УДК 37.013 ББК 74.58
Нечаева Ольга Александровна
преподаватель
кафедра Поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)
г. Ульяновск Nechaeva Olga Alexandrovna Lecturer
Chair of Searching and Survival Ensuring of Flights Ulyanovsk Higher Aviation College of Civil Aviation (Institute)
Ulyanovsk
Социально-экологическая компетентность как педагогическая категория Socio-Ecological Competence as a Pedagogical Category
В статье рассматриваются особенности и составляющие социальноэкологической компетентности, а также раскрывается авторское определение понятия «социально-экологическая компетентность», как одна из универсальных компетентностей современной личности, необходимой для устойчивого развития самого человека, природы, общества.
The article dwells upon the peculiarities and components of socio-ecological competence and gives the author’s definition of «socio-ecological competence» notion as one of the universal competences of the modern personality, which is necessary for the stable development of personality, nature and society.
Ключевые слова: экологические проблемы, социальная компетентность, экологическая компетентность, социально-экологическая компетентность.
Key words: ecological problems, social competence, ecological competence, socio-ecological competence.
Экологические проблемы в современном обществе с конца XX века и по настоящее время не только приобретают особую остроту и актуальность, но и концептуально по-новому осмысливаются учеными. Во-первых, они рассматриваются в системе взаимосвязей «Природа - Человек - Общество -Космос», что предполагает при их решении соблюдение не только собственно экологических принципов, но и учет многих других принципов интегративной направленности, включая, прежде всего, социо-природные и социальные интересы человека. Во-вторых, современные экологические проблемы изучаются в контексте стратегии устойчивого развития общества, направленной на достижение гармонии между людьми, между обществом и природой с целью сохранения цивилизации. В-третьих, разрешение экологических проблем требует приложения всех усилий человека общества:
интеллектуальных, духовных, психических, физических, нравственных, экологических и др., и предполагает единство усилий не только специалистов в области экологии, но и всех людей как профессионалов и специалистов своего дела и граждан.
В концепции устойчивого развития, учеными во главе с академиком Урсулом А.Д., под устойчивым развитием понимается управляемое развитие общества, не разрушающего своей природной основы и обеспечивающее выживание и непрерывное развитие цивилизации [9]. Необходимо отметить, что глубина и масштабность задач по обеспечению устойчивого развития общества таковы, что невозможно обойтись без решения различных экологических проблем усилиями каждого человека как специалиста или гражданина, без владения социальными способами для разрешения экологических проблем.
В этой связи среди образовательных результатов современного образования в вузе актуальной становится социально-экологическая компетентность как универсальная компетентность личности гражданина и будущего специалиста. Социально-экологическая компетентность личности предполагает интеграцию и органичную взаимосвязь социальной и экологической компетентностей, что необходимо в социальной практике для решения стратегических задач обеспечения устойчивого развития общества, а в образовательной практике для более эффективного формирования целостной структуры социально-экологической компетентности будущих выпускников вуза.
Научные основы для исследования процесса формирования социальноэкологической компетентности в образовательном процессе заложены в трудах: Андреева Л., Безаевой Н.С., Боголюбова С., Галимова Ш., Глазачева С.Н., Голубчикова С.Н., Дубовой М.В., Елдышева Ю.Н., Миркина Б.Н., Моисеева Н.Н., Перфиловой О.Е., Суравегиной И.Т.
Оформление педагогической категории «социально-экологическая компетентность» является следствием процесса развития социальноэкологических и гуманитарно-естественных наук, отвечающих на
экологические, социальные, природные и другие вызовы времени. Современная наука рассматривает социально-экологическую компетентность в рамках реализации компетентностного подхода как актуальной тенденции мирового образования, связанной с инновациями и модернизацией образовательного процесса, цель которого формирование компетентностного специалиста, компетентностного профессионала, обладающего набором определенных компетенций, входящих в объем понятия «социально-экологическая компетентность».
В настоящее время имеются серьезные научно-практические исследования социально-экологической компетентности будущего профессионала на примере педагога как специалиста в области образования [4]. Социально-экологическая компетентность признается универсальной компетентностью многими научными школами. Социально-экологическая компетентность - это личностный феномен, сущность которого состоит в готовности человека при принятии решений субъектно воспринимать окружающую действительность в единстве природных и социокультурных компонентов при осознании социальной ответственности за свою профессиональную деятельность [6]. Важно заметить, что ряд авторов отводят ключевую роль социальной составляющей социально-экологической компетентности, что объясняется обусловленностью идей новой экогуманитарной образовательной парадигмы, глубокого осмысления актуальности экогуманитарной коррекции культуры [2].
В условиях высокой социокультурной динамики обращение к проблеме социальных составляющих экологической компетентности, по мнению Глазачева С.Н., позволяет интегрировать накопленный мировым научным сообществом потенциал возможностей высшей школы по подготовке профессионалов в области экологического образования для развития природосообразных профессиональных ориентиров [3].
