Научная статья на тему 'Формирование образовательных кластеров как важнейшего элемента реформирования системы образования в республике Татарстан'

Формирование образовательных кластеров как важнейшего элемента реформирования системы образования в республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
609
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / РЫНОК ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОТРЕБНОСТЬ В КАДРАХ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / EDUCATION MODERNIZATION / EDUCATIONAL CLUSTER / PERSONNEL TRAINING / LABOUR MARKET / PROFESSIONAL EDUCATION / DEMAND FOR PERSONNEL / GOVERNMENT CONTRACTUAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимирясова Асия Витальевна

Исследованы сущность образовательного кластера и его место в структуре региональной экономики, а также вопросы создания и развития отраслевых образовательных кластеров в Республике Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF EDUCATIONAL CLUSTERS AS AN ESSENTIAL ELEMENT OF EDUCATIONAL SYSTEM IN TATARSTAN REPUBLIC

The article describes the essence of educational cluster and its position in the structure of regional economy, as well as the issues of formation and development of the branch educational clusters in Tatarstan Republic.

Текст научной работы на тему «Формирование образовательных кластеров как важнейшего элемента реформирования системы образования в республике Татарстан»

УДК 37(470).41

А.В. ТИМИРЯСОВА

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ КАК ВАЖНЕЙШЕГО ЭЛЕМЕНТА РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Ключевые слова: модернизация образования, образовательный кластер, подготовка кадров, рынок труда, профессиональное образование, потребность в кадрах, государственный заказ.

Исследованы сущность образовательного кластера и его место в структуре региональной экономики, а также вопросы создания и развития отраслевых образовательных кластеров в Республике Татарстан.

A.V. TIMIRYASOVA FORMATION OF EDUCATIONAL CLUSTERS AS AN ESSENTIAL ELEMENT OF EDUCATIONAL SYSTEM IN TATARSTAN REPUBLIC

Key words: education modernization, educational cluster, personnel training, labour market, professional education, demand for personnel, government contractual work

The article describes the essence of educational cluster and its position in the structure of regional economy, as well as the issues of formation and development of the branch educational clusters in Tatarstan Republic.

Финансовый кризис формирует повышенные требования к профессионально-квалификационному составу рабочей силы и уровню подготовки новых специалистов в системе профессионального образования. Дефицит квалифицированных рабочих, особенно в высокотехнологичных и инновационных отраслях, становится серьезным препятствием для развития экономики республики. Таким образом, обеспечение наличия на рынке труда квалифицированных рабочих и специалистов, подготовленных в соответствии с требованиями международных стандартов, является одной из важнейших задач, стоящих перед системой профессионального образования республики.

В структуре подготовки в учреждениях высшего профессионального образования на долю специальностей технического направления приходится не более 20%. Зачастую качество подготовки инженерных специальностей в вузах из-за отсутствия интеграции высших учебных заведений с предприятиями низкое. Студенты не привлекаются к научной и инновационной деятельности, без чего невозможно технологическое развитие экономики.

Для изменения ситуации необходимо внедрение государственного заказа на услуги учреждений профессионального образования. Иначе говоря, государство должно оплачивать только те образовательные услуги, которые обеспечивают реализацию интересов налогоплательщиков, основными среди которых являются работодатели. В первую очередь систему госзаказа, отвечающую потребностям рынка, необходимо ввести в систему высшего профессионального образования. С этим согласны не только работодатели, но и население. По данным Министерства образования и науки Республики Татарстан, 44% опрошенных считают, что распределение после окончания вузов, как и раньше, должно строиться на основе государственного планирования и государственного заказа.

Государственный заказ на подготовку кадров должен определяться прогнозом потребности в кадрах региона, сводиться и корректироваться Министерством по образованию и науке РФ с учетом предложений Министерства экономического развития и торговли РФ и Министерства финансов РФ при участии представителей бизнес-сообщества.

Данные социологических исследований, проведенных по заказу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, показывают, что 70% городских и 50% сельских выпускников школ планируют поступать в вузы. Однако они ориентированы на получение профессий в сфере

юриспруденции, бизнеса и экономики. Учебные заведения в угоду спросу со стороны абитуриентов, а не в соответствии с потребностями экономики, формируют и расширяют структуру подготовки по непрофильным видам обучения.

В настоящее время прогнозирование потребностей экономики регионов в новой рабочей силе и, соответственно, определение количества мест в тех или иных образовательных учреждениях на учебный год формируется исходя из представлений министерств, департаментов или управлений образования регионов, исходя из практики предыдущих лет. Чаще всего работники этих структур не имеют ни инструментария, ни опыта, чтобы реально оценить эту потребность. Можно наблюдать ситуацию, когда нехватка рабочей силы в регионе обусловлена, в частности, отсутствием связи с фондами занятости.

