Педагогические технологии экологического образования
В.И. Косоножкин, С.Н. Глазачев, Ю.М. Гришаева
Актуальные аспекты модернизации образовательных технологий формирования экологической культуры личности
Рассмотрены актуальные подходы к модернизации технологий формирования экологической культуры студентов вуза. Практико-ориентированный характер работы направлен на выявление и обоснование наиболее перспективных педагогических технологий организации содержания дисциплин, направленных на формирование экологической культуры личности, технологий оценки и контроля знаний студентов.
Ключевые слова: экологическая культура, образовательная технология, экологическая компетенция.
Понятие «экологическая культура личности» характеризует концептуальную цель моделирования эффективного экологического образования. Экологическая культура - это гуманитарная культура по своей сути, основанная на системном понимании Человеком своего места и своей роли (своих функций) в глобальной экосфере Земли, важнейшее качество личности человека XXI в., несущее позитивный потенциал самоорганизации человеческой популяции в целом.
Г лобальные социально-экологические проблемы сегодня стали частью жизни современного человека, который уже привык воспринимать окружающий мир в его перманентном критическом состоянии. Видимая невозможность решения глобальных проблем экологического характера субъективно формирует у отдельного человека отторжение стремления к решению таковых и на локальном уровне, что ведет за собой общее падение уровня социально-экологической активности населения в целом. Другой ракурс проблемы формирования экологической культуры личности современного человека заключается в отсутствии практических навыков проблематизации экологической ситуации, абстрактного проектирования перспективы экологического события.
С практической точки зрения, экологическая культура - это культура поведения, самореализации каждой личности, малых и больших социальных групп в окружающей среде. главной характеристикой такого
поведения является ориентация не на бесконечное увеличение объема своей производственной и потребительской деятельности, а на ее оптимизацию, качественное совершенствование, исключение, как в труде, так и в потреблении, ненужного, лишнего, избыточного и потому мешающего. Охрана от засорения веществом, энергией, информацией глобальной, окружающей все человечество среды невозможна, если не выработаны |
навыки незасорения на индивидуальном уровне. С теоретических пози- и
ций современной экологии эти положения базируются на представлении о значении природных (естественных) экологических систем различного иерархического уровня в создании и поддержании приемлемых для жизни параметров окружающей среды и должны быть дополнены осознанием экологического императива, экологических пределов и ограничений глобального Мира.
Под экологической культурой в нашей работе подразумевается качественно новая культура личности, наполняющая свойства ее отношений с окружающей социоприродной средой конкретным системным содержанием. «Экологически культурная личность», в свою очередь, представляется нам не только как уникальный обладатель, но и как активный созидатель субъективной экологической культуры в направлении развития и обогащения ее внутреннего рефлексивного содержания и внешних деятельностно-практических проявлений.
Содействие формированию экологической культуры будущего выпускника вуза через модернизацию образовательных технологий, направленных на развитие его эколого-профессиональной компетентности, в полной мере отражает, на наш взгляд, актуальные перспективы постановки и решения задач модернизации всей системы российского высшего профессионального образования. Таким образом, современное экологическое образование в вузе должно быть нацелено на формирование экологической культуры личности, эколого-профессиональных компетенций, отражающих адаптированный социокультурный опыт, ценностные ориентации, направлено на самоорганизацию студентов в их личностно-профессиональном развитии. При проектировании процесса формирования экологической культуры студентов важно учитывать методологию экологического знания, его онтологичность, связь с духовным развитием личности.
С позиций модернизации образовательных технологий необходимо подчеркнуть, что экологическая культура в узком смысле понимается как повышение уровня экологической компетентности, овладение знаниями, умениями и навыками природоохранной деятельности, экосообразного поведения; в широком смысле - в ее структуру оказываются органично
67
технологии
Педагогические технологии экологического образования
вписанными экоцентрическое мировоззрение, экологическое сознание, экологическое мышление, гуманистические идеи, общечеловеческие ценности и идеалы, убеждения и принципы, научные и другие знания, умения и навыки экологически обоснованной деятельности, способы познания, нормы и требования экологического и нравственного императивов, экологическая этика, гражданская и экологическая ответственность.
