#
4. Козырев В. А., Шубина Н. Л. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса: науч.-метод. пособие: 2-е изд., доп. - СПб: Изд-во РГПУ им.А. И. Герцена, 2005. - 434 с.
5. Кондаков А. М. Образование как ресурс развития личности, общества и государства: Дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01. - М., 2005. - 322 с.
6. Симонов В. М. Дидактические основы естественнонаучного образования: гуманитарная парадигма. - Волгоград: Перемена, 2000. - 293 с.
7. Обама Б. Сегодня наука нужна как никогда раньше: текст выступления Президента США 27 апреля 2009 года на ежегодном собрании американской Национальной академии наук: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// eqworld.ipmnet.ru/ru/info/sci-edu/obama2009. htm (дата обращения 28.02.2010).
8. Капица С. П., Курдюмов С. П., Мапинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. - М.: Наука, 1997. - 285 с.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
COMPETENCE APPROACH TO UNIVERSITY ECOLOGIST TRAINING
Г. А. Папуткова
В статье предложены методологические основы профессионального экологического образования студентов в вузе, организованного на идеях устойчивого развития и коэволюции природы и общества. Формирование профессионально-экологической компетентности на основе компетентностного подхода обеспечивает успешную реализацию будущих специалистов-экологов в ключевых сферах жизнедеятельности.
G. A. Paputkova
The article examines the methodological basis of professional education of ecologists at institutes of higher education. It is based upon the ideas of sustainable development and coevolution of nature and society. The development of professional ecological competence on the basis of competence approach is the means of successful self-actualization of these specialists in the future.
Ключевые слова: компетентностный подход, экологическое образование, устойчивое развитие.
Keywords: competence approach, ecological education, sustainable development.
В современных условиях образование не отвечает в полной мере потребностям динамично изменяющегося общества и человека, живущего в современном мире. Поэтому и в мировой, и в отечественной науке и образовательной практике ведется активный поиск контуров такого образования, которое позволило бы преодолеть это противоречие. В отечественной и зарубежной педагогике одним из наиболее эффективных способов разрешения противоречий в развитии образования и общества в настоящее время признана концепция компетентностно-ориентированного образования.
Ее сущность выражают две основные категории -«ключевые компетенции» и «компетентность». При этом следует отметить, что в научно-педагогических работах нередко слова «компетенция» и «компетентность» используются как синонимы. Вместе с тем их отождествление неправомерно, на что специально указывают многие исследователи [1; 2; 3; 4; 5; 6].
Прежде всего, следует подчеркнуть, что согласно словарям русского языка слова «компетентность» и «компетенция» не являются синонимами. Их взаимосвязь выражается в том, что компетентность трактуется как «обла-
дание компетенцией» - в обоих значениях слова «компетенция» [7, с. 282].
Специальные словари дают содержательно более расширенные определения данных понятий. Так, в толковом словаре «Занятость. Безработица. Служба занятости» значение слова «компетентность» раскрывается следующим образом: «Компетентность - глубокое, доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также соответствующих умений и навыков; совокупность знаний, позволяющих судить о чем-либо со знанием дела; черта личности служащего, менеджера, специалиста, заключающаяся в способности правильно оценивать сложившуюся ситуацию и принимать в связи с этим нужное решение, позволяющее достигнуть практического или иного значимого результата» [8].
Компетентность как характеристика специалиста, его способности к эффективной профессиональной деятельности и стала основой компетентностного подхода в образовании. С позиции новой социально-образовательной концепции это понятие получило дальнейшее развитие.
Все большее внимание в научно-педагогических исследованиях начинает уделяться вопросам формирова-
Ф
ния профессиональной компетентности специалистов самого разного профиля - филологов и социальных работников, руководителей социально-культурной сферы и водохозяйственных служб, журналистов и работников таможни, будущих специалистов - студентов технического, экономического и других вузов (Н. Г. Витковская, О. Ю. Ис-кандарова, И. С. Ломакина, В. В. Рогачев, С. П. Романов, О. В. Юдина и др.).
Эти исследования свидетельствуют не только о большом научном интересе ученых к проблемам компетент-ностно-ориентированного образования, но и о достаточно широком внедрении компетентностного подхода в практику отечественного образования.
Наряду с термином «компетентность» в научных работах часто используется также термин «профессиональная компетентность».
По мнению Т. Г. Браже, профессиональная компетентность специалиста, например инженера, представляет собой многофакторное явление и определяется не только профессиональными базовыми (научными) знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями, мотивами его деятельности, пониманием себя и окружающего мира, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, общей, а также этической и речевой культурой личности, способностью к развитию своего творческого потенциала.
Э. Ф. Зеер под профессиональной компетентностью понимает «совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности» [9, с. 118].
Профессиональная компетентность определяется как качественная характеристика степени овладения личностью своей профессиональной деятельностью и предполагает:
- осознание своих побуждений к данной деятельности - потребностей и интересов; стремлений и ценностных ориентаций; мотивов деятельности, представлений о своих социальных ролях;
- оценку своих личностных свойств и качеств как будущего специалиста, то есть профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств;
- регулирование на этой основе своего профессионального становления [10, с. 101-102].
Большинство исследователей сходятся в том, что профессиональная компетентность - сложное, интегративное, многофакторное, многоаспектное качество личности.
