УДК 377:378:373.3/5
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА
© Лариса Робертовна Храпаль
Казанский государственный технологический университет, г. Казань, Россия, кандидат педагогических наук, докторант, e-mail: [email protected]
В статье представлена концептуальная модель социокультурной модернизации системы высшего профессионального экологического образования в структуре регионального образовательного кластера, предполагающая возможность объединения в своей структуре образовательных, культурных, научных, инновационных, социальных подразделений вуза, а также перестройку деятельности всего профессорско-преподавательского коллектива вуза.
Ключевые слова: региональный многоуровневый инновационный эколого-образовательный кластер; кластерная инициатива; принципы системной организации воспитания; кластеризация экологообразовательной системы; менеджмент качества высшего профессионального экологического образования.
Центр тяжести проблемы устойчивого развития цивилизации смещается в сторону высшего профессионального экологического образования как главного исполнителя социального заказа общества на «производство» личности, обладающей высоким уровнем экологической культуры, глобальным мышлением и планетарным сознанием, способной не только адаптироваться к быстроизменяю-щимся цивилизационным условиям, но и обеспечить своей деятельностью успешность реализации идей устойчивого развития.
При этом экологическое образование в вузе должно стать социально-личностноориентированным, способным обеспечивать преемственность культур, создавать систему новых ценностей и отношений, носить опережающий характер по отношению к социальным практикам. Выполняя свою культуротворческую роль, оно формирует готовность человека к новому видению перспектив мира, восприятию и осуществлению новых моделей его развития.
Особую миссию при этом несут технологические вузы, готовящие кадры для сферы управления и промышленного природопользования.
Необходимость модернизации деятельности вузов и профессиональной компетентности преподавателей и будущих специалистов нового уровня декларируется во многих программных документах, регламентирующих их деятельность (Закон о высшем и по-
слевузовском образовании, Концепция модернизации высшего образования в РФ и пр.).
Одной из наиболее перспективных форм модернизации системы высшего профессионального экологического образования являются региональные многоуровневые инновационные эколого-образовательные кластеры, построенные по принципу пирамиды, в вершине которой находятся кластеробразующие предприятия, деятельность которых зависит от системы организаций и предприятий, работающих в едином эколого-образователь-ном направлении (рис. 1).
Считаем необходимым выделить региональные кластеры. Региональный кластер -это совокупность хозяйствующих субъектов, расположенных на одной территории и формирующих основу местной среды за счет производства конечной продукции, знаний и технологий. Такие кластеры обычно объединяют не только крупные, но и малые, а также средние предприятия. Основу их успеха составляет синергетический эффект географической близости друг к другу и потребителям [1].
Под кластерной инициативой понимаются скоординированные действия, направленные на повышение конкурентоспособности и роста регионального отраслевого кластера с вовлечением и непосредственным участием ключевых участников кластера: компаний, ассоциаций, образовательных учреждений и др.
Рис. 1. Структура модернизации системы высшего профессионального экологического образования как регионального многоуровневого кластера: К1 - предприятия (организации), специализирующиеся на экологических видах деятельности; К2 - эколого-образовательные и научно-исследовательские организации по проблемам экологии; К3 - природоохранные организации; К4 - организации рыночной инфраструктуры (аудиторские, консалтинговые, торговля); К5 - некоммерческие и общественные экологические организации, объединения предпринимателей, торгово-промышленные палаты, организации инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки, венчурные фонды, центры экологических технологий, центры поддержки субподряда (субконтрактации)
Наиболее развитые кластеры имеют пять принципиальных характеристик, три первые из которых могут рассматриваться в качестве стартовых предпосылок для формирования кластеров.
1. Наличие конкурентоспособных предприятий. Ключевым условием для развития кластера является наличие конкурентоспособных на российском и/или международных рынках предприятий в кластере.
2. Наличие у региона / территории конкурентных преимуществ для развития кластера. Например, выгодное географическое положение, доступ к сырью, наличие специализированных людских ресурсов, наличие поставщиков комплектующих и связанных услуг, наличие специализированных учебных заведений и образовательных программ, наличие специализированных организаций, занятых НИОКР, наличие необходимой инфраструктуры и другие факторы.