Остановим внимание на рассмотрении социальной компетентности как составляющей социально-экологической компетентности. По мнению ряда ученых: В.И. Блинникова, С.Н. Глазачева, А.Г. Ишкова, С.С. Кашлева,
социальная компетентность представляет собой совокупность качеств личности, способностей, социальных знаний и умений, субъективной готовности к самоопределению, обеспечивающие интеграцию человека в обществе посредством продуктивного выполнения им различных ролей.
С точки зрения философского осмысления категория «социальная» -означает общественная, связанная с жизнью и отношениями людей в обществе. Это означает, что социальная компетентность личности формируется в процессе социального становления личности, связана с выполнением определенных социальных ролей человеком как профессионалом, специалистом и гражданином. Справедливо отмечает А.И. Субетто, что социальная компетентность характеризует адекватность и пригодность человека к действию, способность к эффективному поведению, способность к адаптации, сотрудничеству и контролю ситуации, совокупность базовых личностных характеристик, детерминирующих эффективность действий на рабочем месте и в других ситуациях [8].
Ученые признают, что социальная компетентность выступает в качестве интегративной характеристики личности, которая позволяет ей продуктивно проявить субъектность, быть успешной в решении разнообразных проблем, в частности, экологического характера. Социальная компетентность представляет собой совокупность конкретных качеств личности, способностей, социальных знаний и умений, субъективную готовность к самоопределению, обеспечивающую интеграцию человека в обществе посредством продуктивного выполнения им различных социальных ролей [там же].
Изучение социологической и психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что социальную компетентность многие ученые рассматривают как неотъемлемую составляющую и основу процесса социализации личности, поскольку она помогает индивиду справиться со сменой социальных ролей (Б.Г. Ананьев, В.С. Барулин, Л.Г. Выготский, Н.Ф.Голованова, И.С. Кон, А.В. Мудрик, П. Сорокин, Г.Тард и др.). В современной педагогике и психологии социальная компетентность личности рассматривается а) как совокупность характеристик обучающегося,
определяющих эффективность его действий в широком социальном контексте; б) как целостное и интегративное личностное образование, позволяющее человеку быть успешным в жизнедеятельности; в) как определенный уровень овладения человеком общественно-историческим и поликультурным опытом в процессе практической деятельности на основе адаптивной и неадаптивной активности в контексте социальной ситуации развития; г) как психологический результат личностного когнитивного, поведенческого и мотивационноценностного развития, достигаемый посредством овладения обобщающими тематическими содержательными конструктами (метакомпетентностями) и накопления опыта реализации полученных знаний навыков [7].
Обратимся к определению экологической компетентности как другой составляющей социально-экологической компетентности. Согласно позиции С.В. Алексеева, экологическая компетентность рассматривается как системное интегративное качество индивидуальности, характеризующее способность решать разного уровня проблемы и задачи, возникающие в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности на основе сформированных ценностей и мотивов, знаний учебного и жизненного опыта, индивидуальных особенностей, наклонностей, потребностей [1]. С.В. Алексеев выделяет три составляющих (компонента) экологической компетентности: аксиологический (ценностно-мотивационный), когнитивный (содержательный, знаниевый), деятельностный (практический, технологический) [1].
По мнению Д.С. Ермакова, экологическая компетентность - это осознанная способность, готовность к самостоятельной экологической деятельности, опыт данной деятельности, направленной на сохранение и устойчивое воспроизводство жизни, на практическое улучшение состояния среды обитания в процессе выявления, решения и предупреждения экологических проблем [5]. Он в структуре экологической компетентности выделяет такие компоненты как: потребностно-мотивационный, когнитивный, практически-деятельностный, эмоционально-волевой, ценностно-смысловой. А к сущностным характеристикам экологической компетентности относит следующие по характеру: а) феноменологические: способность и готовность
человека выступить в качестве целостного субъекта саморазвития системы «человек-природа», реализующего в своем поведении как общеприродные принципы развития, так и принципы природы и бытия человека; б) гносеологические: способность осмысленного освоения и целенаправленного применения знаний, умений и навыков, приобретения опыта практической экологической деятельности; в) аксиологические: умения осваивать и
культивировать ценности, личностные смыслы по отношению к природе, проблемам окружающей среды; г) психолого-педагогические: характеризует степень единства теоретической и практической подготовленности обучающего в области экологического образования, системного проектирования целей и содержания экологического образования, педагогических технологии [3].
К основным универсальным компетентностям человека многие ученые относят: готовность делать осознанный и ответственный выбор;
технологическую компетентность; готовность к самообразованию; информационную компетентность; социальную компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию); коммуникативную
компетентность. В этот ряд, на наш взгляд, необходимо поставить и социальноэкологическую компетентность современной личности. Она необходима не только для обеспечения экологического баланса окружающей действительности, но и для устойчивого развития самого человека, природы, общества.
