Научная статья на тему 'Курс «Основы информационной культуры» как условие формирования педагога-профессионала'

Курс «Основы информационной культуры» как условие формирования педагога-профессионала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ / ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / TEACHER’S PEDAGOGICAL CULTURE / TEACHER’S INFORMATION CULTURE / INFORMATION CULTURE OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS / INFORMATION CULTURE DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS / CURRICULA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вафина Елена Минхаеровна, Галимшина Регина Альфретовна

В статье раскрыто понятие «педагогическая культура учителя», рассмотрен её обязательный компонент «информационная культура», представлены содержательные компоненты информационной культуры педагога. Даны основные характеристики педагога, обладающего развитой педагогической культурой, и определены проблемы формирования информационной культуры студентов будущих педагогов. Приведен обзор опыта различных вузов по внедрению в учебный процесс дисциплин, разработанных на базе курса «Основы информационной культуры» творческого коллектива Кемеровского государственного института культуры под руководством Н. И. Гендиной. В свою очередь, авторами статьи предложена программа учебного курса «Основы информационной культуры» для студентов направления подготовки «Педагогическое образование», профиля подготовки «Русский язык», рассчитанная на четыре года обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вафина Елена Минхаеровна, Галимшина Регина Альфретовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the notion “teacher’s pedagogical culture”, considers its mandatory component “information culture”, and presents the content components of a teacher’s information culture. The authors give the main characteristics of a teacher with developed pedagogical culture, and define the problems of developing the information culture of students future teachers. The paper presents a review of various universities experience on introducing the disciplines developed on the basis of the course “Fundamentals of Information Culture” worked out by the creative team of Kemerovo State University of Culture and Arts under the supervision of N. I. Gendina in educational process. In turn, the paper presents a program of the educational course “Fundamentals of Information Culture” for students majoring in “Pedagogical Education”, specialization “Russian Language”, meant for four years of study.

Текст научной работы на тему «Курс «Основы информационной культуры» как условие формирования педагога-профессионала»

https://doi.org/10.30853/pedaqoqy.2019.1.10

Вафина Елена Минхаеровна, Галимшина Регина Альфретовна

КУРС "ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ" КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГА-ПРОФЕССИОНАЛА

В статье раскрыто понятие "педагогическая культура учителя", рассмотрен ее обязательный компонент -"информационная культура", представлены содержательные компоненты информационной культуры педагога. Даны основные характеристики педагога, обладающего развитой педагогической культурой, и определены проблемы формирования информационной культуры студентов - будущих педагогов. Приведен обзор опыта различных вузов по внедрению в учебный процесс дисциплин, разработанных на базе курса "Основы информационной культуры" творческого коллектива Кемеровского государственного института культуры под руководством Н. И. Гендиной. В свою очередь, авторами статьи предложена программа учебного курса "Основы информационной культуры" для студентов направления подготовки "Педагогическое образование", профиля подготовки "Русский язык", рассчитанная на четыре года обучения. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/4/2019/1 /10.html

Источник

Педагогика. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2019. Том 4. Выпуск 1. C. 46-51. ISSN 2500-0039.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2019/1 /

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: pednauki@gramota.net

УДК 371.13 Дата поступления рукописи: 15.02.2019

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.1.10

В статье раскрыто понятие «педагогическая культура учителя», рассмотрен её обязательный компонент -«информационная культура», представлены содержательные компоненты информационной культуры педагога. Даны основные характеристики педагога, обладающего развитой педагогической культурой, и определены проблемы формирования информационной культуры студентов - будущих педагогов. Приведен обзор опыта различных вузов по внедрению в учебный процесс дисциплин, разработанных на базе курса «Основы информационной культуры» творческого коллектива Кемеровского государственного института культуры под руководством Н. И. Гендиной. В свою очередь, авторами статьи предложена программа учебного курса «Основы информационной культуры» для студентов направления подготовки «Педагогическое образование», профиля подготовки «Русский язык», рассчитанная на четыре года обучения.

