системы экологического образования. Отличительной особенностью выпускников ФЭО является системное и глубокое владение принципами организации экологического образования, умение их использовать в проектировании и анализе профессиональной деятельности. В целом анализ результатов готовности педагогов по критерию сформированности знаний концептуальных основ ЭО дает возможность присвоить уровень специалиста и педагога-профессионала большинству выпускников.
На момент завершения периода обучения у педагогов доминируют потребности, регламентирующие профессиональную деятельность. Деятельность и поведение в со-циоприродной среде мотивированы экоцен-трической позицией, желанием сохранить, восстановить, защитить среду жизни, которое реализуется в практической деятельности.
В расстановке приоритетов в системе ценностей педагогов-экологов на первом месте - система профессионально-ценностных установок, на втором - ценности жизни, на третьем - ценности экологической этики. Мотивация эколого-сообразной деятельности, у большинства педагогов, на момент завершения обучения развита на достаточно высоком уровне, хотя на данный момент мотивация с точки зрения организации эколого-сообразной деятельности детей находится на стадии развития. Уровень сформированности мотивов эколо-го-сообразного поведения у большинства
педагогов соответствует высокому и среднему. В направленности сознания и поведения преобладает непрагматическая направленность взаимодействия с окружающим миром. Следовательно, в сознании педагогов преобладает экоцентрическая компонента над антропоцентрической (рис.4 - см. цв. вставку).
В целом, как показывают результаты эксперимента, разработанная система формирования готовности педагогов к осуществлению экологического образования более эффективна, чем используемые ранее, в рамках кратковременной курсовой подготовки. Среди условий повышения эффективности подготовки педагогов-экологов наиболее эффективно действующим является технология обучения. Повышению эффективности формирования готовности педагогов способствуют углубление содержания предметной области; уделение большего внимания организации самостоятельной творческой деятельности педагогов в процессе организации занятий в активных формах. Правильная постановка целей и задач на ближайший период обучения способствует развитию потребностей, мотивирующих профессиональную деятельность. Появление явно выраженных экоцентристов -доказательство развития экологической культуры педагогов, эффективности разработанной и реализуемой системы формирования и развития эколого-профессиональной готовности педагогов к осуществлению экологического образования детей.
Литература
1. Левитан К.М. Педагогическая деонтология. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 272 с.
2. Несговорова Н.П. Педагогические условия повышения эффективности профессиональной подготовки студентов педвуза в процессе учебной практики: Автореф. дисс.... к.пед.н. - Челябинск, 1993. -23 с.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
ЛИЧНОСТИ
В.В. Брежнева, к. пед. н., зав. каф. Информационного менеджмента Тел.: (812)314-29-81, E-mail: [email protected] Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств
http://www.spbguki.ru/
The article gives characterization of the results of investigations of the information culture of a person which were performed under the leadership of professor V.A.Minkina at the Department of Information Management of the St. Petersburg State University of Culture and Arts. The aims of forming the information culture and its principal components are shown. The idea of a correlation between the information culture and information behavior of a person has been proposed and described.
В последние годы во всем мире произошло осознание фундаментальной роли информации в социально-экономиче-ском развитии об-щества. В широком социокуль-тур-ном контексте рассматриваются такие феномены, как информационное общество, информатизация, информационное образование и др. Проблема формирования информационной культуры личности в этих условиях приобретает особое значение. Отрадно отметить, что, осознав проблему как междисциплинарную, к ее исследованию подключились представители многих областей: библиотековеды, специалисты по информатике, культурологи, социологи, философы.
Однако, как это ни покажется странным, объединенные общим интересом они
изучают разные явления. Специалисты в области теории и практики библиотечной деятельности в понятие информационной культуры личности привычно вкладывают читательские умения и навыки работы с библиотечными каталогами. Специалисты в области информационных технологий связывают ее с компьютерной грамотностью и умением работать в электронных сетях. Социологи считают, что проявлением информационной культуры является ориентация человека в быстро меняющихся социальных условиях, способность адаптироваться к ним, критически и самостоятельно оценивая поступающую информацию. Культурологи и философы подходят к проблеме наиболее широко: информационная культура представляется им способом жизнедеятельности человека в информационном обществе как составляющая процесса формирования культуры человечества. И все эти точки зрения справедливы и не вызывают возражений. Тревожит другое: не заслонит ли изучение отдельных аспектов явление в целом; будут ли совместимы результаты, полученные специалистами разных областей. Как следствие остро ощущается необходимость в объединении усилий и разработке комплексного подхода к изучению феномена информационной культуры личности.
