Научная статья на тему 'Методологические подходы к организации естественнонаучной подготовки будущих экологов в высших учебных заведениях'

Методологические подходы к организации естественнонаучной подготовки будущих экологов в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белецкая Г. А.

В статье рассматриваются методологические подходы к организации естественнонаучной подготовки будущих экологов, в частности компетентностный и системный. Автор обосновывает, что использование этих подходов обеспечит естественнонаучную подготовку в соответствии с требованиями постиндустриального общества к выпускнику высшего учебного заведения и с учетом личностных потребностей современного человека, что будет способствовать повышению эффективности профессионального экологического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белецкая Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodological approaches to natural-scientific training of future ecologists are discussed in the article, in particular competence and systematic approaches.The author proves that the use of these approaches provide a natural-scientific training in accordance with the requirements of the post-industrial society to a graduate student and taking into account the personal needs of modern man. It will enhance the effectiveness of professional environmental education.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к организации естественнонаучной подготовки будущих экологов в высших учебных заведениях»

П Е Д А Г А Г I Ч Н Ы Я Н А В У К I

УДК 378.2:504

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЭКОЛОГОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Г. А. Белецкая

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры экологии

Хмельницкий национальный университет, Украина

В статье рассматриваются методологические подходы к организации естественнонаучной подготовки будущих экологов, в частности компетентностный и системный. Автор обосновывает, что использование этих подходов обеспечит естественнонаучную подготовку в соответствии с требованиями постиндустриального общества к выпускнику высшего учебного заведения и с учетом личностных потребностей современного человека, что будет способствовать повышению эффективности профессионального экологического образования.

Введение

В конце ХХ века человечество вступило в новую эпоху своего существования -постиндустриальную, что повлекло радикальные изменения во всех сферах деятельности. В современном обществе происходит отказ от понимания образования как процесса получения учащимися готового знания. С позиций новой образовательной парадигмы образование является достоянием личности, средством ее самореализации в жизни и построения личной карьеры. Эти тенденции определяют общую направленность развития образования и методологические подходы к его организации.

Проблеме методологических основ экологического образования посвящены исследования Ф. В. Вольвача, С. У. Гончаренко, Н. И. Дробнохода, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Е. А. Когай, В. С. Крысаченко, Н. Н. Моисеева, Л. Н. Немец, Н. А. Пустовит, В. А. Сластёнина, А. В. Степанюк, А. Д. Урсула и др. Вместе с тем, не теряют актуальности вопросы методологических подходов к организации системы высшего профессионального экологического образования и ее составляющих, в частности, естественнонаучного образования, которое обеспечивает фундаментальную подготовку. Поэтому целью нашей работы стало определение методологических подходов, которые являются теоретической основой разработки концепции естественнонаучного образования будущих экологов и методики ее практической реализации.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ исследований, касающихся методологических основ профессионального образования, позволил нам сделать вывод, что с точки зрения образовательной парадигмы постиндустриального общества как альтернатива традиционному когнитивно-ориентированному подходу учеными рассматриваются личностно-ориентированный, личностно-деятельностный и компетентностный подходы. Также следует отметить, что понимание сверхсложности организации природных и социальных систем, нелинейности и неопределенности их развития вызывает интерес педагогов к системному и синергетическому методологическим подходам в организации и изучении образовательных систем.

Современное общество выдвигает новые требования к выпускникам высшей школы. Специалист, который будет жить и работать в постиндустриальном обществе, должен гибко адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях; самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике для решения различных проблем; критически и творчески мыслить; видеть трудности, возникающие в реальном мире, и искать пути их рационального преодоления; уметь работать с информацией; быть коммуникабельным; самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, культурного уровня. В связи с

этим возникает необходимость выявления наиболее универсальных способностей личности и поведенческих моделей, развитие и формирование которых в образовательном процессе обеспечило бы удовлетворение социальных и личностных потребностей. Кроме того, в условиях постоянного увеличения объема информации и быстрой смены технологий более актуальным становится формирование способности строить свою жизнь на основе полученных знаний, которые в таком случае превращаются из цели в средство. Одним из наиболее эффективных путей решения рассматриваемых противоречий в образовании сегодня признан компетентностный подход. По нашему мнению, именно этот подход должен быть методологической основой естественнонаучной подготовки будущих экологов.

