Научная статья на тему 'Экологический потенциал информатизации образовательного пространства'

Экологический потенциал информатизации образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ECOLOGICAL CULTURE / INFORMATIZATION / EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришаева Юлия Михайловна

В статье рассмотрены некоторые проблемы достижения целей экологизации гуманитарного образования, учитывая механизмы информатизации при конструировании индивидуального эколого-ориентированного образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ecological potential of informatization in educational space

The article is dedicated to some problems of goal achievement in ecologization of humanitarian education, taking into account machineries of informatization during the building of individual eco-educational space.

Текст научной работы на тему «Экологический потенциал информатизации образовательного пространства»

sertation of a doctor of pedagogical sciences. - M., 1991.

[5]. Bortnikova T.G. Public ethno cultural associations as a social institute: Author's abstract of dissertation DPN. - Tambov, 2004.

[6]. Fedorov O.G. About educational and methodological complexes // Scientific and methodological support of educational process. Edition 2. Scientific and methodological collection. Edited by Fedorov O.G. M.: VARVSN, 2002. - p.58-63.

[7]. Innovative approach to modeling of social systems and to management of systems: scientific and methodological collection / Edited by Fedorova O.G. - M., LLC Lark LTD, 2008.

[8]. Kaisarova V.P. Strategic city management: trends of changes in the evaluation of effectiveness of forms and of methods of achievements of the aims of development // University Herald (The State University of Management) № 15(25). - M.: SUM, 2008. - p. 82-85.

[9]. Kuzmin A.I., Orudzhieva A.G., Chepaikin A.P. Prospects of development of municipal education in conditions of Russian north. Experience of social prediction. - Yekaterinburg: UrAGS, 2004.

[10]. Modern philosophical dictionary / Edited by professor Kemerova V.E. - Third edition, revised. M.: Academic project, 2004.

[11]. Vlasuk I.V. Social and educational projecting of regional family politics: Monograph. - M.: The Sphere, 2007.

[12]. Zhandarov A.M., Leonova T.N. Critarions of evaluation of efficacy od activities of the state authority // University Herald (The State University of Management), № 8(8). - M.: SUM, 2007. - p. 38-49.

Гришаева Ю. М.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА15

Глобальный экологический кризис как неотъемлемая данность, сопровождающая современную цивилизацию, как известно, до сих пор не находит адекватных решений. В связи с этим, формирование экологической культуры, экологического сознания личности представляет собой сегодня императивный атрибут продуктивной образовательной системы, ориентированной на решение экологически обусловленных социально значимых проблем. В особой мере это касается системы высшей школы, выпускники которой, будучи специалистами различных (в том числе гуманитарных) профилей подготовки, привнесут осмысленное экологическое знание в сферу своей профессиональной деятельности, содействуя выработке оптимальных экологически оправданных решений.

Каким должно быть современное экологическое образование в высшей школе, принимая во внимание тот факт, что сама вузовская образовательная система дидактически переживает сегодня острый кризис [8.С.5], связанный с гипервлиянием всеобщей и неконтролируемой информатизации.

В классической общей экологии феномен информации рассматривается с точки зрения информационного обмена (наряду с вещественным и энергетическим) между экосистемой и окружающей средой, и представляет собой необходимое условие самоорганизации, самоподдержания полноценной жизнеспособности любой открытой системы. В настоящее время не существует общепринятого определения понятия «информация». Согласно В. И. Луговому [6.С.9] информация есть фундаментальная категория, которая отображает родовые свойства действительного мира - присущие ему разнообразие и стохастичность, способность к самоорганизации (выделение и поддержание одного из возможных состояний), и, следовательно, выступает мерой определенности и упорядочения, характеризует их как в количественном, так и в качественном аспектах. Г. Бейтсон [1.С.9], в свою очередь, определяет элементарный фрагмент информации как «the difference that makes a difference», что

15 Статья подготовлена при поддержке РГНФ «Экология человека: фактор культуры. Развитие экологической культуры детей и молодежи в информационном обществе» (номер проекта 13-0600479).