Ключевые слова и фразы: педагогическая культура учителя; информационная культура учителя; информационная культура студентов педагогических вузов; формирование информационной культуры; студенты педагогических вузов; учебные программы.

Вафина Елена Минхаеровна, к. пед. н.

Пермский государственный институт культуры elevafina@yandex.ru

Галимшина Регина Альфретовна

Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр, г. Казань reginakur95@yandex. гы

КУРС «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ» КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГА-ПРОФЕССИОНАЛА

Работа педагога заключается в реализации множества составляющих: учебной, воспитательной, организаторской, методической, научной, инновационной и других видов деятельности, различающихся по содержанию, функциональной направленности, форме и способам осуществления. В связи с этим её можно определить как сложноорганизованную деятельность. Важным условием для успешного выполнения педагогом профессиональной функции является его личная (индивидуальная) педагогическая культура. Она представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, необходимых в деятельности преподавателя. Ее главное назначение - способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению уровня его продуктивности. Педагогическая культура учителя определяется его личностными и психологическими качествами, интеллектуальными и организаторскими способностями, а также умениями и навыками эффективного осуществления учебно-воспитательной деятельности.

Учителя с развитой педагогической культурой отличает широкий кругозор, а также ряд личностных качеств, интеллектуальных умений (умение осуществлять различные приемы умственной деятельности: проводить анализ и синтез, сравнение, классификацию и систематизацию понятий и фактов, находить причинно-следственную связь, выделять общее, особенное, единичное и др.), организаторские способности и т.д.

Кроме этого, в период всеобщей информатизации неотъемлемой частью педагогической культуры становится информационная культура. Поэтому формирование информационной культуры выступает обязательным требованием к профессиональной подготовке педагога.

К определению понятия «информационная культура» привлечено внимание специалистов различных отраслей науки и практики. Полагаем, что информационную культуру следует рассматривать как часть общей культуры личности, которая включает ряд умений и навыков, позволяющих свободно ориентироваться в информационном пространстве, перерабатывать и осваивать любого рода информацию, а также производить и транслировать обществу качественно новые знания.

Для современного педагога (учителя) важно обладать достаточно высоким уровнем информационной культуры. Объективными факторами, требующими этого сегодня, выступают: необходимость работы с большими потоками информации, наукоёмкость педагогического труда, реалии дистанционного образования. Современному обществу, базирующемуся на информации и знаниях, необходим педагог, способный раскрыть в полной мере свой творческий потенциал, профессионально саморазвиваться и критически воспринимать потоки разнообразной информации (профессиональной, научной, деловой). Для эффективного осуществления поставленных перед ним задач современный педагог должен обладать целым комплексом личностных и профессиональных качеств. Успеха в деятельности может достичь только учитель, обладающий профессиональной компетентностью и развитой педагогической культурой. Сегодня не вызывает сомнений, что составной частью педагогической культуры является информационная культура учителя, определяемая как «сложное системное качество личности, являющееся разновидностью информационной культуры специалиста, обусловленное профессионально-педагогической деятельностью и отражающее уровень развития информационного мировоззрения и информационной компетентности педагога» [3].

Непременным условием успешной педагогической деятельности является формирование собственной информационной культуры, постоянное поддержание ее на необходимом уровне - условие авторитета современного педагога в школьной аудитории.

Сегодня информационная культура педагога становится предметом рассмотрения многих современных исследователей. Так, проблемы её формирования подробно представлены Е. В. Гнатышиной, Е. В. Даниль-чук, Г. И. Харченко, О. Н. Шиловой и др. Есть работы, посвященные формированию информационной культуры студентов - будущих педагогов в процессе вузовской подготовки (Е. А. Горнева, О. А. Ефименко, С. П. Иванова, И. С. Казаков, И. Г. Санникова и др.).

