Ю.М. Гришаева
информатизация и экологизация как объективные тенденции модернизации высшего образования1
В работе анализируются некоторые тенденции модернизации современного высшего профессионального образования в актуальных аспектах информатизации и экологизации. рассматривается компетентностью подход как механизм самоорганизации индивидуального эколого-образовательного пространства в проблемном поле информационной экологии.
Ключевые слова: информатизация, экологизация, модернизация, самоорганизация, компетентностный подход.
Современные тенденции качественного культурного перехода человеческой популяции характеризуются объективной интенсификацией информатизации социальной среды, а также одновременным усилением значимости перспектив экологического развития информационного общества. Не будет преувеличением констатация того факта, что сегодня человек находится в зависимости от условий информатизации, а значит, информация выступает в качестве важнейшего фактора обеспечения
1 Статья подготовлена при поддержке РГНФ «Экология человека: фактор культуры. Развитие экологической культуры детей и молодежи в информационном обществе» (проект № 13-06-00479).
37
технологии
Информационное общество и экологическая культура
функционирования социоантропоэкосистемы. В связи с этим экология как наука о взаимосвязях живых организмов (включая человека) с окружающей средой все отчетливей приобретает статус постнеклассической науки, актуальность которой находит все более новые выходы на качественные аспекты социальной жизнедеятельности человека: «...экологическая культура - это культура поведения, самореализации - каждой личности, малых и больших социальных групп. Г лавными характеристиками такого поведения является ориентация не на бесконечное увеличение объема своей производственной и потребительской деятельности, а на ее оптимизацию, качественное совершенствование, исключение как в труде, так и в потреблении ненужного, лишнего, избыточного, и потому мешающего. Охрана от засорения веществом, энергией, информацией глобальной, окружающей все человечество среды невозможна, если не выработаны навыки незасорения на индивидуальном уровне» [3].
Согласно задачам, изложенным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), экологическая политика направлена на улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики, экологически конкурентоспособных производств. В качестве основных направлений экологической политики России определены: экология производства, экология человека, экологический бизнес и экология природной среды, предполагающие соответственно: поэтапное сокращение негативного воздействия на окружающую среду антропогенных источников; создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения; создание эффективного экологического сектора экономики; сохранение природной среды [5]. Успешная реализация Россией программы экологического развития должна стать важнейшим вкладом страны в сохранение глобального биосферного потенциала и поддержание глобального экологического равновесия. Согласно государственной стратегии «основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года», одной из основных задач государственной политики в области экологического развития выступает формирование экологической культуры, развитие экологического воспитания и образования. В качестве основных механизмов реализации поставленных в документе задач, предусмотрены: «формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодежи, экологически ответственного мировоззрения»; «включение вопросов охраны окружающей среды в новые образовательные
стандарты; обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся; государственная поддержка деятельности образовательных учреждений, |
осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды...; и
включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы» [6].
Принимая во внимание проблему, обозначенную нами ранее, а именно: противоречие между возрастающим объемом информации, оказывающим влияние на человека, с одной стороны, и одновременным обострением вопросов «экологичности» влияния информационной среды на индивидуальное качество жизни - с другой, рассмотрим более детально феномен «информатизации».
Большинство исследователей явления «информатизация» объективно характеризуют его как важное демократическое достижение современного общества (быстрое и доступное каждому пользователю управление информационным ресурсами), в целом позитивно влияющее на все, без исключения, аспекты деятельности человека. Развитие глобальной сети Интернет, обеспечившей доступ к процессам информатизации огромного количества пользователей, кардинально изменили характер информационно-коммуникационного взаимодействия человечества, основанного на режиме on-line.
Ключевым понятием для определения содержания процесса информатизации является понятие «информация». Согласно Г. Бейтсону, информация определяется как «the difference that makes a difference», что значит «небезразличное различие» [2, с. 9]. Заметим, что в настоящее время не существует общепринятого определения понятия «информация». Под информатизацией в широком смысле понимается «.возрастание объема научных знаний и иных сведений, вовлекаемых в сферу труда и другие сферы общественной жизни; социальный процесс повышения престижа информационных наук» [4].
Однако существуют и социально-экологические риски, связанные с информационной глобализацией, которую можно рассматривать как «... происходящую в контексте процесса формирования глобального (всемирного) экономического и финансового рынков стандартизацию и унификацию информационных потоков, а также условий распространения и потребления информации, стратегии медиаменеджмента и рекламной
39
технологии
Информационное общество и экологическая культура
экспансии с целью удешевления их производства в интересах транснациональных корпораций. Навязываемые в качестве образца, эталоны контента глобальных информационных потоков, а также схемы проведения рекламных политических PR-кампаний, вступают в противоречие с культурной самобытностью производства и сельского хозяйства, образа жизни, традиционных норм, ценностей и духовных идеалов народов разных стран с так называемыми локальными ценностями» [8]. В свою очередь, информатизация в образовании представляет собой «.процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания» [9].
