ББК 4481.352+4484(2)68
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.П. Несговорова КГУ
Готовность педагога к экологическому образования рассматривается в связи с его профессиональной компетентностью. Выделено четыре уровня профессиональной компетентности педагога-эколога. Выявлены условия формирования готовности педагогов к экологическому образованию в системе дополнительного образования.
Преобразование общества и типа цивилизационного развития всегда предполагает изменение глубинных жизненных ценностей, закрепленных в универсалиях культуры. Переустройство общества всегда связано с революцией в умах, с критикой ранее господствовавших мировоззренческих ориентаций и выработкой новых ценностей. В качестве социального явления человек является творением культуры. Процесс усвоения транслируемого в культуре социального опыта осуществляется в качестве социализации, обучения и воспитания. В этом процессе происходит сложная состыковка биологических программ, характеризующих его индивидуальную наследственность и надбио-логических программ общения, поведения и деятельности, составляющих своего рода социальную наследственность. Человек, будучи творением культуры, вместе с тем является её творцом.
Ответственность человека за судьбу жизни, гармонию с природой и всем миром -одни из основных показателей, лежащие в основе критериев, определяющих уровень овладения человеком культурой мира, согласия, сотрудничества, соучастия, взаимопонимания, экологической культуры. Экологическая культура (ЭК), являясь частью общечеловеческой культуры, определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и социоприродной средой, проявляется в системе ценностных ориентацией, мотивирующих экологически обоснованную (природосообразную) деятельность, и реализуется во всех видах и результатах человеческой деятельности, связанных с познанием, использованием и научно обоснованным преобразованием природы и общества, в поведении человека. В широкой интерпретации экологическая культура тракту-
ется как новое содержание общечеловеческой культуры третьего тысячелетия. Экологическая культура выступает как способ, как мера и результат реализации экологического сознания и мышления личности в процессе духовного и материального освоения природы и поддержания её целостности. Осью культуры является экологический императив. При определении основных компонентов экологической культуры необходимо выделить в ней экологические знания, экологическое мышление, являющиеся основой экологического мировоззрения, культуру чувств, основу экологического сознания, экологически оправданные (экологически сообразные) поведение и деятельность. Критерием сформированности ЭК являются обоснованные с точки зрения законов экологии экологически сообразные деятельность и поведение индивида в социоприродной среде.
Основной путь к экологической культуре - путь нравственного, интеллектуального, эстетического развития, путь образования. Следовательно, одной из главных целей образования является подготовка личности к жизни в социуме в гармонии с природой. Основой противоречий между обществом и природой является потребительский подход к среде жизни, который и выступает одной из основных причин противоречия между растущим уровнем потребления и углубляющимся разрушением жизненной среды, за счет которой реализуются данные потребности. В то же время существует, а в настоящее время является наиболее актуальной, исторически сложившаяся потребность осуществлять коэволюционное с природой развитие общества при отсутствии готовности общества в целом и отдельных ее членов в частности вести диалог с окружающим
миром. Отсутствие сформированной готовности к диалогу, сотрудничеству с окружающим миром, в том числе миром природы, может быть обусловлено многими причинами.
Экологическое образование, как в целом, так и в системе подготовки учителя, многие годы носило эмпирический характер, без опоры на объективные закономерности, лежащие в основе формирования личности члена общества, специалиста. Профессиональная подготовка будущих педагогов к экологическому образованию осуществлялась на уровне природоохранительного просвещения. При высокой потребности общества не только в высококомпетентных, но и в культурно, в том числе и экологически, воспитанных людях существует низкий уровень эффективности образовательного процесса, направленного на формирование экологической культуры населения, молодежи в первую очередь, который может быть обусловлен противоречием между сложным характером взаимоотношений в системе «че-ловек-общество-природа» и сложившимся знаниевым подходом к организации экологического образования.
Нахождение эффективных путей решения задачи формирования и развития экологической культуры - одна из насущных проблем, противоречие между потребностью общества формировать экологический подход человека к среде жизни и отсутствием, либо недостаточной разработанностью такового в образовательной системе. Переход на новую модель образовательной системы начал осуществляться при отсутствии в данный момент готовности педагогов к деятельности в рамках личностно ориентированной гуманистической модели экологического образования. Отсутствие готовности проявляется в первую очередь в противоречии между высоким научным уровнем сложности возникающих проблем взаимодействия природы и общества и низким уровнем когнитивной и деятельностной готовности педагогов в области экологии.
Следующее противоречие возникает в рамках взаимодействия «ожиданий» и «результата» формирования экологического сознания и экологически сообразного поведения воспитанников. Одной из многих причин тому может явиться тот факт, что формирование готовности самого педагога к осуществлению экологического образования
детей включает два больших блока - профессиональную готовность как педагога и личностную готовность как экологически культурного человека. Быть проводником экологической культуры подрастающему поколению может только по настоящему экологически культурный человек.
