Научная статья на тему 'К вопросу о компетентностном подходе в экологическом образовании (методический обзор)'

К вопросу о компетентностном подходе в экологическом образовании (методический обзор) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / УРОВНИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / LEVELS OF SOCIO-ECOLOGICAL COMPETENCE / СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / SUBJECTIVE ASSESSMENT OF THE ECOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшенина Марина Павловна, Харламова Марианна Дмитриевна

Показана роль компетентностного подхода в экологическом образовании и социализации личности, проанализированы понятия компетентности и компетенции, разные уровни компетентности, рассмотрено влияние экологической компетентности на уровень сформированности экологической культуры, а также предложен метод социального анкетирования для учета социального фактора при оценке экологической культуры обучаемой группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Revisited competence-based approach in ecological education (systematic review)

In the article the role of competence-based approach in ecological education and socialization is shown. The concept and difference of competence& jurisdiction and levels of competence have been analyzed. Ecological competence influence on the formed level of ecological culture is considered. Moreover a method of social survey is offered to take into consideration social factors during assessing the environmental culture of the training team.

Текст научной работы на тему «К вопросу о компетентностном подходе в экологическом образовании (методический обзор)»

К ВОПРОСУ О КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

(методический обзор)

М.П. Горшепипа, М.Д. Харламова

Российский университет дружбы народов Подольское шоссе, 8/5, Москва, Россия, 113095

Показана роль компетентностного подхода в экологическом образовании и социализации личности, проанализированы понятия компетентности и компетенции, разные уровни компетентности, рассмотрено влияние экологической компетентности на уровень сформированности экологической культуры, а также предложен метод социального анкетирования для учета социального фактора при оценке экологической культуры обучаемой группы.

Ключевые слова: компетентностный подход; уровни социально-экологической компетентности; субъективная оценка экологической культуры.

Образование — это то, что у вас останется, когда вы забудете все, чему учились. Б.Ф. Скиннер

Полагают, что образование — это процесс усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимых для адаптации человека к природной и социокультурной среде, гармоничного развития человека и общества [11]. Однако образование призвано выступать также средством формирования в общественном сознании границ дозволенного.

В этом смысле экологическое образование может считаться основополагающим в процессе социализации личности, развитии культуры. Однако вопросы оценки результатов экологического образования, дискуссии по определению экологических компетенций и понятия «экологическая культура» остаются открытыми. Что же такое «компетентностный подход» в экологии?

Прежде всего под компетентностью может пониматься «интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная характеристика человека» [5]. В свою очередь, компетенция означает круг вопросов, о которых человек хорошо осведомлен, соответствующие познания и практические навыки, т.е. совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Таким образом, человек, способный эффективно действовать в определенной области благодаря своим знаниям и опыту, может считаться компетентным в данной области.

Целью современного образования сегодня становится переход от концепции и методологии накопления знаний к концепции накопления опыта (умений и навыков), что означает переориентацию оценки результата образования с понятия «образованность» на понятие «компетентность».

С рассмотренных позиций понятие экологической компетентности коротко может быть определено как умение экологически целесообразно и осознанно действовать в любой сфере жизнедеятельности на основе полученных ранее знаний и опыта.

Экологическая компетентность в условиях современной масштабности экологических проблем может рассматриваться как важнейшая составная часть гражданской компетентности человека, его социальной адаптации к жизни в современном мире [3]. В ходе развития экологической компетентности должно происходить формирование экологического сознания в условиях создания эколого-ориенти-рованной развивающей образовательной среды.

В исследованиях многих авторов [12; 8; 2; 6; 10] описаны различные взгляды на компетентностный подход в образовании. Например, Е.Я. Коган считает, что компетентностный подход — это принципиально новый подход, который требует пересмотра отношения к позиции учителя, обучению учащихся; этот подход должен привести к глобальным изменениям — от изменения сознания до изменения методической базы [8].

А.Г. Бермус рассматривает компетентностный подход как современный коррелят множества более традиционных подходов (культурологического, научно-образовательного, дидакто-центрического, функционально-коммуникативного и др.) [2]. Компетентностный подход, применительно к российской теории и практике образования не образует собственную концепцию и логику, но предполагает опору или заимствование понятийного и методологического аппарата из уже сложившихся научных дисциплин (в том числе лингвистики, юриспруденции, социологии и др.).

Д.А. Иванов отмечает, что компетентностный подход — это попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка труда, подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях [6].

Компетентностный подход, по мнению О.Е. Лебедева, — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [10].

Основоположник компетентностного подхода А.В. Хуторской поясняет, что компетентностный подход вытекает из «надпредметного» или «метапредметного» обучения, которое опирается на идеи системности и законы диалектики. По его мнению, причина, по которой метапредметы не нашли широкого применения, а используются только метапредметные темы или модули, — это невозможность педагогического социума адаптироваться к новым условиям и требованиям [7].

