Научная статья на тему 'Социально-педагогические аспекты развития экологической компетентности студентов вуза'

Социально-педагогические аспекты развития экологической компетентности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПОДХОДЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ / РЕШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ / ECOLOGICAL COMPETENCE OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION / ECOLOGICAL EDUCATION / ECOLOGICAL RESPONSIBILITY / APPROACHES OF ECOLOGICAL EDUCATION / SOLUTION OF ENVIRONMENTAL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапина О.А., Ильясова И.С., Чехова М.А.

В статье раскрыта актуальность развития экологической компетентности у студентов вуза через призму социально-педагогических аспектов. Анализируются произведения писателей с экологической тематикой, значение экологического воспитания в вузе через современные подходы в экологическом образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапина О.А., Ильясова И.С., Чехова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL COMPETENCE OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In article relevance of development of ecological competence in students of higher education institution through a prism of social and pedagogical aspects is opened. Works of writers with ecological subject, value of ecological education in higher education institution through modern approaches in ecological education are analyzed.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические аспекты развития экологической компетентности студентов вуза»

УДК 378.1

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Лапина О.А., Ильясова И.С., Чехова М.А.

В статье раскрыта актуальность развития экологической компетентности у студентов вуза через призму социально-педагогических аспектов. Анализируются произведения писателей с экологической тематикой, значение экологического воспитания в вузе через современные подходы в экологическом образовании.

Ключевые слова: экологическая компетентность, экологическое воспитание, экологическая ответственность, подходы в экологическом образовании, решение экологических проблем.

SOCIAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL COMPETENCE OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Lapina O.A., Ilyasova I.S., Chekhova M.A.

In article relevance of development of ecological competence in students of higher education institution through a prism of social and pedagogical aspects is opened. Works of writers with ecological subject, value of ecological education in higher education institution through modern approaches in ecological education are analyzed.

Keywords: ecological competence of students of higher education institution, ecological education, ecological responsibility, approaches of ecological education, the solution of environmental problems.

Решение экологических проблем стало общемировой задачей, так как от этого зависит не только выживание человека, но и благополучие всего живого на Земле. Проблема экоантропоцен-тризма напрямую зависит от выделения, как минимум, двух направлений: технического прогресса, тесно связанного с социально-экономическим развитием общества, с уровнем развития нравственных и духовных потребностей человека и культуры природопользования, антропогенным воздействием на природу.

По современным мировым стандартам производство благ не должно обеспечиваться в ущерб природным ресурсам. Однако практика природопользования показывает, что уровень культуры взаимодействия человека с природой остается крайне низким. Свидетельством этому является не только постоянно растущий показатель загрязнения городов, зачастую превышающий предельно допустимые нормы воздуха, почвы и водных ресурсов, неразумное накапливание отходов жизнедеятельности человека, но и исчезновение лесов, рек, родников, изменение климата и исчезновение привычной эндемики.

Все это актуализирует поиск и обоснование интегративных характеристик, определяющих место экологического сознания в жизни человека. В средствах массовой информации, литературе (научной и художественно-фантастической) не раз широко и остро поднимался вопрос о сохранении биоценоза земли для выживания людей, о том, что проблема человека

и природы нераздельны.

К примеру, В.Г. Распутин не раз в своих статьях и художественных произведениях писал, что «говорить сегодня об экологии - это значит говорить не об изменении жизни, а о её спасении, о разумном сбережении. Природа - единый разумный творец» [1, с.94], «не ею ли и крепится наше благоразумие и благосостояние?!» [1, с. 99]. «Природа сама по себе всегда нравственна, безнравственной ее может сделать лишь человек»... Он с тревогой поднимал вопрос о таком явлении, как привыкание к опасности, когда человек не замечает, насколько серьёзна сложившаяся ситуация с Волгой, Байкалом, Аралом. Кажется, побеждено всё, что можно было, даже будущее человечества... «Теперь Байкал стал символом наших отношений с природой...» [там же]. Его повесть «Прощание с Матерой» будто бы о победе гидросооружения: уничтожены пахотные земли, стерты с лица земли деревни, затоплены могилы... И в то же время - это роман о сопротивлении природы человеку.

В произведениях Л.М. Леонова «Русский лес», С.П. Залыгина «Экологический роман», В.П.Астафьева «Царь-рыба», Ч.Т. Айтматова «Плаха», Б.Ф. Лапина «Ничьи дети», К.Н. Балко-ва «Куда подевалось небо» и многих других сквозит тревога о том, к чему ведет браконьерство и бездумное транжирство, о том, что природа всегда была другом человека в болезни (целительная сила природы) и в радости. Главное при этом - не стараться быть хозяином природы, а быть рачительным защитником и умным преоб-

разователем (Д.С. Лихачев).

