Ю.М. Гришаева
диагностика эколого-профессиональной компетентности
1
студентов в гуманитарном вузе
в работе анализируется система диагностических параметров, направленных на исследование эколого-профессиональной компетентности студентов гуманитарного вуза.
Ключевые слова: модель, диагностика, эколого-профессиональная компетентность, критерии, показатели.
Одними из важнейших исследовательских задач, направленных на обоснование эффективности отбора критериев и показателей для изучения того или иного научного понятия (феномена), выступают конструирование, апробация и конкретизация оптимальных диагностических параметров, позволяющих наиболее адекватно отразить существо изучаемого понятия. Предметом нашего исследования является процесс формирования эколого-профессиональной компетентности студентов в условиях гуманитарного вуза.
Феномен эколого-профессиональной компетентности личности рассматривается нами на стыке проблемно-теоретических разработок педагогики и психологии высшей школы, социологии, философии, культурологии. В качестве предельно конкретного исходного методологического конструкта для исследования нами принято существо понятия «экологическая культура личности» согласно его определению как «меры и способа реализации и развития сущностных сил человека, экологического сознания и мышления в процессе духовного и материального освоения природы и поддержания ее целостности» [3]. Большое влияние на разработку содержания понятия «эколого-профессиональная компетентность личности» оказали уникальные исследования в русле нового направления экологической психологии - экологической акмеологии, предметной областью которой выступают закономерности, условия и факторы непрерывного формирования и развития экологической культуры человека, а также пути достижения ее высшего уровня субъектами различных
1 Исследование выполнено при поддержке РГНФ (проект № 13-06-00479 «Экология человека: фактор культуры. Развитие экологической культуры детей и молодежи в индустриальном обществе»).
85
технологии
Эколого-образовательное пространство вуза: диагностика, технологии, проекты
направлений профессиональной деятельности - «акмеология экологической культуры» [2, с. 32]. Для всестороннего изучения структуры и содержания эколого-профессиональной компетентности как психолого-педа-гогического явления, а также условий эффективности ее формирования в педагогическом процессе, нами разработан соответствующий диагностический инструментарий, описание которого мы предлагаем в данной работе. Под эколого-профессиональной компетентностью нами понимается эмерджентное (от англ. emergence - возникновение, появление нового) (внезапно возникающее) качество в меняющейся, эволюционирующей системе; одно из ключевых положений синергетики) [7] - качество системной интеграции экологического образования и профессионального обучения будущего специалиста, организующее его способность и готовность к эколого-профессиональной деятельности. Теоретическая модель формирования эколого-профессиональной компетентности студентов гуманитарного вуза включает в себя цель, задачи, компоненты, этапы реализации, а также характеризуется наличием потенциала для выполнения философско-методологической, профессионально-прогностической (акмеологической) и проектировочно-технологической функций.
В результате моделирования нами выявлены и содержательно обоснованы уровни сформированности эколого-профессиональной компетентности студентов гуманитарного вуза (очень высокий, высокий, средний, низкий и очень низкий), а также соответствующие им типы: профессиональный природоцентрический сформированный; профессиональный природоцентрический незавершенный; профессиональный эко-центрический сформированный; профессиональный экоцентрический незавершенный; профессиональный антропоцентрический незавершенный; профессиональный антропоцентрический сформированный, которые представлены в таблице 1 в их взаимосвязи с этапами интеграции экологического образования и профессионального обучения в вузе. В качестве критериев и соответствующих им показателей для ранжирования и конкретизации пороговых значений содержания уровней и типов эколо-го-профессиональной компетентности мы ориентировались на исследование основных структурных компонентов компетентности как способности и готовности к какой-либо деятельности: мировоззрения, знаний, мотивации, поведения, рефлексии.
С этой целью нами были подобраны (с использованием как авторских разработок [5], так и соответствующих технологий других ученых-иссле-дователей) комплекты измерительных материалов для пяти диагностических методик, ориентированных на исследование структурно-функциональных компонентов эколого-профессиональной компетентности
личности: эколого-профессиональных мировоззрения, мотивации, деятельности, рефлексии и системы профессионально-ориентированных экологических знаний. Исследование диагностических параметров эко-лого-профессиональной компетентности осуществлялось нами в том с числе с применением новейших информационных «облачных» техноло- с гий, разработанных компанией Google. |
«Облачные вычисления» (англ. cloud computing) в информатике - это ъ модель обеспечения повсеместного и удобного сетевого доступа по требованию к общему пулу (англ. pool) конфигурируемых вычислительных ресурсов (например, сетям передачи данных, серверам, устройствам хранения данных, приложениям и сервисам - как вместе, так и по отдельности), которые могут быть оперативно предоставлены и освобождены с минимальными эксплуатационными затратами и/или обращениями к провайдеру [10]. В частности, нами были разработаны и размещены в сетевом ресурсе Google (https://docs.google.com) ряд анкет, вопросы которых ориентированы на выявление содержания критериев и показателей эколого-профессиональной компетентности личности респондентов. Удаленный доступ к анкетам позволил оперативно опросить большое количество испытуемых в разных регионах России, а также произвести статистическую обработку данных, используя «диагностическую матрицу» (таблица 2, рис. 1, 2).
