Т. З. Мухутдинова, Л. Р. Храпаль
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
Ключевые слова: технологические основы обеспечения модернизации, дидактическая система методики и технологии экологического образования в вузе, научно-методическое обеспечение процесса модернизации,
глобализация и социокультурная динамика общества.
В статье освещены технологические основы обеспечения модернизации в вузе, дидактическая система методики и технологии экологического образования в вузе, научнометодическое обеспечение процесса модернизации с учетом особенностей глобализации и социокультурной динамики общества, являющихся основой для социального консенсуса и средством разрешения противоречий и конфликтов между общественными группами и членами общества.
Key words: technological foundations for modernization, didactic system of methods and techniques of environmental education at the university, scientific and methodological support of the process of modernization, globalization and
socio-cultural dynamics of society.
The article highlights the technological foundations for the modernization of the university, teaching methods and system technologies for environmental education at the university, scientific and methodological support of the modernization process taking into account the features of globalization and socio-cultural dynamics of society that are the basis for social consensus and the means of resolving differences and conflicts between community groups and members of society.
На сегодняшний день в экологическом образовании применяется огромное число технологий, причем, в зависимости от их специфики, технологии могут использоваться как одно из средств обучения, обусловленное дидактической системой, или выступать в качестве определяющего фактора при разработке дидактической системы, т.е. обусловливать структурирование и отбор содержания, выбор форм, методов и средств обучения. Обязательным педагогическим условием технологической организации модернизации экологического образования в вузе является комплексное научно-методическое и мониторинговое сопровождение всего образовательного процесса, разработанное в соответствии с методологическими требованиями базовых технологий.
Технологизация является одной из определяющих тенденций модернизации экологического образования в вузе, обусловленной целым рядом объективных факторов. Анализ образовательной практики показывает, что большинство технологий, применяемых сегодня в высшем профессиональном экологическом образовании, имеет инструментальный характер, а поэтому не решает проблему кардинальной перестройки всего образовательного процесса и. значит, не обеспечивает достижение новых образовательных целей, отвечающих актуальным и перспективным потребностям социоприродного развития. На наш взгляд, экологическое образование в вузе должно быть компетентностно-ориентированным и включать природно-рефлексивную и витагенную технологии, выступая условием и фактором устойчивого коэволюционного социоприродного развития, что соответствует базовым концептуально-методологическим установкам современного экологического образования.
Дидактическую систему в вузе мы рассматриваем как целостное единство следующих взаимообусловленных, преемственно взамосвязанных и динамически взаимодействующих в образовательном процессе компонентов: образовательная цель методологические
подходы, обеспечивающие ее трансформацию в дидактические элементы, дидактические элементы (содержание, методы и организационные формы, средства и педагогические
условия процесса образования) =^>) результат.
Целевой компонент дидактической системы выступает основным управляющим фактором организации и функционирования всей системы посредством иерархической системы учебных целей, которые позволяют целесообразно конструировать все компоненты дидактической системы. Кроме того, цель в свернутом виде содержит концептуально значимые методологические установки, отражающие базовые идеи коэволюции, устойчивого развития, ключевых компетенций и саморазвития, которые также обусловливают организацию дидактической системы, сущностное наполнение ее компонентов и характер их взаимосвязи.
Нормативно-содержательный компонент дидактической системы отражает уровневую структуру и дидактически ориентированную модернизацию содержания профессионального экологического образования. Его нормативная составляющая представлена государственными образовательными стандартами специальностей и направлений подготовки специалистов экологического профиля, которые определяют содержание основной образовательной программы. В то же время фактически когнитивной основой формирования экологической образованности современных студентов выступает система социальных, экологических и специальных профессиональных знаний, отбор которых определяется ключевыми компетенциями, обусловливающими необходимость расширения форм презентации знаний в процессе обучения. С другой стороны, нормативнодисциплинарное представление содержания профессионального экологического образования при технологической организации образовательного процесса вступает в противоречие с его цикличностью и воспроизводимостью, а поэтому требует модернизации содержания на основе принципа модульности.
