Научная статья на тему 'Экологическая компетентность педагога как фактор формирования социально-экологической компетентности курсантов авиационного вуза'

Экологическая компетентность педагога как фактор формирования социально-экологической компетентности курсантов авиационного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КУРСАНТА АВИАЦИОННОГО ВУЗА / HIGHER SCHOOL TEACHER'S ECOLOGICAL COMPETENCE / AERONAUTICAL HIGHER SCHOOL CADETS' SOCIO-ECOLOGICAL COMPETENCE / ECOLOGICAL CRISIS / STABLE DEVELOPMENT OF A MAN AND SOCIETY / SOCIO-ECOLOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечаева Ольга Александровна

В статье обоснована необходимость социально-экологической компетентности специалиста, раскрыта экологическая компетентность преподавателя как фактор формирования социально-экологической компетентности курсанта авиационного вуза, изложены активные и интерактивные методы и технологии этого процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher's Ecological Competence as a Factor of Aeronautical Higher School Cadets' Socio-Ecological Competence Forming

The article substantiates the necessity of a specialist's socio-ecological competence forming; discloses a teacher's ecological competence as a factor of aeronautical higher school cadets' socio-ecological competence forming; states active and interactive methods and technologies of this process.

Текст научной работы на тему «Экологическая компетентность педагога как фактор формирования социально-экологической компетентности курсантов авиационного вуза»

УДК 378.124 ББК 74.58

Нечаева Ольга Александровна

соискатель г. Ульяновск Nechayeva Olga Alexandrovna

Applicant for a Degree Ulyanovsk

Экологическая компетентность педагога как фактор формирования социально-экологической компетентности курсантов авиационного вуза Teacher’s Ecological Competence as a Factor of Aeronautical Higher School Cadets’ Socio-Ecological Competence Forming

В статье обоснована необходимость социально-экологической компетентности специалиста, раскрыта экологическая компетентность преподавателя как фактор формирования социально-экологической компетентности курсанта авиационного вуза, изложены активные и интерактивные методы и технологии этого процесса.

The article substantiates the necessity of a specialist’s socio-ecological competence forming; discloses a teacher’s ecological competence as a factor of aeronautical higher school cadets’ socio-ecological competence forming; states active and interactive methods and technologies of this process.

Ключевые слова: Экологический кризис, устойчивое развитие человека и общества, социально-экологическая компетентность, экологическая компетентность преподавателя вуза, социально-экологическая компетентность курсанта авиационного вуза.

Key words: ecological crisis, stable development of a man and society, socio-ecological competence, higher school teacher’s ecological competence, aeronautical higher school cadets’ socio-ecological competence.

Одной из задач данного исследования является выявление роли экологической компетентности педагога как фактора формирования социальноэкологической компетентности курсантов авиационного вуза. В содержании Экологической доктрины России и Концепции модернизации российского образования, в которых приоритетом отечественного образования является формирование целостного мировоззрения и экологической культуры личности общества, педагогу как специалисту отводится принципиально значимая роль.

Завершилось первое десятилетие XXI века, но у человечества, по справедливому замечанию В.М. Рофмана, настала острейшая глобальная проблема современности: «уничтожить, разорвать удушающую петлю

современного экологического кризиса» [8, с. 19]. Грозящая катастрофа природы усиливается, так как современное промышленное производство, как орудие

человека, своим преобразующим воздействием ориентировано от человека на природу: Человек - Промышленность (как орудие человека) - Природа [8, с. 16].

Основные технологические процессы (энергетические, горнодобывающие, металлургические, химические, сельскохозяйственные, транспортные, в пищевой промышленности и т.п.), используемые в целом в промышленном производстве, базируются в основном на исчерпаемых ресурсах естественных экосистем, которые повсеместно эксплуатируются, но не восполняются людьми.

Нами созерцается картина того, как сегодня человеком осуществляется массовое, гибельное «проедание» жизненного пространства и материальных средств существования. При таком использовании нефти, газа, угля, минералов, земли, воздуха и пресной воды эти ресурсы уже в обозримом будущем начнут заканчиваться, а это создает риски для нарушения устойчивого развития человечества. Очевидно, что все то, что люди техникой выбирают для себя из окружающей среды, со временем превращается в отходы производства и потребления, даже эта техника и машины и технологии превращаются в отходы. Следовательно, безотходной техники и технической формы производства не существует, и создавать их принципиально невозможно, энергия (даже самая экологически чистая) становится теплом, которое необратимо нарушает тепловой баланс планеты.

