Научная статья на тему 'Повышение экологической культуры населения с учетом этноландшафтных и этнокультурных условий развития региона: исторический аспект'

Повышение экологической культуры населения с учетом этноландшафтных и этнокультурных условий развития региона: исторический аспект Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
657
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование экологической культуры этносов / этнокультурные и этноландшафтные факторы / народная экология / national ecology. / ecological culture of ethnic groups formation / ethnocultural and ethnic landscape factors

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мухутдинова Т. З.

Рассматривается воздействие на формирование экологической культуры этносов условия развития региона. Представлен анализ развития экологической культуры этносов территории Татарстана в историческом аспекте. Сделан вывод об эффективном повышении экологической культуры при воспитании, образовании и просвещении с учетом этнокультурных и этноландшафтных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Мухутдинова Т. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCULTURATION OF THE POPULATION ECOLOGICAL CULTURE SUBJECT TO ETHNIC LANDSCAPE AND ETHNOCULTURAL CONDITIONS FOR THE REGION DEVELOPMENT: HISTORICAL ASPECT

The impact on the formation of ecological culture of the ethnic groups in terms of the region development is considered. The analysis of the development of ecological culture of the peoples of Tatarstan in the historical aspect is presented. The conclusion about the effective acculturation of education ecological culture subject to ethnocultural and ethnic landscape factors is given.

Текст научной работы на тему «Повышение экологической культуры населения с учетом этноландшафтных и этнокультурных условий развития региона: исторический аспект»

УДК 37:37.01; 39:394

ПОВЫШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ С УЧЕТОМ

ЭТНОЛАНДШАФТНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ

РЕГИОНА: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Т.З. Мухутдинова

Аннотация. Рассматривается воздействие на формирование экологической культуры этносов условия развития региона. Представлен анализ развития экологической культуры этносов территории Татарстана в историческом аспекте. Сделан вывод об эффективном повышении экологической культуры при воспитании, образовании и просвещении с учетом этнокультурных и этноландшафтных факторов.

Ключевые слова: формирование экологической культуры этносов, этнокультурные и этноланд-шафтные факторы, народная экология.

ACCULTURATION OF THE POPULATION ECOLOGICAL CULTURE SUBJECT

TO ETHNIC LANDSCAPE AND ETHNOCULTURAL CONDITIONS FOR

THE REGION DEVELOPMENT: HISTORICAL ASPECT

T.Z. Mukhutdinova

Abstract. The impact on the formation of ecological culture of the ethnic groups in terms of the region development is considered. The analysis of the development of ecological culture of the peoples of Tatarstan in the historical aspect is presented. The conclusion about the effective acculturation of education ecological culture subject to ethnocultural and ethnic landscape factors is given.

Keywords: ecological culture of ethnic groups formation, ethnocultural and ethnic landscape factors, national ecol-

°gy.

Объективная оценка экологической культуры населения и экологической компетентности специалистов должна исходить из их реальной деятельности, так или иначе трансформирующей окружающую среду [1].

Региональные условия развития в тесной взаимосвязи воздействуют на развитие этносов, оказывают непосредственное и опосредованное влияние на этническую экологическую культуру и, что естественно, - на региональную экологическую ситуацию. Культура каждого этноса (народа) соответствует социокультурному наследию и условиям его проживания - традициям, ландшафту, природным и климатическим условиям. Этносы связаны с условиями местности, сформировавшими их.

По Л.Н. Гумилеву, этнос (народ) - естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая структура, противопоставляющая себя всем другим таким же коллективам, исходя из ощущения комплементарности. «Оригиналь-

ный стереотип поведения» - это одно из определяющих свойств вида какого-либо живого существа, сформированное условиями местности, в которых он сложился [2; 3; 4].

Экологически образованная часть населения уже понимает, что производственная деятельность в экономике региона и быт населения предполагают наличие двух противоположных по отношению к природе процессов -прогрессивных (рациональное

природопользование, экологическая

профилактика, защита, восстановление) и регрессивных воздействий (частичное или полное уничтожение компонентов и объектов природы, загрязнение компонентов биосферы и техносферы). И те, и другие процессы, обладающие экологической ответственностью, составляют основу исследования влияния этноландшафтных и этнокультурных факторов на качество окружающей природной среды.