Роль учителя в формировании информационной культуры школьников представлена опытом работы педагогов из разных регионов России. Здесь можно отметить публикации Г. И. Бочкаревой, Т. Б. Рабсаловой, О. Е. Толоконцевой, Е. А. Трудорудо, И. В. Шатохиной и др.

Вопросами разработки учебных программ курса «Основы информационной культуры» для различных категорий пользователей библиотек, в том числе и для учителей, на протяжении многих лет активно занимается творческий коллектив Кемеровского государственного института культуры под руководством профессора Н. И. Гендиной.

Однако, несмотря на стремительность развития процесса информатизации, высокий уровень информационной культуры характерен не для всех педагогов. Следовательно, важность задачи её формирования требует самого пристального внимания.

Итак, информационная культура педагога неоспоримо является неотъемлемой составляющей (обязательным компонентом) его педагогической культуры, значимым показателем его профессионального развития. Сегодня в условиях глобальной информатизации общества в целом и сферы образования в частности формирование информационной культуры становится обязательным требованием к профессиональной подготовке педагога.

Как показал анализ литературы, информационная культура педагога - явление многокомпонентное. Существуют различные подходы к выделению её содержательных характеристик, но исследователи сходятся во мнении, что становление и развитие информационной культуры педагога предполагает формирование у него определенного мировоззрения, овладение им системой знаний, навыков и умений, помогающих осуществлять педагогическую деятельность с использованием информационных технологий [3-6].

Проблема формирования и повышения уровня информационной культуры особенно важна для студентов - будущих педагогов, так как во время обучения в вузе им приходится не только перерабатывать большие массивы информации, но и готовить себя к реализации различных функций учительского труда (информационной, ориентационной, гностической). На развитие информационной культуры будущего педагога непосредственное влияние оказывает социально-образовательная среда: преподаватели вуза, в котором обучается студент, однокурсники, средства массовой информации, Интернет [4]. Задача повышения уровня информационной культуры педагога возлагается, как правило, на вузовские библиотеки.

К сожалению, сложившаяся на сегодняшний день практика высшего образования свидетельствует о недостаточном внимании к формированию информационной культуры студентов, которая сводится или к освоению ее традиционной части: обучение основам библиотечно-библиографических знаний, или сосредоточенности на развитии умений и навыков работы с компьютерными и интернет-технологиями. Это подтверждает ограниченность решения проблемы развития информационной культуры личности. Правомерность данного тезиса подтверждается результатами исследований уровня информационной культуры студентов, проведенных в ряде государственных педагогических университетов, например, Томском [11] и Псковском [6].

Итоги этих исследований показывают, что многие студенты педагогического вуза не обладают необходимыми навыками поиска информации или же владеют ими частично, отдавая предпочтение источникам Интернета. Большинство опрошенных студентов испытывают трудности при переработке и восприятии научной информации. На наш взгляд, такая тенденция во многом обусловлена недооценкой необходимости формирования полноценной информационной культуры при обучении в педагогическом вузе со стороны самих студентов.

Для позитивного изменения ситуации педагогические вузы в разных объемах занимаются формированием информационной культуры студентов. Многие из них самостоятельно работают над созданием учебных программ специальных курсов или же адаптируют для своих условий и возможностей программы, разработанные научным коллективом под руководством профессора Н. И. Гендиной.

К сожалению, не все коллеги активно делятся опытом подготовки и внедрения подобных учебных программ и курсов. Знакомство с представленными в печатных и интернет-ресурсах материалами позволяет оценить как положительную работу следующих вузов: Томского государственного педагогического университета по внедрению спецкурса «Основы информационной культуры студента педагогического университета» [11]. Курс, разработанный на основе программы профессора Н. И. Гендиной «Основы информационной культуры личности», рассчитан на 72 часа [2]; Таганрогского государственного педагогического института по внедрению спецкурса «Основы информационной культуры учителя» [5]; Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург), в вузе был разработан курс для магистрантов, аспирантов и соискателей - «Информационные технологии в научно-исследовательской работе» [1].

