Научная статья на тему 'Опорный вуз как субъект развития лесопромышленного комплекса Красноярского края'

Опорный вуз как субъект развития лесопромышленного комплекса Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
опорный университет / Красноярский край / лесопромышленный комплекс / образовательный кластер / supporting university / Krasnoyarsk region / timber industry complex / educational cluster.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анатолий Иванович Таюрский, Ольга Ефимовна Подвербных, Елена Эдуардовна Лобанова

Выявлены основные проблемы развития лесопромышленного комплекса (ЛПК) Красноярского края, представлены результаты форсайта развития лесной отрасли Красноярского края. В качестве механизма стратегического развития рассмотрен проект инновационного лесного кластера на территории Красноярского края как устойчивого территориально-отраслевого партнерства всех субъектов его развития. Проведена кластеризация модели развития ЛПК края по субъекту – «наука и образования». Обоснована ведущая роль СибГУ им. акад. М. Ф. Решетнева как опорного вуза края в формировании кластерного подхода к процессам кадрового и инновационного развития ЛПК. Определены цели, принципы функции взаимодействия субъектов кластера. Сформирована модель образовательного кластера ЛПК Красноярского края. Систематизированы мероприятия по достижению прогнозных показателей развития сфер деятельности СибГУ им. акад.М.Ф. Решетнева как администрации образовательного кластера ЛПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Supporting university as the development subject of Krasnoyarsk region timber industry complex

Identified the main problems of Krasnoyarsk region timber industry complex (TIC) development, presented the foresight results of region timber complex development. As the mechanism of strategic growth reviewed the project of the innovative timber cluster in the territory of Krasnoyarsk region in the form of sustainable territorial industry partnership of all subjects of its development. The concept of region TIC development was clustering by subject «science and education». Justified the leading role of supporting university of Krasnoyarsk region – Siberian Science and Technology University of academicien M.F.Reshetnev in the forming of cluster stuff and innovative developing approach. Identified the targets, principles, functions of cluster subjects cooperation. The model of educational cluster was formed. Activities to achieve the forecast indicators of Reshetnev SibSTU as the administrator of the timber industry complex educational cluster were systematized.

Текст научной работы на тему «Опорный вуз как субъект развития лесопромышленного комплекса Красноярского края»

Опорный вуз как субъект развития лесопромышленного комплекса Красноярского

края

Supporting university as the development subject of Krasnoyarsk region timber industry

complex

}\ А МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 378.11 DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15035 Анатолий Иванович Таюрский,

доктор экономических наук, профессор, академик Российской академии образования, профессор Сибирский государственный университет науки и технологий им. М.Ф. Решетнева (e-mail: kafedra_mkpu@sibsau.ru)

Ольга Ефимовна Подвербных, доктор экономических наук, профессор, Зав. кафедрой Сибирский государственный университет науки и технологий им. М.Ф. Решетнева (poderbnih@sibsau.ru)

Елена Эдуардовна Лобанова, кандидат экономических наук, доцент, доцент Сибирский государственный университет науки и технологий им. М.Ф. Решетнева, (e-mail: kafedra_mkpu@sibsau.ru) Anatoly I. Tayursky,

doctor in Economics, Professor, Academicien of Russian Education Academy, Reshetnev Siberian State University of Science and Technology

Olga E. Podverbnykh, doctor in Economics, Professor, Reshetnev Siberian State University of Science and Technology Elena E. Lobanova,

PhD in Economics, Associate Professor, Reshetnev Siberian State University of Science and Technology

Аннотация: Выявлены основные проблемы развития лесопромышленного комплекса (ЛПК) Красноярского края, представлены результаты форсайта развития лесной отрасли Красноярского края. В качестве механизма стратегического развития рассмотрен проект инновационного лесного кластера на территории Красноярского края как устойчивого

территориально-отраслевого партнерства всех субъектов его развития. Проведена кластеризация модели развития ЛПК края по субъекту - «наука и образования». Обоснована ведущая роль СибГУ им. акад. М. Ф. Решетнева как опорного вуза края в формировании кластерного подхода к процессам кадрового и инновационного развития ЛПК. Определены цели, принципы функции взаимодействия субъектов кластера. Сформирована модель образовательного кластера ЛПК Красноярского края. Систематизированы мероприятия по достижению прогнозных показателей развития сфер деятельности СибГУ им. акад.М.Ф. Решетнева как администрации образовательного кластера ЛПК.

Summary: Identified the main problems of Krasnoyarsk region timber industry complex (TIC) development, presented the foresight results of region timber complex development. As the mechanism of strategic growth reviewed the project of the innovative timber cluster in the territory of Krasnoyarsk region in the form of sustainable territorial industry partnership of all subjects of its development. The concept of region TIC development was clustering by subject «science and education». Justified the leading role of supporting university of Krasnoyarsk region - Siberian Science and Technology University of academicien M.F.Reshetnev in the forming of cluster stuff and innovative developing approach. Identified the targets, principles, functions of cluster subjects cooperation. The model of educational cluster was formed. Activities to achieve the forecast indicators of Reshetnev SibSTU as the administrator of the timber industry complex educational cluster were systematized.

