Научная статья на тему 'Развитие научно-методической компетентности преподавателя вуза в условиях научно-образовательного кластера'

Развитие научно-методической компетентности преподавателя вуза в условиях научно-образовательного кластера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / КГЭУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонтьев А. В., Матушанский Г. У., Гарифуллина Р. Р.

В статье представлены структура и опыт функционирования научно-образовательного кластера государственного образовательного учреждения высшего образования «Казанский государственный энергетический университет». Авторы приводят систему развития научно-методической компетентности преподавателя КГЭУ в образовательном кластере. Статья предназначена для преподавателей, аспирантов, интересующихся функционированием образовательных кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леонтьев А. В., Матушанский Г. У., Гарифуллина Р. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие научно-методической компетентности преподавателя вуза в условиях научно-образовательного кластера»

УДК 378

РАЗВИТИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В УСЛОВИЯХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА

Леонтьев А.В., д-р пед. наук, профессор Матушанский Г.У., д-р пед. наук, профессор Гарифуллина Р.Р., аспирант

ФГБОУ ВО «КГЭУ» Контакты: [email protected]

В статье представлены структура и опыт функционирования научно -образовательного кластера государственного образовательного учреждения высшего образования «Казанский государственный энергетический университет». Авторы приводят систему развития научно -методической компетентности преподавателя КГЭУ в образовательном кластере. Статья предназначена для преподавателей, аспирантов, интересующихся функционированием образовательных кластеров.

Ключевые слова: научно-образовательный кластер, Республика Татарстан, функционирование, КГЭУ.

Проблема подготовки выпускников высшей и средней профессиональной школы, способных быстро адаптироваться к постоянным инновационным изменениям экономики, весьма актуальна. В связи с этим не теряет своей значимости задача модернизации подготовки кадров для такой стратегической для экономики отрасли, как энергетика. Решение осуществляется посредством внедрения механизмов оперативного обновления содержания образования и технологий обучения, реализации новых форм взаимодействия образовательных организаций и их социальных партнеров, повышения компетентности педагогических кадров. Важнейшей методологической базой такой модернизации является интеграция профессио-

133

нального образования, науки и производства [1]. Как показал многолетний опыт работы, кластерная модель указанной интеграции является эффективной и способна дать синергетический эффект.

Инициатором создания региональных отраслевых научно -образовательных кластеров в России выступила Республика Татарстан. С 2006 года в регионе создано 14 подобных кластеров. Стратегическими ориентирами государственной политики в данной области являются: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; Федеральная целевая программа развития образования, программные документы и решения Правительства Республики Татарстан.

Одним из таких научно-образовательных кластеров республики является энергетический кластер, созданный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан №315 от 22.04.2011. Целью создания кластера является повышение качества образования, эффективности использования трудовых ресурсов в соответствии с потребностями работодателей в сфере энергетики, а также создание условий для эффективного взаимодействия образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов в данной сфере, обеспечение доступности получения профессионального образования для всех категорий молодежи [2]. Кроме того, целью создания научно-образовательного кластера является обеспечение потребности субъектов энергетического рынка Татарстана и России в высококвалифицированных кадрах, внедрение собственных научных разработок в энергетику. В соответствии с постановлением правительства Республики Татарстан куратором научно-образовательного кластера выступает Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан.

Головным вузом энергетического научно-образовательного кластера Татарстана является Казанский государственный энергетический университет (КГЭУ). В состав кластера, кроме КГЭУ, входят 4 колледжа - Казанский энергетический колледж, Нижнекам-

134

ский и Заинский политехнические колледжи, Казанский техникум наземного и подземного электрического транспорта, а также Поволжский региональный центр подготовки кадров «Энергетик».С нового года в состав кластера на ассоциативной основе вошли образовательные организации Поволжья и Урала. Соглашения о сотрудничестве заключены с Чебоксарским электромеханическим колледжем, Челябинским и Волгоградским энергетическими колледжами, Уфимским топливно-энергетическим колледжем. Участники кластера также активно сотрудничают со школами. Только в КГЭУ создано 37 университетских профильных классов, а также 9 кружков технического творчества школьников энергетического профиля [3].

Эффективное взаимодействие образовательных организаций различного уровня предъявляет серьезные требования к научно-методической компетентности преподавателя вуза, который активно сотрудничает с коллегами из школ и колледжей.

