Т. З. Мухутдинова, Л. Р. Храпаль
КУЛЬТУРНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
Ключевые слова: культурная глобализация, экологическое образование, этнокультурная идентичность, экологообразовательная политика, экологическая культура, модернизация высшего профессионального экологического образования.
Рассматриваются социокультурные основания решения вопросов культурной глобализации и этнокультурной идентичности общества, которые обеспечивает современная эколого-образовательная политика, способная обеспечить естественные условия для самоорганизации культурно-самобытных форм, свободного культурного саморазвития народов, дифференцированного подхода к культуре этнических групп, развитию тех эколого-культурных компонентов, которые имеют самое существенное значение для межэтнических взаимодействий.
Key Words: cultural globalization, environmental education, ethno-cultural identity, environmental and educational policy, ecological
culture, modernization of higher environmental education.
The article deals with social and cultural prerequisites for addressing issues of cultural globalization and ethno-cultural identity, which provides a modern eco-education policy that can create a natural environment for selforganization of cultural and original forms, free of cultural self-development of peoples, a differentiated approach to the culture of ethnic groups, the development of the ecological and cultural components that are most essential for inter-ethnic interactions.
Глобализация охватывает множество стран, имеющих различные культурные установки и находящихся на разных ступенях развития, что накладывает свои особенности на процессы и результаты их взаимовлияния и на вытекающие отсюда вопросы идентичности. Перед лицом глобализации идентичность либо претерпевает изменения, либо начинает приобретать множественные, не свойственные данной культуре оттенки. При этом взаимовлияние культур происходит как на уровне образования единого коммуникационного пространства (с
соответствующим формированием схожих компонентов), так и на уровне распространения элементов «культурных продуктов», изменяющих процессы идентификации.
Глобализация в области экологической культуры имеет ярко выраженную тенденцию к унификации локальных сообществ. Это проявляется в распространении общих ценностей, норм, стандартов, идеалов, имеющих отчасти универсальный характер. В этом смысле можно говорить о возможности формирования плюралистической идентичности -идентичности, строящейся по принципу «единство в многообразии», при котором «местные» культурные формы частично инкорпорируются в глобальное пространство. В отдельных аспектах можно говорить о синтезе культур с сохранением в процессе активного заимствования некоторых самобытных культурных особенностей (Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур). Важно отметить и то, что помимо универсальных ценностей в процессе аккультурации широко распространяется приобщение к элементам чужеродных культур в широком смысле слова.
Контакты между народами всегда были мощным стимулом исторического процесса. С момента становления первых этнических общностей
древности главные центры развития человеческой культуры были на этнических перекрестках - зонах, где сталкивались и взаимно обогащались традиции разных народов. Диалог культур - это межэтнические, межнациональные контакты. Диалог соседствующих культур является важным фактором в регулировании межэтнических отношений. Взаимодействие культур
- это древний исторический процесс, векторы которого могут иметь и противоположные направления. Первое направление характеризуется взаимопроникновением и интеграцией, в процессе которых формируется фундамент для разрешения любого конфликта на основе диалога. Во втором направлении доминирует одна культура над другой, происходят процессы насильственной ассимиляции, которая в будущем может спровоцировать межнациональный конфликт. В процессе взаимодействия нескольких культур возникает возможность сравнительной оценки достижений, их ценности и вероятности заимствования. На характер взаимодействия культур народов (этносов) оказывает влияние не только уровень развития каждой из них, но и конкретные социально-исторические условия, а также поведенческий аспект, основывающийся на возможной неадекватности положения
представителей каждой из взаимодействующих культур [1-4].
В нашем исследовании мы разделяем точку зрения тех учёных, которые считают, что глобализация может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Сегодня есть все основания говорить о том, что глобализация способна привести к общественной нестабильности и нанести ущерб национальным и этническим культурам. Высокая проницаемость национальных границ, повышение интенсивности, объема и скорости культурного взаимодействия сопровождаются кризисом базовых ценностей, трансформации
культурного контекста формирования культурной идентичности. Последствия такого развития
глобализации могут привести к унификации культур по принципу установления доминирующего положения культуры той страны, которая с экономической точки зрения превосходит все другие. Вместе с тем высказывается все больше мнений относительно позитивного характера развития процессов глобализации, при которых вхождение в глобальное пространство будет осуществляться с учетом многообразия и равенства культур, путем увеличения числа интегральных связей, способствующих взаимопониманию входящих в диалог народов, культур, традиций.
