопользования», «Техногенные системы и экологический риск», «Экологический мониторинг». Конечно же, эти дисциплины изучаются в вузах, но количество часов, которое тратится студентами на их изучение, чрезвычайно мало. Так, например, на изучение таких дисциплин, как «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды», «Экологический мониторинг» и «Экологическая экспертиза» отводится по 100 ч изучения на каждую, причем в это время входят как лекционные, так и практические занятия. Тогда как на изучение дисциплин «История» или «Философия» тратится более 150 ч. При изучении таких дисциплин, как
«Экологическая экспертиза» и «Экологический мониторинг» мы столкнемся с большим недостатком практических занятий. Обратившись к государственному стандарту можно заметить, что существует т. н. региональный компонент, включающий дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом (ОПД.Р.00), специальные дисциплины (СД.00) и факультативные дисциплины (ФТД. 00), на которые отводится стандартом по специальности 01.31.00 соответственно 850, 912 и 450 ч. Следовательно, заметим, что именно в недостатке учебных часов и части необходимых экологу дисциплин и есть минус существующего на сегодняшний день экологического образования в классических вузах России. На наш взгляд, вузам следует все же немного отходить от стандарта и прибегать к решению проблемы подготовки экологических кадров по каким-либо своим внутренним стандартам образования (конечно же, в рамках существующих образовательных стандартов), что и позволит им преодолевать конкуренцию на рынке экообразования, модернизировать содержание программ высшего профессионального экологического образования, повысить уровень экологического образования, и тогда специалист, сошедший с порога вуза, будет востребован на рынке труда.
Выделим основные проблемы высшего профессионального экологического образования.
1. Проблемы национально-регионального характера, связанные с недостаточной изученностью социокультурных и этнокультурных процессов регионов и необходимостью внедрения данных аспектов в практику преподавания экологических дисциплин в высших учебных заведениях.
2. Отсутствие постоянного научно -методического взаимодействия с федеральным центром по вопросам изучения социокультурного наследия в формировании экологической культуры профессиональных специалистов-экологов.
3. Потребность в окончательной адаптации системы подготовки профессиональных преподавателей экологических дисциплин к условиям демократии и рыночной экономики.
4. Необходимость социокультурной модернизации системы переподготовки и по-
вышения квалификации эколого-педагоги-ческих кадров.
В условиях радикального изменения экологического мировоззрения, экологического просвещения и экологической культуры общества высшее профессиональное экологическое образование позволяет осуществить адаптацию к новым жизненным условиям, удержать процесс воспроизводства социокультурного опыта, закрепить в общественном сознании и экологической практике новые ориентиры экологизации общества и личности.
Парадигма отечественного высшего образования рассматривает в качестве приоритета интересы личности, адекватные современным тенденциям общественного развития. Если прежние концепции были рассчитаны на такие символы обучения, как знания, умения, общественное воспитание, то символами нового взгляда на высшее профессиональное экологическое образование становятся социокультурная компетентность, экологическая эрудиция, индивидуальное экологическое творчество, самостоятельный поиск экологических знаний и потребность их совершенствования, экологическое просвещение, экологическая грамотность, экологическая ответственность, экологическая сознательность, новое экологическое мировоззрение, экологическая культура личности. Однако утверждение о том, что экологическое образование призвано отвечать интересам развития личности, должно быть конкретизировано на уровне практических задач социокультурной модернизации системы высшего профессионального экологического образования, а не носить декларативный характер. В связи с этим приоритетами модернизации высшего профессионального экологического образования в контексте социокультурной динамики являются:
- гармонизация отношения человека с природой;
- стимулирование интеллектуального экологического развития и экологической грамотности, использование современных методов научного познания для обогащения экологического мировоззрения и мышления;
- экологизация и социализация человека через его погружение в социокультурную, в т. ч. техногенную среду;
- формирование и реализация потребности в новом уровне экологической культуры, учитывающей интегративные тенденции развития экологического образования как науки;
- создание педагогических условий для приобретения широкого базового экологического образования, позволяющего достаточно быстро переключаться на смежные области профессиональной деятельности.
Традиции и инновации в экологическом образовании находятся во взаимодействии, которое рассчитано на эволюционное развитие системы высшего профессионального экологического образования, масштабное распространение того, что выдержало проверку экологической практикой.