Парниковый углекислый газ, выделяясь при сжигании угля, нефти, газа, попутно выжигает планетарные запасы кислорода. Из-за высокой скорости развития социально-экономических явлений деятельности человека природа просто не успевает эти отходы перерабатывать, поглощать и регенерировать.

В этой связи понятны и своевременны глубокие и искренние идеи академика Н.Н. Моисеева - ученого и современного мыслителя, о системе «Учитель и современная экологическая обстановка», основанной на новой этике и новом понимании места человека на планете. Всем своим научнопрактическим опытом в области экологического образования и воспитания молодежи он доказывает, что сегодня от учителя, в первую очередь, зависит не только судьба цивилизации, но и сохранение человека на планете [5, с. 4].

Кроме того, он справедливо заметил, что род людей всего лишь один из биологических видов, возникший в результате эволюции биосферы. И что, вне

биосферы он существовать не может. Человеку смертельно опасно игнорировать законы природы и чувствовать себя властелином, а не частью того мира, в котором он живет. Мир, по его определению, это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором мы только можем жить [5, с. 6].

Н. Н. Моисеев, создавший свою научную экологическую школу, много размышляет о роли учителя в современном мире, да он и сам был Учителем в самом высоком смысле этого слова. Профессорско-преподавательский состав Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации (института) глубоко и всесторонне изучает созданную научную систему известного ученого, понимает важность своей преподавательской миссии, и особую роль педагога в экологическом образовании и воспитании курсантов в процессе преподавания (особенно таких учебных дисциплин как «Экология» и «Безопасность жизнедеятельности», знания которых переоценить просто невозможно).

Педагогическая деятельность преподавательского корпуса Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации (института) направлена на изучение социоприродной ситуации, которая катастрофически быстро меняется: изменение климата, ухудшение генофонда, быстрый рост городов, разрушение традиций культуры, неизбежное исчерпание ресурсов, увеличение и рост неограниченных потребностей человечества.

В этой связи преподаватель, который формирует экологическую культуру, экологическое мышление, экологическую грамотность студента вуза, его экологическую компетентность, должен сам обладать экологической компетентностью, чтобы выполнить свой профессиональный и гражданский долг перед обществом. По мнению Глазачева С.Н., сама природа компетентности такова, что хотя она - продукт обучения, она не прямо вытекает из него, а является, скорее, следствием саморазвития личности, не столько «технологического», сколько личностного роста, целостной самоорганизации и синтеза деятельностного и личностного опыта [3, с. 44].

В этой связи побудительным мотивом постановки и изложения проблемы исследования послужило стремление изучить научно-практические результаты

научно-методологического семинара кафедры Поискового и авиационноспасательного обеспечения полетов и дисциплины «Экология» по теме: «Цивилизация XXI века и социально-экологическое образование курсантов Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации (института)».

На протяжении трех лет функционировал научно-методологический семинар, работа которого координировалась на основе планирования и контроля на заседаниях семинара, заинтересованно обсуждались современные, острейшие, архиважные проблемы взаимодействия Экологии, Человека, Природы и Общества. Непрерывно на протяжении трех лет, начиная с 2007 г., преподаватели и курсанты совместно совершенствовали свою информированность и компетентность в области экологии, приобретали практические навыки решения экологических проблем.

Сегодня в Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации (институте) накоплен определенный творческий опыт в области экологического образования и воспитания курсантов высшего профессионального образования по следующим направлениям профессиональной подготовки: 160500.65 - Аэронавигация, квалификации - пилот, диспетчер, 280100.65 -Безопасность жизнедеятельности, квалификация - инженер, 220501.65 -

Управление качеством, квалификация - инженер-менеджер. Основные приоритетные цели научно-методологического семинара по «Экологии»: осветить состояние экологии, проблемы и перспективы охраны окружающей среды и экологической безопасности, в период активизации глобальных экономических и экологических процессов на территории Российской Федерации и Ульяновской области в целях гармонизации качества жизни человека, роста экономики и сохранения благоприятной природной среды. Ключевые задачи методологического семинара заключались в следующем:

- активно помогать курсантам усваивать современные экологические знания;

- активно формировать экологическую культуру бережного отношения к окружающей среде как неотъемлемую часть общественно-значимой

деятельности специалиста современной гражданской авиации и его профессионального мышления;

- способствовать широкому распространению передового отечественного и зарубежного опыта по оздоровлению экологической обстановки и комплексному решению важных природоохранительных проблем;

- стимулировать создание научных и проектных разработок в области охраны окружающей среды, экологического страхования, экологического аудита.

