НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
А.Р. ШАЙДУЛЛЯНА (Альметьевск)
КЛАСТЕР КАК МЕХАНИЗМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ
Раскрывается сущность кластерной политики в развитии региональной системы непрерывного профессионального образования в Республике Татарстан, выявлены особенности ее развития. Проанализированы подходы, принципы, а также факторы, обеспечивающие формирование отраслевых образовательных кластеров.
Ключевые слова: интеграция, непрерывное профессиональное образование, кластеры, кластерная политика, образовательные кластеры.
В условиях динамического уплотнения мировых социально-экономических процессов, повышенных рисков всех уровней отдельным предприятиям трудно предвидеть эффективный путь развития, поэтому под воздействием глобализации формируются новые производственные структуры - сети, агломерации, альянсы, технопарки, партнерства и кластеры.
Сегодня для учебных заведений среднего и высшего профессионального образования характерны, прежде всего, системные тенденции: регионализация, непрерывность, интеграция науки и практики, расширение сферы платных образовательных услуг и др. К положительным тенденциям, характерным для системы среднего и высшего профессионального образования, можно отнести следующие: подготовка по интегрированным профессиям, что в значительной степени повышает шансы выпускников на рынке труда; организация преподавателями и студентами совместных производств; стремление преподавателей к профессиональному росту через институт соискательства, желание вуза иметь своих кандидатов, докторов наук, с чем связаны надежды изменить статус учебного заведения; создание учебных центров по подготовке рабо-
чих и специалистов на коммерческой основе; оказание дополнительных образовательных услуг, осуществление дополнительного профессионального образования.
К сожалению, наряду с позитивными изменениями последних лет в системе среднего и высшего профессионального образования сегодня немало проблем, в их числе ухудшение (старение, износ) материально-технической базы учебных заведений, ее несоответствие современным требованиям образовательного процесса; снижение образовательного уровня абитуриентов; неподготовленность поступающих к обучению; падение производства и ухудшение социально-экономического положения региона, что сказывается на отношении молодежи к профессиям и трудоустройстве выпускников учебных заведений; «вымывание» основных профессий и специальностей, возрастание доли подготовки по малозатратным специальностям других профилей - юристов, бухгалтеров, страховщиков, которых готовят в количестве, намного превышающем потребности; осложнение взаимоотношений учреждений образования с предприятиями в вопросах организации обучения, трудоустройства выпускников. Главная причина - образование и производство существуют сами по себе, нет прогнозирования потребности в кадрах.
Решением данной проблемы, на наш взгляд, являются создание и развитие кластеров, способствующих интеграции образовательных учреждений и предприятий. Понятие «кластер» в настоящее время является одним из наиболее популярных. Тем не менее анализ специальной литературы показал, что единого подхода к этому понятию нет. Например, Д.А. Ялов дает следующее определение кластера: это сеть поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимосвязанных в процессе создания прибавочной стоимости [7]. В.П. Третьяк [6] различает кластеры и сети предприятий. По его мнению, термин «сеть»
© Шайдуллина А.Р., 2009
относится к группе средних фирм, которые взаимодействуют для достижения общих целей - дополняя друг друга и специализируясь, чтобы преодолеть общие проблемы, достичь коллективной эффективности и захватить новые рынки, а термин «кластер» указывает на отраслевую и географическую концентрацию предприятий, которые производят и продают ряд связанных или взаимодополняющих товаров совместными усилиями.
А.А. Мигранян [3] считает, что кластер - это сосредоточение наиболее эффективных и взаимосвязанных видов экономической деятельности, т.е. совокупность взаимосвязанных групп, успешно конкурирующих фирм, которые образуют «золотое сечение», в западной интерпретации - “diamond” (бриллиант) всей экономической системы государства, и обеспечивают конкурентные позиции на отраслевом, национальном и мировом рынках [3]. Обязательными и определяющими в инфраструктуре кластера являются государственные и негосударственные учебные, информационные, научно-исследовательские и научнотехнические организации.
