Научная статья на тему 'Программно-методическое обеспечение социокультурной модерниза- ции системы высшего профессионального экологического образования как механизм стимулирования профессионализма педагогов'

Программно-методическое обеспечение социокультурной модерниза- ции системы высшего профессионального экологического образования как механизм стимулирования профессионализма педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОБЛЕМНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Храпаль Лариса Робертовна

Статья посвящена программно-методическому обеспечению социокультурной модернизации высшего профессионального экологического образования, ориентируя всех участников эколого-образовательного процесса на выполнение поставленных целей модернизации и соблюдение основных механизмов их достижения. Разработанные нами инновации и программы определяют смысловое поле деятельности педагогов, обосновывают планируемые модернизационные изменения, стимулируя их к профессиональному росту и развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Храпаль Лариса Робертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программно-методическое обеспечение социокультурной модерниза- ции системы высшего профессионального экологического образования как механизм стимулирования профессионализма педагогов»

УДК 377:378:373.3/5

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК МЕХАНИЗМ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ

Л.Р. Храпаль*

Статья посвящена программно-методическому обеспечению социокультурной модернизации высшего профессионального экологического образования, ориентируя всех участников эколого-образовательного процесса на выполнение поставленных целей модернизации и соблюдение основных механизмов их достижения. Разработанные нами инновации и программы определяют смысловое поле деятельности педагогов, обосновывают планируемые модернизационные изменения, стимулируя их к профессиональному росту и развитию.

Ключевые слова: программно-методическое обеспечение; социокультурная модернизация высшего профессионального экологического образования; инновационные подходы и активные методы обучения; проблемные методы обучения.

METHODICAL SOFTWARE SOCIOCULTURAL MODERNIZATION SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL ENVIRONMENTAL EDUCATION AS A MECHANISM TO PROMOTE PROFESSIONALISM OF THE TEACHER

L.R. Khrapal

This article deals with methodical software sociocultural modernization of higher environmental education, targeting all participants eco-educational process in the implementation of the goals of modernization and respect for the basic mechanisms for achieving them. We developed innovative programs and determine the semantic field of educators, justify the planned modernization changes, encouraging them to professional growth and development

Keywords: software and methodological support; sociocultural modernization of higher environmental education; innovative approaches and active learning methods; problem teaching methods.

Сценарий проектирования национальной программы социокультурной модернизации высшего профессионального экологического образования как социальной деятельности, миссией которой являются формирование этнокультурной и гражданской идентичности, экологической просвещенности населения и рост конкурентоспособности страны в современном мире, включает следующие условия его воплощения:

- приоритет высшего профессионального экологического образования как одного из определяющих этапов в формировании экологической личности;

- соответствие высшего профессионального экологического образования целям опережающего и устойчивого развития общества;

- подготовка образовательной инициативы «Новая экологическая школа»;

Храпаль Лариса Робертовна, докторант Казанского государственного технологического университета, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: [email protected]

- разработка нового поколения стандартов высшего профессионального экологического образования как условия раскрытия индивидуальных и творческих способностей в экологической деятельности будущих специалистов в новом конкурентном мире;

- создание системы поиска и поддержки талантливых студентов, их сопровождения в течение всего периода экологизации их личности и мировоззрения;

- разработка системы материальных и моральных стимулов поддержки авторитета преподавателя экологических дисциплин, пополнения высших учебных заведений новым поколением преподава-телей-экологов (в том числе за счет профессионалов, не имеющих педагогического образования), сохранения в вузах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации;

- превращение вуза в социальный институт не только обязательного высшего профессионального образования, но и подготовки профессиональных, экологически грамотных специалистов нового уровня;

- применение и активное использование в учебном процессе новых форм, методов, подходов, технологий высшего профессионального экологического образования и инновационных компьютерных технологий, обеспечивающих формирование экологического мировоззрения и социокультурной компетентности студентов;

- приоритет нового экологического поведения и мировоззрения личности, экологизации всех научных дисциплин и индивидуального экологизированного подхода к каждому, минимизирующего риски для здоровья будущих специалистов в процессе обучения.

Программно-методическое обеспечение модернизации содержания высшего профессионального экологического образования включает несколько блоков:

- уточнение понятий: методика, педагогическая технология, учебная и образовательная программа;

- разработка программ повышения квалификации преподавателей экологических дисциплин;

- разработка эколого-образовательных программ формирования гражданской и этнокультурной идентичности будущих специалистов;

- использование новых педагогических технологий в деятельности педагога высшего профес-

сионального экологического образования.

