УДК 373.5
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ - ОСНОВА ВЫРАБОТКИ БЕЗОПАСНОГО СТИЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Л.А. Зятева
В статье раскрыты основные проблемы включения школьников в эколого-проектную деятельность и фор -мирования экологически безопасного стиля деятельности личности в окружающей среде. Представлены примеры организации эколого-проектной деятельности школьников разного возраста.
Ключевые слова: экологическая деятельность, экологическая безопасность, экологическое образование, экологическое проектирование.
Одной из актуальнейших проблем современности признана проблема экологической безопасности. Техногенный способ производства вынуждает человека подчиняться искусственной среде и закрепляет экологически опасный тип поведения, в результате которого усиливается эксплуатация природы. Именно поэтому ученые, характеризуя сложившуюся ситуацию, прибегают к таким понятиям, как «экологическая дестабилизация», «разрушение природных систем жизнеобеспечения» и отмечают, что решение экологических проблем, в конечном счете, зависит от человека, его личностных качеств, ценностных ориентаций, отношения к природе и способов поведения в ней.
Отличительной чертой такой личности является выработка безопасного стиля экологической деятельности.
Безопасный стиль экологической деятельности, в нашем понимании, представляет собой особенности деятельности человека, обусловленные осознанием требований экологической безопасности и складывающиеся из общности действий, направленных на обеспечение устойчивого и благоприятного развития природы и человека в их органической связи.
Стиль деятельности фиксирует особенности поведения, предпочтений, интересов, склонностей людей, являясь существенным признаком личностного развития. Выработка безопасного стиля экологической деятельности позволяет человеку совершать экологически обоснованные действия в специфических ситуациях, поскольку в его основе лежит высокая экологическая компетентность.
Перевод экологических знаний в экологические компетенции обеспечит развитие каждого человека как субъекта, способного принимать обоснованные решения, критически мыслить, ориентироваться на оптимальную стратегию взаимодействия с окружающей средой, умеющего творить экологичную среду обитания, представляющую собой не только источник опасностей и несчастья, но и радости. Другими словами, экологические компетенции отражают практическую готовность учащихся к творческой и гармоничной преобразующей деятельности, способность грамотно и безопасно функционировать в окружающей среде.
Исходя из сказанного, понятно, сформировать экологическую компетентность и выработать на ее основе безопасный стиль экологической деятельности в традиционной «школе памяти», опирающейся на знания, умения и навыки, не удаётся.
Успешное решение задачи формирования безопасного стиля экологической деятельности обеспечивается за счёт специфических видов деятельности, к которым относится творческая проектная деятельность учащихся.
Под творческой проектной деятельностью школьников понимается интегративный вид деятельности по созданию изделий или услуг, обладающих объективной или субъективной новизной и имеющих личную или общественную значимость. Данное определение созвучно пониманию экологической деятельности, цель которой - создание благоприятной для жизни человека среды обитания посредством ее реального улучшения на основе учета принципов экологической безопасности. Несомненно, такая деятельность представляется значимой как для человечества, так и для каждого индивида. Поэтому построение экологической деятельности на основе метода проектов представляется целесообразным и не -обходимым.
Кроме того, функции проектной деятельности напрямую связаны с формированием таких личностных качеств, которые и позволят ребенку творчески и безопасно взаимодействовать с окружающим природным и предметным миром. В частности, проектная деятельность
учащихся
- формирует навыки самостоятельной ориентации в окружающей среде;
- активно развивает у учащихся основные виды мышления, в том числе экологическое мышление;
- сохраняет и усиливает стремление самостоятельно созидать окружающую среду, позволяет ученику осознавать себя подлинным творцом собственной среды обитания;
- укрепляет физическое здоровье, психическое состояние и эмоционально-волевую сферу личности;
- усиливает воображение, являющееся мощным стимулом рождения новых идей, альтернативных решений, что в будущем явится основой инновационного мышления, лежащего в основе экологически безопасных способов поведения;
- способствует развитию специальных способностей.
