Научная статья на тему 'Социально-экологическая компетентность обучающегося как универсальная компетентность в современном образовании'

Социально-экологическая компетентность обучающегося как универсальная компетентность в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIAL AND ECOLOGICAL COMPETENCE / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / GREEN EDUCATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIALIZATION OF EDUCATION / АНТРОПОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ANTHROPOLOGIZATION OF EDUCATION / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / HUMANIZATION OF EDUCATION / UNIVERSAL NATURE OF COMPETENCE / УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новичкова Н. М., Нечаева О. А.

В статье поднимается актуальная проблема исследования процесса формирования социально-экологической компетентности обучающегося в современном образовании. Излагаются основные тенденции в образовании, обуславливающие необходимость и возможность социально-экологической компетентности как универсальной для профессионала и гражданина. Раскрывается сущность социально-экологической компетентности как универсальной, рассматриваются основания ее универсального характера, а также социально-экологическая компетентность представлена как образовательный результат обучающихся в авиационном вузе. Социально-экологическая компетентность рассматривается в контексте единства экологических смыслов с социальными и гуманистическими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новичкова Н. М., Нечаева О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECOLOGICAL COMPETENCE OF A STUDENT AS A UNIVERSAL COMPETENCE IN MODERN EDUCATION

The article raises an urgent problem of studying formation of social and ecological competence of students in modern education. The researchers present the main trends in education, causing the need for and the possibility of social and environmental competence as a universal for a professional and a citizen. The basics of the social-ecological competence as a universal, considered the base of its universal character, as well as social and ecological competence is presented as educational results of students in the aviation college. Socio-ecological competence is considered in the context of the unity of meaning of environmental social and humanistic.

Текст научной работы на тему «Социально-экологическая компетентность обучающегося как универсальная компетентность в современном образовании»

Исходя из опыта изучения сервисной деятельности, можно отметить, что «характерной особенностью обслуживающего труда является то, что взаимоотношения специалиста с потребителем услуг входят в круг профессиональных обязанностей на основе устоявшихся коммуникативных потребностей обеих сторон» [5].

Сформировать коммуникативные навыки обслуживания достаточно сложно. Так как в процесс обучения должен включать в себя передачу когнитивных, мотивационных и коммуникативных знаний.

Когнитивные знания дают возможность расширить кругозор, повысить интеллектуальный уровень, что в свою очередь, позволит уверенно себя чувствовать в рамках клиентоориентирован-ных стандартов.

Мотивационные знания акцентируют внимание на потребности гостей. Они могут быть как базовые (вкусная еда, комфорт), так и социальные (желание уважительного общения и признания).

Коммуникативные знания направлены на развитие навыков успешного общения (вербального и невербального).

Только данный трехуровневый подход поможет студентам в сфере гостеприимства правильно расставлять приоритеты, соблюдать стандарты обслуживания и повышать свою психологическую культуру.

Реализация своих знаний в сфере гостеприимства - это взаимообратный процесс, который определяется потребностью гостей. Только такое общение способно достигнуть понимания и реализации предоставляемых услуг.

На первом этапе общения устанавливается невербальное общение, определяются границы личностного пространства и временные рамки. Как правило, это не занимает много времени.

Вторая стадия более продолжительная, так как она направлена на привлечение гостя и реализацию предоставляемых услуг. Здесь важно не только установить контакт с гостем, но и смотивировать его на приобретение дополнительных услуг.

Библиографический список

Что касается третьей стадии, то она закрепляет установившийся контакт и требует одобрения с обеих сторон. Это могут быть улыбка, такие слова как: «Вы сделали правильный выбор!» или «Вам это понравится!».

Рассмотренные выше стадии общения в сфере гостеприимства определенным образом поясняют объем необходимых знаний для высокого уровня коммуникативной компетентности необходимых в профессиональной деятельности.

Важно выработать у студентов толерантность в общении с гостями и желание помочь удовлетворить их потребности. Только таким образом, можно получить обратную связь.

