Научная статья на тему 'Опыт использования безлимитной балльной системы оценки уровня сформированности экологических компетенций'

Опыт использования безлимитной балльной системы оценки уровня сформированности экологических компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ / ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ / EDUCATIONAL MODULE / DIDACTIC MATERIALS / ECOLOGICAL COMPETENCES / CURRENT CONTROL / EVALUATION OF THE LEVEL OF COMPETENCE FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глазачев С. Н., Косоножкин В. И.

Обсуждаются результаты оценки эффективности формирования экологических компетенций с использованием комплекта дидактических материалов для студентов гуманитарных вузов «Экология». Приводятся результаты экспериментальной проверки предложенной системы текущего контроля уровня сфомированности компетенций с использованием безлимитного балльного показателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of the use of unlimited ball-system of evaluation of ecological competences

The authors present results of the evaluation of the effectiveness of formation of ecological competences with the use of a complex of didactic materials Ecology for humanities universities. The article provides the results of the experimental work of the system of control of the level of formation of the competences with the use of unlimited ball indicators.

Текст научной работы на тему «Опыт использования безлимитной балльной системы оценки уровня сформированности экологических компетенций»

Гуманитарные технологии в высшем профессиональном образовании

С.Н. Глазачев, В.И. Косоножкин

Опыт использования безлимитной балльной системы оценки уровня сформированности экологических компетенций

Обсуждаются результаты оценки эффективности формирования экологических компетенций с использованием комплекта дидактических материалов для студентов гуманитарных вузов «Экология». Приводятся результаты экспериментальной проверки предложенной системы текущего контроля уровня сфомиро-ванности компетенций с использованием безлимитного балльного показателя. Ключевые слова: образовательный модуль, дидактические материалы, экологические компетенции, текущий контроль, оценка уровня сфомированности компетенций.

В 2011 г. на базе образовательного модуля «Введение в экологию» нами был разработан экспериментальный комплект дидактических материалов для студентов гуманитарных вузов под общим названием «Экология» [4]. Комплект состоит из двух частей и включает шесть базовых тем.

I. Основы экологических знаний.

1. История и структура современной экологии.

2. Организм и среда. Экологические факторы.

3. Сообщества и экосистемы в биосфере.

II. Экология и устойчивое развитие.

1. Экологический вызов и устойчивое развитие цивилизации.

2. Индикаторы устойчивого развития.

3. Оценка экологической опасности.

При подготовке комплекта дидактических материалов для студентов гуманитарных вузов основной акцент в содержании был сделан на изучении глобальных экологических проблем, проблем устойчивого развития, актуальных вопросов социальной экологии. Материал образовательного модуля «Введение в экологию» был значительно переработан и сокращен за счет исключения разделов и заданий, ориентированных на дальнейшее углубленное изучение профессиональных экологических дисциплин. В то же время из фонда базовых тем образовательного модуля «Основы экологии» была добавлена тема «Организм и среда. Экологические факторы», имеющая важное значение при формировании большинства экологических компетенций. Также были добавлены две лабораторные работы, позволяющие бакалаврам гуманитарного направления получить навыки инструментального измерения с помощью простых приборов и оборудования.

Определенные опасения были связаны с уровнем мотивации будущих бакалавров при изучении «непрофильной» дисциплины, поэтому была изменена система текущего контроля уровня сфомированности компетенций. Хотя большинство средств текущего контроля, включая тестирование и контрольные работы, сохранились, была исключена прямая негативная оценка результатов работы («неудовлетворительно» и т.п.). Результаты текущего контроля оценивались в баллах и суммировались нарастающим итогом. Таким образом, единственным индикатором эффективности освоения учебных материалов служила сумма набранных баллов (таблица 1).

Второй отличительной особенностью работы с учебным комплектом «Экология» стало исключение обязательных заданий - все виды заданий выполнялись по выбору студента и оценивались в баллах. Базовая «цена» (в баллах) всех видов заданий, включая вопросы и тесты, объявлялась заранее. Реальная сумма баллов зависела от качества проделанной работы и могла быть как выше, так и ниже базовой. Поскольку при такой системе начисления баллов отсутствует верхний предел суммы баллов, она может быть названа «безлимитной». Элементы подобной системы использовались нами и ранее, поэтому для многих заданий и проектов сложилась определенная базовая оценка и существовали образцы выполнения заданий. Единственным жестко установленным параметром в «безлимит-ной» системе служит минимальная сумма баллов, гарантирующая допуск к зачету (экзамену) без прохождения процедуры коррекции. В данном случае эта сумма составляла 2500 баллов. Результаты подсчета баллов, которые обновлялись и публиковались регулярно в виде так называемого «Рейтинг-листа», вызывали повышенный интерес со стороны студентов,

технологии

Гуманитарные технологии в высшем профессиональном образовании

обращающих внимание на любые изменения. Можно утверждать, что для большинства студентов место в рейтинг-листе (ранг) имеет реальное значение, а сам рейтинг-лист становится дополнительным средством, повышающим уровень мотивации учебной деятельности.