Большинство педагогов, как стоящих у истоков внедрения этого метода в педагогическую практи-ку, так и продолжающих его разработку сегодня [5.С.14-15], видят в нем эффективное средство подготовки инициативного, энергичного, компетентного человека. Использование проектного метода дает возможность определять цели собственной деятельности, отвечающей как потребностям общества, так и собственным интересам личности, самостоятельно выбирать пути и разрабатывать модели достижения поставленных целей.
Принципиальное значение для эффективности воспитательной работы имеет соблюдение требований систематичности и преемственности в организации эколого-проектной деятельности школьников. Применение системного подхода позволяет сделать процесс включения школьников в эколого-проектную деятельность более целенаправленным, управляемым и, за счет этого, более эффективным.
Выделение четких системообразующих факторов при упорядочении разнообразных, а порою, и разнородных по содержанию экологических проектов обеспечивает возможности для планирования и радикального изменения элементов окружающей среды, четкого прогнозирования содержания и форм безопасной жизнедеятельности, формирования отношений между участниками деятельности, в результате чего происходит процесс сближения идеального и реального образов воспитательной организации.
На основе системного подхода нами была разработана типология экологических проектов, основанием для которой является ориентация на развитие личности учащегося. Первым направлением в системной упорядоченности экологических проектов мы определили постепенное изменение их содержания и способов реализации, отражающие возрастные особенности развития учащихся.
Динамика характера и особенностей проектной деятельности находится в прямой зависимости от возрастных особенностей личности.
Младший школьный возраст является этапом вхождения в проектную деятельность, позволяющим детям выйти из привычной дидактической среды, построенной по традиционному алгоритму: объяснение - инструкция - предъявление образца действия - действие по образцу на уровне воспроизведения. Работа над экологическим проектом требует привлечения жизненного опыта и имеющихся знаний, реализации способности применить получаемые знания на практике, принимать вероятностные решения, когда критерий правильности не связан с соответствием известному эталону. Это, несомненно, способствует приобретению сложных новообразований личности. Однако, чрезмерное усложнение содержания эколого-проектной деятельности, не отражающее специфику возраста, вызовет излишние затруднения в освоении этого вида деятельности.
Отзывчивость и любознательность, являясь характерными особенностями возраста, обеспечивают активное восприятие учащимися информации о современных экологических проблемах, желание самостоятельно добывать факты, подтверждающие серьезность существующей экологической опасности. Но внушаемость и эмоциональная неустойчивость младших школьников диктуют необходимость ограничить и строго контролировать содержание такой информации, чтобы не вызвать формирование экологических фобий, чреватых различными формами экологически опасного поведения. Поэтому при обосновании необходимости включения детей в эколого-проектную деятельность должны преобладать оптимистичные настрои, убеждающие учащихся в действительной полезности и результативности такой деятельности.
Склонность к подражанию и неоспоримый авторитет учителя создают большие возможности для формирования положительных черт характера, связанных с выработкой привычек обеспечения личной экологической безопасности, формирующих самоуважение, отношение к себе как к челове-
ку, обладающему положительными качествами, что очень значимо для младших школьников, стремящихся к освоению новых социальных ролей.
Авторитет учителя может способствовать и тому факту, что требования соблюдения правил экологической безопасности будут привнесены ребенком в семью, в домашний быт. Поэтому результативными для младшего школьного возраста будут экологические проекты, связанные с организацией здорового образа жизни, здорового питания, соблюдением гигиены жилища, созданием экологичного интерьера. К числу таких проектов можно отнести: «На моем окошке», «Уголок отдыха», «Рабочий уголок», «Цветок, который я «приручил» и другие.
Эмоциональная отзывчивость, эмпатийность, склонность к субъектификации природного мира делают результативными проекты, предполагающие создание экологически безопасных условий для животных и растений, окружающих ребенка, помощь пожилым людям или малышам. Такими проектами являются проекты по изготовлению кормушек и регулярной подкормке птиц, уходу за домашними животными и комнатными растениями в классе и дома, изготовлению игрушек или организации праздника для детского сада, подготовке концерта для дедушек и бабушек и т.п.