В связи с повышением роли регионов и территорий в глобальном аспекте кластеризация экономики охватила все континенты. Пионером-разработчиком кластерной модели в 1980 - 1990-е гг. стал М. Портер [5]. Согласно его теории, кластер - это группа географически соседствующих, взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и дополняющих друг друга. М. Портер считает, что конкурентоспособность страны следует рассматривать через призму международной конкурентоспособности не отдельных ее фирм, а кластеров - объединений фирм различных отраслей. При этом принципиальное значение имеет способность кластеров эффективно использовать внутренние ресурсы. в ходе своих исследований М. Портер проанализировал конкурентные возможности более 100 отраслей в десяти странах. оказалось, что наиболее конкурентоспособные транснациональные компании обычно не разбросаны бессистемно по разным странам, а имеют тенденцию концентрироваться в одной стране, а порой даже в одном реги-
оне страны. Это объясняется тем, что одна или несколько фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяют свое положительное влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей и конкурентов. А успехи окружения, в свою очередь, оказывают влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данной компании. В итоге формируется кластер - сообщество фирм тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. вслед за первым зачастую образуются новые кластеры, и международная конкурентоспособность страны в целом увеличивается.
Главным отличием кластеров от научнопроизводственных комплексов, существовавших в нашей стране в советское время, является рыночный механизм управления ими, который создается снизу, по инициативе самих предприятий, в то время как комплексы управлялись сверху по командно-отраслевому принципу. Не останавливаясь на экономических преимуществах, которые имеет кластерная организация производства, рассмотрим особенности профессионального образования в условиях кластерного подхода.
Объединение в кластер на тех или иных основаниях формирует не спонтанную концентрацию разнообразных научных, технологических и образовательных инноваций, а определенную систему распространения новых знаний, производственных и образовательных технологий. При этом важнейшим условием эффективного внедрения научных, технико-технологических и педагогических инноваций в производство и создания тем самым его конкурентных преимуществ является формирование сети устойчивых связей между всеми участниками кластера. Например, в Республике Татарстан предпосылками таких связей служат:
- соглашение о государственно-корпоративном партнерстве в области подготовки квалифицированных кадров в рамках образовательного кластера (заключается между правительством в лице отраслевого министерства, министерством образования и науки РТ, базовыми предприятиями, головным вузом);
- договор на подготовку кадров между заказчиком кадров и образовательным учреждением;
- договор между обучающимся и работодателем;
- устав автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Профессиональный колледж»;
- порядок формирования государственно-корпоративного заказа на подготовку кадров (задания учредителя);
- методика нормативного бюджетного финансирования начального и среднего профессионального образования [4].
В Российской Федерации имеется опыт региональной и межрегиональной производственной кооперации в условиях плановой экономики. Это создание крупнейших территориально-производственных и научнопроизводственных комплексов в ряде отраслей экономики, в том числе в северных регионах - Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, Норильского горно-металлургического комбината и ряда других.
В то же время в условиях рыночной экономики производственная кооперация в России не получила широкого развития, и только в отдельных субъектах Российской Федерации, в том числе в Республике Татарстан, Иркутской, Томской, Мурманской областях и ряде других, органами государственной власти совместно с органами местного самоуправления и предпринимательскими структурами проводится работа по формированию территориальных производственных кластеров.
В центре кластера должно стоять предприятие, которое становится непосредственным заказчиком для системы профессионального образования. оно берет на себя часть финансирования подготовки кадров в профессиональных училищах, лицеях, средних специальных учебных заведениях, вузах, организует для студентов и учащихся практику и получает взамен именно тех специалистов, в которых нуждается.
особенно важен кластерный подход для осваиваемых месторождений нефти и газа на территории Республики Татарстан, где в едином комплексе, на основе использования самых современных техники и технологий, должны решаться вопросы и создаваться база нефтеразведочных работ, разработки месторождений, создания перерабатывающих и смежных производств, инфраструктурных объектов, социального развития территорий.
В Республике Татарстан на сегодняшний день подписано 14 соглашений о государственно-корпоративном партнерстве в области подготовки кадров в рамках образовательных кластеров (кластеры высоких технологий, машиностроения, энергетики, легкой промышленности, нефтехимии и нефтепереработки, по добыче и транспортировке нефти, агропромышленный кластер и др. [1]).