К новым условиям можно отнести возросшую потребность общества в компетентных специалистах, т.е. личностно ориентированных выпускниках, не только владеющих знаниями, но и успешно их использующих.

В ходе реализации задач компетентностного подхода к высшему образованию О.С. Анисимов, В.В. Краевский, В.В. Сериков анализируют сущность и структуру

профессиональной компетентности: профессиональная компетентность — это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, но и социально-нравственную позицию личности. Профессиональная компетентность специалистов любого профиля включает специальную, социальную, психологическую, информационную, коммуникативную, экологическую, валеологическую составляющие [9].

Можно сказать, что современный профессионал любого профиля должен обладать социально-экологической компетентностью.

Социальная компетентность — это способность брать на себя ответственность и принимать решения, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, продуктивно взаимодействовать с представителями других культур и религий.

Экологическая компетентность — это готовность брать на себя ответственность за профессиональную деятельность на основе знания законов экологического развития. Сказанное выше делает возможным формулировку определения социально-экологической компетентности. Социально-экологическая компетентность — это способность и готовность личности, воспринимая окружающую действительность в единстве природных и социокультурных связей, на основе сформированных знаний, умений, навыков, опыта и личностных качеств, адекватно решать в процессе своей профессиональной деятельности экологические задачи и проблемы взаимодействия общества и природы [13].

Компетентность может иметь несколько уровней. Определением уровня компетентности служит степень ее осознанности самим субъектом [4]. По С.В. Алексееву, выделяются четыре уровня: 1) неосознанная некомпетентность; 2) осознанная некомпетентность; 3) осознанная компетентность; 4) неосознанная компетентность.

На первом уровне неосознанной некомпетентности в решении проблем человек не осознает, что его действия целесообразны. Отсутствие этого осознания — основное препятствие на пути к обучению.

Для того чтобы перейти на второй уровень, необходим самоанализ или — чаще — педагогическое воздействие. Обеспечить последнее — первоначальная задача обучения. Экологическое образование не может ограничиваться лишь информационно-справочным подходом. Очень важно, чтобы обучаемые могли сами оценивать, насколько умело они способны решать проблемы и принимать решения. Это поможет обучаемому, с одной стороны, лучше понять целесообразность предъявляемых к нему требований, а с другой — оценить правильность принимаемых им решений.

Постепенно осуществляется переход на уровень осознанной компетентности. Здесь обучаемый еще неуверенно владеет приобретенными навыками. Но он понимает, что от него требуется. И он может шаг за шагом анализировать и решать задачу. Правда, на этом уровне постоянно до мельчайших подробностей проду-мывается каждое действие.

Наиболее высокий уровень — неосознанная компетентность — характеризуется автоматическим выполнением правильных действий. На этом уровне обу-

чаемый сосредотачивает внимание на самой проблеме, а не на методах ее решения [1].

Следовательно, процесс формирования социально-экологической компетентности заключается в последовательном переходес первого на четвертый уровень компетентности, на котором все действия заложены в подсознании и выполняются рефлексивно.

Согласно исследованиям С.А. Шлюндт, педагогическая модель формирования экологической культуры у студентов вузов может включать целевой, диагностический, практический и результативно-оценочный модули [14].

В диагностическую часть метода определения уровня социально-экологической компетентности и сформированности экологической культуры может быть включено сравнительное анкетирование учащихся и преподавателя. Каждый учащийся выставляет рейтинг каждому члену обучаемой группы по следующим показателям:

— экологосообразное поведение;

— ориентация на гармонизацию системы «общество—природа»;

— расширение и активизация природоохранной деятельности;

— готовность принимать ответственные производственные решения; —экологические знания, умения, навыки.

Показатели могут быть дополнены согласно специальной направленности профессионального образования. Конкретные вопросы анкетирования составляются исходя из образовательной программы и проектов, разработанных в ходе обучения.

Данное анкетирование позволяет, с одной стороны, выполнить субъективную оценку уровня экологической культуры каждого обучаемого и, с другой стороны, оценить вклад социальных факторов в переход экологической компетентности на высший уровень.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Алексеев С.В. // Модернизация современного образования: к экологической компетентности — через экологическую деятельность: Материалы V Всероссийского научно-методического семинара 8—12 ноября 2006 г. Санкт-Петербург. — СПб.: Крисмас+, 2006.

[2] Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». — 2005.

[3] Гагарин А.В. Экологическая компетентность личности: психолого-акмеологическое исследование: Монография. — М.: Изд-во РУДН, 2011.

[4] Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. — М.: МИОО, 2009.

[5] Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования. [Электронный ресурс]. — URL: http://aspirantrggu.ru/article.html?id=50758

[6] Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: Учебно-методическое пособие. — М.: АПКиПРО, 2003.

