Научная статья на тему 'Инвариантная структура компетентности субъекта деятельности'

Инвариантная структура компетентности субъекта деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1521
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INVARIANT ELEMENTS AND COMPONENTS STRUCTURE OF GRADUATE'S COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНВАРИАНТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И КОМПОНЕНТЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА / COMPETENCY / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильязова Марьям Даниловна

Теоретическое обоснование инвариантной структуры компетентности субъекта деятельности и методики её формирования в вузе актуальная задача современной теории и практики профессионального образования. Инвариантная структура компетентности выпускника вуза представлена как система обязательных компонентов, в числе которых инструментальная основа (профессиональные знания, умения, навыки (квалификация)), мотивационная основа (профессиональные мотивы деятельности), ценностно-смысловая основа (профессиональная этика), индивидуально-психологическая основа, конативная основа (волевые механизмы саморегуляции, реализации компетенции в ситуациях профессиональной деятельности). Библиогр. 4. Ил. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильязова Марьям Даниловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVARIANT STRUCTURE OF SUBJECT'S COMPETENCE

The theoretical justification of invariant structure of subject's competence and methods of its forming in institutes of higher education is an actual objective of modern theory and practice of professional education. Invariant structure of graduate's competence is represented as a system of compulsory components such as the instrumental base (professional knowledge, skills, experience (qualification)), motivation base (professional aims of activity), value and sense base (professional ethics), personal-psychological base (professional abilities), conation base (volitional mechanisms of self-regulation and realization of competency in situations of professional activity).

Текст научной работы на тему «Инвариантная структура компетентности субъекта деятельности»

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ББК 74.580

М. Д. Ильязова

ИНВАРИАНТНАЯ СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТИ СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальность проблемы компетентностного подхода к исследованию, проектированию и организации образовательного процесса определяется рядом факторов, в числе которых можно назвать кризис мировой и отечественной системы образования, вызванный её недостаточной эффективностью в сфере подготовки специалистов, государственную стратегию развития образования, направленную на повышение конкурентоспособности России на мировом рынке образовательных услуг, вступление России в Болонский процесс, а также проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) нового поколения.

Смена образовательной парадигмы, переход к компетентностному образованию требуют переосмысления и разработки новых ценностей, целей, содержания, форм, методов и средств обучения. Преобразования должны опираться на соответствующую педагогическую теорию, пронизывать все компоненты образовательного процесса, отражаться на деятельности его субъектов.

В общей активности субъектов внедрения компетентностного подхода в систему высшего профессионального образования можно условно выделить два направления: организационное (административное) и исследовательское. Первое связано, в основном, с проектированием стандартов «компетентностного», «кредитно-модульного» формата, перераспределением часов на аудиторную нагрузку и самостоятельную работу студентов, введением системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов стран Европейского союза, определением перечней формируемых компетенций.

Однако во все варианты проектируемых ГОС ВПО нового поколения механически перенесена методологическая проблема недостаточной теоретической разработанности содержания категорий «компетентность» и «компетенция», их структурной и функциональной взаимозависимости и, как следствие, таксономии, опирающейся на прочные основания.

Исследовательское направление изучения компетентности субъекта деятельности в науке развивалось задолго до Болонского процесса в трудах Ю. В. Варданян, Ж. Г. Гараниной, И. А. Зимней, Н. В. Кузьминой, М. Кяэрста, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Дж. Равенна, Н. Хомского и др. [1].

Несомненная актуальность проблемы внедрения компетентностного подхода в образовании вызвала новую волну психолого-педагогических исследований, посвященных изучению этого феномена (В. И. Байденко, О. М. Бобиенко, А. А. Вербицкий, А. А. Дунюшин, Э. Ф. Зеер,

А. В. Райцев, Л. Спенсер, С. Спенсер, А. И. Субетто, С. Уидет, Л. П. Урванцев, Е. В. Шищенко,

Н. В. Яковлева, R. Sanchez и мн. др.) [1].