В итоге несоответствие между объемами и профилями подготовки кадров в учебных заведениях и профессионально-квалификационной структурой спроса на рабочую силу приводит к невостребованности молодых специалистов на рынке труда. Снижение интереса молодежи к получению рабочих и инженерных профессий отчасти связано с вопросами достойного уровня оплаты и условий труда.

Как показали опросы, почти 40% молодых людей не устраивает предлагаемая низкая заработная плата по рабочим профессиям, еще столько же считают, что по рабочей профессии трудно найти работу. Также важным, с точки зрения школьников, является влияние родителей и сверстников, которые не поддержали бы решение получить рабочую профессию.

В настоящее время соответствие структур потребности экономики в кадрах, объемов и профилей профессиональной подготовки, а также намерений молодежи является перевернутой пирамидой. Все это является свидетельством недостаточной информированности общества о реальных потребностях рынка труда, недостатка пропаганды рабочих и инженерных профессий, низкой эффективности профориентационной работы со школьникам и их родителями.

Необходимость перехода на образовательные кластеры кроется в демографической ситуации в стране. По заключению некоторых экспертов, уже к 2015 г. дефицит рабочих кадров может достичь критической точки. Реформирование системы профтехобразования позволит значительно сократить сроки обучения, а это приведет к увеличению числа рабочих рук.

Анализ, проведенный Министерством образования и науки Республики Татарстан, показал, что за последние годы в нашей системе профессионального образования сложился дисбаланс по:

- уровням профессионального образования: в ущерб начальному и среднему профессиональному образованию, в системе доминирует уровень высшего образования;

- образовательным программам: выпуск специалистов по социальногуманитарным направлениям в республике значительно превышает выпуск по инженерно-техническим специальностям. В структуре набора даже технических вузов и техникумов до четверти студентов обучаются по гуманитарным и экономическим специальностям, а негосударственные вузы практически полностью ведут подготовку по программам экономического и гуманитарного профиля;

- формам обучения: количество специалистов, выпускаемых по заочной и вечерней формам обучения, сравнялось с количеством специалистов, выпускаемых по очной форме [3].

В связи со сложившейся ситуацией Кабинетом Министров Республики Татарстан принято решение о реформировании системы профессионального образования и создании отраслевых образовательных кластеров. Одним из важных условий реформирования системы начального профессионального образования является установление тесных партнерских отношений между

системой профессионального образования и бизнес-сообществом на основе соглашения между Правительством Республики Татарстан и представителями бизнеса. Целью реформирования являются создание эффективной сети учреждений профессионального образования и обеспечение потребностей экономики в квалифицированных кадрах.

Предлагаемая реформа призвана максимально мобилизовать внутренние ресурсы системы профессионального образования, оптимизировать содержание и сроки профессиональной подготовки, организационные формы и технологии, экономические и управленческие механизмы. Это будет способствовать активному привлечению внешних ресурсов (финансовых, материальнотехнических, организационных, информационных, кадровых, интеллектуальных) и развертыванию системы широкого социального партнерства в сфере профессионального образования и, как следствие, социальной защищенности выпускника высшего образовательного учреждения.

В рамках образовательного кластера приём учащихся в учреждения начального и среднего профессионального образования за счёт бюджетных средств осуществляется только при наличии целевого заказа конкретных предприятий. Работодатель при этом должен наряду с бюджетом принять участие в финансировании обучения заказанных кадров.

Образовательные учреждения кластера будут созданы в форме автономных учреждений. В их управлении будут участвовать наряду с работодателями и муниципальными властями также и общественные организации. Образовательный процесс будет контролироваться всеми его участниками. Это позволит автономным образовательным учреждениям стать полноправным субъектом рыночных отношений. Состав образовательного кластера представлен на рис. 1.

Финансирование обучения будет строиться на сочетании трех источников - бюджетных, корпоративных и частных. Предприятие совместно с отраслевым министерством формирует заказ на подготовку рабочих и специалистов. Финансирование обучения будет осуществляться с использованием подушевых финансовых норм при участии бюджетных ресурсов. Государственное задание будет размещаться в образовательные учреждения только в том случае, если есть заказ от работодателей, подкрепленный финансированием. При этом с обучающимся заключается договор, в соответствии с которым определяются обязательства о финансировании его образования со стороны работодателей и бюджета. А обучающийся обязуется отработать определенное время на предприятии. В случае невыполнения обязательств учащийся возвращает средства. Очевидно, что в образовательное учреждение может поступить любой человек и помимо такого задания.