Формированию наглядно-образного представления об окружающем мире и развитию мани -пулятивных навыков, чрезвычайно важных для данного возраста, способствуют проекты, содержание которых составляет обработка бумаги, картона, древесины, шнура, глины и т.п. Они могут быть самостоятельны по своей сути, например, «Необычная картина», «Диковинка в моем доме», «Зимний букет», или являться составной частью более крупных проектов.
Однако, общая недостаточность воли, импульсивность младшего школьного возраста диктуют необходимость отдавать предпочтение проектам, цели которых недалеко отстоят во времени. Недостаток практического опыта требует, чтобы проект объединял знакомые, легко повторяющиеся в опыте ребенка действия, имел наглядный характер.
С другой стороны, следует включать учащихся младших классов в проекты более широкого масштаба, поручая им отдельный конкретный участок работы, поскольку такая деятельность повышает самооценку, обеспечивает расширение экологических потребностей и освоение новых социальных ролей.
В подростковом возрасте центральным новообразованием является чувство взрослости -осознание себя взрослым человеком, требование относиться к себе как к взрослому, попытки утвердить свою взрослость. Важным проявлением этого центрального возрастного новообразова-ния является подражание взрослым, их отношению к жизни, стилю поведения. Поэтому ведущую позицию при обосновании значимости эколого-проектной деятельности для подростков должна занимать информация о неоспоримой важности такой деятельности в мире взрослых. Данные об экологических проблемах, подтвержденные специалистами-экологами, сведения об экологических опасностях, добытые в системе Интернет, предложение о проведении экологического мониторинга, исходящее от представителей администрации города или поселка, где проживают школьники-подростки, могут существенно усилить мотивацию их участия в эколого-проектной деятельности.
Существенной особенностью подросткового возраста является поиск образца, нравственного идеала, сопоставление с которым позволит подростку оценить качество своего существова-ния и стиль собственного поведения.
Выделение убедительного идеала экологически безопасного стиля деятельности является существенным стимулом для включения подростка в эколого-проектную деятельность. Такими идеальными образцами могут стать достижения в области экологического дизайна. Ориентируясь на них, подростки включаются в разработку проектов «Школа моей мечты», «Лицо моей школы», «Уголок мечты», «Дом, который построил...» и др.
Одной из наиболее характерных особенностей подросткового возраста является стремление к об -щению со сверстниками, в результате которого авторитет сверстников значительно возрастает для подростка, в то время как авторитет учителей и родителей заметно снижается. В связи с этой закономерностью возраста следует добиваться значимости эколого-проектной деятельности для коллектива в целом, обеспечивая «престижность» экологически безопасного поведения в среде подростков. Этому может способствовать конкурсные формы эколого-проектной деятельности, в процессе которых за счет стремления одер -жать победу в сферу действия поля интеллектуально-морального напряжения вовлекается большая часть членов коллектива.
К числу таких проектов могут быть отнесены конкурсы «Самый уютный класс», «Прощание с новогодней елкой», «Панно из мусора», «Новая жизнь старых вещей», конкурс экологических карикатур и т.п.
Решение проблемы престижности экологически безопасной деятельности среди школьников под -росткового возраста возможно и посредством организации праздников, поскольку праздничная атмосфера способствует развитию благоприятных межличностных отношений со сверстниками. Такими проектами могут стать «Праздник древонасаждений», «Новый год с живой елкой», «Я хочу тебе подарить...» и другие.
Нельзя сбрасывать со счета тот факт, что для подросткового возраста характерно нарастание прагматического отношения к объектам природы. Для того, чтобы не провоцировать развитие этой тенденции необходимо включать подростков в такие виды эколого-проектной деятельности, которые способствуют развитию эмпатии и толерантности по отношению иным формам существования, характерным для природного мира, например, проекты по оказанию помощи бездомным животным, организации живых уголков и музеев природы, экологических троп и т.д.