Это особенно важно, когда речь идет о качестве высшего профессионального экологического образования и его фундаментальности. На каждом этапе эволюции на восприятие этих категорий существенное влияние оказывали новые требования, которые предъявляла ситуация к формированию специалиста (идея советских времен) или созданию экологически образованной личности (современная идея).
Считаем, что интересам социокультурной модернизации системы высшего профессионального экологического образования в наибольшей степени отвечает решение следующих управленческих задач:
- демократизация (с политической точки зрения идеологии управления) и гуманитаризация;
- фундаментализация университетского знания;
- интеграция образовательных систем, взаимное влияние и пополнение национального интеллектуального потенциала за счет расширения международного сотрудничества и вовлечения национальных высших школ в единые процессы развития цивилизации;
- возрождение экологических научных школ, создание экологических лабораторных комплексов, экологических площадок, обсерваторий, опытных хозяйств;
- развитие материально-технической базы, оснащение учебного процесса;
- развитие экологических технологий и инноваций, в т. ч. и дистанционных технологий обучения;
- возрождение авторитета специалиста-эколога и престижа научно-экологической и социокультурной деятельности, решение эколого-социальных проблем вузовских трудовых коллективов;
- создание эколого-информационной базы и решение проблем компьютеризации экологического обучения.
Последняя из названных управленческих задач связана с развитием информационного экологического общества.
Для системы высшего профессионального экологического образования и ее постоянного воспроизводства важна эколого-соци-альная база, включающая как потенциальный контингент лиц, желающих пройти экологическое обучение, так и реальную потребность в кадрах определенного профиля в регионе, городе, на отдельном предприятии.
Высшее профессиональное экологическое образование выполняет следующие основные функции: самореализации и экологизации личности в эколого-профессиональном труде; обеспечения устойчивости экологопрофессиональной карьеры индивида в условиях рыночной экономики; воспитания экологически активных членов общества для экологического творчества и участия в изучении социокультурных проблем региона; удовлетворения текущих и перспективных потребностей в обучении квалификационных специалистов-экологов, соответствующих
требованиям эколого-социального и научнотехнического прогресса, обладающих экологической культурой, профессиональной мобильностью и социокультурной компетентностью; обучения инновационным экологическим методам и подходам непрерывного самообразования для поддержания конкурентоспособности специалиста.
Идеология модернизации концепции высшего профессионального экологического образования включает в себя понятие о трех компетенциях субъекта профессиональной деятельности: специальной, социальной и индивидуальной. Иными словами, современная эколого-профессиональная подготовка должна осуществляться на специальном, социально-профессиональном и индивидуально-профессиональном уровнях.
Первый уровень - специальная компетентность - формирует профессиональную направленность и систему профессиональ-
ных экологических знаний, умений и навыков, способствующих приобретению экологического опыта решения типовых профессиональных задач.
Второй уровень - социально-профессиональный - интегрирует социальную и специальную компетентность и характеризует способность специалиста ставить проблему профессиональной реализации одновременно в социальных и личностных категориях.
Третий уровень - индивидуально-профессиональный - базируется на акмеологической парадигме образования. Основной задачей этого уровня является самореализация специалиста в экологической деятельности, максимальное совершенствование своего потенциала и возможностей в экологической практике и профессиональной деятельности [2, с. 301].
Компетентность специалиста приобретает все большее значение в связи с усложнением и расширением социального опыта, возникновением все новых и весьма разнообразных форм предъявления и переработки информации, со все возрастающим уровнем тех запросов, которые предъявляют к специалисту общество и обучаемые [3].
Важными основами социокультурной модернизации высшего профессионального экологического образования являются социокультурная и социально-экологическая компетентности преподавателя экологических дисциплин нового типа.
Социокультурная компетентность преподавателя экологических дисциплин предполагает сформированные знания и умения педагога передать социальный опыт по формированию определенных качеств личности подрастающему поколению с целью успешного процесса социализации.
Социально-экологическая компетент-
ность сохраняет структурные элементы, присущие экологической компетентности, определенные как: ценностно-смысловая
компетенция, общекультурная компетенция, коммуникативная компетенция и компетенция личностного самосовершенствования.
