Гуманитарные технологии в высшем профессиональном образовании
С.Н. Глазачев, В.И. Косоножкин
Опыт использования безлимитной балльной системы оценки уровня сформированности экологических компетенций
Обсуждаются результаты оценки эффективности формирования экологических компетенций с использованием комплекта дидактических материалов для студентов гуманитарных вузов «Экология». Приводятся результаты экспериментальной проверки предложенной системы текущего контроля уровня сфомиро-ванности компетенций с использованием безлимитного балльного показателя. Ключевые слова: образовательный модуль, дидактические материалы, экологические компетенции, текущий контроль, оценка уровня сфомированности компетенций.
В 2011 г. на базе образовательного модуля «Введение в экологию» нами был разработан экспериментальный комплект дидактических материалов для студентов гуманитарных вузов под общим названием «Экология» [4]. Комплект состоит из двух частей и включает шесть базовых тем.
I. Основы экологических знаний.
1. История и структура современной экологии.
2. Организм и среда. Экологические факторы.
3. Сообщества и экосистемы в биосфере.
II. Экология и устойчивое развитие.
1. Экологический вызов и устойчивое развитие цивилизации.
2. Индикаторы устойчивого развития.
3. Оценка экологической опасности.
При подготовке комплекта дидактических материалов для студентов гуманитарных вузов основной акцент в содержании был сделан на изучении глобальных экологических проблем, проблем устойчивого развития, актуальных вопросов социальной экологии. Материал образовательного модуля «Введение в экологию» был значительно переработан и сокращен за счет исключения разделов и заданий, ориентированных на дальнейшее углубленное изучение профессиональных экологических дисциплин. В то же время из фонда базовых тем образовательного модуля «Основы экологии» была добавлена тема «Организм и среда. Экологические факторы», имеющая важное значение при формировании большинства экологических компетенций. Также были добавлены две лабораторные работы, позволяющие бакалаврам гуманитарного направления получить навыки инструментального измерения с помощью простых приборов и оборудования.
Определенные опасения были связаны с уровнем мотивации будущих бакалавров при изучении «непрофильной» дисциплины, поэтому была изменена система текущего контроля уровня сфомированности компетенций. Хотя большинство средств текущего контроля, включая тестирование и контрольные работы, сохранились, была исключена прямая негативная оценка результатов работы («неудовлетворительно» и т.п.). Результаты текущего контроля оценивались в баллах и суммировались нарастающим итогом. Таким образом, единственным индикатором эффективности освоения учебных материалов служила сумма набранных баллов (таблица 1).
Второй отличительной особенностью работы с учебным комплектом «Экология» стало исключение обязательных заданий - все виды заданий выполнялись по выбору студента и оценивались в баллах. Базовая «цена» (в баллах) всех видов заданий, включая вопросы и тесты, объявлялась заранее. Реальная сумма баллов зависела от качества проделанной работы и могла быть как выше, так и ниже базовой. Поскольку при такой системе начисления баллов отсутствует верхний предел суммы баллов, она может быть названа «безлимитной». Элементы подобной системы использовались нами и ранее, поэтому для многих заданий и проектов сложилась определенная базовая оценка и существовали образцы выполнения заданий. Единственным жестко установленным параметром в «безлимит-ной» системе служит минимальная сумма баллов, гарантирующая допуск к зачету (экзамену) без прохождения процедуры коррекции. В данном случае эта сумма составляла 2500 баллов. Результаты подсчета баллов, которые обновлялись и публиковались регулярно в виде так называемого «Рейтинг-листа», вызывали повышенный интерес со стороны студентов,
технологии
Гуманитарные технологии в высшем профессиональном образовании
обращающих внимание на любые изменения. Можно утверждать, что для большинства студентов место в рейтинг-листе (ранг) имеет реальное значение, а сам рейтинг-лист становится дополнительным средством, повышающим уровень мотивации учебной деятельности.
Таблица 1.