3. Географическая концентрация и близость. Ключевые участники кластеров находятся в географической близости друг к другу и имеют возможности для активного взаимодействия. Географический масштаб может варьироваться от типа и особенностей кластера и может охватывать один субъект Российской Федерации, муниципальное образование или несколько субъектов Российской Федерации. В качестве индикаторов географической концентрации могут рассматриваться различные показатели, характеризующие высокий уровень специализации данного региона.
4. Широкий набор участников и наличие «критической массы». Кластер может состоять как из компаний, производящих конечную продукцию и услуги, как правило, экспортируемые за пределы региона, системы поставщиков комплектующих, оборудования, специализированных услуг, так и профессиональных образовательных учрежде-
ний, НИИ и других поддерживающих организаций. В качестве индикаторов могут рассматриваться показатели, характеризующие высокий уровень занятости на предприятиях и секторах, входящих в кластер, количество компаний и организаций, относящихся к секторам, входящим в кластер.
5. Наличие связей и взаимодействия между участниками кластеров. Одним из ключевых факторов успеха для развития кластеров является наличие рабочих связей и координации усилий между участниками кластера. Эти связи могут иметь различную природу, включая формализованные взаимоотношения между головной компанией и поставщиками, между самими поставщиками, партнерство с поставщиками оборудования и специализированного сервиса; связи между компаниями, вузами и НИИ в рамках сотрудничества при реализации совместных НИОКР и образовательных программ.
Социально-экономический эффект от развития кластеров проявляется в следующих направлениях.
1. Повышение производительности и конкурентоспособности компаний и секторов экономики. Компании, работающие в более развитых кластерах, более производительны, чем компании в менее развитых кластерах.
2. Повышение инновационного потенциала. Более развитые кластеры обладают большим инновационным потенциалом, что может быть измерено, например, по количеству патентов.
3. Стимулирование новых компаний. Развитые кластеры способствуют появлению и развитию новых малых и средних компаний.
4. Повышение конкурентоспособности и экономическое развитие регионов. С точки зрения социально-экономического развития регионов развитие кластеров положительно влияет на уровень и структуру занятости, уровень заработной платы в регионе [2].
На наш взгляд, превращение вуза в региональный эколого-образовательный кластер дает возможность объединить в своей структуре систему образовательных, культурных, научных, инновационных, социальных подразделений вуза, кластер предполагает углубление и упрочнение его связей с природоохранными предприятиями, учреждениями культуры, конструкторскими бюро,
проектными институтами, технологическими и производственными предприятиями региона; дает дополнительные возможности для расширения спектра эколого-образователь-ных услуг, повышения их качества, расширения профессиональных возможностей выпускника, его горизонтальной и вертикальной мобильности в будущем, что позволит наиболее полно удовлетворять как его личные запросы, так и запросы работодателей. В такой структуре создается поле потенциальных возможностей для перевода внешних воздействий на будущего специалиста со стороны педагогов в его внутренние интенции - стремление к самообучению, самовоспитанию и саморазвитию. Но для этого необходима и перестройка деятельности всего профессорско-преподавательского коллектива вуза.
На наш взгляд, кластеризация экологообразовательной системы дает возможность динамически модернизировать содержание высшего профессионального экологического образования, позволяя выстраивать его на основе комплексной модели, включающей в себя компоненты:
- концептуальный (цели, методы, формы, средства);
- психолого-педагогический (механизмов освоения студентами ценностей);
- организационно-управленческий (менеджмент элементов воспитательной структуры);
- экономический (финансовое обеспечение) (рис. 3).
Качество подготовки, эффективность экологического образования студентов в технологическом вузе возрастет, если модернизация высшего профессионального экологического образования будет представлять открытую систему, управляемую гуманистическими целевыми установками, социальным заказом и личными, нравственно детерминированными интенциями преподавателей экологических дисциплин нового уровня, накапливающую культурные, организационно-технические, интеллектуальные и прочие ресурсы; передающие их в воспитательную среду культурно-образовательного кластера и обеспечивающие гуманитарную направленность воспитательного процесса на основе интеграции предметного, психологопедагогического, нравственно-эстетического и философского знания.
