УДК 336.717
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН (КЕЙС: НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР НОУ ВПО «УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ «ТИСБИ»)
А. Э. ДАУТОВ, заместитель директора Института непрерывного образования E-mail: 2972722@mail. ru Университет управления «ТИСБИ»
В статье представлена практика организации научно-образовательных кластеров в Республике Татарстан. Выделены формы кластеризации по признаку собственности. Обозначены особенности научно-образовательного кластера негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Университет управления «ТИСБИ». Определены конкурентные преимущества кластера на базе негосударственного вуза: внедрение современных 1Т-решений, коммерциализация научных разработок, позволившие определить перспективные направления развития.
Ключевые слова: научно-образовательный кластер, формирование научно-образовательного кластера, информационно-управленческие технологии кластера.
Кластерный подход к организации, развитию и повышению конкурентоспособности в образовательной системе достаточно разработан в зарубежных научных исследованиях (Р. Блэшфилд, М. С. Олдендерфер [3], М. Жамбю [2]) и признан на практике. Существенный вклад в развитие понимания кластерного подхода и кластеризации внес М. Портер, рассматривая проблемы конкурентоспособности страны в целом и ее образовательной системы в частности. Так, по мнению М. Портера, кластер является организационной формой консолидации усилий заинтересованных сторон, направленных на
достижение конкурентных преимуществ, в условиях становления постиндустриальной экономики [4]. В настоящее время тема кластеров актуальна для России, поскольку кластеры стали эффективным инструментом развития отдельных территорий и регионов, что способствует повышению общенациональной конкурентоспособности.
Проблема кластеров в образовании исследовалась многими учеными, в трудах которых анализировались процесс их формирования, этапы развития, структурирование (Т. И. Шамова [5], В. Т. Волов [1] и др.). Однако кластерная теория недостаточно исследована применительно к формированию системы непрерывного образования.
Наибольших успехов в реализации кластерного подхода при формировании системы непрерывного образования среди регионов России достигла Республика Татарстан. В том числе благодаря формализации кластеров и целенаправленной политике правительства республики.
Конечной целью реализации пятилетней Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Республики Татарстан от 22.04.2011 № 13-ЗРТ, являются повышение качества жизни населения республики на основе устойчивого, динамичного развития татарстанской экономики и создание благоприятной среды обитания человека.
- 81
Достижению поставленной цели будет служить выполнение ряда задач. В их числе повышение конкурентоспособности татарстанской экономики, создание инновационной диверсифицированной экономики, экологизация экономики, увеличение доли среднего класса. Для выполнения этих задач необходимо создание системы непрерывного профессионального образования, в основе которой лежит баланс интересов работодателей, образовательных учреждений и граждан, желающих получить необходимый для них уровень образования.
Создание данной системы в Республике Татарстан решено реализовать путем формирования отраслевых научно-образовательных кластеров.
Система профессионального образования должна обеспечивать возможность воспроизводства квалифицированных рабочих и специалистов в соответствии с состоянием и перспективами социально-экономического развития Республики Татарстан. Основным ориентиром здесь являются разработанная в республике программа «Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года», утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.10.2008 № 763, а также Комплексная программа развития профессионального образования Республики Татарстан на 2011-2015 годы.
В рамках Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 гг. на основе решений Правительства Республики Татарстан на сегодняшний день сформированы 14 научно-образовательных кластеров. Кластеры образованы вокруг базовых высших учебных заведений, обусловливающих формы кластеризации по организационно-правовому признаку (или по признаку собственности):
1) научно-образовательный кластер, созданный на базе государственных вузов;
2) научно-образовательный кластер в сфере торговли, индустрии гостеприимства, сервиса и услуг Республики Татарстан, созданный двумя вузами-партнерами: государственным и негосударственным;
3) 3 научно-образовательных кластера негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Университет управления «ТИСБИ», которые характеризуются своей уникальностью: впервые якорным вузом определен негосударственный университет.
Основным принципом формирования научно-образовательных кластеров в Республике Татарстан является интеграция высших учебных заведений с учреждениями начального и среднего профессионального образования. В перспективе планируется, что часть учреждений начального и среднего профессионального образования войдет в качестве факультетов или отделений в состав высшего учебного заведения, которому отводится детерминантное позиционирование в формировании кластера.