Организационно-структурный компонент отражает технологическую организацию процессуально-деятельностных дидактических элементов: методов, форм и средств обучения, включая их интеграцию в единое развивающее пространство, имеющее трехуровневую структуру, что в свою
очередь позволило кардинально модернизировать процесс обучения в его основных сущностных аспектах:
• обучение предстает не как процесс передачи информации (знаний), а как способ и форма жизнедеятельности обучающих и обучающихся, которые органично включают в себя в том числе и информационный обмен, а также как источник витагенного опыта;
• взаимодействие «педагог - обучающиеся» приобретает не просто субъект-субъектную форму, а характер непрерывного соразвития (коэволюции) субъектов взаимодействия в процессе образования;
• отношения всех участников процесса обучения рассматриваются как коммуникативные системы, моделирующие социоприродные отношения.
Это не только обеспечивает достижение поставленных образовательных целей, но и позволяет решить одну из чрезвычайно актуальных задач современности - преодолеть отрыв образовательного процесса от социокультурной динамики, который произошел в рамках традиционной когнитивно-репродуктивной парадигмы образования.
Модернизационные процессы в России тормозились отечественной социокультурной традицией, что во многом определялось как отторжением инноватики, характерным для традиционного общества, так и ускорением социокультурной динамики, характерным для западной цивилизации, что вызывало и потребность в адаптации, и противодействие ей. Уникальность России, уникальность любого модернизирующегося общества не отменяет базовые парадигмы перемен. Каждое общество меняется, но флуктуации этих перемен не отменяют общей векторности развития.
Возникновение нового мирового порядка обусловлено потребностью, которую вызвала глобализация мира. Создание его не должно ставить под вопрос сохранение национальной и культурной самобытности народов, охваченных процессом глобализации, и суверенитет их государств, а также сохранение и реализацию культурной самобытности и суверенитета
личности. Необходимость теоретического осмысления проблемы модернизации экологического образования в вузах во многом обусловлена все более высокими темпами исторической и социокультурной динамики. Взрывное ускорение перемен, вызывающее шок, столкновение с новыми реалиями, экологическими ценностями и экологическими моделями поведения изменяют смысловую непрерывность жизненного мира, требуя от экологической личности нового экологического мышления и экологического творчества [1].
Нами исследовано влияние глобализации и социокультурной динамики на процессы модернизации экологического образования в вузах, являющихся современными этапами развертывания единого и универсального «проекта модерна». Отмечено, что глобализация представляет собой процесс формирования единого коммуникативного пространства, основанного, прежде всего, на базе новых информационных технологий, характеризующийся постоянным увеличением взаимозависимости между государствами и регионами в политической, экономической, социальной, культурной и экологической сферах. Проблемы социокультурной динамики затрагивают процессы изменчивости в культуре и обществе, их обусловленность, направленность, факторы, определяющие изменения в культуре, механизмы их реализации и т. д.
Тенденция глобализации как форма интеграции научного и социокультурного знаний, а также явлений и процессов социальной действительности, является фундаментальной основой глобалистики. Целевая установка глобалистики - разработка научных основ эффективного функционирования всех подсистем глобальной социоэкосистемы, создание предпосылок преодоления конфликтных противоречий между отдельными подсистемами и системой в целом.
Важнейшей задачей, которую необходимо решить в процессе модернизационного перехода к новой российской социокультурной системе, является массовый переход к внутреннему локусу контроля, т.е. самоконтролю экологической личности, ее способности принимать решения и нести за них всю полноту экологической ответственности, в отличие от внешнего контроля, характерного для традиционного общества. В постсоветский период Россия, ее социокультурная сфера имеют реальный шанс на позитивное завершение модернизации, предполагающие, прежде всего, определенную синхронизацию исторической и социокультурной динамики с единой Европой, западной цивилизацией в целом.
