Научная статья на тему 'Из анализа готовности педагогов к осуществлению экологического образования'

Из анализа готовности педагогов к осуществлению экологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Несговорова Н. П.

Ecological and professional readiness of the teacher to execute ecological training of children is an open, complex, poly functional plural-component system of a personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the analyse of teachers' readiness to execute ecological training

Ecological and professional readiness of the teacher to execute ecological training of children is an open, complex, poly functional plural-component system of a personality.

Текст научной работы на тему «Из анализа готовности педагогов к осуществлению экологического образования»

Литература

1. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины /Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. -М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. -512 с.

2. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Уч.-метод. пособие. - 2-е изд., пере-раб. - М.: Школьная б-ка, 2003. - 296 с.

3. Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств как центр формирования информационной культуры личности: Сб. материалов/сост. Н.И. Гендина, Н.И. Колкова. - Кемерово, 2006. - 46 с.

4. Кудрина Е.Л. Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы как региональный центр реализации «Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» [Электронный ресурс] / Кудрина Е.Л., Гендина Н.И. //Программа ЮНЕСКО «Информация для всех»: Всеобщий доступ к информации: Материалы междунар. конф., г. Санкт-Петербург, 23-25 июня 2004 г. - Электрон. текстовые дан. - М.: Центр ПИК, 2004. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

5. Гендина Н.И. НИИ в структуре университета культуры и искусств: инновационная деятельность в целях повышения качества подготовки информационно-библиотечных кадров высшей квалификации [Электронный ресурс] /Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Е.Л. Кудрина // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса: Материалы 13-й Международной конференции «Крым 2006» - Электрон. дан. - М.: ГПНТБ России, 2006. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

6. Gendina N. Information Literacy or Information Culture: Separation for Unity: Russian Research Results/ Gendina N. // World Library and Information Congress: 70th IFLA General Conference and Council, August 22-27 2004, Buenosaires, Argentina: Conference Papers. CD-ROM

7. Gendina N. Coordination of higher educational institutions and professional library associations - the key to training quality rise of librarians of XXI century // Management, Marketing and Promotion of Library Services. Based on Statistics, Analyses and Evaluation /edited by Trine Kolderup Flaten; International Federation of Library Associations and Institutions.-Munchen: K.G. Saur, 2006. - P.169-178.

ИЗ АНАЛИЗА ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.П.Несговорова, к. п. н., доц. Тел.: 8(3522)460316, E-mail: nesgovorova@yandex.ru Курганский государственный университет http://www.kgsu.ru

Ecological and professional readiness of the teacher to execute ecological training of children is an open, complex, poly functional plural-component system of a personality.

Готовность к жизнедеятельности экологически культурного человека и готовность педагога к экологическому образованию детей составляют неотъемлемые грани готовности педагога-эколога к профессиональной деятельности. Эколого-профессиональная готовность педагога к осуществлению экологического образования детей - открытая, сложная полифункциональная многокомпонентная система личности, модель которой включает интегральные (целостные) свойства, присущие

личности социально зрелого человека, члена общества, стремящегося к устойчивому развитию, независимо от его профессиональной принадлежности. К таковым свойствам личности педагога должны быть отнесены: направленность ее потребностей, интересов, моральных и эстетических ориентаций, готовность к экологически сообразной деятельности, взгляды, оценки и поведение, социальная активность и действенная критичность в отношении к действительности. Эти качества личности составляют необходимую базу ее экологической культуры; основными факторами повышения профессиональной готовности педагога-эколога являются: уровень гностической готовности, уровень развития профессионально-значимых качеств личности, уровень методической готовности, уровень усвоения эколого-

педагогической этики.

Проявление культуры связано с различными уровнями ее феноменов. Один из уровней культурных феноменов образует программы социальной жизни, адресованные в будущее. К такому уровню относится экологическая культура. Это связано с тем, что вырабатываемые в науке экологии теоретические знания вызовут переворот в технике и технологии лишь последующих эпох. Мировоззренческий компонент экологической культуры проявляется в системе взглядов человека на мир и место человека в этом мире, во многом определяющей отношение человека к миру, к людям, к самому себе и формирующей его личностные структуры. В системе мировоззрения слиты воедино мысли и чувства, побуждения и действия, сознательное и бессознательное, слово и дело, объективное и субъективное. Идеи и идеалы, которые формируются на основе знаний, оценок, полученного опыта, завершают, рационализируют, интегрируют мировоззрение, придают ему осознанный характер.

