Научная статья на тему 'Критерии и уровни сформированности экологической культуры школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности'

Критерии и уровни сформированности экологической культуры школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4131
532
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКОВ / ПРОБЛЕМНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калустьянц Карина Артемовна, Бобылева Лариса Александровна

В статье представлено описание критериально-оценочного этапа авторской модели формирования экологической культуры школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности по проблемам экологической безопасности. В его структуре выделены мотивационно-ценностный, когнитивный и операционно-деятельностный компоненты, для каждого из которых определены показатели и уровни сформированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калустьянц Карина Артемовна, Бобылева Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRITERIA AND LEVELS OF FORMATION ECOLOGICAL CULTURE OF SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF DESIGN AND RESEARCH ACTIVITY

The article describes the criteria-evaluation stage of author's model of formation of ecological culture of schoolchildren in the process of design-research activities on environmental security. In its structure allocated motivational value, cognitive and operational activity components, each of which are defined indicators and levels of formation.

Текст научной работы на тему «Критерии и уровни сформированности экологической культуры школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности»

УДК 373.016:502

К.А. Калустьянц Л.А. Бобылева

КРИТЕРИИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье представлено описание критериально-оценочного этапа авторской модели формирования экологической культуры школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности по проблемам экологической безопасности. В его структуре выделены мотивационно-ценностный, когнитивный и операционно-деятельностный компоненты, для каждого из которых определены показатели и уровни сформированности. Ключевые слова: экологическая культура школьников, проблемно-исследовательская деятельность, экологическая безопасность, педагогическая модель.

Karina Kaluslianc

Larisa Bobyleva

THE CRITERIA AND LEVELS OF FORMATION ECOLOGICAL CULTURE OF SCHOOLCHILDREN

Keywords: ecological culture of schoolchildren, problem-research activities, ecological safety. The pedagogical model.

В условиях сложившейся экологической ситуации, когда уровень антропогенного давления на природу и степень ее эксплуатации доведены до крайней точки и под угрозой гибели теперь находятся не только природные системы, но все человечество, особенно остро встает проблема обеспечения экологической безопасности жизни. Понятно, что изменение данной ситуации и успешное решение экологических проблем зависит, в конечном счете, от человека и его способности осуществлять производственную деятельность и поведение в окружающей среде исключительно на основе принципов экологической целесообразности и безопасности.

Отличительной чертой такой личности является сформированность ее экологической культуры, проявляющейся в развитости экологической образованности, сформированности экологического сознания, мышления, системы экологических ценностей и отношения к природе, и, главное, в экологически безопасной жизнедеятельности, направленной на обеспечение устойчивости в развитии природы и социоприродных отношений. Экологическая безопасность жизнедеятельности базируется на экологической компетентности личности и проявляется в ее практической готовности грамотно и безопасно совершать преобразующую деятельности в окружающей среде. В связи с чем особые требования предъявляются к школьному экологическому образованию, и прежде всего, к процессу активизации внедрения в школьную практику инновационных методов обучения, в числе которых лидирующее место принадлежит экологически ориентированной проектно-исследовательской деятельно-

Приоритет данной технологии обусловлен рядом преимуществ, в числе которых погружение школьников в условия жизненной необходимости принятия обоснованных экологически целесообразных решений, критическому мышлению, выбору оптимальной стратегии взаимодействия с окружающей средой, что пробуждает интерес к экологическим проблемам и знаниям, развивает нравственно-ценностные и личностно-значимые ориентиры в отношениях с природой, формирует навыки экологически целесообразного поведения, безопасного для здоровья людей и окружающей среды [1,

сти [2; 3; 5].

© Калустьянц К.А., Бобылева Л.А., 2014

4]. Как известно, эффективность любой педагогической технологии зависит от степени разработанности целей, структуры и содержания той педагогической модели, в рамках которой планируется ее использование. В предлагаемой нами модели формирования экологической культуры старшеклассников средствами проектно-исследовательской деятельности, разработанной на принципах системности и непрерывности, а также на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов, в качестве основного результата ее внедрения определена готовность школьников к осуществлению собственной экологически безопасной жизнедеятельности.

В данной статье мы приводим показатели и уровни развития выделенных нами критериев сформированности исследуемого качества личности (мотивационно-ценностный, когитивный и опе-рационно-деятельностный) на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы, выполненной на базе общеобразовательных школ республики Северная Осетия-Алания.