Таким образом, «информация» выступает важнейшим фактором окружающей человека социоприродной среды, различные аспекты влияния которой изучает новое научное направление - информационная экология. Согласно А.П. Парахонскому, информационная экология - «это наука, изучающая закономерности влияния информации на формирование и функционирование человека, человеческих сообществ и человечества в целом, на индивидуальные и общественные взаимоотношения с окружающей информационной средой, а также межличностные и межгрупповые информационные взаимодействия» [7, с. 88-89]. Отметим, что информационная экология - это молодая наука, формирующая свой методологический статус. Основными понятиями, определяющими проблемное поле информационной экологии, выступают, на наш взгляд, такие понятия как «информационное загрязнение», «информационная безопасность», «интернет-среда» «виртуальная экосистема», «on-line популяция» и т.д.
Объективные тенденции модернизации образования, тесно связанные с процессами его информатизации и экологизации, имеют своей сутью обеспечение условий развития индивидуального «освоенного» личностью образовательного пространства, способствующего проявлению таких качественных характеристик личности учащегося, как самоорганизация, саморегуляция, саморазвитие. Вот как об этом пишут
О.С. Анисимов и С.Н. Глазачев: «Чтобы гарантировать внутренние условия успешности любых действий, в том числе экологических действий, направленных на снижение уровня вреда, наносимого людям результатами деятельности человека, на предотвращение возможности неприемлемого вреда и т.п., успешности в реализации любых норм, - следует сформировать способность к самоорганизации при решении любых задач и проблем» [1].
Современная модель высшего профессионального образования, основанная на компетентностном подходе, сегодня направлена на актуализацию данных психологических категорий в качестве новых результатов подготовки выпускника вуза. Под профессиональной компетентностью с мы понимаем результат профессионального обучения специалиста в образовательном учреждении профессионального образования. Руковод- | ствуясь действующими ФГОС ВПО, под профессиональной компетен- | тностью выпускника вуза мы понимаем его способность и готовность к профессиональной деятельности, включающей владение на необходимом уровне общекультурными, общепрофессиональными, профессиональными компетенциями, а также минимальный опыт деятельности в профессиональной сфере. Таким образом, компонентами профессиональной компетентности специалиста выступают группы компетенций (ОК -общекультурные компетенции; ОП - общепрофессиональные компетенции; ПК - профессиональные компетенции), заключающие в себе потенциал для формирования профессионально-значимых качеств личности, опыта профессиональной деятельности и профессионально-предметных знаний (личностно-ориентированный, практико-ориентированный и предметно-ориентированный уровни педагогического процесса).
В заключение рассмотрения проблем и перспектив информатизации и экологизации образовательного процесса в вузе как условий модернизации результатов образования отметим, что на основе компетентностного подхода к проектированию его результатов возможно, на наш взгляд, создавать условия (фасилитировать) для личности к определению самостоятельного проблемного акцента в образовательном контенте, и, тем самым, содействовать формированию навыков самоорганизации, которая позволит конструировать (в том числе, на основе информационных технологий) индивидуальное эколого-образовательное пространство.
Библиографический список
1. Анисимов О. С., Глазачев С. Н. Экологическая культура: сущность и пути формирования в рамках профессионального образования // Вестник Международной академии наук. Русская секция. 2012.
2. Бейтсон Г. Разум и природа: неизбежное единство. М., 2007.
3. Глазачев С. Н. Экологическая культура и образование в меняющемся мире // Экологическая культура и образование: опыт России и Югославии / Под ред. С.Н. Глазачева, В.И. Данилова-Данильяна, Д.Ж. Марковича. Рязань,
1998. С. 5-6. Серия: ЭКОС: Россия + Европа.
4. Исследовательская деятельность: Словарь / Авт.-сост. Е.А. Шашенкова. М.. 2010.
41
технологии
Информационное общество и экологическая культура
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р). URL: Ы1р://%'%г«г. economy.gov.ru (дата обращения: 15.03.2013).
6. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 г. URL: http://special.kremlin.ru (дата обращения: 15.03.2013).
7. Парахонский А.П. Информационная экология // Успехи современного естествознания. 2011. № 11. С. 88-89.
8. Психология общения: Энциклопедический словарь под общ. ред. А.А. Бодалева. М., 2011.
9. Словарь по технологиям обучения, 2005 г. // Национальная педагогическая энциклопедия. иБЬ: http://didacts.ru/dictionary/1007/word/informatizacija-obrazovanija (дата обращения: 15.03.2013).