Ключевые слова: опорный университет, Красноярский край, лесопромышленный комплекс, образовательный кластер.

Keywords: supporting university, Krasnoyarsk region, timber industry complex, educational cluster.

Развитие инновационной экономики XXI-го века требует формирования соответствующего инновационного мышления субъектов труда, развития теоретических и практических аспектов реализации этих процессов в системе высшего образования. Инновационное мышление формируется, прежде всего, образовательной средой, ее инновационными технологиями, тесной связью с производством, базирующейся на взаимном обогащении субъектов производства и использования молодых специалистов в научно-инновационной сфере.

Реагируя на запросы развития современной экономики образовательная система проходит через ряд трансформаций, имеющих цель, прежде всего, наиболее тесно отразить, с одной стороны, запрос экономики, с другой стороны, способствовать

ускорению ее развития. В последние годы трансформация образовательных организаций высшего образования привела к формированию новой категории организаций - опорного вуза, создаваемого в регионе на основе объединения существующих высших учебных заведений, ориентированный на поддержку развития субъекта Российской Федерации посредством обеспечения местного рынка труда высококвалифицированными специалистами, решения актуальных задач региональной экономики и реализации совместно с регионом и его предприятиями образовательных и инновационных проектов. В начале 2016 г. созданные Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве эксперимента 11 опорных вузов подтвердили свою жизнеспособность как действенной современной модели образовательных организаций, что привело к расширению перечня опорных университетов, который на 15 декабря 2017-го насчитывал уже 51 опорный университет [7].

Сибирский государственный университет науки и технологий (СибГУ) имени академика М.Ф. Решетнева создан путем объединения двух ведущих вузов края (Сибирского государственного технологического университета (СибГТУ), сфокусированного на подготовке кадров для лесной, химической промышленности, и Сибирского государственного аэрокосмического университета им. М.Ф. Решетнева (СибГАУ)), ориентированного на высокотехнологичные предприятия объединенной ракетно-космической отрасли). При этом роль опорного университета в регионе заключается в наращивании человеческого потенциала, необходимого для инновационного развития Красноярского края; создании моделей и инструментов, эффективно интегрирующих НИОКР в экономическую деятельность предприятий, региональные инвестиционные проекты и программы; развитии и повышении эффективности инновационной инфраструктуры на территории края; участии в деятельности федеральных и региональных технологических платформ. [10]

Исходя из целей и задач создания опорных вузов была выдвинута гипотеза, что развиваться опорные вузы должны в направлении формирования администрации образовательного кластера лидирующей отрасли или группы отраслей в соответствующих регионах. В соответствии с заявленной гипотезой были сформулированы задачи исследования, заключающиеся в определении модели развития одной из базовых отраслей Красноярского края - лесопромышленного комплекса и определения взаимоувязанной с ней модели развития опорного вуза (СибГУ им. акад. М.Ф. Решетнева) как субъекта развития этой отрасли в форме образовательного кластера.

Лесные ресурсы - важнейший вид возобновляемых ресурсов биосферы. По площади лесов Россия занимает первое место в мире. Запасы древесины составляют одну четвертую часть всех мировых запасов леса, их общее количество, пригодное для рубки, составляет 1,4 млрд. м3, а ежегодный прирост — 830 млн. м3. В настоящее время лесная промышленность имеет много проблем. Основной из них является низкая рентабельность: на переработку идет не более 25% сырья. [15] Развитие лесного комплекса Красноярского края в предыдущие десятилетия не отличалось рациональным использованием лесных ресурсов и породило ряд проблем отрасли, имеющие последствия в виде сворачивания и падения объемов производств. В настоящее время вызовы, стоящие перед лесопромышленным комплексом региона, можно оценить следующим образом:

1) истощение традиционных сырьевых баз;

2) зависимость от ценовой конъюнктуры сырьевого рынка;

3) низкая конкурентоспособность продуктов глубокой переработки на международном рынке (удаленность от основных рынков сбыта, высокая себестоимость производства, несоответствие качества выпускаемой продукции мировым стандартам);

4) низкая производительность труда (устаревшие производственные технологии, управления, логистики);

5) недостаток квалифицированных кадров (более 30% работников не имеют профильного образования, активно происходят процессы старения трудовых ресурсов отрасли).