Современное профессиональное образование является профессионально-ориентированным образованием и базируется на компетентностном подходе.

Компетентностный подход позволяет сформировать определенные психологические качества с помощью которых в будущем специалисты смогут самостоятельно принимать решения, выполнять свои трудовые обязанности и реализовывать себя в любимом деле.

Из вышесказанного можно определить профессионала в индустрии гостеприимства как носителя коммуникативно-сервисной компетентности.

Таким образом, под коммуникативно-сервисной компетентностью мы будем понимать такую интегративную способность специалиста сферы гостеприимства, которая характеризуется знаниями процессов организации речевой коммуникации в родной и иноязычной среде, пониманием основных проблем, определяющих конкретную область профессиональной деятельности, владением приёмами и методами формирования межличностного мышления, которое обеспечивает успешное обслуживание потребителей услуг сферы сервиса и принятие решений в стандартных и экстремальных ситуациях, а также бесконфликтное взаимодействие между гостями и сотрудниками.

В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод, что развитие коммуникативно-сервисной компетентности, является необходимым условием обучения студентов для успешной профессиональной деятельности.

1. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: справочник. Москва: Финансы и статистика, 2003.

2. Психология общения: учебник и практикум для академического бакалавриата. Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова. Москва: Юрайт, 2015.

3. Зорин И.В. Теоретические основы формирования содержания профессионального туристского образования. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2001.

4. ГОСТ Р 54603-2011 Услуги средств размещения. Общие требования к обслуживающему персоналу. Национальный стандарт Российской Федерации. Москва: Стандартинформ, 2013.

5. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. Москва: ПЕР СЭ, 2006.

References

1. Zorin I.V., Kvartal'nov V.A. Enciklopediya turizma: spravochnik. Moskva: Finansy i statistika, 2003.

2. Psihologiya obscheniya: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata. N.A. Koryagina, N.V. Antonova, S.V. Ovsyannikova. Moskva: Yurajt, 2015.

3. Zorin I.V. Teoreticheskie osnovy formirovaniya soderzhaniya professional'nogo turistskogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2001.

4. GOST R 54603-2011 Uslugi sredstv razmescheniya. Obschie trebovaniya k obsluzhivayuschemu personalu. Nacional'nyj standart Rossijskoj Federacii. Moskva: Standartinform, 2013.

5. Ivanova E.M. Psihologiya professional'noj deyatel'nosti. Moskva: PER S'E, 2006.

Статья поступила в редакцию 10.11.16

УДК 37.013.46

Novichkova N.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Social Work, Ulyanovsk State

Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia), E-mail: [email protected];

Nechayeva O.A., senior teacher, Department of Searching and Aviation-Saving Ensuring of Flights and Technospheric

Security, Ulyanovsk Civil Aviation Institute n.a. Chief Marshal B.P. Bugaev (Ulyanovsk, Russia),

E-mail: [email protected]

SOCIO-ECOLOGICAL COMPETENCE OF A STUDENT AS A UNIVERSAL COMPETENCE IN MODERN EDUCATION. The

article raises an urgent problem of studying formation of social and ecological competence of students in modern education. The researchers present the main trends in education, causing the need for and the possibility of social and environmental competence as a universal for a professional and a citizen. The basics of the social-ecological competence as a universal, considered the base of its universal character, as well as social and ecological competence is presented as educational results of students in the aviation college. Socio-ecological competence is considered in the context of the unity of meaning of environmental social and humanistic.

Key words: social and ecological competence, green education, socialization of education, anthropologization of education, humanization of education, universal nature of competence.

Н.М. Новичкова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск, E-mail: [email protected];

О.А. Нечаева, ст. преп. каф. поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов и техносферной безопасности, Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева, г. Ульяновск, E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье поднимается актуальная проблема исследования процесса формирования социально-экологической компетентности обучающегося в современном образовании. Излагаются основные тенденции в образовании, обуславливающие необходимость и возможность социально-экологической компетентности как универсальной для профессионала и гражданина. Раскрывается сущность социально-экологической компетентности как универсальной, рассматриваются основания ее универсального характера, а также социально-экологическая компетентность представлена как образовательный результат обучающихся в авиационном вузе. Социально-экологическая компетентность рассматривается в контексте единства экологических смыслов с социальными и гуманистическими.

