УДК 372.800.2
М. Г. Ишханова,
Пятигорский государственный лингвистический университет
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
В настоящее время процесс обучения школьников, а также новые требования к уровню сформи-рованности личностных и метапредметных образовательных результатов, ставит перед учащимися задачи не только овладение техническими навыками и умениями работы с информацией, но и развитие в себе морально-этических, культурных способностей как составной части информационной культуры. В статье фокусируется внимание на некоторых компонентах информационной культуры школьников, их развитие соотносится с требованиями современного общества к способностям обработки информации. Расширение диапазона познаний учащихся о современном информационном обществе и способах взаимодействия в нём, формирование специальных приёмов, позволяющих разрешить специфические противоречия, возникающие при работе с информацией, обеспечивают развитие информационной культуры и формирование готовности индивида к жизнедеятельности в информационном обществе.
Ключевые слова: информационная культура старшеклассников, информационное общество, компетенции, педагогические технологии.
Фундаментальной характеристикой современного общества является возрастающая роль информации. Это обусловливает необходимость исследования информационной культуры, выступающей как совокупность общеуниверсальных ценностей, обеспечивающих освоение культурного потенциала общества. Важно отметить, что не совсем корректно соотносить информационную культуру только с процессами компьютеризации и развитием информационной техники. Ясно, что информационная культура не ограничивается этим, а определяющим является значение информации и возможности развития общества в целом и отдельного человека в контексте расширения знаний и появления новых технологий поиска, переработки, обмена, сохранения и т. п. информации.
Важно отметить, что в современном обществе наблюдается борьба двух тенденций: с одной стороны - это развитие креативности, творческого начала, с другой стороны - точность, корректность и логичность в работе с информацией. Вместе с тем, творчество также проявляется применительно к работе с общим потоком информации, когда появляется необходимость проявления творческих способностей, благодаря которым создаются системы саморегуляции информации. Очевидно, что отношение личности к информации, способности, навыки, умения, готовности корректно оперировать ею находятся в фокусе рассмотрения педагогического сообщества и тесно связаны с пониманием информационной культуры как объекта исследования педагогических наук.
Информационная культура, таким образом, проявляется как компонент целеполагания формирования личности школьника, способного и готового оперировать информационными потоками, обладающего сформированными способами обработки и переработки информации, готового рационально стимулировать и поддерживать работу с информацией, удовлетворяя потребности общества [1, с. 2-3].
В данном контексте образование выполняет главную социальную функцию - формирование способностей будущих выпускников школ, которые бы отвечали соответствующим потребностям, возникающим в современном информационном обществе. Это подтверждает актуальность, проводимого нами исследования, направленного на изучение процесса развития информационной культуры школьников на основе обучения способам обработки информации.
Выпускник школы должен обладать развитой информационной культурой, обеспечивающей не только процесс оперирования информационными потоками, но также и предполагающей достижение технической и психологической подготовленности в работе с информацией. Выше мы акцентировали внимание на том, что информационная культура - обширный феномен, не ограничивающийся только техническими умениями работы на компьютере, но подчеркнём, что владение современными компьютерными технологиями является важной составляющей информационной культуры, её компонентом.
Информационное общество активизирует противоречие между человеком и информационной средой, достижение целей развития информационной культуры школьников позволяет сократить
данное противоречие на основе развития способов оперирования информацией, навыков её обработки и использования. В то же время важной составляющей является психологическая устойчивость индивида к колоссальным потокам информации, невнимание к которым обусловливает специфические социально-психологические последствия. Таким образом, психологический компонент развития информационной культуры школьников направлен на формирование таких характеристик личности, которые обеспечивают сохранение оптимального функционирования психики в условиях стрессогенного информационного воздействия. Развитие информационной культуры как педагогический процесс соотносится с актуализацией эмоциональных, волевых, интеллектуальных, мотива-ционных сфер личности, влияющих на гибкость и мобильность психики при переработке информации. Отметим, что оперирование информацией - сложный процесс, который характеризуется постоянно меняющимися условиями, задачами разного уровня сложности. Эффективность обработки информации находится в прямой зависимости именно от психологической устойчивости индивида. Это свидетельствует о необходимости учета психологического компонента в процессе развития информационной культуры.
Рассмотрим существующие походы к определению информационной культуры вообще и с точки зрения педагогических технологий.