Средний уровень знаний выпускников факультета экологического образования центра профессиональной переподготовки Института повышения квалификации и переподготовки работников образования по Курганской области (ФЭО) по различным аспектам экологии может быть свидетельством того, что их экологическое мировоззрение еще находится в стадии становления. В последующем развитии оно будет подвергаться изменениям, особенно у тех, кому на момент выпуска недостаточно знаний для формирования собственной целостной позиции. По нашим наблюдениям, такое, как правило, происходит с педагогами, базовый уровень знаний которых к моменту начала обучения на ФЭО низок и не позволяет им в полной мере осваивать материал, даваемый в большом объеме, но довольно в сжатом виде при обучении. Что же касается краткосрочных курсов, их эффект еще ниже (рис.1 - см. цв. вставку).

Сознание обеспечивает человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде, регулировать и контролировать эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, определять ценностные ориентиры своего бытия и твор-

чески преобразовывать условия своего существования.

Нами проведено лонгитюдное наблюдение в школах 25 районов Курганской области, в котором приняли участие 1200 человек (школьники и педагоги). В целом среди обследованной группы участников эксперимента сознание недостаточно выражено у 45,6% учителей, около 36% имеют экоцен-трический тип и около 1/5 всех педагогов антропоцентрический тип направленности сознания.

Педагогов с экоцентрическим типом сознания более всего среди воспитателей дошкольных учреждений (83,1%), менее всего среди учителей ОБЖ (0%). Достаточно много с экоцентрическим типом сознания учителей биологии высшей категории (64%), руководителей школ (52%).

При сравнении профессиональных групп педагогов по распространенности антропоцентризма наибольшее количество с данной направленностью сознания встречается среди учителей биологии, преподающих биологию с позиций «вредности и полезности», «значения для народного хозяйства, человека», т.е. с позиции прагматизма, который составляет основу антропоцентризма. Много антропоцентристов среди воспитателей школ-интернатов.

В то же время достаточно большое количество педагогов не имеют выраженной направленности сознания. У этих педагогов есть возможность стать либо антропоцен-тристом и воспитывать таких же антропоцентристов, либо стать экологически направленной личностью и заниматься воспитанием детей с аналогичной направленностью сознания. У педагогов, обучающихся на ФЭО, направленность сознания в основном соответствует требованиям, предъявляемым специальностью (учитель экологии), они имеют экоцентрический тип сознания (53,5% педагогов), у 1/3 педагогов направленность сознания остается невыраженной даже после окончания курса обучения.

Чем менее выражено сознание у педагогов в начальный период обучения, тем большие изменения происходят в нем в процессе обучения. Различия в направленности сознания у слушателей ФЭО хорошо просматриваются в начальный период обучения: учителя биологии, химии, физики, географии имеют выраженный антропоцентрический тип сознания («человек - царь природы»), связанный со спецификой традиционной системы образования. У воспитателей

дошкольных учреждений экоцентрический тип сознания, большая же часть педагогов не имеет четко выраженной направленности сознания. В целом экоцентрический тип сознания в большей степени проявляется у будущих учителей экологии, специалистов в области экологического образования в конце обучения, хотя изначально их направленность сознания может быть не выражена. Обучение на факультете способствует формированию экоцентрического типа сознания.

Экодеятельность педагога отличается от соответствующей деятельности любого другого человека тем, что педагогу необходимо вкладывать в деятельность еще и профессиональную направленность. Деятельность педагога является по сути своей эко-лого-педагогической. В деятельности педагога-эколога доминирующими мотивами должны быть мотивы, вызванные потребностями познания, сохранения, восстановления, бережного отношения к окружающему миру, самому себе как части этого мира и своему здоровью.

Самоопределение - это процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и самоосуществления их в конкретных обстоятельствах жизни, основной механизм обретения и проявления человеком свободы. Особенности современного этапа, в котором происходит самоопределение, связаны с нарастанием глобальных изменений в обществе, порождающих для каждого человека необходимость выработки собственного отношения к происходящему и принятием человеком жизненно важных решений. Смысл жизненного самоопределения -включение в систему ценностей, которые поднимают жизненную активность субъекта на уровень жизненного «пути» уже не столько человека как такового, сколько ценностей, с которыми он себя идентифицировал и занял свою позицию в социокультурном пространстве. При переходе к устойчиво развивающемуся обществу мотивы действия должны быть изменены, прагматичность необходимо «уравновесить» с мотивами непрагматическими, в основе которых лежат принципы гуманизма и демократии. В качестве ценностных ориентаций в данном случае выделяются ценности, определяющие экологически этическое поведение человека (правила экологической этики).