Ключевые слова: социально-экологическая компетентность, экологизация образования, социализация образования, антропологизация образования, гуманизация образования, универсальный характер компетентности.

Современный образовательный процесс переживает разнообразные изменения, происходящие в области целеполага-ния и его содержания, содержания образования как изучаемого социально-культурного опыта, методов и технологий обучения, и воспитания современных специалистов и граждан. В частности, комплекс ФГОС, охватывающий все уровни образования в России, предусматривает в качестве основных образовательных результатов формирование компетенций, необходимых человеку в жизни как специалисту, культурному и цивилизованному человеку, гражданину.

В системе образования XXI века важное место, безусловно, должно занимать экологическое образование как процесс формирования знаний о проблемах окружающей среды, причинах их возникновения, необходимости и возможности их практического решения. И как справедливо отмечают учение, сама экология как биологическая наука о взаимодействии организма, сообществ организмов с окружающей средой, преобразовалась в систему современного знания о целостном мире, включающем природу, общество и человека [1, с. 17]. Вместе с тем, в отечественной системе образования сложилось понимание того, что экологическое образование сегодня направлено не только на подготовку специалистов-экологов, но и на формирование экологической компетентности представителей других профессий, занятых в процессе общественного производства, таких как: управленцев, экономистов, инженеров, конструкторов, педагогов, авиаторов и др., что требует реализации при изучении многих учебных дисциплин, которые изучают не только биологию и естественные науки, но и общественные (социальные), гуманитарные, технические.

На наш взгляд, в современном образовании важно учитывать взаимосвязанные тенденции: экологизация социальной действительности (А.Д. Урсул) и социализация экологического образования, экологизация современного образования и антро-пологизация образовательного процесса (Б.М. Бим-Бад, Г.Б. Корнетов, Л.М. Лузина, В.И. Слободчиков и др.), и в частности, тенденция развития гуманистического образовательного процесса (Ш.А. Амонашвили, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский, М.П. Щетинин, С. Френе и др.), что обуславливается и вызывается объективно существующими потребностями общества, с одной стороны, в целостном решении важнейших экологических проблем с использованием социальных путей и способов, средств, с другой, - в решении социальных проблем экологическими способами и на основе экологического мировоззрения и сознания, с третьей стороны, - в решении социально-экологических проблем, экосоциальных проблем, где необходимы как экологические ценности, знания, умения, навыки, так и социальные, с четвертой стороны, - в решении проблемы сохранности и развития самого человека в условиях, адекватных природной сущности человека.

Вместе с наличием экологических проблем, которые в обществе обозначены, изучены, актуализированы, признаны необходимыми для разрешения, существуют и другие проблемы, которые можно характеризовать как социально-экологические проблемы. Их осмысление и необходимость решения обусловили оформление и развитие экосоциологии - науки о социальных проблемах экологии, то есть о влиянии общества на различные экосистемы, включая и само общество, которое тоже представ-

ляет собой в определенном смысле экосистему со своими связями, взаимовлиянием и взаимозависимостью социальных составляющих её социальных субъектов, их влияние и на другие экосистемы (Г.М. Денисовский). Социально-экологические исследования в рамках экосоциологии призваны разработать практические пути и рекомендации по их использованию в решении социально-экологических проблем.

Всё вышеизложенное позволяет заключить, что современному человеку необходима социально-экологическая компетентность как некая интегративная характеристика личности, которая позволила бы ему свободно решать проблемы экологического характера, социально-экологические, социальные на экологической основе, имеющие место в профессиональной или гражданской жизни. А сложность, глубина и масштабность задач по обеспечению устойчивого развития общества на современном этапе таковы, что невозможно обойтись в решении разнообразных экологических проблем без усилий каждого человека как специалиста или гражданина, поскольку необходимо социальное взаимодействие по поводу решения этих проблем, когда как решение социально-экологических и социальных проблем в обществе зачастую не может обходиться без решения экологических проблем.