Следовательно, содержание экологического образования для курсанта фиксируется в виде обобщенного системного представления о составе (элементах), структуре (связях между элементами) и общественных функциях передаваемого экологического социального опыта в его педагогической интерпретации [1, с. 64]. Актуальность и постановка обозначенной проблемы исследования определяется, прежде всего, возрастающей ролью экологической компетентности преподавателя в педагогической процессе. Мы связываем феномен социально-экологической компетентности курсанта с его социальноэкологическим образованием. С позиции компетентностного подхода происходит формирование личности профессионала как активного субъекта жизнедеятельности в целом и идеи взаимосвязи практического, интеллектуального и духовного постижения целостного мира путем овладения обществом экологической культуры дает право говорить о том, что в современных условиях экологическая компетентность является имманентным качеством специалиста [3, с. 25]. Формирование экологической

компетентности ориентирует образование на формирование экологических знаний, на самореализацию личности в экологической деятельности, на развитие субъективного опыта практического участия в улучшении состояния окружающей среды, выявлении и содействии решению экологических проблем.

Думается, что социально-экологическое образование курсантов представляет собой достаточно самостоятельный элемент системы высшего образования, объединенный с ней общей целью - формированием современного специалиста-профессионала в области гражданской авиации,

гражданина и патриота России, способного устанавливать гармоничные отношения с природной средой. В наши дни интенсификации и модернизации обучения, интеграционные процессы системы образования в высшем учебном заведении остаются достаточно сильными, и социально-экологическое образование курсантов пока только «отпочковывается», имея лишь в потенции целостную самостоятельную систему.

В контексте настоящего исследования красной нитью проходит идея о потребности общества в социально-экологической деятельности конкретного специалиста и гражданина, направленной на установление гармонии его в отношениях с природой; с людьми, осуществляющими эту деятельность, а также потребности в необходимости специальной подготовки людей к ней, в выявлении возможностей в формировании осознанного ответственного отношения курсантов к природе в рамках избранной им профессии и специальности, с учетом собственных интересов, ценностей, склонностей и установок.

Н.Н. Моисеев пророчески определил, что по существу, все собственно экологические проблемы сводятся к соизмерению своих действий с возможностями окружающей среды. Он считал, что для преодоления кризисной современной ситуации необходимо перейти к обсуждению проблем эволюции внутреннего мира человека и формирования его экологического сознания.

На наш взгляд, социально-экологическая компетентность является универсальной компетентностью современного человека в ряду с другими (интеллектуальной, коммуникативной и др.). Она необходима для обеспечения экологического баланса окружающей действительности, для устойчивого развития самого человека, природы, общества.

Социально-экологическая компетентность представляет личностное новообразование, сущность которого состоит в сформированной готовности человека как гражданина и специалиста проявить социальную ответственность, принять решения и предпринять действия и шаги, направленные на сохранение и преумножение окружающей действительности в единстве ее природных и социокультурных компонентов.

Современные технологии формирования социально-экологической компетентности у курсантов Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации (института) выбиралась с позиции компетентностного подхода. Мы придерживаемся убеждения, что при организации педагогического процесса в вузе, направленного на формирование у студентов социальных аспектов экологической компетентности, принципиальное значение имеет использование технологий, позволяющих установить ценностное отношение учащихся к природе. Развивая собственную, индивидуальную экологическую компетентность, педагоги применяют разнообразные интенсивные технологии и современные методы обучения, как пассивные, так и активные, и интерактивные.

К ним относятся: интерактивные методы (работа в малых группах сменного состава, практические работы, постерная технология и др.), лекции (визуальные, проблемные, лекции-диалоги, лекции-консультации, лекции-презентации, мини-лекции и т. п.), дискуссии по экологическим проблемам (академические споры, круглые столы, работа лабораторий, по методике «Аквариум» и др). Наиболее результативными являются такие современные методические технологии формирования социально-экологической

компетентности как эвристические беседы, защита экологических проектов, мини-тренинги, мастер-классы и др.