Мотивационно-ценностный критерий сформированности экологической культуры школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности характеризуется ярко выраженным интересом и потребностью в непрерывном повышении собственной экологической грамотности, развитии компетентности в области экологической безопасности жизни и выполнении экологически ориентированной проектно-исследовательской деятельности; устойчивым стремлением проявлять собственную инициативность, самостоятельность и творческую активность в экологически ориентированной деятельности и экологическом проектировании; глубоким осознанием личностной и общественной значимости участия каждого в деятельности по решению проблем экологической безопасности. При этом большое значение имеет развитие у школьников системы ценностных ориентаций по отношению к природе, связанных с гуманистическими, этнокультурными, нравственными и духовными идеалами, сформированностью экологической озабоченности судьбой природы и человечества, чувства долга, ответственности и сопереживания. Данный критерий включает также развитость мотивов и понимание смыслов экологической проектно-исследовательской деятельности для саморазвития собственного личностного роста, проявление волевых качеств, целеустремленности, упорства, собранности и дисциплинированности, устойчивое стремление к свободе выбора и творческой самостоятельности, демонстрируемое при разработке стратегии и тактики в решении эколого-исследовательских и проектных задач.

Высокий уровень сформированности мотивационно-ценностного компонента экологической культуры школьников определяется следующими показателями: устойчивым интересом к экологическим знаниям, как в учебной, так и внеучебной деятельности; высоким развитием системы ценностных ориентаций по отношению к природе и здоровью людей на эмоциональном, этнокультурном и духовно-нравственном уровнях, сформированностью чувства долга и экологической ответственности; проявлением устойчивой мотивацией и активном участии экологических и природоохранных мероприятиях, мероприятиях по обеспечении экологической безопасности в своем регионе, а также в процессе творческой проектно-исследовательской деятельности; стремлением к личностному росту в отношениях с природой, проявлению высокой экологической ответственности и самостоятельности в выборе стратегии и тактики решения прикладных проектно-исследовательских задач по проблемам экологической безопасности. Средний уровень проявляется в наличии интереса школьников к экологическим знаниям, экологическим проблемам и путям их решения, но не достаточной развитости системы ценностных ориентаций по отношению к природе и здоровью людей как на эмоциональном, этнокультурном и духовно-нравственном уровнях; наблюдается не вполне сформированное чувство долга и экологической ответственности, не ярко выраженная мотивация на причастность к решению экологических проблем и обеспечение экологической безопасности жизни, не достаточная активность и желание участвовать в школьных, городских и республиканских экологических акциях и мероприятиях, не большая заинтересованность в экологически ориентированной проектно-

исследовательской деятельности, не ярко выраженное стремление к развитию самостоятельности и ответственности в решения проектно-исследовательских задач по проблемам экологической безопасности. Низкий уровень развития данного критерия характеризуется проявлением слабого интереса школьников к экологическим знаниям, экологическим проблемам и путям их решения; отмечается отсутствие системы ценностных ориентаций по отношению к природе и здоровью людей на эмоциональном, этнокультурном, духовно-нравственном уровнях; наблюдается слабое развитие или полное отсутствие чувства долга и экологической ответственности, низкий уровень мотивации на причастность к решению экологических проблем и обеспечение экологической безопасности жизни, отсутствие желания участвовать в экологически ориентированной проектно-исследовательской деятельности, развивать экологическую ответственность и самостоятельность в решении экологических проблемам и обеспечении экологической безопасности в своем регионе.

Когнитивный критерий предполагает сформированность экологических знаний как основы экологического мировоззрения и сознания, и прежде всего, знаний о закономерностях развития природы, экологических факторах, эволюции взаимоотношений общества и природы, наиболее острых экологических проблемах на планете, в стране, в регионе; о существующих и возможных экологических опасностях и их последствиях для здоровья людей и природной среды, о мерах и способах их предупреждения и предотвращения, о нормах и правилах экологически целесообразного и безопасного поведения людей. Данный критерий включает степень развитости и осознанности школьниками экологических знаний для их способности адекватно оценивать состояние и перспективы сложившейся социально-природной ситуации, как в ближайшем окружении, так и более широких масштабах, проектировать и осуществлять экологическую деятельность, направленную на решение экологических проблем в своем регионе. Критерий определяет показатели усвоения школьниками знаний и представлений об экогуманистических основах и культурных традициях своего и других народов, определяющих характер отношения к природе в разные культурно-исторических эпохи, о влиянии экологических идеалов, ценностей, взглядов и убеждений на развитие личностных качеств и духовное становление человека. Большое значение имеют знания и представления школьников о современных путях и способах решения экологических проблем, о научном стиле экологического мышления, о структуре и методах научного исследования и проектирования, характеризующихся определенными требованиями и нормами выполнения (этапностью, точностью, объективностью, доказательностью, воспроизводимостью и др.), необходимыми являются знания о требованиях к структуре, содержанию и научному стилю изложению результатов аналитического и прикладного этапов научно-исследовательской и проектной работы, четкости формулировки выводов, о требованиях к структуре и содержанию научного доклада и презентации и т.п.