В такой ситуации среди образовательных результатов современного образования в вузе, в частности в авиационном вузе, исключительно актуальной становится социально-экологическая компетентность как универсальная. Это побуждает исследователя обобщить, систематизировать и теоретически осмыслить понятие «социально-экологической компетентность» личности, которое содержится в научных трудах современных авторов, осмыслить сущность универсального характера данной компетенции, предпринять попытку представить авторское определение социально-экологической компетентности как универсальной. И цель данной статьи заключается в раскрытии сущности социально-экологической компетентности как универсальной в современном образовании, оснований ее универсального характера.

Научно-теоретические основы для исследования сущности и процесса формирования социально-экологической компетентности в образовательном мы находим в трудах: А.Л. Андреева, О.С. Анисимова, Н.С. Безаевой, С.Н. Глазачева, Э.В. Гирусова, С.Н. Голубчикова, С.Д. Дерябо, М.В. Дубовой, Ю.Н. Елдышева, Д.С. Ермакова, И.А. Зимней, Н.М. Мамедова, Н.В. Масловой, Б.Н. Миркиной, Н.Н. Моисеева, О.Е. Перфиловой, Дж. Равена, О.Г. Роговой, В.В. Серикова, И.А. Сосуновой, И.Т. Суравегиной, А.Д. Урсула, В.А. Ясвина. Вместе с тем, в настоящее время имеются серьёзные научно-практические исследования социально-экологической компетентности будущего профессионала на примере педагога как специалиста в области образования или выпускника технического вуза (С.Н. Глазычев, О.Е. Перфилова, Е.Н. Чеканушкина, Е.Г. Шаронова и др.), в которых авторы предложили базовую концепцию формирования человека, в основе которой лежит социально-экологическая компетентность. Ученые признают социально-экологическую компетентность универсальной компетентностью современного человека, которая формируется в образовательном процессе, исследуют формирование социально-экологической компетентности педагога как

специалиста в области образования (С.Н. Глазачев, О.Е. Перфильева, О.Г. Роговая, В.А. Сластенин и др.), но вместе с тем, сохраняется необходимость изучения сущности социально-экологической компетентности как универсальной компетентности, её составляющих, условий её формирования и их специфики в профессиональном образовании.

Так, в научной позиции С.Н. Глазачева, социально-экологическая компетентность рассматривается в контексте общекультурной компетенции, смысл которой заключается в определении особенностей национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роли науки и религии в жизни человека, их влияния на мир [2, с. 95 - 96].

О.Е. Перфилова определяет социально-экологическую компетентность как личностный феномен, сущность которого состоит в готовности человека при принятии решений субъектно воспринимать окружающую действительность в единстве природных и социокультурных компонентов при осознании социальной ответственности за свою профессиональную деятельность [3, с. 11]. Данное определение социально-экологической компетентности личности появилось как одно из первых в научном познании и выражает готовность человека воспринимать единство мира природы и мира человека, осмысливать его при принятии решений в профессиональной деятельности, проявлять осознанное и социально ответственное поведение при решении необходимых проблем. В нем раскрывается смысл личностного отношения, осознания и поведения человека мыслить целостно и воспринимать единство природы и социокультурного компонента жизни общества. Ценность содержательных акцентов сущности социально-экологической компетентности, выделенных О.Е. Перфиловой, на наш взгляд, состоит в том, что в совокупности они отвечают содержанию важных методологических принципов и подходов: коэволюции, интегративного подхода, деятельностного подхода, компетентностного подхода, выражающих необходимость социально-экологической компетентности личности на различных уровнях осмысления мироздания, познания и практики.