В результате было показано, что сущность категории «компетентность/компетенция» может быть описана как способность, готовность, свойство, качество личности; выявлено, что компетентность/компетенция субъекта деятельности имеет потенциальную и актуальную (реализованную) стороны; обоснована представленность в структуре компетентности таких составляющих, как знания, умения, навыки, опыт, способности, система осознанной саморегуляции, мотивационный и ценностно-смысловой компоненты; при этом понятия «компетентность» и «компетенция» могут употребляться авторами как синонимичные и могут быть разведены по разным основаниям (разнообразие и широта функций, родовая и видовая сущность, природа, внешневнутренняя обусловленность).

Отсутствие общепринятой концепции структуры компетентности субъекта деятельности приводит к тому, что как в проектах стандартов, так и в исследовательской литературе представлен огромный спектр видов компетенций, который, будучи лишенным инвариантного основания (инвариантность - свойство какого-либо объекта не изменяться при изменении условий, в которых он функционирует), зачастую не отвечает критерию полноты и репрезентативности.

В то же время проектирование образовательного процесса предполагает наличие информативной, непротиворечивой и удобной таксономии формируемых компетенций/компетентностей, которая должна определяться, с одной стороны, инвариантной структурой компетентности/компетенции субъекта деятельности и, с другой - вариативной структурой компетентности субъекта профессиональной деятельности. В русле данного исследования интерес представляют работы профессиографического характера о моделировании профессиональной деятельности и личности специалиста (В. Е. Анисимов, Е. М. Иванова, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина,

A. К. Маркова, Н. С. Пантина, Л. Г. Семушина, Е. Э. Смирнова, Н. Ф. Талызина,

B. Д. Шадриков и др.) [1].

В ходе исследования инвариантных составляющих сущности (сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; неотъемлемое качество, без которого предмет невозможно мыслить [2]); компетентности, определения их места и значения в её целостной структуре мы исходили из идеи о том, что компетентным является такой субъект деятельности (субъект - индивид, личность как источник активности, направленной на преобразование действительности [3]), который стремится к деятельности («хочет»), готов к деятельности («может») и исполняет деятельность («делает») ответственно и на высоком профессиональном уровне («хорошо»).

Составляющая «хочет» связана с мотивационной сферой личности. Мотив - совокупность внешних и (или) внутренних условий и установок, стимулирующих активность индивида и определяющих его направленность.

Сфера компетентности «может» определяется тем, обладает ли субъект необходимыми и достаточными для выполнения данного вида деятельности «инструментами» (орудиями, средствами деятельности) - знаниями, умениями, навыками, опытом деятельности; есть ли у него способности к такого рода деятельности, позволяют ли его индивидуально-психологические особенности (свойства нервной системы, состояние здоровья, возрастные, половые характеристики и пр.) быстро овладевать деятельностью, выполнять её и добиваться успеха (рис. 1).

«может»

Рис. 1. Составляющие сущности компетентности субъекта деятельности -«хочет», «может», «делает хорошо»

Такая важная составляющая компетентности, как «делает» связывает воедино два аспекта активности субъекта - потенциал и его реализацию в условиях ситуации. Действительно, можно обладать обширными знаниями, сформированными умениями, стремиться и быть готовым к ответственному поведению, но в критической ситуации растеряться, не справиться с регуляцией своих психических процессов и состояний и не смочь реализовать свой потенциал. С другой стороны, человека, имеющего сформированные механизмы саморегуляции, но не обладающего знаниями или мотивацией, также нельзя назвать компетентным.

В понятии «делает хорошо», как составляющей компетентности субъекта деятельности, заключен двоякий смысл: «хорошо» - значит на высоком уровне результативности, и «хорошо», значит просоциально, с осознанием социальных последствий своих действий, т. е. ответственно.