Теоретические и методологические основы компетентностного подхода в образовании раскрыты в работах Н. М. Бибик, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, В. В. Краевского, А. К. Марковой, О. И. Пометун, О. В. Овчарук, А. В. Хуторского и др. Один из основоположников компетентностного подхода - Э. Ф. Зеер, отмечает, что компетентностный подход - это приоритетная ориентация на такие цели образования, как способность учиться, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности. Средствами достижения этих целей являются принципиально новые образовательные конструкты: компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества. Компетентности, в отличие от знаний, имеют деятельностный, практически-ориентирований характер, то есть компетентности -это система знаний в деятельности. Усвоение и использование знаний предполагает активную познавательную деятельность, поэтому в структуру компетентности также входят эмоционально -волевые и мотивационные компоненты [1]. По мнению цитируемого автора, реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании будет способствовать подготовке квалифицированного специалиста, который является конкурентоспособным на рынке труда, свободно владеет своей профессией и ориентируется в смежных областях деятельности, способный к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готов к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [1].

Украинские педагоги под понятием «компетентностный подход» понимают направленность образовательного процесса на формирование и развитие ключевых и предметных компетентностей личности. Результатом такого процесса будет формирование общей компетентности человека, которая является интегрированной характеристикой личности. Компетентность должна формироваться в процессе обучения и содержать знания, умения, отношения, опыт деятельности и поведенческие модели личности [2].

Компетентностный подход, в отличие от других апробированных в отечественной образовательной практике подходов и моделей, исходит, прежде всего, из того, что в процессе образования нужно не просто поставлять человеку знания и развивать определенные способности и качества, а целенаправленно готовить его практически применять эти знания и качества в тех или иных жизненных и профессиональных обстоятельствах. Целью образования становится не просто развитие человека, а его успешная адаптация в современном, чрезвычайно сложном постиндустриальном обществе [3]. Еще один важный аспект, который отличает компетентностный подход, заключается в том, что ключевые компетенции не только выражают личностные и индивидуальные потребности современного человека, но и требования общества, т. е. социальный заказ общества образованию. Не отрицая значения для человека интеллектуального развития, компетентностный подход акцентирует внимание на формировании в процессе образования способности и готовности к практической социальной и профессиональной деятельности [4].

С целью реализации компетентного подхода в профессиональном образовании в Законе Украины «О высшем образовании» указывается, что каждый отраслевой стандарт высшего образования должен содержать требования к компетентности выпускника высшего учебного заведения [5]. В соответствии с этим отраслевой стандарт высшего образования Украины (бакалавра направления подготовки 6.040106 «Экология, охрана окружающей среды и сбалансированное природопользование») разработан с учетом требований и методологических установок компетентностного подхода. В нем общие требования к характеристикам и качествам выпускников высших учебных заведений подаются в виде компетенций, необходимых для решения определенных проблем и задач деятельности, и системы умений, которые обеспечивают эти компетенции. Профессиональную компетентность будущего эколога характеризует владение социально-личностными, общенаучными, инструментальными, общепрактическими и специализированно-профессиональными компетенциями [6]. Становление общенаучных

компетенций в системе профессионального экологического образования обеспечивает естественнонаучная подготовка, которая осуществляется в процессе изучения естественнонаучных дисциплин.

Отраслевой стандарт высшего образования Украины бакалавра направления подготовки 6.040106 «Экология, охрана окружающей среды и сбалансированное природопользование» предполагает овладение общенаучными компетнциями, которые в обобщенном виде можно сформулировать таким образом: базовые знания фундаментальных естественных наук - химии и биогеохимии, физики, геологии и геоморфологии, гидрологии, почвоведения, климатологии и метеорологии, - в объеме, необходимом для изучения профессиональных дисциплин и для использования в выбранной профессии [6].

Общенаучные компетенции являются фундаментальными компетенциями, которые С. А. Касярум определяет как базовые знания естественнонаучных дисциплин в объеме, необходимом для эффективного овладения профессионально-ориентированными дисциплинами; способность применять знания естественнонаучных дисциплин для решения профессиональных задач; способность оценивать значение фундаментальных знаний для овладения общепрофессиональными дисциплинами; способность использовать умения в области естествознания при изучении цикла профессионально-ориентированных дисциплин [7].

Владение общенаучными компетенциями характеризует естественнонаучную компетентность будущего эколога, которая, по нашему мнению, является интегральной характеристикой качеств эколога, отражающей уровень его фундаментальных естественнонаучных знаний, естественнонаучное мировоззрение, экологически целесообразные ценностные ориентации, опыт познавательной и практической деятельности, достаточные для осуществления профессиональной деятельности [8].

