занятия лекционного блока, соответственно 35%, при общей трудоемкости дисциплины - 2 кредитных единицы.
В заключение отметим, что использование информационно-коммуникационных технологий и средств электронного обучения обеспечено специально созданным для этого ресурсом, представляющим собой полную электронную версию предлагаемого учебного курса «Зоопсихология и сравнительная психология», обогащенную дополнительными электронными и информационными возможностями [4]. Создание, непрерывное обновление, обогащение и корректировка его контента направлено на создание максимальных возможностей как для самостоятельного освоения отдельных образовательных модулей, так и всего курса в целом. Данный оригинальный продукт оптимизирует самостоятельную работу с традиционными и современными источниками информации, в том числе посредством известных систем поиска и гиперссылок. В информационном плане расширены его возможности за счет обширной базы ссылок с непосредственным выходом на сайты зоопсихологической тематики, на которых размещены учебные пособия, монографии, статьи, сайты образовательных и общественных организаций, зоопарков и др. учебные, методические, научные, информационные, популярные ресурсы.
Литература
[1]. ГагаринА.В. Зоопсихология и сравнительная психология: Бакалаврская программа. М.: РУДН, 2009. - URL: http://ag-students.narod.ru/rudn.html (дата обращения: 10.03.2013).
[2]. Гагарин А.В. Зоопсихология и сравнительная психология: Учебно-методический комплекс дисциплины. М.: РАГС при Президенте РФ, 2007.
[3]. Гагарин А.В. Зоопсихология и сравнительная психология: Учебно-методический комплекс дисциплины. М., 2012. - URL: http://ag-students.narod.ru/rags.html (дата обращения: 10.03.2013).
[4]. Гагарин А.В. Зоопсихология и сравнительная психология // Электронный информационно-образовательный портал «Ecological Anthropology: Alexander Gagarin's to students» (в открытом доступе). - URL: http://eco-anthropology.ru/zoopsihologiya-i-sravnitelnaya-psihologiya/ (дата обращения: 10.03.2013).
[5]. Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. Актуальные проблемы преподавания зоопсихологии и сравнительной психологии // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2007. №3.
[6]. Никольская А.В. Межвидовая коммуникация // Вестник ГУУ, 2011, № 8. С. 82-86.
[7]. Никольская А.В. Экопсихологическая модель межвидового взаимодействия человека с домашними животными. - URL: http://www.twirpx.com/file/685570/ (дата обращения 09.03.2013).
[8]. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004.
[9]. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 0303000 Психология (квалификация (степень) «бакалавр») от 21 декабря 2009 г., приказ N 759. - URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d 09/prm759-1.pdf (дата обращения: 10.03.2013).
Глазачева А.О., Глазачев С.Н.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Современная экологическая ситуация обусловливает необходимость включения будущих специалистов вне зависимости от их профессионального выбора в разрешение проблемных экологических ситуаций, а формирование экологически компетентной личности должно выступать одной из стратегических задач высшего образования [6].
Отличительной чертой экологической компетентности выступает ее реальное проявление в практической деятельности, в том числе профессиональной, либо в конкретной экологической ситуации. По мнению большинства исследователей, быть экологически компетентным - это экологически целесообразно действовать в любой сфере жизнедеятельности (учебной, профессиональной, здоровьесберегающей и т.д.) на основе полученных ранее
знаний и опыта [5].
С другой стороны, в большинстве исследований (прежде всего, рассматривающих проблему ключевых компетенций современного специалиста) к числу ключевых экологическая компетенция, как правило, не относится (Competency-Based Teacher Education..., 1992) [7]. Это, видимо, связано со своего рода «рудиментарностью» экологической составляющей при отборе содержания образования, хотя с точки зрения социокультурной приоритетности тех или иных видов общественной природосохранительной деятельности ее предмет, безусловно, имеет высокую значимость.
В то же время, наиболее перспективная на сегодняшний день стратегия социально-экономического развития цивилизации - концепция устойчивого развития, принятая главами 179 государств и правительств, в том числе России, отмечает безусловную необходимость изменения сознания и образа жизни людей в направлении соразмерения потребностей в пределах емкости природных экосистем.
Несомненно, что при этом экологическая компетентность может и должна рассматриваться как владение человеком экологической компетенцией на следующих уровнях:
- как ключевой компетенцией - на «глобальном» уровне (обеспечение выживания человечества в целом, становление экологической культуры и экоцентрического сознания);
- как общеобразовательной компетенцией, формирование которой необходимо как у выпускников общеобразовательных учреждений, так профессионально-образовательных (не экологического профиля) - для формирования общей экологической грамотности, экологической культуры, для изменения образа жизни с позиций экологической целесообразности и т.д.;
- как предметной компетенцией, формируемой в рамках специальных учебных курсов экологического характера - для подготовки к профессиональной деятельности в области экологии и природопользования.