Высокий уровень сформированности данного критерия характеризуется владением школьниками полными, глубокими и систематизированными знаниями о законах экологии, об экологических проблемах в мире, стране и своем регионе, о причинах их возникновения, о возможных экологических опасностях и их последствиях для здоровья людей и природной среды, способах их предупреждения и предотвращения, знания о целесообразности экологических норм и правил, обеспечивающих экологическую безопасность жизни, необходимости их выполнения и умения применять в жизни. Носители высокого уровня сформированности рассматриваемого критерия имеют устойчивые представления о нравственно-гуманитарной сущности отношений в системе «человек и природа», об этнокультурных основах и традициях, как духовно-нравственном механизме гармонизации этих отношений и обеспечении экологической безопасности для людей и природы. При этом школьники хорошо ориентируются и знают требования к разработке и выполнению экологической проектно-исследовательской деятельности, умеют выделять проблему, формулировать цели, задачи, предмет, объект, гипотезу исследования или проекта, грамотно выделять структуру и этапы их выполнения,

знают об оптимальных способах получения объективных результатов и доказательства их достоверности. Способны к проявлению творчества и изобретательности в решении экологических задач в учебных и жизненных ситуациях; владеют знаниями, умениями и опытом саморазвития, развития творческих способностей, собственной культуры и личностного роста в процессе экологической деятельности.

Средний уровень сформированности данного критерия характеризуется наличием у школьников устойчивых знаний и представлений о законах экологии, об экологических проблемах в мире, стране и своем регионе, о причинах их возникновения, о имеющихся и возможных экологических опасностях и их последствиях для здоровья людей и природной среды достаточных знаний о способах их предупреждения и предотвращения, об экологических нормах и правил, обеспечивающих экологическую безопасность жизни людей и природы, необходимости и целесообразности их применения в жизни. Недостаточными являются знания и представления школьников о нравственно-ценностной сущности отношений в системе «человек и природа», об этнокультурных основах и традициях, как духовно-нравственном механизме гармонизации отношений в данной системе, направленном на восстановление экологического равновесия, исключающего экологическую угрозу. У учащихся в целом сформированы и систематизированы знания по организации проектно-исследовательской деятельности по экологии, имеются представления о целях, задачах, структуре, этапах данной деятельности и оптимальных способах достижения ее результатов, в определенной степени школьники владеют умениями и навыками решения проектно-исследовательских экологических задач. Представления, умения и навыки в области творческого саморазвития, а так же знания основных условий развития экологической культуры личности развиты недостаточно.

Низкий уровень сформированности данного критерия у школьников характеризуется отсутствием или слабым уровнем экологических знаний и представлений (о законах экологии, об экологических проблемах в мире, стране и своем регионе, о причинах их возникновения, об экологических опасностях и их последствиях для здоровья людей и природной среды, знания о способах их предупреждения и предотвращения, о целесообразности экологических норм и правил, обеспечивающих экологическую безопасность жизни) и необходимости их выполнения в жизни. Слабо сформированными являются знания о способах решения экологических проблем и экологической деятельности. Отсутствуют знания и представления о нравственно-гуманитарных и этнокультурных основах сущности отношений в системе «человек и природа», как механизме гармонизации отношений в данной системе и обеспечения экологической безопасности жизни. У учащихся не развиты представления о значении, структуре, этапах и методах экологически ориентированной проектно-исследовательской деятельности, оптимальных способах достижения ее результатов, о способах творческого саморазвития личности, отсутствуют знания о значении и условиях развития собственной экологической культуры.