Современного человека не стоит убеждать, что экология, экономика, культура в целом как жизненный и социокультурный процесс, связаны между собой и зависят напрямую от человека, от уровня его сознания и компетентности в любой жизненной сфере и деятельности. Именно поэтому считается, что «экология в настоящее время из строго биологической науки превратилась в значительную область «экоан-тропоцентрической социологии» [2, с.9]. Включая в себя разделы биологии, химии, физики, географии, геологии, социологии, теории культуры, экономики, экология позволяет говорить о ее междисциплинарности, о значении в жизни каждого человека, о ее роли в развитии культурного гражданина. Это существенно меняет не только отношение, способы изучения социальных, психологических и педагогических процессов, но и политических интересов при выработке управленческих решений [3, с. 201]. Не случайно год 2017 назван Годом Экологии -важно, чтобы это направление не превратилось в очередную кампанию, а стало стабильным и резулитативным поиском эффективных форм защиты природы и человека.

В связи с этим экология как наука должна находиться на приоритетном месте в современном образовании, отвечать на социальный заказ общества, включать молодое поколение в разрешение экологических проблем вне зависимости от их специализации.

Проблема развития экологических знаний и умений, экологической компетентности, ответственности и экологической деятельности студентов высших учебных заведений стала предметом исследований таких ученых, как Е.Л. Базаров, И.С.Ильясова, Е.Б. Плохотнюк, Г.В. Сороковых, Г.М. Суворова и др. [4, 5, 6, 7, 8]. Авторы подчеркивают значение формирования у будущего специалиста грамотного, эко-антропоцентрического отношения к природе. Отмечают значение неблагоприятной экологической ситуации в мире и необходимость решения проблем, возникших по вине человека.

Но анализ практики показывает, что вопросу изучения дисциплины «Экология» на современном этапе не уделяется должного внимания ни в общем, ни в профессиональном образовании. Наше исследование подтверждает, что изучение экологии в рамках различных дисциплин не решает задач подготовки экологически ответственного специалиста. Это обусловлено тем, что изучение дисциплины «Эко-

логия» в непрофильном вузе рассчитано всего на один семестр, что не дает возможности в достаточной мере раскрыть даже региональные проблемы, не говоря уже о глобальных.

Кроме этого, если подходить серьезно к проблеме экологической грамотности, то нужна новая модель педагога, способного развивать личность в контексте представления об экологической культуре природопользования с учетом реальной экологической обстановки, интересов производства, а также с учетом безопасности природного мира.

В развитии этого направления свои подходы выдвигают ряд авторов. Так, вызывает интерес работа Е.Б. Плохотнюк, посвященная формированию экологической ответственности у студентов высших учебных заведений [6, с.4].

Автор дает такое определение данной категории: это интегральное, интерактивное, этическое и профессионально значимое качество личности, проявляющееся в свободном выборе позитивной (полезной в отношении человека, общества и природы), экологически целесообразной, безопасной и компетентной деятельности будущего специалиста в системе «человек -общество - природа», направленной как на его самосохранение и самореализацию, так и на достижение стратегической установки перехода человечества и биосферы Земли к устойчивой коэволюции [6, с.4].

В качестве основных подходов в экологическом образовании, автором выделены:

- общенаучный - подход основан на принципах гуманизма, изучении наук с рассмотрением экологических вопросов, а также интеграции гуманитарных и естественнонаучных знаний;

- содержательно-информационный -обеспечивает формирование у студентов системы экологических знаний, ценностей, убеждений о закономерностях и законах природы, о месте человека в экосистеме, о стратегии устойчивого развития для выживания всего человечества, о направлениях и путях развития в технике и экономике, о достижении экологического равновесия в природе между миром люде и природным миром;

- деятельностный подход предполагает развитие у будущих специалистов готовности, навыков и опыта взаимодействия с природой, формирует социально-экологическую активность, что безусловно влияет и на личностную позицию будущего гражданина, принимающего решения в повседневной жизни.

Делая вывод о важности формирования экологической ответственности, Е.Б. Плохотнюк выделяет личную и общественную ответственность, определяя их ведущими факторами перехода к устойчивому развитию экологической культуры [6].

По мнению А.Ю. Борисенко, ответственность за поведение на природе является основным критерием сформированной личностной экологической позиции, наряду с инициативой и творчеством в деле охраны и улучшении качества среды и способностью к автономному, экологически целесообразному поведению на природе в различных жизненных обстоятельствах [9, с. 6].

Итак, формированию экологической ответственности многие авторы уделяют особое внимание, отмечая ее первостепенное значение в экообразовании. Наличие же экологической ответственности, осознание ценности природы, нравственное отношение к ней, проявление любви к природе могут стать показателем уровня компетентности специалиста.

Экологическую компетентность исследователи рассматривают с нескольких позиций. Так, Г. П. Сикорская и М. В. Полякова [10, с. 15] под экологической компетентностью понимают одну из специфических характеристик личности: способность находить разрешение любых проблем, в том числе, и экологических.

Игнатов С.Б. «экологическую компетентность» рассматривает как значимое звено в системе оценивания результатов образования и самообразования, самосовершенствования, творческого отношения к делу [11, с. 29].

Экологическая компетентность, с точки зрения Гагарина А.В. [12, с. 49], - это способность к интеграции знаний, умений и навыков в сфере экологии, это знания и умения применять разнообразные способы сбережения природы в практической деятельности, это готовность человека к экологической деятельности. Здесь важен и опыт по сохранению окружающей среды, а также знания в области решения экологических проблем.

