Научная статья на тему 'Проблема оптимизации интегративного эколого-образовательного пространства вуза'

Проблема оптимизации интегративного эколого-образовательного пространства вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КЛАСТЕР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глазачев С. Н., Косоножкин В. И.

Обсуждаются проблемы оптимизации эколого-образовательного пространства вуза и вопросы повышения эффективности высшего профессионального экологического образования на основе кластерного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема оптимизации интегративного эколого-образовательного пространства вуза»

С.Н. Глазачев, В.И. Косоножкин

Проблема оптимизации интегративного эколого-образовательного пространства вуза

§

обсуждаются проблемы оптимизации эколого-образовательного пространст- и ва вуза и вопросы повышения эффективности высшего профессионального экологического образования на основе кластерного подхода.

Ключевые слова: компетентностная модель, эколого-образовательное пространство, кластер, образовательный кластер.

В модернизации высшего профессионального экологического образования в России можно выделить два основных направления. Первое связано с подготовкой кадров в области экологии и природопользования и отражает общие приоритеты современной образовательной политики государства, ориентированной на европейские образовательные стандарты. В предельно формализованном виде это компетентностная модель выпускника вуза, система компетенций, которая диктуется, прежде всего, запросами рынка, содержанием профессиональных функций, решаемых работником типовых профессиональных задач и возникающих в процессе их решения проблем.

Второе направление связано с формированием экологической культуры как надпрофессионального и межпрофессионального качества личности будущего специалиста и отражает объективный процесс «всеобщей экологизации», обусловленный, прежде всего, осознанием «экологического вызова», саморазвитием, самоорганизацией духовной жизни общества. Мы уже отмечали, что в этом случае система компетенций, раскрывающих понятие «экологическая культура личности», не может быть сформирована на основе запросов рынка [1].

Методологические особенности модернизации высшего профессионального экологического образования для каждого из названных направлений требуют отдельного рассмотрения, хотя вполне очевидно, что их объединяет общая цель - формирование будущих социально активных граждан, способных успешно осуществлять свои профессиональные функции и решать проблемы с позиций концепции устойчивого развития человечества.

К сожалению, приходится констатировать, что внедрение инновационного компетентностного подхода при подготовке специалистов-эколо-гов высшей квалификации пока не дает ожидаемых результатов. Более

технологии

Эколого-образовательное пространство вуза: диагностика, технологии, проекты

того, отмечаются тревожные симптомы падения интереса у абитуриентов к выбору профессиональной деятельности в сфере экологии и природопользования. Этому способствует наличие как общих, так и частных (присущих только экологическим специальностям) проблем и противоречий модернизации образования.

На наш взгляд, среди множества общих проблем наиболее значимой является проблема разрешения противоречия между инновационным характером современных образовательных технологий и консервативной структурой высшего профессионального образования. В полном соответствии с теорией насильственное внедрение новой технологии в старые организационные рамки не только не приводит к долгожданному повышению эффективности функционирования системы, но и вызывает целый каскад дисфункций, способных в конечном итоге привести к ее саморазрушению.

Среди частных проблем одной из наиболее сложных является проблема разрешения противоречия между требованием практико-ориентированно-го подхода к высшему профессиональному образованию и мультипрофес-сиональным характером деятельности в сфере экологии и природопользования. Современная система экологических наук, которую в России часто обозначают термином «мегаэкология», включает большое количество научных дисциплин, для изучения которых требуется самая разнообразная фундаментальная подготовка, причем в области как естественных, так и общественных наук. Как следствие, профессиональная деятельность современных специалистов в сфере экологии и природопользования столь разнообразна и разнопланова, что говорить о некоторой универсальной «компетентностной модели выпускника» просто не представляется возможным. В этих условиях «доподготовка» выпускников-экологов осуществляется в первые годы профессиональной деятельности, что значительно снижает их конкурентоспособность на рынке труда.

В то же время само наличие множества противоречий в системе экологического образования свидетельствует о колоссальном потенциале его развития - найденный способ разрешения противоречий будет способствовать качественному скачку в эффективности функционирования системы. В этой связи приходится возвращаться к популярным в начале XXI в. идеям кластерного подхода.