Социально-экологическая компетентность, по мнению Е.Г. Шароновой, представляет собой готовность к социально-экологической деятельности, которая формируется на основе экологизации учебно-воспитательного процесса, способствующего приобретению совокупности знаний о природной и социальной среде, как важнейших ценностях; о характере воздействия и нормах взаимодействия человека с окружающей природной и социальной средой; умений творчески решать учебные и внеучебные социально-экологические задачи; опыта участия в практических делах по сохранению, улучшению состояния и восстановлению окружающей природной и социальной среды; социально-экологически значимых личностных качеств (экогуманность, экоэмпа-тийность, экологическая этика, экологическая нравственность, экологическая активность, ответственность за результаты своей социально-экологической деятельности) [4]. Автор включает в готовность личности аксиологическую составляющую (экологические ценности), когнитивную (знания о природе, экологии и др.), деятельностную (умения решать проблемы), творческую (умения творчески решать проблему), личностную (социально-экологически значимые личностные качества), а также опыт участия в практических делах по решению экологических проблем, в котором указанная готовность многократно проявлена и подтверждена как сформированная компетентность. Ценным в данном определении, на наш взгляд, является содержательный акцент на социально-экологически значимых личностных качествах как интегративных личностных качествах: экогуманность, экоэмпа-тийность, экологическая этика, экологическая нравственность, экологическая активность, что выражает требование коэволюции, синтез природных, социоприродных, природно-культурных, социокультурных и гуманитарных явлений, и подтверждает наличие синтетичности личностных характеристик современного человека.

Е.Н. Чеканушкина, исследуя проблемы формирования социально-экологической компетентности у студентов технического вуза, рассматривает социально-экологическую компетентность личности как способность и готовность личности, воспринимая окружающую действительность в единстве природных и социокультурных связей, на основе сформированных знаний, умений, навыков, опыта и личностных качеств, адекватно решать в процессе своей профессиональной деятельности экологиче-

ские задачи и проблемы взаимодействия общества и природы [5, с. 895]. Важно заметить, что автор, признает и продолжает развивать основные смыслы социально-экологической компетентности, выделенные учеными (С.Н. Глазычев, О.Е. Перфило-ва), и делает акцент на том, что данная готовность позволяет адекватно решать в процессе профессиональной деятельности экологические задачи и проблемы взаимодействия общества и природы, что обращает наше внимание на признание необходимости такого социального аспекта в этой компетентности как взаимодействия общества и природы.

Содержательные и смысловые акценты, имеющиеся в приведенных определениях сущности социально-экологической компетентности в профессиональной деятельности (С.Н. Глазычев, О.Е. Перфилова, Е.Н. Чеканушкина, Е.Г. Шаронова) и выделенные нами их ценность, «работают» на универсальный характер этих составляющих социально-экологической компетентности, то есть общий характер для профессионалов. Однако необходимо отметить, что современная научно-теоретическая мысль не дает пока развернутого анализа сущности и содержания социально-экологической компетентности как универсальной компетентности современного человека, что связано, вероятно, с тем, что эта проблема начала решаться относительно недавно и этап научной теоретической разработки этой проблемы еще продолжается.

В своём исследовании мы рассматриваем социально-экологическую компетентность обучающегося вуза как универсальную компетентность, изучаем ее как образовательный результат современного образовательного процесса в вузе, а также исследуем процесс формирования социально-экологической компетентности как универсальной компетентности. Мы признаем и разделяем приведенные позиции ученых в плане: философ-ско-мировоззренческой основы социально-экологической компетентности, представленной в известных определениях, интегративного и синтетичного характера составляющих и содержания данной компетентности, общей необходимости ее для профессионала. Вместе с тем, дальнейшее осмысление сущности социально-экологической компетентности как универсальной для профессионала и гражданина вывело нас на ее раскрытие, исходя из сформированных и взаимосвязанных социальных и экологических компетенций, необходимых для социально-экологического решения проблем, встающих перед человеком как профессионалом и гражданином. Компетентность как образовательный результат включает в себя не столько владение определенными знаниями и умениями, сколько интегративную личностную характеристику, которая непременно включает готовность реализовать знания и умения в применяемых способах деятельности на основе определенных экологических и социокультурных ценностей в системе «природа - общество - человек - космос».