Компетентность проявляется в определенной сфере деятельности, нельзя быть компетентным во всем. Требования того или иного вида деятельности предполагают ограничение круга компетентностей и выделение определенных её видов, объединенных в кластеры (кластер -совокупность однородных элементов, идентичных объектов, образующих группу единиц [2]). Выпускники высших учебных заведений должны обладать компетентностями общими, одинаковыми для данного уровня образования, и специальными, специфичными для того или иного вида профессиональной деятельности. В видовой структуре компетентности выпускника необходимо выделить также социально-психологическую компетентность, призванную обеспечить гармонию существования с внешним миром и самим собой, гармонию социумности и самости. Изучение этих составляющих стало отправным пунктом нашего исследования

Успешность решения любой исследовательской задачи определяется качеством методологического и методического обоснования стратегии и тактики её реализации. Методология представляет собой систему знаний об основах и структуре теории, определяет способы получения нового знания, обеспечивает всесторонность получения информации об изучаемом объекте, операционализирует понятия той или иной педагогической теории.

Дескриптивная (описательная) методология (философский уровень) позволила нам определить сущность: совокупность связей, отношений, сторон, свойственных компетентности, обосновать инвариантную структуру компетентности субъекта деятельности; описать видовую структуру компетентности выпускника вуза (вид - в логике, понятие, подчиненное другому более общему, объем которого составляет часть объема этого более общего понятия (рода, родового) [2]); выявить общее в компетентности выпускников вузов (общая компетентность) и особенное (специальная компетентность).

Опора на системный и целостный подходы способствовала формированию элементного и компонентного состава инвариантной структуры компетентности субъекта деятельности. В отношении определения значения понятий «компонент» и «элемент» мы разделяем позицию Л. С. Выготского, который определял «компонент» как мельчайшую часть целого, которая ещё имеет свойства самого этого целого [4]. Компоненты, а следовательно, и само целое, по его мнению, состоят из элементов - частей, у которых отсутствуют свойства целого. Элементный состав компетентности, на наш взгляд, представлен компетенцией субъекта - его потенциальной активностью в данной сфере деятельности (знания, умения, навыки, опыт, мотивы деятельности, ценностные ориентации, способности) и механизмами реализации компетенции (саморегуляция), которые обеспечивают проявление компетентности, формируют компетентное поведение. Компетентное поведение обеспечивает инструментальная основа - знания, умения, навыки, опыт субъекта деятельности. Инвариантными компонентами компетентности выступают общая и специальная, профессиональная и социально-психологическая компетентность выпускника.

Опираясь на деятельностный подход, в нашем исследовании мы исходили из тезиса о том, что компетентность субъекта определяется деятельностью и одновременно является её предпосылкой. Поэтому специфичное содержательное наполнение инвариантов профессиональной компетентности определяли на основе анализа профессиональной деятельности субъекта труда, видов его профессиональной деятельности, структурных критериев профессиональной компетентности. Функциональные критерии компетентности также непосредственно связаны с процессуальными и результативными характеристиками деятельности.

Компетентность изучали в системе черт, свойств и личностных качеств субъекта труда, рассматривали как интегральное новообразование личности, развивающееся в процессе профессионализации субъекта труда. Здесь деятельностный подход тесно переплетается с личностным подходом. Это связано с традиционным пониманием и определением личности в отечественной науке как социального качества, при этом социальным качеством первого порядка выступает деятельность личности, а качеством второго порядка - система ценностей и личностных смыслов. Компетентные действия специалиста предполагают личную ответственность за исполнение и результаты деятельности. В основе ответственного поведения лежит активное положительное отношение личности к общечеловеческим ценностям - «красота», «труд», «человек», «общество» и др., поэтому одним из важнейших инвариантных элементов выступает ценностносмысловая основа компетентности.

Эффективное использование знаний, умений, реализация ценностных отношений, исполнение и оценка действий требуют от человека сформированности психологических механизмов саморегуляции и самоуправления. Личностный подход определил обязательное включение в инвариантную структуру компетентности конативной основы, отражающей способность к саморегуляции в ситуациях проявления компетентности. Саморегуляция деятельности взаимосвязана с волевой сферой личности; воля - одно из средств саморегуляции личности, выработанное в процессе личного опыта умение осуществлять задачи целеполагания, привлекать для решения поставленных задач внутренние ресурсы и арсенал активных средств преодоления ситуации.