Изучение сущности экологической компетентности специалистов дает возможность трактовать ее как характеристику личности, основанную на знаниях и умениях, применяемых в экологических аспектах, также основанной на нравственном отношении к природе. Экологическая компетентность является частью не только профессиональной компетентности специалиста самого различного профиля, но и гражданской компетентностью человека, важным пунктом его

социальной адаптации в экологически изменяющейся среде.

Мы исходим из того, что формирование экологической компетентности студентов вуза основывается на принципе непрерывности образования и воспитания в образовательной организации, принципе последовательности и постепенном включении учащихся в деятельность по защите окружающей среды. Здесь не маловажное значение будет отдано приобретению опыта участия в практических делах по сохранению природы, улучшению состояния окружающей среды.

Актуальными остаются и вопросы развития экологически значимых личностных качеств, таких, как гуманность, эмпатийность, бережливость, ответственность за результаты своей экологической деятельности [13, с. 37].

По нашему мнению, важным фактором, влияющим на формирование экологической компетентности в вузе, является освещение нескольких наиболее важных моментов: это изучение социально-экономических условий жизнедеятельности людей; рассмотрение экологической ситуации в регионе и стране с опорой на факты, фильмы о природе, видеоматериал экологической тематики, в том числе, из средств массовой информации. Экологическая компетентность предполагает развитие интересов и потребностей студентов в деятельности по защите природы, готовности устанавливать межличностные партнерские отношения с целью успешности эколого-защитных действий, практический опыт экологической деятельности студентов через акции по бережному отношению к природе, умения выбирать модель поведения в эколого-защитной деятельности в соответствии с ситуацией.

Итак, рассматривая социально-педагогические аспекты экологического образования, стоит отметить, что оно (экологическое образование) в настоящее время стало частью общего образования. Экология, входящая в блок гуманитарных наук, выполняет воспитательную, развивающую и обучающую функции в задаче развития экологической компетентности будущего специалиста, и, как следствие, в развитии глобального мышления, высокого уровня экологической грамотности и ответственности.

Литературоведение

Список литературы

1. Распутин В.Г. Что в слове, что за словом?: Очерки, интервью, рецензии. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987. 336 с.

2. Дридзе Т.М. Экоантропоцентрическая и семиосоциопсихологическая парадигмы для интеграции социогуманитарного научного знания в исследовательскую, социально-диагностичеакую и социално-проектную практику // Мир психологии: Научно-методический журнал №2 (22) апрель-июнь, 2000. М.: Московский психолого-социальный институт НПО «МОДЭК», Москва-Воронеж, 2000.

3. Харченко С.А. Взаимодействие студентов вуза и внешних партнеров в рамках локального образовательного кластера // Вектор науки Тольяттинского государственного университета / ред. А Н. Ярыгин. Тольятти: ТГУ 2015. № 1(20). С. 201-205.

4. Базаров Е.Л. Развитие экологической компетентности будущих специалистов / Е.Л. Базаров: автореф. дис. ... канд. псих. н. Москва, 2009. 29 с.

5. Ильясова И.С. Педагогические условия формирования экологической культуры студентов в учреждениях среднего профессионального образования / И.С. Ильясова. Дис. .канд. пед. наук. Омск, 2010. 211 с.

6. Плохотнюк Е.Б. Развитие экологической ответственности у студентов высших учебных заведений / Б.Е. Плохотнюк: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. 22 с.

7. Сороковых Г.В. Субъектно-деятельностный подход к личностно-профессиональному развитию студентов/ Г.В. Сороковых //Педагогика. 2004. №1. С. 62.

8. Суворова Г.М. Экологическое образование как фактор социального становления подростков / Г.М. Суворова: дис. .канд. пед. наук. Ярославль, 2004. 205 с.

9. Борисенко А.Ю. Воспитание личностной позиции старшеклассников в отношении к проблемам окружающей среды / А.Ю. Борисенко автореф. дис. . канд. пед. наук. Волгоград, 1996. 21 с.

10. Сикорская Г. П., Полякова М. В. Актуальные проблемы регионального географического, экологического и биологического образования: материалы регион. науч. -практ. конф. -Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2000. С. 15.

11. Игнатов С.Б. Экологическая компетентность в контексте образования для устойчивого развития / С.Б. Игнатов // Образование и наука. 2011. №1(80). С. 29.

12. Гагарин А.В. Экологическая компетентность личности: психолого -акмеологическое исследование. М.: Изд-во РУДН, 2011. 160 с.

13. Зятева Л.А. Экологическое воспитание как определяющий компонент становления экологически безопасной личности школьника // Вестник Брянского госуниверситета. 2014. №1. С. 37-42.

Об авторах

Лапина Олимпиада Александровна - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Иркутский государственный университет, olimpiada2005@mail.ru

Ильясова Ирина Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Иркутский государственный университет, fis78@mail.ru

Чехова Мария Андреевна - педагог дополнительного образования, «Дворец творчества» г. Иркутска, masha. chekhova. 92@mail. ги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.