В состав образовательного кластера высоких технологий Республики Татарстан входят:
- научно-исследовательские институты (Государственный институт прикладной оптики; Нии «Турбокомпрессор» им. Шнеппа, 1^ - КПО ВС; ТатНИИнефте-маш; ФГУП «Казанский НИИ радиоэлектроники»; ФГУ ФТЦРБ);
- учреждения высшего профессионального образования (Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева);
- учреждения среднего профессионального образования (Казанский электротехникум связи, Альметьевский политехнический техникум, Бугульминский машиностроительный техникум);
- учреждения начального профессионального образования (№ 4, 15, 32, 50, 59, 64, 65, 68 и профколледж № 51).
Статус головного вуза в кластере машиностроения получил Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева. В его состав также входят Камская государственная инженерноэкономическая академия и Альметьевский государственный нефтяной институт, Казанский авиационный техникум. Среди базовых предприятий можно назвать следующие: ОАО «Казанский завод “Электроприбор”», ОАО ПО ЕлАЗ, ОАО «Алнас», ОАО «Радиоприбор», ОАО «Лекон», ОАО «Инновационно-производственный технопарк “Восток”» и др.
В состав кластера энергетики входят ГОу ВПО «Казанский государственный энергетический университет», базовые предприятия ОАО «Татэнерго», «Сетевая компания», «Генерирующая компания», ЗАО «РДУ Татэнерго», завод «Электроприбор». Средняя профессиональная подготовка в кластере энергетики осуществляется в Казанском энергетическом техникуме,
начальная - в Нижнекамском технологическом колледже, ГОУ НПО № 4, 18, 34, 39, 50, 57, 62, 64, 65, 68, 104, 122.
В кластере легкой промышленности, а также нефтехимии и нефтепереработки головным вузом является Казанский государственный технологический университет (КХТИ), который координирует процесс образования с такими предприятиями, как ОАО «Нижнекамскнефтехим», «Казанькомпрессормаш», «Казаньоргсинтез», «Нижнекамскшина» и др. - в области нефтехимии и нефтепереработки, ОАО «Адонис», «Мелита», «Обувная фабрика “Спартак”» и др. - в области легкой промышленности.
В состав образовательного кластера по добыче и транспортировке нефти и газа Республики Татарстан входят:
- промышленные предприятия -ОАО «Татнефть», «Таттрансгаз» и др.;
- научно-исследовательские институты - ТатНИПИнефть, ТатНИИнефтемаш;
- учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров - Альметь-евский зональный центр межотраслевого регионального центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов РТ при Альметьевском государственном нефтяном институте (АЗЦ МРЦПК РТ); Негосударственное образовательное учреждение «центр подготовки кадров - Татнефть»;
- учреждения высшего профессионального образования - Альметьевский государственный нефтяной институт;
- учреждения среднего профессионального образования - Альметьевский политехнический техникум; Лениногорский нефтяной техникум и др.;
- учреждения начального профессионального образования - Альметьевский профессиональный лицей № 65; Лениногорское профессиональное училище № 14 и др.
Общеизвестно, что во всех регионах страны сегодня не хватает квалифицированных рабочих и в то же время наблюдается переизбыток специалистов, особенно с высшим гуманитарным образованием, т.к. не осуществляется прогнозирование потребности в кадрах.
Помимо предприятий и учебных учреждений, составной частью кластера должна стать вузовская и отраслевая наука, которая, к сожалению, сегодня оторвана от ре-
альной экономики. Тематика кандидатских и докторских диссертаций часто не отвечает насущным потребностям производства.
Из-за недостаточности, а иногда и отсутствия связей с производственными и научными секторами образовательная система страны не в состоянии решать проблемы, существующие на рынке труда, т.е. готовить рабочих высокой квалификации (4 - 6-го разрядов); конкурентоспособных специалистов, способных обслуживать современную технику и технологию и развивать существующее производство. В таких условиях наблюдаются снижение качества профессионального образования, его не-востребованность; невыгодность инвестиций в образование; рост дефицита востребованных рабочих кадров [2].
Промышленная политика с ориентацией на кластеры обеспечивает новые конкурентные преимущества за счет концентрации внимания на образовании и науке и приводит к созданию особой формы инновации - «совокупного инновационного продукта».
В системе интеграции «ссуз - вуз - производство» кластерам отводится ключевая роль, т.к. она выступает как регулятор развития персонала кластера, предоставляя ему возможность непрерывно учиться и совершенствоваться. Кластерный подход определяет приоритеты развития системы образования, а создание и развитие кластеров являются предпосылкой интеграционных процессов как внутри образования, так и в цепочке «наука - образование - производство». В этих условиях кластерный подход можно рассматривать как одну из новых технологий управления социальноэкономическим развитием общества, в том числе и образованием.