В подростковый период существенно развиваются интеллектуальные способности человека. За счет совершенствования старых и появления новых когнитивных умений диапазон мышления подростков стада -вится значительно шире, а содержание мышления - богаче и сложнее, чем в младшем школьном возрасте. Поэтому отличительной чертой проектной деятельности в этот период является усиление ее исследователь -ского характера, предполагающее увеличение межпредметности в содержании такой деятельности. Школьники успешно включаются в проекты, предполагающие экологический мониторинг регионального уровня, создание банков экологических данных, разработку экологических паспортов местности, экологических путеводителей и т.п.
В рамках освоения проектной деятельности происходит формирование умений организовывать и контролировать свои психические функции, поскольку на различных этапах проектной деятельности им приходится активно вспоминать изученный материал, сопоставлять различные сведения, быть внимательными, причем существенно увеличивается объем внимания, его избирательность. За счет этого все познавательные процессы подростков интеллектуализируются, насыщаются мыслительными операциями, что лежит в основе развития экологических компетенций школьников. Школьники-подростки впервые не просто выполняют экологические проекты, но и оказываются способны предложить идеи новых проектов и даже целые области нахождения этих идей.
Показательным для подросткового возраста становится и явное стремление к самостоя -тельности, попытки не допускать взрослых в свой внутренний мир, склонность к негативизму, проявляющемуся как «защитная реакция» против посягательств на самостоятельность. В связи с этим, организация эколого-проектной деятельности подростков должна проходить так, чтобы роль педагога оставалась незаметной, педагогическое влияние было косвенным. Именно на этом этапе педагог в наибольшей степени ориентируется на роль помощника-консультанта, оставляя за школьниками ведущие позиции в прохождении всех этапов, предусмотренных спецификой проектной деятельности.
Основными личностными новообразованиями юности принято считать становление мировоззрения и профессиональное самоопределение. Поэтому проекты, направленные на решение глобальных, социально значимых экологических проблем, представляют для школьников не просто учебные задания, а способ социально-профессиональной адаптации, возможность для реализации экологических компетенций. Такими проектами могут выступать «Экологически безопасный дом», «Ласковая улица», «Утилизация отходов», «Школа-дом», «Мой безопасный город» и др. При выполнении подоб-ных проектов старшеклассники получают возможность ощутить себя не просто школьниками, а полноправными участниками общественной жизни, от компетентности и убежденности которых зависит создание безопасных условий существования не только их самих и их близких, но и всего общества в целом.
Существенным является и то, что в этом возрасте завершается становление самосознания личности, поэтому для старшего школьного возраста вновь обретают актуальность экологические проекты, связанные в своем содержании с развитием способности обеспечить личную экологическую безопасность и выработать экологически безопасный стиль поведения. Однако, теперь школьники не просто стремятся придерживаться выработанных правил экологически безопасного поведения, но испытывают потребность пропагандировать данный стиль жизни, отстаивая за счет этого собственные убеждения.
Поэтому для данного возрастного периода применимы проекты, связанные с пропагандой экологических проблем и экологически безопасных способов поведения в окружающей среде.
Стремление старшеклассников к расширению социальных связей, обретению новых знакомств делают актуальными экологические проекты, при выполнении которых школьники вклю-
чаются в региональные и межрегиональные экологические конкурсы, экспедиции, конференции, исследовательские задания и т.п. Осознание того, что они являются старшими в школе и скоро покинут ее порождает стремление оставить память о себе, в связи с чем старшеклассники охотно включаются в экологические проекты, предполагающие экодизайнерскую деятельность в масштабах школы.
Тематика и содержание эколого-проектных работ старшеклассников отличается сложностью и индивидуальностью, большой самостоятельностью, опорой на научные основы экологической безопасности, экологического дизайна, экономики и др.