Профессиональный природоцентрический сформированный тит
Профессиональный природоцентрический незавершенный тип
Профессиональный антропоцентрический сформированный тип
Профессиональный антропоцентрический незавершенный тип
Профессиональный экоцентрический незавершенный тип
Профессиональный экоцентрический сформированный тип
* констатирующий этап » формирующий этап
Рисунок 1. Динамика типов эколого-профессиональной компетентности студентов гуманитарного вуза по результатам апробации концептуальной модели (в %)
87
технологии
Эколого-образовательное пространство вуза: диагностика, технологии, проекты
Теоретическая модель формирования эколого-профессиональной компетентности студентов гуманитарного вуза
№ п/п Уровни сформиро-ванности экологопрофессиональной компетентности Этапы интеграции экологического образования и профессионального обучения Критерии сфор-мированности эколого-профес-сиональной компетентности (про-фессиограмма выпускника вуза) Показатели критериев сформиро-ванности экологопрофессиональной компетентности Типы экологопрофессиональной компетентности
Очень высокий Синергия как процесс и результат актуализации личностью ценностей и смыслов экологической культуры в профессиональной деятельности Сформированность ак-меологических инвариантов профессионализма: эколого-профессиональ-ное саморазвитие; эколого-профессиональ-ная саморегуляция; эколого-профессиональ-ная самоорганизация эколого-профессио-нальное мировоззрение + экологопрофессиональная мотивация + система профессионально-ориентирован-ных экологических знаний + готовность к эколого-профес-сиональной деятельности + способность к эколого-профес-сиональной рефлексии профессиональный, природоцентрический, сформированный тип
2 Высокий профессиональный, природоцентрический, незавершенный тип
3 Средний Коадаптация как процесс приспособления личностью полученного в результате аккультурации социокультурного опыта к обще-профессиональ-ным задачам обучения Сформированность профессионально важных качеств, определяемых спецификой экологопрофессиональной деятельности: гуманность (включая эмпатийность); антиципация как предвидение результатов эколого-профессиональ-ной деятельности; креативность в постановке и решении профессиональных задач; высокая мотивация достижений экологически значимых целей; ответственность за результаты экологопрофессиональной деятельности эколого-профессио-нальная мотивация + система профес-сионально-ориен-тированных экологических знаний + готовность к эколо-го-профессиональ-ной деятельности профессиональный, эко-центрический, сформированный тип
профессиональный, эко-центрический, незавершенный тип
4 Низкий Аккультурация как процесс первичного сближения компонентов экологического образования и профессионального обучения в результате взаимопроникновения культурных аспектов их содержания Сформированность эколого-профессиональ-ной направленности личности: позитивная социализация; потребность в самореализации; стремление к повышению квалификации; готовность к инновационной, самостоятельной проектной деятельности эколого-професси-ональная мотивация + готовность к эколого-профессио-нальной деятельности профессиональный, антропоцентрический, незавершенный тип
5 очень низкий профессиональный, антропоцентрический, сформированный тип
Помимо «облачных» анкет в содержание методик, направленных на диагностику эколого-профессионального мировоззрения у экспериментального контингента студентов вузов и педагогического колледжа, преподавателей вузов и учителей общеобразовательных школ вошли анкеты в традиционной форме: «Характеристика экологических представлений», «Экология в приоритетах жизненных сфер», «Экологическая культура», «Экологические ценностные ориентации», «Социальная компетенция», «Экологическая компетентность специалиста», разработанные и апробированные творческим коллективом Научно-образовательного центра разработки технологий эколого-педагогического образования (НОЦ ТЭКО) МГГУ им. М.А. Шолохова (С.Н. Глазачев, А.В. Гагарин, О.С. Анисимов, И.В. Вагнер, А.О. Глазачева, А.К. Шульженко и др.) [9]. В качестве неформализованных методов исследования применялся анализ результатов учебного проектирования в рамках дисциплин «Социально-экологическое проектирование в образовании» [5], «Экологическая культура в педагогической деятельности» [6], «Экологическая компетентность личности в профессиональной педагогической деятельности» (образовательная программа для системы дополнительного профессионального образования учителей города Москвы, рекомендованная координационным советом Департамента образования города Москвы, 2012 г.).
Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий
□ констатирующий этап иформирующий этаг
Рисунок 2. Динамика уровней сформированности эколого-профессиональной компетентности студентов гуманитарного вуза по результатам апробации концептуальной модели (в %)
технологии
Эколого-образовательное пространство вуза: диагностика, технологии, проекты
«Диагностическая матрица» определения уровней и типов эколого-профессиональной компетентности студентов гуманитарного вуза
Показатели сформированности эколого-профессиональной компетентности
№ типа Тип экологопрофессиональной компетентности Эколого-ориентиро-ванное мировоззрение Эколого-ориентиро-ванная мотивация Система экологических знаний Эколого-ориентиро-ванная деятельность Эколого-ориентиро-ванная рефлексия
1 Профессиональный природоцентрический сформированный тип «очень высокий уровень» П1 61- 80% Э < 20% Ф, Б < 20% 81-100% 1 С
П, У, т 81-100%
2 Профессиональный природоцентрический Э 21- 40% П 41- 60% Ф, Б < 20% 61- 80% 1, 3 С, П
незавершенный тип «высокий уровень» П, У, т 81-100%
3 Профессиональный экоцентрический сформированный тип «средний уровень» Э 61- 80% П < 20% Ф, Б 21-40% 41- 60% 1, 3 С, П
П, У, Т 41- 60%
4 Профессиональный экоцентрический Э 41- 60% А 21- 40% Ф, Б 21- 40% 21- 40% 3, 4 Д, П
незавершенный тип «средний уровень» П, У, Т 41- 60%
5 Профессиональный антропоцентрический А 41-60 % Э 21- 40% Ф, Б 61- 80% < 20% 2, 4 Д, п
незавершенный тип «низкий уровень» П, У, Т 21-40%
6 Профессиональный; Антропоцентрический сформированный тип «очень низкий уровень» % % 2^ Т ° Л ^ 8< < О Ф, Б 81-100% П, У, т < 20% < 20% 4 Д
1 Расшифровку приведенных показателей см. в таблице 3.
Символы к «диагностической матрице» определения уровней 5 I
и типов эколого-профессиональной компетентности студентов I I
о ф
гуманитарного вуза
Критерии сформированности экологопрофессиональной компетентности Символ Расшифровка символа
Эколого-профессиональное мировоззрение П «Природоцентрический тип»
Э «Экоцентрический тип»
А «Антропоцентрический тип»
Эколого-профессиональная мотивация Ф «Участие в экологической деятельности с целью удовлетворения основных физиологических потребностей»1
Б «Участие в экологической деятельности с целью обеспечения безопасного существования в будущем»
П «Участие в экологической деятельности как реализация потребности в принадлежности к социальной группе»
У «Участие в экологической деятельности как стремление к уважению и признанию в обществе»
Т «Участие в экологической деятельности как форма творческого самовыражения»
Эколого-профессиональная деятельность и поведение 1 тип «Разделяет ценности, соблюдает общепринятые нормы»2
2 тип «Не разделяет ценности, но соблюдает общепринятые нормы»
3 тип «Разделяет ценности, но не соблюдает общепринятые нормы»
4 тип «Не разделяет ценности, не соблюдает общепринятые нормы»
Эколого-профессиональная рефлексия Д «Направленность на других»
П «Направленность на природу»
С «Направленность на себя»
Система профессиональноориентированных экологических знаний Б Баллы Доля верных ответов
1 Типология эколого-профессиональной мотивации основана на теории психологической теории иерархии потребностей, разработанной А. Маслоу [4].
2 Типология эколого-профессиональной деятельности основана на типологии организационного поведения, разработанной О.С. Виханским [1].
