ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
УДК 630*90
Н.Е. Егоров1, А.П. Исаев2
:ФГНУ «Институт региональной экономики Севера» 2Институт биологических проблем криолитозоны СО РАН
Егоров Николай Егорович родился в 1952 г., окончил в 1975 г. Якутский государственный университет, кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий отделом региональной инновационной экономики ФГНУ «Институт региональной экономики Севера». Имеет около 90 научных работ в области инновационной экономики, формирования региональной инновационной системы. E-mail: ene01@rambler.ru
Исаев Александр Петрович родился в 1952 г., окончил в 1985 г. Якутский государственный университет, кандидат сельскохозяйственных наук, старший научный сотрудник, заведующий лабораторией мерзлотного лесоведения Института биологических проблем криолитозоны СО РАН. Имеет более 130 печатных работ в области лесоведения, лесоводства, лесной геоботаники и экологии. E-mail: forest_forest@ibpc.ysn.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КЛАСТЕРА ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Рассмотрен вопрос о формировании регионального инновационно-промышленного кластера лесного комплекса Республика Саха (Якутия) с активным использованием научно-инновационного и образовательного потенциала республики.
Ключевые слова: лесное хозяйство, лесопромышленный комплекс, инновационно-промышленный кластер.
В последнее время в России серьезно возрос интерес к лесопромышленному комплексу (ЛПК) страны со стороны власти, глубокая переработка древесины рассматривается как часть развития инновационной экономики. В то же время ЛПК является, пожалуй, одним из самых уязвимых звеньев российской экономики с точки зрения глобальной конкуренции.
Правительство РФ поэтапно увеличивает ставки вывозных таможенных пошлин. С 1 января 2009 г. экспорт необработанной древесины стал экономически невыгодным в связи с установлением пошлины в размере 80 % от таможенной стоимости лесопродукции. Для сравнения с 1 апреля 2008 г. этот показатель составлял 25 %.
В ряде субъектов Российской Федерации лесопромышленный комплекс является профилирующим и градообразующим. Ведущее место занимает Северо-Западный федеральный округ, среди субъектов РФ на первом месте Иркутская, на втором - Архангельская, на третьем - Вологодская области.
Почти 70 регионов России сохранили это производство, однако в основном на базе мелких предприятий с отсталой технологией и высокой долей браконьерских рубок. В стране в целом из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры и технологий расчетная лесосека используется недостаточно [2].
Одно из главных мест по производству и экспорту лесоматериалов и связанного с ним оборудования занимает Финляндия, которая в начале 1990-х гг. стала развивать лесопромышленный кластер. В современной экономической политике кластерный подход является эффективным методом динамического развития конкурентоспособной экономики на основе государственно-частного партнерства с широким использованием научно-инновационного потенциала территорий. Исследования показывают, что этот подход к организации производства относится к перспективным направлениям развития экономики региона и повышения ее конкурентоспособности. Но, несмотря на широкое освещение учеными-исследователями вопросов о создании кластеров, к настоящему времени недостаточно разработаны теоретические и практические основы формирования взаимосвязей предприятий в отраслевых кластерах, в том числе в ЛПК [3].
В последнее время кластерная форма организации лесопромышленных предприятий активно внедряется и в ряде субъектов РФ (Пермская, Псковская, Тюменская, Иркутская области, Красноярский край, Республики Карелия, Коми и т. д.).
Республика Саха (Якутия) - самая крупная по территории среди субъектов Российской Федерации. Ее лесной фонд составляет 255 млн га, или 1/6 российского. Якутская тайга признана учеными-биологами всего мира одним из основных источников кислорода для населения планеты. Лесное законодательство и органы управления лесным хозяйством в течение более чем 200-летней истории претерпевали неоднократные изменения. Вступивший в действие в 2007 г. новый Лесной кодекс РФ внес существенные изменения во все аспекты использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также вопросы государственного управления лесами. Началась новая масштабная реформа всей системы управления лесами и лесопользования. Разработана схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г. (утверждена постановлением Правительства РС (Я) 06.09.2006 г. № 411 и одобрена Правительством РФ 08.02.2007 г.).