В Российском государственном педагогическом университете (г. Москва) реализуется программа дополнительного образования «Информационная культура студентов в сети Интернет» для обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (бакалавриат) [12].

В Новосибирском государственном педагогическом университете в рамках модуля общекультурной подготовки «Технологии организации самостоятельной работы» на первом курсе очного отделения ведется факультативная дисциплина «Основы информационной культуры» [10].

В Ярославском государственном педагогическом университете имени К. Д. Ушинского курс «Основы информационно-библиотечной культуры» обеспечивает начальную подготовку студентов первого года обучения [8].

В Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете ведется курс «Основы информационной культуры» [9]. Цель занятий - предложить студентам первых курсов всех направлений подготовки систему информационных знаний, помочь выстроить алгоритм информационного поведения за счет выработки необходимых умений и навыков.

Таким образом, можно констатировать, что в педагогических вузах в той или иной степени ведется работа по исследованию и повышению уровня информационной культуры студентов. Наиболее распространенной и эффективной формой является проведение специального учебного курса «Основы информационной культуры». Программа спецкурса во многих случаях разрабатывается вузовскими библиотеками самостоятельно.

Результаты исследований специалистов, представленные в профессиональной педагогической литературе, показывают, что студенты - будущие педагоги нуждаются в повышении уровня информационной культуры. В связи с этим сегодня во всех педагогических вузах осуществляется работа по информационной подготовке будущих педагогов. Необходимость этого объясняется тем, что педагог сам является транслятором библиотечно-библиографических знаний. Сегодня каждый школьный учитель на уроке занимается информационной подготовкой учащихся. Существует множество форм и методов формирования информационной культуры школьников в процессе обучения, направленных на развитие навыков обработки информации, самостоятельной работы, аналитических способностей, критического мышления ребенка и т.д. Осуществление данной деятельности происходит как на уроках, так и во внеурочное время. Школьными педагогами разрабатываются программы, направленные на формирование информационного мировоззрения учащихся.

Процесс информационной подготовки педагога начинается еще в период обучения в вузе. Стоит отметить, что профильные высшие учебные заведения осознают важность и необходимость формирования информационной культуры будущих педагогов, определяемую как «многоуровневое образование, необходимая составляющая общей и профессионально-педагогической культуры личности будущего педагога, представляющая собой социально обусловленную совокупность ценностей, мотивов, качеств, способностей, знаний, умений, навыков, опыта информационной деятельности, решений задач учебно-познавательной, педагогической и исследовательской деятельности» [7, с. 13].

Однако зачастую занятия, проводимые по «Основам информационной культуры», проходят в рамках дополнительного образования или факультативов. На наш взгляд, отведение вузами «второстепенной» роли данному курсу является необоснованным, так как учебная деятельность студента напрямую связана с его информационной культурой. От того, в какой степени он умеет работать с информацией, зависят его успехи не только в учебной, но и в будущей профессиональной деятельности.

Закономерно, что наиболее низкий уровень информационной культуры наблюдается у первокурсников. Поэтому работа со студентами проводится, начиная уже с первого курса, но, к сожалению, в ряде случаев ограничивается только первым годом обучения. Также вузовские библиотеки занимаются развитием информационной культуры магистрантов и аспирантов, которое в большей степени сводится к обучению правилам написания и оформления научно-исследовательских работ и диссертаций и не распространяется далее обозначенных тем.

На протяжении многих лет самым эффективным методом формирования информационной культуры студентов остается проведение специального курса «Основы информационной культуры». Разработка программы спецкурса и его реализация в учебном процессе возлагаются, как правило, на специалистов вузовских библиотек.