Таким образом, была определена инвариантная структура компетентности субъекта деятельности (инвариантность - свойство какого-либо объекта не изменяться при изменении условий, ситуаций, в которых он функционирует; наиболее глубокое, общее свойство объекта [2]; структура - совокупность, система устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе [3]), сформирован терминологический аппарат, определено содержание основных понятий, отражающих сущность и структуру компетентности.

Компетенция - потенциальная активность субъекта деятельности; готовность и стремление к продуктивной деятельности с полным осознанием ответственности за её результаты. Инвариантный элементный состав компетенции субъекта деятельности представлен:

1) инструментальной основой деятельности (знания, умения, навыки, опыт деятельности);

2) мотивационной основой деятельности (мотивы деятельности);

3) ценностно-смысловой основой деятельности (ответственность за результаты деятельности);

4) индивидуально-психологической основой (способности к деятельности).

Компетенция реализуется в деятельности субъекта с помощью механизмов саморегуляции, определяет успех деятельности, проявляясь в виде компетентности субъекта. Без механизмов саморегуляции, без мобилизации в определенной ситуации компетенция может так и остаться лишь потенциальной активностью, не реализоваться, и результат деятельности, успех достигнуты не будут. Именно ситуации и развитые механизмы самоуправления, саморегуляции выступают фактором, определяющим действенность всех этих компонентов, стимулирующим компетентное поведение субъекта деятельности (поведение - социально обусловленная, опосредованная знаково-смысловыми системами деятельность; её своеобразие зависит от характера взаимоотношений субъекта с группами, членом которых он является [1]).

Саморегуляция субъекта деятельности, механизмы реализации компетенции в деятельности составляют конативную основу его компетентности (конацию) (от англ. conation - способность к волевому движению [2]) (рис. 2).

Рис. 2. Структура компетентного поведения (процессуальный аспект)

Таким образом, компетентность - это реализованная в деятельности компетенция; это интегральная, проявленная в деятельности (ситуации) характеристика личности, определяющая успех и ответственность за её результаты.

Структуру компетентности образуют её инвариантные основы: мотивационная, инструментальная, ценностно-смысловая, индивидуально-психологическая и конативная.

Инструментальная основа компетентности представлена знаниями, умениями, навыками. Знание - это понимание, сохранение в памяти, умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения.

Знание является подструктурой личности, включающей в себя не только отражение предметов объективной действительности, но и действенное отношение к ним, личностный смысл усвоенного. Умение - освоенный способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Навык - автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Мотивационная основа компетентности является одним из ключевых факторов компетентности. Мотив - движущая сила, побуждение, стремление к деятельности.

Важным фактором компетентного поведения выступает направленность личности, ценностно-смысловая основа компетентности. Это сформированное активное положительное отношение к общечеловеческим ценностям - «жизнь», «человек», «общество», «труд». Такое отношение находит свое отражение в проявлении личной ответственности за результаты деятельности в любой сфере.

В свою модель компетентности как интегрального качества личности мы включили способности человека, составляющие индивидуально-психологическую основу компетентности: особенности, качества личности, определяющие успешность и быстроту освоения деятельности.

Конативная основа компетентности представлена механизмами саморегуляции личности. При всем разнообразии видов проявлений саморегуляция имеет следующую структуру: принятая субъектом цель его произвольной активности, модель значимых условий деятельности, программа собственно исполнительских действий, система критериев успешности деятельности, информация о реально достигнутых результатах, оценка соответствия реальных результатов критериям успеха, решение о необходимости и характере коррекции деятельности.

Таким образом, компетенция представляет собой потенциальную активность субъекта деятельности, которая характеризуется выраженностью и степенью сформированности своих элементов. Компетентность - это реализованная компетенция, определяющая компетентное поведение субъекта деятельности, эффективность которого определяется процессуальными и результативными показателями (рис. 2).

В компетентности современного специалиста с высшим образованием, на наш взгляд, можно выделить компетентность профессиональную (реализованная готовность, стремление успешно трудиться в определенной профессиональной сфере деятельности) и компетентность социально-психологическую (реализованные стремление и готовность жить в гармонии с собой и другими, гармонии самости и социумности).