В рамках научно-методологического семинара проводилась совместная научно-теоретическая конференция преподавателей и курсантов на тему: «Концепция устойчивого развития и модернизация социально-экологического образования в Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации (институте)». В контексте этой продуктивной работы не формально, а заинтересованно исследовались вопросы, относящиеся к содержанию Концепции устойчивого развития в Российской Федерации и Ульяновской области.

Основные идеи выступлений сводились к умозаключениям и выводам, которые не могли оставить слушателей и участников конференции безучастными и равнодушными. Курсанты осмысливают актуальность и значение Концепции устойчивого развития в практической деятельности в

качестве специалистов отечественной гражданской авиации, так как ее значимость усиливается в условиях глобализации, когда стихийное развитие общества, природы и человека становятся еще более опасным и недопустимым.

Уместно акцентировать внимание на том, что современный мир переживает глобальный экологический кризис, который, по мнению Н.М.Мамедова, только при поверхностном рассмотрении можно представить как случайное явление, имеющее роковую, финансовую подоплеку, а на самом деле нынешний кризис отличается беспрецедентными масштабами [4, с. 6].

Следовательно, совершенно справедливо изучать экологическую

компетентность преподавателя в качестве фактора формирования социальноэкологической компетентности курсанта как специалиста, что выступает важнейшей составляющей его профессиональной готовности как специалиста в области гражданской авиации.

Библиографический список

1. Глазачев, С.Н. Синергизм в экогуманитарной парадигме педагогического

образования / С.Н. Глазачев, В.Г. Виненко «Экологическое образование на пути к культуре мира». - М., 1999. - 158 с.

2. Глазачев, С.Н. Экологическая культура учителя: методическая система,

педагогические технологии, диагностика / С.Н. Глазачев, С.С. Кашлев, А. А. Марченко - М.: Горизонт - 2004. - 137 с.

3. Глазачев, С.Н. Экологические компетентности: становление, проблемы,

перспективы / С.Н. Глазачев, О.Е. Перфилова. - М.: РИО МГТУ им. А.М. Шолохова - 2008. -128 с.

4. Мамедов, Н.М. Концепция устойчивого развития и образование / Н.М. Мамедов // Вестник экологического образования. - 2010. - №2. - С.5-8

5. Моисеев, Н.Н. Система «Учитель» и современная экологическая обстановка / Н.Н. Моисеев // Экология и жизнь. - 2010. - №2. - С.4-7.

6. Перфилова, О.Е. Опыт формирования социально-экологической компетентности / О.Е. Перфилова // Среднее профессиональное образование. - 2007. - №8. - С. 25-27.

7. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с анг. - М.: «Когито-Центр» - 2002. - 396 с.

8. Рофман, В.М. Возможно ли устойчивое развитие на основе «экологической устойчивости»? / В.М. Рофман // Экология и жизнь. - 2010. - №3. - С.15-19.

Bibliography

1. Glazachev, S.N. Sinergizm in Ecohumanitarian Paradigm of Pedagogical Education / S.N. Glazachev, V.G. Vinenko «Ecological Education On the Way to the World Culture». - M., 1999. - 158 p.

2. Glazachev, S.N. Ecological Culture of a Teacher: Methodic System, Pedagogical Technologies, Diagnostics / S.N. Glazachev, S.S. Kashlev, A.A. Marchenko - M.: Horisont. -2004. - 137 p.

3. Glazachev, S.N. Ecological Competences: Formation, Problems, Perspectives /

S.N. Glazachev, O.E. Perfilova. - M.: MSTU Printing and Publication Department named after A.M. Sholokhov. - 2008. - 128 p.

4. Mamedov, N.M. The Concept of Stable Development and Education / N.M. Mamedov // Herald of Ecological Education. - 2010. - № 2. - P.5-8

5. Moiseyev, N.N. «The Teacher» System and Contemporary Ecological Situation / N.N. Moiseyev // Ecology and Life. - 2010. - № 2. - P.4-7

6. Perfilova, O.E. The Experience of Forming Socio-Ecological Competence / O.E. Perfilova // Secondary Professional Education. - 2007. - № 8. - P.25-27

7. Raven, J. Competence in Contemporary Society: Exposure, Development and Realization / Translation from English. - M.: «Cogito-Centre», 2002. - 396 p.

8. Rofman, V.M. Is the Stable Development Possible on the Basis of «Ecological Stability»? / V.M. Rofman // Ecology and Life. - 2010. - № 3. - P.15-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.