В последние годы в крае предпринимаются активные действия по возрождению лесопромышленного комплекса, который является одним из приоритетных направлений для региона. Утверждена и реализуется отраслевая программа "Развитие лесного комплекса Красноярского края на 2018 - 2020 годы», целью которой является создание условий для увеличения объемов заготовки древесины и производства лесопродукции с высокой добавленной стоимостью, необходимой для удовлетворения спроса на внутреннем и внешнем рынках на базе приоритетного развития глубокой переработки древесины. [5] С учетом ее данных и целевых показателей в таблице 1 представлены состояние и перспектива развития лесопромышленного комплекса края. Количество организаций лесопромышленного комплекса края на 2016 г. по видам экономической деятельности составляло: "Лесоводство и лесозаготовки" - 1047 (в т.ч. 11 крупных и средних предприятий); «Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения» -892 (15 крупных и средних предприятий; «Производство мебели» - 355 (1 среднее предприятие).

Таблица 1

Состояние и перспектива развития лесопромышленного

комплекса Красноярского края

Показатель 2016 г. 2020 г.

Обьем производства готовой продукции на 1 куб. м заготовленной древесины, руб 2033 ТВЗЗ

Обьем отгруженной продукции по видам экономической деятельности:

Лесоводство н лесозаготовки, млн рублей £696,3 9721

Обработка лревесины и производство изделий из дерева и прооки. кроме мебели, производстве изделий из солсмки и материалов для плетения, млн рублей 26531 46341

Производство меоели. млн рублей 2520,9 3247,7

Количество создаваемых рабсчих злеет в рамках инвестиционных проектов (нарастающим итогом), ел. 1314

Численнссть работников, занятых в лесном комплексе Красноярского края, чел, в том числе по видам экономической деятельности: ?3271 27700

Лесоводство н лесозаготовки, чел 9ВЗ? 42,2 11700/42,2

Обработка лревесины и производство изделий из дерева и прооки. кроме мебели, производств о изделий из соломки и материалов для плетения, чел % 11630- 49,9 13900/50,1

Производство меоели. чел % 1309 7.9 ТЮО 7.6

Сейчас в крае реализуются 10 приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, 4 проекта успешно реализованы: ООО «Приангарский ЛПК»; ЗАО «Новоенисейский ЛХК»; ООО «Енисейский фанерный комбинат», ООО «УК "Мекран». В регионе построены заводы по производству пиломатериалов, клееной строганой продукции и пеллет. Общий объём инвестиций, привлечённых в отрасль, составил более 48 млрд рублей. В рамках проектов уже создано около 2800 новых рабочих мест. [2]. К 2020 г. в лесопромышленном комплексе края планируется создать 4429 новых высокотехнологичных рабочих мест, поэтому вопросы подготовки специалистов по новым рабочим местам, переподготовки и повышения квалификации специалистов по действующим рабочим местам имеют особую актуальность и предопределяют необходимость разработки, реализации опорным вузом стратегии развития в этой области.

Форсайты развития лесной отрасли Красноярского края как методики долгосрочного прогнозирования научно-технологического и социального развития научно-технологического и социального развития, основанные на опросе экспертов, были определены с учетом отраслевой программы «Развитие лесного комплекса Красноярского края на 2018 - 2020 год» [5], разрабатываемой Стратегии развития лесопромышленного комплекса до 2030 года [6], Проекта стратегии развития Красноярского края до 2030 г. [9]:

1) глубокая переработка и комплексное использование растительного сырья (в том числе, ранее невостребованного);

2) технологии охраны, защиты и интенсивного воспроизводства лесов;

3) лесное машиностроение;

4) высокотехнологичные деревянные конструкции, здания и сооружения.

В современной экономике, особенно в условиях глобализации, традиционное деление экономики на сектора или отрасли утрачивает мобильность. На первое место выходят кластеры - системы взаимосвязей фирм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей. [1], Видение нами модели развития ЛПК края, сформированное по материалам перспектив развития отрасли [15], [5], [9], [6], [12], [13], [14], [11], [3], собственных эмпирических исследований представлено на рисунке 1. Обозначенные цели, задачи и направления развития рассматриваемой отрасли свидетельствуют о тенденциях развития в сторону формирования инновационного лесного кластера на территории Красноярского края как устойчивого территориально-отраслевого партнерства всех субъектов его развития на основе объединения их инновационных ресурсов, внедрения передовых технологий, в том числе управленческих, с целью повышения конкурентоспособности субъектов кластера и выхода на параметрыразвития ЛПК, сопоставимые с доходностью лесопереработки в ведущих странах - производителей лесопромышленной продукции США, Канады, Швеции, Финляндии.