>

Базовые

предприятия

Образовательный кластер______

Рис. 1. Состав образовательного кластера

Привлечение дополнительных финансовых и материальных ресурсов позволит учебным заведениям обновить материально-техническую базу, повысить уровень преподавательского состава и обеспечить подготовку работников, соответствующих конкретным требованиям современного производства. При этом каждое образовательное учреждение должно иметь определённую специализацию и соответствующую современную материально-техническую базу.

Реформирование системы профессионального образования базируется на интеграции учебных заведений всех уровней с бизнес-сообществом. Такая интеграция предполагает формирование нового механизма финансирования системы профессиональной подготовки.

Замысел состоит в том, чтобы появился реальный заказчик кадров в лице предприятия или ассоциации предприятий в зависимости от размеров самих предприятий. Такие крупные предприятия, как КАМАЗ, Татнефть, Оргсинтез, Нижнекамскнефтехим, в состоянии полностью принять учебные заведения в состав предприятия при сохранении бюджетного финансирования по нормативному принципу. Это позволит предприятию самостоятельно формировать заказ по востребованным специальностям, определять содержание обучения, направлять для обучения лучшие инженерно-технические кадры, проводить учебно-производственную практику на реальной производственной базе и тем самым добиваться высокого качества подготовки рабочих кадров. При этом предприятие будет иметь возможность финансировать дополнительно процесс подготовки рабочих с тем, чтобы существенно повлиять на ее качество.

Средние предприятия также имеют возможность выступить заказчиками кадров. Действительно мелкие и средние предприятия не способны принять учреждения начального профессионального образования (УНПО) в свой состав, но они тоже должны иметь возможность выступить заказчиком кадров. Выход видится в создании союзов (ассоциации) товаропроизводителей, способных также принять в безвозмездное пользование имущественные комплексы УНПО. При этом данный союз (ассоциация) представляет собой исполнителя кадрового заказа для этих предприятий и также будет иметь возможность влиять на профессиональную подготовку молодежи, вкладывая дополнительно свои средства.

Для многочисленных мелких предприятий заказчиком кадров может выступать отраслевое министерство.

На сегодняшний день в республике обозначились 14 отраслевых образовательных кластеров в следующих отраслях экономики [4] (табл. 1):

Таблица 1

№ п\п Отраслевой образовательный кластер Курирующее министерство РТ

1. Нефтехимия и нефтепереработка Министерство экономики и промышленности

2. Высокие технологии

3. Энергетика

4. Машиностроение

5. Авиастроение

6. Легкая промышленность

7. Агропромышленный комплекс Министерство сельского хозяйства и продовольствия

8. Строительство, архитектура и ЖКХ Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ

9. Торговля и сфера услуг Министерство торговли и внешнеэкономического сотрудничества

10. Транспорт и дорожное хозяйство Министерство транспорта и дорожного хозяйства

11. Информатизация и связь Министерство связи и информатизации

12. Образование Министерство образования и науки

13. Здравоохранение Министерство здравоохранения

14. Культура и искусство Министерство культуры

Планируется также создать образовательный кластер в сфере физической культуры и спорта на базе Камского государственного института физической культуры (Набережные Челны):

15. |Физическая культура и спорт [Министерство по делам молодежи, спорту и туризму

Ниже представлен пример организации энергетического кластера Республики Татарстан (рис. 2).

В энергетический кластер Республики Татарстан входят холдинг ОАО «Тат-энерго» в составе ОАО «Генерирующая компания» (производство электрической и тепловой энергии), ОАО «Сетевая компания» (передача и распределение электрической энергии), предприятия «Энергосбыт» (энергосбытовая деятельность), ОАО «Казанская теплосетевая компания», ОАО «Набережночелнинская теплосетевая компания», ООО «Уруссинские тепловые сети» (передача тепловой энергии) и предприятий по сервисному обслуживанию энергетического оборудования: ООО «Камэнергоремонт-холдинг», ООО «Татэнергоремонт», ОАО «Тат-энергоспецремонт» представляет собой ядро производственной части энергетического кластера Республики Татарстан. Также в состав энергокластера входят предприятия коммунальной энергетики: ОАО «Таткоммунэнерго», «Татсельжил-комхоз», муниципальные предприятия тепловых сетей. В состав энергетического кластера также входят такие проектные организации, как Проиволжский филиал ОАО «ВНИПИЭнергопром», ОАО «ТатНИПИЭнергопром» [2].

