Научная статья на тему 'Экологическое воспитание как определяющий компонент становления экологически безопасной личности школьника'

Экологическое воспитание как определяющий компонент становления экологически безопасной личности школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНАЯ ЛИЧНОСТЬ ШКОЛЬНИКА / ECOLOGICALLY FRIENDLY PUPIL'S PERSONALITY / ECOLOGICAL SAFETY / MODEL OF UPBRINGING / ECOLOGICAL UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зятева Л. А.

В статье представлены теоретические подходы к проблеме формирования экологически безопасной личности школьника. Раскрыта роль экологического воспитания как определяющего фактора становления такой личности. Приведена модель воспитания экологически безопасной личности школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL EDUCATION AS THE DEFINING COMPONENT OF FORMATION OF ECOLOGICALLY SAFE IDENTITY OF THE SCHOOL STUDENT

The theoretical approaches to the problem of ecologically friendly pupil’s personality formation are being represented in the article. The role of ecological upbringing as a determinative factor of formation such kind of a personality is developed. The model of upbringing ecologically friendly pupil’s personality is given.

Текст научной работы на тему «Экологическое воспитание как определяющий компонент становления экологически безопасной личности школьника»

УДК: 502.3

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ КОМПОНЕНТ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Л.А.Зятева

В статье представлены теоретические подходы к проблеме формирования экологически безопасной личности школьника. Раскрыта роль экологического воспитания как определяющего фактора становления такой личности. Приведена модель воспитания экологически безопасной личности школьника. Ключевые слова: экологическая безопасность; экологическое воспитание; модель воспитания; экологически безопасная личность школьника.

Техногенные, биологические и антропологические опасности подавляют индивидуальность человека, вынуждают его подчиняться искусственной среде и закрепляют экологически опасный тип поведения, в результате которого усиливается эксплуатация природы.

Избежать чрезмерной напряженности и беспомощности перед опасностями технологической среды удается в том случае, если учащиеся будут получать объективные сведения о характере потенциальной опасности, научатся прогнозировать степень вероятности нежелательных событий и размер их последствий, а также сумеют овладеть системой мер защиты от чрезмерной опасности.

Главным для становления экологически безопасной личности является воспитание, которое обеспечивает не только выработку отдельных свойств и направленности личности, но и определяет связи между общими и единичными личностными свойствами и способностями, тем самым, влияя на развитие экологических компетенций.

Воспитание - одна из основных категорий в педагогике. Тем не менее, до сих пор нет единого общепринятого ее определения. Сложившаяся в современной педагогической науке неоднозначность толкования термина «воспитание» побуждает к выяснению содержания этой категории с учетом проводимым исследованием задач.

Определяющей мы считаем позицию Б.З.Вульфова, И.А.Колесниковой, А.В.Мудрика, В.А.Сластенина, и других исследователей, рассматривающих воспитание как целенаправленное создание условий для систематического развития личности [7].

С точки зрения такого подхода, процесс воспитания представляет собой не прямое воздействие на воспитуемого, а комплексное взаимодействие различных субъектов: конкретных людей, институтов воспитания, общества, окружающей природной среды и т.п. Кроме того, воспитание рассматривается не как однонаправленный процесс передачи опыта и оценочных суждений, но как взаимодействие и сотрудничество воспитателей и воспитанников.

Внимание к вопросам воспитания человека, развития экологически безопасных способов поведения обеспечили осознание необходимости воспитания экологически безопасной личности школьника, понимаемой в качестве активного деятеля, способного обеспечить собственную экологическую безопасность, при этом организуя безопасную деятельность в окружающей среде, как в настоящем, так и в будущем.

Исходя из этого, воспитание экологически безопасной личности мы понимаем как целенаправленное создание определенных педагогических условий для развития личностных качеств, обеспечивающих формирование экологических ценностей, экологически безопасных стереотипов поведения и способности оценить свое взаимодействие с окружающей средой не столько с позиций собственного благополучия, сколько с точки зрения экологических идеалов и принципов экологической безопасности.

Результаты и эффективность воспитания, таким образом, определяются успешностью подготовки человека к реализации сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, к самовоспитанию и самоорганизации.

Осмыслению основ самоорганизации личности способствуют синергетический подход, развиваемый в исследованиях Е.Н.Князевой, Н.В.Поддубнова, В.В.Тузова, Г.Хакена и других авторов [4; 8; 9; 10].