С целью обеспечения наиболее эффективного взаимодействия всех сфер личности преподавателя экологических дисциплин и куратора, чтобы правильно применить при их подготовке (повышении квалификации) к реализации миссии, важно учитывать принципы системной организации воспитания:
- натурности - представляющие собой
эколого-ориентированную модификацию
принципа наглядности;
- пролонгированности - предполагающие комплексное долгосрочное обеспечение педагогических условий формирования экологической культуры, этнокультурной и гражданской идентичности будущих специалистов;
- результативности - ориентирующие на управление УВП на основе диагностических целей;
- этичности - предполагающие формирование у студентов психологии здравого смысла, основанного на антропоэкологиче-ском императиве;
- согласованности - основывающиеся на увязывании целей жизнедеятельности студента с целями вуза и требованиями социального заказа в лице работодателя,
- магнификации - связанные с созданием условий для деятельностно-творческого освоения студентом социокультурной среды вуза;
- сатисфакции - учитывающие факторы и условия удовлетворения потребностей студентов и учет их постоянного расширенного воспроизводства.
Менеджмент качества высшего профессионального экологического образования необходимо строить на адекватном мониторинге особенностей личностного роста студентов:
- модернизированность этнокультурной и гражданской идентичности; экологической культуры, степень выраженности гуманистического отношения к природе;
- сформированность смысложизненных ценностей и установок; навыков планирования и организации собственной жизнедеятельности, лежащих в основе осмысленности жизни и др.;
- сформированность способности к осуществлению экологического поведения -способность к осознанной экологической деятельности;
- сформированность гармонично развитых личностных качеств, включающих в себя эмоционально-волевую сферу, когнитивные психические процессы, сознание и др.
Мы можем утверждать, что современные образовательные системы, кроме традиционных компонентов (цели, содержание, методы, формы и средства), согласно Концепции модернизации российского образования, должны включать компонент, характеризующий социальный заказ образования.
Система, включающая такой компонент, является кластером, т. е. специально организованной культурно-образовательной системой, иерархически выстроенной совокупностью образовательных, культурных, научных, инновационных, социальных подразделений, а также установленных тесных связей между ними, и конструкторскими, технологическими, производственными учреждениями и предприятиями региона.
Казанский государственный технологический университет как научно-исследовательский институт с сетью его филиалов, НПО и СПО и прочих подразделений является примером образовательного кластера Республики Татарстан. Наряду с введенными в оборот нормативно-правовыми актами, ориентирующими деятельность комплекса на социальный заказ профессиональному образованию, и вновь созданными подразделениями, осуществляющими мониторинг социального заказа, введена система качества образования, включающая подсистему качества воспитания.
Система воспитания в КГГУ:
- реализует принципы кластерного подхода (комплексности, корпоративности, направленности воспитания на личностный рост, связи воспитания с жизнью и пр.);
- включает в себя студенческие общественные объединения, содействующие личностному росту будущего специалиста, проектирующего свой жизненный путь в контексте концепции устойчивого развития социальных и природных систем;
- подсистему менеджмента качества воспитания, построенную на методологической базе международных стандартов качества;
- подсистемы социально-психологической и социально-экономической поддержки и защиты студенчества в контексте воспитания выпускников.
Модернизация системы высшего профессионального экологического образования предполагает:
- формирование корпуса воспитателей (кураторов), занимающихся организацией эколого-образовательной деятельности студентов, содействием социально-психологической и социально-экономической поддержке и защите студентов вуза как культурно-образовательного кластера региона;
- учет особенностей системы экологического образования в структуре культурнообразовательного кластера вуза, специфические функции кластера, его социально-личностная направленность, повышение уровня этнокультурной и гражданской идентичности будущих специалистов;
- нацеленность на формирование профессионально-экологических (социокуль-
турной и этнокультурной) компетенций у преподавателей экологических дисциплин.
Феномен кластеризации в сфере образования связан с формированием крупных университетских комплексов, включающих в себя подразделения, обеспечивающие подготовку специалистов на всех уровнях профессиональной компетентности.
