Научная статья на тему 'Динамика развития экологического образования в условиях модернизации отечественной системы образования'

Динамика развития экологического образования в условиях модернизации отечественной системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ECOLOGICAL EDUCATION / ECOLOGICAL ACTIVITY / ECOLOGICAL SAFETY / ECOLOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зятева Л. А.

В статье рассматривается проблема поиска современной стратегии развития экологического образования. Раскрыта идея формирования способности к безопасному взаимодействию человека с окружающей средой, проявляющейся в развитии у школьников экологических компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of the ecological education development in conditions of domestic educational system modernization

The problem of the search of the modern strategy for ecological education development is examined in the article. The idea of forming the capacity for secure communication between man and his environment, appearing in the development of pupils' ecological competence, is revealed here.

Текст научной работы на тему «Динамика развития экологического образования в условиях модернизации отечественной системы образования»

УДК 370.12

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Л.А.Зятева

В статье рассматривается проблема поиска современной стратегии развития экологического образования. Раскрыта идея формирования способности к безопасному взаимодействию человека с окружающей средой, проявляющейся в развитии у школьников экологических компетенций.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическая деятельность, экологическая

безопасность, экологическая компетенция.

Российская система образования переживает этап коренной модернизации в основе которой лежат такие базовые инновации, как фундаментализация, глобализация, гуманизация, демократизация, стандартизация, реализация компетентностного подхода и др. Основная цель реализуемых преобразований - перевод образовательной системы в режим устойчивого развития. Миссия отечественного образования в условиях перемен видится в создании социальной стабильности и прогресса. Для этого следует достичь гармонии во всех сферах человеческой деятельности, в частности, разрешить противоречия между цивилизациями и культурами, природой и обществом, человеком и природой и т.п.

Однако данные нововведения не могут проявить себя в должной мере в условиях общества экологического риска. Одной из ведущих тенденций нового тысячелетия стало осознание того, что и устойчивое развитие общества, и преодоление проблем, с которыми оно сталкивается, зависят от состояния образования и образованности жителей планеты Земля.

Поэтому в ряду инноваций не может не присутствовать и такая составляющая, как экологизация образования, которую значительное число современных ученых рассматривают как определяющую тенденцию в деле формирования нового человека XXI века [3, 4, 6]. В исследованиях Н.М. Мамедова, О.В. Гукаленко [3,4] отмечается, что образовательные системы должны сегодня развиваться в соответствии с принципами экономической стабильности, культурной интеграции, экологической безопасности. Образование должно стать всеобщим, непрерывным интегрированным, ноосферным.

Экологическое образование, поэтому, должно не просто проникнуть в структуру образования, а стать одним из ее важнейших оснований.

В связи с вышесказанным, на первый план выдвигается проблема поиска современной стратегии развития экологического образования.

Традиционно в российском образовании реализовывалась идея экологического просвещения как базы для приобретения системы экологических знаний и формирования на их основе экологического сознания. Однако, словесные методы, оставлявшие основу данного подхода, не обеспечивали высокой эффективности процесса экологического образования.

В основе современной стратегии, на наш взгляд, должна лежать идея формирования способности к безопасному взаимодействию человека с окружающей средой, проявляющейся в развитии у школьников экологических компетенций.

Идея развития ключевых компетенций, стала на сегодняшний день одной из ведущих идей модернизации образования в целом и экологического образования, как его составной части. Эта идея выводит цель современного экологического образования за пределы традиционных представлений о ней как системе передачи суммы экологических знаний и формирования соответствующих им умений и навыков поведения в окружающей среде.

Экологическую компетенцию мы рассматриваем как общую способность личности к экологически безопасной деятельности, основанную на экологических знаниях, ценностях и опыте экологической деятельности, ориентированную на активное участие личности в творческой преобразующей и созидательной деятельности в окружающей среде, обеспечивающей благоприятное развитие природы и человека.

Таким образом, именно способность экологически безопасно действовать в окружающей среде должна рассматриваться как основной признак экологической компетентности выпускников современных школ.

