Применение кластерной формы организации лесопромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) The use of cluster forms of organization of timber industry complex of the
Republic of Sakha (Yakutia)
Попов Вячеслав Валентинович Vyacheslav Popov
Старший преподаватель, Северо-Восточный федеральный университет
им. М.К. Аммосова [email protected]
Аннотация: В статье приводится анализ лесопромышленного комплекса Республики Саха (Якутия), а также определяются инструменты и мероприятия по решению целого комплекса проблемных вопросов, возникших в отрасли. Подчеркивается необходимость инновационного развития производств ЛПК региона, прежде всего путем развития кластерных инициатив, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции.
Ключевые слова: лесопромышленный комплекс, конкурентоспособность, кластеры.
Abstract The article provides an analysis of the timber industry complex of the Republic of Sakha (Yakutia), and identifies the tools and actions to address the whole range of problematic issues that have arisen in the industry. The necessity of innovative development of production LPK region, primarily through the development of cluster initiatives capable of ensuring the production of competitive products.
Keywords timber industry complex, competitiveness, clusters.
В современных условиях хозяйствования, где основным фактором развития выступает производство конкурентоспособных товаров и услуг, как никогда актуальным является разработка и внедрение новых технологий,
развитие инновационной составляющей экономической деятельности. Эти условия в полной мере могут быть обеспечены только при взаимодействии государственных, предпринимательских структур и различных институтов общества, где инструментом инновационного развития выступает кластерный подход. Как показал опыт развитых экономик мира, кластеры являются эффективным инструментом стимулирования инноваций, в силу того что именно природа кластеров в полной мере сочетается с требованиями современного инновационного развития.
Мировая практика свидетельствует, что в последние два десятилетия процесс формирования кластеров происходил довольно активно, прежде всего, в регионах - центрах мирового развития. В целом, по оценке экспертов, к настоящему времени процессами кластеризации охвачено около 50% экономик ведущих стран мира. Можно выделить мировые центры кластерного развития: США, Европа (ЕС), Юго-Восточная Азия (Китай, Сингапур, Япония).
В этих кластерах функционирует до половины всех предприятий в стране, около 30-40 % занятого населения. Также, в кластерах производится до половины всего ВВП ведущих стран (США - свыше 60%). Такие внушительные цифры как нельзя лучше демонстрируют роль и значение кластерных структур в экономике. Что касается экспортного потенциала, и доли кластеров в выпуске экспортной продукции, то тут преимущества кластеров очевидны, в силу того, что здесь товары, услуги приобретают в значительной степени другие качества.
Весьма значимым фактором развития и эффективного функционирования кластеров становится участие в сетевых объединениях по разным принципам: по целям, отраслевым и территориальным принципам.
Такие сети (центры в России) создаются для обмена успешным опытом, продвижения ноу-хау, для обмена информацией, технологиями. Кроме того, наличие сети облегчает процесс мониторинга и контроля со стороны государственных органов, способствует эффективному сотрудничеству между всеми участниками различных кластеров.
Страна столкнулась с обстоятельствами, когда настал момент не только производить «свою продукцию», но производить продукцию конкурентоспособную, способную отвечать всем самым строгим международным стандартам и требованиям, быть востребованным на мировых рынках. Стоят задачи пересмотра подходов к принципам хозяйствования, региональной политики, где кластерные инициативы становятся эффективным механизмом, отвечающим внешним вызовам. Предпосылки повсеместного внедрения и развития кластерной модели в России есть, где за непродолжительное время своего существования кластеры доказали свою эффективность, и право на существование. Имеющийся опыт кластеризации можно применить практически во всех регионах, обладающих предпосылками к развитию и модернизации отраслей экономики.
Среди субъектов России Федерации, вся территория Республики Саха (Якутия), протянувшаяся с запада на восток на 2 500 км, занимающая 3 103 тыс. кв. км, полностью отнесена к зоне Крайнего Севера. На территории республики имеются значительные запасы алмазов, золота, каменного угля, углеводородов, цветных и редкоземельных металлов. Кроме ресурсов недр, Якутия в полной мере может также гордиться одним из своих главных богатств - лесными ресурсами.