В содержании разработанных нами программ повышения квалификации преподавателей экологических дисциплин, а также в программах экологического образования будущих специалистов есть неизменные основы - модули, включающие:

- характеристику учреждения или полную информационную справку о нем (паспорт);

- обоснование программы, базирующееся на социологических, педагогических, психологических исследованиях, состоящее из описания образовательных интересов, потребностей студентов, социума;

- оценку состояния педагогического процесса, условий для его развития, уровня развития педагогического коллектива;

- ведущие концептуальные подходы, приоритеты высшего профессионального экологического образования, цели и задачи эколого-образователь-ной деятельности;

- самостоятельно разработанный или выбранный из предложенных типовых учебный план вуза, регламентирующий учебный процесс;

- описание особенностей организации эколо-го-образовательного процесса, в том числе взаимообусловленности и преемственности ступеней, уровней содержания высшего профессионального экологического образования, инновационных форм организации экологической деятельности, экологических инноваций и технологий, системы промежуточной и конечной аттестации студентов;

- организацию экспериментальной площадки или инновационной деятельности вуза;

- психолого-педагогическое и методическое обеспечение эколого-образовательных программ высшего учебного заведения;

- систему управления реализацией эколого-об-разовательной программы;

- систему педагогического мониторинга.

В качестве примера можно привести разработанную нами программу «Социокультурная модернизация высшего профессионального экологического образования», разработанную автором исследования. Содержание этого документа включает в себя следующие разделы:

- модернизация управления научно-методическим и психологическим обеспечением образовательного процесса в ходе реализации концепции социокультурной модернизации высшего профес-

сионального экологического образования;

- повышение квалификации педагогов по проблемам формирования экологической культуры, этнокультурной и гражданской идентичности специалистов нового уровня;

- педагогические технологии и их применение в различных видах экологической деятельности будущих специалистов;

- тренинги по формированию этнокулыуры будущих специалистов;

- обобщение и распространение эффективного педагогического опыта по формированию социокультурной и этнокультурной компетентностей педагогов, их эколого-профессиональной мобильности;

- мониторинг и диагностический инструментарий по выявлению уровней социокультурной и этнокультурной компетентностей педагогов и уровней модернизированности гражданской и этнокультурной идентичности будущих специалистов.

Программа «Социокультурная модернизация высшего профессионального экологического образования» ориентирует педагогов на активное использование проблемных методов обучения в их деятельности, таких, как: анализ конкретных социально-культурных ситуаций, позволяющих разрабатывать новые направления экологической деятельности специалистов; деловые игры, которые связаны с профессиональной деятельностью преподавателя экологических дисциплин; сюжетно-деловые игры, развивающие экологическое и творческое мышление педагогов, навыки коллективного взаимодействия, при которых каждому приходится испытывать иерархию соподчинения и управления.

Мы предлагаем также преподавателям организовать секции и кружки экологического творчества для будущих специалистов, так как совместная экологическая деятельность со студентами является на наш взгляд, эффективным механизмом взаимодействия, взаимного сотрудничества в изучении экологических проблем регионов, обобщения народных традиций, обычаев, особенностей фольклора родного края, структуры материала, цвета и др.

Программа «Социокультурная модернизация высшего профессионального экологического образования» включает некоторые модернизацион-ные подходы к обновлению содержания экологи-

ческих дисциплин:

- целесообразно вводить предметы эколого-те-оретического блока в учебные планы на 1-2 курсах вузов для обеспечения непрерывности формирования экологических представлений, знаний, умений, навыков, а также превращения их в соответствующие убеждения и установки;

- осуществлять экологизацию общеобразовательных предметов («Этнология», «Этнопедаго-гика», «Педагогика межнационального общения», «Основы производства и менеджмент», «Педагогика», «Психология», «Социология», «Политология», др.) за счет введения специальных тематических лекций;

- соблюдать междисциплинарный подход при изучении специальных дисциплин с учетом профильной базовой вузовской подготовки. Это создаст основу для модернизированности гражданской и этнокультурной идентичности будущих специалистов;

- создавать в университетском городке особую экологизированную воспитывающую среду, которая способствует закреплению экологических представлений, знаний, трансформируемых в убеждения, в осознанное экологическое поведение студентов.

