Научная статья на тему 'Технологическая практика как средство формирования профессиональных компетенций студентов'

Технологическая практика как средство формирования профессиональных компетенций студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ДОМА / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Ардема Владимировна

Существующий уровень развития производства ориентирует современного специалиста на необходимость овладения профессиональными умениями на уровне профессиональных компетенций. При их формировании образовательное учреждение должно ориентироваться на обучение, направленное на действие, в котором определяются профессиональные действия по решению конкретной профессиональной задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданова Ардема Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present stage of production development makes a modern specialist realise the necessity of mastering vocational skills at the level of professional competences. Forming these competences, an educational establishment should orientate itself to education directed at action, in which professional measures for decision of a specific professional problem are determined.

Текст научной работы на тему «Технологическая практика как средство формирования профессиональных компетенций студентов»

А. В. Богданова

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

Работа представлена кафедрой общей и профессиональной педагогики Армавирского государственного педагогического университета.

Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор Р. А. Галустов

Существующий уровень развития производства ориентирует современного специалиста на необходимость овладения профессиональными умениями на уровне профессиональных компетенций. При их формировании образовательное учреждение должно ориентироваться на обучение, направленное на действие, в котором определяются профессиональные действия по решению конкретной профессиональной задачи.

Ключевые слова: культура дома, декоративно-прикладное творчество, профессиональная компетенция.

A. Bogdanova TECHNOLOGICAL PRACTICE AS A MEANS OF FORMING STUDENTS’ PROFESSIONAL COMPETENCES

The present stage ofproduction development makes a modern specialist realise the necessity ofmastering vocational skills at the level of professional competences. Forming these competences, an educational establishment should orientate itself to education directed at action, in which professional measures for decision of a specific professional problem are determined.

Key words: home culture, arts and crafts, professional competence.

Профессиональные компетенции позволяют специалисту-профессионалу быть адаптивным к изменяющимся условиям на рынке труда, предоставляют возможность к самореализации в разнообразных сферах профессиональной деятельности.

Существующий уровень развития производства ориентирует современного специалиста на необходимость овладения профессиональными умениями на уровне профессиональных компетенций.

Компетенции — способность на основе органического единства знаний, умений, опыта и отношений осуществлять как привычную, так и новую профессиональную деятельность [4]. Развитие и формирование профессиональных компетенций у будущих профессионалов осуществляется в процессе профессионального обучения, где должны быть созданы все необходимые для этого организационно-педагогические условия [2].

Весьма распространено приписывать ком-петентностному подходу революционный характер. Однако разумнее воспринимать его как очередной (за многотысячелетнюю историю школы) ответ на основные педагогические вопросы: Зачем учить? Чему учить? Как учить?

Начало нового тысячелетия ознаменовалось не только достижениями в области научно-технического прогресса, но и целым рядом противоречий в области социально-экономического развития. Рост безработицы, угрозы терроризма, нарушения прав человека, исчерпание природных ресурсов и экологические проблемы оказывают влияние на общество в целом и на систему образования, а также на требования к образованности.

В конце 1970-х гг. несоответствие запросов рынка труда результатам обучения стало проявляться особенно резко. Представители бизнеса активно критиковали школы за отсутствие у выпускников школ и профессиональ-

ных учебных заведений качеств, необходимых для развития экономики. Американская ассоциация промышленников указывала, чего они ждут от продуктивного (эффективного) работника: правильного выбора оборудования и орудий, организации и ведения документации и баз данных, распределения времени и денег, общения с людьми, имеющими разный культурный опыт, умения осваивать новые профессиональные умения.

В сфере высшего образования речь идет о профессиональных качествах. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. указывает, что общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности студентов, т. е. современные ключевые компетенции [1].

На симпозиуме «Ключевые компетенции для Европы» был определен следующий перечень ключевых компетенций.

1) изучать: уметь извлекать пользу из опыта, организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их, организовывать свои собственные приемы изучения, уметь решать проблемы, самостоятельно заниматься своим обучением;

2) искать: запрашивать различные базы данных, опрашивать окружающих людей, консультироваться у экспертов, уметь работать с документами и классифицировать их;

3) думать: организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий, критически относиться к тому или иному аспекту развития общества, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и выражать свое собственное мнение, видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства и литературы.