Мы убеждены, что вузы России должны иметь экологическую установку на защиту природных регионов и не противоречить установке на защиту национальных интересов в экологической сфере. Педагогами рассматриваются новые принципы нового экологического образования: национально-культурная основа воспитания; гуманистическая открытость; личностная ориентированность; гражданская ответственность; целенаправленная созидательная активность; базовый принцип организованного саморазвития.
В процессе исследования мы пришли к такому мнению, что в наступившем столетии человечество оказалось перед сложным и крайне важным по своим последствиям выбором -двумя путями развития.
Первый предполагает дальнейшее ускорение экономического развития, социокультурной динамики, что в среднесрочной перспективе приведет к катастрофическим последствиям для биоценоза планеты, в том числе и для человечества.
Второй путь предполагает переход к более статичному состоянию социума, которое характеризуется не только использованием новых, ресурсосберегающих технологий, а предполагает замедление всех присущих человечеству форм динамики, уход от идеологии прогресса. Поэтому столь актуальна задача осмысления современных культурных процессов, разработка концепции социокультурной модернизации экологического образования в вузе, выработка принципов, целей и форм модернизации экологической культуры и образованности, этнокультурной и гражданской идентичности на региональном уровне.
Обращение к культурному наследию в условиях модернизации высшего профессионального экологического образования означает использование достижений и
исторического опыта данной культуры в новых экологических программах и стандартах. Современные условия определяют необходимость постоянной «расшифровки» прежнего культурного опыта, его переоценки и приспособления к новой ситуации. Обращение к культурному наследию в контексте модернизации учебного процесса в вузах при подготоаке будущих специалистов призвано обеспечить поддержание привычных символов, норм и ценностей, сложившихся в обществе. Следование этим образцам, проверенным многолетней практикой, обеспечивает привычные условия жизни, самобытность культуры [2].
Государственная образовательная политика вузов поддерживает организацию модернизации экологического образования и стремление актуализировать элементы национальной идентичности, реализуясь в некоторых случаях на государственном уровне. Во Франции, например, приняты законодательные акты, защищающие французский язык, установлен порог французского и европейского участия в теле- и радиовещании; подобные ограничения и приняты в Китае.
Таким образом, мы приходим к мысли, что в противовес движению к обезличенной однородности ставится задача сохранения культурных, национальных особенностей, происходит усиление первичной идентичности. Долгое время считалось, что традиционные ценности противостоят развитию традиционных обществ. Однако современное положение вещей снимает это противоречие: первичная идентичность приобретает качественно новые характеристики, пересматриваются и приспосабливаются к новой реальности традиционные установки, а этническое возрождение многими рассматривается как одна из черт развития человечества на современном этапе.
Важнейшими составляющими духовной культуры человека являются гражданская и этнокультурная идентичность личности, образующие основу современного, демократического, общества, опирающегося на культурно-исторические традиции, интегрированные и диалектически взаимосвязанные процессы глобализации, регионализации и локализации социальных сообществ и социальных сетей, которые могут быть образованы как по инициативе институтов государственных управления, так и в результате самоорганизации.
Успешность гражданского образования определяется освоением ценностей, смыслов и понимания закономерностей генезиса и функционирования гражданского общества, политической, экономической и правовой систем. Образ гражданина является эталоном и моделью «самостроительства» и «самостандартизации» молодого человека в процессе самоопределения и построения собственной идентичности.
В процессе становления гражданской идентичности особое значение имеет формирование и развитие качеств личности, составляющих содержание гражданской культуры личности - гражданственности, патриотизма, правовой и политической культуры. Именно поэтому высшее профессиональное экологическое образование должно воспитывать в будущих специалистах консолидационное мышление, новое экологическое поведение, гражданскую и этнокультурную идентичность.