Стратегическое руководство кластером осуществляет Координационный совет, состоящий из 25 человек. В состав Координационного совета входят представители органов государственной власти (5 чел.), руководители крупнейших энергетических компаний Республики Татарстан (12 чел.), руководители образовательных организаций (8 чел.). Сложившаяся схема организации работы кластера следую-щая:раз в 3 года проводится стратегическая сессия, на которой определяются стратегические ориентиры развития;по результатам стратегической сессии разрабатывается и утверждается трехлетняя программа развития кластера;на основе программы развития принимается скорректированный план работы на каждый календарный год [4].

Последняя такая стратегическая сессия на тему «Повышение качества подготовки инженерно-технических кадров для субъектов энергетического рынка» прошла 5-6 февраля 2015 года. Ее участниками стали более 100 человек: руководство и преподавательский состав КГЭУ,профессиональных колледжей и учреждений дополнительного профессионального образования кластера; представи-

135

тели ведущих энергетических компаний. Приглашенными экспертами выступили ведущие специалисты Рособрнадзора РФ, МГУ им. М.В.Ломоносова, Федерального института развития образования, НИТУ «Московский институт стали и сплавов», Министерства образования и науки РТ, Министерства промышленности и торговли РТ, Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ.

Основными целями Стратегической сессии стали:

• анализ текущей ситуации, определение слабых и сильных сторон научно-образовательного кластера в подготовке инженерно-технических кадров;

• определение требований к качеству подготовки выпускников со стороны компаний-работодателей, выступающих в роли заказчиков;

• выработка комплекса мероприятий, направленных на повышение качества подготовки инженерно-технических кадров для субъектов энергетического рынка.

В рамках деятельности Координационного совета кластера принята Целевая программа «Развитие научно-образовательного кластера ФГБОУ ВПО «Казанский государственный энергетический университет» на 2016-2018 годы».

Вышесказанное позволяет констатировать, что в Казанском государственном энергетическом университете создана система функционирования образовательного кластера, которая является базовым условием для развития научно-методической компетентности преподавателя вуза. Все структурные элементы системы находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга. При этом реализация функций образовательного кластера способствуют развитию научно-методической компетентности преподавателя вуза. Определенный структурный элемент кластера может выполнять заданный набор функций. Главным участником всех мероприятий является преподаватель высшей школы.

Исследование образовательных кластеров России и зарубежных стран позволяет сделать вывод о том, что для эффективной ор-

136

ганизации процесса развития научно-методической компетентности преподавателя вуза необходима реализация максимального количества функций научно-образовательного кластера (см. рис.).

Рис. Функции научно-образовательного кластера «Казанский государственный энергетический университет» по развитию научно-методической компетентности преподавателя вуза

Остановимся на описании реализации этих функций более подробно [5].

1. Прямые образовательные услуги и консультации, предполагающие осуществление образовательного процесса во всех учреждениях кластера.

2. Сопровождение образовательного процесса (внедрение современных педагогических технологий и методов обучения; консультации преподавателей по самообразованию, саморазвитию), осуществляемые факультетом повышения квалификации с преподавателями вуза, а также наставничество на кафедрах.

3. Привлечение работодателей в качестве консультантов к проектированию профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями рынка труда, что является необходи-

137

мым условием реализации ФГОС и осуществляется в рамках сотрудничества с предприятиями отрасли.

4. Повышение квалификации работников предприятий и преподавателей образовательных учреждений участников кластера (курсы повышения квалификации, мастер-классы, семинары, тренинги, организация стажировок) осуществляемые факультетом повышения квалификации в рамках своей деятельности.

В Казанском государственном энергетическом университете на базе факультета повышения квалификации преподавателей организовано обучение преподавателей по программе «Развитие научно-методической компетентности преподавателя вуза в условиях образовательного кластера». Данная программа в объеме 72 часа (с частичным отрывом от работы) разработана для научно-педагогических работников высших учебных заведений. Для наиболее эффективной работы выбран режим занятий 8 часов в неделю. Повышение квалификации преподавателя высшей школы, направленное на развитие научно-методической компетентности в условиях образовательного кластера, проходит в три этапа: диагностическом, процессуальном и контрольном. Оценка деятельности слушателей проводится по защите портфолио научно-методической работы [6].

5. Научно-исследовательская работа в условиях кластера, которая представляет собой подготовку и защиту диссертаций по специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования, подготовку научно-педагогических кадров, внедрение методов планирования и проведения педагогического эксперимента, подготовка и публикация научных материалов по педагогическим наукам (в том числе в журнале «Вестник КГЭУ»).

