Научная статья на тему 'Синтез и моделирование автономной электроэнергетической установки'

Синтез и моделирование автономной электроэнергетической установки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишлаков B. Ф., Шишлаков Дмитрий Владиславович, Цветков Сергей Александрович

Рассматривается решение задачи синтеза параметров регуляторов в каналах регулирования частоты и напряжения автономной электроэнергетической установки обобщенным методом Галеркина. Приводятся результаты моделирования работы данной установки с синтезированными параметрами регуляторов в нормальном режиме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Synthesis and modeling of the stand-alone electro power station

We discuss some solutions for the task of synthesis of regulator parameters in frequency and voltage control channels in stand-alone electro power stations using the generalized Galerkin method. We present the results of modeling of this kind of station functioning with synthesized regulator parameters in normal mode.

Текст научной работы на тему «Синтез и моделирование автономной электроэнергетической установки»

УДК 378.6:02

В. В. Брежнева, Ю. В. Бабушкина, Т. П. Уварова Информационный менеджмент в библиотечном образовании

Рассматриваются проблемы становления и развития информационного менеджмента в профессиональном образовании студентов Ленинградского государственного института культуры им. Н. К. Крупской -Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Характеризуется содержание образования в рассматриваемой области, показаны перспективы развития профиля «Менеджмент библиотечно-информационных ресурсов инновационного развития научно-технической деятельности» и магистерской программы «Информационный менеджмент в библиотечной сфере: теория и методология».

Ключевые слова: техническая библиография, научно-технические библиотеки, информационный менеджмент, управление информационными ресурсами

Valentina V. Brezhneva, Yuliya V. Babushkina, Tamara P. Uvarova Information management in library education

Problems of formation and development of information management in professional education of students of the Leningrad state institute of culture of Nadezhda K. Krupskaya - the Saint-Petersburg state university of culture and arts considered. The content of education in the area is characterized, prospects of development of a profile «Management of library and information resources of innovative development of scientific and technical activity» and the master program «Information management in the library sphere: theory and methodology» characterized.

Keywords: technical bibliography, scientific and technical libraries, information management, management of information resources

В 1962 г. в Ленинградском государственном институте культуры имени Н. К. Крупской была создана кафедра технической литературы, возглавляемая первоначально Л. В. Зильберминц, а в дальнейшем И. А. Моховым.

Однако подготовка кадров для научнотехнических библиотек в ЛГИК началась уже в конце 50-х гг. ХХ в. Пытаясь реконструировать этапы этой работы, мы опираемся на письменные и устные воспоминания участников этих событий.

Как отмечает Т. А. Белогорская, поворот в сторону негуманитарной литературы и библиографии произошел не спонтанно. Этому предшествовали годы накопления сил. Уже в конце 1950-х гг. была создана лаборатория негуманитарного источниковедения, разрабатывались методические пособия для студентов, налаживалась производственная практика в специальных библиотеках. И, что особенно важно, определялся характер научных исследований кафедры. Таким образом, под руководством И. А. Мохова и при непосредственном его участии был заложен фундамент подготовки кадров для специальных библиотек - научно-технических, сельскохозяйственных, медицинских1.

В. А. Минкина вспоминает, что в 1959 г. на вечернем факультете был объявлен набор на отделение технических библиотек. Уже в первые годы обучения по новой специализации на

дневном и вечернем отделениях началась вечерняя переподготовка лиц, имеющих высшее образование. Многие из них имели стаж практической работы в службах информации и научно-технических библиотеках города. Некоторые из взрослых студентов пополнили коллектив преподавателей библиотечного факультета и в скором времени стали ведущими педагогами, причем некоторые, еще не успев даже окончить ЛГИК. Э. Е. Рокицкая Т. П. Уварова, Д. И. Блюме-нау, Р. Ф. Гринина - вот далеко не полный перечень этих первых выпускников2.

В 1967 г. из структуры кафедры технической литературы выделилась самостоятельная кафедра, получившая название «кафедры научной информации», возглавил ее А. В. Соколов3.

В 1971 г. были набраны 30 студентов на вновь созданное отделение сельскохозяйственных библиотек. В 1972 г. под руководством Анатолия Ивановича Манкевича был создан факультет специальных библиотек, объединивший отделения технических и сельскохозяйственных библиотек. Деканом универсальных, научных и массовых библиотек была Нина Григорьевна Чагина. С 1974 г. начинается подготовка кадров для медицинских библиотек.