Этноландшафтные условия развития региона. Экологическими аспектами данного

фактора выступают [5; 6]:

• влияние этноландшафтных условий (наличия природных ресурсов: полноводных рек, водоемов, лесов, плодородных земель, полезных ископаемых) на социальноэкономическое развитие региона и его экологическую ситуацию;

• воздействие этноландшафтных особенностей на формирование отношения местных этносов к окружающей среде и природным ресурсам;

• влияние этноландшафтных особенностей, природных и климатических условий на исторически сложившиеся внешние и физиологические особенности этносов, их характер, образ жизни.

Этнокультурные условия развития региона. Экологическими аспектами данного фактора являются:

• способы и формы взаимодействия местных этносов с окружающей природной средой (исторически сложившиеся и передаваемые поколениями, развивающиеся и вновь созданные);

• элементы народной экологии, этнопе-дагогическая афористика;

• знания, умения и навыки этносов по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;

• уровень экологической культуры различных слоев населения региона: экологические нравственность, сознание и мировоззрение;

• экологическая компетентность специалистов.

Рассмотрим некоторые из перечисленных аспектов.

Влияние ландшафта на формирование этносов.

Этноэкология - наука о взаимодействии различных народов с окружающей средой. Постепенное воздействие местности, ландшафтных особенностей когда-то сформировало и теперь поддерживает и видоизменяет существующее на Земле многообразие народов. Так как практически нет двух одинаковых мест на Земле, то и народы различаются по бесконечному количеству признаков. Чисто внешние различия между этносами неминуемо проявляются на внутренних -

физиологических различиях. Физиологическим различиям соответствуют и разные психологические и социальные поведенческие типы людей разных национальностей.

Основными факторами, определяющими национальный характер, можно назвать следующие:

влияние местности рождения и проживания;

влияние элементов, поступающих с пищей, водой и воздухом, в том числе элементов от техногенных загрязнений;

возможность сознательной выработки (подавления) усилием воли определенных черт характера, соответствующих (не соответствующих) сложившейся социальнокультурной среде (заканчивающихся психосоматическими заболеваниями).

Таким образом, этноэкология отвечает на вопрос «как местность формирует этнос, народ?» Эта наука новая, но у нее есть предшественник - «географический детерминизм». Видные мыслители XVII-XVIII вв. Боден, Монтескье и Гердер предполагали, что все проявления человеческой деятельности, в том числе культура, психологический склад, форма правления и т.п., определяются природой стран, населенных разными народами.

В последующем «географический детерминизм, наряду с астрологией и алхимией» считался лженаукой. Так, Г.В. Плеханов писал: «Современных итальянцев окружает та же естественная среда, в которой жили древние римляне, а между тем, как мало похож «темперамент» современных нам данников Менелика (короля Эфиопии) на темперамент суровых покорителей Карфагена!» Плеханов не заметил ни произошедших за 2300 лет изменений климата, ни антропогенного воздействия, совершенно преобразившего Италию, ни связанных с этим изменений в физиологии итальянцев [7].

Аналогичные мнения о влиянии ландшафтных особенностей на этносы имеются и в трудах известных ученых. Так, по Л.С. Бергу, «Географический ландшафт воздействует на организм принудительно, заставляя особи варьировать в определенном направлении, насколько это допускает органи-

зация вида. Тундра, лес, степь, пустыня, горы, водная среда, жизнь на островах т.д. -все это накладывает особый отпечаток на организмы. Те виды, которые не в состоянии приспособиться, должны переселиться в другой географический ландшафт или вымереть» [8].

При этом под ландшафтом понимается участок земной поверхности, качественно отличающийся от других, окаймленный естественными границами и представляющий собой целостную и взаимно обусловленную закономерную совокупность предметов и явлений, которая типически выражена на значительном пространстве и неразрывно связана во всех отношениях с ландшафтной оболочкой [8; 9].

Отношение человека к природной среде исторически формировалось путем складывания системы объективных знаний о природе и социальной жизни в сознании первобытных охотников и собирателей до современных сложнейших научных теорий и концепций о строении вещества, единстве мироздания и развитии биосферы в будущем в идеях ноосферы.