Республика Саха (Якутия) - это огромный источник высококачественного леса. Общий запас древесины оценивается в 8,8 млрд м3, из них 62 % приходится на спелые и перестойные леса. Расчетная лесосека составляет 35,2 млн м3. Но для переработки такого объема требуется направить значительные капиталовложения в создание инфраструктуры и лесоперерабатывающих производств. Богатейшие возобновляемые лесосырьевые ресурсы, производственный и технический потенциал отрасли создают предпосылки для развития в республике лесной и деревообрабатывающей промышленности. В качестве основной базы целесообразно рассматривать южные регионы Якутии - территории Ленского, Олекминского, Алданского,
Усть-Майского районов, где сосредоточены эксплуатационные запасы (50 711 тыс. м3) добротной древесины с относительно высокой концентрацией на единице площади. На эту территорию уже пришли китайские инвесторы, созданы два российско-китайских предприятия. Предполагается, что на них будут заняты 2000 специалистов из КНР.
Продукция лесной и деревообрабатывающей промышленности РС(Я) в основном направлена на удовлетворение внутреннего рынка, и только небольшое количество круглого леса и пиломатериалов вывозится за пределы республики, в том числе на экспорт: в Германию, Австрию, Японию, Корею. Так, в 2007 г. за пределы республики было реализовано 1,92 тыс. м3 деловой древесины и 16,8 тыс. м3 пиломатериалов. Экспорт пиломатериалов в Европу осуществляет предприятие ЛПК «АлМас» ОАО «Алмазы Анабара».
В 2007 г. на территории РС(Я) заготовлено 1026,1 тыс. м3 древесины по всем рубкам главного пользования, в том числе деловой 44,8 %. На долю арендаторов приходится 133,2 тыс. м3 древесины. В 28 районах республики лесозаготовительной и деревообрабатывающей деятельностью занимаются около 350 крупных, средних и малых предприятий, индивидуальных предпринимателей и крестьянских хозяйств, в том числе девять крупных заводов, оснащенных импортным технологическим оборудованием. Ведущим предприятием было ОАО «Алмазы Анабара», которое на арендованных участках фактически заготовило 82,0 тыс. м3 древесины, или 61,6 %.
Отрасль является убыточной и низкорентабельной из-за отсутствия необходимой сети лесовозных дорог, что приводит к резкой сезонности лесозаготовительного производства, отвлечению оборотных средств предприятий на создание межсезонных запасов, снижению качества древесины, заготовленной в летний период. Лесопромышленный комплекс требует крупных вложений и не сразу может приносить сверхдоходы.
В перспективе ЛПК в Республике Саха (Якутия) должен развиваться по следующим направлениям:
- формирование инфраструктуры отрасли (строительство и ремонт дорог, терминалов, возобновление сырьевой базы);
- техническое перевооружение, модернизация и замена оборудования, направленные на увеличение выпуска качественной и конкурентоспособной продукции на базе современных технологий;
- снижение сезонности лесозаготовок в результате строительства лесовозных дорог круглогодичного действия;
- кардинальное решение системы сбыта готовой продукции, в том числе на экспорт в страны Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского региона;
- организация конкурентоспособных производств по глубокой переработке древесины.
В связи с началом действия нового Лесного кодекса РФ и передачей отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам РФ Указом Президента Республики Саха (Якутия) в декабре
2006 г. при Министерстве охраны природы РС(Я) был организован специальный департамент с возложением на него функции по реализации государственной политики в области лесных отношений, государственного лесного контроля и надзора. В ведение департамента включены 29 государственных учреждений: 28 лесхозов муниципальных образований и Якутская база авиационной охраны лесов.