На огромной территории Республики Саха (Якутия) произрастает 2,5% мировых и около 11% древесных запасов России. Общая площадь земель лесного фонда на территории Республики Саха (Якутия) составляет 255 млн. га, что составляет 81% от общей площади республики,
Среди субъектов РФ, входящих в Дальневосточный федеральный округ, на долю республики приходится 50,8% площади лесов и 43,3% запаса древесины, лесистость - 46,7% (от 93% на юге, до 25% в северных районах) (Рис.1).
Рис.1 Лесистость территории РС (Я) по лесничествам.
На территории Якутии произрастают высоколиквидные породы древесины, обладающие уникальными потребительскими свойствами -лиственница Даурская, или Гмелина (Ьапх ^твИпИ), сосна обыкновенная (Ртш ¿•//уе^т), которые занимают 83,5% территории региона и 61,4% от общей их площади в Дальневосточном федеральном округе. На территории трех южных районов республики (Ленский, Олёкминский и Алданский) хвойные породы представлены также кедром (Ртш згЫпеа), на мягколиственные породы приходится всего 6,5% покрытой лесом площади.
По состоянию на 01.01.2012 года общий запас древесины на корню оценивался 8,9 млрд. куб. м, где на спелые и перестойные насаждения,
разрешенные к рубке, приходится 5,3 млрд. куб. м, или 62%, из них доступные для эксплуатации - 2,1 млрд. куб. м.
Такие значительные запасы древесины позволяют развивать на территории региона лесозаготовительные и деревообрабатывающие производства. На протяжении всей истории хозяйственного освоения Якутии лесная отрасль наряду с добывающими отраслями, сельским хозяйством была одним из значимых и приоритетных направлений развития промышленности.
В современных условиях хозяйствования, когда устойчивое, эффективное развитие регионов зависит от конкурентоспособности выпускаемой продукции, предоставляемых услуг, первоочередной задачей становится разработка и принятие инновационной региональной политики. Выработка политики и стратегии должна основываться на всесторонней оценке и анализе хозяйствующих структур, особенно, формирующих специализацию региона.
Состояние лесопромышленного комплекса в регионе на данный момент остается достаточно сложным. Сложившаяся ситуация возникла в силу целого ряда причин:
- недостаточный уровень финансирования мероприятий по лесоустройству;
- слабое развитие транспортной инфраструктуры - на 1 тыс. га лесного фонда всего 0,12 км дорог, и высокие тарифы на перевозку видами транспорта;
- высокий уровень износа основных производственных фондов - 75%, при средних показателях в обрабатывающей промышленности 37,5%.
- очень низкий уровень использования среднегодовой производственной мощности организаций по производству лесоматериалов: продольно распиленных - 17,1 %, производству оконных блоков и того ниже - 1,5%. [2]
Существенным недостатком ЛПК региона является практически полное отсутствие производств по переработке и утилизации отходов производственной деятельности в отрасли. Вследствие этого значительные объемы потенциально ценного сырья для предприятий лесохимии остаются невостребованными.
По состоянию на 1 января 2016 года в состав лесопромышленного комплекса региона входит 99 предприятий, в том числе крупные лесоперерабатывающие заводы с импортным оборудованием, расположенные в г. Якутске (ООО «АЛМАС»), южных районах республики - Алданском, Ленском, Олекминском районах [4]. Основным видом деятельности крупных предприятий отрасли является механическая переработка древесины: лесозаготовка, лесопиление, производство оконных и дверных блоков, изготовление комплектов для деревянного домостроения.
Стратегическим документом в области развития лесопромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) на среднесрочный период определена подпрограмма "Лесная и лесоперерабатывающая промышленность" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие лесного хозяйства на 2012 - 2016 годы", утвержденная Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 10 октября 2011 года N 947 [4].