Этногенез и эволюция этносов - определяющие факторы тесного взаимодействия социального и биологического. О такой тесной взаимосвязи можно судить по различным средствам народной экологии, к которым относятся и афористические средства традиционного воспитания, идеи которых заключены в минимальный объем и пронизывают всю этнопедагогическую систему. Они приложимы практически ко всем жизненным ситуациям, нацелены на развитие и поддержание в человеке его лучших качеств. В них в образной форме представлены педагогический опыт и воспитательные идеи народа.

Афоризмы - существенное структурное звено традиционного воспитания, все элементы которого находятся в тесной взаимосвязи. Народные наставления учат всех и всему, в основе их назидательной информации - утверждения о природе человека, общества, индивидуального и общественного познания [10].

Педагогические идеи народа в их афори-

стическом воплощении - проявление духовного наследия каждого этноса. Они направлены на формирование в человеке чувств высшего порядка (любви, добру, красоте, приверженности истине) и тесно с ними связанных нравственных качеств (трудолюбия, честности, правдивости, щедрости, любви к родителям и детям, к родному краю, уважения к женщине, почтения к старшим) [22; 23].

Рассмотрим эти процессы и факторы на примере Республики Татарстан, расположенной в Волжско-Камском регионе.

Современное общество в Татарстане, как отмечает А.Ф. Валеева [11] с этнической точки зрения, определяется учеными как полиэтническое общество. В Татарстане проживают представители 107 этносов: татары, русские, башкиры, мордва, удмурты, чуваши и др. Абсолютное численное превосходство (91,3%) и примерный паритет двух крупных этноязыковых общностей -татар (свыше 50%) и русских (свыше 40%) дают основание полагать, что к настоящему времени сложилось двунациональное и двуязычное общество.

Каким же образом развивалось отношение этносов и природы в этом регионе?

Рассматривая отношение этносов к природной среде в период этногенеза, можно отметить гармонию между ними на уровне гомеостаза экологических систем. В этот период существование малочисленных этнических групп не могло оказывать заметное отрицательное влияние на природную среду. В истории ВолжскоКамского региона отмечено, что многие этнические группы проживали в виде небольших селений в лесных районах, занимались охотой, бортничеством и ловлей рыбы. Для этносов региона водоемы и реки считались священными. Значительное влияние на них оказывал страх перед явлениями природы (грозами, ураганами, лунными и солнечными затмениями) [20; 21]. Исходя из этого, можно заключить, что гармоничное отношение находящихся на уровне

племени этносов с природой складывалось бессознательно, под влиянием самой природы и природных явлений, как это происходит в биосфере с живыми организмами [12; 13]. Эволюция этносов и их консолидация сопровождались постепенным нарушением такой гармонии. Так, более древние промыслы, как охота и бортничество, из-за вырубки лесов в Волжско-Камском регионе уступили место земледелию и скотоводству и привели к заметному возрастанию влияния

человеческой деятельности на

окружающую природу. Экологическое мировоззрение этносов формировалось под влиянием основных видов занятий и угрозы исчезновения лесных массивов. Не случайно появилась поговорка «Срубил дерево - посади два!», в которой проявляется стремление людей, жизнь которых связана с лесом, к гармоничным взаимоотношениям с ним.

Дальнейшее развитие этносов и их консолидация в регионе привели к формированию современной татарской нации, удмуртской, марийской и др. народностей [14]. Формирование этноса, по Л.Н. Гумилеву, происходит на определенной территории, характеризующейся ландшафтом, флорой и фауной, которые оказывают существенное влияние на этногенез, этническую культуру и традиции [3]. Поэтому этносы могут рассматриваться как результат эволюции биосферы или биогенеза. Это и является определяющим фактором привязанности этносов к своей территории.

Природная среда оказывает сильное влияние на формирование мировоззрения этносов, на их духовный и нравственный уровень. В своей жизнедеятельности этносы вынуждены изучать природные особенности своей местности, ее гомеостатичность, сукцессии, поскольку все это связано с условиями их выживания. В результате биогенетические корни этносов распространяются на последующие поколения. Ностальгия человека по родной земле не что иное, как влияние биогенетических корней этноса. При этом жизнедеятельность этносов обычно не выходит за пре-

делы гармоничного отношения человека и среды.