К ценностям самоактуализирующейся личности А. Маслоу относил такие, как: истина, добро, красота, целостность, отсут-

ствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, самодостаточность. О большей части из этих ценностей можно сказать, что они определяют экологическую личность. В процессе определения уровня сформирован-ности ценностных ориентаций педагогов ФЭО было выявлено, что он не однороден. Большая часть слушателей имеет средний уровень сформированности ценностных ориентаций экологичной самоактуализирующейся личности (66%), еще 11% имеют высокий уровень сформированности данных ценностей, в целом, это составляет около 77% всех педагогов (рис.2 - см. цв. вставку).

Претерпевает изменения в процессе обучения на ФЭО и направленность экодея-тельности и экологосообразного поведения педагогов. Используя все возможности образовательного процесса, педагог в области экологического образования (ЭО) стремится активизировать познавательную деятельность учащихся (формируя мировоззрение), способствует развитию чувственной сферы и становлению убеждений, идеалов, ценностных ориентаций, развивает навыки практической экодеятельности. Реализация принципа гуманизации ЭО предусматривает наличие высокого уровня творческого потенциала педагога.

Сравнительный анализ показателей творческого потенциала педагогов-экологов и участников педагогического проекта «Компетентность и мобильность» позволил сделать следующие выводы. Высокий уровень творческого потенциала - явление не очень частое в педагогической среде изучаемых групп. Таких педагогов лишь 5,2% среди экологов и 3,03% - среди педагогов школьных команд. Обратив на данное обстоятельство пристальное внимание, в процессе реализации образовательной программы для слушателей проведена коррекция в методике обучения, уделено значительно больше внимания организации творческой самостоятельной работы в форме малых творческих групп, исследовательских педагогических лабораторий. Организация самостоятельной творческой деятельности педагогов в процессе проведения экологического практикума, а также при изучении теоретического материала и отработки практических умений в рамках изучения общей экологии, теории и методики экологического образования, в конечном итоге, позволила изменить сложившуюся ранее ситуацию.

Стремление к творчеству или креативность, - это непременный атрибут самоактуализации, который можно назвать творческим отношением к жизни. Рассматривая уровень развития стремления к творчеству, мы обнаружили, что большинство педагогов, обучающихся на ФЭО, имеют средний и выше среднего уровень (65,7%), часть (17,1%) - ниже среднего, столько же - низкий (17,1%) (рис.3 - см. цв. вставку).

Наличие педагогов с низким уровнем креативности требует дополнительной индивидуальной программы саморазвития, которая предусмотрена в новой образовательной программе. Данная программа реализуется в виде тренингов под общим названием «Самоактуализация и самосовершенствование».

Таким образом, по всем выделенным нами качествам личностного развития к концу обучения наблюдается тенденция сближения, сглаживания крайних проявлений свойств личности, их уравнивание. Прослеживается четкое разделение всех участников обучения на три категории: а) с низким уровнем проявления качеств личности, с явно выраженным проявлением отрицательных, не способствующих выполнению профессиональных функций специалиста в области экологического образования - около 30% от общего числа; б) с выраженными качествами яркой личности - около 28%; в) так называемая категория среднего уровня, «уравновешенных» свойств личности -около 42%. Две последних группы (70%) слушателей факультета экологического образования в той иной степени личностно адаптированы к осуществлению экологического образования детей.

В процессе обучения наблюдается изменение направленности качеств личности во второй период, на начало третьей сессии, проявление качественно новых свойств. По нашему мнению, это связано с происходящей ломкой стереотипов мышления, деятельности, поведения, с возникновением некоторой «растерянности», «вакуума», который в последующем заполняется новым содержанием.

Профессиональное развитие личности педагога представляет собой процесс становления комплекса профессионально-значимых качеств, выражающих целостную структуру и особенности педагогической деятельности. Процесс самоформирования происходит путем преломления социальной

среды через внутренние условия развития личности педагога.

В эколого-профессиональной готовности педагогов направленность личности, по нашим наблюдениям, корреллирует с направленностью сознания. В личностной направленности педагогов ФЭО преобладают коллективистская направленность (на общение) и деловая направленность. Результаты наших исследований показывают наличие корреляционных связей между профессионально важными качествами личности, гностической готовностью педагогов-экологов. Причем, на уровень развития профессиональных качеств личности и профессиональных умений оказывает влияние педагогический стаж. Однако начальный этап формирования происходит еще в период подготовки.