Университетский комплекс КГТУ, являясь частью регионального кластера в определенной сфере промышленности, обеспечивает полноценное функционирование системы высшего профессионального экологического образования:
- реализует принципы системности, научности, непрерывности, гуманизации и гуманитаризации образования;
- имеет возможность более рационально распределять выпускников;
- развивать контрактно-целевую и договорную формы подготовки специалистов;
- более целенаправленно осуществлять повышение квалификации;
- получить дополнительную учебнолабораторную базу, отвечающую современным требованиям и максимально приближенную к условиям научно-производственного и эколого-образовательного комплексов региона.
Специальности среднего и высшего профессионального образования представляют собой определенные локальные области знаний, которые могут быть использованы при выполнении различных видов деятель-
ности, в т. ч. проектно-конструкторской, производственно-технологической, испытательно-исследовательской, управленческой на различных уровнях и должностях, занимаемых специалистами с высшим или средним профессиональным образованием. Именно поэтому необходим специфический подход к построению эколого-образовательной среды учреждения профессионального образования.
Кластерный подход к педагогическому феномену высшего профессионального экологического образования предполагает выделение и анализ подсистем-компонентов, входящих в систему, а также изучение связей между компонентами, обусловливающих появление новых, интегративных качеств системы, которых нет у ее отдельных компонентов.
При этом университетский комплекс (рис. 2), обретая тесные связи с кластеробра-зующим предприятием и полноценно встраиваясь в структуру регионального кластера в сфере промышленного природопользования, модернизирует собственное образовательное пространство, реализуя кластерный подход.
На рис. 2 представлен технологический аспект проектирования эколого-образова-тельного пространства вуза в контексте кластеризации, где К1 - институты, филиалы и факультеты системы ВПО; К2 - учреждения непрерывного профессионального экологического образования: СПО, НПО, лицеи, колледжи; К3 - НИИ, вузовские центры компетенций по распространению экологических знаний, экологические лаборатории, экологические площадки, экологические лагеря, научные экологические кружки, экологические центры и другие структуры дополнительного и послевузовского экологического образования.
Таким образом, эволюционно новым этапом модернизации системы высшего профессионального экологического образования в вузе является кластер, т. е. специально организованная эколого-образовательная система, представляющая собой иерархически выстроенную совокупность эколого-образо-вательных, культурных, научных, инновационных, конструкторских, технологических, производственных, социальных и иных единиц, а также установленных тесных связей между ними.
Рис. 2. Технологический аспект проектирования эколого-образовательного пространства вуза в контексте кластеризации
Проектируя свою миссию, Казанский государственный технологический университет идентифицирует себя как ценностно-ориен-тирующий субъект гражданского общества, как социальный институт, призванный дать студенту экологическое образование, адекватное гражданскому обществу.
Основные стратегические цели КГТУ:
- повышение роли в социально-экономическом, технологическом, эколого-образо-вательном и культурном развитии региона;
- повышение качества высшего профессионального образования, в т. ч. и экологического, за счет реализации системы менеджмента качества и создание системы непрерывного образования;
- создание педагогических условий для профессионального экологического образования конкурентоспособных, мобильных специалистов, достигших необходимого и достаточного для успешной уверенной экологической деятельности в регионе уровня профессиональной компетентности, обладающих высокой экологической культурой и этнокультурной и гражданской идентичностью;
- расширение инновационной деятельности профессорско-преподавательского со-
става, аспирантов и студентов в контексте экологического императива.
Миссия университетского комплекса -быть лидером в сфере высшего профессионального экологического образования за счет качественной подготовки компетентных конкурентоспособных специалистов, способных составить интеллектуальную и культурную элиту России, востребованных на региональном, российском и международном рынках труда.
Кластеризация эколого-образовательной системы КГТУ проявляется в ее иерархичности, обмене кадрами между ее отдельными уровнями, кооперации элементов, наличии единой инфраструктуры.
На первом уровне иерархии образовательного кластера функционируют технические лицеи, колледжи, техникумы. Под патронатом головного вуза развивается несколько профильных профтехучилищ. Это «инкубаторы» для взращивания наиболее одаренных и отбора на конкурсной основе будущей студенческой элиты.
Второй уровень - это подготовка будущих специалистов в рамках институтов базового вуза и филиалов.