Результаты работы с комплектом дидактических материалов
«Экология»
ФИО Итог текущей работы Традиционная оценка
баллы % к среднему
1. Б.В. 8075 194 5 (отлично)
2. М.Г. 6450 155 5 (отлично)
3. И.Н. 6125 147 5 (отлично)
4. Д.Е. 6025 145 5 (отлично)
5. К.Е. 5540 133 5 (отлично)
6. А.О. 5000 120 5 (отлично)
7. А.М. 5000 120 5 (отлично)
8. З.А. 5000 120 5 (отлично)
9. С.О. 5000 120 5 (отлично)
10. А.Е. 4250 102 5 (отлично)
11. П.А. 4175 100 5 (отлично)
12. М.С. 4150 100 4 (хорошо)
13. Н.А. 4125 99 4 (хорошо)
14. П.Н. 3725 89 4 (хорошо)
15. К.Д. 3375 81 4 (хорошо)
16. К.Е. 3300 79 4 (хорошо)
17. Р.Х. 3050 73 4 (хорошо)
18. П.П. 2925 70 4 (хорошо)
19. Г.А. 2750 66 4 (хорошо)
20. Д.Т. 2500 60 4 (хорошо)
21. Г.А. 2150 52 3(удовлетворительно)
22. И.А. 1950 47 3 (удовлетворительно)
23. О.Е. 1150 28 3 (удовлетворительно)
Среднее 4165 100 4,35
Наши надежды на активизацию работы студентов полностью оправдались: почти 90% будущих бакалавров успешно преодолели отметку в 2500 баллов (таблица 1). Были выполнены все запланированные и многие дополнительные задания. Неподдельный интерес вызвали лабораторные работы - от студентов, пропустивших эти работы по уважительной причине, поступила просьба предоставить им возможность выполнить
«лабораторки» в дополнительное время. Можно считать, что в значительной мере удалось реализовать на практике идеи субъект-субъектно-го взаимодействия, идеи сотрудничества и сотворчества: более 20 новых заданий (от простых тестов до творческих проектов) были сформулированы непосредственно в ходе аудиторных работ. Большинство из них впоследствии были выполнены и прекрасно оформлены студентами, аль
пополнив фонды средств формирования экологических компетенций и и образцов выполнения заданий (например, проекты «Международный индекс счастья», «Гипотеза Гея», «РИ0+20», «Глобальное потепление»).
В то же время четкая структура базовых тем позволила полностью выполнить учебную программу. Все студенты успешно сдали итоговый дифференцированный зачет по традиционной системе: 48% получили оценку «отлично», 39% - «хорошо» и 13% - «удовлетворительно».
Очевидно, что в «безлимитной» системе оценки уровня сфомиро-ванности экологических компетенций невозможно заранее установить итоговую сумму баллов, что затрудняет единую трактовку полученных результатов. Для преодоления этих затруднений нами предложен относительный показатель - оценка результата в процентах к средней сумме баллов для данной группы студентов (таблица 1). Сугубо предварительные результаты исследований показывают удивительное совпадение предложенного показателя с традиционной оценкой (в отличие, например, от итогового рейтинга по 100-балльной шкале): диапазон «более 100%» соответствует оценке «отлично», 99-60% - «хорошо», 59-30% -«удовлетворительно» (таблица 1).
В заключение необходимо подчеркнуть, что неформальную сущность модульной технологии формирования экологических компетенций и ее потенциальную эффективность предопределяет качество дидактических материалов. Фактическая (реализованная) эффективность любой образовательной технологии зависит от личностных качеств обучающегося, компетентности преподавателя и образовательной среды вуза.
Библиографический список
1. Глазачева А.О., Гагарин А.В., Глазачев С.Н. Экологическая компетентность будущего специалиста в пространстве дизайн-образования: Учебное пособие. М., 2011.
2. Глазачев С.Н., Косоножкин В.И. Введение в экологию. Образовательный модуль: Учебное пособие. М., 2009.
3. Глазачев С.Н., Косоножкин В.И. Основы экологии. Фонды тестов и контрольных работ: Учебное пособие. М., 2010.
4. Глазачев С.Н., Косоножкин В.И. Экология. Комплект дидактических материалов для студентов гуманитарных вузов. Части 1-2. М., 2011.
технологии
Гуманитарные технологии в высшем профессиональном образовании
5. Глазачев С.Н., Перфилова О.Е. Экологическая компетентность. Становление, проблемы, перспективы: Учебное пособие. М., 2008.
6. Дурнева Е.Л., Нечаев В. Д. Построение компетентностной модели выпускника МГГУ им. М. А. Шолохова: Учебное пособие. М., 2010.