В рамках концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, в Якутии разработаны и приняты программы комплексного социально-экономического развития, стратегии развития отраслей экономики. Одним из направлений реализации таких программ стала программа развития кластеров на территории региона. Кластерная политика на территории Республики Саха (Якутия), реализуется с 2013 г., в контексте которого образован и функционирует Центр кластерного развития "Якутия" (АО ЦКР «Якутия»)
Первым действующим проектом центра стал кластер, объединивший производителей мебели, деревообработки и смежных отраслей, размещенный на территории бывшего производственного комбината - АО "Сахамебель", крупнейшего производителя мебельной продукции в регионе.
В настоящий момент ядро кластера составляет более чем 60 участников, занятых производством широкого спектра товаров и услуг (Рис 2).
производство корпусной мебели (ЛДСП и массив)
изготовление фасадных облицовочных материалов
рекламаи полиграфические услуги
производство мягкой мебели
реставрация мебели
строительство каркасно-панельных домов
производство домокомплектов из оцилиндрованного бревна
изготовление металлоконструкций и пенобетонных блоков
производство лаков, красок
Рис. 2 Виды деятельности участников кластера.
Такое разнообразие производимой продукции и предоставляемых услуг стимулирует участников кластера к созданию конкурентоспособной продукции, способной удовлетворить потребности населения республики. Выпуск качественной продукции разного назначения, особенно из массива дерева в перспективе должен обеспечить значительную долю местной продукции на рынке. В настоящее время потребности в мебельной продукции покрываются в основном за счет ввозимой продукции, в основном из других регионов России, Белоруссии, стран Евросоюза (Италия, ФРГ) и Китая.
Стратегической целью кластера до 2020 г. определено изменение сложившейся ситуации и достижение 40% доли местной продукции на рынке мебели. Достижению этой цели должна способствовать координация усилий всех участников кластера, государственных органов, науки, образования, в соответствии со «Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года» где определены основные цели [1]:
- снижение доли импортируемой продукции на внутреннем рынке (импортозамещение),
- повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие регионов страны.
В полной мере цели создания кластера отвечают и приоритетным
направлениям, определенным в этом документе, где указывается о необходимости развития мощностей по глубокой механической, химической и энергетической переработке древесины.
Рассматриваемый кластер на данном этапе его развития сталкивается с определенными проблемами, прежде всего организационного характера. Недостаточно проработаны механизмы тесного сотрудничества между участниками кластера, вопросы логистики, маркетинга, сбыта продукции.
В 2016 году Республиканская инвестиционная компания (РИК) совместно с министерством предпринимательства и туризма РС(Я) начали реализацию проекта по созданию мебельного кластера «Сахамебель». Проектом предусмотрено привлечение к открытию производства резидентов, занятых изготовлением мебельной продукции, в том числе из массива дерева. В качестве поддержки участников предполагается безвозмездное пользование площадями, содействие в менеджменте и маркетинге продукции.
В целях оздоровления лесоперерабатывающих предприятий Республики Саха (Якутия) и создания условий для эффективного использования лесосырьевых ресурсов в июне 2014 года Правительством Республики Саха (Якутия) утвержден план мероприятий (Дорожная карта) отрасли, на период до 2018 года [3].
Мероприятия, указанные в этом документе призваны обеспечить рост объемов производства, организовать производство по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью из отходов деревообработки и неликвидной древесины, расширить географию поставок продукции, обеспечить ежегодный рост объемов экспортных поставок, провести модернизацию либо техническое перевооружение на предприятиях лесопромышленного комплекса, снизить себестоимость выпускаемой продукции.