Мы считаем, что главным ориентиром в экологическом образовании студентов должно стать принятие и освоение личностью технологий непрагматического взаимодействия с природой: эстетическое освоение природных объектов; взаимодействие с природными объектами в условиях антропогенной среды; индивидуальное природопользование в природной среде; природоохранная деятельность.

Мы использовали ведущие в нашем исследовании технологии подготовки студентов к взаимодействию с природой: технологии проблемного обучения, игровые технологии, модульную технологию. В основе технологий лежит личностноориентированный подход. Для него характерно:

- целевая установка на развитие личности и воспитание ресурсосберегающего отношения к природе;

- конгруэнтность содержания экологического образования профессиональной деятельности;

- опора на позитивный субъектный опыт природосообразной деятельности обучаемых;

- интеграционное единство форм, методов и

средств экологического образования;

- взаимодействие обучаемых и педагогов в процессе экологического образования;

- индивидуальный стиль педагогической деятельности [1].

Так как личностно-ориентированное экологическое образование представляет собой интеграцию обучения, воспитания и развития личности, то и технологии подготовки студентов к взаимодействию с природой должны быть направлены на достижение этих трех составляющих, обеспечивающих становление личности и формирование этнокультурной и гражданской идентичности. При выборе технологии обучения в процессе экологического образования мы учитывали факторы:

- модульная технология позволяет индивидуально подойти к каждому студенту в соответствии с его способностями;

- содержание модульной программы дисциплины «Экологические основы природопользования» предусматривает формирование готовности студентов к взаимодействию с природой посредством изучения учебных элементов;

- переход учебно-профессиональной деятельности студента к профессиональной наиболее оптимально происходит в игровой форме обучения;

- использование игровых технологий обеспечивает вовлечение студентов в систему «Человек -Общество - Природа»;

- проблемное обучение в процессе экологиче-

ского образования развивает у обучаемых способности к разным видам творческой деятельности, формирует экологическое мышление, особенно необходимое для решения нестандартных задач.

Итак, в качестве ведущих технологий подготовки студентов к взаимодействию с природой нами выбраны технологии проблемного обучения, игровые технологии и модульная технология, так как сущностным признаком их является адаптивность к личностным особенностям обучающихся, наделенных позитивным субъектным опытом природосообразной деятельности; пользование одной из них не исключает возможности применения других; позволяют ориентировать содержание экологического образования на будущую профессиональную деятельность и рациональное использование ресурсов; обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное, нравственное развитие студентов, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к преподавателю; позволяют организовать процесс экологического образования с помощью оптимальных методов, форм, средств обучения, контроля и оценки.

На формирующем этапе исследования мы использовали ведущие методы и формы, которые составляют основу всех технологий подготовки студентов к взаимодействию с природой в процессе профессиональной подготовки, представленные схематически на (рис. 1)

Рнс.1 - Ведущие иниовашюмпые методы высшего профессионального экологического образования

Специфика инновационных подходов и активных методов обучения состоит в том, что они могут обеспечить в эксперименте следующие возможности:

- вовлечение каждого педагога в активный познавательный, профессионально направленный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активного личностного познания, применения приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;

- совместную работу в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, связанных с модернизацией профессиональной деятельности, когда требуется применять соответствующие профессиональные умения, опираясь на предыдущий опыт;

- поиск, обработку, применение информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной профессиональной проблеме, собственного отношения и, как следствие, профессиональной позиции;

- постоянное испытание своих интеллектуаль-Литература

ных и нравственных сил для определения возникающих профессиональных проблем и умения их решать совместными усилиями [2] .

Используемые в эксперименте методы обучения обеспечивают педагогам формирование умений самостоятельно критически мыслить, использовать теоретические знания в профессиональных целях, рефлексии, способности к коммуникативному партнерству - всего того, что составляет основы социокультурной и этнокультурной компетентностей.

Таким образом, разработанные нами программы и мониторинговое обеспечение эффективной социокультурной модернизации высшего профессионального экологического образования направлены на проведение мероприятий, позволяющих апробировать инновации и отобрать наиболее эффективные механизмы и методы развития профессионального экологического образования в вузах, отвечающие задачам формирования экологической культуры, гражданской и этнокультурной идентичности личности, общества и государства.

1. Булдаков С.К. Философия и методология образования. - СПб.: Изд-во «Астерион», 2002. -408 с.

2. Папуткова Г.А. Современное профессиональное экологическое образование студентов вуза: монография. - Н. Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-та., 2007. - 361 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.