Расширение сферы применения информационных и телекоммуникационных технологий в повседневной практической жизни человека породило возникновение новой категории «информационная культура». Большой вклад в изучение и становление содержания термина «информационная культура» внесли ряд ученых, таких как Н. И. Гендина, Н. Б. Зиновьева, В. Е. Леончиков, Э. П. Се-менюк и другие. Анализируя работы авторов, можно отметить, что информационная культура является самостоятельной областью общей культуры человека в целом. Его точное выражение видится во взаимодействии между каждой отдельной личностью, окружающими её информационными средами и пространством в целом.
Под информационной культурой Н. И. Гендина понимает совокупность знаний, умений и навыков работы с найденной информацией с применением современных информационных технологий, где главными компонентами информационной культуры служат информационная и компьютерная грамотность. В своём исследовании, автор повествует о том, что специфические знания, умения и навыки предполагают поиск нужной информации, способ хранения, грамотное использ о-вания, преобразование и создание новой информации, при использовании новых информационных технологий [4; 12].
Современная отечественная индустрия информации, в том числе средства информатизации и телекоммуникации, а также необходимость обеспечения, накопления, сохранности и эффективного использования информационных ресурсов требует развивать и совершенствовать информационную культуру общества. Для продуктивного развития информатизации общества большую роль играет определённая политика государства с преобладающей развернутой сетью информационных институтов, направленных на развитие отечественной системы образования. Важным аспектом этого процесса становится стремление членов социума активно повышать свою информационную культуру, способность личного участия в её развитии.
Как было отмечено выше, понятие «информационная культура личности» используют специалисты, работающие с образовательными технологиями [5]. Приоритетная роль в формировании информационной культуры отводится системе образования, которая также ведёт разработку методов и форм её научного обоснования. Цель образования - сформировать у старшеклассников умения и навыки дифференцировать информацию, выделять значимую информацию, вырабатывать критерии оценки информации, воспроизводить новую информацию и использовать её. Только при таких условиях возможно решение проблем комплексной подготовки учащихся к эффективной жизнедеятельности в современном обществе.
Информационную культуру осознают особым аспектом культуры, который способен к самостоятельному функционированию.
В современной педагогической науке подходы к изучению понятия «информационная культура» развиваются по двум основным направлениям: информационное и культурологическое.
Первая ветвь исследований направлена на изучение характеристик деятельности с информацией, присущих индивидам, они представляют собой поиск, отбор, систематизацию и анализ имеющейся информации. Также изучается и анализируется наличие определённых знаний у индивида, его умений и навыков работы в информационной области. Основоположниками данного
направления является ряд авторов: К. Т. Аудрина, Г. Г. Воробьева, Л. В. Гугля, Л. В. Нургалиева, Г. Б. Паршукова, А. А. Парахина и др.
На современном этапе развития педагогической науки, в области изучения информационной культуры лидирует информационный подход, это обусловлено возникновением данной проблематики непосредственно из информационной сферы [6, с. 134].
Вторая ветвь развития подходов изучения информационной культуры основывается на культурологической составляющей, где отображается содержание, контекст и способы жизнидеятельно-сти людей в условиях информационного общества, и данный вид культуры определяется важной составляющей человеческой культуры в целом. Подробным рассмотрением сущности культурологического подхода занимались: И. Г. Белоглазкина, А. А. Витуховская, Н. Б. Зиновьева, В. Е. Леончиков, Э. П. Семенюк. Проведя подробный анализ научных исследований авторов, приходим к выводу, что информационную культуру следует понимать отдельной областью культуры, связанную с функционированием информации в социуме и определяет формирование информационных качеств индивида.
При рассмотрении проблемы формирования информационной культуры учащихся необходимо придерживаться информационного подхода исследований, так как данная ветвь исследований наиболее взаимосвязана с педагогическими задачами и требованиями современной школы. Так, например, выдвигается задача формирования способностей старшеклассников к самостоятельной обработке информации при выполнении учебного задания. Кроме того, в настоящее время перед старшеклассниками появляется проблема адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни в информационном обществе. Молодое поколение должно отличаться такими лидирующими качествами, как: умениями обеспечить организацию поиска нужной информации, навыками моделирования информацию, умениями структурировать, обобщать полученную информацию. В образование внедряются новые технологии обучения, направленные на совершенствование способностей учащихся, путём формирования у них информационной культуры. В результате такого образовательного процесса общество получает воспитанных индивидов, которые способны к непрерывному обучению и саморазвитию [3, с. 98-101].