Значительный интерес у преподавателей экологических дисциплин в вузе вызывают экологические технологии, направленные на достижение в современной образовательной среде оптимального соотношения в преподавании культурной идентичности и многообразия культур в контексте развития межкультурного и межконфессионального диалога в обществе. Реализация целей гражданского воспитания в курсах экологических дисциплин требует от преподавателя одновременного выполнения двух взаимосвязанных задач: укрепления единой общероссийской политической нации на основе формирования гражданской идентичности и создания условий для полноправного национально-культурного развития, проявления культурной идентичности в условиях всевозрастающего многообразия. Утрата культурных ценностей, незнание национальных традиций, исторических корней служат питательной средой для социальных, межэтнических и межконфессиональных проблем и напряжений.
Необходимость соотношения этнокультурной (региональной) и гражданской
идентичности мы включаем в содержание регионального компонента государственного стандарта высшего профессионального образования. В частности, были определены следующие задачи регионального компонента:
- развитие интереса к малой родине, изучение своего этноса и особенностей его существования;
- развитие социально-коммуникативной, ценностно-мировоззренческой компетентностей будущих специалистов на основе исследовательской, поисковой деятельности, изучении многообразных источников по истории края, личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей региона (края, республики, области и т. д.) в прошлом и настоящем;
- воспитание толерантного отношения к истории и культуре народов, живущих на территории региона в прошлом и настоящем;
- формирование гражданской и этнокультурной идентичности у будущих специалистов, воспитание готовности к активному участию в жизни региона, демократических, патриотических убеждений гражданина России.
Актуальной задачей сегодня остается разработка методологии преподавания культурного разнообразия в современном вузе, включая перспективы развития и модернизацию методов и технологий, используемых в процессе обучения экологокультурному разнообразию.
Идеи толерантности, межкультурного и межконфессионального диалога должны стать важной составляющей региональных экологических программ, учебно-методических комплектов; программ подготовки и повышения квалификации преподавателей экологических дисциплин на основе создания условий для повышения мотивации преподавателей к новой экологической деятельности. Однако преподавание в контексте идей толерантности и готовности к межкультурному диалогу требуют определения социокультурных и этнокультурных компетенций, необходимых для преподавания в вузе многообразия культур.
Мы убеждены, что важным направлением формирования гражданской идентичности в единстве с этнической и общекультурной идентичностью, должно стать развитие социального партнерства между образованием, наукой, культурой, местным сообществом, национальными объединениями и международными организациями.
В качестве важнейших принципов воспитательной системы, определяющей эффективность экологического образования в контексте российской социокультурной динамики, следует выделить:
национально-культурную основу воспитания; гуманистическую открытость воспитания; личностную ориентированность воспитания; воспитание гражданской ответственности; воспитание целенаправленной созидательной активности; базовый принцип организованного саморазвития (Рис.1).
Мы считаем, что эколого-образовательная политика вуза должна быть направлена на модернизацию форм, методов и содержание экологических дисциплин, разработку учебнометодических материалов, в том числе создание новых, отвечающих современным экологическим и социальным вызовам, что является существенным условием эффективности решения национальных и этноконфессиональных проблем общества. Расширение использования в учебном процессе возможностей краеведения; модернизация системы подготовки и переподготовки преподавателей экологических дисциплин, способных решать стоящие перед ними сегодня задачи, требует разработки специальной программы о социокультурных и этнокультурных особенностях регионов [1, 2].
Особое внимание в процессе подготовки и переподготовки преподавателей, ведущих преподавание социально-гуманитарных дисциплин необходимо уделять следующим
вопросам:
- углублению знаний о культурном разнообразии народов России и зарубежных стран;
- использованию в новом контексте имеющихся учебных курсов, наполнению их содержанием, отражающим идеи эколого-культурного взаимодействия и мирного разрешения возникающих конфликтов и противоречий;
- введению новых дисциплин специализации и факультативов по обсуждаемой экологической проблематике;
- изменению форм и методов проведение практических и семинарских занятий со студентами, например, увеличение числа диспутов, дискуссий и иных активных форм преподавания;
- максимальному использованию внеучебной деятельности (расширению взаимодействия будущих специалистов с представителями общественных организаций, диаспор, конфессий; постоянному взаимодействию и обмену опытом с зарубежными педагогами и студентами; участию в работе различных экологических клубов, и др.).