Факторы перспектив развития ЛПК Красноярского края: экономические, неэкономические

Компоненты реализации перспектив развития .ШК Красноярского края

Бизнес (преЛЛрЕШЕЯ и компании ЛПК края. Сжз лесопромышленник ов Красноярского края) ВЗАИМОДЕИСТВИЕ СУБЪЕКТОВ Проведение исследований 6 соотвештеии с потребностями субъектное экономической дея'г.ельности и формирование новш. направлении НИОКР. формирование развитие человеческого капитала Л] 1К края Наука н образование (Институт леса; образовательные организации высшего образования Опорный вуз. СФП профильные профессиональны е образовательные организации)

Цель развития отрасли: максимально эффективное использование песосырьевой базы Красноярского края si счет ^"величения глубины лереоаботки дреЕесины :: внедрения комплексной переработки с максимальны.: экономически эффективным вовлечением s производство ме~ото!.арной и низкокачественной дреЕесины и стходов деревообработки.

предоставление VSp НОЛОгОвСгО стимулирования и административной поддержки: предприятия», реализующим проекты по разбитию глубокой переработка и комплексной переработки: предприятиям, осуществляющим техническое и технологическое перевооружение, производство новш. высог.о?пехнологичп ыж видов продукции; содействие сохранению и развитию лесного фонда содейсябие кадровому с бес печению комплекса, включая целевой заноз предприятий па обучение специатистов; актуанлащт образовательных программ под квалификационно е потребности предприятий отрасли

Задачи и направления развития 1 .Расширение выпуска традиционных видов продукции за счет модернизации действующих произведете и реализации инвестиционных проектов в с-Зласти деревообработки

2.Качественное преобразование отрасли, направленного на формирование инновационного лесного кластера за счет:

увеличения е продуктовой линейке . IliK новой высокотехнологичной продукции

- Енелреши современных технологии гаесовосстанавлвния и лесопользования,

создания ноеых производств ло глубокой химико-механической переработке древесины, производству це.ттксозы:.

- разЕития нвп"чнс-исследоватепьских разработок ъ сфере создания новых технологий и получения инновационных продуктов.

Нейтрализация инфраструктурньи ограничении, аертвающш развитие ЛПК Красноярского края

- строительство пвсовозных дорог, в to^i язтсле с привлечением средств ш-зестс-рсв. реализующих проекты в области освоения лесов, ка принципах государственно-частного партнерства.

- формирование современной энергострмсттры: строительство электросетей, создание локальных систем энергогенералш-: и теплообеспечения.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ

Государство: Органы власти края. Министерство лесного хозяйства крал; Лесопожарный центр; Центр защита: reci; Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края

Рис. 1 Модель развития ЛПК Красноярского края

Наличие в модели развития ЛПК края основных составляющих любого кластера [1], а именно, концентрация, конкуренция, кооперация, конкурентоспособность его субъектов, должна способствовать взаимному усилению конкурентных преимуществ за счет синергетического эффекта. Кластерная политика оказывает влияние не только на функционирование самих организаций, формируя экономическую эффективность, но и на тот регион, где развивается кластер, тем самым формируя его социальную эффективность. Экономические прогнозируемые параметры развития ЛПК края по кластерной модели к 2030 году оцениваются увеличением доходов, получаемых с кубометра заготавливаемого

леса, в 2,5-3 раза, социальная эффективность модели оценивается повышением уровня развития человеческого капитала отрасли и обеспечением занятости значительной части населения края, проживающего в лесистых районах, где нет и не может быть иной занятости. [9] Такая модель развития отрасли предполагает максимальную степень задействования всех его субъектов, в том числе и со стороны науки и образования. В числе экономических факторов отмечены «развитая академическая и отраслевая наука, система высших учебных заведений и учреждений среднего профессионального образования, готовящих специалистов широкого профиля для лесной отрасли». [9]

При проверки гипотезы исследования была проведена кластеризация (выявление связей и отношений) рассмотренной модели развития ЛПК края по его субъекту - «наука и образования». Были выявлены характерные особенности данного субъекта: наличие лидера, определяющего долговременную научно-образовательную, инновационную стратегию кластера ЛПК края в целом (СибГУ им. акад. М.Ф. Решетнева); территориальная локализация основных субъектов; устойчивость связей и взаимодействия субъектов; долговременная координация взаимодействия субъектов в рамках основных систем управления, производственных программ, инновационных процессов. Опорному вузу края (СибГУ им. акад. М. Ф. Решетнева) принадлежит ведущая роль в формировании кластерного подхода к процессам кадрового и инновационного развития ЛПК, прежде всего, в силу того, что это единственный вуз за Уралом, осуществляющий комплексную, системную подготовку кадров ЛПК. На наш взгляд, его развитие в представленной модели ЛПК, должно осуществляться в системе формирования ее подкластера, а именно образовательного кластера, выделяемого по виду деятельности в общей модели развития ЛПК края и обладающего относительной самостоятельности как системы. Выделяемый подподкластер (далее образовательный кластер ЛПК края) также должен удовлетворять всем характерным признакам кластера: однородность (образовательные организации различного уровня, реализующие развитие человеческого капитала ЛПК, инновационные научные исследования в области проблем развития ЛПК), наличие кооперационных связей (взаимодействие образовательных организаций различного уровня между собой, с субъектами кластера) и синергетического эффекта (повышение уровня и качества кадрового обеспечения инновационного развития отрасли, эффективной интеграции НИОКР в экономическую деятельность предприятий, отраслевые инвестиционные проекты и программы). Цель формирования образовательного кластера ЛПК края: повышения качества подготовки, развития человеческого капитала для ЛПК, проведения научных исследований, соответствующих