Как продолжалось развитие отношения этносов и природы в Волжско-Камском регионе в условиях формирования и развития нефтяной промышленности Татарстана? На юго-востоке Татарстана в 50-ые гг. XX в. создавалась крупная нефтяная промышленность, следствием которой явилось ухудшение экологической ситуации в регионе. Поскольку этносы приспосабливаются к определенному ландшафту в момент своего сложения [2], то они имеют тесную связь с природной средой через свою хозяйственную деятельность. Нефть уже играла важную роль в жизни этносов на данной территории. Ее добыча ямным и колодезным способами не выходила за рамки достигнутого этноландшафтного равновесия, которое поддерживалось тем, что потомки повторяли традиционные методы добычи и применения нефти, и эти традиции передавались из поколения в поколение через повседневную практику в хозяйственной деятельности этносов, населяющих территорию [15]. Поэтому до открытия нефтяных месторождений промышленного значения отношение этносов этого региона к природной среде формировалось под влиянием

этногенетических и биогенетических влияний.

В экологическом аспекте сооружаемый промышленный объект формирует антропогенный ландшафт и условную зону отчуждения с показателями принудительного техногенного воздействия на компоненты окружающей природной среды. Антропогенный ландшафт характеризуется количественными и качественными изменениями в зоне сооружаемого промышленного объекта [19]. По времени формирования и развития антропогенного ландшафта выделяются факторы, сопровождающие собственно процесс сооружения, и факторы экологического воздействия в процессе эксплуатации промышленного объекта [1]. До создания нефтяной промышленности юговосток Татарстана славился прекрасным

ландшафтом, родниками с чистой и холодной водой. Полноводные средние и малые реки имели много рыбы и других обитателей. Агропромышленность обеспечивала население необходимыми продуктами питания. Небольшой провинциальный город Бугульма не оказывал существенного антропогенного воздействия на окружающую природу. Так было до начала промышленного освоения нефтяных месторождений.

В 50-е гг. XX в. эволюция этносов сопровождалась усиленной пропагандой о необходимости покорения природы, и результатом ее явилось создание нефтедобывающей и нефтехимической отраслей промышленности, причем без анализа экологических последствий. Доминантой в характере отношений этносов и природы стала производственная деятельность, сопряженная с интенсивной эксплуатацией природных ресурсов [16]. Такая доминанта была вынужденной, навязанной этносам региона социально-экономическими условиями развития того времени. Создание мощной нефтяной промышленности происходило экстенсивными методами без учета жизненно важных интересов и традиций этносов юго-востока Татарстана.

Началось формирование техносферы: в прекрасный пейзаж региона вписались газовые факелы, нефтяные скважины и качалки, появились новые города Альметьевск (1953 г.) и Лениногорск (1955 г.). При этом на сознание этносов региона велось психологическое воздействие с помощью литературы и произведений искусства: песен, воспевающих ударные темпы роста добычи нефти, покорения природы; картин, изображающих нефтяные скважины и частокол подъемных кранов у новостроек, которые объявлялись произведением искусства в рамках так называемого социалистического реализма.

Организованные наборы рабочей силы для работы на нефтепромыслах способствовали ослаблению этнических групп региона, что можно считать началом нарушения традиций местных этнических групп и их отчуждения от природной сре-

ды, поскольку люди иногда «вписываются» в биоценоз ландшафта, а иногда приспосабливают ландшафт к своим потребностям [2]. То и другое зависит от степени привязанности этносов к ландшафту. Взаимодействие этносов с ландшафтом наблюдается везде, но в разной степени и в зависимости от обстоятельств, в которых они оказались. Люди, внезапно оторванные от привычного образа жизни, и самое главное, вынужденные изменять ландшафт заведомо в худшую сторону путем сооружения нефтепромысловых установок, коммуникаций и др., постепенно теряют свои этнические традиции. При этом их отношение к окружающей среде меняется в худшую сторону, появляются признаки формирования техносферы и отчуждения человека от природы.

Развитие нефтяной промышленности обусловило интенсивный рост старых и строительство новых городов. Большой наплыв рабочей силы из других регионов привел к тому, что интересы местных этносов, связанные с благополучием региона их обитания, были отодвинуты на задний план. Основной задачей стало выкачивание максимального количества нефти, причем без учета ущерба, наносимого окружающей среде региона. Сегодня юго-восток РТ имеет загрязненные подземные источники воды, атмосферный воздух с повышенным содержанием углеводородов [9;17-23].