На наш взгляд, проявления этнокультурной идентичности следует рассматривать как в глобальном, так и в региональном масштабе. Как известно, процесс глобализации приводит к актуализации этнической идентичности. В этих условиях для региональных этнических культур актуализируется задача - сохранив свою культурную идентичность и самобытность, определиться в условиях глобального мира, интегрироваться в мировое сообщество путем сочетания традиций и инноваций, т.е. через сохранение уважения этнической самобытности и этноразнообразия к экономическому и духовному развитию.
В процессе исследования мы пришли к заключению, что национальные республики сталкиваются с крайне сложными задачами трансформации прежнего культурного достояния, его приспособления к требованиям современности. Не только темпы, но и характер развития оказались в значительной степени обусловлены этой спецификой, качественным своеобразием исходных факторов общественной жизни. Поэтому столь актуальна задача осмысления современных культурных процессов, разработка концепции эколого-культурной политики, выработка принципов, целей и форм развития экологической культуры на региональном уровне. Этнические культуры в условиях активизирующегося процесса глобализации претерпевают глубокую трансформацию.
В настоящее время высшее
профессиональное экологическое образование в новых государственных образовательных стандартах значительное внимание уделяет вопросам
социокультурного взаимодействия общества и природы, изучению культурного феномена этноса, и в частности изучению народных обычаев и обрядов. Это способствует решению важных вопросов экологообразовательной политики высших учебных заведений и, в первую очередь, исследованию в современных технологиях и программах экологического образования социокультурных и этнокультурных особенностей региона,
происхождения того или иного народа, этнокультурного взаимодействия с другими народами, что позволяет заполнить имеющиеся
пробелы в знании древних пластов традиционной культуры [2,5].
Мы считаем, что вопрос о сохранении своей этничности является главным в экологическом образовании современного общества, и он непосредственно должен быть связан с вопросом об управлении в сфере экологической культуры. Необходимо заинтересовать молодежь народной культурой (песнями, танцами), и поддерживать собственный язык и культуру, что в целом будет способствовать развитию национального
самосознания.
Целью высшего профессионального экологического образования является модернизация и обновление его содержания, форм и методов, а также создание новых педагогических условий, направленных на изучение и сохранение этнических особенностей региона, формирование у студентов экологического мировоззрения, любви к своему народу и гражданской идентичности. Сохранение этнической специфики, национальных особенностей необходимо для дальнейшего гармоничного развития экологически грамотной личности; при этом налицо и экономическая выгода экологического образования (туристическая привлекательность, туристический бизнес, который также будет способствовать экономическому и культурному развитию государства и народов, проживающих в нем). Необходимо возрождать многие внешние стороны традиционной духовной и материальной культуры, такие как праздничный костюм, архитектура, сельское жилище, календарные праздники и обряды, музыка, песни, танцы и т. д., и таким образом создавать необходимые условия для саморазвития национальной культуры [2, 7, 8].
Разработка политики модернизации самой системы экологического образования в высшей школе должна быть направлена на разрешение главной задачи - глобального взаимообмена современных студентов, бакалавров, магистров и современного педагогического сообщества инновационными идеями, экологическими технологиями и знаниями. На наш взгляд, концепция современного высшего экологического образования должна включать задачи и принципы, направленные на понимание проблематики, связанной с интернационализацией экологического образования, развитием экологоориентированного общества, развитием
экологической науки и технологии, проблемами окружающей среды, разрешением национальных и этноконфессиональных проблем общества (рисунок).
Наряду с положениями о единстве культурного и образовательного пространства России Закон РФ «Об образовании» постулирует принципы защиты и развития высшей школой национальных культур и региональных культурных традиций. Национально-культурные интересы народов Российской Федерации в сфере экологического образования предполагают восстановление этнокультурных и этносоциальных функций высшей школы. В то же время система высшего профессионального экологического образования, вырастающая из культурно-исторических традиций народов России, обращенная к их насущным
потребностям и устремлениям в будущее, с
необходимостью должна развиваться в многомерном пространстве этнической, национальнотерриториальной, общероссийской и мировой
культуры. Поэтому гражданский императив экологообразовательной политики вузов подчинен
актуальным интересам общественного развития, исходит из стратегии сохранения культурного многообразия и нацелен на подготовку подрастающих поколений к функциональному сотрудничеству в составе полиэтнических гражданских сообществ регионального, российского, международного
масштаба.