Особенностью научно-образовательного кластера НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ» является цель его создания: обеспечение доступности получения профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Это связано с тем, что НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ» представляет собой практически единственный в регионе вуз, который ведет целенаправленную работу с инвалидами, активно осуществляя внешнюю социальную политику как направление реализации корпоративной социальной ответственности. Университет является федеральной экспериментальной площадкой по развитию образования и обеспечения доступа к образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вот уже 10 лет в вузе осуществляется профессиональная подготовка инвалидов всех категорий на бесплатной основе. За этот период прошли обучение и получили профессиональное образование свыше 600 человек. Технология дистанционного обучения неслыша-щих по программам высшего профессионального образования признана уникальной, не имеющей аналогов в мире. Университет управления «ТИСБИ» входит в международный проект профессионального образования глухих «РЕ^ЩегпайопаЪ».
На достижение подобного результата работает учреждение специальных организационных структур в университете, продвигающих технологии социальной работы для людей с ограниченными возможностями, в частности Благотворительный фонд «Милосердие в образовании». Деятельность фонда осуществляется по следующим направлениям:
• реализация социальных программ оказания
помощи инвалидам и лицам с ограниченными
возможностями здоровья;
• управление социальными проектами;
• благотворительные акции.
Социальные программы фонда рассчитаны на различные категории людей с ограниченными
возможностями и отличаются широкой направленностью (от образовательных программ до правовой помощи). В частности, представлены следующие программы:
1) «Начальное профессиональное образование неслышащих»;
2) «Среднее профессиональное образование не-слышащих»;
3) «Высшее профессиональное образование не-слышащих»;
4) «Дополнительное профессиональное образование неслышащих»;
5) «Подготовка в системе дополнительного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями»;
6) «Бесплатная юридическая клиника» для инвалидов;
7) «Социально-трудовая адаптация инвалидов» (психолого-профориентационная работа, подготовка в системе дополнительного профессионального образования и др.);
8) «Социальная интеграция людей с ограниченными возможностями в сферу предпринимательства».
Помимо социальных программ фондом реализуются различные проекты, финансируемые за счет доноров. Так, проект «Необычный класс в обычной школе» (2008 г.) - победитель открытого конкурса, организованного Общероссийским общественным фондом «Национальный благотворительный фонд Российской Федерации». При реализации проекта использовались средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта. Цель проекта - создание условий перехода к инклюзивному образованию в Республике Татарстан путем выявления правовых, психолого-педагогических проблем и информирование родителей, чиновников и общественности. В результате реализации проекта создана Ассоциация инклюзивного образования инвалидов РТ.
Проект «Рука помощи «Ярдэм» (2009 г.) - победитель открытого конкурса, организованного Общероссийским общественным фондом «Национальный благотворительный фонд Российской Федерации». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта. Проект направлен на организацию и осуществление комплекса мероприятий по оказанию адресной социальной поддержки оставшихся без работы граждан Республики Татарстан и их семей, проживающих в моногородах, на территории кото-
рых расположены градообразующие предприятия. Там уровень безработицы значительно превышает средние показатели по республике - это города За-инск, Бавлы, Азнакаево. В проекте предусмотрено несколько видов оказания адресной помощи:
• единовременные денежные выплаты, направленные на решение конкретной проблемы семьи;
• натуральная и гуманитарная помощь в виде продуктов, специализированного детского питания, лекарств, одежды, обуви, наборов первой необходимости для грудных детей, игрушек и др.;
• социально-экономическая помощь, предполагающая поддержание нормальных бытовых условий жизни малообеспеченных семей;
• медико-социальная адресная помощь, имеющая целью сгладить финансовые проблемы неимущих слоев населения, вызванные введением в стране платного медицинского обслуживания;
• финансирование конкретных целевых программ (летний отдых детей из малообеспеченных семей, обеспечение школьной формой и школьными принадлежностями и др.);
• проведение массовых благотворительных акций и др.