В целях реализации вышеперечисленных компетенций в практике подготовки кадров и необходимых условий модернизации качества высшего профессионального экологического образования следует: пересмотреть структуру и содержание высшего профес-
сионального экологического образования; наладить работу модернизированной структуры управления высшим профессиональным экологическим образованием; провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки и создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Анализ состояния системы высшего профессионального экологического образования позволяет говорить о том, что решение вышеуказанных задач возможно путем: реальной разгрузки содержания высшего профессионального экологического образования; использования инновационных методов и технологий обучения; организации экологического мониторинга состояния системы высшего профессионального экологического образования (экономического, социологического, правового); обеспечения дифференциации и индивидуализации высшего профессионального экологического образования на основе вариативности образовательных экологических программ и многообразия эколого-образовательных учреждений; усиления роли экологических дисциплин, обеспечивающих успешную профессиональную подготовку специалистов-экологов, соответствующую потребностям рынка труда; создание нормативной базы; создание государственной системы экспертизы качества учебной литературы; обеспечения государственной поддержки эколого-образовательным учреждениям, ведущим инновационную экологическую деятельность, как опорным площадкам процесса модернизации; создание независимой от органов управления образованием государственной системы оценки качества высшего профессионального экологического образования.
В «Концепции модернизации российского образования до 2010 г.» отмечается: «Развитие образования должно идти в режиме плодотворного диалога всех субъектов образовательной политики, четкого распределения и координации их полномочий и ответственности в этой сфере. Необходимо неуклонно расширять участие общества в выработке, принятии и реализации политикоправовых и управленческих решений в образовании» [4]. Это должно обеспечиваться как соответствующей нормативной базой, так и реальными механизмами действенного уча-
стия всех субъектов управления в развитии образования.
Вместе с тем, важнейшая задача и одно из приоритетных направлений модернизации высшего профессионального экологического образования - модернизация самой существующей модели высшего профессионального экологического образования. В современных условиях необходимо перейти от административных рычагов управления образовательными учреждениями к нормативным и экономическим методам, создать единую систему образовательной статистики и показателей качества высшего профессионального экологического образования, а также систему мониторинга высшего профессионального экологического образования, т. к. без него не может быть качественного управления самой системой образования.
Формирование оптимальной модели модернизации высшего профессионального экологического образования предполагает четкое распределение и согласованность компетенций и полномочий, функции и ответственности всех субъектов государственного управления и субъектов сферы образовательной политики.
Мы считаем, что важно создать учебные округи на качественно новом уровне, где будет объединен образовательный потенциал различных регионов и территорий. Задачи подобных округов заключаются во взаимо-обогащении местным и региональным опытом, повышении эффективности горизонтального эколого-образовательного взаимодействия территорий, экономических, материально-технических, кадровых и других ресурсов, в выработке новой системы управленческого мышления и деятельности в экологическом образовании - системы сотрудничества и координации. При этом очевидно, что и вертикальная составляющая управления (как управления процессом развития экологического образования) должна стать более действенной и эффективной.
Таким образом, потребность управления развитием профессионального экологического образования как системы приводит к необходимости смены целевых ориентиров управления.
Наряду с повышением целенаправленности, систематичности и гибкости управления требуется расширение участия общественно-
сти, прежде всего эколого-педагогической, в определении перспектив развития экологического образования и экспертизе программ экологического образования.
В настоящий период районными, городскими, областными и краевыми подсистемами управления профессиональным экологическим образованием могут решаться следующие управленческие задачи: обеспечение качества экологического образования на уровне государственных и региональных стандартов образования и формирование новых образцов эколого-педагогической работы; изучение реальных образовательных потребностей разных социальных групп населения района, города, области и представления им соответствующих услуг; сотрудничество со студентами для совместного построения индивидуальных программ экологического образования и воспитания с целью формирования у населения экологической культуры; формирование регионального компонента экологического образования; проведение перспективных разработок новых типов экологизации содержания экологического образования и новых типов эколого-образо-вательных учреждений (негосударственных вузов, вузовских комплексов и т. д.).