Рис. 1 - Задачи и принципы экологического образования в вузе в контексте разрешения национальных и этноконфессиональных проблем общества
Мы считаем, что преподавателям необходимо в своих экологических программах раскрывать непреходящее значение многообразия истории и культуры каждого народа в развитии человечества, показывать пагубность предубеждений, ложных стереотипов и неоправданных ожиданий как от прошлого, так и от настоящего и будущего.
Национально-культурная основа экологического образования создается
систематическим приобщением будущих специалистов к культурным и духовнонравственным традициям, базовым национальным ценностям многонационального народа Российской Федерации, учетом этнопсихологических особенностей и достижений народной педагогики для развития интеллектуальных способностей и нравственных качеств личности.
Национальные ценности и универсальные общечеловеческие ценности национального духа - это стимулирующее начало развития общественной и личной духовности в конкретноисторических условиях представителя того или иного этноса. Свое активное социальное значение они приобретают в той мере, в какой становятся достоянием большинства представителей этноса и входят в практические отношения людей этой нации, проникают в их сознание и чувства.
Гуманистическая открытость, способность и склонность к межличностным и межкультурным контактам - необходимые качества современного человека, живущего и работающего в многоэтничном и поликультурном мире. Поэтому один из базовых элементов современного высшего профессионального экологического образования - воспитание в духе толерантности, коммуникабельности, доверия и миролюбия, свойственных многонациональной отечественной культуре и являющихся краеугольным камнем российской цивилизации.
Личностно-ориентированная модель экологического образования предполагает активное вовлечение современной студенческой молодежи в процессы социализации, развитие доступных форм самоуправления, психолого-педагогическую поддержку стремления к лидерству и самовыражению. Социальный статус и личностная состоятельность человека определяются совокупностью его морально-этических, творческих и образовательнопрофессиональных качеств. Насущной задачей высшей школы является включение духовнонравственных ценностей, здорового и безопасного образа жизни, качественного экологического образования, экологической культуры и эколого-профессиональной мобильности в систему актуальных культурных ценностей и личностных ориентиров.
Воспитание гражданской ответственности опирается на гармоничное сопряжение этнокультурного самосознания и российской (как национально-территориальной, так и общероссийской национальной) гражданской идентичности обучающихся, которые являются гражданами федеративного государства - многонациональной России, оставаясь полноправными членами различных этнокультурных и конфессиональных сообществ. В понятие гражданственности входят такие качества, как готовность защищать родину, способность объективно оценивать соответствие политики государства интересам народа, умение объединяться для достижения общей цели, отодвигая свой личный интерес на второй план. Безусловно, вузовское экологическое образование также направлено на поиск стабильных, проверенных экологических ориентиров. Таковыми ориентирами чаще всего выступают элементы традиционной этнической культуры, «культурное наследие».
Этнокультурная идентичность - сложный социально-психологический феномен, содержание которого определяет осознание (как индивидуальное, так и коллективное) общности и единства локальной (этнонациональной) группы на основе разделяемой культуры, психологическое переживание этой общности и культурообусловленные формы ее манифестации, как индивидуальные, так и коллективные [4].
Этнокультурная идентификация обусловлена психологической потребностью человека в упорядочении представлений о себе и своем месте в картине мира, подсознательным стремлением к преодолению разрыва первоначального синкрезиса, к обретению единства с окружающим миром, которое достигается в замещенных формах
(языковой, религиозной, политической и др. общности), посредством интеграции в культурносимволическое пространство социума.
Содержание этнокультурной идентичности определяет синтез синхронических и диахронических структурных компонентов.
Устойчивую, синхроническую «горизонталь» структуры образует совокупность когнитивно-психологических компонентов:
- чувственно-инстинктивного, рационального и ментального (в качестве которых мы рассматриваем, соответственно, комплекс чувств и переживаний индивидов по поводу принадлежности к «своей» этнокультурной общности);
- совокупность разворачивающихся во времени рефлексивных процессов, образующих этническое (национальное) самосознание;
- ментальность, образующая латентный, глубинный пласт этнокультурной идентичности.