4) сотрудничать: уметь работать в группе, принимать решения — улаживать разногласия и конфликты, уметь договариваться, разрабатывать и выполнять проекты;

5) приниматься за дело: включаться в проект, нести ответственность, входить в группу или коллектив и вносить свой вклад, уметь организовывать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;

6) адаптироваться: уметь использовать новые информационно-коммуникационные технологии, гибко реагировать на быстрые изменения, проявлять стойкость перед трудностями, уметь находить новые решения.

Итак, что является результатом образования: оценки на выпускных экзаменах или эффективная и успешная профессиональная деятельность? Как ориентация на отдаленные результаты влияет на содержание образования? — вот основные вопросы, на которые призван ответить компетентностный подход.

По нашему мнению, в центре обучения, ориентированного на действие, определяются профессиональные действия по решению конкретной профессиональной задачи.

К основным методам обучения, ориентированного на действие, относят: обучение в процессе деятельности; обучение на опыте; обсуждение реальных (или мнимых, воссозданных педагогом) профессиональных ошибок; работа в малых группах; практические индивидуальные задания; самоуправляемое обучение; обучение на основе самостоятельного планирования всего процесса самообразования в рамках учебного занятия и др.

Все выделенные нами методы используются при организации и проведении технологической практики студентов факультета технологии и предпринимательства, специализирующихся по направлению «Культура дома и декоративно-прикладное творчество». Нами разработана программа такой технологической практики.

Технологическая практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Цели и объемы практики определяются Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Практику проходят студенты 2, 3 и 4-го курсов, специализирующиеся по направ-

лению «Культура дома и декоративно-прикладное творчество». Организация практики направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки специалиста.

Необходимо подчеркнуть, что цели педагогического образования значительно шире целей подготовки и не сводятся к ним.

Определение задач деятельности и формирование компетенций на разных ступенях невозможно без привлечения работодателей, поэтому в отличие от ГОСТ второго поколения при формировании государственных образовательных стандартов третьего поколения роль работодателей существенно увеличивается.

Однако, не отрицая определенной эврис-тичности компетентностного подхода к построению модели деятельности специалиста, считаем необходимым подчеркнуть, что успешность его реализации будет определяться прежде всего конкретностью описания закономерностей формирования тех или иных видов деятельности в процессе профессионального становления специалиста.

Без учета результатов анализа конкретной деятельности, содержательной характеристики ее средств и способов, без учета динамики трансформации профессиональной деятельности в ходе ее становления, эти попытки мо-

гут закончиться составлением традиционных списков должностных обязанностей, фиксируемых квалификационными справочниками, а само описание «компетентностей» — абстрактными характеристиками совокупности знаний, умений и навыков, «раскрепленных» по отдельным дисциплинам учебного плана и дополненных «глухими» указаниями на способности.

Высшая профессиональная школа в настоящее время еще только подходит к смене технологий обучения, когда студент получает возможность не заучивать готовые знания, а осваивать определенные деятельности, имитировать их, анализировать чужой опыт, создавать новый опыт в проектировании. Исходной позицией изменения технологий обучения является положение о том, что технологии должны позволить преподавателю и студенту совместными усилиями понять содержание учебного материала и использовать его для решения значимых профессиональных задач.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что развитие профессиональных компетенций у будущих специалистов-про-фессионалов, являясь весьма актуальной и востребованной к разрешению проблемой, требует от системы образования постоянного совершенствования и дальнейшего внедрения в процесс обучения современных педагогических технологий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адольф В. А. Теоретические основы формирования профессиональной компетенции учителя: Авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. М.: МГПУ, 1998.

2. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001г. № 1756-р.

3. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001.

4. Райер Г., Лопанова Е., Рабочих Т. Технологии профессионального обучения, ориентированного на действие: Учебно-метод. пособие. Омск: Омскбланкиздат, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.