Анализ изменений, происходящих в организационных структурах управления на уровне регионов, позволяет выделить ряд тенденций в их модернизации:
- создаются новые подразделения, нацеливаемые на выполнение вновь возникшей функции управления - по реабилитации студентов, экономики образования, развитию учебно-производственной деятельности, альтернативному и негосударственному образованию, связям с общественностью, международным связям;
- в структуре органов управления или при этих органах создаются различные функциональные службы (аттестационные, инспекторские, диагностические), причем их руководители имеют высокий статус в общей управленческой иерархии; создаются службы, специально занимающиеся координацией работы подразделений органа управления с другими структурами;
- создаются подразделения, концентрирующие в своем составе специалистов, курирующих все аспекты управления отдельными сферами образования (т. е. все
функциональные специалисты группируются вокруг общего объекта управления);
- в связи с созданием различных временных творческих коллективов и разработкой инновационных проектов, кроме линейных и функциональных руководителей, в структурах появились руководители ВТК и проектов, как правило, подчиненные одному из заместителей руководителя органа управления;
- создаются различные региональные органы, чаще с координационными функциями (региональные советы по развитию экологического образования, советы руководителей муниципальных органов управления образованием), экспертные советы;
- создаются новые структуры, занимающиеся научно-методическим, кадровым обеспечением системы образования (например, центры развития экологического образования), новые службы, специализирующиеся на оказании услуг и действующие на бюджетной и коммерческой основе.
Во внутривузовском управлении, так же как и на других уровнях, идет процесс пере-осмысливания объекта управления и управленческих функций. Отмечается появление следующих функций: прогноза изменений эколого-образовательных потребностей, социального заказа на экологическое образование; разработки и реализации экологообразовательных программ учебного плана; разработки и реализации концепции и программы экологизации образовательного учреждения; интеграции отдельных экологообразовательных процессов; организации учета, диагностики и структурирования контингентов студентов, поступивших в учебное заведение; организации разработки и освоения экологических технологий и инноваций; организации многоканального финансирования образовательного учреждения, оказания дополнительных платных услуг, предпринимательской деятельности.
Изучая проблему модернизации высшего профессионального экологического образования в контексте социокультурной динамики, мы выделяем следующие социокультурные факторы: человеческий потенциал, менталитет, совокупность систем ценностей, стереотипов мышления и поведения, свойственных обществу, являющихся ключевыми элементами как его устойчивости, так и при-
способляемости к внешним воздействиям без разрушения его существенных черт. Модернизация рассматривается нами как социокультурный процесс, а общество - как социокультурное образование, во многом детерминированное именно культурой. Одной из основных причин неудач российской модернизации является недоучет особенностей национального менталитета россиян. Поэтому при всяких реформах необходимо учитывать ментальные особенности населения, особенно их ценностную структуру, ибо глубокие реформы всегда есть кардинальноэволюционные изменения основ жизни, которые связаны с ценностными ориентациями, представлениями человека, нормами, сложившимися убеждениями и стереотипами. Культурно расколотое общество, как правило, оказывается не в состоянии мобилизовать требующиеся для этого социальные силы. Социокультурные процессы, как правило, включают в себя и жизненно важные изменения, связанные с рационализацией частной и общественной деятельности индивидов. Однако все инновации входят в жизнь эво-люционно, сохраняя непрерывность человеческого бытия, социальных и культурных идентификаций, типов солидарности и исторически сложившихся социальных практик. Весьма показательно, что в самой динамике процесса модернизации в Европе некоторые западные ученые видят побудительный мотив, толкающий европейцев к сохранению национальных особенностей и региональных культур. Ассимилирующее воздействие процессов модернизации пробуждает отношение к культуре как к «компенсации темпа перемен» [3, с. 26]. Диалогичность европейской культуры, ее стремление понять иное культурное разнообразие создают предпосылки для утверждения российского компонента в европейской идентичности, прежде всего посредством культуры и исторической памяти российских и европейских народов. Следовательно, обращение к наиболее существенным вопросам культурных и исторических традиций, национального и регионального менталитета, образования, искусства, религии оказывается особо важным еще и потому, что, по сути, именно они являются интеллектуальным ресурсом создания новой социокультурной системы высшего профессионального экологического образования.
Таким образом, показателем эффективности модернизации высшего профессионального экологического образования должен стать вывод самой системы экологического образования из глубокого финансового кризиса и обеспечение ее стабильного развития; повышение качества экологического образования на всех уровнях путем ужесточения требований к квалификации профессорско-преподавательских кадров, введения эффективных механизмов стимулирования их труда и поднятия престижа экологического образования, использования инновационных экологических методов обучения и новых информационных экологических технологий. Осуществление в России модернизации системы высшего профессионального экологического образования, обновление ее структуры и содержания в контексте Болонского соглашения будут способствовать процессу интеграции нашей страны в международное образовательное сообщество.