Перспективность синергетического подхода определяется тем, что его целью является описание процессов возникновения нового качества в системе, состоящей из взаимодействующих между собой элементов любой природы. Синергетика изучает сложные, открытые, постоянно развивающиеся системы, основным свойством которых является самоорганизация - внутренняя

способность системы выращивать в себе, надстраивать из себя новые качества, необходимые для выживания. Именно к таким системам в педагогике относится личность. Результатом процесса самоорганизации личности можно считать самоактуализацию - переход из состояния возможностей в состояние действительности, то есть преобразование готовности в способность действовать в согласии с внутренними нормами и требованиями.

Ребенок должен понять смысл нравственно-экологических ценностей, которыми ему предлагается руководствоваться в повседневной жизни, выработать собственное отношение к ситуациям или нормативным требованиям, содержание которых носит экологических характер.

Таким образом, важными компонентами содержания экологического воспитания с позиции синергетического подхода выступают экологическое самоопределение, экологическая оценка ситуации, экологическое нормирование действий, экологические действия самого человека, экологическая рефлексия поведения отдельной личности, группы, общества в целом.

Кроме того, воспитание неизбежно должно привести к актуализации тех индивидуальных способностей, которые позволят реализовать на практике вышеперечисленные процедуры. Конкретные способности к экологически безопасной деятельности должны стать тем предметом, на который необходимо направить все внутренние усилия школьника. Его знания, компетенции, воля, терпение выступают в качестве средств, с помощью которых он может обеспечить более яркое проявление экологической направленности собственной личности. В результате создаются новые достижения в творческой экологически безопасной деятельности, которые становятся ценными не только для данного человека, но и для окружающих. Тем самым, саморазвитие личности постепенно превращает ее в субъект развития тех, кто готов принять знания, представления, идеи, созданные творческим отношением к экологическим вопросам. Помогая развитию других людей, обучая их, ребенок сам начинает лучше разбираться в том, чему учит.

Таким образом, личность в полной мере характеризуется как саморазвивающаяся в том случае, когда вначале самостоятельно планирует свою деятельность, затем выбирает оптимальные варианты реализации поставленных целей, потом концентрирует волю, терпение при ее осуществлении для эффективной реализации приобретенных компетенций, постоянно контролирует как сам процесс деятельности, так и достигаемые результаты и, наконец, оказывается способной передать собственные знания и опыт другим людям.

С позиции экологической безопасности саморазвивающаяся личность стремится не к изменению мира путем адаптации его к собственным желаниям и стремлениям, а напротив, старается изменить себя, собственное миропонимание и собственные формы бытия, порою притягательные по форме и экологически опасные по содержанию. Синергетический подход нацеливает на развитие культурных образцов, способных стать основами для утверждения экологически безопасного стиля деятельности.

Процессы саморазвития и самоорганизации обычно активизируются в подростковом возрасте, когда личность самостоятельно перерабатывает всю совокупность знаний, представлений, ценностей, полученных прежде, и пытается сформировать собственное представление о должном и желаемом. В этом возрасте происходит активное изучение подростком себя и того мира, который его окружает. В системе его отношений с природой, людьми, самим собой ведущим становится сознательное управление собственными мыслями, чувствами, поступками. Именно этот фактор обеспечивает создание тех взаимодействий с окружающим миром, которые ведут к достаточно полному овладению соответствующими нормами и правилами его преобразования.

В связи с этим очень важными представляются выводы С.Д.Дерябо [1. С.108-121] относительно изменения отношения к природе в подростковом и раннем юношеском возрасте. Для младшего и среднего подросткового возраста максимального уровня достигает субъектификация природных объектов. В младшем подростковом возрасте каждый второй школьник включает явления и объекты природы в список значимых для себя явлений мира. В этот период сохраняется непрагматический характер взаимодействия с природными объектами, возникший еще в младшем школьном возрасте. Природа не выступает для младших подростков «объектом пользы», они признают ее самоценность и право на существование независимо от человека. Но особенно важным является, по нашему мнению, тот факт, что в этом возрасте резко возрастает степень выраженности экологических установок природоохранного типа, которые теснейшим образом связаны с готовностью действовать с учетом правил экологической безопасности.

Начиная со старшего подросткового возраста, разрушается субъективное восприятие природных явлений (С.Д.Дерябо). А поскольку природные объекты уже не относятся к сфере равного в своей самоценности, то становится возможным экологически опасный тип поведения среды

природы. Показателен и тот факт, что достаточно часто природа становится тем объектом, который обеспечивает возможность выхода компенсаторной агрессивности, обусловленной трудностями социализации в этом возрасте. Для старшего подросткового возраста характерна и максимальная среди подростков и юношей склонность к выбору прагматического типа взаимодействия с природой. Природа становится своего рода «полигоном» для социальных достижений. В основе деятельности, связанной с природой, может лежать мотивация получения определенного природного «трофея», повышающего статус подростка среди сверстников: нарвать самый огромный букет, наловить как можно больше рыбы и т.п.