На наш взгляд, социально-экологическая компетентность - это универсальная компетентность современного человека (как профессионала и гражданина), интегративной сущностью которой является взаимосвязь социальных и экологических компетенций, необходимых для решения экологических проблем социальными способами и социальных проблем на основе экологического подхода [6, с. 50].

Социально-экологическая компетентность представляется необходимой в качестве универсальной (обще необходимой) для профессионалов в различных сферах деятельности в силу универсальности (всеобъемливающего характера) по меньшей мере, следующих оснований: а) общечеловеческих проблем, которые сегодня приобрели масштаб глобальных и цивилизацион-ных и решение которых невозможно без вклада каждого человека в их решение;

б) базовых экологических ценностей, лежащих в основе жизни человека и общества, в системе «природа - общество - человек - космос»;

в) личностных качеств социально-экологического содержания любого профессионала: экологическое мышление и сознание, экогуманность, экоэмпатийность, экологическая активность, экологическая культура и др.;

г) социально-экологических способов решения разнообразных проблем: собственно экологических, технических, гуманитарных.

Так, в Ульяновском институте гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева социально-экологическая компетентность обучающихся формируется прежде всего в процессе изучения учебных дисциплин «Экология» и «Безопасность жизнедеятельности». В современном образовательном

процессе, который организуется в авиационном вузе, социально-экологическая компетентность является одним из образовательных результатов наряду со знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими идеями и ценностями, а также другими ком-петентностями по образовательным программам, разработанным старшим преподавателем О.А. Нечаевой и реализованным в образовательном процессе.

Необходимость социально-экологической компетентности как универсальной обуславливается объективными потребностями современного общества и человека в своём развитии:

в разрешении глобальных проблем экологического и социального характера, в эволюционном и устойчивом развитии общества, на что обращают внимание ученые, (идеи ноосферного развития, ноосферного образования, устойчивого развития современного общества в работах: Н.В. Антоненко, Б.А. Астафьев, Ю.Г. Бондаренко, В.И. Вернадский, Л.С. Гордина, В.П. Казначеев, Н.С. Касимов, К.К. Колин, М.Ю. Лимонад, Ю.Л. Мазуров, Н.В. Маслова, Н.Н. Моисеев, М.В. Ульянова, А.Д. Урсул, Г.И. Шипов и др.);

в сохранении и созидании самого человека не только как представителя «Homo sapiens», но и как представителя Homo humanus, для чего экологические ценности взращиваются как базовые наряду с духовными-нравственными, гуманистическими ценностями в личности, способной адекватно расположить себя

Библиографический список

в системе «природа - общество - человек - космос», что обеспечивает гуманистический образовательный процесс [7, с. 209]. Его антропологические основания в виде гуманитарно-антропологического измерения (В.И. Слободчиков), антропологического измерения (В.К. Пичугина) выражают экологическую направленность и основу образовательного процесса и необходимы для обеспечения развития человека как целостного в его телесно-духовно-душевных измерениях; в единстве рационального, эмоционального и иррационального; в единстве личностного и социального; в единстве умственного, физического, нравственного. Именно человек как целостное явление, единое с природой и космосом, изучается на основе синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания в современной педагогике, которая прирастает гуманистическим качеством [8, с. 13].

Таким образом, в современном педагогическом познании продолжается исследовательская работа по изучению социально-экологической компетентности личности как универсальной компетентности современного человека (профессионала и гражданина) в ряду с другими (интеллектуальной, коммуникативной и др.). Социально-экологическая компетентность как универсальная компетентность личности необходима сегодня для решения неотложных проблем и обеспечения экологического баланса окружающей действительности, для устойчивого развития самого человека, природы, общества, космоса.

1. Глазачев С.Н. Социально-экологическая компетентность. Москва: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2007.

2. Глазачев С.Н. Социально-экологическая компетентность как элемент базовой компетентности человека. Социально-гуманитарные знания. 2007; 3: 92 - 102.

3. Перфилова О.Е. Развитие социально-экологической компетентности педагога в профессиональном образовании. Автореферат диссертации... кандидата педагогических наук. Москва, 2007.