Журнал «Вестник КГЭУ» выполняет функцию издания результатов научно-исследовательской деятельности, опыта преподавателей образовательных учреждений, предприятий участников кластера. Журнал содержит рубрику «Кластер КГЭУ», в которой

138

публикуются статьи о мероприятиях, проводимых в рамках научно-образовательного кластера КГЭУ, а также преподавателей учреждений среднего профессионального образования. Преподаватели вуза привлекаются к рецензированию статей.

6. Экспертиза, рецензирование учебных пособий, программно-методических, психолого-дидактических и нормативно-управленческих материалов, предназначенных для сферы высшего образования, осуществляемые в рамках проведения конкурсов на лучшие издания среди учреждений, входящих в состав научно-образовательного кластера.

7. Интегрирование программ среднего профессионального и высшего образования. В КГЭУ реализуются сокращенные и ускоренные основные образовательные программы высшего образования, в частности - по образовательным программам бакалавриата для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля. Те специальности среднего профессионального образования и те направления бакалавриата считаются соответствующими друг другу, если они отнесены к одной укрупненной группе направлений (специальностей) с учетом общности области, объектов, видов профессиональной деятельности, преемственности профессиональных задач и компетенций выпускника.

8. Функционирование площадок обмена опытом среди педагогических коллективов участников научно-образовательного кластера «Казанский государственный энергетический университет», которое было осуществлено посредством проведения ряда мероприятий, представленных ниже.

8.1. Межрегиональное совещание руководителей колледжей, реализующих программы подготовки кадров для субъектов энергетического рынка, состоявшееся 15-16 октября 2013 года в КГЭУ. В совещании приняло участие 28 руководителей энергетических колледжей из 13 регионов РФ. Было принято решение создать на базе КГЭУ учебно-методическое объединение по укрупненной

139

группе специальностей СПО код 140000 «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника».

8.2. Круглый стол «Научно-методическое обеспечение деятельности образовательного кластера в энергетике», проведенный 27-28 марта 2014 года Казанским государственным энергетическим университетом и Институтом педагогики и психологии профессионального образования РАО на базе КГЭУ. Цель проведения Круглого стола - анализ и обобщение основных направлений деятельности образовательного кластера в энергетике, обмен опытом и координация общих усилий по осуществлению его эффективного функционирования. В мероприятии приняли участие с докладами 38 преподавателей, научных работников, представителей администрации образовательных учреждений, входящий в состав образовательного кластера КГЭУ из Казани, Нижнекамска, Заинска, Чебоксар, Уфы, Челябинска, Владивостока.

В ходе Круглого стола обсуждались следующие вопросы:

• проблемы научно-методического обеспечения образовательного процесса;

• дополнительное профессионально-педагогическое образование в современных условиях;

• интегрированные программы среднего профессионального образования - высшего образования;

• сетевое взаимодействие в образовательном кластере;

• проблемы учебно-методического обеспечения профессиональных образовательных учреждений, реализующих программы подготовки кадров для субъектов энергетического рынка по укрупненной группе специальностей по направлениям подготовки среднего профессионального образования.

8.3. Заседание УМО РФ по направлению подготовки СПО 13.00.00 «Электро-теплоэнергетика» для энергетических колледжей России на тему «Научно-методическое обеспечение подготовки инженерно-технических и рабочих кадров: вопросы взаимодей-

140

ствия», состоявшееся 18 мая 2014 года в рамках образовательного форума WorldSkills России «WSR как механизм управления качеством профессионального образования» и организованным Казанским государственным энергетическим университетом и Министерством образования и науки Республики Татарстан на базе Выставочного центра «Казанская ярмарка». Цель проведения заседания УМО РФ - анализ и обобщение основных направлений деятельности образовательных организаций, обмен опытом и координация общих усилий по осуществлению эффективного взаимодействия. В мероприятии приняли участие 48 представителей образовательных учреждений и предприятий из Москвы, Уфы, Чебоксар, Тольятти, Вологодской области, Казани, Заинска и Нижнекамска.

8.4. Научно-практический семинар «Дополнительное профессионально-педагогическое образование преподавателей СПО и ВО в условиях энергетического кластера» состоявшийся в Казанском государственном энергетическом университете 17 апреля 2015 года. Организаторами данного мероприятия выступили структурные подразделения ФГБОУ ВО КГЭУ: институт непрерывного образования, факультет повышения квалификации преподавателей и кафедра «Педагогики и психологии профессионального образования».