[7] Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО // Интернет-журнал «Эйдос». — 2002. — 23 апреля. — URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423-1 .htm

[8] Коган Е.Я. Компетентностный подход и новое качество образования // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию / Под ред. А.В. Велика-новой. — Самара: Профи, 2001.

[9] Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.

[10] Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С. 3—12.

[11] Мамедов Н.М. Контекст экологического образования // XVIII Международная конференция «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития: РИО+20» (Москва, 27—28 июня 2012): Материалы и доклады / Сост. В.М. Назаренко. — Владимир: Транзит-ИКС, 2012.

[12] Мединцева И.П. Компетентностный подход в образовании // Педагогическое мастерство (II): Материалы междунар. науч. конф. (Москва, декабрь 2012).— М.: Буки-Веди, 2012.

[13] Чеканушкина Е.Н. Педагогическая технология формирования социально-экологической компетентности у студентов технического вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2009. — Т. 11.

[14] Шлюндт С.А. Компетентностный подход в экологическом образовании // Педагогическое образование в России. — 2012. — № 4.

LITERATURA

[1] Alekseev S.V. // Modernizaciya sovremennogo obrazovaniya: k e'kologicheskoj kompetent-nosti — cherez e'kologicheskuyu deyatel'nost': Materialy V Vserossijskogo nauchno-metodi-cheskogo seminara 8—12 noyabrya 2006 g. Sankt-Peterburg. — SPb.: Krismas+, 2006.

[2] Bermus A.G. Problemy i perspektivy realizacii kompetentnostnogo podxoda v obrazovanii // Internet-zhurnal «E'jdos». — 2005.

[3] Gagarin A.V. E'kologicheskaya kompetentnost' lichnosti: psixologo-akmeologicheskoe issledo-vanie: Monografiya. —M.: Izd-vo RUDN, 2011.

[4] Ermakov D.S. Formirovanie e'kologicheskoj kompetentnosti uchashhixsya. — M.: MIOO, 2009.

[5] Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii — novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya. [E'lektronnyj resurs]. — URL: http://aspirant.rggu.ru/article.html?id=50758

[6] Ivanov D.A., Mitrofanov K.G., Sokolova O.V. Kompetentnostnyj podxod v obrazovanii. Prob-lemy, ponyatiya, instrumentarij: Uchebno-metodicheskoe posobie. — M.: APKiPRO, 2003.

[7] Klyuchevye kompetencii i obrazovatel'nye standarty. Stenogramma obsuzhdeniya doklada A.V. Xutorskogo v RAO // Internet-zhurnal «E'jdos». — 2002. — 23 aprelya. — URL: http : //www. eidos.ru/j ournal/2002/0423-1.htm.

[8] Kogan E.Ya. Kompetentnostnyj podxod i novoe kachestvo obrazovaniya // Sovremennye podxody k kompetentnostno-orientirovannomu obrazovaniyu / Pod red. A.V. Velikanovoj. — Samara: Profi, 2001.

[9] Kompetentnostnyj podxod v pedagogicheskom obrazovanii: kollektivnaya monografiya // Pod red. V.A. Kozyreva, N.F. Radionovoj. — SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2004.

[10] Lebedev O.E. Kompetentnostnyj podxod v obrazovanii // Shkol'nye texnologii. — 2004. — № 5. — S. 3—12.

[11] Mamedov N.M. Kontekst e'kologicheskogo obrazovaniya // XVIII Mezhdunarodnaya konfe-renciya «E'kologicheskoe obrazovaniei prosveshhenie v interesax ustojchivogo razvitiya: RIO+20» (Moskva, 27—28 iyunya 2012): Materialy i doklady / Sost. V.M. Nazarenko. — Vladimir: Izd-vo Tranzit-IKS, 2012.

[12] Medinceva I.P. Kompetentnostnyj podxod v obrazovanii // Pedagogicheskoe masterstvo (II): Materialy mezhdunar. nauch. konf. (Moskva, dekabr' 2012). — M.: Buki-Vedi, 2012.

[13] Chekanushkina E.N. Pedagogicheskaya texnologiya formirovaniya social'no-e'kologicheskoj kompetentnosti u studentov texnicheskogo vuza // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. — 2009. — T. 11.

[14] Shlyundt S.A. Kompetentnostnyj podxod v e'kologicheskom obrazovanii // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2012. — № 4.

REVISITED COMPETENCE-BASED APPROACH IN ECOLOGICAL EDUCATION

(systematic review)

M.P. Gorshenina, M.D. Kharlamova

Russian Peoples' Friendship University

Podolsk highway, 8/5, Moscow, Russia, 113095

In the article the role of competence-based approach in ecological education and socialization is shown. The concept and difference of competence& jurisdiction and levels of competence have been analyzed. Ecological competence influence on the formed level of ecological culture is considered. Moreover a method of social survey is offered to take into consideration social factors during assessing the environmental culture of the training team.

Key words: competence approach, levels of socio-ecological competence, subjective assessment of the ecological culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.