инновационной образовательной парадигмы
Рис. 3. Концептуальная модель социокультурной модернизации системы высшего профессионального экологического образования в структуре регионального образовательного кластера
Третий уровень - постпрофессиональная подготовка. И здесь в университете есть отделения дополнительного профессионального образования, учреждения, реализующие модель «воспитания через всю жизнь». Мы предлагаем вузовские центры компетенций в распространении экологических знаний, экологические школы, научные кружки, экологические центры подготовки преподавателей экологических дисциплин и др.
Высший уровень подготовки кадров осуществляется через систему аспирантуры, докторантуры и соискательства.
Разработанные нами концептуальные основы социокультурной модернизации высшего профессионального экологического образования позволили впервые создать модель социокультурной модернизации высшего профессионального экологического образования в структуре регионального образовательного кластера (рис. 3).
Успешность модернизации задач высшего профессионального экологического образования решается за счет консолидации его естественнонаучного, гуманитарного и технологического потенциалов. Динамичное развитие традиционных для вуза технологических специальностей дополняет открытый в структуре вуза институт гуманитарных наук и таких специальностей, как «Социальная работа», «Социология», «Связи с общественностью» и пр. Экокультурная составляющая реализуется через обязательный криологический компонент в содержании образования (ввиду региональной специфики).
Кластерный подход к модернизации высшего профессионального экологического образования существенным образом обновляет содержание эколого-образовательной деятельности в вузе, обеспечивая их синергию и развитие экологических инноваций, направляя усилия и ресурсы не только на модернизацию отдельных структурных элементов, но и на развитие и укрепление сетей сотрудничества между ними; оптимизирует его деятельность; обеспечивает целостность и единство эколого-образовательного пространства не только головного вуза, но и региональной системы экологического образования за счет многочисленных горизонтальных и вертикальных прямых и обратных связей между учреждениями разного типа.
Предлагаемая нами модель будет успешно функционировать при организации определенных условий:
- программно-методическое обеспечение модернизации профессионального экологического образования в вузе;
- использование субъектно-ориентированных технологий в организации экологической деятельности студентов;
- трехуровневый мониторинг эффективности процесса модернизации высшего профессионального экологического образования.
В связи с определенными нами методологическими основаниями концепции можно сформировать основную (центральную) концептуальную идею: социокультурная модернизация высшего профессионального экологического образования будет эффективна в том случае, если она осуществляется системно и с учетом российской социокультурной динамики общества.
Таким образом, разработанная нами концептуальная модель социокультурной модернизации высшего профессионального экологического образования в структуре образовательного кластера может использоваться в рамках социокультурной региональной политики в целом. Представленные концептуальные основы социокультурной модернизации экологического образования в интересах человека и общества открывают перспективы дальнейшей научно-прикладной разработки технологического и методического обеспечения разных уровней модернизации высшего профессионального экологического образования. Это означает, что мы предлагаем основы социокультурной модернизации, на основании которой возможно эффективное построение эколого-образова-тельной политики и системы высшего профессионального экологического образования.
1. Каретин С.С. Формирование кластерной политики и управленческие аспекты ее реализации // Проблемы современной экономики. 2009. № 1 (29). С. 79-82.
2. Трутников Д.Ю. Проектирование системы воспитания в структуре регионального образовательного кластера // Семья-культура-образование в изменяющейся России: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.
г. Балашов, 17-18 ноября 2009 г. / под ред. Поступила в редакцию 28.09.2010 г.
О.В. Бесчетновой. Саратов, 2009. С. 442-447.
UDC 377:378:373.3/5
CONCEPTUAL MODEL OF SOCIOCULTURAL MODERNIZATION OF SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL ECOLOGICAL EDUCATION IN STRUCTURE OF REGIONAL EDUCATIONAL CLUSTER
Larisa Robertovna Khrapal, Kazan State Technological University, Kazan, Russia, Candidate of Education, Candidate for Doctoral Degree, e-mail: [email protected]
The article presents a conceptual model of social and cultural modernization of higher environmental education in the structure of the regional educational cluster, implying the possibility of combining in-house educational, cultural, scientific, innovative, social divisions of the university, as well as the restructuring of the entire teaching staff of high school.
Key words: multi-level regional innovative environmental education cluster; cluster initiative; principles of system organization of education; clustering of environmental educational system; quality management of higher environmental education.