Специализированные педагогические технологии, способствующие формированию информационной культуры у учащихся, представлены в виде комплекса методических упражнений, в результате выполнения которых они овладевают необходимыми знаниями, умениями и навыками работы с информацией. В процессе обучения в школе старшеклассникам предоставляется ряд заданий, которые требуют самостоятельного изучения, анализа и переработки в соответствии с поставленными задачами. Такие задания, зачастую, представленные в виде исследовательской деятельности, основанной на выявлении проблемы, её рассмотрении и предоставлении возможных способов её решения. Учащимся предлагается написать реферат, доклад или же проект, используя уже имеющуюся информацию на порталах в интернете. При первичном сборе информации учащиеся старших классов не сталкиваются с особыми трудностями, потому что на сегодняшний день доступность информационной среды открывает большие возможности [3; 13]. Только лишь в процессе обработки полученных данных возникает вопрос о создании качественно новой информации во избежание плагиата. Написание научной работы представляет собой не только исследование той или иной проблематики, но и скрупулезный труд по представлению авторского восприятия по теме. В таких условиях целью обучения в школе становится формирование информационной культуры старшеклассников. В рамках педагогического процесса необходимо разработать комплекс приёмов и методов, направленных на овладение навыками и умениями грамотной работы с информацией в условиях повышенной информативности общества.
Исследуя данную проблематику современного информационного общества, нами был проведён анализ личной мотивированности школьников, были определены факторы, которые влияют на выбор тех или иных форм и способов работы с информацией. Так, проведя анкетирование школьников, мы получили убедительные данные о предпочтительном использовании электронных источников информации, что диктуется их удобством, быстротой, обширностью информации (это наиболее частые ответы учащихся). В тоже время мы обращаем внимание на то, что школьники часто не обращают внимание на недостоверность источников. Это становится ещё одной из задач формирования информационной культуры, а именно развитие способностей отбора необходимой информации, дифференциации источников относительно их достоверности.
Мы хотим подчеркнуть, что цель развития информационной культуры школьников соотносится с требованиями современного общества, её конкретизация возможно только при учёте противоречий, представляющих фактор актуализации рассматриваемого педагогического процесса. К рассматриваемым противоречиям относятся противоречия между природными особенностями информации и функциями, которые она выполняет в обществе.
Данное противоречие выражается в свойствах, присвоенных изначально той или иной информации, которые с одной стороны выполняют отведённые им функции, а с другой - выступают препятствием для решения поставленных перед студентами задач и требуют постоянной компенсации различными способами. Преодоление возникающей проблемы возможно через обучение школьников информационному обмену, который возможен при обработке информации с внедрением личного видения проблемы. В рамках выполняемых учебных действий, учащиеся могут преобразовывать информацию, используя доступные для них технические средства. В результате такой деятельности, ученики овладевают навыками отбора, сортировки, анализа и творческой обработке информации, учатся переносить полученные знания о способах работы с информацией на практическую реализацию поставленных перед ними задач.
Свойства информации, представленные в виде её объективности, достоверности, полноты, точности, актуальности и полезности отражаются в её научном исследовании лишь через призму личного осознания учащимися и дальнейшего использования в том или контексте. Зачастую, школьники с недостаточно сформированным уровнем информационной культуры не обладают умениями систематизировать и разделять полученную информацию по важности, раскрывая тем самым суть исследуемой проблемы. При формировании информационной культуры в процессе обучения с помощью специально подобранного комплекса упражнений старшеклассники овладевают навыками выявления значимости тех или иных свойств информации для продуктивного их использования в целях повышения уровня оригинальности выполняемого научного исследования. Путём переосмысления индивидом найденной информации, она трансформируется в качественно иное знание, тем самым расширяя диапазон информационного пространства. Преодоление подобного противоречия позволяет школьникам не только повысить свой уровень информационной культуры, но и привнести весомый вклад в развитие информационного общества - спонтанностью информационного обмена и необходимостью упорядочить его в условиях развития информационного общества. Данное противоречие обусловлено природной особенностью информации к тиражированию, умножению и распространению. Упорядочивание движения информации в социальном пространстве сталкивается с нравственной дилеммой, когда перед учащимися появляется выбор определенной деятельности информационного обмена, осуществляемой с позиций нравственности, честности, ответственности, совести и порядочности. Школьник постоянно пребывает в состоянии неопределенности, и преимущественно переходит на заимствования авторских наработок. Такие природные противоречия трудно предугадать или избежать, можно только указать учащимся путь их самостоятельных возможностей в процессе обучения. Этическая сторона проблемы преодоления противоречий становится основной. Задачей обучения является разработка механизмов противопоставления негативным тенденциям информатизации и усиления гуманистических приоритетов развития.
