Научная статья на тему 'Социально-экономические аспекты кластеризации высшего образования в Республике Беларусь'

Социально-экономические аспекты кластеризации высшего образования в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кластерная политика / академическая мобильность / образовательный кластер вуза / человеческий капитал / конкурентоспособность / организационнодетерминантная модель кластера / cluster policy / academic mobility / educational cluster of the university / human capital / competitiveness / organizational-determinant model of the cluster

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ф И. Храмцова

Изложены результаты научного исследования «Разработка генеративной модели академической мобильности студенческой молодежи и механизмов ее реализации в рамках образовательного кластера «Гимназия-вуз-наука» на материалах Филиала Российского государственного социального университета в г. Минске», № регистрации 20162667, подпрограмма «Социология и философия» государственной программы научных исследований «Экономика и гуманитарное развитие белорусского общества» (20162020). Раскрыта сущность, содержание государственной кластерной политики, особенности в сфере высшего образования. Сформулирована характеристика организационнодетерминантной модели образовательного кластера вуза как регионального центра воспроизводства человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ф И. Храмцова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC ASPECTS OF CLUSTERING HIGHER EDUCATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The results of scientific research "Development of generative models of academic mobility of students and mechanisms for its implementation in the framework of educational cluster "School-University-science" in the materials branch of Russian state social University in Minsk," the number of registration 20162667, programme "Sociology and philosophy" of the state program of scientific research "Economy and human development of the Belarusian society" (2016-2020). The essence, content of the state cluster policy, features in the sphere of higher education are revealed. The characteristic of the organizational-determinant model of the educational cluster of the University as a regional center of human capital reproduction is formulated.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические аспекты кластеризации высшего образования в Республике Беларусь»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КЛАСТЕРИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Ф.И. Храмцова, д-р полит. наук, профессор

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

(Республика Беларусь, г. Минск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10676

Аннотация. Изложены результаты научного исследования «Разработка генеративной модели академической мобильности студенческой молодежи и механизмов ее реализации в рамках образовательного кластера «Гимназия-вуз-наука» на материалах Филиала Российского государственного социального университета в г. Минске», № регистрации 20162667, подпрограмма «Социология и философия» государственной программы научных исследований «Экономика и гуманитарное развитие белорусского общества» (20162020). Раскрыта сущность, содержание государственной кластерной политики, особенности в сфере высшего образования. Сформулирована характеристика организационно-детерминантной модели образовательного кластера вуза как регионального центра воспроизводства человеческого капитала.

Ключевые слова: кластерная политика, академическая мобильность, образовательный кластер вуза, человеческий капитал, конкурентоспособность, организационно-детерминантная модель кластера.

Глобальные изменения во всем мире в условиях темпов глобализации, конкурен-ций экономик, знаний, технологий, информации, - закономерно трансформируют новые цели, содержание, модели образовательных систем. Географии диверсификации образовательных услуг расширяют интеграцию образования и науки на основе государственной кластерной политики как стратегий устойчивого регионального развития. Кластерная политика в ряде стран мира используется как инструмент повышения конкурентоспособности национальных экономик, инновационного развития отраслей, производств, субъектов хозяйствования, целых регионов. Кластеризация осуществляется в прорывных сферах хозяйственно-экономической деятельности с участием науки, ведущих вузов. Создание инновационно-промышленных комплексов в Республике Беларусь включает реструктуризацию учреждений высшего образования как региональных центров воспроизводства человеческого капитала. Правовые основы кластеризации закреплены в Концепции формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь (утверждена Постановлением

Совета Министров Республики Беларусь 16 января 2014 года). Ведущими принципами кластерной политики предприятий и организаций являются положения [1]:

- многоуровневость управления кластерами как горизонтально-вертикальные связи национального, регионального, межрегионального и микро-уровней;

- экономическое стимулирование развития кластеров различного типа в большей степени косвенными методами государственной поддержки, однако, не прямого субсидирования отдельных отраслей, предприятий, организаций;

- организационное стимулирование процессов кластеризации, создание условий для развития сетевого сотрудничества (развитие длительных формальных и неформальных отношений между субъектами кластеров, основанных на доверии, общих целях, нормах, традициях), государственно-частного партнерства;

- поддержка перспективных инновационных кластеров в виде льготирования, кредитования, выделения грантов.

В Беларуси созданы условия, начата работа по формированию региональных кластеров, составным компонентом которых являются вузы, однако кластеризация на-

ходится на этапе формирования, что требует усилий по развертыванию их «вширь» (в региональном разрезе), а также «вглубь» (внутри «протокластеров»). В настоящее время сформировано шесть региональных инновационно-промышленных кластеров, научное ядро которого включает ресурсы вузов и научных организаций. Наиболее продуктивными являются инновационно-промышленные кластеры:

1) «Витебская Кремневая Долина» фармацевтических, биомедицинских и информационных технологий на базе «Витебского государственного ордена Дружбы народов медицинского университета»;

2) «Зеленая» экономика аграрных биотехнологий» Горецкого района на базе Белорусской государственной сельскохозяйственной академии, ООО «Технопарк Горки»;

3) Нефтехимический кластер в г. Ново-полоцке, на базе «Полоцкого государственного университета»;

4) Кластер Зеленой экономики «Полесье» в г. Пинске, на базе «Полесского государственного университета», научно-технологического парка ООО «Технопарк «Полесье», ОАО «Пинский судострои-тельно-судоремонтный завод», биотехнологические компании, фермерские хозяйства Брестской области; другие кластеры.