Процесс формирования экологических компетенций проходит ряд этапов, которые можно представить в виде таблицы:

Динамика формирования экологических компетенций

Этапы Характеристика этапа Содержание этапа

I Наличие первоначальных экологических умений Осознание целей экологических действий как необходимости обезопасить собственное существование и существование природных объектов; поиск способов выполнения действий с опорой на ранее приобретенные (обычно бытовые) знания вопросов экологической безопасности и навыков экологической деятельности; деятельность методом проб и ошибок

II Недостаточно умелая деятельность в окружающей среде Знания о способах выполнения действий по обеспечению личной экологической безопасности и созданию безопасной окружающей среды и использование ранее приобретенных неспецифических для данной деятельности и несистематических навыков

III Система умений экологически безопасно действовать Ряд взаимосвязанных высокоразвитых, но узких умений, необходимых в различных видах экологической деятельности по изучению, оценке и предотвращению факторов антиэкологического характера, выработка привычки экологически безопасного поведения

IV Экологические компетенции Творческое использование знаний, умений и навыков экологически безопасной деятельности с осознанием ее цели, мотивов выбора и способа ее достижения; сформированность потребности в осуществлении экологически безопасной деятельности и волевых качеств личности, обеспечивающих ее реализацию

При этом процесс развития ключевых экологических компетенций мы считаем правомочным рассматривать с нескольких позиций:

1) с социально-психологической точки зрения - как процесс поэтапного принятия экологических решений, посредством которых личность формирует баланс между собственными предпочтениями и потребностями экологически безопасного существования окружающей среды;

2) с индивидуально-личностной позиции - как процесс формирования индивидуального стиля жизни, элементом которого будет являться экологически безопасный стиль деятельности;

3) с социологической точки зрения - как серию задач, которые общество ставит перед личностью в условиях возрастающей экологической опасности.

Конвергенция этих позиций в сознании человека обеспечивает достаточно быстрое формирование экологических компетенций и, как результат, успешное владение технологиями преодоления экологической опасности.

Наиболее близким к задачам нашего исследования мы считаем список компетенций, составленный в рамках проекта «Среднее образование в Европе» [5. С. 314-318], и подразумевающий классификацию ключевых компетенций по следующим направлениям:

- Изучать: уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; организовывать собственные приемы обучения; уметь решать проблемы; заниматься самообучением.

- Искать: запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение;

консультироваться у эксперта; получать информацию; уметь работать с документами и

классифицировать их.

- Думать: организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также окружающей средой;

- Сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь разрабатывать и выполнять контракты;

- Приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность; войти в группу и коллектив и внести свой вклад; уметь организовать свою работу;

- Адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и

коммуникации; доказать гибкость перед лицом быстрых изменений; показать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения.

К ключевым экологическим компетенциям, на наш взгляд, должны быть отнесены следующие:

1) Способность изучать:

- адекватно воспринимать окружающий мир посредством наблюдения;

- извлекать знания о нормах экологически безопасного поведения из учебного материала и из опыта общения с окружающей средой;

- связывать экологические сведения, полученные из разных учебных предметов, упорядочивать их;

- развивать систему собственных интеллектуальных умений по изучению и оценке состояния окружающей среды в регионе;

- решать экологические проблемы на локальном и региональном уровнях.

2) Способность искать:

- получать экологические сведения из словарей, справочников, литературных и других источников;

- опрашивать население для выявления признаков потенциальной экологической опасности;

- консультироваться у специалистов-экологов, работников лесного хозяйства, медиков, психологов;

- получать разнообразную информацию об экологических проблемах глобального и регионального характера и способах их разрешения;

- составлять экологические паспорта окружающей территории.

3) Способность думать:

- осознавать значение окружающей среды для жизнедеятельности человека и их взаимосвязь;

- реально оценивать экологические условия среды;

- максимально учитывать амортизационные параметры среды по отношению к любым видам воздействия (отдых, строительство, организация свалок и т.п.);

- проводить интеллектуальный причинный и вероятностный анализ экологически опасных ситуаций;

- оценивать собственные привычки, связанные со здоровьем;

- оценивать стиль поведения в окружающей среде;

- видеть альтернативные варианты в выборе способов и средств решения экологических проблем;

- высказывать собственное мнение по вопросам, связанным с экологической опасностью в дискуссиях.