Последний успешно используется в экономике, где под кластером (региональным кластером) понимается сетевая структура, включающая представителей власти, бизнес-сообщества, организации гражданского общества, сплоченные вокруг ядра конкурентоспособной экономической деятельности [3]. Считается, что сочетание кооперации и конкуренции

обеспечивает предприятиям кластеров конкурентные преимущества по сравнению с внекластерными предприятиями. Социально-экономический эффект от развития кластеров (региональных кластеров) заключается в следующем:

- повышение производительности труда и конкурентоспособности О

компаний; |

иа

- повышение инновационного потенциала кластера; о

- стимулирование образования новых компаний;

- экономическое развитие региона в целом.

Поскольку в структуру «классического» регионального кластера органично входят научно-исследовательские и образовательные учреждения, логично было бы ожидать появления мощного социального запроса на включение в экономические кластеры ведущих вузов региона, но этого почему-то не происходит. В этих условиях самим вузам приходится выступать в качестве инициативного кластерообразующего элемента, принимая на себя всю тяжесть теоретического обоснования и практической организации кластера. это особенно актуально для высшего профессионального экологического образования - сама структура современной экологии как междисциплинарной области знаний подталкивает к использованию элементов кластерного подхода, особенно с учетом требований ФГОС третьего поколения к практико-ориентированному образованию.

В большинстве работ, посвященных этому вопросу, подчеркивается, что кластерный подход может стать новым этапом модернизации системы высшего профессионального экологического образования. Образовательный кластер - «специально организованная система, представляющая собой иерархически выстроенную совокупность эколо-го-образовательных, культурных, научных, инновационных, конструкторских, технологических, производственных, социальных и иных единиц, а также установленных тесных связей между ними» [4, с. 222].

особенность экономического кластера - оптимизация цепочек, перемещаясь по которым продукт приобретает все большую добавленную стоимость. По мнению С.Н. Голубчикова [2], аналог добавленной стоимости в экообразовательном кластере - это дополнительные знания (точнее - дополнительные компетенции и/или повышение уровня сформиро-ванности компетенций). Другие преимущества кластерной организации системы экологического образования:

1) создание оптимальных условий для гуманизации и гуманитаризации высшего профессионального образования;

2) углубление и упрочение связей вуза с природоохранными предприятиями, учреждениями культуры, НИИ и другими;

97

технологии

Эколого-образовательное пространство вуза: диагностика, технологии, проекты

3) расширение спектра эколого-образовательных услуг, повышение их качества;

4) расширение профессиональных возможностей выпускника, его горизонтальной и вертикальной мобильности в будущем [4, с. 216].

Создание полномасштабного регионального эколого-образовательного кластера сулит немалые преимущества, но требует значительных усилий и кардинальной перестройки деятельности вуза, что связано с появлением дополнительных экономических, социальных и иных рисков, крайне нежелательных для любого образовательного учреждения.

По нашему мнению, начинать нужно с применения кластерного подхода к оптимизации интегративного эколого-образовательного пространства вуза, создания собственно эколого-образовательного кластера вуза, последовательно переходя к «выращиванию» регионального эко-лого-образовательного кластера, что позволит значительно минимизировать риски.

Библиографический список

1. Глазачев С.Н., Косоножкин В.И. Технологии формирования экологической компетентности // Использование и охрана природных ресурсов в России: Научно-информационный и проблемно-аналитический бюллетень. 2011. № 3 (117). С. 44-48.

2. Голубчиков С.Н. Эколого-образовательный кластер линейно-туристического типа // Вестник экологического образования в России. 2012. № 4 (66). С. 31-32.

3. Трутников Д.Ю. Проектирование системы воспитания в структуре регионального образовательного кластера // Семья - культура - образование в изменяющейся России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Саратов, 2009. С. 442-447.

4. Храпаль Л.Р. Модернизация экологического образования в вузе в контексте российской социокультурной динамики. Казань, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.