4. Шаронова Е.Г. Социально-экологическая педагогическая компетентность и её компоненты. В мире научных открытий. 2011. Available at: http://naukarus.com/sotsialno-ekologicheskaya-pedagogicheskaya-kompetentnost-i-eyo-komponenty

5. Чеканушкина Е.Н. Педагогическая технология формирования социально-экологической компетентности у студентов технического вуза. Известия Самарского научного центра РАН. 2009; Т. 11; № 4 (30): 894 - 897.

6. Нечаева О.А. Организация экспериментальной работы по формированию социально-экологической компетентность у курсантов авиационного вуза при изучении «Экологии» и «Безопасности жизнедеятельности». Поволжский педагогический поиск. 2015; 2 (12): 50 - 53.

7. Новичкова Н.М. Гуманистический образовательный процесс для устойчивого развития человека. Мир науки, культуры, образования. 2011; № 4-1: 209 - 212.

8. Новичкова Н.М. Педагогика прирастает гуманистическим качеством. Культура. Наука. Интеграция. 2012; 4 (20): 13 - 17.

References

1. Glazachev S.N. Social'no-'ekologicheskaya kompetentnost'. Moskva: MGOPU im. M.A. Sholohova, 2007.

2. Glazachev S.N. Social'no-'ekologicheskaya kompetentnost' kak 'element bazovoj kompetentnosti cheloveka. Social'no-gumanitarnye znaniya. 2007; 3: 92 - 102.

3. Perfilova O.E. Razvitie social'no-'ekologicheskoj kompetentnosti pedagoga v professional'nom obrazovanii. Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.

4. Sharonova E.G. Social'no-'ekologicheskaya pedagogicheskaya kompetentnost' i ee komponenty. V mire nauchnyh otkrytij. 2011. Available at: http://naukarus.com/sotsialno-ekologicheskaya-pedagogicheskaya-kompetentnost-i-eyo-komponenty

5. Chekanushkina E.N. Pedagogicheskaya tehnologiya formirovaniya social'no-'ekologicheskoj kompetentnosti u studentov tehnicheskogo vuza. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra RAN. 2009; T. 11; № 4 (30): 894 - 897.

6. Nechaeva O.A. Organizaciya 'eksperimental'noj raboty po formirovaniyu social'no-'ekologicheskoj kompetentnost' u kursantov aviacionnogo vuza pri izuchenii «'Ekologii» i «Bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti». Povolzhskijpedagogicheskijpoisk. 2015; 2 (12): 50 - 53.

7. Novichkova N.M. Gumanisticheskij obrazovatel'nyj process dlya ustojchivogo razvitiya cheloveka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011; № 4-1: 209 - 212.

8. Novichkova N.M. Pedagogika prirastaet gumanisticheskim kachestvom. Kul'tura. Nauka. Integraciya. 2012; 4 (20): 13 - 17.

Статья поступила в редакцию 7.11.16

УДК 378

Raschetina S.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Russian State Pedagogical University of A.I. Herzen

(St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

Abashina A.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Russian State Pedagogical University of A. I. Herzen

(St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

Zdanova M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Russian State Pedagogical University of A. I. Herzen

(St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

FUNCTIONS OF THE FORECAST IN DEVELOPMENT AND AN ASSESSMENT OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROGRAMS OF SUPPORT OF THE CHILD IN A RISK SITUATION. The research is carried out with the help of a RGNF grant within a project "Methodology of an Assessment of Social Programs of Support and Assistance of the Child in a Risk Situation". The detailed project is directed at the solution of the interdisciplinary humanitarian problem connected with methodology of estimation of the modern social and pedagogical programs acting as the important instrument of realization of processes of support of children in the conditions of the changeable, multipolar society, which is characterized by constantly renewable risks. The article is aimed at identification of functions of the forecast in procedure of development, realization and assessment of the contents of individually focused social and pedagogical program.

Key words: social and pedagogical program, forecast, functions of forecasts, traditional problems, innovative problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.