Вместе с тем, несмотря на достижения белорусской системы высшего образования, кластеризация образовательной деятельности в вузах развита не достаточно. В стране отсутствуют комплексные исследования кластерных механизмов инновационно-образовательных комплексов. Бизнес-сообщества, органы государственной власти, местного управления и самоуправления не в полной мере уделяют внимание проблеме кластеризации вузов. Отдельные самостоятельные попытки учебных заведений в большей степени опираются на инициативу, но не имеют правовых основ кластеризации, необходимых источников финансирования научно-исследовательской деятельности. Тогда как необходимость кластеризации учреждений высшего, общего среднего, средне-специального образования в сцепке с

субъектами организационно-

технологического комплекса регионов отражают назревшую потребность в инновационном экономическом развитии страны. Учреждения высшего образования испытывают влияние детерминантных факторов глобализации, роста рыночной конкуренции, интернализаций передовых практик, технологий кластеризации образовательной среды. В качестве детерминант-ных факторов кластеризации региональных вузов выступают процессы:

- поддержка и реализация странами Европейского Союза положений Лиссабонской стратегии как приоритетного направления политики национальных государств;

- развитие Болонского процесса в международной системе высшего образования как базиса образовательных кластеров вузов, расширение рынка образовательных услуг, ресурсов образовательной, исследовательской, научной деятельности, систем финансирования со стороны государственного и негосударственного сектора;

- совместная разработка вузами типовых, гибких, адаптивных и специальных программ профессионального образования совместно с профильными, отраслевыми отечественными и зарубежными партнерами-участниками кластеров для научной, исследовательской, образовательной деятельности, академического обмена, за счет инновационной активности акторов кластера, бюджетных, собственных и сторонних источников финансирования;

- либерализация миграционной политики отдельных стран в отношении студентов, прибывающих в государства по программам академического обмена как источник расширения образовательного опыта и мотивации научно-исследовательской деятельности во благо национальных интересов;

- мобильность английского языка как международного средства общения и профессионального образования в условиях интернализации, кластеризации национальных и международных образовательных практик, академического обмена, дистанционного обучения, электронных средств переподготовки и повышения ква-

лификации кадров для экономики и социальной сферы.

Суть детерминантных зависимостей кластеризации вузов состоит в сбалансированности государственной политики кластерного подхода в сфере высшего образовании как базиса экономики, подготовки квалифицированных специалистов, механизма воспроизводства научных кадров. Отправной посылкой выполнения научно-исследовательских задач является понимание образовательного кластера вуза как сферы экономической безопасности и функциональной стратегии государственной кластерной политики [2]. В ходе исследования разработана, научно обоснована организационно-детерминантная модель образовательного кластера вуза, суть которой в 5-ти аспектах.

Первый. Организационно-

детерминантная модель образовательного кластера вуза - открытая научно-образовательная система, объединяющая высшие учебные заведения, отраслевые научные организации, профильные предприятия, на единой территориальной локализации; главным ядром кластера является ведущий региональный вуз; механизмы, ресурсы сетевого взаимодействия; государственная идеология, корпоративные миссии, правовые основы; источники финансирования; доступ к ресурсам конгломерата.

Второй. Организационно-

детерминантная модель образовательного кластера вуза - уникальный социальный институт непрерывной генерации и синтеза знаний 3-х типов: 1) науки - источника наукоемких технологий, циркуляции академических элит, движущей силы иннова-

ционного развития общества; 2) экономики - как объекта рыночной конкуренции, базиса национальной безопасности, распределения и перераспределения ресурсов; 3) культуры - как ядра развития интеллектуального потенциала, научной элиты, субъективированной академической идентичности.

Третий. Организационно-

детерминантная модель кластера есть прогнозируемый результат кластерной политики государства на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Механизмы управления образовательным кластером вуза включает государственную поддержку, участие профильных отраслей, предприятий, организаций, бизнес-сообществ, институциональной среды, экономических мероприятий.

Четвертый. Движущей силой кластера является цепочка ценностей акторов конгломерата, ценные для общества приоритеты знаний, информации, технологий инновационной деятельности. Эффективность кластера зависит от поддержки профильных отраслей, инновационных компаний, международных партнеров. Цепочка ценностей невозможна без благоприятной бизнес-среды, системы страхования, банковских, финансовых услуг, маркетинга, сбыта, PR, логистики, сервиса.

Пятый аспект кластера такого типа состоит в системе контроллинга, прогнозирования, мониторинга рынка труда, научных кадров, подготовки специалистов по приоритетным направлениям; сотрудничестве по проведению совместных научных программ, проектов, площадок регионального, межрегионального, международного уровней.

Библиографический список

1. Концепция формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь до 2020 г. (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2014 г. № 27).

2. Храмцова, Ф.И. Кластерный подход в формировании академической мобильности студенческой молодежи в Республике Беларусь / Ф.И. Храмцова [и др.] - Минск: Бес-тпринт, 2017. - 173 с.

SOCIO-ECONOMIC ASPECTS OF CLUSTERING HIGHER EDUCATION IN THE

REPUBLIC OF BELARUS

F.I. Khramtsova, doctor of political science, professor

Academy of management under the President of the Republic of Belarus

(Republic Belarus, Minsk)

Abstract. The results of scientific research "Development of generative models of academic mobility of students and mechanisms for its implementation in the framework of educational cluster "School-University-science" in the materials branch of Russian state social University in Minsk," the number of registration 20162667, programme "Sociology and philosophy" of the state program of scientific research "Economy and human development of the Belarusian society" (2016-2020). The essence, content of the state cluster policy, features in the sphere of higher education are revealed. The characteristic of the organizational-determinant model of the educational cluster of the University as a regional center of human capital reproduction is formulated.

Keywords: cluster policy, academic mobility, educational cluster of the university, human capital, competitiveness, organizational-determinant model of the cluster.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.