Рис. 1 - Задачи и принципы эколого-
образовательной политики вузов в контексте разрешения национальных и
этноконфессиональных проблем общества
Разрешение национальных, региональных и этноконфессиональных проблем общества обеспечивает современная эколого-образовательная политика высших учебных заведений, основанная на задачах внедрения экологических технологий и инноваций в процесс высшего профессионального
экологического образования, призванная отражать в содержании экологических программ проблемы сохранения естественных условий для самоорганизации культурно-самобытных форм народов, их свободного культурного саморазвития; дифференцированного подхода к культуре этнических групп, развитию тех эколого-культурных
компонентов, которые имеют самое существенное значение для межэтнических взаимодействий.
В процессе становления гражданской идентичности особое значение имеет формирование и развитие качеств личности, составляющих содержание гражданской культуры личности -гражданственности, патриотизма, правовой и политической культуры. Именно поэтому высшее профессиональное экологическое образование должно воспитывать у современной студенческой молодежи консолидационное мышление, новое экологическое поведение, гражданскую и
этнокультурную идентичность.
Значительный интерес у современной педагогической общественности вызывают экологические образовательные технологии, направленные в современной образовательной среде на достижение оптимального соотношения в преподавании культурной идентичности и
многообразия культур в контексте развития межкультурного и межконфессионального диалога в обществе. Реализация целей гражданского воспитания в курсах экологических дисциплин требует от преподавателя одновременного выполнения двух
взаимосвязанных задач: укрепления единой
общероссийской политической нации на основе формирования гражданской идентичности и создания условий для полноправного национально-культурного развития, проявления культурной идентичности в условиях все возрастающего многообразия. Утрата культурных ценностей, незнание национальных традиций, исторических корней служат питательной средой для социальных, межэтнических и межконфессиональных проблем и напряжений [6,8].
Необходимость соотношения этнокультурной (региональной) и гражданской идентичности мы включаем в содержание регионального компонента государственного стандарта высшего
профессионального образования. В частности, были определены следующие задачи регионального компонента:
- развитие интереса к малой родине, изучение своего этноса и особенностей его существования;
- развитие социально-коммуникативной, ценностно-мировоззренческой компетентностей будущих специалистов на основе исследовательской, поисковой деятельности, изучении многообразных источников по истории края, личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей региона (края, республики, области и т.д.) в прошлом и настоящем;
- воспитание толерантного отношения к истории и культуре народов, живущих на территории региона в прошлом и настоящем;
- формирование гражданской и
этнокультурной идентичности у будущих
специалистов, воспитание готовности к активному участию в жизни региона, демократических, патриотических убеждений гражданина России.
Актуальной задачей сегодня остается
разработка методологии преподавания культурного разнообразия в современном вузе, включая
перспективы развития и модернизацию методов и технологий, используемых в процессе обучения эколого-культурному разнообразию.
Идеи толерантности, межкультурного и межконфессионального диалога должны стать важной составляющей региональных экологических
программ, учебно-методических комплектов; программ подготовки и повышения квалификации преподавателей экологических дисциплин на основе создания условий для повышения мотивации преподавателей к новой экологической деятельности. Однако преподавание в контексте идей толерантности и готовности к межкультурному диалогу требует определения социокультурных и этнокультурных компетенций, необходимых для преподавания многообразия культур в вузе.
Мы считаем, что эко лого-образовательная политика вуза должна быть направлена на модернизацию форм, методов и содержание экологических дисциплин, разработку учебнометодических материалов, в том числе создание новых, отвечающих современным экологическим и социальным вызовам, что является существенным условием эффективности решения национальных и этноконфессиональных проблем общества. Расширение использования в учебном процессе возможностей краеведения; модернизация системы подготовки и переподготовки преподавателей экологических дисциплин, способных решать стоящие перед ними сегодня задачи, требуют разработки специальной программы о социокультурных и этнокультурных особенностях регионов [4 - 6]. Особое внимание в процессе подготовки и переподготовки преподавателей, ведущих преподавание социально-гуманитарных дисциплин, необходимо уделять следующим вопросам:
- углублению знаний о культурном разнообразии народов России и зарубежных стран;
- использованию в новом контексте имеющихся учебных курсов, наполнению их содержанием, отражающим идеи эколого-культурного взаимодействия и мирного разрешения возникающих конфликтов и противоречий;
- введению новых дисциплин специализации и факультативов по обсуждаемой экологической проблематике;
- изменению форм и методов проведения практических и семинарских занятий со студентами, например, увеличение числа диспутов, дискуссий и иных активных форм преподавания;
- максимальному использованию внеучебной деятельности (расширению взаимодействия будущих специалистов с представителями общественных
организаций, диаспор, конфессий; постоянному взаимодействию и обмену опытом с зарубежными педагогами и студентами; участию в работе различных экологических клубов, и др.).
