УДК 338.46:378(470.41)
А.В. ТИМИРЯСОВА, кандидат экономических наук, доцент
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
формирование научно-образовательных кластеров как важнейшего элемента стратегии развития системы образования республики татарстан
В статье рассматриваются механизмы формирования системы интеграции образования и науки с производственным сектором, анализируются направления развития системы образования в Республике Татарстан с детальным рассмотрением опыта формирования отраслевых образовательных кластеров как важнейших составляющих реформирования республиканской системы образования.
Несмотря на последствия мирового экономического кризиса, экономика Республики Татарстан продолжает развиваться достаточно динамично. Однако очевидно, что в современных условиях потенциал развития экономики только на основе сырьевого сектора себя исчерпал. В настоящее время обострилась конкурентная борьба между компаниями, регионами и странами и, более всего, конкуренция за рынки сбыта, финансовые ресурсы, интеллектуальный капитал и другие ресурсы. Угрозами дальнейшему экономическому развитию республики могут стать дефицит финансовых ресурсов для модернизации и диверсификации экономики, разработки и внедрения инноваций, износ основных фондов, дефицит высокопрофессиональных кадровых ресурсов, разобщенность в деятельности крупных компаний и субъектов малого бизнеса. Ответом на эти вызовы и угрозы должно стать применение новых инструментов повышения конкурентоспособности секторов экономики региона. Одним из наиболее эффективных инструментов экономического развития является применение технологий кластерного развития. Настоящая работа посвящена изучению теоретических аспектов кластерного развития, формированию механизмов и определению ключевых направлений кластерной политики в сфере образования.
В целях обеспечения эффективного экономического развития и повышения конкурентоспособности экономики региона на основе ее модернизации и диверсификации в РТ Постановлением Кабинета Министров РТ № 925 от 23 ноября
2010 г. утверждена Концепция кластерного развития секторов экономики и социальной сферы в Республике Татарстан на 2011-2015 гг. [1].
Предложенный руководством страны курс на модернизацию экономики и промышленности сформировал высокие требования к спросу на рабочую силу, к ее профессионально-квалификационному составу, уровню подготовки новых специалистов в системе профессионального образования. Динамичный процесс старения населения уже в ближайшем будущем приведет к росту нагрузки работающих, что резко усиливает роль нынешнего поколения молодежи в социально-экономическом развитии республики.
Система профессионального образования, являющаяся основным источником пополнения кадровых потребностей экономики республики, в настоящее время подлежит серьезному реформированию ввиду недостаточной ориентированно с-ти на потребности работодателей. Для решения данных проблем президентом и правительством РТ принято решение о применимости кластерной модели в системе образования через создание научно-образовательных кластеров по различным направлениям развития экономики региона.
Научно-образовательный кластер - это совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли [2]. Важными отличительными чертами отраслевого образовательного кластера являются: создание условий для формирования специалистов с различным
уровнем профессионального образования, поднятие престижа высококвалифицированных рабочих профессий, интеграция образования с наукой и производством.
Специфика научно-образовательного кластера как формы социального партнерства требует нового механизма участия региональных органов управления профессионального образования в процессе формирования и реализации его стратегии развития. Основная задача по созданию образовательного кластера, заключающаяся в повышении конкурентоспособности, может быть решена: во-первых, путем обеспечения эффективных взаимодействий внутри кластера; во-вторых, за счет улучшения качества телекоммуникационной инфраструктуры и специализированного сервиса и повышения профессиональной компетентности преподавателей.
Научно-образовательный кластер обеспечивает экономически более эффективную интеграцию участников инновационной системы, а именно:
- интеграцию институтов образования в единую систему, связанную отношениями оказания специфического вида услуг и формирования общества;
- интеграцию и согласование стандартов во взаимосвязи образовательных институтов более низшего порядка (например, школ) с институтами более высшего порядка (например, техникумами или вузами);
- интеграцию образования, науки, производства и бизнеса с целью развития региональной инновационной системы;
- активное участие в процессе инновационного развития экономики региона.