Достижение цели повышения эффективности экологического образования рассматривается, в основном, через повышение уровня экологической грамотности, формирование экологического мировоззрения будущих педагогов. Гораздо меньше внимания уделяется проблеме переподготовки педагогов различных специальностей по программе «Экология», содержанию, принципам и технологиям ее организации на основе комплексного подхода к экологопедагогической готовности педагога-профессионала. Высокий гуманистический характер эколого-педагогической деятельности не может допустить профессиональной узости в подготовке педагога, требует взаимопроникновения общечеловеческих и профессиональных ценностей, становление которых осуществляется на основе широкого спектра духовных отношений личности. Готовность к экологическому образованию включает психологическую и профессиональную готовность педагога. Профессионально-личностная готовность педагога, по нашему мнению, в качестве главных компонентов должна содержать экологическую культуру самого педагога, и его профессиональную культуру, помноженную на высокий уровень владения принципами, основными подходами и технологиями деятельностного личностно-развивающего подхода в образовании детей.
Результаты наших исследований подтверждают предположение о том, что профессионально-личностное развитие педаго-га-эколога возможно в процессе реализации модели, состоящей из трех функциональных полей, включающих: 1-е поле - личностного развития (развитие мотивации, сознания, формирование направленности личности и экологосообразного поведения); 2-е поле -самоактуализации (стремление к более высокому уровню познания, развитие творческих способностей и т.д.); 3-е поле - профессионализма (качества личности, когнитивный компонент, дидактическая готовность). Важнейшими предпосылками эколо-го-профессионального развития педагогов
выступают направленность личности, выражающаяся в направленности потребностей, мотивации, эколого-профессиональных установках и ценностных ориентациях. Сформированная устойчивая установка на эколо-го-профессиональную деятельность, развитие уровня компетентности в процессе образования и последующего саморазвития и самообразования, ориентация на культурногуманистические ценности обусловливают во многом прогрессивное развитие личности педагога и успешность его профессиональной деятельности. Нами выделено четыре уровня профессиональной компетентности педагога-эколога: некомпетентный, малокомпетентный, специалист, мастер-профес-сионал-педагог-эколог.
Одной из закономерностей развития личности педагога-профессионала является стадийность. В процессе профессионального развития личности выделяются следующие стадии: стадия формирования профессиональных намерений, выбора профессии; профессиональной подготовки; профессиональной адаптации; профессионализации; мастерства. Каждая стадия отличается специфическими задачами и содержанием. Эффективные способы решения задач закрепляются в форме психологических механизмов и профессионально значимых качеств. С этих позиций профессиональное развитие личности педагога характеризуют качественные различия структуры и содержания (способов решения) профессиональнопедагогических задач. Таким образом, реализация личностного подхода к профессиональной подготовке педагогов-экологов к целостному процессу экологического образования детей возможна при соблюдении следующих условий:
- построение моделей экологопедагогических ситуаций в контексте современного состояния окружающей среды и развития общества;
- диалогичность образовательного процесса;
- применение методов обучения, способствующих творческому самопроявлению обучаемых;
- учет специфики экологического образования, его культурно-нравственной составляющей.
Формирование готовности педагогов к выполнению профессиональных функций на
высоком уровне осуществляется через деятельность, в процессе активной образовательной и самообразовательной деятельности. Подготовка педагога к деятельности -это обучение, как действовать в той или иной педагогической ситуации, как ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои действия и действия обучаемых.
Технология формирования готовности к эколого-профессиональной деятельности педагогов-экологов состоит из следующих технологических компонентов: целеполага-ние, включающее основные технологические цели - глобальную, локальные и операциональные цели; б) технологические сектора -направления процесса формирования готовности; в) средства формирования готовно-сти-технологический комплекс; г) мониторинг формирования готовности; д) критери-ально-оценочная система, являющаяся средством оценки уровня сформированности эколого-профессиональной готовности и эффективности применения технологии.
Подготовка педагогов к экологическому образованию - это сложная система, состоящая из следующих подсистем:
- обучение педагогов, перевод на режим самообучения, самосовершенствование, основным критерием и показателем эффективности которой является уровень профессиональной компетентности педагогов;
- становление экологической культуры педагогов, которая является вершиной самовоспитания, самосовершенствования;
- развитие творческих способностей педагогов в области экологического образования, в частности становления педагогического мастерства в целом.