Целью проведения семинара явился анализ и обобщение основных направлений деятельности по дополнительному профессионально-педагогическому образованию преподавателей образовательных организаций участников кластера, обмен опытом и координация общих усилий по осуществлению его эффективного взаимодействия (стимулирование учебно-методической и научно-методической активности профессорско-преподавательского состава КГЭУ, сотрудников предприятий энергетической отрасли и преподавателей учреждений среднего профессионального образования). В мероприятии приняли участие с докладами 27 преподавателей, научных работников, представителей бизнеса, администрации образовательных учреждений, входящий в состав образовательного

141

кластера КГЭУ из Казани, Нижнекамска, Заинска. Обсуждение вопросов модернизации дополнительного профессионально-педагогического образования преподавателей ОУ проходило в рамках пленарного и секционных заседаний.

8.5. Межвузовская научно-методическая конференция, посвященная 70-летию Ю.Г. Назмеева, «Актуальные вопросы инженерного образования: содержание, технологии, качество», состоявшаяся в Казанском государственном энергетическом университете 21-22 апреля 2016 года. Организатором данного мероприятия выступил ФГБОУ ВПО КГЭУ.

Целью проведения конференции было обсуждение вопросов, связанных с модернизацией уровневой системы образования, формами сотрудничества образовательных организаций; широкий обмен опытом, идеями; открытый диалог для совместного поиска решений проблем, возникающих при подготовке инженерных кадров. В мероприятии приняли участие с докладами преподаватели, научные работники, представители администрации образовательных учреждений. Было представлено 152 доклада из Москвы, Казани, Екатеринбурга, Благовещенска, Набережных Челнов и других городов. Обсуждение вопросов модернизации уровневой системы образования, форма сотрудничества образовательных организаций проходило в рамках пленарного и секционных заседаний.

Таким образом, можно констатировать, что в Казанском государственном энергетическом университете создана система функционирования научно-образовательного кластера, в котором происходит объединение научных и педагогических сил, организована коммуникационная площадка для обмена и распространения опыта, установление связей и сотрудничества с ресурсными центрами, реализация образовательных программ в системе повышения квалификации. Взаимодействие с предприятиями отрасли способствует оперативному обновлению содержания образования, повышению уровня интеграции обучения и производства через применение

142

новых форм взаимодействия образовательных учреждений и их социальных партнеров. Следовательно, кластер обеспечивает условия для развития научно-методической компетентности преподавателя вуза и позволяет им реализоваться в указанной системе.

Источники

1. Леонтьев А.В., Седов С.А. Интеграционные процессы в профессиональном образовании // Казанский педагогический журнал. 2012. №1 (91). С. 72-77.

2. Постановление кабинета Министров Республики Татарстан от 22.04.2011 №315 «О создании научно-образовательного кластера государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный энергетический университет».

3. Информация о научно-образовательном кластере федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный энергетический университет». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kgeu.ru/Home/About/226 (дата обращения: 28.06.2016).

4. Положение о Координационном совете научно-образовательного кластера государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный энергетический университет».

5. Матушанский Г.У., Гарифуллина Р.Р. Функции научно-методического обеспечения регионально-отраслевого образовательного кластера // Материалы докладов Международной научно-практической конференции«Современные проблемы дидактики средней и высшей профессиональной школы». Казань: Печать сервис-21 век. 2013. Ч.1. С. 186-189.

6. Матушанский Г.У., Гарифуллина Р.Р., Завада Г.В. Повышение квалификации преподавателя вуза по развитию научно-методической компетентности в условиях образовательного кластера / В сборнике: «Инженерная педагогика» М.: МАДИ, 2015. С. 123-130.

DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC AND METHODICAL COMPETENCE OF THE TEACHER OF HIGH SCHOOL IN THE CONDITIONS OF THE SCIENTIFIC-EDUCATIONAL CLUSTER Leontyev A.V., Matushanskiy G.U., Garifullina R.R.

The article presents the structure and experience of the functioning of the scientific-educational cluster of Kazan state power engineering University. The authors present a system of development of scientific-methodical competence of the teacher in the Kazan state power engineering University cluster. This article is intended for teachers, post-graduate students who are interested in the interested in the functioning of the educational clusters. Keywords: scientific-educational cluster, Republic of Tatarstan, functioning, Kazan state power engineering University.

Дата поступления 18.05.2016.

143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.