тематикам инновационного развития края, запросам ключевых инновационных компаний и традиционных финансово-промышленных групп лесоперерабатывающей отрасли региона, концепции развития ЛПК края. При выделении образовательного кластера ЛПК учитывались в качестве его подпокластеров, прежде всего, образовательные организации различного уровня (подкластер образовательных организаций ЛПК), участвующие в формировании человеческого капитала ЛПК края посредством обучения по соответствующим образовательным программам, являющихся основной целью их деятельности: общеобразовательные организации (школы, лицеи, гимназии), профессиональные образовательные организации (колледжи, техникумы), образовательные организации высшего образования: СибГУ им. акад. М.Ф. Решетнева; Сибирский федеральный университет (СФУ); Красноярский государственный художественный институт (КГХИ); лесные вузы страны. На каждом уровне между ними существуют кооперационные, конкурентные связи по основному виду деятельности, способствующих возникновению синергетического эффекта. Кроме основного подкластера образовательного кластера ЛПК Красноярского края были выделены:

- подкластер научных организаций ЛПК (Институт леса, ФЦП, РФФИ, РНФ, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника); научно-образовательные центры РФ);

- подкластер субъектов бизнеса ЛПК, состоящий, в свою очередь, из подподкластеров: предприятий малого и среднего бизнеса ЛПК; крупных компаний лесной отрасли федерального уровня; предприятий лесной отрасли регионов РФ, транснациональных компаний лесной отрасли (Timberjack, PONSSE, Camozzi, Beaver, Hencon); международных организаций лесной отрасли (Greenpeace, FSC, WWF, IUFRO);

- подкластер органов власти, государственных регулирующих и контролирующих организаций ЛПК (органы местной власти, Министерство лесного хозяйства края; Лесопожарный центр; Центр защиты леса; Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края);

- подкластер инновационных инфраструктурных элементов ЛПК (Красноярский региональной инновационно-технологический бизнес-инкубатор (КРИТБИ), бизнес-инкубатор СФУ, бизнес-инкубатор СибГУ им. акад. М.Ф. Решетнева (проект), региональная технологическая платформа «Инновационные технологии комплексного использования лесных ресурсов»);

- подкластер общественных объединений ЛПК: (Союз лесопромышленников Красноярского края; Красноярская территориальная краевая организация профсоюзов

работников народного образования и науки РФ, Профсоюз работников лесных отраслей Красноярского края, Ассоциация образовательных организаций «Сибирский технологический университет»; Красноярская региональная общественная организация «Ассоциация выпускников и попечителей СибГТУ», движение школьных лесничеств Красноярского края, Ассоциация «Енисейский альянс строителей»).

Конкуренция как неотъемлемая специфическая черта образовательного кластера ЛПК является важнейшим условием его развития. Придерживаясь подходов к изучению особенностей формирования кластеров таких авторов как Ю.А. Арутюнова [1], С.А. Помитова [8], Л.С. Маркова [4] была определена специфика конкуренции образовательного кластера ЛПК края в следующих формах: «жесткая» конкуренция -соперничестве нескольких разнотипных субъектов за выбор участника-покупателя в свою пользу (например, борьба СибГУ им. акад. М.Ф. Решетнева, СФУ и Института леса за получение гранта на НИР); «мягкая конкуренция» - соперничество однотипных субъектов в их различном расположении и ассортименте предоставляемых услуг, сформированного имиджа субъекта (например, борьба техникумов и колледжей за абитуриентов). Выделенные по сферам деятельности шесть подкластеров образовательного кластера ЛПК края способствуют развитию и повышению конкурентоспособности всего кластера за счет взаимодействия, дополнения друг друга до единого целого. По нашему видению (рисунок 2), в модели образовательного кластера ЛПК края должно быть заложено взаимодействие подкластеров через свои администрации, а контролирующая и направляющая функция возложена на администрацию кластера, в качестве которой, на наш взгляд, должен выступать СибГУ им. акад. М.Ф. Решетнева как профильный вуз по направлениям подготовки кадров для ЛПК. СибГУ им. акад. М.Ф. Решетнева, отвечая на запросы развития ЛПК региона проводит подготовку и переподготовку кадров для лесной и деревообрабатывающей промышленности, лесного хозяйства, целлюлозно-бумажной и других смежных отраслей, активные научные исследования по оценке закономерностей роста, развития, строения, качественного состояния и путей восстановления лесов Сибири, разработке экологически чистых ресурсосберегающих технологий и оборудования лесозаготовки и деревообработки, процессов комплексной переработки биомассы леса, инновационных технологий комплексного использования лесных ресурсов.