1. Гребнев Л., Кружалин В. Модернизация структуры и содержания инженерного образования // Высшее образование в России. 2003. № 4. С. 46.
2. Круглова Л.Ю. Модернизация профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования на основе интегративно-развивающего подхода: монография. М., 2006. С. 22.
3. Медведев В.П. Интеграция специальностей технологического, вычислительного и экономического профилей подготовки как инновационный подход к подготовке конкурентоспособных специалистов для высокотехнологичных производств // Инновационные технологии в высшем и профессиональном образовании: Материалы Международной научной конференции (8-15 августа 2009 г.) Испания (Коста дель Азаар). Международный журнал экспериментального образования. 2009. № 3. С. 26.
4. Парахонский А.П., Венглинская Е.А. Современные тенденции развития профессионального образования // Европейская интеграция высшего образования: Материалы научной международной конференции (25 июля - 1 августа 2009, Хорватия). Международный журнал экспериментального образования. 2009. № 3. С. 25.
Поступила в редакцию 1.03.2010 г.
UDC 377:378:373.3/5
MODERNIZATION OF STRUCTURE AND MAINTENANCE OF THE HIGHER PROFESSIONAL ECOLOGICAL EDUCATION IN CONTEXT OF SOCIOCULTURAL DYNAMICS
Larisa Robertovna Khrapal, Kazan State Technological University, Kazan, Russia, Candidate of Education, Doctoral Candidate, e-mail: lora.a2005@mail.ru
In the article considers aspects of modernization of structure and the content of the higher professional ecological education in a context of sociocultural dynamics: problems of sociocultural content modernizations of preparation of professional teachers of ecological disciplines; priorities, problems and functions of the higher professional ecological education; levels of modern sociocultural ecological and professional training; the analysis of a condition of system of the higher professional ecological education is given.
Key words: sociocultural dynamics; problems; tendencies; functions; priorities and problems of modernization of structure and maintenance of the higher professional ecological education; levels of modern sociocultural ecologic-vocational training.
УДК 338.48
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К КАЧЕСТВУ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА
© Елена Викторовна Субботина
Институт туризма и гостеприимства, Российский государственный университет туризма и сервиса, г. Москва, Россия, кандидат технических наук, доцент, зав. кафедрой технологии и организации ресторанного и гостиничного сервиса, зам. директора по учебной работе, e-mail: grigorev-tmb@list.ru
В статье рассматриваются основные аспекты формирования государственных требований к качеству подготовки специалистов для сферы туризма. Особое внимание уделяется анализу типовых моделей стандартов профессионального образования, а также результатам сравнительного анализа зарубежного и российского опыта подготовки кадров для сферы туризма.
Ключевые слова: туризм; профессиональное образование; государственный стандарт; модель.
В развитом современном обществе туризм является полноправной, самостоятельной отраслью. Специалисты различных отраслей знаний многих стран в последние годы уделяют ему особое внимание, в силу того что он стимулирует не только использование туристского потенциала в виде природно-рекреационных, экскурсионных, экономических и других ресурсов, но и целенаправленное формирование и развитие данного потенциала. Таким образом, сформировалась потребность в комплексном подходе к развитию сферы туризма как со стороны расширяющихся запросов потребителей, так и в ожидании потенциальных социальных эффектов. В первом случае комплексный подход к развитию сферы туризма обеспечивает рост ее доходности, во втором - социальную эффективность.
Вместе с формированием сферы туризма как самостоятельной отрасли экономики в России намечаются и изменения в образовательной политике для обеспечения ее эффективного функционирования.
Система российского профессионального образования на начальном этапе формирования туристской отрасли оказалась в сложной ситуации прежде всего из-за отсутствия преподавателей новой формации с научным пониманием туризма, а также из-за неразвитости учебно-методической базы (образовательных стандартов, программ, методической документации и учебной литературы) для профессиональной подготовки туристских кадров. Зарубежный опыт подготовки кадров для сферы туризма оказалось сложно адаптировать к российским условиям ввиду особенностей развития системы профессионального образования в нашей стране. Ин-