Данные системы существуют и осуществляются в рамках системы взаимодействия педагогов (обучающих, преподавателей) и педагогов (обучающихся), их взаимоотношений, взаимного влияния. Такая сложная система выстраивается и реализуется на фоне и в рамках социобиологической системы «человек-общество-природа». Если все объекты данной системы отнести к живой природе (в силу их биологической сущности), тогда данную систему можно представить в форме некой экологической системы, в которой (по законам экологии) одними из самых важных аспектов являются взаимосвязи и взаимодействия между всеми ее компонентами [2].
стройкой личности педагога в процессе профессиональной деятельности. Третий уровень - потребностно-мотивационный - ха-
Для выявления уровня готовности педагога к осуществлению экологического образования детей обоснованы системные и функциональные критерии. Системные критерии отражают целостные признаки эколо-го-профессиональной готовности педагога-эколога, характеризующие его как целостную, гармонично развитую личность. Системные критерии характеризуют следующую группу признаков, включающую: эко-лого-педагогическое самоопределение* глубокую убежденность в необходимости экологического образования, формирования экологической культуры как общественноценного качества, проявление активности, творческого подхода в решении проблемы становления экологической культуры у школьников, самоактуализацию, саморазвитие личностных качеств, необходимых педа-гогу-экологу (потребности и ценностные ориентации, мотивирующие экологическую деятельность и поведение педагогов, эколо-го-педагогическая деятельность, мотивация и направленность сознания и поведения), субъектность личности, ее социальную ответственность.
Функциональные критерии - признаки, в которых проявляются отдельные стороны и свойства личности педагога-эколога, характеризующие его готовность к профессиональной деятельности, они включают: систематизированные общекультурные, специально педагогические и экологические знания, способствующие формированию представления о целостной картине современного мира и формированию ее в сознании педагога, определению себя, своего места в этом мире, адекватности профессиональной подготовки и готовности педагога-эколога, способность применять усвоенные знания и умения в эколого-педагогической деятельности, в процессе формирования экологической культуры у детей, педагогическое мастерство, эстетическую воспитанность и эмоциональную отзывчивость [1].
На основе предложенных критериев разработаны характеристики уровней сформированное™ готовности педагогов-экологов к осуществлению экологического образования детей.
Первый уровень - начальный, который условно можно назвать репродуктивным -низкий уровень готовности к экологическому образованию. Второй уровень - конструктивно-проблемный, связанный с пере-
рактеризуется перестройкой потребностно-мотивационной сферы педагогов, осуществляющих профессиональную переподготовку как педагогов-экологов. Четвертый уровень - экологически ориентированной самоактуализации.
Качества личности педагога, образующие его готовность к осуществлению экологического образования, представляют не простую совокупность, они образуют структуру, адекватную структуре разносторонне развитой, целостной, гармоничной личности человека, объединяются в единое целое, при этом так между собой связаны, что содействуют функционированию и развитию друг друга.
Описанная нами система компонентов, качеств личности, не исчерпывает понятия готовности педагога к экологическому образованию детей. Эта система образует побудительно-нравственно-деятельностный компонент личности педагога-эколога.
В процессе переподготовки педагогов-экологов осуществляется становление эколого-педагогической готовности к экологическому образованию. Об эффективности данного процесса можно судить по его результатам.
1. Средний уровень знаний выпускников факультета экологического образования (ФЭО) по различным аспектам экологии может быть свидетельством того, что экологическое мировоззрение их ещё не вступило в стадию завершения становления и в дальнейшем будет подвергаться изменениям у тех, кому на момент выпуска недостаточно знаний для формирования собственной целостной позиции. По нашим наблюдениям, такое, как правило, происходит с теми педагогами, базовый уровень которых к моменту начала обучения на ФЭО низок и не позволяет им в полной мере осваивать материал, даваемый в большом объеме, но довольно в сжатом виде при обучении в течение 6-и сессий. Что же касается краткосрочных курсов, их эффект будет ещё ниже. Постоянное пополнение, уточнение и углубление знаний в области экологии в процессе целенаправленной подготовки, самоподготовки способствует становлению истинного экологического мировоззрения, наполненного систе-
мой знаний, взглядов на окружающий мир, свое место в нем.
2. По результатам наших исследований, школьники, студенты, учителя, (последние в большей степени) склонны к непрагматическому взаимодействию с миром природы. При наличии у педагогов низкого уровня эстетического освоения мира природы, натуралистических увлечений и достаточно высокой активности в организации природоохранных мероприятий, что достаточно часто встречается среди педагогов, в их поведении развивается явление, которое можно назвать «эффект педагогического блефа». Этот эффект показывает, что активность в организации природоохранной деятельности многих учителей (в том числе и биологов) обусловлена формальным соблюдением «правил игры» своей социальной роли, а не личностными потребностями, что существенно снижает воспитательную эффективность педагогического процесса.