Базовым предприятием энергетической отрасли является ОАО «Татэнер-го». Ведущим вузом обозначенного кластера является Казанский государственный энергетический университет. В состав кластера входят учреждение среднего профессионального образования - ГОУ СПО Казанский энергетический техникум и учреждения начального профессионального образования -ГОУ НПО профессиональные лицеи и училища. Учебным центром ОАО «Тат-энерго» является ННОУ «Поволжский региональный центр подготовки кадров “Энергетик”».

IV уровень

III уровень

II уровень

/ I уровень ^ / Ядро кластера / ОАО «Генерирующая I компания»,

I ЗАО ТГК «Уруссинская \ ГРЭС»

ОАО «Татсел ьжил комхоз » ОАО «Таткоммунэнерго» Предприятия коммунальной энергетики

X

Рис 2. Структура образовательного кластера РТ в сфере энергетики

В ходе формирования образовательного кластера в области энергетики были заключены договоры между предприятиями и учебными заведениями, которые направлены в Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ в целях учета на 2007-2008 учебный год объемов государственного заказа на подготовку кадров и его финансирования за счет бюджета Республики Татарстан.

С марта 2007 г. в Республике Татарстан проходит процесс подписания соглашений о государственно-корпоративном партнерстве с целью подготовки квалифицированных кадров в рамках образовательного кластера Республики Татарстан. В Соглашении достаточно четко прописаны обязательства всех участников.

Заключение соглашения между бизнес-сообществом и Правительством республики направлено не только на решение финансовых и материальных проблем. Гораздо важнее формирование ответственности бизнеса за подготовку рабочих кадров.

Порядок подписания Соглашения в рамках образовательного кластера представлен на рис. 3 [4].

Рис. 3. Порядок подписания Соглашения в рамках образовательного кластера

Взаимные обязательства государства, базового предприятия и головного вуза представлены в табл. 2.

Проблемами, на решение которых направлена кластерная политика в профессиональном образовании, являются следующие:

- несогласованность рынка труда и рынка образовательных услуг;

- дефицит квалифицированных рабочих, особенно в высокотехнологичных и инновационных областях;

- отсутствие партнерских отношений между системой профессионального образования и бизнес-сообществом;

- неоправданно растянутые сроки подготовки рабочих;

- социальная незащищенность выпускников образовательных учреждений, низкий престиж рабочих профессий;

- неравность доступа к высшему образованию детей сирот, детей из малоимущих и проблемных семей, сельских школьников;

- несоответствие учебно-материальной базы образовательных учреждений современным технологиям производства;

- получение профессионального образования по военно-учетным специальностям юношами призывного возраста;

- неразработанность нормативного обеспечения взаимоотношений между образовательными учреждениями и потребителями образовательных услуг (граждане и предприятия);

- недостаточное государственное финансирование процесса реализации профессиональных образовательных программ.

Таблица 2

Государство Базовое предприятие Головной вуз

■ финансирование по НБФ ■ доплаты инженернопедагогическим работникам предприятий; ■ обучение и педагогическая аттестация ИТР предприятий; ■ меры по сокращению сроков профессиональной подготовки; ■ взаимодействие базовых профильных школ с учреждениями профессионального образования; ■ государственный заказ на подготовку кадров ■ управление АУ профессионального образования через представительство в наблюдательном совете; ■ заключение договоров с учащимися; ■ оценка профессиональной квалификации выпускников; ■ трудоустройство выпускников; ■ установление начальной заработной платы не ниже минимального потребительского бюджета; ■ софинансирование подготовки специалиста в объеме не ниже НБФ на одного обучающегося; ■ работа ИТР в качестве мастеров производственного обучения ■ разработка сквозных образовательных программ; ■ высшее профессиональное образование по ускоренной программе; ■ отбор и рейтинговый банк данных одаренной молодежи; ■ направление ППС вуза для работы в учреждения базового профессионального образования

Ключевыми факторами успеха при создании отраслевых образовательных кластеров являются:

- формализация государственной политики по отношению к образовательным кластерам;

- поддержка со стороны государства кластерных инициатив на стадии формирования и развития кластеров;

- активное использование государственного заказа как инструмента развития образовательного кластера;

- концентрация научно-образовательных, кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов;

- организация многоуровневого профессионального образования по согласованным учебным программам;

- совершенствование республиканской нормативно-правовой базы в сфере профессионального образования;

- инновационная инфраструктура профессионального образования (многоуровневые, многофункциональные, многопрофильные образовательные учреждения).