значит «небезразличное различие». Таким образом, информационные взаимодействия с окружающей средой изначально определяли возможность существования всякой живой системы. Современная эпоха развития человеческой цивилизации характеризуется как эпоха информационного общества, т. е. общества, чьи взаимосвязи основаны на тотальной информатизации. Согласно И. В. Роберт [8. С.6] информатизация, массовая глобальная коммуникация общества - «это глобальный, социальный, культурный, технологический процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в социальной сфере, в науке, образовании, культуре, общественном производстве, бизнесе является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для интенсификации любого труда, в том числе интеллектуального». Очевидно, что процессы, связанные с информатизацией сегодня становятся ведущими категориями социальной экологии, а сама информатизация выступает как неотъемлемый процесс жизнедеятельности, жизнеобеспечения современного человека в антропосо-циоэкосистеме.

Рассмотрим феномен информатизации применительно к образовательному процессу. Информатизация образования - есть целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования теорией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических, программно-технологических разработок, ориентированных на реализацию дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий, применяемых в комфортных и здоровьесберегаю-щих условиях [9.С.11]. Предметом нашего исследовательского интереса выступает формирование индивидуального эколого-ориентированного образовательного пространства студента посредством информатизации в ходе его обучения в вузе. Каким образом можно формировать экологическую культуру учащихся (студентов вуза), используя механизмы экологизации виртуального образовательного контента? По мнению А. В. Гагарина [4.С.32] «экологоориентированная акмеологическая среда» высшего учебного заведения есть «комплекс влияний и условий для повышения эффективности формирования и развития профессионально-экологической культуры студентов посредством их включения в экологоориен-тированную деятельность, что создает возможность для раскрытия еще непроявившихся экологических интересов и способностей студентов, и развития уже проявившихся; для развития способности студентов быть субъектами своего познавательного, личностного и профессионального развития, в том числе, в экологических областях знаний и умений; для развития экологического сознания субъектов эколого-образовательного процесса в соответствии с их индивидуальными особенностями и интересами».

Рассмотрим соотношение понятий «образовательная среда» и «образовательное пространство». Социальная (образовательная) среда включает, наряду с тождественными социальному (образовательному) пространству условия (возможности) для существования человека, в то время как социальное (образовательное) пространство имеет своей характерной чертой условия (возможности) для развития личности. Данный вывод согласуется, на наш взгляд, с мнением С. Н. Глазачева, И. В. Вагнер [5] о том, что понятие «среда» и «пространство» не тождественны, при этом среда рассматривается как данность, которая не является результатом конкретной деятельности конкретного человека, а пространство, напротив, появляется в результате освоения субъектом этой данности. Логику этого рассуждения конкретизирует, на наш взгляд, и высказывание Л. С. Выготского [3], в котором он придает активное деятельностное начало субъектам воспитательного процесса, в ходе которого становится активна и сама «среда» (в контексте нашего исследования - «пространство»), заключенная между ними: «На долю учителя выпадает новая ответственная роль. Ему предстоит сделаться организатором той социальной среды, которая является единственным воспитательным фактором... Если социальную среду условно понимать как совокупность человеческих отношений, то совершенно понятна та исключительная пластичность социальной среды, которая делает ее едва ли не самым гибким средством воспита-ния.Воспитательный процесс оказывается уже трехсторонне активным: активен ученик, активен учитель, активна заключенная между ними среда».

Дополняя ход нашего рассуждения, вызывает интерес позиция В.А.Ясвина относительно процесса освоения субъектом окружающей его среды: «Под образовательной средой (или средой образования) мы будем понимать систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [10]. Опираясь на «теорию возможностей» Дж.Гибсона, В. А. Ясвин подчеркивает активное начало субъекта, осваивающего свою жизненную среду («экологический мир» по Дж.Гибсону). Возможность - мостик между субъектом и средой. Возможность определяется как свойствами среды, так и свойствами самого субъекта. Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие: «человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая ему дает физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие».