На наш взгляд, проявления этнокультурной идентичности следует рассматривать как в глобальном, так и в региональном масштабе. Как известно, процесс глобализации приводит к актуализации этнической идентичности. В этих условиях для региональных этнических культур актуализируется задача - сохранив свою культурную идентичность и самобытность, определиться в условиях глобального мира, интегрироваться в мировое сообщество путем сочетания традиций и инноваций, т.е. через сохранение уважения этнической самобытности и этноразнообразия к экономическому и духовному развитию.
Перед общественной мыслью сегодня стоит проблема целостного осмысления развития мирового сообщества в новых условиях, когда общечеловеческие интересы становятся доминантой международной жизни, над которой, однако, все еще довлеют противоречия классового, национально-этнического, группового уровней. Парадоксальность ситуации заключается в том, что глобализация общественных процессов, общечеловеческие интересы сочетаются с цивилизационным кризисом. Суть его состоит в том, что перед человечеством все еще остаются нерешенными вопросы поиска надежных средств предотвращения глобальных катастроф - экономических, экологических, военно-политических и др.
В ряду проблем, которые на рубеже веков привлекают большое внимание, можно назвать:
- процессы, связанные с новой фазой цивилизационного развития с воздействием их на ценностные ориентации, на межгосударственные, национально-этнические и конфессиональные отношения;
- последствия глобализации, становления информационного общества, формирование новых экономических и геополитических реалий;
- глубокие изменения в мировой политике (что проиллюстрировали, например, события вокруг косовского кризиса), дебаты, связанные с корректировкой военнополитических доктрин, поисками механизмов регулирования конфликтов, путей обеспечения стабильности и безопасности;
- кризис прежних партийно-политических систем, эволюция политического консерватизма, реформизма, корпоративизма, их основные течения, концепции «третьего пути» - их роль и реальное значение;
- изменения в сфере труда и социально-трудовых отношений, их оценки, переосмысление сдвигов в «традиционных» и новых социальных движениях;
- рост значения общественной деятельности разных слоев и их организаций, в том числе неправительственных (региональных, международных, локальных и др.), их роли в эволюции гражданских обществ, в движении к культуре мира, достижению согласия, межнациональному и международному сотрудничеству [4].
Перед лицом названных проблем движение к культуре мира выступает как императив поступательного цивилизационного процесса, её можно рассматривать в нескольких измерениях. Как синтез научной мысли, отражающий новейшие достижения в познании
человеческого общества, культура мира дает объективную картину характерных для него противоречий и теоретически обосновывает способы их преодоления. Как политика, воплощенная в деятельности межгосударственных организаций, она на практике призвана содействовать выходу из конфликтных ситуаций посредством диалога и мирного сотрудничества. Как правовой феномен культура мира обладает обширным потенциалом нормотворчества, раскрытие которого позволяет обогатить систему международного права новыми положениями, сдерживающими перерастание противоречий в войны, межэтнические и другие конфликты. Наконец, как форма нравственности, отражающая общечеловеческие духовные ценности, представления современного человека о добре и зле, она вносит в общественные отношения дух мира, согласия, веротерпимости. Это может способствовать смягчению межконфессиональных и социокультурных противоречий.
Современные экологические программы в вузах должны закладывать в свое содержание предпосылки для более интенсивного развития глобального движения, направленные на усиление взаимосвязей, взаимодействия между цивилизациями, на переход от насилия и войн к культуре мира, ненасилия, диалога. Этому, например, способствуют:
- усилия международных неправительственных (в том числе и экологических, социологических, экономических, политологических и других) организаций, которые в последнее время сосредоточивают все больше внимания на анализе последствий глобализации, прежде всего, в контексте вызовов, возникающих в данной связи перед мировым сообществом, перед национальными, региональными и другими институтами, общественными движениями, организациями и т.д.;
- новые измерения их активности на разных уровнях: интернациональном,
региональном, национальном, локальном [3].
