Научная статья на тему 'Экологические аспекты университетского образования. '

Экологические аспекты университетского образования. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зятева Л. А.

В статье раскрыты основные проблемы воспитания студентов с позиций их вхождения в экологическую культуру и формирования экологически безопасного стиля жизнедеятельности выпускников как высококвалифицированных специалистов. Представлен опыт Брянского государственного университета по реализации задач экологического воспитания и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологические аспекты университетского образования. »

УДК-378.14

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Л. А. Зятева

В статье раскрыты основные проблемы воспитания студентов с позиций их вхождения в экологическую культуру и формирования экологически безопасного стиля жизнедеятельности выпускников как высококвалифицированных специалистов. Представлен опыт Брянского государственного университета по реализации задач экологического воспитания и образования.

Ключевые слова: экологическая культура, экологическое образование, экологическое воспитание, экологический императив.

В соответствии с «Концепцией экологического образования» [1] целью экологического образования является процесс становления экологической культуры как совокупности нравственного опыта взаимодействия человека с природой и развитие ответственности человека в решении экологических проблем в условиях устойчивого развития биосферы и общества. Из данного определения следует, что экологическая культура трактуется в настоящее время как новое содержание общечеловеческой культуры третьего тысячелетия. Она выступает как способ, мера и результат реализации экологического сознания и мышления личности в процессе духовного и материального освоения природы и поддержания ее целостности. Новой осью культуры становится экологический императив: нравственно то, что не противоречит нормам и требованиям экологически безопасного поведения. В понятийную матрицу экологической культуры оказываются системно и органично вписанными система экологических знаний, экологическое мировоззрение, способы познания и образцы деятельности, гуманистические идеи, общечеловеческие ценности и идеалы, убеждения и принципы.

Поэтому одной из базовых задач университетского образования должна стать подготовка выпускника ВУЗа, интегрированного в экологическую культуру и способного к экологически безопасному устройству жизни, характерными чертами которого являются не только уровень духовного развития, но и способность внедрять экологические принципы в деятельность по сохранению и воспроизводству природных богатств.

Однако существенным недостатком современного экологического образования в университетах является узкая специализация ряда учебных дисциплин и отсутствие интегрирующей связи между ними. При таком подходе нарушается системность образования и выпускник вуза не обладает способностью решать экологические проблемы, требующие фундаментального научного подхода и системности мышления.

Кроме того, в системе подходов к экологическому образованию в целом и к формированию набора изучаемых экологических дисциплин в отдельных вузах, в частности, наблюдается существенный разнобой.

Поэтому назрела насущная необходимость выработки единых стратегических подходов к реализации идей экологической политики в учебно-воспитательном процессе университетов.

Развитие экологического образования в классическом университете может развиваться эффективнее, если будут учитываться определенные требования к организации этого процесса.

Экологическое образование должно строиться в двух главных направлениях:

- во-первых, оно должно носить комплексный мировоззренческий характер, базироваться на знании законов взаимодействия общества и биосферы, обеспечивать формирование у студентов экологического мышления;

- во-вторых, оно должно быть практически ориентированным и вооружать выпускника вуза передовыми технологиями управления природопользованием и умением

принимать экологически обоснованные решения, обеспечивающие экологически безопасный стиль взаимодействия с окружающей средой.

Экологическое образование и воспитание в вузе не может быть организовано как дискретный процесс, оно должно носить комплексный характер и органически согласовываться с профессиональным обучением и другими направлениями воспитательной работы, являясь одним из компонентов процесса гуманизации образования. В то же время для успешной реализации стратегии устойчивого развития экологическое образование в университетах не должно ограничиваться передачей студентам профессиональных экологических знаний; оно должно развивать системное экологическое мышление и формировать экологическую культуру личности. Экологизация образования и воспитания предполагает широкое внедрение в систему обучения на всех ее ступенях экологического подхода, который в настоящее время выполняет интегрирующую функцию и в науке, и в образовании.

В частности, в концепции воспитания студентов Брянского государственного университета отмечается, что важным организационно-управленческим условием реализации воспитательной деятельности является работа по формированию у студентов научного мировоззрения, основанного на знании социально-политических, социально-экологических, экономических и культурных процессов. Концептуальные позиции находят отражение в комплексном плане воспитательной работы БГУ, предусматривающем реализацию комплексной эколого-ориентированной программы «Здоровье», а также привлечение студентов к благотворительным экологическим акциям «Экология», «Чистые «Соловьи», «Милосердие» и др.

Экологические аспекты должны присутствовать в программах абсолютно всех факультетов университетов с учетом специфики каждого факультета. При этом при выборе экологических дисциплин следует отдавать предпочтение тем дисциплинам, которые дают представление о законах функционирования биосферы, формируют экоцентрическое мировоззрение и систему ценностей в отношении человека к природе, т.е. системный социобиологический подход. Так, студентами юридического и финансово-экономического факультетов БГУ изучается экологическое право, на факультете технологии и дизайна студенты знакомятся с основами экологической безопасности, студенты гуманитарных специальностей изучают концепции современного естествознания.