В основе такого подхода к научно-образовательным кластерам лежит теория непрерывного образования. Феноменология непрерывного образования проявляется в двух формах: глобального мирового явления и глобального мирового процесса. Непрерывное образование - одно из необходимых условий жизнедеятельности человека, его интеграции в национальное и мировое сообщество. В непрерывном образовании воплощена идея, уходящая своими корнями в традиции гуманизма и ставящая в центр всех образовательных начинаний человека, для развития способностей и реализации трудового потенциала
которого необходимо создавать оптимальные условия на протяжении всей жизни. Социальная роль непрерывного образования состоит в том, что оно выступает фактором развития личности человека через построение жизненной образовательной стратегии в течение всей жизни. В теории непрерывного образования трансформирована идея обучения «через всю жизнь». Поэтому непрерывное образование можно рассматривать как фактор конкурентоспособности специалиста на рынке труда. Причем такая подготовка может начинаться с достаточно раннего возраста. Например, на базе Института экономики, управления и права (ИЭУП) создан образовательный комплекс (Академия творчества и развития «СОЗВЕЗДИЕ ТАЛАНТОВ» для детей и взрослых), все программы которого пролицензированы Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Открытие Академии стало ответом на потребности в непрерывном развитии личности. Академия «СОЗВЕЗДИЕ ТАЛАНТОВ» - это экспериментальная площадка вуза, где объединились научная теория и практика. На пяти факультетах ИЭУП реализуются программы высшего профессионального и послевузовского образования, ставшие научной основой для создания программ Академии.
Новизна подхода к формированию научно-образовательных кластеров, основанного на идее вертикальной интеграции образовательных учреждений, состоит в следующем:
1) непрерывное образование рассматривается как единая система;
2) обучаемые как субъекты педагогического процесса ориентируются на образование на протяжении всей жизни;
3) обеспечивается интеграция и интернационализация знаний, расширение коммуникаций, применение информационных технологий;
4) формируется многоуровневая система образования.
В основе формирования отраслевых научно-образовательных кластеров должны быть следующие принципы:
- многоуровневость и многоступенчатость системы образования;
- рациональное заполнение профессиональных ниш на рынке труда, переход к договорным формам трудоустройства путем организации «яр-
марок выпускников», контрактных соглашений, образовательных кредитов;
- преемственность общих и профессиональных образовательных программ;
- обеспечение качества образования посредством разработки нового поколения государственных стандартов и учебных программ на основе интеграции содержания профессионального образования, устранения дублирующего учебного материала;
- расширение мобильности студентов и преподавателей;
- соблюдение интересов каждого участника рынка труда, его право на свободный выбор с учетом особенностей своего предприятия и стратегических планов;
- отбор учебных профессий со строгой ориентацией на потребности рынка труда, то есть выполнение госзаказа, обеспечивающего эффективное использование бюджета на профессиональное образование;
- введение в дополнение к подушевому нормативу норматива финансирования заказа, обеспечивающего экономические стимулы и его эффективную реализацию (прежде всего, трудоустройство выпускников по полученной профессии).
К факторам, обеспечивающим формирование отраслевых научно-образовательных кластеров можно отнести: кластерную политику в профессиональном образовании; дифференциацию образовательных учреждений и уровень качества образования; степень модернизации правовых и экономических отношений в сфере образования; особенности реформирования управления системой образования; структуру и содержание региональной системы непрерывного профессионального образования, сетевые связи между всеми участниками кластера.
Научно-образовательному кластеру свойственны следующие формы кооперации:
- региональная: начиная от города или субъекта Российской Федерации (например, образовательные кластеры в Республике Татарстан, в Красноярске и т.д.) до страны (кластеры в Республике Казахстан и т.д.);
- горизонтальная: несколько учебных заведений одного уровня могут входить в один кластер;
- вертикальная: в кластер объединяются учебные заведения различного уровня, например,
начальное - среднее - высшее профессиональное образование;
- латеральная: в кластер объединяются разнопрофильные и разноуровневые учебные заведения, предприятия и организации;
- отраслевая: совокупность учебных заведений, предприятий и организаций одного профиля;
- фокусная: учебные заведения сосредотачиваются вокруг одного центра - предприятия, НИИ;
- качественная: совокупность учебных заведений, предприятий и организаций, объединяющихся с целью создания и внедрения инноваций [3].
В Республике Татарстан приняты элементы вертикальной и фокусной моделей научно-образовательных кластеров.
В целях реализации Стратегии развития образования в республике на 2010-2015 гг. Постановлениями Кабинета Министров РТ с марта по декабрь 2011 г. созданы 14 научно-образовательных кластеров для различных сфер экономики, представляющих собой объединение учреждений всех уровней профессионального образования во главе с ведущим (якорным) вузом. В состав научно-образовательных кластеров Республики Татарстан вошли 25 учреждений начального профессионального образования и 65 - среднего профессионального образования.
Научно-образовательные кластеры создаются для повышения качества образования, эффективности использования трудовых ресурсов путем совершенствования форм и методов обучения кадров в соответствии с потребностями работодателей, а также создания конкурентной среды для образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов в этой сфере, обеспечения доступности получения профессионального образования для всех категорий молодежи.