Информационная культура личности и
проблемы ее формирования относятся к одному из приоритетных направлений научной и преподавательской деятельности кафедры информационного менеджмента СПбГУКИ. К настоящему времени можно говорить о некоторых итогах, представленных в исследованиях В. А. Минкиной и ее учеников, а также новых направлениях изучения информационной культуры. Охарактеризуем основные из них.
В исследованиях преподавателей кафедры информационная культура традиционно рассматривается на фоне «большой» профессиональной деятельности специалистов, что потребовало выявления и анализа информационных процессов, которые, являясь неотъемлемой частью познания, все же могут быть из него вычленены. К таким процессам относятся: поиск информации при решении нетривиальных научно-технических задач; профессиональное чтение; переработка исходной информации и создание новой; профессиональное общение. Информационная культура понимается как элемент общей культуры личности и рассматривается как готовность и способность личности к рефлексии, к самообразованию. Анализ содержания информационных процессов, самостоятельно осуществляемых специалистами, позволяет выявить круг необходимых им представлений. С этих позиций целью формирования информационной культуры становится развитие умений самостоятельно наращивать профессиональное знание, а не простое усвоение минимума пользовательских навыков (от библиотечно-библиографических знаний до компьютерной грамотности). И тогда понятие «информационная культура» включает очень многие составляющие:
• культуру поиска новой информации при понимании индивидом того, что устранение информационного дефицита всегда связано со значительными психологическими трудностями, а часто и ломкой стереотипов (современный информационный поиск предполагает использование формальных и неформальных каналов получения информации; освоение возможностей новых информационных технологий и т. д.);
•культуру чтения и восприятия информации; осознание того, что любое профессиональное чтение есть средство получения знаний, которые будут востребованы в будущем, в противовес его рассмотрению только в качестве способа устранения ин-
формационного дефицита, возникшего при решении текущих задач. Понимание особенностей современных текстовых сообщений и необходимости анализа всего «документального шлейфа» изучаемого объекта;
•умение перерабатывать большие массивы информации с использованием для этого как информационных (компьютерных) технологий, так и интеллектуальных нормализованных методик (поаспектного анализа текстов, контент-анализа, классификационного и кластерного анализа и т. д.);
• умение генерировать собственные проблемно-ориентированные базы данных и создавать личные поисковые системы;
•понимание важности межличностного профессионального общения для успешности любой трудовой деятельности; стремление к повышению уровня коммуникационной компетентности; воспитание в себе терпимости к чужим точкам зрения и мнениям, готовности не только получать, но и отдавать знания; умение находить партнеров по совместной деятельности с использованием для этого и компьютерных сетей связи;
•умение четко и доказательно излагать результаты собственной деятельности, в том числе с учетом уровня подготовленности и настроя целевой аудитории;
• знание норм, регламентирующих использование интеллектуальной собственности.
Этот подход к целям формирования и содержанию информационной культуры отражен в докторской диссертации В. А. Минкиной и ряде последующих публикаций [5-9].
Другим значимым направлением изучения информационной культуры стал феномен информационного поведения (Исследование «Стратификация общества по картине чтения: информационное поведение как индикатор выявления социальных групп» проводилось при поддержке Московского общественного научного фонда при содействии фонда Форда (США), 1996 г.).
Под информационным поведением понимается образ действий, совокупность усилий, предпринимаемых человеком для получения-усвоения и использования-создания нового знания, его передачи и распространения в обществе [7].
В исследованиях кафедры обосновывается необходимость изучения информационного поведения специалистов как основания для социальной дифференциации [3; 4;
7]. С развитием цивилизации становится все более очевидным, что люди без образования, не умеющие самостоятельно наращивать профессиональные знания и, при необходимости, переквалифицироваться, вытесняются за грань условий жизни, достойных человека. И если прежде причины социального неравенства связывали с происхождением и наличием гражданских прав, собственностью и доходами, положением в социальной структуре общества, сегодня фактором расслоения становится уровень информационной культуры, проявляющийся в информационном поведении. А это означает, что уже в самое ближайшее время судьба каждого конкретного человека будет зависеть от того, насколько он способен своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию.