Региональный компонент Государственного стандарта высшего образования должен включать дисциплины региональной экологии, учитывающие специфику местных экологических проблем, рынка природных ресурсов и особенностей природопользования. Например, в рамках регионального компонента студентами естественно-географического факультета изучаются такие дисциплины, как «Экология почв Брянской области», «Физическая география Брянской области», «Природа и природные ресурсы Брянской области». Вопросы мониторинга экологического образования в регионе нашли отражение в курсе «История образования на Брянщине».

Для качественного развития экологического образования большое значение имеет соответствующая научная и учебная литература. Поэтому при подготовке учебников, учебных пособий, учебно-методических комплексов и в процессе преподавания экологических дисциплин необходимо уделять внимание экологизации сведений, способствующих выработке и формированию у студентов нового экологического стиля мышления, экологического мировоззрения и экологической нравственности, ориентированию их на дальнейшую экологически целесообразную профессиональную деятельность.

В программы классических университетов наряду со специальными профильными дисциплинами должны внедряться междисциплинарные спецкурсы на стыке экологии и других наук, например, экологическая культура, инженерная экология, экогенетика, экономика и экология, экологическая психология, социальная экология и др. Внедрение

в практику управления методологии устойчивого развития требует подготовки квалифицированных специалистов, знакомых с принципами и практическими методами учета экономической ценности природы при принятии управленческих решений, поэтому в программах перечисленных спецкурсов должны найти отражение вопросы, связанные с технологиями принятия экологически безопасных управленческих решений.

Выработка управленческих навыков будет проходить результативнее, если студенты в период обучения в университете получат возможность познакомиться с технологией деятельности госструктур в разработке и реализации вопросов экологической политики. Это становится возможным в результате активного взаимодействия специалистов: приглашения специалистов-экологов для проведения занятий со студентами, участия во внеучебных мероприятиях, научных конференциях и т. п. Необходимо использовать возможности университетов для создания и обеспечения работы региональных Центров экологической политики.

Наиболее целесообразным следует признать опыт интеграции высшего экологического образования с практической деятельностью комитетов экологии, департаментов природопользования, экологических лабораторий, заповедников. В частности, в БГУ заключены договора о сотрудничестве с Департаментом здравоохранения, Всероссийским институтом сельскохозяйственной микробиологии, региональной экологической лабораторией, Управлением «Роспотребнадзора» по Брянской области. Высококвалифицированные специалисты естественно-географического факультета сотрудничают с работниками заповедника «Брянский лес» и национального парка «Орловское полесье». Планируется создание «Научно-аттестационного методического центра» при Федеральной службе «Ростехнадзор». Этот положительный опыт достоин широкого тиражирования.

Экологическая компонента занимает существенное место в научно-исследовательской работе студентов. Студенческие исследования посвящены изучению климата, растительного и животного мира Брянской области. Важное место в исследовательских проектах занимают вопросы, связанные с повышенным радиационным загрязнением юго-западных территорий Брянщины.

Особого внимания требуют акции и иные природоохранные мероприятия вузовских общественных экологических организаций и объединений. Прежде всего, это деятельность студенческих экологических отрядов «Чистая вода», «Брянский лес», «Нерест», «Биоразнообразие Брянской области». Названные студенческие отряды организуют свою деятельность в рамках программы изучения экосистем Брянской области, тесно взаимодействуя с Комитетом по экологии и природным ресурсам, комитетом по молодежной политике Брянской области, общественными экологическими организациями.

Деятельность экологических студенческих отрядов осуществляется по следующим направлениям:

- патриотическое и экологическое воспитание студентов через социально-ориентированную деятельность на основе активных форм отдыха;

- сбор краеведческого материала, ознакомление с природой Брянщины;

- практическая природоохранительная деятельность;

- приобщение студентов к научно-исследовательской работе;

- начальная туристическая подготовка.

Основными задачами работы экологических отрядов являются:

- формирование потребности общения с природой, воспитание экологической культуры личности;

- воспитание самостоятельности, самодисциплины, ответственности за свои поступки;

- развитие коммуникативных способностей и навыков исследовательской деятельности;

- формирование экологически безопасного стиля поведения в природной среде.

В период работы в экологическом отряде студенты включаются в следующие виды социально-экологической деятельности: мониторинг состояния водоемов, флоры и фауны Брянской области, выявление коэффициента концентрации радиоактивного и химического загрязнения исследуемых водоемов и территорий, практическая природоохранная деятельность.

По итогам деятельности экологических отрядов разрабатываются методические рекомендации для экологических комитетов и комиссий, собранный исследовательский материал используется в содержании практических занятий и научных работ, готовятся публикации в региональные СМИ, оформляются стенды и стенные газеты и т.п.