Одним из эффективных направлений развития предприятий ЛПК республики в целом и отдельных предприятий является кластерный подход, связанный с достижением значительного синергетического эффекта в производственной и социальной сферах. Важной отличительной чертой кластера в общей модели производственно-кооперационных и иных взаимодействий субъектов хозяйствования служит фактор инновационной ориентированности. Исходя из этого, региональный инновационно-промышленный кластер можно представить в виде системы сконцентрированных в одном регионе взаимосвязанных производственных предприятий, научно-образовательных учреждений и государственных органов, сосредоточенных вокруг базовой отрасли промышленности для производства и выпуска продукции, ориентированной на экспорт, и достижения конкурентоспособности региона внутри страны и на мировом рынке [1]. В этом плане представляет определенный интерес перевод хозяйственной деятельности ЛПК на инновационный путь развития путем создания регионального инновационно-промышленного кластера лесного комплекса Республики Саха (Якутия) (см. рисунок).
Согласно концепции инновационной политики Республики Саха (Якутия) на период до 2010 г. (утверждена постановлением Правительства РС(Я) от 17.08.2004 г. № 379) основные направления инновационной деятельности в лесозаготовительной, деревообрабатывающей промышленности заключаются в опережающем развитии перерабатывающих производств в районах основных лесозаготовок; максимальном использовании собственных источников энергии и вторичных ресурсов; создании новых производств по переработке отходов деревообработки. Научно-инновационная деятельность в сфере ЛПК осуществляется в основном лабораторией мерзлотного лесоведения Института биологических проблем криолитозоны (ИБПК) СО РАН, межведомственной учебно-научной лабораторией мерзлотного лесоведения и лесоводства, кафедрой технологии деревообработки и деревянных конструкций инженерно-технического факультета Якутского госуниверситета. Основными направлениями НИОКР в сфере ЛПК являются совместные исследования по изучению лесов и лесных ресурсов Республики Саха (Якутия), разработке мер содействия лесовозобновлению на вырубках и гарях, ухода за насаждениями, научных основ прогнозирования и предупреждения лесных пожаров и массового размножения насекомых-вредителей, повышения устойчивости лесных экосистем к антропогенному воздействию, технологии обработки древесины и т. д.
Важное направление научно-инновационной деятельности - использование недревесных ресурсов леса (лекарственные растения, пищевое сырье, технические культуры), из которых можно получить новые инновационные продукты.
Курирующие органы исполнительной власти
Департамент по лесным отношениям Министерства охраны природы РС(Я) Министерство строительства и промышленности строительных материалов РС(Я) Муниципальные образования
Образование Программа
Биолого-географический и инженерно-технический факультеты ЯГУ Якутский сельскохозяйственный техникум Нижнеколымский колледж народов Севера Государственная целевая программа «Леса Якутии»
Промышленные предприятия
Наука
Лаборатория мерзлотного лесоведения ИБПК СО РАН Биолого-географический факультет ЯГУ ЛПК «АлМас» ОАО «Алмазы Анабара» ОАО СК «АЛРОСА-Лена» ООО «Алмазлеспром» ООО «Белькачинский леспромхоз»
Инновации
Продукция
Малые инновационные предприятия по внедрению новых технологий в лесопромышленный комплекс Продукция деревообработки Мебельная продукция Новые биохимпрепараты Продукты химической переработки древесины Продукция народных ремесел
Инновационно-промышленный кластер лесного комплекса Республики Саха
(Якутия)
Нерешенной задачей, стоящей перед лесной наукой и хозяйством, является объективное определение базовых показателей, таких как возраст рубки, расчетная лесосека и др. Существенна проблема информационного обеспечения лесного сектора, крайне низок уровень развития системы учета лесов. Для научного и опытно-хозяйственного обоснования рационального лесопользования в РС(Я), передовых методов и технологий, научной базы охраны лесов необходимо разработать и реализовать государственную целевую программу РС(Я) «Леса Якутии», которая могла бы включать [4]:
- эколого-биологические аспекты функционирования лесов;
- региональные основы ведения лесного хозяйства и рационального лесопользования;
- проблему переработки лесных ресурсов (включая деревообработку, лесохимию, недревесные ресурсы леса);
- охрану лесов от пожаров, энтомовредителей, болезней;
- экономические аспекты лесопользования;
- социально-исторические стороны традиционного лесопользования.