Выделены следующие кластерообразующие компоненты СибГУ им. акад. М.Ф. Решетнева:

1) межрегиональный инновационно-технологический и научно-образовательный центр лесного комплекса «СибГТУ-КАМИ»осуществляющий работу по внедрению современного, передового деревообрабатывающего оборудования на предприятиях Сибирского и Дальневосточного регионов, выступающий лабораторной базой для проведения занятий со студентами по дисциплинам профиля подготовки кадров для ЛПК;

2) оранжерея, где выращиваются интродуценты и формируется коллекция тропических растений, ботанический сад им. Вс. М. Крутовского, дендрарий, созданный под руководством проф. В.Э. Шмидта, плантационные культуры кедровых сосен - под руководством проф. Р.Н. Матвеевой, учебно-опытный лесхоз являющиеся базами практик студентов ИЛТ, местом приложения научных разработок института;

3) Научно-исследовательское управление;

4) Центр коллективного пользования;

5) диссертационные советы по направлениям подготовки ЛПК;

6) центр содействия трудоустройству;

7) бизнес-инкубатор опорного вуза (создание заложено в проекте развития вуза по дорожной карте) [10];

8) Ассоциация образовательных организаций «Сибирский технологический университет», созданная одной из первых в России как специфическая модель университетского комплекса, объединяющая в настоящее время 14 учредителей среднего профессионального образования не только Красноярского края, но и Восточной Сибири (Томская, Кемеровская, Читинская области, Алтайский край, Республика Бурятия), а именно: Красноярский политехнический техникум; Красноярский автотранспортный техникум; Канский политехнический колледж; Канский технологический университет. колледж; Бурятский лесопромышленный колледж; Политехнический техникум (п. Селенгинск); Читинский политехнический колледж; Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса; Мариинский политехнический колледж; Томский лесотехнический техникум; Бийский техникум лесных технологий; Дивногорский техникум лесных технологий; Дивногорский гидроэнергетический техникум; СибГУ им. акад. М.Ф. Решетнева как головная организация ассоциации).

Ц&ть, принципы, фунхинк

Взаимодействие субъектов кластер а

Подкласт Подкластер образовательных Подкластер научных

Ер субъектов оргаишаднн: формирование и риввпие оргаишапнн ЛПК:

снзивса ЛПК: человеческого ::а1штала ЛПК края Исследования пробетец

- Образаеат&льныв организации восстановления леса.

трансферт образования инновационных подходов к

инновационных СнйП вн. акад. МФ, СФУ [11]; воигтексван его перерасогкз-:

тЕзшигогаи Решетнева (ИГЛ): КПКИ; Лесные рирасогкд инновационных

ОТрЗСПН Е администрации кластера: вузы страны техжпгогой^ гпдпдша уСЛОКНН

профессионалы«) сетевые программы подготовки дна реализации научных

и озразеваник; (■^деревянное домостроение» - с инициатив в молодежной среде

- равЕнтнй СФУ. -хднзалгао - с КГХИ) отрасли

тгзпрдн ЛПК;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

хафещны на

производстве

Подкласт Подкластер

ер общнтЕеннш инновационных

объ£ЦВВ£ВВЕ ЛПК: укреплен Ыистерообриуишне компоненты СийГУ им. а::ад. М Ф. Ралетнева Профвсе и анальные обраюеат&тьные инфраструктурных алиментов ЛПК: создание условии для формирования и

же про НЗЕ ОДМЦеННЮГ о, научного, социального н интелдеклуальног Сферы деятельности кластера: - Образование; - К^^роеый пс-тещнал: -Формирование организации; Общвабра зоегяк&льныв организации реятттгзяттии т*ттпрятти™™ы* онтвс-проектоЕ, для инновационного развития предприятии лесной отрасли, обеспечш^адощшс цеппчЕ^г

О ТТУУГАН 1 кэ:-:шнга:-:та: - Исследования и воигшексеюго и безотходного

отрасли разработан освоению лесных ре^рссв Красноярского драя н Сибири

Подкластер органов власти, государственных регулирующих в контролирующих организации

ЛП: ::адрсюг сокпйчйниз еоомплй::с1 ''иегевой гюлмоекд. актуализация образовательны* прогряьш пел

ЕЕапнфикалднонные гзтребиости предприятий страсти [?]