Изучение нами уровня развития профессионально важных качеств личности педагогов, обучающихся на ФЭО, позволило сделать следующие выводы. Из качеств, за развитием которых велось наблюдение с 1996 г., хороший уровень развития получили такие: коммуникативность, профессиональная наблюдательность, умение встать на позицию ученика, способность к убеждению, умение взаимодействовать, любовь к детям, любовь к преподаваемому предмету, владение техникой речи, владение эмоциональным состоянием. Среди профессионально важных качеств, рассматриваемых нами в модели профессионально-личностной готовности педагога к осуществлению ЭО, два качества (профессиональная наблюдательность и умение занять позицию ученика) отмечены как имеющие корреляционные связи с другими блоками профессиональной готовности.

Уровень знаний основных идей и законов экологии выпускников факультета оценивается как удовлетворительный. По уровню состояния полноты познания большинство выпускников соответствует высокому уровню - уровню педагога-профессионала. Определение глубины познания также указывает на ее соответствие у большинства выпускников ФЭО уровню педагога-профессионала. Большинство выпускников факультета переподготовки верно и точно определяют генеральную цель экологического образования, около 90% педагогов владеют всеми задачами, способствующими решению главной цели, могут полно и четко сформулировать задачи всех компонентов

системы экологического образования. Отличительной особенностью выпускников ФЭО является системное и глубокое владение принципами организации экологического образования, умение их использовать в проектировании и анализе профессиональной деятельности. В целом анализ результатов готовности педагогов по критерию сформированности знаний концептуальных основ ЭО дает возможность присвоить уровень специалиста и педагога-профессионала большинству выпускников.

На момент завершения периода обучения у педагогов доминируют потребности, регламентирующие профессиональную деятельность. Деятельность и поведение в со-циоприродной среде мотивированы экоцен-трической позицией, желанием сохранить, восстановить, защитить среду жизни, которое реализуется в практической деятельности.

В расстановке приоритетов в системе ценностей педагогов-экологов на первом месте - система профессионально-ценностных установок, на втором - ценности жизни, на третьем - ценности экологической этики. Мотивация эколого-сообразной деятельности, у большинства педагогов, на момент завершения обучения развита на достаточно высоком уровне, хотя на данный момент мотивация с точки зрения организации эколого-сообразной деятельности детей находится на стадии развития. Уровень сформированности мотивов эколо-го-сообразного поведения у большинства

педагогов соответствует высокому и среднему. В направленности сознания и поведения преобладает непрагматическая направленность взаимодействия с окружающим миром. Следовательно, в сознании педагогов преобладает экоцентрическая компонента над антропоцентрической (рис.4 - см. цв. вставку).

В целом, как показывают результаты эксперимента, разработанная система формирования готовности педагогов к осуществлению экологического образования более эффективна, чем используемые ранее, в рамках кратковременной курсовой подготовки. Среди условий повышения эффективности подготовки педагогов-экологов наиболее эффективно действующим является технология обучения. Повышению эффективности формирования готовности педагогов способствуют углубление содержания предметной области; уделение большего внимания организации самостоятельной творческой деятельности педагогов в процессе организации занятий в активных формах. Правильная постановка целей и задач на ближайший период обучения способствует развитию потребностей, мотивирующих профессиональную деятельность. Появление явно выраженных экоцентристов -доказательство развития экологической культуры педагогов, эффективности разработанной и реализуемой системы формирования и развития эколого-профессиональной готовности педагогов к осуществлению экологического образования детей.

Литература

1. Левитан К.М. Педагогическая деонтология. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 272 с.

2. Несговорова Н.П. Педагогические условия повышения эффективности профессиональной подготовки студентов педвуза в процессе учебной практики: Автореф. дисс.... к.пед.н. - Челябинск, 1993. -23 с.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

ЛИЧНОСТИ

В.В. Брежнева, к. пед. н., зав. каф. Информационного менеджмента Тел.: (812)314-29-81, E-mail: vbrezhneva@mail.ru Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

http://www.spbguki.ru/

The article gives characterization of the results of investigations of the information culture of a person which were performed under the leadership of professor V.A.Minkina at the Department of Information Management of the St. Petersburg State University of Culture and Arts. The aims of forming the information culture and its principal components are shown. The idea of a correlation between the information culture and information behavior of a person has been proposed and described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.