Анализ ряда программ курсов по основам информационной культуры для будущих педагогов не дал нам желаемого результата: нам не удалось выявить программу, охватывающую все компоненты информационной культуры педагога. Большинство программ, которые реализуются в педагогических вузах, нацелены на слишком общее ознакомление первокурсников с имеющимися в библиотеке ресурсами, привитие навыков информационного поиска, оформления научных работ. Возможно, это связано с весьма ограниченными временными рамками курса (2-6 часов). Но при этом не учитывается и такой немаловажный фактор, как направление подготовки студентов, особенности их профилизации. Так, например, в большинстве рассмотренных нами программ (исключением является программа Новосибирского государственного педагогического университета) отсутствует раздел, посвященный профессиональным педагогическим ресурсам.

Изучив выявленные нами программы, мы посчитали необходимым разработать собственную программу по основам информационной культуры для студентов направления подготовки «Педагогическое образование», профиля «Русский язык», рассчитанную на полный курс обучения (четыре года). За основу нами взята учебная программа курса для учителей общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, предложенная профессором Н. И. Гендиной [2]. Ниже предлагаем описание содержания программы курса.

Не подвергается сомнению, что при составлении программы курса необходимо учитывать профиль подготовки студентов и ориентировать содержание учебного материала (разделы и темы учебной программы) на ту или иную предметную область, для работы в которой готовятся студенты конкретного направления и профиля подготовки: математика, русский язык, психология, физкультура и спорт и т.д.

Цель курса «Основы информационной культуры» - предложить студенту систему знаний, помочь сформировать умения и выработать навыки информационного самообеспечения учебной, научно-исследовательской и профессиональной деятельности; подготовить специалиста, способного в будущем формировать информационную культуру учащихся. Для достижения цели необходимо реализовать следующие задачи:

1) ознакомление с составом информационных ресурсов по педагогическим наукам;

2) формирование поискового поведения обучаемого за счет овладения рациональными приемами и способами поиска информации в соответствии с профессиональными информационными потребностями;

3) овладение приемами аналитико-синтетической переработки текстов и информации;

4) освоение технологии подготовки результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности и их оформления;

5) изучение возможностей использования новых информационных технологий в деятельности, развитие умений и навыков пользования компьютером для работы с информацией;

6) овладение методикой формирования информационной культуры школьников на уроках и через внеурочную деятельность.

Решению данных задач способствует структура курса, который представлен четырьмя крупными разделами, рассчитанными на 4 года обучения соответственно. Общий объем курса составляет 162 часа, из них 106 часов аудиторных занятий, включая 76 часов лекционных, 26 часов практических и 4 часа индивидуальных занятий. На самостоятельную работу отводится 56 часов.

Раздел I. Библиотека как источник получения профессиональной информации.

Раздел II. Система педагогических и филологических ресурсов.

Раздел III. Технология переработки источников информации в профессиональной деятельности учителя русского языка.

Раздел IV. Роль учителя в формировании информационной культуры школьников.

Раздел «Библиотека как источник получения профессиональной информации» осваивается студентами на первом курсе, рассчитан на 50 аудиторных часов, из которых 24 часа - лекционных занятий, 10 часов - практических занятий, 16 часов отводится на самостоятельную работу студента.

В рамках данного раздела рассматриваются понятия «информационная культура» и «информатизация общества». Студентов знакомят с деятельностью фундаментальной библиотеки своего вуза: историей, функциями, структурой, правилами пользования.

Также дается характеристика первичного и вторичного документального потока документов, типологии изданий, принятой в соответствии с действующим стандартом. Раскрывается справочно-библиографический аппарат библиотеки конкретного вуза: система традиционных каталогов и картотек, электронный каталог. Уделяется внимание рассмотрению веб-сайта библиотеки и электронных библиотечных систем (ЭБС), доступ к которым предоставляет библиотека вуза.

Следующая тема данного раздела посвящена фондам библиотеки конкретного вуза. Особое внимание следует уделить изучению библиографических и информационных ресурсов по педагогике.