3. Педагоги-экологи - по природе своей подготовки - при выполнении профессиональных функций имеют возможность развивать свое отношение к природе в несколько иной плоскости, чем другие специалисты
- естественники: с точки зрения сохранения, восстановления, улучшения её состояния. Такой подход изменяет отношения к природе коренным образом, так как она рассматривается не только и не столько как объект изучения с целью извлечения пользы, а как субъект взаимодействия, как мир, частью которого является человек, без которого он (человек) не сможет существовать.
4. В направленности сознания слушателей факультета экологии проявляется явно прагматический характер практического и поведенческого компонентов и непрагматический познавательного. Им интересно изучать природу, при этом не связывая познание с практическим использованием объектов природы. Взаимоотношения с окружающей средой у выпускников факультета экологии претерпевают изменения в сторону более осознанных последствий личностных взаимоотношений с окружающим миром, повышения уровня ответственности за свои действия.
5. Мотивация деятельности находит свое отражение и выражение в целях деятельности. Цели деятельности педагога в области экологического образования явля-
ются отражением мотивов деятельности в этой сфере, которые в свою очередь являются выражением интересов. Сфера интересов педагогов в области экологического образования распространяется на следующие проблемы: экологизацию школьных предметов, организацию внеклассной работы, кружковой работы, экологических практикумов, ведение школьного экологического мониторинга, экологизацию дополнительного образования, разработку и освоение педагогических технологий, самообразование, популяризацию экологических знаний среди населения.
6. Изучение направленности деятельности выпускников ФЭО проводилось по их продуктам - дипломным работам. Перед выполнением дипломной работы для выпускников ФЭО создавалась ситуация выбора направления исследования, проблемы, цели, задач и объекта предстоящей работы. У педагогов последних двух выпусков растет интерес к выполнению комплексных исследований, а это более высокий уровень мастерства педагога.
7. Знания, преобразованные в умения, становятся основой для самостоятельного движения к личностной самоорганизации.
8. На момент завершения периода обучения у педагогов доминируют потребности, регламентирующие профессиональную деятельность, а не потребности человека - члена общества. Деятельность и поведение в социоприродной среде мотивирована эко-центрической позицией, желанием сохранить, восстановить, защитить среду жизни, которое реализуется в практической деятельности. Из потребностей, мотивирующих профессиональную деятельность, на момент завершения обучения характерны стремление достичь высоких результатов в обучении детей, формировании их знаний и умений, уверенность в своих силах, которая на ка-ких-то моментах снижает потребность в дальнейшем профессиональном росте.
9. У большинства педагогов уровень сформированности установки профессиональной деятельности соответствует уровню профессионала высокого класса. Это означает, что педагогам свойственны социальноценностные качества, вызывающие уважение и доверие учеников: доброжелательность, терпение, профессиональная увлеченность, стремление к профессиональному
мастерству, превращающему педагогическую профессию в искусство.
10. Мотивация экологосообразной деятельности, являющаяся показателем психологической готовности к данной деятельности, у большинства педагогов на момент завершения обучения развита на достаточно высоком уровне. Опыт практической эколого-педаго-гической деятельности очень мал почти у всех слушателей ФЭО, так как они только начинают заниматься практической экологопедагогической деятельностью в своих образовательных учреждениях. В качестве иллюстрации эколого-педагогической деятельности выпускников ФЭО можно показать:
- организацию и деятельность школ-экоцентров в районах области; организующая и направляющая роль по экологическому образованию детей в них осуществляется выпускниками ФЭО;
- результаты реализации программ непрерывного экологического образования в образовательных учреждениях области, в которых работают выпускники ФЭО;
- организацию исследовательской работы учащихся и участие их в районных, областных и российских конкурсах исследовательских работ;
- участие школьников в районных, областных олимпиадах по экологии и результаты олимпиад.
11. Педагоги имеют представление о сущности социальной ответственности, нормах и правилах поведения экологически культурной личности. Они осознают зависимость благосостояния и здоровья людей от благосостояния и здоровья социоприродной среды, понимают что их деятельность должна быть направлена на ее сохранение, защиту и восстановление. В их поведении и деятельности должны преобладать ориентиры на универсальные ценности, экоцентриче-ское нормирование поведения, которое на практике не всегда реализуется.
В целом, как показывают результаты эксперимента, разработанная система формирования готовности педагогов к осуществлению экологического образования более эффективна, чем использованная ранее, тем более, кратковременная курсовая подготовка.
Литература
1. Проблемы экологии, экологического образования и просвещения в Челябинской области: Тезисы VII регион, науч.-практ. конф., 9 декабря 2004 г. / Гл. ред. В.В. Ла-тюшин. - Челябинск: Изд-во ГОУ ВПО «ЧГПУ», 2004. -134 с.
2. Экология сознания. - М.: Образование, 1999. -156 с.