В свою очередь, каждая из этих компетентностей, на наш взгляд, может быть разделена на общие (базовые, ключевые) компетентности, общие для всех выпускников всех вузов, и специальные, необходимые для успешной трудовой деятельности в определенной профессиональной среде.

Таким образом, видовая структура компетентности субъекта деятельности может быть представлена следующими видами компетентностей:

1) общая профессиональная компетентность;

2) специальная профессиональная компетентность;

3) общая социально-психологическая компетентность;

4) специальная социально-психологическая компетентность (рис. 3).

Рис. 3. Видовая структура компетентности выпускника вуза

Компонент общих профессиональных компетенций/компетентностей соответствует такой категории, как «ключевые квалификации», которые определяются как общепрофессиональные знания, умения, навыки, способности, а также готовность актуализировать их в сфере определенной группы профессий.

Мы полагаем, что в состав этого блока входят компетентности выпускника в сфере научно-исследовательской, проектно-конструктивной, административно-управленческой, производственной, педагогической деятельности.

Специальная профессиональная компетентность (квалификация) - степень и вид профессиональной подготовки выпускника, наличие у него профессиональных компетенций/компетентностей, необходимых для выполнения определенной профессиональной деятельности. Их содержание (содержание их инструментальной основы) определяется государственными квалификационными характеристиками.

Общая социально-психологическая компетентность - это проявленные готовность и стремление эффективно взаимодействовать с окружающими, понимать себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды. В составе социально-психологического блока рассматриваются компетентности социальные (способность работать в группе, толерантность и др.), персональные (готовность и стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию, рефлексия, креативность и т. п.), информационные (владение новыми технологиями, их критическое использование, знание иностранных языков и т. п.), экологические, валеологические (готовность и стремление к ведению здорового образа жизни) и др.

Содержание специальной социально-психологической компетентности представляют качества личности, обеспечивающие продуктивность непосредственной трудовой деятельности специалиста.

Развести общую и специальную социально-психологическую компетентность субъекта деятельности иногда бывает очень сложно в силу полифункциональности её компонентов. В то же время коммуникативная компетентность менеджера, учителя и инженера-архитектора будут отличаться друг от друга как по уровню и содержанию, так и по количественным и качественным характеристикам.

Содержательное наполнение инвариантов зависит от специфики того или иного вида деятельности, представляет собой вариативную структуру компетентности субъекта деятельности.

Таким образом, предложена новая - инвариантная структура компетентности субъекта деятельности, представляющая собой систему инвариантных основ компетентности (мотивационной, ценностно-смысловой, инструментальной, индивидуально-психологической, конатив-ной). Видовая структура компетентности выпускника вуза включает в себя такие инвариантные компоненты, как профессиональная компетентность (общая и специальная) и социальнопсихологическая компетентность (общая и специальная).

Такая инвариантная структура может служить базовым таксоном для дальнейших классификаций формируемых компетенций/компетентностей, выступать основой проектирования компетентностно-ориентированного образовательного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ильязова М. Д. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности студентов в вузе (на примере студентов-социологов): моногр. - Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП», 2008. - 228 с.

2. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2003. - 1536 с.

3. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

4. Гинецинский В. И. Предмет психологии: дидактический аспект: пособие для преп. - М.: Изд. корпорация «ЛОГОС», 1994. - 211 с.

Статья поступила в редакцию 4.05.2009

INVARIANT STRUCTURE OF SUBJECT’S COMPETENCE

M. D. Ilyazova

The theoretical justification of invariant structure of subject’s competence and methods of its forming in institutes of higher education is an actual objective of modern theory and practice of professional education. Invariant structure of graduate’s competence is represented as a system of compulsory components such as the instrumental base (professional knowledge, skills, experience (qualification)), motivation base (professional aims of activity), value and sense base (professional ethics), personal-psychological base (professional abilities), conation base (volitional mechanisms of self-regulation and realization of competency in situations of professional activity).

Key words: competency, competence, professional competence, invariant elements and components structure of graduate’s competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.