Предполагается, что внедрение образовательных кластеров в Республике Татарстан должно привести к следующим результатам:

1. Краткосрочные результаты:

- изменение стратегии развития профессионального образования;

- диалог с работодателем: понимание общих интересов и проблем;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создание автономных образовательных учреждений - колледжей;

- расширение доступа к инновациям и технологиям.

2. Среднесрочные результаты:

- создание системы доступного непрерывного профессионального образования;

- повышение качества подготовки кадров;

- появление в республике конкурентоспособных компаний, поставщиков и сервисных предприятий.

3. Долгосрочные результаты:

- рост производительности труда и уровня занятости населения;

- рост валового республиканского продукта на душу населения;

- повышение качества жизни в республике [4].

Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что инновационный путь социально-экономического развития, обозначенный в Концепции долгосрочного развития России до 2020 г., предполагает опережающую модернизацию образования как локомотива системных изменений в экономике и обществе. Речь идет, прежде всего, о профессиональном образовании. Актуальность данного вопроса настолько высока, что в Республике Татарстан заинтересованно обсуждается на самых разных уровнях весь комплекс проблем, связанных с профессиональным образованием. Участниками этого процесса являются правительство, бизнес-сообщество, работники профобразования, ученые, представители средств массовой информации и общественности. В настоящее время республика приступила к созданию комплексной программы по модернизации профессионального образования, и опыт Татарстана может быть интересен и для других регионов.

Одним из направлений программы является интеграция лучших составляющих высшего, среднего и начального профессионального образования через создание образовательных кластеров. Они формируются на базе вузов республики по отраслевому и региональному принципу, когда в его состав включаются профильные техникумы и училища, максимально представляющие экономические зоны республики. Заказ на подготовку кадров в этом случае осуществляется через отраслевое министерство, закрепленное за каждым кластером. Основными задачами образовательных кластеров являются:

- оптимизация объема и структуры подготовки и повышения квалификации кадров на основе создания единой, научно обоснованной системы кадрового аудита, мониторинга республиканского рынка труда, прогнозирования перспективных потребностей кадрового обеспечения отрасли;

- кардинальное усиление качества подготовки кадров путем создания единой, научно обоснованной и практико-ориентированной системы непрерывного профессионального образования, совершенствования ее кадрового потенциала, модернизации материально-технической базы, внедрения новейших технологий профессионального образования;

- оптимизация сроков подготовки и повышения квалификации кадров системы образования путем разработки и реализации сквозных двухуровневых образовательных программ профессионального образования, новых интенсивных технологий повышения профессиональной квалификации.

В республике по отраслевой принадлежности работает 14 образовательных кластеров. На сегодняшний день определены формы взаимодействия учреждений профессионального образования в рамках каждого кластера.

Интеграция образовательных учреждений способствует комплексному решению задач преемственности программ разного уровня, более полному и эффективному использованию материально-технической базы, преподава-

тельских кадров и финансовых ресурсов. В результате мы получим сокращение сроков освоения программ начального и среднего профессионального образования. Таким образом, модернизация профессионального образования является важнейшим приоритетом развития Республики Татарстан.

Литература

1. Алёшева С.А. Особенности текущего функционирования, перспективного и стратегического развития профессионального образования / С.А. Алёшева // Вестник Чувашского университета. 2006. № 7. С. 278-282.

2. Итоги развития. Энергетический комплекс // 1^1.: http://mon.tatar.ru/rus/analytic.htm.

3. Материалы выступления Министра образования и науки Республики Татарстан Н.М. Валеева на Всероссийской конференции по итогам реализации приоритетного национального проекта «Образование» // URL:http://mon.tatar.ru/rus/analytic.htm.

4. Формирование системы профессионального образования - образовательный кластер Республики Татарстан: презентационные материалы. Казань: РИЦ «Школа», 2008. 36 с.

5. Мануйлова Е.А. Инновационное развитие региона: формирование региональных образовательных кластеров / Е.А. Мануйлова // Инновации. 2007. № 7. С. 75-79.

6. Шишкин А.Г. Финансирование системы профессионального образования / А.Г. Шишкин, А.Е. Шишкина // Финансы. 2008. № 8. С. 16-19.

ТИМИРЯСОВА АСИЯ ВИТАЛЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Институт экономики, управления и права (г. Казань), Россия, Казань (timirasova@ieml.ru).

TIMIRYASOVA ASIYA VITALYEVNA - candidate of economic sciences, Assistant Professor of Еconomics Chair, Institute of Economics, Management and Law (Kazan), Russia, Kazan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.