Информационное поведение, с одной стороны, отражает активность личности как познающего субъекта, его умение ориентироваться в информационном пространстве. С другой стороны, в информационном поведении проявляется степень доступности и комфортности использования совокупных информационных ресурсов или, иными словами, те возможности, которые общество предоставляет индивиду, стремящемуся состояться как профессионалу и личности.
Результаты изучения феномена информационного поведения отражены в диссертационном исследовании Е. В. Кулаковой, выполненном под научным руководством В. А. Минкиной [4].
Особое место в процессе изучения феномена информационной культуры занимают исследования, направленные на выявление оптимальных путей ее формирования. Информационная культура личности начинает закладываться еще в семье и школе. Однако совершенно особая роль в процессе ее формирования принадлежит библиотекам и высшим учебным заведениям [1; 2].
В настоящее время дисциплины, ориентированные на эту задачу, входят в государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования на многие специальности. Названия этих курсов варьируются от «Основы библиотечно-информационных знаний» до «Введение в информатику». Но какое название ни носили бы курсы, они традиционно ориентированы на обучение будущих профессионалов использованию информационных ресурсов, что, бесспорно, важно, но не достаточно.
Кроме того, обучение обычно ведется на первом курсе и уже поэтому не связывается студентами с решением творческих задач, предлагаемых им на старших курсах. Знания, полученные в процессе освоения этих курсов, воспринимаются изолированно и не всегда находят применение в дальнейшей учебной деятельности студентов. Ярким примером этого являются правила библиографического описания традиционных и электронных документов, тщательно изучаемые студентами к зачету по соответствующему курсу, но очень редко используемые для грамотного оформления списка литературы к рефератам, курсовым и дипломным работам. И, наконец, и у нас в стране, и за рубежом эти занятия в основном проводятся силами сотрудников научных библиотек вузов.
В докторской диссертации В. А. Мин-киной обоснована целесообразность объединения усилий сотрудников вузовских библиотек и преподавателей специальных дисциплин, направленных на формирование информационной культуры студентов. По мнению автора, целесообразно, чтобы только вводные темы о значении профессионального чтения в становлении специалиста, методике конспектирования документов и возможностях, предоставляемых библиотекой вуза и другими библиотеками региона, изучались на первом курсе и проводились сотрудниками библиотек.
На старших курсах важная роль в формировании информационной культуры отводится преподавателям специальных дисциплин. В психологии давно выработано представление о феномене профессиональной ориентации, когда субъект, вступая в официальные контакты с другими субъектами, строит свое поведение с учетом нормативов, принятых в данном социуме. Поэтому личности преподавателя заранее приписывается свойство кредитности - надежности, уверенности в компетентности, защищенности при общении, важности выполнения требований и заданий, исходящих от него, и т. д. В отношении сотрудников библиотеки такого эмоционально-положительного, доверительного отношения, складывающегося еще до момента общения, обычно нет. Следовательно, задания, исходящие от преподавателя и библиотекаря, воспринимаются обучаемыми по-разному.
Знания и умения, передаваемые преподавателем, всегда конкретны и приближены к условиям будущей научно-произ-
водственной деятельности студентов. Кроме того, они излагаются с позиций и на языке пользователя, а не производителя информационных услуг. И, наконец, участие в обучении повышает информационную культуру преподавательского корпуса, что положительно влияет на всю систему подготовки специалистов в высшей школе [5, с. 26].
Такой подход, по мнению В. А. Мин-киной, не отстраняет сотрудников библиотек от преподавания, но меняет их задачи. Они должны принимать самое активное участие в повышении уровня информационной культуры преподавателей-предметников, в методическом обеспечении их деятельности. Сотрудники научной библиотеки вуза призваны:
• анализировать реальную картину профессионального чтения студентов, включая аппарат ссылок к студенческим самостоятельным работам;
•составлять методические пособия в помощь преподавателям, аспирантам и студентам;
•участвовать в аттестации кафедр, предоставляя данные об информационной активности сотрудников;
•следить за изменениями, происходящими на рынке информационной продукции и услуг, и оперативно оповещать о них преподавателей;
•адаптировать существующие методики анализа текстовых сообщений к проблематике вуза; наполнять их конкретным содержанием; совместно с преподавателями-предметниками и преподавателями кафедр иностранных языков предлагать анкеты для поаспектного реферирования профессиональной литературы;
•адаптировать и внедрять существующие методики анализа документального потока с целью диагностирования состояния объектов слежения;
• совместно с преподавателями специальных дисциплин разрабатывать требования к источниковедческой базе курсовых и дипломных работ и критерии их оценки [5, с. 27].