Собственно компетентность как целостное личностное образование характеризуется рядом признаков, которые отмечают исследователи. Обобщая разные точки зрения, можно выделить следующие признаки профессиональной компетентности:
- это сложная интегральная характеристика личности;
- она предполагает владение обобщенными способами действия, обеспечивающими возможность оперативно и мобильно применять свои знания и умения и интегрировать их в каждой конкретной ситуации с учетом различных ее аспектов;
- поддерживается определенными ценностными ориентациями, способностями и личностными качества-
1
ми, позволяющими целенаправленно и целесообразно выстраивать деятельность, оперативно принимать решения, выбирая при этом наиболее оптимальный в данной ситуации вариант, соорганизовывать все необходимые для этого ресурсы и т. д.;
- в целом обеспечивает эффективность, то есть ситуативную целесообразность и результативность практической деятельности.
На основе выделенных признаков можно дать следующее определение данного понятия:
Компетентность - интегральная характеристика личности, отражающая владение обобщенными способами действия, а также ценностными ориентациями, способностями и личностными качествами, обеспечивающими возможность эффективной реализации в практической деятельности знаний, умений и опыта.
Научно-педагогические исследования компетентности показывают, что независимо от ее вида можно ставить вопрос об общей структуре компетентности как таковой, которая важна, в первую очередь, с точки зрения образования, то есть ее целенаправленного формирования и развития образовательными средствами. Разные исследователи (В. А. Адольф, Н. Г. Витковская, И. В. Гришина, А. А. Черемисина и др.) со своих исследовательских позиций выделяют различные компоненты такой структуры, однако сопоставление разных точек зрения позволяет определить структурные элементы компетентности как интегрального качества личности, которые можно считать общепризнанными. К их числу относятся следующие компоненты:
- когнитивный - совокупность знаний конкретной сферы деятельности, на основе которых формируется компетентность;
- деятельностный - совокупность умений и навыков практического решения задач, а также практический опыт в данной сфере деятельности;
- личностный - совокупность важных для данной сферы деятельности индивидуально-психологических качеств и способностей, главная из которых - способность осмыслять, оценивать, прогнозировать деятельность и ее результаты, то есть способность к рефлексии;
- ценностно-мотивационный - совокупность ценностных ориентаций, мотивов, адекватных целям и задачам деятельности, мировоззренческая позиция.
Содержательное наполнение этих компонентов во многом определяется предметной спецификой компетентности, то есть ее конкретной ориентированностью на определенную сферу компетенции.
Профессиональная компетентность специалиста-эколога, или профессионально-экологическая компетентность специалиста, отражает его уровень овладения тремя ключевыми компетенциями - социальной, экологической и профессиональной, которые синтезируются в содержании структурных компонентов компетентности.
Экологическая компетенция имеет не только и не столько специальное, содержательно-профессиональное
6
значение для специалиста-эколога, сколько мировоззренческое. Поэтому она определяет, в первую очередь, содержание ценностно-мотивационного компонента
компетентности, а также, в соответствии с общепризнанными представлениями, его иерархически приоритетное место в ее структуре.
В структуре ценностно-мотивационного компонента выделяются следующие основные содержательные составляющие:
- признание самоценности природы как определяющая ценностная ориентация личности;
- экологически ориентированная иерархия личностных ценностей;
- мотивационная установка на экологическую деятельность;
- мотивационная установка на экологически целесообразное поведение в любой области деятельности.
Когнитивный компонент характеризует общий уровень экологической образованности специалиста.
Составляющими деятельностного компонента выступают:
- опыт профессиональной экологической деятельности специалиста;
- его индивидуальный жизненный опыт.
Личностный компонент включает следующие составляющие:
- универсальные способности и обобщенные способы деятельности;
- личностно-профессиональные качества, обеспечивающие компетентное поведение специалиста в профессиональной деятельности;
- личностные качества, обеспечивающие социально и экологически целесообразное поведение человека в процессе жизнедеятельности [11, с. 118].
Таким образом, профессионально-экологическая компетентность - интегральная характеристика специалиста, отражающая его способность и готовность к мобильной, оперативной и эффективной реализации в профессиональной деятельности профессионально-экологических знаний и опыта на основе экологически целесообразных ценностно-мотивационных установок, универсальных способностей и личностных качеств, обеспечивающих социально, экологически и профессионально целесообразное поведение.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зеер Э. Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно-ориентированном профессиональном образовании // Образование и наука. -2000. - № 3. - С.90-120.
2. Ключевые компетенции и проблемы оценки качества подготовки учащихся: Итоговый документ конференции 2-4 ноября 2000 г. // Стандарты и мониторинг качества образования. Спецвыпуск. - 2000. - № 6. - С. 44-64.
3. Огарев Е. И. Компетентность как социальный феномен // Инновационные процессы в повышении профессиональной компетентности организаторов народного образования / Ред. Е. П. Тонконогая. - СПб.: ИОВ РАО, 1994. - С. 7-10.
4. Папуткова Г. А. Профессионально-экологическая компетентность: идея, концепция: Монография. - Н. Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. ун-та., 2006. - 173 с.
5. Педагогическая наука и ее методология в контексте современности: Сб. науч. ст. / Под ред. В. В. Краевского, В. М. Полонского. - М., 2001. -445 с.
6. Шишов С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг качества образования. - 1999. - № 2. - С. 15-20.
7. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / РАН; Институт им. Виноградова. -4-е изд; доп. - М.: Азбуковник, 1997. - 944 с.
8. Занятость, безработица, служба занятости: толковый словарь терминов и понятий / Под ред. Ю. В. Колесникова. - М.: Нива России, 1996.
9. Зеер Э. Ф. Становление личностно-ориентирован-ного образования // Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра РАО. - 1999. - № 1. - С. 112-122.
10. Гришина И. В. Профессиональная компетентность руководителя школы как объект исследования: Монография. - СПб., 2002. - 232 с.
11. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. - М., 2002. - 396 с.