Социально-экологическая компетентность, согласно точке зрения Перфиловой О.Е., - это личностный феномен, сущность которого состоит в готовности человека при принятии решений субъектно воспринимать окружающую действительность в единстве природных и социокультурных компонентов при осознании социальной ответственности за свою профессиональную деятельность [6]
На наш взгляд, социально-экологическая компетентность - это личностное новообразование, сущность которого состоит в сформированной готовности человека как гражданина и специалиста проявить социальную ответственность в реальной ситуации для разрешения экологической проблемы,
принять решение и предпринять социальные действия, направленные на сохранение и преумножение окружающей действительности в единстве ее природных и социокультурных компонентов. В самом узком смысле речь идет о готовности человека в возникшей экологической ситуации выбрать правильное решение (экологически значимое и целесообразное), способы социального взаимодействия (которые часто необходимы в подобных ситуациях), обеспечить экологически и социально необходимый результат разрешения экологической проблемы данной ситуации.
С этим пониманием перекликается толкование «высших компетентностей» Дж. Равена, которые он характеризует как предполагающие наличие у человека инициативы высокого уровня, способности организовывать других людей для достижения поставленных целей, готовности оценивать и анализировать социальные последствия своих действий. Дж.Равен определяет саму компетентность через способность личности, необходимую в социальных отношениях. Аналогичный подход к пониманию компетентности мы находим в других исследованиях зарубежных авторов (Т. Варли, Дж. Джонстона, С. Кастендика, Дж. Клемпа, Л. Спенсера, С. Спенсера, К. Шнейдера и др.).
Таким образом, социально-экологическая компетентность как педагогическая категория разрабатывается и оформляется в отечественной педагогике в течение последнего десятка лет; ее сущность сегодня раскрывается в научном познании. Формирование социально-экологической компетентности человека приобретает все большее значение в связи с усложнением и расширением социального опыта и возрастающим уровнем тех требований, которые предъявляет общество к человеку как специалисту и гражданину.
Библиографический список
1. Алексеев, В.П. Природа и общество; этапы взаимодействия / В.П. Алексеев. // Экология и жизнь. - 2002. - №2. - С. 4.
2. Анисимов, О. С. Социально-экологическая компетентность: программа и
методические рекомендации по проведению курса (рецензия) / О.С. Анисимов. // Вестник экономического образования в России. - 2007. - №2. - С. 16-17.
3. Глазачев, С.Н. Экологическая компетентность: становление, проблемы,
перспективы / С.Н. Глазачев, О.Е. Перфилова. - М.: РИО МГТУ им. М. А. Шолохова, 2008. -128с.
4. Глазачев, С.Н. Социально-экологическая компетентность как элемент базовой компетентности человека / С.Н. Глазачев. // Вестник экологического образования в России. -2007. - №3, - С. 23-24.
5. Ермаков, Д.С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся: авторская диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук / Д.С. Ермаков. - М., 2009 - 39 с.
6. Перфилова, О.Е. Развитие социально-экологической компетентности педагога в профессиональном образовании: автореферат диссерт. на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / О.Е. Перфилова. - М.: РИО МГТУ им. М. А. Шолохова, 2007. - 29 с.
7. Социальная компетентность: режиссура совместных действий / Под ред. А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой. - М.: «Гратис», 2006. - 240 с.
8. Субетто, А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций [Электронный ресурс] / А.И. Субетто. - Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001b.pdf, свободный.
9. Урсул, А.Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития человечества / А.Д. Урсул. - М.: Изд-во ЛУИ, 1993. - 275 с.
Bibliography
1. Alekseyev, V.P. Nature and Society; The Interaction Stages [Text] / V.P. Alekseyev // Ecology and Life. - 2002. - № 2 - P. 4.
2. Anisimov, O.S. Socio-Ecological ^mpetence: The Program and Methodological Recommendations for Conducting the Course (Review) [Text] / O.S. Anisimov // Herald of Economic Education in Russia. - 2007. - №2 - P.16-17.
3. Glazachev, S.N. Ecological Competences: Formation, Problems, Perspectives [Text] / S.N. Glazachev, O.E. Perfilova. - M.: Printing and Publication Department of MSTU named after A.M. Sholokhov, 2008. - 128 p.
4. Glazachev, S.N. Socio-Ecological Competence as an Element of the Basic Competence of a Human Being [Text] / S.N.Glazachev // Herald of Ecological Education in Russia. - 2007. - № 3 - P. 23-24.
5. Perfilova, O.E. Teacher’s Socio-Ecological Competence Development in the Professional Education: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped. [Text] / O.E. Perfilova. - M.: Printing and Publication Department of MSTU named after M.A.Sholokhov, 2007. -29 p.
6. Social Competence: Mutual Actions Production [Text] / Under the Editorship of A.G. Asmolov, G.U.Soldatova. - M.: ’’Gratis”, 2006. - 240 p.
7. Subetto, A.I. Onthology and Epistemology of the Competence Approach, Classification and Qualimetry of Competences [Electronic Resourse] / A.I.Subetto. - Access Mode: http://www.trinitas.ru/rus/doc/oo12/001b.pdf. free.
8. Ursul, A.D. The Way to the Noosphere: The Conception of Survival and Stable Development of Mankind [Text] / A.D. Ursul. - M.: Publishing House of LUI, 1993. - 275 p.
9. Yermakov, D.S. The Pedagogical Conception of the Pupils’ Ecological Competence Forming: Diss. ... Dr of Ped. [Text] / D.S.Yermakov. - M., 2009 - 39 p.