Участие в работе экологических лагерей студенты оценивают как эффективную форму включения в экологическую деятельность, позволяющую получить навыки организации жизни и работы среди природы, приобщиться к популярным сегодня элементам туристической деятельности, расширить представление о природе родного края.

Важную роль в решении задачи включения студентов в практическую экологическую деятельность играют студенческие объединения. Их задача -пропагандировать идеи экологической безопасности, формировать экологически оправданный стиль поведения в окружающей среде, с помощью творческих форм работы оказывать влияние на формирование экологического сознания студенчества. Ярким примером такого экологического объединения может стать студенческое объединение «НАТИСК». Основная цель, которую ставят перед собой участники этой студенческой организации, - организовать массированный «натиск» на проявления социального зла: наркотики, алкоголь, токсикомания, инфекции, СПИД, курение. Именно первые буквы слов из приведенного перечня образовали аббревиатуру, ставшую названием организации. Студенты выпускают экологический бюллетень, организуют экологические вечера, становятся инициаторами и активными участниками экологических акций.

Одной из ярких, запоминающихся стала экологическая акция «Чистые «Соловьи», организованная в апреле 2009 года в рамках «Недели добрых дел». Студенты разных факультетов и специальностей приняли участие в весенней уборке уникальной особо охраняемой природной территории города Брянска: рощи «Соловьи».

Следует отметить, что организация экологического образования на сегодняшний день должна вестись с использованием современных информационных технологий, владение которыми составляет одну из ключевых компетенций современного специалиста.

Примером такой работы могут стать телекоммуникационные экологические проекты. Телекоммуникационные проекты предоставляют возможность не только передавать студентам сумму экологических знаний, но и научить приобретать эти знания самостоятельно с помощью огромных возможностей глобальной компьютерной сети Интернет, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, помогают осознать культурные различия и воспитывать чувство принадлежности к единой мировой общности.

Примером задач, возникающих перед организаторами телекоммуникационного экологического проекта, может стать научно-исследовательский проект «Вода в городе», посвященный исследованию состояния водных экосистем (реки, пруды, карьеры). Проведенное исследование может стать основой для практической деятельности по улучшению состояния водоемов.

Цели, которые преследует проект:

- способствовать формированию экологического мировоззрения,

- развивать интерес к изучению и охране водоемов в родном городе, области,

- овладеть технологией электронной почты, получения и поиска ресурсов в сети

Интернет,

- организовать телеконференцию, посвященную проблеме загрязнения водоемов.

Наряду с традиционными формами участия в проекте (проведение экскурсий, мониторинг состояния водоемов, составление гидробиологических описаний и паспортов водоемов) его неотъемлемой частью становятся отчеты и получение консультаций по электронной почте, а также в режиме телеконференции.

Для обеспечения информацией на экологическом образовательном сервере должны быть размещены отчеты участников проекта, справочные материалы по содержанию проектной деятельности, работы известных специалистов-экологов.

Таким образом, включение экологических аспектов в систему учебно-воспитательной деятельности классического университета будет способствовать выработке ключевых экологических компетенций, к числу которых принято относить:

- способность проводить интеллектуальный причинный и вероятностный анализ экологически опасных ситуаций;

- способность моделировать и прогнозировать последствия принимаемых решений в окружающей среде;

- способность видеть альтернативные варианты в выборе способов и средств решения экологических проблем;

- способность систематизировать интеллектуальные и практические умения по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды непосредственно в регионе проживания.

Следует продолжать углубление системно-целостного подхода к экологическому образованию на основе принципов непрерывности, комплексности, универсальности, междисциплинарных связей и вариативного сочетания теоретической и практической подготовки.

The basic problems of students' upbringing from the positions of their occurrence in ecological culture and forming ecologically safe style of vital activity of graduates as highly qualified experts are exposed in this article. The experience of Bryansk state university's realization of problems of ecological education and education is presented. The key words: ecological culture, ecological education, an ecological imperative.

Список литературы

1. Зятева Л.А. Программное обеспечение экологических образовательных проектов // Актуальные проблемы современного образования: Материалы ХГУ Международной научно-практической конференции. Брянск: РИО БГУ, 2009. С. 63-69.

2. Зятева Л.А. Воспитание экологически безопасной личности: постановка проблемы и пути решения: Монография. Москва: Академия средств массовой информации, 2003.180 с.

3. Качество экологического и природоохранного образования: Комплексная экспериментальная учебная авторская программа / Под науч. ред. Н.А.Селезневой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 86 с.

4. Экологическая безопасность региона: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Брянск, 2008. 239 с.

Об авторе

Л. А. Зятева - кандидат педагогических наук, доцент, проректор по социальным вопросам, внеучебной и воспитательной работе Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.