Для большей наглядности зависимость типологии экологических проектов от возрастных особенностей развития школьников можно представить в виде таблицы:
Таблица 1
Типология экологических проектов в зависимости от возрастных особенностей учащихся_
Возраст Тип экологического проекта Содержание экологических проектов
1 2 3
Младший школьный возраст Цели важны для ребенка и недалеко отстоят во времени. Сфера реализации задана границами класса, дома, близлежащих территорий. Технология ориентирована на наглядность, легко повторяющиеся в опыте ребенка действия Организация здорового образа жизни; создание экологичного интерьера; обеспечение безопасных условий существования животных и растений; забота об окружающих людях (помощь пожилым и младшим) и т.п.
Подростковый возраст Цели значимы в мире взрослых, престижны в среде сверстников. Сфера реализации: школа, микрорайон школы или территория проживания. Технологии предполагают элементы соревновательности между подростковыми коллективами, праздничности; интеллектуализацию деятельности; субъ-ектность позиции подростков, рост их самостоятельности. Создание экологичного интерьера; оказание помощи бездомным животным; организация живых уголков, музеев природы, экологических троп и т.п.; экологический мониторинг регионального уровня; создание банков экологических данных; разработка экологических паспортов местности, экологических путеводителей и др.
Старший школьный возраст Цели социально и профессионально значимы, важны с позиции самосовершенствования личности. Сфера реализации: школа, село или город, регион, вся страна. Технологии предполагают самостоятельность, научную ориентацию, включение элементов профессионализма, создание нестандартных условий деятельности. Экодизайнерская деятельность; пропаганда экологически безопасных способов поведения в окружающей среде; организация здорового образа жизни; забота об окружающих; решение экологических проблем региона; экологические экспедиции; экологические конференции и т.п.
Вторым направлением выступает объективно неизбежное расширение сферы приложения усилий учащихся, включившихся в эколого-проектную деятельность, отражающее развитие по-требностной сферы личности.
По мере включения в деятельность по созданию экологически безопасной среды собственного существования школьники испытывают потребность в расширении сферы применения собственных знаний, умений и навыков экологически безопасного поведения. Если на первых этапах участия в эколого-проектной деятельности учащихся привлекает тематика проектов, связанных с обеспечением личной экологической безопасности и организацией здорового образа жизни, то постепенно у них появляется стремление обеспечить экологическую безопасность окружающих людей и природы, а в дальнейшем - включиться в решение глобальных проблем предотвращения экологической опасности.
Отражая эту тенденцию, мы выделили три группы экологических проектов.
Индивидуально-ориентированные проекты удовлетворяют стремление обеспечить только личную экологическую безопасность или безопасность своих близких.
С точки зрения содержания они ориентированы на экологический дизайн жилых помещений или собственной классной комнаты, разработку и освоение безопасных технологий питания, отдыха, обустройство жилища собственного животного и т.п.
Проекты, ориентированные на ближайшее окружение человека реализуют стремление обеспечить экологическую безопасность окружающих людей и природы, попадающих в сферу жизненного пространства личности.
Содержание этой группы проектов составляет экологический дизайн школьных зданий (рекреационных помещений, подлестничных пространств, вестибюлей, чердаков и т.п.), экологический дизайн школьного двора и прилежащих территорий, обустройство живых уголков, изготовление кормушек и подкормка птиц, озеленение микрорайона, уход за близлежащими скверами, лесопарками, пропаганда здорового образа жизни, организация экологических праздников и т.п.
Социально-ориентированные проекты отражают стремление обеспечить экологически безопасное существование как образ жизни всех людей и природы в целом.
В содержание такого рода проектов включается организация зеленых и голубых патрулей, школьных лесничеств, экологических троп, заказников; конкурсные задания областного, общероссийского и международного уровней, исследовательская деятельность, практическая деятельность по уходу за природными объектами, не расположенными в непосредственной территориальной близости от места проживания и т.п.