Собственно технологический подход в образовании имеет экономические корни («технология производства») и должен представлять собой запланированный во времени и в пространстве четкий алгоритм действий, направленных на получение конкретного результата (продукта). При всей дискуссионности возможности получения «готового продукта» с заранее заданными свойствами (компетенциями) в образовании, это направление получило самое широкое распространение. В таблице 1 мы представили, по нашему мнению, наиболее эффективные методы и технологии профессионального обучения, направленные на достижение целей экологического образования.
В качестве главной теоретико-методологической основы модернизации образовательных технологий формирования экологической культуры личности рассматривается широко известный компетентностный подход. Возможно, компетентностный подход следует рассматривать не только и не столько как универсальное средство, призванное изменить сложившуюся ситуацию в экологическом образовании будущих специалистов, но как одно из важных звеньев интеграции психологического и педагогического знания с целью разработки концептуальных идей образования, нацеленного на формирование и развитие экологически компетентной,
а, следовательно, экологоориентированной личности, их практического воплощения средствами развивающих технологий. В любом случае, модернизация технологий формирования экологической культуры студентов требует последовательной интеграции процессов экологического образования и профессиональной подготовки: аккультурации (первичного сближения структурно-функциональных компонентов экологического образования и профессионального обучения); коадаптации (приспособления личностью полученного в результате прохождения этапа аккультурации социокультурного опыта к общепрофессиональным задачам обучения); синергии (процесса и результата актуализации личностью ценностей и смыслов экологической культуры в профессиональной деятельности).
Очевидно, что проектировать гуманитарные педагогические технологии невозможно в отрыве от этической составляющей культуры личности и общества в целом. таким образом, гуманитарные технологии в практике модернизации экологического образования представляют собой
и средство, и содержание, и цель для решения задач корректировки ценностно-смысловых установок личности.
Таблица 1
Современные методы и технологии профессионального обучения, направленные на достижение целей экологического образования
общие цели экологического образования Частные цели экологического образования наиболее эффективные методы наиболее эффективные технологии
1. Формирование этического сознания Формирование ценностей Метод приоритета нравственных ценностей; методы создания благоприятной атмосферы, установления коммуникации; методы мыследеятельнос-ти, смыслотворчества; методы обмена деятельностями; метод интерактивной игры Проблемное обучение
Формирование норм и правил этического сознания Игровое обучение; развивающее обучение
2. Формирование экологического сознания и мышления Формирование базы экологических знаний Самостоятельная работа учащихся; проблемно-поисковые дедуктивные Концентрированное обучение; дифференцированное обучение
Формирование системности экологического мышления Проблемно-поисковые дедуктивные; методы мыследеятельности, смыслотворчества Модульное обучение; дифференцированное обучение
Формирование умения рефлексии саморазвития Методы организации рефлексии Активное (комплексное) обучение
3. Формирование готовности к экологически-ориентированной деятельности Формирование системы экологических умений, технологий взаимодействия с природой Методы организации экологической деятельности; методы создания благоприятной атмосферы, установления коммуникации Развивающее обучение; игровое обучение; учебное проектирование
Формирование опыта эмоциональноволевого отношения в решении экологических проблем на личностном уровне Проблемно-поисковые практические; обучение через сотрудничество; метод интерактивной игры Контекстное обучение; дифференцированное обучение; учебное проектирование
На всех этапах интеграции в образовательном процессе наиболее эффективно реализуется проблемно-модульная образовательная технология. Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся
69
технологии
Педагогические технологии экологического образования
самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, которая формируется исходя из результатов диагностики уровней и типов сформированности эколого-профессиональной компетентности. Учебная программа включает в себя банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Цели, содержание и методику организации модульного обучения определяют следующие аспекты: выделение из содержания обучения обособленных элементов (модулей), динамичность, действенность и оперативность знаний, гибкость, видение перспективы, наличие методического блока. Учебные программы, состоящие из модулей, имеют вариативный характер (наряду с наличием инварианта, предписанного во ФГОС), содержание модулей отвечает требованиям гибкости и пластичности. По окончании усвоения индивидуальной учебной программы обучающиеся проходят повторную диагностику уровней и типов сформи-рованности эколого-профессиональной компетентности. По результатам диагностики в соответствии с показателями преподавателем осуществляется подбор «коррекционных модулей» (в случае недостаточных планируемых значений) либо подбор «модулей продвижения».