В 1977 г. факультет специальных библиотек вошел в структуру библиотечного факультета, деканом которого была Галина Максимовна Михайлова, а ее заместителем по отделению

специальных библиотек - Марина Михайловна Гаккель. Набор на отделение был 90 человек. Студенты 121-й и 122-й групп обучались по специальности «Библиотековедение и библиография», специализация - «Библиотековедение и библиография технической и естественнонаучной литературы». У студентов 125-й группы специализация была «Библиотековедение и библиография медицинской и сельскохозяйственной литературы».

Таким образом, в период 60-80 гг. ХХ в. в ЛГИК им. Н. К. Крупской была налажена система подготовки кадров для специальных библиотек. С организационной точки зрения, это явление могло выглядеть парадоксальным, поскольку учредителем ЛГИК было и остается Министерство культуры, заинтересованное в подготовке кадров для библиотек, находящихся в его подчинении. Однако Министерство культуры в этом случае отказалось от узковедомственного подхода и откликнулось на потребности страны.

Попробуем проанализировать эту ситуацию с позиции современного менеджмента, в котором большое значение уделяется влиянию факторов макросреды на развитие тех или иных процессов. Важно отметить, что конец 60-х середина 80-х гг. ХХ в. был очень благоприятным периодом для развития нового направления подготовки кадров. Страна находилась под обаянием кибернетики и генетики, возлагала большие надежды на научно-техническую революцию, усилились профессиональные связи с зарубежными коллегами - стали доступны их публикации, и появилась возможность личного общения во время стажировок и других научных мероприятий. На правительственном уровне была четко осознана взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и развитием системы научно-технической информации. В организационном плане это вылилось в создание Всесоюзного (теперь - Всероссийского) института научно-технической информации (ВИНИТИ), формирование ГСНТИ, принятие ряда постановлений, направленных на усиление информационной составляющей НИР и ОКР. Министерство культуры поддержало создание в подведомственном вузе факультета технических библиотек. Важно отметить и еще один существенный момент; для этого периода характерно уважительное отношение со стороны правительства страны и общества в целом к научно-педагогической деятельности. Как следствие работа преподавателя вуза была престижной и достаточно высоко оплачиваемой.

Безусловно, у каждой медали есть оборотная сторона: «поддержка партии и правительства» оплачивалась абсолютной идеологической

лояльностью, контролируемым участием в общественной жизни, проведением бесконечных партсобраний, обязательными ссылками в начале каждой лекции, статьи, книги на «руководящую роль партии». Эти правила игры должны были приниматься и выполняться всеми.

Тем не менее именно рассмотренные выше факторы макросреды способствовали формированию в ЛГИК им. Н. К. Крупской уникального синтеза внутренних факторов, обеспечивающих высокий уровень профессиональной подготовки кадров для специальных библиотек.

В первую очередь - это высокий уровень профессионализма и общекультурной подготовки преподавателей. В числе первых преподавателей кафедры технической литературы были люди, которые действительно являлись педагогической элитой, - это И. А. Мохов, Д. Ю. Теплов, Л. В. Зильберминц, В. В. Гнучева, Д. Е. Шехурин и др. Позже к ним присоединились их ученики - Г. В. Гедримович, В. А. Минкина, Э. Е. Рокицкая, Т. А. Белогорская и др. Каждый из этих педагогов остался не только в памяти своих многочисленных учеников. Их деятельность отражена в документальном потоке и зафиксирована в большом количестве как собственных научно-методических публикаций, так и в воспоминаниях учеников и коллег.

Именно в этот период на базе кафедры начинает формироваться научная школа технической библиографии. Особенность этой школы состояла в построении учебных курсов на основе результатов научных исследований. Причем, основатели школы всегда были ориентированы на междисциплинарные исследования, на обогащение библиотечно-библиографического знания за счет достижений других наук. Именно в этот период создан «золотой фонд» научных работ в области научно-информационной деятельности, многие из них не устарели и сейчас.

Безусловным достижением руководства ЛГИК им. Н. К. Крупской был научно-исследовательский сектор (знаменитый НИС), о котором написано много воспоминаний. В НИСе у студентов была уникальная возможность работать рядом со своими преподавателями. Участие в научных исследованиях создавало атмосферу творчества, гордости, приобщенности к профессии, а также способствовало формированию дисциплинированности, ответственности, пониманию того, что общий результат зависит от вклада каждого сотрудника НИСа, включая студентов.

«НИСовские» разработки способствовали обогащению учебного процесса за счет внедрения в него результатов проведенных научных исследований, укреплению связей с практикой.

Расширялись возможности выполнения курсовых и дипломных работ по заказам научнотехнических библиотек и отделов информации предприятий, появлялись новые базы практики.