Общественным органом управления, объединяющим участников каждого научно-образовательного кластера, является создаваемый Координационный совет. Целью Координационного совета является обеспечение стратегического руководства деятельностью научно-образовательного кластера. Основные задачи Координационного совета - определение стратегии и ключевых направлений развития; стратегическое планирование, утверждение краткосрочных, сред-
несрочных и долгосрочных планов деятельности научно-образовательного кластера.
Имущество, закрепленное за государственными автономными образовательными учреждениями и государственным бюджетным образовательным учреждением, входящими в состав научно-образовательного кластера, передается, как правило, на праве оперативного управления в безвозмездное пользование базовому образовательному учреждению.
Проблемами, на решение которых направлена кластерная политика в профессиональном образовании, являются следующие:
- несогласованность рынка труда и рынка образовательных услуг;
- дефицит квалифицированных рабочих, особенно в высокотехнологичных и инновационных областях;
- отсутствие партнерских отношений между системой профессионального образования и бизнес-сообществом;
- неоправданно растянутые сроки подготовки рабочих;
- социальная незащищенность выпускников образовательных учреждений, низкий престиж рабочих профессий;
- неравность доступа к высшему образованию детей сирот, детей из малоимущих и проблемных семей, сельских школьников;
- несоответствие учебно-материальной базы образовательных учреждений современным технологиям производства;
- неразработанность нормативного обеспечения взаимоотношений между образовательными учреждениями и потребителями образовательных услуг (граждане и предприятия);
- недостаточное государственное финансирование процесса реализации профессиональных образовательных программ.
Целями создания научно-образовательных кластеров являются:
1. Повышение эффективности и качества образования.
2. Подготовка высококвалифицированных кадров по рабочим специальностям, специалистов среднего звена и высшей квалификации для сферы торговли, индустрии гостеприимства, сервиса и услуг РТ по заказу работодателей и эффективное использование их по назначению.
3. Создание крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, активизация научных исследований и инновационной деятельности, а также обеспечение условий и возможностей для их реализации.
4. Повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов при подготовке специалистов и проведении научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы.
Принципы создания научно-образовательных кластеров:
1. Единство учебного, научного и инновационного процессов во взаимосвязи с экономикой и социальной сферой.
2. Непрерывность образовательного процесса и взаимосвязь образовательных программ различных уровней, в том числе сокращенных сроков их усвоения.
3. Инновационная направленность деятельности от проведения фундаментальных научных исследований до тиражирования и передача в практику наукоемких технологий, в том числе образовательных.
4. Организационное, учебно-методическое, научное и информационное взаимодействие между всеми подразделениями образовательного кластера, равенство и учет их интересов.
Ключевыми факторами успеха при создании отраслевых образовательных кластеров являются:
- формализация государственной политики по отношению к образовательным кластерам;
- поддержка со стороны государства кластерных инициатив на стадии формирования и развития кластеров;
- активное использование государственного заказа как инструмента развития образовательного кластера;
- концентрация научно-образовательных, кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов;
- организация многоуровневого профес -сионального образования по согласованным учебным программам;
- совершенствование республиканской нормативно-правовой базы в сфере профессионального образования;
- инновационная инфраструктура профессионального образования (многоуровневые, многофункциональные, многопрофильные образовательные учреждения).
Таким образом, главная цель создания кластерной системы в системе образования - повышение качества обучения, налаживание «вертикальных связей» между учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, привлечение профессорско-преподавательского состава вузов к работе на уровнях начального и среднего профессионального образования. Такая система открывает для молодежи возможность получить образование трех уровней: на первом этапе - рабочую профессию, затем - специальность среднего и высшего образования.
Подготовка специалистов в научно-образовательном кластере будет осуществляться в соответствии с государственным заказом, сформированным Министерством труда, занятости и социальной защиты республики. Государственный заказ будет согласовываться с индустриальным сектором экономики на подготовку кадров на следующий учебный год. В 2012 г их количество составит 19 тыс. человек. Ожидается, что указанная реформа позволит уменьшить существующий дисбаланс между рынком труда и рынком образовательных услуг
Примером многоуровневости и многоступенчатости системы образования является принятая в ИЭУП модель сквозного обучения по востребованным специальностям научно-образовательного кластера в сфере торговли, индустрии гостеприимства, сервиса и услуг РТ.
По мнению председателя Координационного совета вышеуказанного кластера, первого заместителя премьер-министра РТ РФ. Муратова «формирование кластерной системы предусмотрено стратегией развития образования в республике, и в ее основе лежит баланс интересов работодателей, образовательных учреждений и граждан, желающих получить необходимый для них уровень образования».