Особую популярность снискали благотворительные акции фонда: акция «Окно в мир», акция «От всей души». Акция «Окно в мир» направлена на поддержку и приобщение к искусству и творчеству студентов с ограниченными возможностями. Партнерами фонда в проведении акции стали театры, предоставившие бесплатные билеты на свои постановки:
• Казанский государственный академический Большой Русский Драматический театр им. В. И. Качалова;
• Казанский государственный театр юного зрителя;
• Татарский государственный театр драмы и комедии им. Карима Тинчурина;
• Театр на Булаке;
• Татарский драматический театр им. Г. Камала. Акция «От всей души» направлена на оказание
натуральной помощи студентам с ограниченными возможностями здоровья и их семьям. В акции принимают участие предприятия, учреждения, предприниматели и отдельные граждане города Казани.
В условиях информационного общества структурная организация в формировании научно-обра-
зовательного кластера невозможна без применения информационных управленческих технологий. В НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ» разработаны и применяются в системе управления инновационные технологии, основанные на современных 1Т-решениях. Важнейшим элементом системы информационной поддержки НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ» является Программный комплекс «Интегрированная Система Управления», который предназначен для комплексной автоматизации основных процессов в вузе. В режиме он-лайн в этой системе ежедневно работают 150 штатных сотрудников и более 1 000 студентов. Программный комплекс рекомендован к внедрению в вузах России Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и используется в вузах Самары, Смоленска, Новосибирска, Ижевска, Тюмени и других городов. Планируется, что указанный программный комплекс станет одним из основных элементов управления данного кластера.
В целях коммерциализации научных разработок кластера в настоящее время формируется «пояс» малых инновационных компаний, которые в том числе будут решать и вопрос трудоустройства выпускников. Ведется активная работа по заключению соглашений с работодателями, расширяется их участие в разработке образовательных программ, процессе обучения.
Правительством Российской Федерации принято решение по формированию перечня приоритетных профессий и специальностей, ориентированных на модернизацию секторов экономики и социальной сферы. Вместе с тем на республиканском рынке труда имеется высокая потребность в специалистах по охране труда, аттестации рабочих мест, специалистов по нормированию труда, специалистов в сфере социальных отношений, включая подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников центров занятости, работников профсоюзов. Развитие этих направлений определено как приоритетное для кластера. В связи с этим будут создаваться стажировочные площадки, где учащиеся смогут приобретать знания и умения, осуществлять профо-риентационную деятельность в школах, что в свою очередь позволит обеспечить приток абитуриентов для обучения в учреждениях среднего профессионального образования кластера.
Более того, планируется обучать студентов на уровне бакалавров в учреждениях среднего про-
фессионального образования, внедрение дуальных форм подготовки квалифицированных рабочих и специалистов путем тесной интеграции учреждений начального и среднего профессионального образования с передовыми высокотехнологичными предприятиями.
Наиболее же актуальной со стороны Правительства Республики Татарстан видится работа по повышению привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда, включая меры поддержки выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, избравших работу по полученной специальности, создание механизма общественно-профессиональной аккредитации программ профессионального образования.
Таким образом, в Республике Татарстан идет активная работа по развитию профессионального образования на основе кластерного подхода, реализуется соответствующее постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.08.2008 № 600 «О мерах по удовлетворению кадровых потребностей экономики путем развития системы начального профессионального образования в рамках образовательных кластеров Республики Татарстан», проводятся оптимизация и укрупнение системы образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.
Благодаря указанному подходу планируется решить первоочередные проблемы по преодолению дисбаланса в подготовке кадров различных уровней -начального, среднего и высшего профессионального образования, оптимизировать подготовку специалистов для региональной экономики.
Список литературы
1. Волов В. Т. Фрактально-кластерная теория управления образовательными структурами. Казань: Центр информационных технологий, 2000.
2. Жамбю М. Иерархический кластер-анализ и соответствия. М.: Финансы и статистика, 1988.
3. ОлдендерферМ. С., БлэшфилдР. К. Кластерный анализ / Факторный, дискриминантный и кластерный анализ: пер. с англ.; под. ред. И. С. Енюкова. М.: Финансы и статистика, 1989.
4. ПортерМ. Конкуренция. М.: Вильямс, 2005.
5. Шамова Т. И. Управление образовательными системами: учеб. пособие. М.: Изд-во «Академия», 2005.