Представляется, что задача объединения усилий сотрудников библиотек и преподавателей еще более актуализировалась в условиях стремительного развития информационных технологий и широкого использования ресурсов Интернета в процессе обучения, что, безусловно, привнесло в него множество изменений, к которым, надо при-
знаться, не все вузовские преподаватели оказались готовыми. Рассмотрим возможности, раскрывающиеся перед участниками учебного процесса благодаря использованию ресурсов Интернета.
В первую очередь, - это расширение, а также постоянная актуализация ресурсной базы. В процессе обучения появляется возможность использования электронных каталогов отечественных и зарубежных библиотек; полнотекстовых, библиографических и фактографических баз данных, генерируемых различными организациями; сведений, размещенных на сайтах фирм и тематических порталах, и других самых разнообразных источников. Нельзя не отметить такую уникальную особенность ресурсов Интернета, как комплексность получаемых сведений, наличие обратной связи и интерактивность взаимодействия, что позволяет объединить возможности документальной и межличностной коммуникации.
Кроме того, Интернет является уникальным хранилищем «образцов для подражания». Используя методы бенчмаркинга, студенты могут готовить собственные творческие работы, опираясь на лучшие образцы, но для этого необходимо выполнение ряда промежуточных этапов:
•выявление сайтов и тематических порталов, размещающих на своих страницах искомые образцы (например, бизнес-планы, заявки на грант, техническую документацию на разработку информационных систем и множество других материалов, значимость которых для потребителя определяется спецификой вуза и учебного задания);
• сопоставительный анализ отобранных образцов, выявление их сильных и слабых сторон;
• разработка самостоятельного творческого проекта.
Таким образом, Интернет сегодня можно рассматривать не только как источник учебных материалов «прямого назначения» (монографии, словари, энциклопедии и пр.), но и как ресурс, опосредованно выполняющий обучающие функции, что позволяет пользователю (при наличии соответствующих навыков анализа) научиться создавать собственные творческие работы на уровне лучших образцов.
Однако возможности, открывающиеся в результате использования ресурсов Интернета, породили и ряд новых проблем, а также обострили некоторые из них, существовавшие ранее. К основным из них относятся:
• легкость заимствования готовых материалов при неразвитости навыков корректного цитирования;
• сложность качественной оценки исходных ресурсов;
•неполнота отбора, являющаяся следствием использования ссылок, размещенных на первых страницах поисковых систем;
•отсутствие в информационных ресурсах знания в том виде, в котором его ищет пользователь. Как следствие, получение «отрицательных» результатов поиска или «избыточность», т. е. нахождение большого объема информации, не сопровождающееся столь же быстрым ее усвоением.
Среди перечисленных проблем одной из самых сложных выступает проблема установления надежности, достоверности электронных документов, привлекаемых для выполнения курсовых и дипломных проектов, написания рефератов, выполнения самостоятельных заданий. В диссертационном исследовании С. В. Никандрова, выполненном под научным руководством В. А. Минкиной, рассмотрены ценностные свойства электронных сетевых документов [10]. Материалы исследования используются в процессе обучения студентов, когда им прививается «вкус к первоисточнику», что предполагает обязательность ссылки на автора или авторский коллектив; осознание важности отбора документов, имеющих знак копирайта, сведения о регистрации, рецензировании; оценку стабильности существования данного ресурса, его обновляемость, рейтинг и др.
Результаты исследований, выполненных под научным руководством В. А. Мин-киной, послужили основой дальнейших разработок преподавателей кафедры информационного менеджмента СПбГУКИ. Среди приоритетных направлений выступает управление качеством информационного обслуживания пользователей, в том числе такой его аспект, как формирование информационной культуры. Одним из базовых принципов менеджмента качества является процессный подход, в рамках которого любая организация рассматривается как система процессов, конечной целью которых является выпуск продукции или оказание услуг. Под «процессом» понимают совокупность операций, которые вместе взятые создают результат (продукт, услугу), имеющий ценность для потребителя. В совокупности процессы образуют сеть работ, выполняемых структурными подразделениями, рас-
положенными на различных уровнях организационной структуры управления. Процессы «разрезают» организацию по горизонтали, разрушая функциональные границы между подразделениями, которые являются основным препятствием на пути совершенствования.