Как считают исследователи А.Б. Багдасарова, М.Е. Попов, О.И. Генисаретский, Г.С. Померанц, «современное экологическое образование должно быть насыщено механизмами взаимного обогащения культур, современного гражданского участия в межкультурном диалоге; задачами формирования активной гражданской жизненной позиции; необходимыми средствами современных
педагогических методик и технологий; практическим подходом к формированию у современных студентов многомерных картин мирового экологического
кризиса» [2].
Мы считаем, что преподавателям необходимо в своих экологических программах раскрывать непреходящее значение многообразия истории и культуры каждого народа в развитии человечества, показывать пагубность предубеждений, ложных стереотипов и неоправданных ожиданий как от прошлого, так и от настоящего и будущего. В качестве важнейших принципов воспитательной системы, определяющей эффективность
экологического образования в контексте российской
социокультурной динамики, следует выделить: национально-культурную основу воспитания; гуманистическую открытость воспитания; личностную ориентированность воспитания;
воспитание гражданской ответственности;
воспитание целенаправленной созидательной
активности; базовый принцип организованного саморазвития.
Национально-культурная основа
экологического образования создается
систематическим приобщением современных студентов к культурным и духовно-нравственным традициям, базовым национальным ценностям многонационального народа Российской Федерации, учетом этнопсихологических особенностей и достижений народной педагогики для развития интеллектуальных способностей и нравственных качеств личности.
Таким образом, главным пороком доминирующих сегодня представлений о культурной глобализации, навязываемых международному сообществу, является конфликт базовых концептуальных установок, а точнее, концептуальных схем, определяющих выбор общего направления воздействия на социоприродные системы на всех уровнях международной интеграции, реинтеграции и дезинтеграции.
Литература
1. Храпаль, Л.Р., Мухутдинова, Т.З. Концептуальные подходы развития экологической теории и практики / Л.Р. Храпаль, Т.З. Мухутдинова // Вестник Международной академии наук (Русская секция), МГГУ им. М.А. Шолохова: материалы междунар. конф. «Экология
человека, здоровье, культура и качество жизни», Москва, 26-27 октября 2011 г. - М., 2011. - С.185-189.
2. Мухутдинова, Т.З. Формирование и развитие
региональной системы непрерывного экологического образования специалиста: диссертация доктора
педагогических наук: 13.00.08 / Т.З. Мухутдинова. -Казань, 2005. - 460 с.
3. Храпаль, Л.Р., Мухутдинова, Т.З. Концептуальные
подходы развития экологической теории и практики / Л.Р. Храпаль, Т.З. Мухутдинова // Вестник Международной академии наук (Русская секция), МГГУ им. М.А. Шолохова: материалы междунар. конф. «Экология
человека, здоровье, культура и качество жизни», Москва, 26-27 октября 2011 г. - М., 2011. - С.185-189.
4. Храпаль, Л.Р., Мухутдинова, Т.З. Модернизация
экологического образования в вузе в условиях приоритетного развития направления
«Энергоресурсосберегающие технологии перспективных материалов» / Л.Р. Храпаль, Т.З. Мухутдинова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №9. - С. 665-671.
5. Храпаль, Л.Р., Мухутдинова, Т.З. Концептуальная модель социокультурной модернизации системы высшего профессионального экологического образования в структуре регионального образовательного кластера / Л.Р.
Храпаль, Т.З. Мухутдинова // Вестник Казан. технол. ун-та.
- 2011. - Т. 14,№4. - С. 257-265.
6. Храпаль, Л.Р., Мухутдинова, Т.З. Организационнопедагогические основы модернизации экологического образования в национальных исследовательских университетах в современных социокультурных условиях / Л.Р. Храпаль, Т.З. Мухутдинова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14, №8. - С. 298-307.
7. Храпаль, Л.Р. Модернизация экологического
образования в вузе в контексте российской социокультурной динамики [монография] / Л.Р. Храпаль. -Казань: Изд-во «Познание» Института экономики,
управления и права , 2010. - 388с.
8. Храпаль, Л.Р. Культурно-педагогическое наследие
этноса как уникальный образовательный потенциал / Л.Р. Храпаль // Опосредованное воспитание: сб. ст.
участников Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Санкт-Петербург, 29 июля 2010 г. / под общ. ред. Е.Н. Барышникова. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010.. -С. 128-130.
© Т. З. Мухутдинова - д-р пед. наук, проф. каф. менеджмента и предпринимательской деятельности КНИТУ, [email protected]; Л. Р. Храпаль - д-р пед. наук, доц. отделения экономики и управления образовательными учреждениями Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования К(П)ФУ, [email protected]