Большим достижением этого периода была ориентация учебных курсов на тип библиотеки. Так, курсы, связанные с обслуживанием, библиографическими ресурсами, и ряд других, читались отдельно для студентов, обучающихся на отделениях детских, массовых и технических библиотек, и наполнение учебных курсов соответствовало специфике информационных потребностей читателей разных типов библиотек.

Важно отметить и тенденцию к организации учебного процесса на основе научных исследований в области подготовки кадров. В качестве примера можно привести диссертацию Т. А. Белогорской, выполненную под руководством Д. Е. Шехурина «Совершенствование профессиональной подготовки кадров для научно-технических библиотек в высшей школе»4.

Социально-экономические преобразования, начавшиеся в нашей стране с конца 80-х гг. ХХ в., внесли изменения и в систему подготовки кадров для специальных библиотек. НТБ и ОНТИ в начале 90-х гг. ХХ в. практически все были сокращены или расформированы, поскольку воспринимались как подразделения, не дающие непосредственной экономической отдачи. Для высшей школы это так же был сложный период, характеризующийся снижением статуса профессии вузовского преподавателя, что привело к вымыванию из числа профессорско-преподавательского состава «среднего» звена, а также новых молодых преподавателей.

Кафедра, созданная в 1962 г. как кафедра технической литературы, неоднократно меняла свое название (кафедра отраслевых библиографий; кафедра библиотечно-библиографического обслуживания специалистов научно-технического профиля; кафедра научно-технической информации), что отражало изменения, происходящие в экономике страны и в развитии информационной сферы. С 2004 г. кафедра получила название кафедры информационного менеджмента.

Основные направления научно-педагогической деятельности кафедры отражены в специальном выпуске журнала «Научно-техническая информация», посвященном ее 40-летию5.

Большая роль в становлении информационного менеджмента как направления научно-практической деятельности принадлежит В. А. Минкиной (1941-2004), возглавлявшей кафедру с 1992 по 2004 г. Ее статьи и сегодня являются вектором, определяющим направления научно-педагогической работы кафедры и воз-

главляемой ею научной школы, ученики которой работают сегодня во многих вузах страны6.

В 2004 г., в рамках нового государственного стандарта, кафедра перешла на подготовку по специальности 071900. 62 Библиотечно-информационная деятельность, квалификация «Менеджер информационных ресурсов», функциональная специализация «Информационный менеджмент». Преподаватели кафедры всегда были готовы для сотрудничества как с теоретиками, так и с практиками библиотечно-информационной деятельности. Разработанные учебные курсы широко обсуждались в профессиональной печати и во время многочисленных встреч на конференциях и совещаниях. Теоретическое обоснование новой квалификации дано в работах В. А. Минкиной и Э. Е. Рокицкой7. Прикладные вопросы подготовки кадров рассмотрены в ряде публикаций и выступлений преподавателей кафедры8. Обогащению квалификации «Менеджер информационных ресурсов», привлечению новых знаний из смежных областей способствовала работа преподавателей кафедры на факультете информационных технологий, в подготовке стандартов9. Комплексное видение профессиональных знаний, навыков, умений выпускника квалификации «Менеджер информационных ресурсов» отражено в «Справочнике информационного работника»10.

Таким образом, кафедрой информационного менеджмента продолжена традиция подготовки кадров библиотечно-информационных работников, ориентированных на управление информационными ресурсами преимущественно негуманитарной сферы.

С 2010 г. высшие учебные заведения страны перешли на работу по государственным образовательным стандартам третьего поколения. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки 071900 Библиотечноинформационная деятельность (квалификации «бакалавр» и «магистр»).

Для реализации государственных образовательных стандартов учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов разработаны и утверждены примерные основные образовательные программы высшего профессионального образования (ПООП). Для удовлетворения потребностей страны в подготовке конкурентоспособных, высокопрофессиональных кадров, обладающих

уникальными знаниями, ПООП предполагают специализацию подготовки кадров в рамках утвержденных профилей.

СПбГУКИ была инициирована деятельность, направленная на возобновление подготовки кадров, ориентированных на информационную поддержку научно-исследовательской и производственно-практической деятельности. Основанием для этого послужил 50-летний опыт подготовки кадров для научно-технических библиотек и служб информации предприятий, а также ряд благоприятных факторов внешней среды, в первую очередь - поставленная перед отечественной национальной экономикой задача перехода на инновационный путь развития. Эта задача напрямую связана с обеспечением конкурентоспособности российских организаций и предприятий. В последнее время принят ряд документов, подтверждающих стремление государства к последовательной реализации этой задачи, среди них:

- Программа Российской Федерации «Информационное общество» (2011-2020 гг.). Утверждена распоряжением Председателя Правительства РФ 20 октября 2010 г. № 1815-р;

- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. Утверждена распоряжением Председателя Правительства РФ 8 декабря 2011 г. № 2227-р;

- Указ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Подписан президентом В. В. Путиным в день инаугурации 7 мая 2012 г.