Таким образом, условием существования образовательного пространства является «самодвижение», «саморазвитие», «самопроектирование» личности в отношении факторов окружающей его среды. Другими словами, личность, взаимодействуя с частью образовательной среды, прежде всего, с той ее частью, к которой она имеет доступ (как в физическом, так и в интеллектуальном смысле), сама формирует т.н. контент образовательного пространства. Тенденции процессов глобальной информатизации образования, в свою очередь, детерминируют условия и возможности самообразования учащегося в виртуальной образовательной среде, в которой мир природы предстает как искусственно созданный, информационно-обусловленный феномен. Современная молодежь, активно существуя и реализуя свои потребности (в познании, общении, наличии социального «статуса» и т. д.) в интернет-среде, все больше отчуждается от естественной природы как объективной реальности: «Пока общество и наука только подходят к осознанию и исследованию влияния информационных технологий на развитие у подростков экологического сознания, необратимый характер принимают изменения в субъективной картине мира детей и молодежи: все чаще дети встречаются с природными объектами на экране мониторов, а не в реальной жизни, виртуальная природа вытесняет естественную живую природу из их экологического опыта» [2.С.26]. Таким образом, информатизация есть данность, в которой существует современный человек, формируя, в том числе, свое индивидуальное образовательное пространство через личное преобразование, «присваивание» информационно - образовательной среды.

Нельзя не обращать внимание на тот факт, что образование сегодня все больше индивидуализируется и дифференцируется с помощью ИКТ в аспекте самостоятельного выбора режима обучения, его темпа, качества и объема используемой учебной информации. Л. К. Раицкая [7] в своих исследованиях самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов в интернет-среде пришла к выводу, что поисковое поведение в Сети зависит от когнитивного типа личности, гендерных особенностей, т.е. можно проследить и выделить мотивационную типологию, влияющую на направленность познавательной активности учащегося. Однако, по мнению Л. К. Раицкой, существуют серьезные негативные и амбивалентные влияния информатизации на экопсихологическом (средовом) уровне взаимодействия личности с интернет-средой: автономность - аутизм, интернет-аддикция, хакинг; дифференциация личности в Интернете.

Таким образом, для решения задач формирования экологического сознания личности необходима разработка и внедрение экологизированной информационно-образовательной среды, ориентированной на индивидуальные особенности и предпочтения учащихся. Важно понимать, что сам обучающийся не может не участвовать в создании контента, например, через краудсорсинг (англ. crowdsourcing, crowd - «толпа» и sourcing - «использование ресурсов») - передача определённых производственных функций неопределённому кругу лиц; решение общественно значимых задач силами множества добровольцев, часто координирующих при этом свою деятельность с помощью информационных технологий (такова технология создания и поддержания сетевого ресурса Википедия).

В качестве заключения, определим некоторые проблемные ракурсы возможных и актуальных, на наш взгляд, научных изысканий, связанных с использованием экологического

потенциала информационно-образовательной среды: выявление и нейтрализация отрицательных воздействий интернет-среды на здоровье как физическое, психическое и духовное благополучие человека; поиск оптимальных технологий активизации самостоятельной эко-лого-ориентированной познавательной деятельности учащихся; разработка психолого-педагогических механизмов формирования устойчивой потребности личности учащегося в практическом применении полученного виртуального опыта эколого-ориентированной деятельности.

Литература

[1]. Бейтсон Г. Разум и природа: неизбежное единство. - М.:КомКнига,2007.

[2]. Вагнер И. В. Экологическая культура личности в информационном обществе: развитие проблемного поля исследований// Вестник Международной Академии Наук (Русская секция). -М.: Изд-во МГГУ им. М. А. Шолохова, 2012. - С. 25-28.

[3]. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.- М.: Педагогика-Пресс, 1996. - С. 57.

[4]. Гагарин А.В. Профессионально-экологическая культура будущего специалиста: особенности ее проявления и развития в условиях экологоориентированной деятельности//Акмеология. -М.: Изд. Международной академии акмеологических наук, 2010. - № 4(36). - С. 28-32.

[5]. Глазачев С.Н., Вагнер И.В., Полева М.П. Моделирование пространства формирования экологической культуры: теоретический аспект. - ЭПНИ «Вестник Международной академии наук. Русская секция», 2012. - №1: http://www.heraldrsias.ru

[6]. Луговой В.И. Информация и образование//Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования», 2010, № 19. - С. 6-24. С. 9

[7]. Раицкая Л.К. Мотивация познавательной деятельности студентов в интернете//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2011, №7. - С. 207-212.

[8]. Роберт И.В. Развитие дидактики в условиях информатизации образования//Ученые записки ИИО РАО, 2010, №33. - С. 5.

[9]. Роберт И.В. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. - М.: ИИО РАО, 2009. - 96 с. С. 11.

[10]. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. -С. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.