Эколого-образовательное пространство вуза: диагностика, технологии, проекты
В качестве важной составной части экспериментальной деятельности, способствующей конкретизации содержания исследуемых диагностических критериев, следует назвать лонгитюдный (лонгитюдный метод [8] -методология проведения экспериментального исследования закономерностей изменения психологических, физиологических и др. характеристик за определенный промежуток времени, построенная на длительном изучении одной и той же выборки обследуемых) анализ результатов индивидуального учебного проектирования в междисциплинарном проекте «Качество жизни и окружающая среда» секции студенческого научного общества «ЭкоТон» Московского гуманитарного педагогического института с 2007 по 2011 гг. Исследовательские направления учебных проектов студентов проводились по таким комплексным темам, как «Современный экологический кризис: пути решения (глобальный подход)»; «Экологические проблемы Москвы: урбоэкология сегодня», «Экологическое образование для всех», «Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в современном образовании». В работе со студентами в качестве диагностического метода активно применялся такой метод, как дидактический синквейн, который впервые развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки:
- первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь;
- вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта;
- третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта;
- четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;
- пятая строка - одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Четкое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой - два. Возможны варианты использования и других частей речи.
Приведем несколько примеров дидактических синквейнов. Синквейн «Окружающая среда» (А. Рыбникова, 4-й курс, направление бакалавриата «Филологическое образование», Московский городской педагогический университет):
1. Окружающая среда
2. Живая, зеленая.
3. Дышит, растет, защищает.
4. Ресурс для полноценной жизни.
5. Необходимость.
Синквейн «Ноосфера» (Д. Петров, факультет менеджмента в образо- аль
вании, 2-й курс, Московский гуманитарный педагогический институт): и
1. Ноосфера
2. Разумная, целесообразная.
3. Думает, планирует, отвечает.
4. то, к чему нужно стремиться.
5. Цель.
Синквейн «Экологическая деятельность» (Д. Кондратова, факультет социальной работы, 3-й курс, Московский гуманитарный педагогический институт):
1. Экологическая деятельность
2. общественно-полезная, индивидуально-невыгодная.
3. Защищает, охраняет, предупреждает.
4. Занятие для свободного времени.
5. Хобби.
По результатам анализа содержания дидактических синквейнов можно сделать вывод о наличии/отсутствии эколого-ориентированной мотивации, сформированности/несформированности эколого-ориентированно-го мировоззрения, наличии/отсутствии опыта эколого-ориентированной рефлексии. Данный метод, несомненно, должен использоваться только в комплексе с другими диагностическими технологиями.
В заключение обзора диагностического инструментария, направленного на исследование феномена эколого-профессиональной компетентности студентов гуманитарного вуза, приведем результаты факторного анализа, позволяющего выделить группы прямых и косвенных факторов влияния на процесс формирования эколого-профессиональной компетентности студентов гуманитарного вуза на этапе их профессионального обучения. В качестве прямых факторов, содействующих эффективности процесса формирования эколого-профессиональной компетентности студентов, выступают: модульный характер обучения с возможностью выбора дисциплин экологической направленности (18,8%); возможность выбора педагога для преподавания выбранной дисциплины (20,9%); возможность участия в работе студенческого научного общества экологической направленности (24,7%); информатизация образовательного процесса (в том числе развитие дистанционных форм обучения и общения
технологии
Эколого-образовательное пространство вуза: диагностика, технологии, проекты
с преподавателями) (35,6%). В качестве косвенных факторов влияния участники эксперимента назвали политику государства в сфере экологии (28,1%); престиж профессий в сфере экологии (12,4%); отношение к экологическим проблемам в СМИ (38,3%); активность общественных экологических организаций (21,2%).
Библиографический список
1. Виханский О.С. Стратегическое управление. М., 2006.
2. Гагарин А.В., Глазачев С.Н. Проблемно-педагогическое поле экологической акмеологии // Вестник Международной Академии Наук (Русская секция). 2012. № 1.
3. Глазачев С.Н. Экологическая культура и образование в меняющемся мире // Экологическая культура и образование: опыт России и Югославии. Серия: ЭКОС: Россия + Европа / Под ред. С.Н. Глазачева, В.И. Данилова-Данилья-на, Д.Ж. Марковича. Рязань, 1998.
4. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1. М., 1996.
5. Гришаева Ю.М. Социально-экологическое проектирование в образовании: программа дисциплины по выбору. М., 2012.
6. Гришаева Ю.М. Экологическая культура в педагогической деятельности: программа дисциплины по выбору. М., 2012.
7. Начала современного естествознания: тезаурус / В.Н. Савченко, В.П. Сма-гин. Ростов н/Д., 2006.
8. Словарь по книге «Психология человека от рождения до смерти» / Под общей редакцией А.А. Реана. Спб., 2002.
9. Социально-педагогические условия и психолого-педагогические механизмы формирования экологической культуры личности: гуманитарно-экологическое образование, социально-экологическое проектирование, социально-экологические инициативы. В рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. М., 2012.