Взаимодействие субъектов мастера

Рас. 2 Модель образовательного кластера ЛПК Краев оярско го края

Принципы функционирования образовательного кластера ЛПК, прежде всего, в лице ее администрации (СибГУ им. акад. М.Ф. Решетнева ), должны базироваться на взаимодействии, интеграции, социального партнерства, саморазвитии, самоорганизации, адаптации профессионального образования для ЛПК, осуществляемых субъектами кластера научных исследований к потребностям новой модели развития ЛПК Красноярского края. Основные функции образовательного кластера ЛПК: экономико-правовая (формирование образовательных услуг, соответствующих спросу на человеческий капитал отрасли, научных разработок, в том числе в форме совместных

исследований, востребованных ЛПК края и придающих ему импульс инновационного, совершенствования нормативно-правовой базы партнерских взаимоотношений субъектов кластера); педагогическо-социальная (сетевое взаимодействие образовательных организаций в сфере формирования и развития человеческого капитала отрасли, формирование условий эффективного использования человеческого капитала отрасли); маркетинговая - распространение инновационных образовательных технологий среди образовательных организаций, формирование трудового потенциала отрасли за счет совершенствования ранней профориентации.

Таким образом, модель образовательного кластера ЛПК Красноярского края представляет собой целостное образование в рамках развития социального партнерства субъектов в системе профессионального образования на основе конкурентно-партнерских отношений ради достижения общей цели: повышения качества подготовки, развития человеческого капитала для ЛПК, проведения научных исследований, соответствующих тематикам инновационного развития края, запросам ключевых инновационных компаний и традиционных финансово-промышленных групп лесоперерабатывающей отрасли региона, концепции развития ЛПК края.

Для «прорывного развития» СибГУ им. акад. М.Ф. Решетнева как администрации образовательного кластера ЛПК Красноярского края в 2016 г. была проведена внутренняя аудиторская оценка текущего состояния четырех сфер функционирования института, составляющих модель его развития в образовательном кластере, обозначены проблемы и намечены пути развития по блокам: «образование»; «кадровый потенциал»; «формирование контингента студентов»; «исследования и разработки» (рисунок 3). Синергетических эффект модели образовательного кластера ЛПК края в целом и соответствующих основ развития опорного вуза - СибГУ им. акад. М.Ф. Решетнева - как администрации кластера, в частности, на наш взгляд, будет проявляться в следующих результатах:

- развитие непрерывной, многоуровневой подготовки профессионального образования ЛПК края на основе формирования новых взаимовыгодных интеграционных связей между субъектами кластера в целях повышения качества человеческого капитала отрасли, повышения уровня рациональности использования подготовленных для ЛПК кадров в контексте их эффективной занятости;

- опережающая актуализация программ подготовки субъекта труда для отрасли края с учетом перспектив его инновационного развития;

- обновление и развитие материально-технической базы образовательных организаций кластера на новом уровне, совершенствование взаимодействия субъектов кластера в рамках развития технологических платформ, бизнес- и инновационных структур, способствующих прорывному развитию отрасли, повышению качества подготовки кадров, проведения НИР для ЛПК края.

Образование Кадровый потенциал

внедрение е образовательный процесс проектного метода обленил (к 2020 ю 30 % студентов); создание базовых кафедр на производстве (к 2015 - Енисейский фанерный комбинат, Центр защита: теса): сетевые программы подготовке («деревянное домостроение* - с СФУ. «дизайн» - с КГХИ); отЕрьггие новых е5разевате:тьньк протравы; привлечение в образование ведущих специалистов с производства; развитие аспирантуры за счет увеличения числа направлений подготовки. реализация стимулирующих мер для профессорско-преподавательского состава [10]; увеличение количества мест в аспирантуре; -возобновление деятельности диссертационных соЕетоа. (2£17г. - по лесному хозяйству. 2019 т. - по технологиям лесозаготовки и дереьооЗработки); ежегодное ловытление квалификации не менее 40% ППС; приглашение ведущих ученых мирового уровня для реализации образоватегтьного процесса.

Формирование контингента Исследования и разработки

реализация профориентационных :.:еропрЕЯТ!ш в соответствии с дорожной картой взаимодействия с Министерством лесного хозяйства Красноярского края: - привлечение отчаютпихся к процесс1.' продвижения информации об шгституге через популярные содиазьньсе сети; - работа с предприятиями, министерствами и ведо;.:ства1Д1 по целевому набору кснпзнгента обучающихся; - поиск ноеых членов ассоииаднЕ! СТУ за пределами регЕзона: разв!пие дистанционных фор;.: взаимодействия с абитуриентами корректировка тематик исследовании в соответствии с потребностями субъектов экономической деятельности, в том числе на основе форсайт-сессий с заинтересованными партнерами; формЕфовалие ноеьтч направлений НИОКР за счет создания междисциплинарных команд (:.:онитооинг лесов с использованием ДЗЗ и ГИС - 201 £. новьсе материалы на основе растительного сырья - 2015, аддитивные технологии в деревянном домостроении - 2 "19): о5еспечение академической мобильности профессорско-преподавательского персоната: продвижение результатов НИР в мировое научное пространство - включение журнала «Хвойные бореальной зоны> в ьсориз; организация малых инновагдтонных предприятий (.000 <;Форест техиололжи», ООО «ХзтБуд>:'. ООО «Инвуда, ООО« Ландшафтный дизайн»); развипзе системы студенческих конструкторских 5кро (.Хео «МесЬашкз»; ^Студенческий пентр лесных и деревообрабатывагсщЕтх технотогЕШ*. «Лигнугм», «Бионика», «Центр сибирского садоводсгЕа еэ озеленениям)