Таким образом произошло наступление одной из экологически опасных отраслей промышленности - нефтедобычи - на природную среду красивейших районов РТ, явившееся началом внесения существенных и порой непоправимых отрицательных изменений в окружающую природу, в жизненные условия и традиции местных этносов.

Рассмотренный анализ позволяет утверждать, что условия развития региона, его этноландшафтных и этнокультурных особенностей постепенно влияют на отношение населения к окружающей среде, формируют экологическую культуру.

Литература:

1. Мазур И.И., Молдаванов О.И. Введение в инженерную экологию. М.: Наука. 1989. 379 с.

2. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М.: Экопрос. 1993. 544 с.

3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Ди-Дих. 1994. 637 с.

4. Панов Г.Е. и др. Охрана окружающей среды на предприятиях нефтяной и газовой промышленности. М.: Недра. 1986. 116 с.

5. Мухутдинов А.А., Мухутдинова Т.З. Отношение этносов и природы в условиях создания нефтяной промышленности Республики Татарстан// Экология и промышленность России. 1997. № 11.

6. Шевчук Г. Национальная политика и экология // Сельская молодежь. 1996. Май-июнь. С. 6-9.

7. Берг Л.С. Номогенез. Пг. 1922. С. 180-181.

8. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1989. 496 с.

9. Цаллагова З.Б. Этнопедагогическая афористика // Magister. 1996. № 6. С. 70-78.

10. Валеева А.Ф. Современное состояние языкового поведения в Республике Татарстан // Социально -гуманитарные знания. 2003. № 2. С. 40-54.

11. Мухутдинов А.А. и др. Влияние духовного уровня мировоззрения на отношение человека к природе // Сб. тез. докл. III междунар. симпозиума «Феномены природы и экология человека». Казань. С. 53-54.

12. Мухутдинов А.А. и др. Влияние эволюции этносов на отношение человека и среды в ВолжскоКамском регионе // Сб. тез. докл. III междунар. симпозиума «Феномены природы и экология человека». Казань. С. 101-102.

13. Мухутдинов А.А. и др. О доминанте природы и человека в процессе эволюции человеческой цивилизации // Экология и промышленность России. 1997. № 2. С. 28-31.

14. Князев С.Л. и др. Нефть и газ Республики Татарстан. Сб. док-ов, цифр и материалов в 3 Т. Т. 2. М.: Недра. 1993. 384 с.

15. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука. 1989. 260 с.

16. Мухутдинова Т.З., Храпаль Л.Р. Культурная глобализация и экологическое образование современного педагогического сообщества // Вестник Казан. технол. ун-та. 2012. № 3. С. 200-205.

17. Храпаль Л.Р. Модернизация экологического образования в вузе в контексте российской социокультурной динамики: автореф. ... докт. пед. наук. Екатеринбург. 2011. 40 с.

18. Храпаль Л.Р. Развитие социокультурной и этнокультурной компетентностей специалистов как сложный социокультурный процесс интеграции // Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15. № 1. С. 221-225.

19. Храпаль Л.Р. Концептуальная модель социокультурной модернизации системы высшего профессионального экологического образования в структуре регионального образовательного кластера // Вестник Тамбовского университета. 2011. № 5 (86). С. 150-158.

20. Храпаль Л.Р. Национальная идеология как перспектива модернизации высшего профессионального экологического образования и общественного развития // Высшее образование сегодня. 2010. № 10.

С.35-38.

21. Храпаль Л.Р. Социокультурные основания, факторы и тенденции модернизации высшего профессионального экологического образования // Высшее образование сегодня. 2009. № 7. С. 35-37.

References:

1. Mazur I.I., Moldavanov O.I. Vvedenie v inzhener-nuyu ekologiyu. M.: Nauka. 1989. 379 s.

2. Gumilev L.N. Etnosfera: Istoriya lyudey i istoriya prirody. M.: Ekopros. 1993. 544 s.

3. Gumilev L.N. Etnogenez i biosfera Zemli. M.: Di-Dikh. 1994. 637 s.

4. Panov G.E. i dr. Okhrana okruzhayushchey sredy na predpriyatiyakh neftyanoy i gazovoy promyshlennosti. M.: Nedra. 1986. 116 s.