В ранней юности эти проявления вновь снижаются, уступая месть непрагматическому характеру взаимоотношений. Причем, на первый план в ранней юности выдвигается перцептивно-аффективный компонент отношения к природе, предполагающий высокую степень ее эстетического и этического освоения, отзывчивость на витальные проявления природных объектов. В старшем школьном возрасте, кроме того, происходит бурное развитие познавательных процессов в плане их интеграции, формирования обобщенных познавательных структур, направленных на установление общих фактов и закономерностей. Интенсивное развитие общих свойств познавательных процессов приводит к тому, что именно этот возрастной этап оказывается достаточно восприимчивым по отношению к влиянию современных идей экологической безопасности.

Учет возрастной динамики отношения школьников к проблемам экологического характера позволит педагогу сориентироваться в выборе способов организации воспитательных условий, направленных на развитие экологически безопасной личности.

То есть, результативность процесса воспитания экологически безопасной личности школьника во многом зависит от степени готовности педагога к организации такой деятельности.

Существенным фактором, определяющим подготовленность педагогов к организации процесса воспитания экологически безопасной личности школьника, должно стать наличие модели воспитания, в которой необходимо выделить составные компоненты, структурные и функциональные связи в общей системе воспитания экологически безопасной личности.

Моделированием принято считать создание общего концептуально-теоретического представления об анализируемом объекте [2; 6].

В построении модели воспитания экологически безопасной личности школьника мы, вслед за А.Н.Кочергиным [5], опираемся на принцип структурности, предполагающий, что для построения модели воспитательного процесса большое значение имеет выделение среди ее элементов структурной части объекта исследования.

Важным представляется нам и учет модульного принципа моделирования. Отдельные элементы процесса воспитания образуют внутри целостной системы относительно устойчивые и опосредованные связи, вследствие чего, модель воспитания экологически безопасной личности построена с учетом блочно-модульной организации всех ее элементов.

Схема 1

Модель воспитания экологически безопасной личности школьника_

Пред посылки воспитания экол огически безопасной лично >сти

Объективное нарастание экологической опасности в глобальном и региональном масштабах Международные концепции экологической безопасности как основа устойчивого развития Обоснование проблемы экологически безопасности в философско-педагогических теориях Отражение реальной практики экологического образования

Цели вос питания

Развитие экологической направленности и экологических компетенций как основы воспитания экологически безопасной личности Развитие способностей к экологически безопасной деятельности

Содержание Юспитания

Экологическое самоопределение и самоорганизация личности Оценка экологической опасности Экологически безопасное поведение Экологическая рефлексия действий отдельного человека, группы, общества в целом

У словия воспитания экологи чески безопасной личности

Учет личностно-ориентированного подхода в воспитании Использование законов синергетического подхода Признание технологического образования базовым интегративным компонентом воспитания экологически безопасной личности Опора на готовность педагогов к воспитанию экологически безопасной личности

Система технологий воспитания экологически безопасной личности

Создание экологичной развивающей среды Экологи-ческий дизайн Экологи-ческие 1 проекты 1 Экологи-ческое 1 моделирова-ние 1 Игровые технологии

I

Критерии результа тивности воспитания

Ценностное отношение к природе Наличие готовности к экологически безопасной деятельности Наличие способности к экологически безопасной деятельности Выработка индивидуального безопасного стиля экологической деятельности

Представляется необходимым дать характеристику содержательной стороны отдельных блоков, составляющих модель воспитания экологически безопасной личности школьника.

Воспитание - это подсистема общей системы социальных преобразований. Поэтому проблемы и противоречия, возникающие в общественной жизни, неизбежно определяют динамику целостного педагогического процесса и воспитания как его составной части.

Предпосылками воспитания экологически безопасной личности школьника мы считаем, прежде всего, объективное нарастание экологически безопасных ситуаций, как в глобальном, так и в региональном масштабах. Объективно существующий рост глобальной экологически безопасности, как на международном уровне, так и в масштабах отдельной страны. В то же время реальная практика экологического образования не отражает сложившейся социальной потребности в подготовке людей, способных экологически грамотно и безопасно действовать в окружающей среде. Это противоречие, становясь движущей силой процесса воспитания,

неизбежно находит отражение в современных педагогических исследованиях, что в свою очередь сказывается на развитии массовой практики.