Системно-кластерный подход способен самым принципиальным образом изменить содержание государственной образовательной политики. В соответствии с ним усилия чиновников от образования должны быть направлены не на поддержку отдельных образовательных учреждений и образовательных подсистем, а на развитие взаимоотношений между школами и учреждениями профессионального образования, между предприятиями - заказчиками кадров и учебными заведениями, между самими учебными заведениями и органами исполнительной власти и т.д.
Важной отличительной чертой кластера является его инновационная ориентированность. Здесь можно выделить следующие основные формы государственной инновационной политики:
прямая бюджетная поддержка профессиональной подготовки рабочих и специалистов внутри образовательных кластеров;
— косвенная поддержка посредством налоговой политики административного регулирования;
— инвестиции в систему образования [4].
Кроме того, профессиональное учебное заведение получает доступ к современным производственным технологиям.
Таким образом, система профессионального образования в Российской Федерации, созданная для обеспечения кадрами рабочих и специалистов командно-отраслевой плановой экономики, не справляется с задачей обеспечения достаточной квалификации работников новой рыночной экономики. Одним из факторов социально-экономического развития страны должны стать создание условий для реформирования образования, поддержка и развитие образовательных кластеров, которые представляют собой сообщество сконцентрированных по географическому принципу организаций и учреждений, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.
Кластерная образовательная политика характеризуется тем, что центральное внимание уделяется укреплению взаимосвязи между участниками кластера в целях упрощения доступа к новым промышленным и образовательным технологиям, совместного использования знаний и основных фондов, ускорения процессов обучения за счет концентрации, преемственности и интеграционных процессов.
Образовательный кластер позволяет делегировать предприятиям ответственность за определение потребностей в специалистах и рабочих кадрах и планирование их подготовки и переподготовки; изменить подходы к профориентации (через предпрофильную подготовку и профильное обучение); усилить связи учебных заведений с рынком труда через вовлечение работодателей и других социальных партнеров в разработку квалификационных требований, процедур проверки знаний, профессиональных умений и навыков; усилить роль предпри-
ятий в обучении компетенциям, отвечающим конкретным требованиям производства; вовлечь социальных партнеров в управление деятельностью учебных заведений через процедуры их лицензирования и аттестации; содействовать переходу учебных заведений на принцип самоуправления и экономические методы управления; их большей автономии, внедрению методов оценки конечных результатов, трудоустройству выпускников.
Литература
1. Леонтьев А.В. Концепция развития регионального рынка образовательных услуг / А.В. Леонтьев, П.Н. Осипов. Казань: ИПП ПО РАО, 2006. 33 с.
2. Корчагин Е.А. Социальное партнерство в ссузе / Е.А. Корчагин, В.М. Сохабеев // Сред. проф. образование. 2006. № 6. С. 35 - 39.
3. Мигранян А.А. Теоретические аспекты
формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой [Электронный ресурс] / А.А. Мигранян. Режим доступа: http://subcontract.ru/Dokum/DokumShow_
DokumID_171.html.
4. Мухаметзянова Г.В. Кластерный подход к управлению профессиональным образованием / Г.В. Мухаметзянова, Н.Б. Пугачева. Казань: ИПП ПО РАО, 2007. 144 с.
5. Портер М. Международная конкуренция / М. Портер. М.: Междунар. отношения, 1993.
6. Третьяк В.П. Кластеры предприятий: пути создания и результативность функционирования [Электронный ресурс] / в.П. Третьяк. Режим доступа: http://subcontract.ru/Dokum/Do-kumShow_DokumID_133.html.
7. Ялов Д.А. Кластерный подход как технология управления региональным экономическим развитием [Электронный ресурс] / Д.А. Ялов. Режим доступа: http://subcontract.ru/ Dokum/DokumShow_DokumID_17.html.
Cluster as the mechanism of integration of teaching institutes and enterprise
The essence of cluster politics in developing of the regional system of continuing professional education in Republic of Tatarstan is discovered, the peculiarities of its development are singed out.
The approaches, principles and factors providing forming of sectoral teaching clusters are analyzed
Key words: integration, continuing professional education, clusters, cluster politic, educational clusters.