В условиях реформирования экономики необходимы эффективные
формы взаимодействия образования, науки и производства. Сегодня на предприятиях, занимающихся первичной переработкой древесины, имеется большой дефицит квалифицированных технических специалистов. В связи с этим возникает потребность в консультациях, экспертизе, инжиниринге по широкому кругу вопросов, связанных с лесопильно-деревообрабатывающим производством. На территории Сибири и Дальнего Востока ведущим высшим учебным заведением в сфере ЛПК является Сибирский государственный технологический университет. В Республике Саха (Якутия) подготовку специалистов лесного профиля осуществляют биолого-географический и инженерно-технический факультеты Якутского госуниверситета. Есть планы подготовки кадров на базе Якутской государственной сельскохозяйственной академии. Специалистов среднего специального профессионального образования выпускают Якутский сельскохозяйственный техникум (техник лесного хозяйства) и Нижнеколымский колледж народов Севера (мастер по лесному хозяйству).
В интересах дальнейшего развития лесохозяйственного комплекса департаменту по лесным отношениям МОП РС(Я), ЯГУ и ЯГСХА необходимо совместно рассмотреть возможность открытия новой образовательной структуры (факультет, кафедра, техникум) по лесному хозяйству для обучения кадров по направлениям деятельности ЛПК.
Таким образом, в сфере ЛПК республики имеются профильные научно-образовательные структуры, комплекс необходимой сопутствующей инфраструктуры для стабильного производственного процесса, которые обеспечивали бы успех в формировании регионального инновационно-промышленного кластера лесного комплекса. Создание подобного кластера существенно повысит эффективность работы ЛПК и послужит улучшению
условий для развития новых производств и выпуска конкурентоспособной продукции в области деревообработки, производства мебели, новых биохимических технологий и т. д. Но слабая заселенность и отдаленность от рынков сбыта, отсутствие лесовозных дорог на территории республики вызывают необходимость тщательной экспертизы на «экономическую доступность» лесных ресурсов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Егоров, Н.Е. Развитие экономики региона на основе формирования инновационно-промышленных кластеров [Текст] / Н.Е. Егоров // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - № 13. - С. 63-67.
2. Крупчак, В.Я. Роль лесопромышленного комплекса в региональной экономике [Текст] / В.Я. Крупчак // Проблемы современной экономики. - 2006. -№ 2. - С. 111-114.
3. Мельман, И.В. Кластерная форма организации лесопромышленных комплексов [Текст]: автореф. дис. ... канд. экон. наук / И.В. Мельман. - Красноярск: Изд-во СибАУ, 2006. - 23 с.
4. Ivanov, B.I. Ecological problems of forest territories reclamation in cryoli-thozone [Text] / B.I. Ivanov, T.C. Maximov, A.P. Isaev // Proc. of 3rd Intern. WS on C/H2O/Energy balance and climate over boreal regions with special emphasis on eastern Eurasia. Jan. 29 - Feb. 1, 2007. - Nagoya: Nagoya Univ., 2007. - P. 79-82.
Поступила 20.03.09
N.E. Egorov1, A.P. Isaev2
institute of Regional Economics of the North
institute of Biological Problems of Cryolitezone, Siberian Branch RAS
Formation of Innovation-industrial Cluster of Forest Complex in Sakha Republic (Yakutia)
Formation of the regional innovation-industrial cluster of the forest complex in Sakha Republic (Yakutia) with active use of research-innovation and educational potential of republic is considered.
Keywords: forestry, forest-industrial complex, innovation-industrial cluster.