В рамках научно-образовательного кластера на базе ИЭУП реализуется модель непрерывного образования. Проведена работа по согласованию (сопряжению) образовательных программ начального и среднего профессионального образования. Студенты 1 курса параллельно с учебой в институ-
те по специальности высшего профессионального образования «Технология продуктов общественного питания» обучаются по программе НПО для получения рабочей специальности «Повар» 3-го и 4-го разрядов. Одновременно Институт наладил двухстороннее сотрудничество и с предприятиями сферы общественного питания: в настоящий момент заключены договора о сотрудничестве с компанией «Содексо ЕвроАзия», ООО «Татинтер Ресторантс», управление общественного питания «Нефтехим» (г. Нижнекамск), ООО «Холод-«На-бережные Челны Холод»». Также проводится подготовка и повышение квалификации кадров для данных предприятий.
При разработке образовательных программ и тем научных исследований вузы должны учитывать характер взаимодействия с профильными предприятиями. Планируется, что содержание образовательных программ будет адаптироваться под задачи, поставленные конкретным заказчиком, а формы сотрудничества будут включать активное привлечение работодателя к учебному процессу. Работодателю будет предложено совместно с вузами формировать вариативную часть учебных программ под изучение специальных (профильных для того или иного предприятия) программ и дисциплин. Учреждения начального, среднего и высшего образования должны иметь устойчивые связи с предприятиями кластера (прохождение производственной практики студентов, содействие в их трудоустройстве, оплата обучения наиболее талантливой молодежи).
Таким образом, результатами деятельности научно-образовательных кластеров должны стать:
1. Совершенствование анализа и прогнозирования рынка труда, а также планирования подготовки востребованных рабочих и специалистов разного уровня, отвечающих требованиям заказчиков высококвалифицированных кадров.
2. Удовлетворение потребностей работодателей в квалифицированных кадрах разного уровня при целевой профессиональной подготовке, включая начальное, среднее и высшее профессиональное образование.
3. Расширение перечня направлений и специальностей подготовки квалифицированных кадров.
4. Обеспечение интеграции всех видов и уровней профессионального образования на основе
принципов преемственности и непрерывности образовательных программ и создание условий для обучения выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования по сокращенным или ускоренным программам в государственных вузах.
5. Повышение качества предоставляемых образовательных услуг на основе эффективного использования научно-педагогического потенциала, развития материально-технической базы и применения современных инновационных методов обучения.
6. Развитие социального партнерства в совершенствовании структуры, содержания и оценки качества профессионального образования всех уровней в соответствии с западноевропейскими стандартами качества.
7. Разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации действующих рабочих и специалистов, в том числе внутрифирменного обучения.
8. Создание системы взаимодействия с общеобразовательными школами с целью предпрофиль-ной и профильной подготовки учащихся школ, а также выявления талантливой молодежи.
9. Создание системы взаимодействия с бизнес-сообществом с целью подготовки специалистов, соответствующих реальным потребностям рынка труда РТ.
Общий уровень социально-экономического развития общества определяется состоянием образования. Перспективным методом в развитии системы образования должно стать развитие кластерного подхода, который является актуальным способом формирования интеграционных процессов, как внутри образования, так и в триаде «образование - государство - производство».
Кластерный подход способен коренным образом изменить содержание государственной политики в сфере образования. Усилия федеральных и региональных министерств образования должны быть направлены не на поддержку отдельных образовательных учреждений и образовательных подсистем, а на развитие связей между школами и учреждениями профессионального образования, между предприятиями-заказчиками кадров и учебными заведениями, между самими учебными заведениями и органами исполнительной власти.
Список литературы
1. Об утверждении Концепции кластерного развития секторов экономики и социальной сферы в Республике Татарстан на 2011-2015 гг.: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.11.2010 № 925 // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти». - 2010. - № 47.
2. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе. - Казань: РИЦ «Школа», 2010. -102 с.
3. Мухаметзянова Г.В., Пугачева Н.Б. Кластерный подход к управлению профессиональным образованием. - Казань: ИПП ПО РАО, 2007. - 144 с.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. // СПС «Гарант».
5. Сафиуллина Р.Т. Кластерный подход и государственно-частное партнерство в системе снижения неопределенности развития предприятий РФ // Актуальные проблемы экономики и права. - 2011. - № 3 (19).
6. Тимирясова А.В., Воронцова Л.В., Хикматов Р.И., Бай-гильдеев А.В. Формирование стратегии развития кластерных систем региона. - Казань: Познание, 2009. - 128 с.
7. Хамидуллина Г.Р., Тимирясова А.В., Гафиуллина Л.Ф. Направления реформирования высшего профессионального образования / под общ. ред. Г.Р. Хамидуллиной. - Казань: Познание, 2009. - 136 с.
В редакцию материал поступил 13.02.12
Ключевые слова: модернизация экономики; рынок труда; научно-образовательный кластер; качество образования; профессиональное образование.