Сложившиеся предпосылки определяют постановку целей воспитания экологически безопасной личности школьника. Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата педагогической деятельности, поэтому целеполагание можно рассматривать как смыслообразующий и системообразующий компонент такой деятельности. Наличие цели определяет содержание и способы осуществления воспитательного процесса. Целями воспитания экологически безопасной личности должно стать, прежде всего, развитие экологической направленной личности, что обеспечит готовность личности к экологически безопасной деятельности. Второй целью мы считаем развитие способности к экологически безопасным действиям в окружающей среде.

Поскольку основной целью воспитания является развитие личности учащегося как человека, способного самостоятельно организовывать собственную жизнедеятельность, то содержание воспитания экологически безопасной личности должны составить экологическое самоопределение и самоорганизация личности, обеспечивающие экологически безопасное поведение ребенка, предполагающее умение организовывать личную экологическую безопасность и построить деятельность в окружающей среде без ущерба для объектов природы и окружающих людей. Выбор способов поведения тесно связан с проблемой принятия решения. Процесс принятия решений может носить как случайный, интуитивный, так и систематизированный характер, отличающийся глубиной анализа и учета не только внешних, но и внутренних факторов. Поэтому в содержание воспитания экологически безопасной личности школьника включается экологическая рефлексия действий отдельного человека, группы и общества в целом.

Как уже отмечалось, процесс воспитания предполагает создание определенных условий для развития личности. К числу организационно-педагогических условий воспитания экологически безопасной личности школьника мы относим использование личностно-ориентированного и синергетического подходов к воспитанию, что позволит строить отношения с ребенком с позиций восприятия его как самоценной и цельной личности, потенциально способной к самоорганизации собственной жизнедеятельности в окружающей среде. Только при таком условии школьник сможет реализовать свой личностный потенциал в творческом экологически безопасном поведении. Не вызывает сомнения тот факт, что организация воспитания с учетом личностно-ориентированного и синергетического подходов требует специальной подготовки учителя, что также рассматривается в качестве условия результативного воспитания экологически безопасной личности школьника.

Особое значение имеет выделение интегративного компонента воспитания экологически безопасной личности, который объединит различные подходы к этому процессу, разнообразие действий учителей и самих учащихся. Таким интегративным элементом мы считаем технологическое образование, выступающее связующим звеном между естественнонаучным и общественно-гуманитарным компонентами современного образования.

Воспитание экологически безопасной личности в процессе технологического образования предполагает и своеобразную систему технологий этого процесса. К их числу мы относим создание экологичной развивающей среды, а также включение учащихся в процессы экологического дизайна, эколого-проектной деятельности, экологического моделирования, разнообразные игровые технологии.

Предполагаемые эффекты воспитания экологически безопасной личности школьника направлены на развитие ценностного отношения к природе, наличие готовности и способности к экологически безопасной деятельности, на основе которых происходит выработка индивидуального безопасного стиля экологической деятельности.

Таким образом, предложенная модель воспроизводит структуру воспитания экологически безопасной личности школьника в ее сложности и многоаспектности, раскрывает развивающий потенциал и многообразные возможности этого процесса.

The theoretical approaches to the problem of ecologically friendly pupil's personality formation are being

represented in the article. The role of ecological upbringing as a determinative factor of formation such kind of a

personality is developed. The model of upbringing ecologically friendly pupil's personality is given.

The key words: ecological safety; ecological upbringing; model of upbringing; ecologically friendly pupil's

personality.

Список литературы

1. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. - М.: Изд-во МПСИ, 1999. 310 с.

2. Викулина М.А., Половинкина В.В. Педагогическое моделирование как продуктивный метод организации и исследования процесса дистанционного образования в вузе // Успехи современного естествознания.2013.№3.С.109-112; URL : www. rae. ru / use / (дата обращения: 13.02.2014).

3. Зятева Л.А. Воспитание экологически безопасной личности: постановка проблемы и пути решения: монография. М.: Академия средств массовой информации, 2003. 180 с.

4. Князева Е.Н. Синергетический вызов культуре // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С.244 - 245.

5. Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев Н.Г. Экологическое знание и сознание: Особенности формирования. Новосибирск: Наука, 1987. 221 с.

6. Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М.: Педагогика, 1987.

198 с.

7. Педагогика: учебник / Под общей ред. Л.С.Подымовой, В.А.Сластенина М.: Изд-во Юрайт, 2012. 332 с.

8. Поддубный Н.В. Синергетика: диалектика самоорганизующихся систем. Белгород: Изд-во Белгородского гос. Ун-та -1999. 351 с.

9. Тузов В.В. Синергетика как методология исследования процессов самоорганизации сложных систем//Библиосфера 2007. № 1. С.52-59

10.Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980. 404 с.

Об авторе

Зятева Л.А. - кандидат педагогических наук, профессор, проректор по социальным вопросам, внеучебной и воспитательной работе Брянского государственного университета; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.