Для экологической акмеологии как специальной области акмеологических исследований, занимающейся изучением экологических аспектов процесса личностно-профессионального развития человека, существенно рассмотрение экологической компетентности как одного из важнейших видов профессиональной компетентности, которая в идеале должна иметь межпрофессиональный, а возможно, надпрофессиональный характер [2, 3].
И в этом смысле экологическая компетентность может быть представлена как имманентный компонент высокого уровня профессионализма специалиста, независимо от его профессиональной ориентации, включающая знания, позволяющие судить о вопросах сферы профессиональной деятельности с учетом экологического аспекта, а также качества личности, дающие возможность специалисту осуществлять профессиональную деятельность с позиций ее экологической целесообразности (экологоориентированную профессиональную деятельность) [1].
Разделяя эти утверждения, под «экологическим дизайном (экодизайном)» мы понимаем специфический вид экологоориентированной профессиональной деятельности, направленной на освоение, сохранение и распространение экологоориентированных ценностей, выполняющей в системе формирования экологической компетентности будущего дизайнера функции: ценностного освоения и эколого-эстетического преобразования окружающего мира, организационно-коммуникативную, познавательно-когнитивную, регулятивную, защитную, воспитательную, операционально-технологическую, антиципации [4].
При этом взаимосвязь экологической компетентности (как интегративного компонента личности будущего дизайнера) и экодизайна (как специфичной профессиональной деятельности и ведущего условия формирования экологической компетентности личности) отражены также в содержании и структуре экологической компетентности, которые могут быть представлены в единстве ее интра- (внутренней) и интер- (внешней) психологической стороны; в этой связи экологическая компетентность будущего дизайнера рассмотрена:
- как результат овладения личностью будущего профессионала-дизайнера в процессе ее становления ключевыми компетенциями - общекультурной; ценностно-смысловой; компетенцией личностного самосовершенствования;
- как интегральное свойство личности будущего дизайнера, в структурно-содержательном отношении представленное мотивационно-ценностным, когнитивным, де-ятельностно-поведенческим, эмоционально-волевым, рефлексивным компонентами.
Исходя из понимания компетенции личности как совокупности взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним, и компетентности как владения, обладания человеком соответствующей компетенцией, включающего его личностное отношение к ней и предмету деятельности, можно также сформулировать следующие теоретические пози-
ции.
Экологическая компетенция - есть совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков), необходимых для осуществления различных видов практической деятельности с позиций ее экологической целесообразности, в т.ч. продуктивной при-родосохранительной деятельности.
Экологическая компетентность - это способность человека к интеграции экологических знаний, умений и навыков, способов их использования в различных видах практической деятельности, готовность человека к осуществлению природосохранительной деятельности, его опыт по сохранению окружающего природного мира и решению экологических проблем.
Экологическая компетентность как интегративная характеристика личности включает экологические знания; представления о характере и нормах взаимодействия человека с окружающей средой; представления о природе как важнейшей ценности; готовность, умение решать экологические проблемы; опыт участия в практических делах по сохранению и улучшению состояния окружающей среды; экологически значимые личностные качества (гуманность, эмпатийность, бережливость, «экологическая» ответственность за результаты деятельности).
Экологическая компетентность в структуре личности непосредственно связана с такими ее важнейшими образованиями, как экологическое сознание, экологическая культура, экологоориентированное мировоззрение.
На основе проведенных теоретических и эмпирических изысканий нами обоснованы психолого-педагогические условия и факторы формирования экологической компетентности будущих дизайнеров а также типичные затруднения, которые возникают при осуществлении данного процесса в высшей школе.
Общими психолого-педагогическими условиями формирования экологической компетентности будущих дизайнеров являются [7]:
- активное включение будущих специалистов в различные виды экологоориентиро-ванной деятельности (и при этом раскрытие и наиболее оптимальное проявление творческой природы их психики);
- создание экологоориентированной профессионально-образовательной среды, стимулирующей формирование экологической компетентности студента.
Среди важнейших факторов данного процесса определены следующие:
- специальная (психолого-педагогическая) подготовка преподавателя высшей школы к продуктивному осуществлению им экологического образования на всех этапах профессиональной подготовки студентов;
- сформированность индивидуального стиля деятельности преподавателя, его рефлексивно-аналитических умений и творческой активности в целях его инновационной подготовки;
- предупреждение элементов формализма в осуществлении экологического образования посредством предварительного психологического освоения (осмысления, рефлексии) педагогом закономерностей, важнейших условий и факторов, технологий и методов формирования экологической компетентности будущего дизайнера (определение им того, в какой степени реализация задуманных идей повлечет за собой формирование экологической компетентности студента, проявление и развитие его волевых усилий, особенностей его педагогического воплощения в формировании экологической компетентности будущих дизайнеров);
- специальное (психолого-педагогическое) сопровождение формирования экологической компетентности будущих дизайнеров, которое включает систему мероприятий, нацеленных на повышение эффективности этого процесса путем учета важнейших условий и факторов данного изучаемого процесса и включающих конструирование способов овладения операциональной стороной специфичной экологоориентированной деятельности -экодизайна, которая своим содержанием формирует мотивы развития экологической компетентности, а также комплекс мер, направленных на осознание будущим дизайнером ее личностной и социальной значимости.