Рис. 3 Мероприятия по достижению прогнозных показателей

развития сфер деятельности СГУ им. М.Ф. Решетнева как администрации образовательного кластера ЛПК

В ходе исследования подтвердилась выдвинутая гипотеза развитии опорного вуза в направлении формирования образовательного кластера лидирующей отрасли в регионе. Предложенная структурированная модель образовательного кластера ЛПК Красноярского края с выявлением роли, проблем и задач развития его администрации (СибГУ им. акад. М.Ф. Решетнева) способствует совершенствованию методических подходов к развитию субъектов образования и выработке практических решений в области экономической политики развития территорий.

Список литературы

1. Арутюнов Ю.А. Формирование региональной инновационной системы на основе кластерной модели экономики региона [Электронный ресурс]: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2008/2008-4/1/1.htm (дата обращения 02.04.2018).

2. Красноярский край. Министерство лесного хозяйства. В 2017 году в Красноярском крае увеличились объемы заготовки и переработки древесины [Электронный ресурс]: http://mlx.krskstate.ru/n/0/news/86664 (дата обращения 26.04.2018).

3. Красноярский край (состояние и перспективы развития ЛПК края) [Электронный ресурс]. -URL: http://lesprominform.ru/jarchive/articles/itemshow/1817 (дата обращения 26.04.2018).

4. Марков Л.С. Экономические кластеры: понятия и характерные черты. [Электронный ресурс] :http://pandia.ru/803211/ (дата обращения 26.04.20180).

5. Об утверждении отраслевой программы "Развитие лесного комплекса Красноярского края на 2018 - 2020 годы". [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/446594754 (дата обращения 27.04.2018).

6. О новой стратегии развития лесопромышленного комплекса в России [Электронный ресурс]: https://www.lesonline.ru/n/54F6F (дата обращения: 03.05.2018).

7. Проект Министерства образования и науки Российской Федерации «Опорные университеты» [Электронный ресурс]: http://опорныйуниверситет.рф (дата обращения: 10.05.2018).

8. Помитов С. А.. Характер организационных связей внутри научно-производственного кластера [Электронный ресурс]: http://www.ekportal.ru/page-id-1947.html (дата обращения 19.03.2018).

9. Проект стратегии развития Красноярского края до 2030 г. [Электронный ресурс]: http://www.krskstate.ru/2030/plan) (дата обращения: 03.05.2018).

10. Программа развития (дорожная карта) Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева - опорного университета Красноярского края [Электронный ресурс]:

https://www.sibsau.ru/sveden/document/Programma_razvitiya_dorozhnaya_karta_SibGU_im

_M_F_Reshetneva

11. Россия. СФО. Внешэкономсвязи, политика. Леспром. Недвижимость, строительство. [Электронный ресурс]: tpprf.ru, 20 февраля 2018 > № 2502674 (дата обращения 30.04.2018).

12. Россия. СФО. Леспром. [Электронный ресурс]: lesprom.com, 13 апреля 2018 > № 2566659 (дата обращения 26.04.2018).

13. Россия. СФО. Леспром. [Электронный ресурс]: lesprom.com, 22 марта 2018 > № 2537977(дата обращения 26.04.2018).

14. Россия. СФО. Леспром. [Электронный ресурс]:Ьитршт.ги, 6 марта 2018 > № 2526451 (дата обращения 26.04.2018)].

15. Состояние лесной промышленности в России, перспективы и проблемы развития [Электронный ресурс]: https://promzn.ru/derevoobrabotka/lesnaya-promyshlennost-v-rossii.html (дата обращения 26.04.18).

16. Konovalov V.B., Tikhonov A.I., Fursov V.A., Sogacheva O.V., Pyanova N.V. Marketing planning in industrial enterprises in the context of import substitution strategy // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Т. 15. № 12. С. 171-182.

17. Kulikova N.N., Smolentsev V.M., Tikhonov A.I., Kireev V.S., Dikareva V.A. Planning of technological development of new products and its impact on the economic performance of the enterprise // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6.№ 8 Special Issue. С. 213-219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.