Рассматривая конечную цель формирования информационной культуры как способность к непрерывному наращиванию знаний, необходимых для выполнения производственных и социальных задач, представляется перспективным использование процессного подхода к организации обучения студентов. Проиллюстрируем это на примере подготовки студентов по специальности «Прикладная информатика в менеджменте», где в качестве курсового проекта предполагается создание презентации, сайта, базы данных. Проектирование информационной системы (ИС) требует от студентов не столько технических навыков, сколько умения сформулировать управленческие задачи, решению которых должна способствовать создаваемая ИС, определить круг потенциальных пользователей ИС, выявить их информационные потребности. Кроме этого требуется провести выявление и сравнительный анализ ИС-аналогов, что позволит избежать их недостатков и заимствовать достоинства. Только на этой основе можно разрабатывать структуру и информационное наполнение собственной ИС и приступать к ее технической реализации. Такая постанов-
ка задачи требует взаимодействия преподавателей технических дисциплин, менеджмента, маркетинга, информационного анализа, экономики и др., а также сотрудников научной библиотеки, обеспечивающих доступ к необходимым информационным ресурсам. Использование процессного подхода позволяет студентам создавать конкурентоспособные проекты, востребованные не только в учебной, но и в практической деятельности, что является залогом достижения профессиональной успешности, содействует социальной защищенности личности.
Таким образом, возможности, открываемые благодаря внедрению информационных технологий, еще предстоит осмыслить. Пока же можно говорить, что они не столь однозначны и очевидны, как это представлялось ранее. Однако уже сейчас можно отметить, что в процессе формирования информационной культуры происходит перераспределение усилий в сторону интеллектуальных методик переработки информации.
В условиях ежедневного использования информационных технологий во всех сферах профессиональной и досуговой деятельности представителями нового «компьютерного поколения» формирование интеллектуальных навыков, направленных на работу с «контентом»: отбор и оценка первоисточников, их анализ и корректное использование, - приобретает особое значение и является гораздо более сложным, чем обучение работе с компьютерной техникой.
Литература
1. Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях : учеб.-метод. пособие / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. -М. : Шк. б-ка, 2002. - 288 с.
2. Гиляревский Р. С. Основы информатики : Курс лекций / Р. С. Гиляревский. - М. : Экзамен, 2003. - 319 с.
3. Зусьман О. М. Информационное поведение ученых - представителей научной элиты / О. М. Зусьман, С. А. Кугель В. А. Минкина // Науч.-техн. информ. Сер. 1. - 1995. - № 7. - С. 12-18.
4. Кулакова Е. В. Информационное поведение специалистов : сущность и пути изучения : Автореф. дисс. ... к. пед. н. / Е. В. Кулакова ; СПбГУКИ. - СПб., 2000. - 20 с.
5. Минкина В. А. Библиотечно-библиографическое обслуживание в непрерывном образовании специалистов : Автореф. дисс. .д. пед. н. / В.А. Минкина; СПбГАК. - СПб., 1993. - 41 с.
6. Минкина В. А. Информационная культура и способность к рефлексии / В. А. Минкина // Высшее образование в России. - 1995. - № 4. - С. 27-36.
7. Минкина В. А. Информационное поведение специалистов как основание для социальной дифференциации: к постановке проблемы / В. А. Минкина, В. В. Брежнева // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. - СПб., 1997. - Вып. 11. - С. 209-214.
8. Минкина В. А. Формирование информационной культуры личности : роль библиографа / В. А. Минкина В. В. Брежнева // Мир библиогр. - 1998. - № 4. - С. 21-23.
9. Минкина В. А. Информационная культура специалиста и проблемы ее формирования / В. А. Минкина В. В. Брежнева // Современное библиотечно-информационное образование : уч. тетради / СПбГУКИ. - СПб., 1999. - Вып. 3. - С. 121-136.
10. Никандров С. В. Электронные сетевые документы по технике: типология и ценностные свойства : Автореф. дисс. ... к. пед. н. / С. В. Никандров; СПбГУКИ. - СПб., 2000. - 20 с.