Таким образом, главным пороком доминирующих сегодня представлений о культурной глобализации, навязываемых международному сообществу, является конфликт базовых концептуальных установок, а точнее, концептуальных схем, определяющих выбор общего направления воздействия на социоприродные системы на всех уровнях международной интеграции, реинтеграции и дезинтеграции (эти процессы связаны между собой). С одной стороны, подобная идеология основывается на признании необходимости построения эффективной общепланетарной системы управления рисками перед лицом глобальных угроз и, прежде всего, угрозы нелокализуемых экологических катастроф. Следует признать, что в этом случае мы имеем дело с наиболее веским обоснованием необходимости «нового мирового порядка». Но если взглянуть на проблему с другой стороны, то не сложно уяснить, что основная опора господствующей ныне идеологии глобализма - презумпция силы как главного инструмента принудительного и повсеместного наведения такого порядка. А это, в свою очередь, наиболее убедительный довод в пользу необходимости организованного противодействия формированию мирового центра контроля и управления.
Рассмотрение проблем экологической подготовки студенческой молодежи, бакалавров и магистров в институциональной сфере позволяет сделать следующие выводы:
- в связи с тем, что в современных условиях отношение человека к природе приобретает такое же моральное значение, как и отношение человека к человеку, высшее профессиональное экологическое образование должно занять доминантное место в процессе образования;
- высшее профессиональное экологическое образование является неотъемлемой частью процесса образования;
- экологическая проблематика программ профессионального образования предполагает постоянное обновление информации, и потому необходимо сформировать у будущих специалистов потребность в непрерывном экологическом образовании и самообразовании;
- на всех уровнях образования следует учитывать совокупность элементов учебного процесса (учебные планы, программы, литературные произведения, учебные пособия, средства обучения и т. д.) с целью обеспечения экологической междисциплинарности;
- экологическое образование не следует сводить к изучению еще одного дополнительного предмета, а необходимо включить его в существующие учебные программы таким образом, чтобы оно стало своеобразным «катализатором» или общим знаменателем процесса обновления образования;
- экологическое образование в вузе не следует сводить к освоению экологических знаний, оно должно стать средством формирования активно-позитивного отношения к окружающей среде;
- экологическое образование должно быть направлено на освоение экологического знания в процессе обучения и на формирование экологически целесообразного поведения.
Организация экологического просвещения как непрерывного движения к реализации экологических знаний на практике является залогом успешного решения проблемы формирования и развития человеческих качеств у всех членов российского сообщества, ибо сами по себе нравственные качества не образуются, они «выращиваются», формируются, развиваются в процессе окультуривания и инкультурации человека. Экологическое образование в вузе должно стать динамичной системой, способной эффективно влиять на общественное сознание, формировать идеалы и ценности экологической личности, не только отражая современное состояние общества, но и ориентируясь на его долговременные потребности и перспективы.
Литература
1. Мухутдинова, Т.З. Формирование и развитие региональной системы непрерывного экологического образования специалиста: диссертация доктора педагогических наук: 13.00.08 / Т.З. Мухутдинова. -Казань, 2005. - 460 с.
2. Мухутдинова, Т.З. Инновационное развитие региональной экономики, инновационное экологическое образование / Т.З. Мухутдинова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №12. - С. 228-232.
3. Храпаль, Л.Р. Модернизация экологического образования в вузе в контексте российской социокультурной динамики [монография] / Л.Р. Храпаль. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права , 2010. - 388 с.
4. Храпаль, Л.Р. Актуальные аспекты многоуровневой подготовки в вузе [коллективная монография] / Л.Р. Храпаль, Д.В. Гулякин, Г.М. Гринберг, Н.И. Пак и др. - Георгиевск: Георгиевский технол. ин-т (филиал) ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», 2010. - 257 с.
© Т. З. Мухутдинова - д-р пед наук, проф. каф. менеджмента и предпринимательской деятельности КГТУ, [email protected]; Л. Р. Храпаль - канд. пед. наук, [email protected].