5. Mukhutdinov A.A., Mukhutdinova T.Z. Otnoshe-nie etnosov i prirody v usloviyakh sozdaniya neftyanoy pro-myshlennosti Respubliki Tatarstan// Ekologiya i pro-myshlennost' Rossii. 1997. № 11.

6. Shevchuk G. Natsional'naya politika i ekologiya // Sel'skaya molodezh'. 1996. May-iyun'. S. 6-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Berg L.S. Nomogenez. Pg. 1922. S. 180-181.

8. Gumilev L.N. Etnogenez i biosfera Zemli. L.: Izd-vo Leningrad. un-ta, 1989. 496 s.

9. Tsallagova Z.B. Etnopedagogicheskaya aforistika // Magister. 1996. № 6. S. 70-78.

10. Valeeva A.F. Sovremennoe sostoyanie yazykovo-go povedeniya v Respublike Tatarstan // Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. 2003. № 2. S. 40-54.

11. Mukhutdinov A.A. i dr. Vliyanie dukhovnogo urovnya mirovozzreniya na otnoshenie cheloveka k pri-rode // Sb. tez. dokl. III mezhdunar. simpoziuma «Feno-meny prirody i ekologiya cheloveka». Kazan'. S. 53-54.

12. Mukhutdinov A.A. i dr. Vliyanie evolyutsii etnosov na otnoshenie cheloveka i sredy v Volzhsko-Kamskom regione // Sb. tez. dokl. III mezhdunar. simpo-ziuma «Fenomeny prirody i ekologiya cheloveka». Kazan'. S. 101-102.

13. Mukhutdinov A.A. i dr. O dominante prirody i che-loveka v protsesse evolyutsii chelovecheskoy tsiviliza-tsii // Ekologiya i promyshlennost' Rossii. 1997. № 2. S. 28-31.

14. Knyazev S.L. i dr. Neft' i gaz Respubliki Tatarstan. Sb. dok-ov, tsifr i materialov v 3 T. T. 2. M.: Nedra. 1993. 384 s.

15. Vernadskiy V.I. Biosfera i noosfera. M.: Nauka. 1989. 260 s.

16. Mukhutdinova T.Z., Khrapal' L.R. Kul'turnaya globalizatsiya i ekologicheskoe obrazovanie sovremenno-go pedagogicheskogo soobshchestva // Vestnik Kazan. tekhnol. un-ta. 2012. № 3. S. 200-205.

17. Khrapal' L.R. Modernizatsiya ekologicheskogo obrazovaniya v vuze v kontekste rossiyskoy sotsiokul'tur-noy dinamiki: avtoref. ... dokt. ped. nauk. Ekaterinburg. 2011. 40 s.

18. Khrapal' L.R. Razvitie sotsiokul'turnoy i etno-kul'turnoy kompetentnostey spetsialistov kak slozh-nyy sotsiokul'turnyy protsess integratsii // Vestnik Bashkirs-kogo universiteta. 2010. T. 15. № 1. S. 221-225.

19. Khrapal' L.R. Kontseptual'naya model' sotsi-okul'turnoy modernizatsii sistemy vysshego professio-nal'nogo ekologicheskogo obrazovaniya v strukture re-gional'nogo obrazovatel'nogo klastera // Vestnik Tam-

bovskogo universiteta. 2011. № 5 (86). S. 150-158.

20. Khrapal' L.R. Natsional'naya ideologiya kak pers-pektiva modernizatsii vysshego professional'nogo ekolo-gicheskogo obrazovaniya i obshchestvennogo razvitiya // Vysshee obrazovanie segodnya. 2010. № 10. S.35-38.

21. Khrapal' L.R. Sotsiokul'turnye osnovaniya, fakto-ry i tendentsii modernizatsii vysshego professio-nal'nogo ekologicheskogo obrazovaniya // Vysshee obrazovanie segodnya. 2009. № 7. S. 35-37.

Мухутдинова Т.З. (г. Казань), доктор педагогических наук, профессор, Казанский национальный исследовательский технологический университет.

Mukhutdinova T.Z. (Kazan), doctor of pedagogical sciences, professor, Kazan National Research Technological University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.