Таблица 1.

Результаты работы с комплектом дидактических материалов

«Экология»

ФИО Итог текущей работы Традиционная оценка

баллы % к среднему

1. Б.В. 8075 194 5 (отлично)

2. М.Г. 6450 155 5 (отлично)

3. И.Н. 6125 147 5 (отлично)

4. Д.Е. 6025 145 5 (отлично)

5. К.Е. 5540 133 5 (отлично)

6. А.О. 5000 120 5 (отлично)

7. А.М. 5000 120 5 (отлично)

8. З.А. 5000 120 5 (отлично)

9. С.О. 5000 120 5 (отлично)

10. А.Е. 4250 102 5 (отлично)

11. П.А. 4175 100 5 (отлично)

12. М.С. 4150 100 4 (хорошо)

13. Н.А. 4125 99 4 (хорошо)

14. П.Н. 3725 89 4 (хорошо)

15. К.Д. 3375 81 4 (хорошо)

16. К.Е. 3300 79 4 (хорошо)

17. Р.Х. 3050 73 4 (хорошо)

18. П.П. 2925 70 4 (хорошо)

19. Г.А. 2750 66 4 (хорошо)

20. Д.Т. 2500 60 4 (хорошо)

21. Г.А. 2150 52 3(удовлетворительно)

22. И.А. 1950 47 3 (удовлетворительно)

23. О.Е. 1150 28 3 (удовлетворительно)

Среднее 4165 100 4,35

Наши надежды на активизацию работы студентов полностью оправдались: почти 90% будущих бакалавров успешно преодолели отметку в 2500 баллов (таблица 1). Были выполнены все запланированные и многие дополнительные задания. Неподдельный интерес вызвали лабораторные работы - от студентов, пропустивших эти работы по уважительной причине, поступила просьба предоставить им возможность выполнить

«лабораторки» в дополнительное время. Можно считать, что в значительной мере удалось реализовать на практике идеи субъект-субъектно-го взаимодействия, идеи сотрудничества и сотворчества: более 20 новых заданий (от простых тестов до творческих проектов) были сформулированы непосредственно в ходе аудиторных работ. Большинство из них впоследствии были выполнены и прекрасно оформлены студентами, аль

пополнив фонды средств формирования экологических компетенций и и образцов выполнения заданий (например, проекты «Международный индекс счастья», «Гипотеза Гея», «РИ0+20», «Глобальное потепление»).

В то же время четкая структура базовых тем позволила полностью выполнить учебную программу. Все студенты успешно сдали итоговый дифференцированный зачет по традиционной системе: 48% получили оценку «отлично», 39% - «хорошо» и 13% - «удовлетворительно».

Очевидно, что в «безлимитной» системе оценки уровня сфомиро-ванности экологических компетенций невозможно заранее установить итоговую сумму баллов, что затрудняет единую трактовку полученных результатов. Для преодоления этих затруднений нами предложен относительный показатель - оценка результата в процентах к средней сумме баллов для данной группы студентов (таблица 1). Сугубо предварительные результаты исследований показывают удивительное совпадение предложенного показателя с традиционной оценкой (в отличие, например, от итогового рейтинга по 100-балльной шкале): диапазон «более 100%» соответствует оценке «отлично», 99-60% - «хорошо», 59-30% -«удовлетворительно» (таблица 1).

В заключение необходимо подчеркнуть, что неформальную сущность модульной технологии формирования экологических компетенций и ее потенциальную эффективность предопределяет качество дидактических материалов. Фактическая (реализованная) эффективность любой образовательной технологии зависит от личностных качеств обучающегося, компетентности преподавателя и образовательной среды вуза.

Библиографический список

1. Глазачева А.О., Гагарин А.В., Глазачев С.Н. Экологическая компетентность будущего специалиста в пространстве дизайн-образования: Учебное пособие. М., 2011.

2. Глазачев С.Н., Косоножкин В.И. Введение в экологию. Образовательный модуль: Учебное пособие. М., 2009.

3. Глазачев С.Н., Косоножкин В.И. Основы экологии. Фонды тестов и контрольных работ: Учебное пособие. М., 2010.

4. Глазачев С.Н., Косоножкин В.И. Экология. Комплект дидактических материалов для студентов гуманитарных вузов. Части 1-2. М., 2011.

технологии

Гуманитарные технологии в высшем профессиональном образовании

5. Глазачев С.Н., Перфилова О.Е. Экологическая компетентность. Становление, проблемы, перспективы: Учебное пособие. М., 2008.

6. Дурнева Е.Л., Нечаев В. Д. Построение компетентностной модели выпускника МГГУ им. М. А. Шолохова: Учебное пособие. М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.