Естественнонаучная подготовка студентов-экологов должна осуществляться с учетом особенностей профессионального экологического образования. Формирование общенаучных компетенций с проекцией на будущую профессиональную деятельность будет способствовать становлению не только естественнонаучной, но и профессиональной компетентности.

Образовательный процесс является системой и, соответственно, требует применения системного подхода, разным аспектам которого посвящены исследования Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, С. У. Гончаренко, Л. Я. Зориной, Л. Б. Лукьяновой, В. М. Садовского, А. М. Сохора, Е. Г. Юдина и др. Базовым понятием системного подхода является «система». При изучении систем необходимо исследовать все их составляющие во взаимодействии и взаимосвязи, выявляя основные тенденции и важнейшие закономерности исследуемой системы.

Профессиональное экологическое образование является системой, в состав которой входит как система более низкого порядка система естественнонаучного образования, поэтому в естественнонаучной подготовке будущих экологов должна учитываться методология системного подхода.

Естественнонаучное образование будущих экологов может рассматриваться как совокупность взаимосвязанных систем предметной подготовки: химической, физической, геологической и т. п. Также система естественнонаучного образования представляет совокупность взаимодействующих субъектов образовательного процесса и условий, в которых этот процесс осуществляется. В исследовании мы будем рассматривать систему естественнонаучного образования будущих экологов как комплекс целевой, содержательной, технологической и диагностической подсистем, которые в своей совокупности дают возможность обеспечить эффективность образования, реализующегося через естественнонаучные дисциплины.

Рассмотрим систему естественнонаучного образования будущих экологов с точки зрения компетентностного подхода, поскольку организация образовательного процесса в соответствии с требованиями этого подхода требует перестройки всех его компонентов - постановки целей, отбора содержания образования, выбора технологий, использования методов и средств обучения и т. д.

Целевая подсистема является системообразующим фактором, который объединяет все подсистемы и придает системе целостность. Основными целями естественнонаучного образования должно быть формирование общенаучных компетенций с проекцией на будущую профессиональную деятельность, которые обеспечивают естественнонаучную компетентность будущего эколога и способствуют формированию профессиональной компетентности.

Содержательная подсистема включает такие компоненты, как содержание естественнонаучного образования будущих экологов в целом, содержание естественнонаучных

дисциплин, их модулей и других учебных элементов. При компетентностном подходе проектирование содержания предусматривает не отбор знаний, которые должен усвоить учащийся, или выявление качеств личности, которые нужно развивать, а отбор сфер применения результатов образования, которые являются наиболее значимыми для человека, - компетенций. Таким образом, содержанием естественнонаучного образования будущих экологов должны быть общенаучные компетенции, необходимые для изучения профессиональных дисциплин и будущей профессиональной деятельности.

Компонентами технологической подсистемы являются методы, средства и технологии обучения. Эта подсистема определяет особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса - преподавателя и студента. Сегодня основой выбора образовательных технологий, в первую очередь являются требования постиндустриального общества. Важно найти такие методы и средства обучения, которые будут способствовать становлению компетентностей, необходимых для достижения успеха в социальной и профессиональной деятельности. В условиях современного общества, когда основными стратегическим ресурсами становятся знания и информация, объективной необходимостью становится информатизация образования, что предусматривает использование интерактивных методов и динамических средств обучения, которые являются основой информационных технологий. Кроме того, образовательные технологии должны делать акцент на самостоятельную работу учащихся и обеспечивать ее организацию. Все выше указанные требования должны учитываться при выборе технологий естественнонаучной подготовки будущих экологов.

Диагностическая подсистема предусматривает контроль учебных достижений учащихся и должна формироваться в соответствии с целевой, содержательной и технологической подсистемами и обеспечивать объективность контроля.

Подсистемы естественнонаучного образования будущих экологов нельзя рассматривать отдельно, поскольку цели определяют содержание естественнонаучного образования, содержание влияет на выбор педагогических технологий, что в свою очередь обусловливает систему организации контроля. Взаимосвязь между этими подсистемами формирует условия, которые способствуют становлению компетентного эколога.

В изучении образовательных систем в последнее время используется системно-синергетический подход, теоретические основы которого раскрыты в работах В. И. Аршинова, В. Г. Буданова, Л. Я. Зориной, Е. Н. Князевой, С. П. Курдюмова, И. Р. Пригожина и др.