Очевидно, что необходимым условием перехода на инновационный путь развития является наличие профессиональной информационной поддержки, осуществляемой на всех этапах жизненного цикла инновационного продукта. Стратегические, тактические и оперативные решения, обеспечивающие инновационное развитие современного предприятия, напрямую зависят от наличия у руководителей разного уровня достоверной и своевременной информации.

Инициатива СПбГУКИ была поддержана профессиональным сообществом. Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов, в числе других, утверждены:

- Профиль «Менеджмент библиотечноинформационных ресурсов инновационного развития научно-технической деятельности». Направление подготовки 071900 Библиотечноинформационная деятельность. Квалификация

выпускника: «Бакалавр библиотечно-информационной деятельности».

- Магистерская программа: «Информационный менеджмент в библиотечной сфере: теория и методология». Направление подготовки 071900 Библиотечно-информационная деятельность. Квалификация выпускника: «Магистр библиотечно-информационной деятельности».

Важно отметить, что даже в среде специалистов, профессионально занимающихся вопросами информационного управления, отсутствует единое понимание существа этой деятельности. Стремительный рост информационных технологий привел к преувеличению их значимости в информационном обеспечении деятельности организации. В профессиональной печати преобладают публикации, рассматривающие информационный менеджмент как 1Т-управление. Параллельными путями развиваются такие направления научно-практической деятельности, как «Управление знаниями», «Информационноаналитическая деятельность». В качестве взаимозаменяемых используются термины «информационное обслуживание», «информационное обеспечение», «информационное сопровождение», «информационная поддержка», хотя в профессиональной литературе и делаются попытки поиска их отличительных черт. Анализ литературы позволяет сделать вывод, что цель перечисленных выше видов деятельности очень близкая и формулируется как «повышение конкурентоспособности организации». Представляется продуктивным использование обобщающего термина «Информационный менеджмент» и определения, предложенного в ГОСТе 7.0-99, по которому информационный менеджмент -«организованное управление работой предприятия, организации, фирмы с помощью всех видов информации, имеющихся как на самом предприятии, так и за его пределами»11. Развивая этот подход, можно отметить, что целью информационного менеджмента является повышение конкурентоспособности организации путем формирования системы информационного менеджмента, обеспечивающей специалистов информацией, необходимой им для реализации своих функциональных обязанностей.

Студенты и магистры, выбравшие профиль или направление подготовки в сфере информационного менеджмента, ориентированы на удовлетворение профессиональных информационных потребностей, что позволяет им расширить возможности трудоустройства после окончания вуза. Выпускники кафедры информационного менеджмента работают в вузовских библиотеках, научных библиотеках, в отделах специальной литературы публичных библиотек,

в службах информации и научно-технических библиотеках предприятий, организаций, фирм, в информационно-аналитических, маркетинговых, консалтинговых агентствах и других организациях. Востребованность наших выпускников на рынке труда обеспечивается деловыми связями с работодателями, интересными базами производственной практики, многолетним опытом трудоустройства, но, главное - высоким уровнем профессиональной подготовки.

Какими компетенциями должен обладать специалист в области менеджмента информационных ресурсов, информационного сопровождения инновационных проектов, формирования коммуникационной политики организации? Это прежде всего:

- проведение диагностики уровня организации информационного обслуживания: изучение потребителей (выявление их информационных потребностей, особенностей информационного поведения, оценка уровня информационной культуры, выявление места информационной службы в структуре профессиональных коммуникаций и предпочтительных каналов получения профессиональной информации, выявление потребительских требований и ожиданий к уровню информационного обслуживания);

- формирование ресурсной базы: анализ информационного рынка; выявление, отбор, оценка, приобретение информационных ресурсов; выявление и анализ деловых партнеров, с которыми возможна кооперация при формировании ресурсной базы обслуживания;

- разработка или корректировка номенклатуры информационных продуктов и услуг с учетом жизненного цикла продуктов и услуг, предпочтений приоритетных целевых аудиторий;

- обеспечение качества подготовки и предоставления информационных продуктов и услуг путем внедрения менеджмента качества, разработки регламентов на подготовку информационной продукции и стандартов обслуживания; формирования обстановки, способствующей максимальному комфорту пользователей;

- продвижение информационных продуктов и услуг, формирование внутренней и внешней коммуникационной политики;

- анализ удовлетворенности пользователей качеством предоставляемых им услуг.