Подводя итоги, стоить отметить, что становление информационного общества невозможно представить без развития информационной культуры его представителей. Информационная культура становится фактором, позволяющим приобщаться к общекультурным достижениям и ценностям; самостоятельно постигать уже изученные проблемы социума; дистанционно обучаться, заочно участвовать в конференциях и т. д.
С появлением новых видов педагогических технологий обучения, а также совершенствованием используемых инструментов таких, как интерактивная доска, сопроводительные аудио и видео материалы, образовательный процесс проходит не только познавательно, но и увлекательно.
Негативные последствия, зачастую, выражаются в деструктивных формах поведения индивидов. Одним из аспектов такого упадка является затухание творческого потенциала учащихся, сведение самостоятельной деятельности к копированию и тиражированию уже произведённой кем-то информации.
Также отметим, что развития информационной культуры становится важнейшей проблемой современного образования, требующей разработки технологий, моделей, приёмов, актуализирующих способности обучаемых к переработке информации. Исследования в области педагогики способствуют определению наиболее эффективных форм развития отдельных компонентов информационной культуры школьников.
Библиографический список
1. Ашеров, А. Т., Богданова, Т. Л. Информационная культура студентов технических специальностей как категория инженерной педагогики // Проблемы инженерно-педагогического образования : сб. науч. трудов. Выпуск 6. - Харьков: УИПА, 2004 - с. 2-3.
2. Воробьёв, Г. А. Веб-квесты в развитии социокультурной компетенции. Монография. Пятигорск: ПГЛУ, 2007 - 168 с.
3. Воробьев, Г.А. Виртуальная межкультурная среда // Высшее образование в России. - 2007. - № 9. -С. 98-101.
4. Гендина, Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор. - 2-е изд., пе-рераб. - М. : Школьная библиотека, 2003. - 296 с.
5. Ишханова, М. Г., Оршанский, А. Ю. Педагогические технологии (приёмы, методы) формирования информационной культуры у студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1; URL: www.science-education.ru/121-18880
6. Ишханова, М. Г. Современное образование в условиях становления информационного общества : Университетские чтения - 2015 Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. - 2015. - С. 162-166.
7. Ишханова, М. Г. Формирование информационной культуры студентов-лингвистов в рамках компе-тентностого подхода // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2015. - № 3. - С. 39-43.
8. Оршанский, А. Ю., Очаков, А. К. Анализ востребованности выпускников кафедры ИТ филиала РГЭУ (РИНХ) в г. Кисловодске за 2003-2013 гг. - Молодой ученый №3 (2014). - Издательство : Молодой ученый, 2014. - 1160 с.
9. Склярова, И. В. Формирование ИКТ-компетенций старшеклассников при взаимодействии школы и вуза // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. - № 26. - С. 108-113.
M. G. Ishkhanova, Pyatigorsk State Linguistic University
TRAINING A METHOD OF PROCESSING INFORMATION IN THE PROCESS OF INFORMATION CULTURE STUDENTS
Сип-ently, the process of teaching students, as well as new requirements for the level of formation of educational outcomes define not only technical skills and abilities to work with information, but also moral, ethical, cultural abilities as part of the information culture. The article focuses on some components of information culture. Its development is related to the requirements of modern society to the ability to process information. Expanding the range of students' knowledge about modern information society and modes of interaction in it, the formation of special tricks to solve the specific contradictions that arise when working with information, ensure the development of the information culture and the formation of readiness of the individual to life in the information society.
Keywords: information culture, information society, competencies, educational technology.
References
1. Asherov A. T., Bogdanova T. L. Informatsionnaia kul'tura studentov tekhnicheskikh spetsial'nostei kak kategoriia inzhenernoi pedagogiki // Problemy inzhenerno-pedagogicheskogo obrazovaniia. Sb. nauch. trudov. Vypusk 6. - Khar'kov: UIPA, 2004 - р. 2-3.
2. Vorob'ev G.A. Veb-kvesty v razvitii sotsiokul'turnoi kompetentsii. Monografiia. Piatigorsk: PGLU, 2007 - 168 p.
3. Vorob'ev G. A. Virtual'naia mezhkul'turnaia sreda // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2007. № 9. S. 98-101.