Системно-синергетический подход используется применительно к самоорганизующимся (синергетическим) системам. Основой этого подхода является теория самоорганизации или синергетики, в основе которой лежат нелинейные эволюционные процессы, а процесс развития Вселенной остается заранее непредсказуемым.

Для педагогических систем системно-синергетический подход является частично пригодным, поскольку только самообразование индивида является самоорганизующимся процессом и зависит от субъекта процесса обучения (учащегося), тогда как деятельность большинства образовательных систем организуется извне и движущей силой их развития является социальный заказ общества.

Организация естественнонаучного образования будущих экологов с позиций системно-синергетического подхода способствует формированию естественнонаучной картины мира, что является одной из основных целей фундаментального образования. Раскрытие единства явлений и процессов природы, рассмотрение нелинейности развития сложных систем, выявление условий их устойчивого развития особо важно для будущего эколога, поскольку дает возможность перейти от понимания процесса развития природы, как линейного и однонаправленного, к пониманию его многовариантности и возможности альтернатив, в зависимости от разных факторов, в том числе и деятельности человека, что способствует формированию экологически целесообразных ценностных ориентаций. Кроме того, в условиях уменьшения количества часов на изучение естественнонаучных дисциплин, самообразование учащихся, которое является самоорганизующимся процессом, становится важнейшей составляющей системы образования, в том числе и естественнонаучного.

Выводы

Методологической основой естественнонаучной подготовки будущих экологов являются компетентностный и системный подходы. Компетентностный подход в наибольшей степени

соответствует образовательной парадигме постиндустриального общества. Необходимость применения системного подхода обусловлена тем, что естественнонаучному образованию свойственна системность. Использование рассмотренных подходов обеспечит естественнонаучную подготовку в соответствии с требованиями общества к выпускнику высшего учебного заведения и с учетом личностных потребностей современного человека, что будет способствовать повышению эффективности профессионального экологического образования, конкуренте -способности и мобильности будущих экологов на рынке труда.

Перспективой дальнейших исследований в данном направлении является разработка концепции и методики естественнонаучной подготовки будущих экологов с учетом рассмотренных методологических подходов.

Литература

1. Зеер, Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования [Текст] / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23-30.

2. Компетентностный подход в современном образовании : мировой опыт и украинские перспективы [Текст] : Библиотека образовательной политики / под общ. ред. О. В. Овчарук. - К. : К.И.С., 2004. - 112 с. (с укр.)

3. Петров, А. Ю. Компетентностный подход в непрерывной профессиональной подготовке инженерно-педагогических кадров [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук : спец. 13.00.08 : защищена 16.12.2005 : утв. 21.07.2006 / А. Ю. Петров. - Н. Новгород, 2005. - 392 с.

4. Папуткова, Г. А. Компетентностно-ориентированное профессиональное экологическое образование студентов в ВУЗе [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : спец. 13.00.08 : защищена 13.05.2008 / Папуткова Галина Александровна. - Нижний Новгород, 2008. - 51 с.

5. Украина. Законы. О высшем образовании [Электронный ресурс] : закон Украины [принят ВР Украины 17 января 2002 г.]. - (Актуальный закон). - Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2984-14. (с укр.)

6. Отраслевой стандарт высшего образования Украины бакалавра направления подготовки 6.040106 «Экология, охрана окружающей среды и сбалансированное природопользование» [Текст]. - Введ. 27.12.2011. - Одесский государственный экологический университет. - Одесса : ТЕС, 2012. - 116 с.

7. Касярум, С. А. Базовые знания естественнонаучных дисциплин как основа профессиональной подготовки будущих инженеров в высшей школе [Текст] / С. А. Касярум // Весник Черкасского национального университета имени Богдана Хмельницкого. - Выпуск 165. - Серия «Педагогические науки», 2011. - С. 141-144. (с укр.)

8. Белецкая, Г. А. Естественнонаучная компетентность в структуре профессиональной компетентности специалиста-эколога [Текст] / Г. А. Белецкая, В. В. Басистая // Методика обучения естественных дисциплин в высшей и средней школе : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Полтава, 29-30 мая 2013 / под общ. ред. проф. М. В. Гриневой. - Полтава, 2013. - С. 33-35. (с укр.)

Summary

The methodological approaches to natural-scientific training of future ecologists are discussed in the article, in particular competence and systematic approaches.The author proves that the use of these approaches provide a natural-scientific training in accordance with the requirements of the post-industrial society to a graduate student and taking into account the personal needs of modern man. It will enhance the effectiveness of professional environmental education.

Поступила в редакцию 11.11.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.