Операционно-деятельностный критерий отражает меру активности, самостоятельности и творчества школьников в решении экологических проектных и исследовательских задач, включает степень сформированности умений, навыков, необходимых для осуществления экологической про-ектно-исследовательской деятельности, и опыта их применения в учебном процессе и в жизни, а именно:

— общелогические умения и навыки (синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, конкретизация и другие логические мыслительные операции);

— исследовательские: умение выделять, конкретизировать и формулировать проблему; выдвигать цели и задачи; определять объект, предмет и гипотезу исследования; планировать работу; использовать методы научного познания, выражать свою точку зрения и отстаивать ее, соблюдать правила научной организации труда и др.;

— экологические (выявление и оценка факторов экологической опасности для природной среды, жизни и здоровья людей, причин их возникновения и прогнозов развития; оценка последствий неблагоприятных экологических воздействий на социальную и природную среду; поиск способов предотвращения экологической опасности; готовность к осуществлению практической деятельности по охране и улучшению качества окружающей среды, ведению здорового и экологически безопасного образа жизни и др.);

— умения и навыки осуществления личностного роста, укрепления и сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей; оценки эффективности личностных достижений в процессе познавательной и проектно-исследовательской деятельности, самооценки качества выполнения исследования или проекта (рефлексии), самоконтроля и критического отношения к своим экологическим поступкам и деятельности.

Высокий уровень сформированности данного критерия проявляется в активной жизненной позиции школьников по отношению к объектам природы и здоровью людей, самостоятельности и творческом подходе к решению экологических проектно-исследовательских задач, в успешном использовании общелогических, исследовательских и специальных умений и навыков в ходе проектно-исследовательской деятельности; устойчивом личностном росте школьников, их способности к рефлексии выполненных исследований и проектов, в адекватной самооценке собственных интеллектуальных и творческих способностей, в эффективности результатов познавательной и проектно-исследовательской деятельности в форме повышения результатов успеваемости, успешном участия в экологических викторинах, олимпиадах и исследовательских конкурсах. Средний уровень сформиро-ванности данного критерия проявляется в положительной жизненной позиции школьников по отношению к объектам природы и здоровью людей, в определенной их интеллектуальной и творческой активности при осуществлении экологической проектно-исследовательской деятельности. При этом недостаточно сформированными являются общелогические, исследовательские и специальные умения и навыки, поэтому школьники испытывают значительные затруднения при выполнении экологических проектов и исследовательских работ. Может наблюдаться относительный личностный рост учащихся при слабо выраженной способности к рефлексии собственных интеллектуально-творческих способностей и проектно-исследовательских умений, выявляется эффективность личностных достижений в процессе познавательной и проектно-исследовательской деятельности, которые выражаются в относительно успешном участии школьников в экологических олимпиадах, в исследовательских конкурсах и конференциях. Низкий уровень сформированности данного критерия проявляется в отсутствии у школьников интереса и активности в стремлении к самостоятельному и творческому решению экологических проектно-исследовательских задач; слабо развиты общелогические, исследовательские и специальные умения и навыки для выполнения экологических проектов и исследовательских работ; отсутствуют личностные достижения в области познавательной, эколого-исследовательской и эколого-проектной деятельности.

Мы полагаем, что любой из выделенных уровней сформированности экологической культуры не является пределом, а лишь способен выступать в качестве основы для перехода на последующие уровни и поэтому не отвергается, а включается в дальнейший процесс, совершенствуется и развивается. Выделенные показатели позволили нам дать объективную оценку исходному состоянию исследуемого качества личности у учащихся средней и старшей ступеней общеобразовательной школы, научно обосновать и апробировать наиболее эффективные для сложившейся экологической ситуации в республике эколого-образовательные технологии и формы инновационной деятельности учащихся, направленные на развитие у школьников экологической культуры, экологического сознания и экологической ответственности, как основы экологически безопасной жизнедеятельности граждан России.

Библиографический список

1. Бобылева Л.А., Калустьянц К.А. Педагогические условия проектно-исследовательской деятельности школьников по проблемам экологической безопасности // Казанская наука. - № 2. - 2013. - С. 151-153.

2. Зятева Л.А. Экологическое проектирование - основа выработки безопасного стиля экологической деятельности школьников // Вестник Брянского государственного университета: Педагогика и психология. № 1. - 2010. - С. 187-193.

3. Елизарова И.С. Организация внеклассной работы по экологической безопасности в старших классах // Ярославский педагогический вестник. - Том II (Психолого-педагогические науки). - № 4. - 2011. - С. 9497.

4. Калустьянц К.А. Модель формирования экологической культуры школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности по проблемам экологической безопасности// Казанская наука. - № 3. -2013. - С. 205-209.

5. Проект Федеральные государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]: М., [2011]. http://fgos.isiorao.ru/upload/ :Р008/Р008_8Р0^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.