4. Gendina N. I., Kolkova N.I. Formirovanie informatsionnoi kul'tury lichnosti v bibliotekakh i obrazovatel'nykh uchrezhdeniiakh: uchebno-metodicheskoe posobie // N.I. Gendina, N.I. Kolkova, I.L. Skipor. - 2-e izd., pererab. - M. : Shkol'naia biblioteka, 2003. - 296 р.
5. Ishkhanova M. G., Orshanskii A.Iu. Pedagogicheskie tekhnologii (priemy, metody) formirovaniia informatsionnoi kul'tury u studentov // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia. - 2015. - № 1; URL: www.science-education.ru/121-18880
6. Ishkhanova M.G. Sovremennoe obrazovanie v usloviiakh stanovleniia informatsionnogo obshchestva // Universitetskie chteniia - 2015 Materialy nauchno-metodicheskikh chtenii PGLU. 2015. S. 162-166.
7. Ishkhanova M.G. Formirovanie informatsionnoi kul'tury studentov-lingvistov v ramkakh kompetentnostogo podkhoda // Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniia regionov. 2015. - № 3. S. 39-43.
8. Orshanskii A. Iu., Ochakov A. K. Analiz vostrebovannosti vypusknikov kafedry IT filíala RGEU (RINKh) v g. Kislovodske za 2003-2013 gg. Molodoi uchenyi №3 (2014).- Izdatel'stvo: Molodoi uchenyi, 2014. - 1160 р.
9. Skliarova I. V. Formirovanie IKT-kompetentsii starsheklassnikov pri vzaimodeistvii shkoly i vuza // Sborniki konferentsii NITs Sotsiosfera. 2013. № 26. S. 108-113.
© М. Г. Ишханова, 2015
Автор статьи - Мария Геннадиевна Ишханова, аспирантка, Пятигорский государственный лингвистический университет.
Рецензенты:
Б. Д. Паштаев, доктор педагогических наук, доцент, Дагестанский государственный аграрный университет им. М. М. Джамбулатова.
Г. А. Воробьев, кандидат педагогических наук, доцент, Пятигорский государственный лингвистический университет.
УДК 159.9:37
М. А. Ларионова, Институт развития образования Омской области
ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕФЛЕКСИВНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
В статье раскрывается сущность системно-деятельностного подхода к реализации современного образования и рассматривается развитие личности и деятельности педагога в данном контексте. Выделяются две взаимосвязанные характеристики (рефлексивность и профессиональная мотивация), выступающие как механизмы развития профессионализма педагога, определяются их корреляционные связи в процессе профессионального роста.
Ключевые слова: субъектная активность педагога в профессионализации, рефлексивность педагога, взаимосвязь уровня рефлексивности и профессиональной мотивации педагога.
Современное образование подвержено динамичным изменениям в связи с разработкой и внедрением ФГОСов на всех ступенях российской образовательной системы. Эти процессы затрагивают содержательные, технологические и методологические основы профессионально-педагогической деятельности работников образования. Актуализация методологии системно -деятельностного подхода предполагает направленность всего образовательного процесса на социализацию и формирование потребности личности в саморазвитии, субъектную активность обучающегося и обучающего.
На наш взгляд, это становится возможным только при личностно-профессиональной готовности самого педагога (воспитателя, учителя, преподавателя вуза и др.) к саморазвитию личности и преобразованию собственной профессиональной деятельности в соответствии с исходными идеями и положениями системно-деятельностного подхода.
Деятельность в отечественной психологии рассматривается как некая движущая сила (механизм) преобразования человека и окружающей действительности. Генезис всех психологических систем и, прежде всего, личности связывается с внутренней активностью самого человека. Если мы обратимся к классической структуре деятельности, то станет очевидным её сопряжённость с целе-полаганием, что, в свою очередь, предполагает работу сознания [1].
Системно-деятельностный подход рассматривает, таким образом, методологическими инструментами проектирования разных сфер социальной практики и человека следующие важнейшие составляющие системы: мотивацию как совокупность потребностей и частных мотивов; целеполагание как необходимую стратегическую направленность действий на что-то; технологию реализации конкретного способа или совокупности способов, позволяющих достичь цели и отвечающих содержанию мотивации субъекта (в том числе и коллективного), реализующего деятельность.