Первокурсники также учатся правилам оформления справочного аппарата научной работы, в частности, составлению библиографического описания документа в соответствии с принятыми стандартами. Отдельно рассматривается технология подготовки курсовой работы. Полагаем, что для раскрытия содержания последнего вопроса следует привлечь преподавателей выпускающей кафедры, реализующих руководство курсовыми работами.

Освоение лекционного материала закрепляется выполнением практических и самостоятельных работ по пройденным темам: «Составление библиографической записи книг одного, трех, четырех и более авторов», «Поиск литературы по алфавитному каталогу и заполнение "Требования"», «Обзор веб-сайта библиотеки вуза», «Поиск литературы по заданной теме по электронному каталогу библиотеки вуза».

Изучение первого раздела курса можно завершить проведением библиографической игры или конкурсом на библиотечную тематику. Итоговое мероприятие дополняется книжной выставкой. На ней следует представить методические пособия по оформлению рефератов и курсовых работ; стандарты, регламентирующие правила составления библиографических записей.

Темы раздела «Система педагогических и филологических ресурсов» изучаются в третьем семестре на втором курсе. Общее количество часов составляет 32 (16 часов лекционных занятий, 6 - практических занятий, 10 - самостоятельной работы).

Занятия направлены на ознакомление будущих педагогов с профессиональными информационными ресурсами. Студенты изучают закономерности развития и функционирования документального потока по педагогике: динамику роста, старение и актуализацию, рассеяние и концентрацию публикаций. Приобретают навыки использования этих знаний в профессиональной деятельности учителя.

Также в рамках данного раздела студентов знакомят с понятием ГСНТИ (Государственная система научно-технической информации): её целями, задачами, принципами построения, структурой.

Раскрываются особенности деятельности национальных центров педагогической информации. Происходит знакомство с возможностями библиотек, предоставляющих информационные продукты и услуги учителям, и информационно-методическими центрами при органах управления образованием в системе информационного обеспечения педагогов.

По завершению лекционного материала по данной теме программой предусматривается проведение семинарского занятия, посвященного деятельности библиотек, обеспечивающих сферу образования информационными продуктами и услугами.

Следующим предметом рассмотрения в рамках второго раздела курса «Основы информационной культуры» является система информационных ресурсов по филологии.

Так, студентам предлагается познакомиться с системой справочных и библиографических изданий по русской филологии. Дается обзор профессиональных периодических изданий по русской филологии.

Отдельное внимание необходимо уделить системе филологических ресурсов в сети Интернет, таким как русский филологический портал Philology.ru, гуманитарная онлайн-библиотека E-Lingvo.net, справочно-информационный портал «Русский язык» (http://www.gramota.ru/). Изучаются их структура, содержательное наполнение разделов, поисковые возможности и др.

По завершению темы выполняется практическая работа «Обзор информационных порталов по филологии». Формой итогового контроля выступает зачет, предполагающий проведение тестирования студентов по всему разделу.

На третьем курсе студентами осваивается раздел «Технология переработки источников информации в профессиональной деятельности учителя русского языка». На его освоение отводится 46 аудиторных часов, из них 24 часа - лекционных, 8 часов - практических занятий, 14 часов - самостоятельной работы.

В рамках данного раздела рассматриваются понятие, назначение и виды аналитико-синтетической переработки информации (АСПИ), технология АСПИ. Более подробно, чем на первом курсе, студенты знакомятся с вторичным документом как результатом АСПИ, его видами.

Отдельные темы посвящены изучению учебной и научной литературы как объектов АСПИ. Рассматриваются их типология, место в формировании профессиональных качеств педагога, взаимосвязь с этапами научного исследования и др.

Также в рамках данного раздела студенты овладевают рациональными приемами интеллектуальной работы с текстами документов. Детально изучаются различные формы свертывания информации: реферат, аннотация, конспект и др. Проводится их сравнительный анализ, рассматриваются назначение и функции в учебной, научно-исследовательской и самообразовательной деятельности учителя.