Эти компетенции формируются в процессе изучения таких дисциплин, как: «Информационный менеджмент», «Менеджмент качества», «Информационная поддержка проектов инновационного развития», «Управление информационными ресурсами», «Интеллектуальный

капитал предприятия», «Профессиональные коммуникации в научно-технической сфере», «Тайм-менеджмент», «Сервисная концепция развития библиотечно-информационной деятельности» и др.

Что позволяет нам с оптимизмом смотреть в будущее, разрабатывая учебно-методическое обеспечение новых направлений подготовки? Это:

- наши традиции, корпоративная культура;

- бережное отношение к научному наследию учителей, сохранение научной школы «технической библиографии - информационного управления», развитие новых направлений исследований, базирующихся на знании классических трудов;

- поддержание принципа «наука - образование»; проведение междисциплинарных исследований;

- креативность. На кафедре работают молодые, инновационные преподаватели, ориентированные на творческое взаимодействие со студентами, применение активных методик в обучении, привлечение студентов к решению проектных задач;

- вовлечение студентов в научную работу кафедры, постоянное обновление тематики курсовых и дипломных работ;

- связь с практикой: заказные темы практических, курсовых и дипломных работ, деловое сотрудничество с базами производственной практики;

- демократизм, поощрение инициативы, постоянное развитие. Бережное отношение к личности студента и преподавателя.

Примечания

1 Белогорская Т. А. Портрет в интерьере // История. Воспоминания. Документы: к 85-летию С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств / отв. ред. П. А. Подболотов. СПб.: СПбГУКИ, 2003. С. 188-193.

2 Минкина В. А. Техники среди гуманитариев // Там же. С. 193-200.

3 Подробнее см.: Соколов А. В. Приключения Информации на библиотечном факультете // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. 2012. № 3 (12), сент. С. 63-68.

4 Белогорская Т. А. Совершенствование профессиональной подготовки кадров для научно-технических библиотек в высшей школе: дис. ... канд. пед. наук / ЛГИК им. Н. К. Крупской. Л., 1977. 165 с.

5 Минкина В. А. От библиографии техники к информационному управлению: на пути к интеллект. преобразованию информации // НТИ. Сер. 1. 2003. № 6. С. 2-7; Брежнева В. В. От библиотечно-библиографического обслуживания к информационному сервису // Там же. С. 18-23; Зусьман О. М., Захарчук Т. В. От изучения научно-

технической литературы к информационным исследованиям II Там же. С. 11-17; Ляшенко Т. В. Преобразование информации средствами информационно-аналитических систем II Там же. С. 23-25; Рокицкая Э. Е. Интеллектуальное преобразование информации в управлении деятельностью организации II Там же. С. 7-11.

6 Минкина В. А., Рокицкая Э. Е. Информационный менеджмент как новое направление в подготовке специалистов по информации II Менеджмент и культура: сб. науч. тр. I С.-Петерб. гос. акад. культуры; ред. И. М. Болотников, Г. Л. Тульчинский. СПб.: СПбГАК, 1998. С. 28-36; Их же. Информационный менеджер: профессия востребованная временем II Гуманитарное образование: традиции и новации: ежегод. межвуз. науч.-метод. конф., 14-15 февр. 2001 г.: тез. докл. I Рос. акад. образования, Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, СПб. гос. гуманит. ун-т профсоюзов; ред. Л. А. Санкин; сост. В. И. Меденцев. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2001. С. 200-201.

7 Минкина В. А., Рокицкая Э. Е. Информационный

менеджмент как новое направление.; Их же. Информационный менеджер: профессия востребованная временем.

8 ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения // Сборник российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности / сост. Т. В. Захарчук. СПб.: Профессия, 2010. С. 9-36; Белогорская Т. А. Совершенствование профессиональной подготовки кадров.

9 Брежнева В. В. Процессный подход к подготовке специалистов информационной сферы // Информационные технологии в профессиональном образовании, научной и библиотечно-информационной деятельности: сб. науч. ст. / СПбГУКИ; науч. ред. В. В. Головин, Т. В. Ляшенко, А. В. Соколов. СПб.: СПбГУКИ, 2008. С. 13-19.

10 Справочник информационного работника / науч. ред. Р. С. Гиляревский, В. А. Минкина. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Профессия, 2007. 584 с.

11 ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения. С. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.