Определены целевые индикаторы по основным видам продукции до 2018 года - это увеличение объемов заготовки бревен хвойных (лиственница, сосна) пород на 57%, также производства пиловочной продукции в 2,2 раза (рис 3). К сожалению, некоторые целевые ориентиры, указанные в дорожной карте
не достигнуты. По итогам 2015 года заготовлено бревен хвойных пород 507,8, вместо указанных 660 тыс. куб.пл.м., и лесоматериалов 116,4 вместо 210 тыс. куб.м.[2]. В республике крайне актуальными являются вопросы повышения эффективности и комплексного использования лесных ресурсов, что тормозится отсутствием производств по глубокой переработке древесины -целлюлозы, бумаги, картона. В результате огромное количество древесной массы теряется на лесосеках, а могли бы служить ценным сырьем для развития целого ряда смежных и других производств.
Рис. 3. Производство основных видов лесной продукции в РС (Я) (целевые индикаторы).
Отдельно стоит вопрос использования леса, вырубленного недропользователями в ходе подготовки месторождений к эксплуатации. Лес в основном идет на утилизацию путем сжигания, либо используется при устройстве технологических дорог в качестве лежек. Некоторые объемы древесины (деловая и дровяная древесина), потребителям реализуются Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия) (Росимущество).
Для решения проблем, стоящих перед ЛПК региона, необходима консолидация усилий всех участников производственного цикла, при активном
участии государства, науки и образования на основе использования эффективных инструментов инновационного развития (рис 4.)
Рис 4. Упрощенная схема взаимодействия в ЛПК
В предложенной схеме ЛПК, именно кластер выступает той формой организации производства, которые призваны обеспечить взаимодействие всех участников процесса. При этом эффективность кластеров, как для самих субъектов кластера, так и для региона в целом обусловлена проявлением значительного синергетического эффекта от взаимодействия между участниками.
Проблемы, стоящие перед предприятиями ЛПК являются комплексными и для их решения необходимо принятие кардинальных мер по большому блоку вопросов:
1. Решение финансовых проблем: установление льготных тарифов на энергоресурсы, на транспорт, разработка и реализация инвестиционных программ ЛПК;
2. Обеспечение сырьем предприятий: лесоустройство и лесовосстановление, борьба с незаконным оборотом древесины, проведение мероприятий по сохранению экологии лесов с привлечением общественности;
3. Развитие транспортной инфраструктуры, прежде всего устройство лесовозных дорог в кооперации с недропользователями и муниципальными органами;
4. Решение вопросов, связанных с кадровым обеспечением предприятий ЛПК: подготовка кадров рабочих специальностей, организация курсов по повышению квалификации сотрудников, создание учебных центров;
5. Развитие производств по утилизации и переработке отходов
лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий, устройство организованных площадок по сбору древесных отходов;
6. В целях повышения конкурентоспособности предприятий ЛПК региона, продвижения продукции на другие рынки, в том числе зарубежные, активное использование инструментов инновационного развития, прежде всего кластерный подход.
Проведение мероприятий по этим направлениям будут способствовать эффективному развитию лесопромышленного комплекса региона, которая будет способной обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей потребности как отечественного, так и зарубежного рынков.
В условиях, когда увеличиваются потребности экономики в сырье и ресурсах, значимость возобновляемых ресурсов будет только возрастать. В этом контексте, при соблюдении определенных условий в недалекой перспективе одним из самых важных ресурсов должны стать именно лесные, коим присущи такие уникальные свойства, как непосредственное участие в создании необходимых условий для жизнедеятельности, и в то же время выступающие ценным ресурсом для отраслей экономики.
Список литературы
1. "Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года" /Приказ Минпромторга РФ N 248, Минсельхоза РФ N 482 от 31.10.2008;
2. Территориальный орган Федеральной государственной статистики по Республике Саха (Якутия) [Электронный ресурс] / http://sakha.gks.ru/;
3. Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2014 года, № 719-р «Об утверждении плана мероприятий "Дорожной карты" по повышению эффективности лесопромышленного комплекса Республики Саха (Якутия)»;
4. Госпрограмма РС(Я) "Развитие лесного хозяйства на 2012 - 2016 годы", утвержденная Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 10 октября 2011 года N 947.