Наибольшее количество часов уделяется освоению формализованной методики АСПИ: её сущности, целям, задачам и условиям применения. В рамках данной темы подробно рассматривается методика формализованной подготовки различных видов вторичных документов: рефератов (экстракта, индикативного, смешанного типа, информативного), обзоров (библиографических, реферативных), справочных и рекомендательных аннотаций и т.д.

Изучение темы предполагает выполнение большого количества практических заданий по подготовке различных видов аннотаций, рефератов, рецензий и др. Многие практические задания выносятся на часы, предназначенные для самостоятельной работы студентов.

Формой итогового контроля является зачет.

Завершающим этапом в освоении предлагаемого курса «Основы информационной культуры» является изучение раздела «Роль учителя в формировании информационной культуры школьников». Введение данного раздела в программу является основной отличительной чертой разработанного нами курса. Раздел рассчитан на студентов, обучающихся на четвертом курсе. На его изучение отводится 34 часа, из которых 12 часов приходится на лекционные занятия, 2 часа - на практические занятия, 16 часов - на самостоятельную работу и 4 часа - на индивидуальные занятия.

Данный раздел ориентирован на подготовку студентов как будущих трансляторов информационных знаний в школьной аудитории. В его рамках будущие педагоги знакомятся с сущностью, особенностями и характеристиками информационной культуры школьника и приходят к осознанию роли учителя в её становлении и развитии, овладевают методикой формирования информационной культуры учащихся на уроках русского языка.

Отдельная тема посвящена внеурочной деятельности учителя по развитию информационной грамотности учащихся. Здесь будет уделено внимание технологии разработки программы дополнительного образования по привитию информационной культуры школьникам, вопросам организации литературных кружков и вечеров, руководства исследовательской деятельностью учащихся и другим формам внеклассной деятельности учителя русского языка по развитию информационной грамотности своих подопечных.

В итоге, прослушав лекционный материал, каждый студент самостоятельно должен составить учебную программу дополнительного образования «Учимся работать с информацией» для учащихся 5-8 классов. Предусмотрены индивидуальные консультации по составлению такой программы.

Изучение последнего раздела курса завершается защитой проекта программы дополнительного образования.

Полагаем, что предложенная нами программа «Основы информационной культуры» может стать эффективной за счет большого количества практических занятий и значительного времени, предназначенного для самостоятельной работы студентов. Как показывает опыт вузовских библиотек, зачастую студенты отводят второстепенную роль данной дисциплине, считая её факультативной, «необязательной». На наш взгляд, внедрение в программу таких нетрадиционных форм контроля, как библиографическая игра, защита проектов будет способствовать повышению заинтересованности в курсе со стороны его слушателей.

В результате изучения данного курса планируется сформировать у студентов способность к обобщению, анализу, восприятию информации; готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации.

Предлагаемая нами программа, рассчитанная на студентов филологического факультета, может быть адаптирована к внедрению в учебную программу на других факультетах путем изменения содержания некоторых разделов (тем) в зависимости от специфики профиля подготовки. Стоит отметить, что составители программы видели свою основную цель, прежде всего, в содержательном наполнении курса. Поэтому объем и распределение количества часов в тематическом плане носят достаточно условный характер и при необходимости могут быть подвергнуты корректировке в зависимости от условий вуза и уровня информационной культуры слушателей.

На наш взгляд, именно целостная совокупность представленных разделов и тем позволит сформировать у будущих педагогов систему информационных знаний и умений, а на их основе - информационных компетенций, обеспечивающих успешную работу не только по информационному самообеспечению, но и формированию информационной культуры других членов общества.

Список источников

1. Блимготова Н. Б. Влияние образовательных сетевых ресурсов на профессиональную и информационную культуру педагога // Библиотека и формирование информационной культуры общества: материалы Межрегион. науч.-практ. конф. (6-8 ноября 2013 г.) / Урал. федер. ун-т им. Б. Н. Ельцина. Екатеринбург, 2013. С. 36-47.

2. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины: учеб.-метод. пособие. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. 512 с.

3. Гнатышина Е. В. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога профессионального обучения [Электронный ресурс]. URL: http://www.yafalian.ru/konfer/051.pdf (дата обращения: 25.03.2018).

4. Горнева Е. А. Информационная культура будущих педагогов: сущность, аспекты, процесс формирования [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-kultura-buduschih-pedagogov-suschnost-aspekty-protsess-formirovaniya (дата обращения: 25.03.2018).

5. Ефименко О. А. Развитие информационной культуры будущего учителя информатики посредством внедрения в учебный процесс специального курса «Основы информационной культуры учителя» [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-informatsionnoy-kultury-buduschego-uchitelya-informatiki-posredstvom-vnedreniya-v-uchebnyy-protsess-spetsialnogo-kursa#ixzz3Zpwe6bAW (дата обращения: 25.03.2018).

6. Иванова С. П., Попова М. В. Исследование информационной культуры студентов - будущих педагогов [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.rU/artide/n/issledovanie-informatsionnoy-kultury-studentov-buduschih-pedagogov (дата обращения: 25.03.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Казаков И. С. Формирование готовности к саморазвитию информационной культуры у студентов педагогического вуза: автореф. дисс. ... к. пед. н. Майкоп, 2006. 26 с.

8. Основы информационно-библиотечной культуры: программа курса / Ярослав. гос. пед. ун-т; Фундаментальная библиотека. Ярославль, 2012. URL: http://yspu.org/Программа_курса_«Основы_информационно-библиотечной_ культуры» (дата обращения: 26.03.2019).

9. Основы информационной культуры: программа для студентов / Пермский гос. гуманит.-пед. ун-т; Фундаментальная библиотека. Пермь, 2014. 9 с.

10. Основы информационной культуры [Электронный ресурс]: учеб.-метод. комплекс / Новосиб. гос. пед. ун-т; сост. Н. А. Проходова, Э. С. Бауман; ред. Т. Н. Широкова. Новосибирск: НГПУ, 2013. 192 с. URL: https://lib.nspu.ru/readers/ izdat/osnovy-informatsionnoy-kultury.php?sphrase_id=514521 (дата обращения: 25.03.2018).

11. Санникова И. Г. Формирование информационной культуры студентов педагогического университета как актуальная педагогическая проблема // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 6. С. 14-17.

12. Федорова А. П. Образовательно-воспитательное пространство сети Интернет как средство формирования информационной культуры студентов // Молодой ученый. 2014. № 5 (64). С. 82-85.

THE COURSE "FUNDAMENTALS OF INFORMATION CULTURE" AS A CONDITION FOR A PEDAGOGUE-PROFESSIONAL'S DEVELOPMENT

Vafina Elena Minkhaerovna, Ph. D. in Pedagogy Perm State Institute of Culture elevafina@yandex. ru

Galimshina Regina Al'fretovna

Republican Medical Library and Information Center, Kazan reginakur95@yandex. ru

The article reveals the notion "teacher's pedagogical culture", considers its mandatory component - "information culture", and presents the content components of a teacher's information culture. The authors give the main characteristics of a teacher with developed pedagogical culture, and define the problems of developing the information culture of students - future teachers. The paper presents a review of various universities experience on introducing the disciplines developed on the basis of the course "Fundamentals of Information Culture" worked out by the creative team of Kemerovo State University of Culture and Arts under the supervision of N. I. Gendina in educational process. In turn, the paper presents a program of the educational course "Fundamentals of Information Culture" for students majoring in "Pedagogical Education", specialization "Russian Language", meant for four years of study.

Key words and phrases: teacher's pedagogical culture; teacher's information culture; information culture of pedagogical university students; information culture development; pedagogical university students; curricula.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.