Практическая реализация модуля начинается с подготовки преподавателем следующих составляющих:
- точно сформулированная учебная цель модуля;
- система задач;
- методическое руководство по работе с модулем;
- список смежных учебных элементов;
- система учебных материалов: лекций, семинаров, практикумов, полевых и лабораторных экспериментов, экскурсий, дискуссий, дидактических игр, творческих проектов, учебных заданий, конференций;
- обобщающий учебный материал;
- система тестов, заданий и контрольных работ, предназначенных для контроля и самоконтроля уровня сформированности компетенций;
- блок подведения общих итогов и балльно-кредитной оценки.
Достигнутый в результате освоения образовательных модулей уровень
эколого-профессиональной компетентности есть эмерджентное качество системной интеграции экологического образования и профессионального обучения специалиста в результате проектирования индивидуального эколого-профессионального образовательного пространства. Сущность эколого-профессионального образовательного пространства понимается нами в двух аспектах: во-первых, как набор образовательных возможностей (компетенций), т.е. потенциал для личностно-профессионального развития будущего специалиста; во-вторых, как результат освоения обра-
зовательных возможностей отдельной личностью и индивидуальное проектирование уникальной образовательной траектории самой личностью в зависимости от ее способностей, потребностей, интересов и т.п.
Ключевое значение в формировании экологической культуры лич- о |_
ности имеет создание и совершенствование средств диагностики уровня о
сформированности экологической компетентности. |
иа
о
и
Библиографический список
1. Глазачев С.Н. Экологическая культура и образование в меняющемся мире: Экологическая культура и образование: опыт России и Югославии / Под ред. С.Н. Глазачева, В.И. Данилова-Данильяна, Д.Ж. Марковича. Рязань,
1998. С. 5-6. Серия: ЭКОС: Россия + Европа.
2. Глазачев С.Н., Гришаева Ю.М., Косоножкин В.И. Модернизация технологий формироваия экологической культуры студентов гуманитарного вуза: Монография. М., 2013.
3. Глазачев С.Н., Гришаева Ю.М. Экологическое образование в гуманитарном вузе: компетентностный подход // Социально-гуманитарные знания. 2013.
№ 4. С. 116-131.
4. Глазачев С.Н., Косоножкин В.И. Экосистемный подход к охране природы // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2012. Спец. вып.: Материалы Международной конференции «Экологическая культура в глобальном мире: модернизация российского образования в контексте международных стратегий» (Москва, 14-15 ноября, 2012). С. 250-252.
5. Глазачев С.Н., Косоножкин В.И. Опыт использования безлимитной балльной системы оценки уровня сформированности экологических компетенций // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Социально-экологические технологии». 2012. № 2. С. 86-90.
6. Глазачев СН. Косоножкин В. И. Устойчивость биосферы в условиях интенсивного антропогенного освоения природных систем // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Социально-экологические технологии». 2012.
№ 1. С. 95-103.
7. Гришаева Ю.М. Эколого-профессиональная компетентность личности: педагогическая адаптация: Монография. М., 2013.
8. Косоножкин В.И., Глазачев С.Н. Оптимизация интегративного экологообразовательного пространства вуза // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова.
Сер. «Социально-экологические технологии». 2013. № 1. С. 95-98.