4) Способность сотрудничать:

- понимать потребности и трудности людей и объектов природного мира;

- проявлять терпимость к людям и окружающим природным существам;

- владеть навыками самоорганизации (самостоятельность в планировании, самоконтроль, работоспособность, умение не перекладывать на других решение собственных проблем);

- участвовать в принятии экологически безопасных решений;

- улаживать разногласия, возникающие в повседневной жизни.

5) Способность приниматься за дело:

- моделировать и прогнозировать последствия принимаемых экологических решений;

- систематизировать интеллектуальные и практические умения по изучению, оценке и

улучшению состояния окружающей среды в регионе проживания;

- составлять планы, программы, проекты экологического характера;

- участвовать в экологической деятельности, стремиться к ее улучшению;

- стремиться к выработке стиля экологически безопасного поведения.

6) Способность адаптироваться:

- владеть навыками саморегуляции, развитием стрессоустойчивости;

- выработать умения в области самоопределения (понимание собственных задач в конкретной ситуации, определение соответствующей линии поведения, осуществление выбора на основе рефлексии ситуации, осознание ограничений);

- проявлять лидерские качества;

- преодолевать экологически опасные привычки;

- владеть умениями обеспечения личной экологической защиты от воздействия неблагоприятных экологических факторов.

Выше уже отмечалось, что компетенция не может быть определена через заданную сумму знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит именно деятельности. Компетенция не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации. Экологические компетенции не могут возникнуть вне творческой экологической деятельности, их приобретение и развитие неразрывно связано с активностью самих обучаемых. Они проявляются в повседневном личном поведении, организованном с учетом наличия потенциальных факторов экологической опасности; в активном систематическом участии в труде по защите и улучшению природного окружения, в систематической пропаганде способов экологически безопасного поведения; в развитии культуры профессионального труда среди природы.

Приобретение экологических компетенций следует рассматривать как важный этап в развитии экологического образования, этап, на котором человек не только осознает ценность безопасной окружающей среды, но и способен адекватно определять допустимые меры преобразования природы, оценивать личное участие в решении проблем экологической безопасности, а также вносить личный вклад в процесс творческого преобразования окружающей среды на основе принципов экологической безопасности. Экологическое образование, развивающееся в русле компетентностного подхода, способно обеспечить утверждение в общественном сознании новой социальной парадигмы, в соответствии с которой достижения человеческой деятельности корректировались бы критериями экологической целесообразности и безопасности.

The problem of the search of the modern strategy for ecological education development is examined in the article. The idea of forming the capacity for secure communication between man and his environment, appearing in the development of pupils’ ecological competence, is revealed here.

The key words: ecological education, ecological activity, ecological safety, ecological competence

Список литературы:

1. Агапов И.Г. Проектирование компетенций обучающихся, Вологда: ИРО, 2000. 21

с.

2. Зятева Л.А. Воспитание экологически компетентной личности в образовательном процессе // Актуальные проблемы современного образования: Материалы Х1 международной научно-практической конференции. Брянск, 2005. С. 99-105.

3. Гукаленко О. В. Поликультурное образование: теория и практика / О.В. Гукаленко. Ростов-н/Д, 2003. 137 с.

4. Мамедов Н.М., Суравегина И. Т., Глазачев С. Н. Основы общей экологии. Учебник для старших классов общеобразовательной школы М.: «Устойчивый мир». 2001.- 487 с.

5. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Педагогическое общество России, 1999. 354 с.

6. Экология и жизнь: Материалы Международной конференции. Великий Новгород: НГУ им. Я.Мудрого, 2000. 187 с.

Об авторе

Зятева Л.А. - кандидат педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского, zyateva@inbox.ru

Dynamics of the ecological education development in conditions of domestic educational system modernization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.