Расширение сферы приложения усилий школьников - участников эколого-проектной деятельности, отражающее расширение их потребности в экологически безопасном существовании можно отразить в виде таблицы:
Таблица 2
Типология экологических проектов в зависимости от развития
потребности в экологически безопасном существовании_
Тип проектов Характер проявления потребностей Содержание эколого-проектной деятельности
Индивидуально-ориентированные Стремление обеспечить личную экологическую безопасность или безопасность своих близких Экологический дизайн жилых помещений, собственной классной комнаты; разработка и освоение безопасных технологий организации быта, питания, отдыха; обустройство жилища собственных животных и т.п.
Ориентированные на ближайшее окружение человека Стремление обеспечить экологическую безопасность окружающих людей и природы, попадающих в сферу жизненного пространства личности Экологический дизайн школьных зданий, школьного двора и прилежащих территорий, обустройство живых уголков, изготовление кормушек и подкормка птиц, озеленение микрорайона, уход за ближайшими скверами, лесопарками, пропаганда здорового образа жизни, организация праздников и т.п.
Социально-ориентированные Стремление обеспечить экологически безопасное существование как образ жизни всех людей и природы в целом Организация зеленых и голубых патрулей, школьных лесничеств, экологических троп, заказников, конкурсные задания областного, общероссийского и международного уровня, исследовательская деятельность, практическая деятельность по уходу за природными объектами, не расположенными в непосредственной территориальной близости от места проживания и т.п.
Обе линии систематизации эколого-проектной деятельности взаимосвязаны между собой. По мере взросления человека происходит определенное расширение потребностей, в частности, потребности в общении со сверстниками, в расширении круга общения, в апробации новых социальных ролей и т.п., что влечет за собой расширение сферы применения собственных способностей и личностных качеств.
Однако, ведущей мы считаем вторую линию систематизации эколого-проектной деятельности, поскольку эпизодическое включение школьников в эколого-проектную деятельность с учетом особен -ностей возраста не меняло потребностную ориентацию школьников. Так, многие старшеклассники из предложенного альтернативного списка экологических проектов выбирали только индивидуально-ориентированные, мотивируя свой выбор тем, что вести здоровый образ жизни модно, они дорожат собственной безопасностью и безопасностью близких, каждый сам должен уметь позаботиться о себе и т.п.
И наоборот, систематическое участие в эколого-проектной деятельности стимулирует потребность включиться в проекты, ориентированные на ближайшее окружение и даже социально-ориентированные проекты уже учащихся младшего школьного возраста, например, они охотно занимались изготовлением кормушек и систематической подкормкой птиц, несмотря на преобладающую в этом возрасте ситуативность поведения, участвовали в общешкольном конкурсе экологических карикатур, подолгу совершенствуя свои рисунки с учителями технологии и рисования.
Таким образом, экологическое проектирование может считаться такой формой деятельности, при которой возможно свести к минимуму вред, наносимый природе, а также реализовать идею выработки творческого, созидательно ориентированного мировоззрения личности, и на его основе безопасного стиля экологической деятельности.
The article deals with basic problems of involving schoolchildren into ecologic-projecting activity and forming ecologically safe style of human activity in the environment. Examples of organizing ecologic-projecting activity of schoolchildren of various ages are presented in the article. The key words: ecologic activity, ecologic safety, ecologic projecting.
Список литературы:
1. Актуальные проблемы экологии на рубеже третьего тысячелетия и пути их решения: МатериалыМеждународной научно-практической конференции. Брянск, 1999.
2. Елисеев С.А., Матяш Н.В. Лекции по психологии проектной деятельности школьников. Брянск,
2000.
3. Зятева Л.А. Экологически безопасный тип отношения к природе как характеристика технологического этапа развития культуры //Технологическое образование школьников: состояние, проблемы, перспективы. Брянск, 2002.
4. Зятева Л.А. Воспитание экологически безопасной личности в технологическом образовании: Монография. Брянск: БГУ, 2004.
5. ПлоховаМ.Г., Фрадкин Ф.А. О методе проектов //Магистр. март, 1992.
6. Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. М., 1998.
7. Симоненко В.Д. Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования) Брянск, 2001.
8. Экологическая безопасность региона: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Брянск, 2008.