Нами выделены причины затруднений, возникающих в процессе формирования экологической компетентности будущих дизайнеров. Основная причина заключается в том, что недостаточна теоретическая подготовка преподавателя, недостаточны его знания об экологической компетентности, экологоориентированных ценностях, методах их освоения, в том числе с помощью организации такой специальной экологоориентированной деятельности студентов, как экодизайн, находящийся в стадии становления.
С другой стороны, формирование экологической компетентности студентов посредством их включения в экологоориентированную деятельность в современных условиях характеризуется проявлением элементов формализма - приоритета формы перед содержанием
в определенных видах деятельности. В экологическом образовании студентов мы выделяем следующие элементы формализма: нарушение системного подхода к планированию и организации образовательного процесса, включая наблюдение, анализ и оценку его эффективности; приоритет словесных методов экологического образования («механическая» трансляция информации) над наглядными и практическими, массовых форм педагогической организации экологического образования над индивидуальным подходом, отдельных эколого-образовательных направлений над комплексным подходом (например, предметного изучения экологии как науки над экологизацией всех изучаемых дисциплин); ограничение инициативы и самостоятельности студентов со стороны преподавателя.
Сегодня большинство исследователей сходятся во мнении, что для успешного преодоления такого рода негативного явления необходимо выполнение ряда требований - социального, педагогического, психологического характера. Соответственно, для выявления последних можно определить объективные и субъективные причины возникновения рассматриваемого явления.
Изучение практики показывает, что сегодня есть ряд следующих социальных, педагогических и психологических причин возникновения элементов формализма в экологическом образовании:
• социально-экономические: - вновь нарастающая экономическая нестабильность; -отсутствие у педагогов сформированной гражданской позиции в отношении к той роли, которую играет в судьбах нашей страны, планеты, человеческой цивилизации экологическое образование вообще и экологическое самообразование в частности; - очередное падение жизненного уровня, стимулирующее потребительское отношения к природе; - кризис государственных институтов воспитания; экономическая нестабильность; - финансирование системы образования по остаточному принципу; недостаточное учебно-методическое и материально-техническое обеспечение; - отсутствие стабильной нормативно-правовой базы экологического образования; - дефицит кадров подготовленных преподавателей, несоответствие современной социально-педагогической ситуации уровня их научно-методической подготовки и низкая материальная обеспеченность; - ухудшение физического и психического здоровья студентов;
• педагогические: - ситуативность и неоднозначность педагогических воздействий; -использование директивных методов в организации и управлении экологическим образовании и словесных, «оторванных» от природы в преподавании наук о природе, обусловленное существующими концептуальными установками (цели, задачи, содержание) экологического образования; - содержание экологического образования, обусловленное программными установками, ориентированными на прагматическую ценность природы; - низкого уровня экологическая компетентность работающих педагогических кадров и в методологическом аспекте (недостаточность знания педагогами основ аксиологии, этики, философии, социологии, экологической акмеологии, психологии и педагогики); - отсутствие в целом идеала воспитания в современных условиях, единых программ по формированию личности студентов, растерянность преподавателей в изменившейся социальной среде в связи с мировоззренческим хаосом в обществе, когда необходимо использовать новые образовательные и воспитательные технологии; - неполнота и узость экологической проблематики в содержании образования, особенно рассмотрение человека как самостоятельно живущего организма в биосфере в отрыве от всего живого; организация познания окружающей среды в отрыве от нее самой - по рисункам, схемам, моделям, воображению;
• психологические и акмеологические: - отсутствие понимание педагогами значения глубинных внутренних механизмов развития личности (и как следствие - превращение студента в средство экологического образования, в средство для реализации эколого-образовательных программ); - отсутствие понимание педагогами значения психологического и акмеологического потенциала самой природы в развитии личности студентов в процессе их экологического образования; самоценности природы, необходимости ее сохранения не только ради будущих и живущих поколений, а ради ее целостности и неповторимости; -осуществление взаимодействия преподавателей и студентов с природой в процессе экологического образования, как правило в субъект-объектной логике; - формирование экологической компетентности без регулярной активной экологоориентированной деятельности студентов.
Преодоление перечисленных выше элементов формализма в образовательном процессе возможно в случае выполнения определенных условий социального, педагогического, психологического, акмеологического характера и реализации разработанной в соответствии с ними системы мер, направленных на оптимизацию деятельности вузов по экологическому образованию будущих специалистов, включающих:
- управленческий аспект, направленный на совершенствование и создание оптимальной структуры руководства специфичной экологоориентированной деятельностью
будущих дизайнеров в рамках процесса экологического образования на уровне управления образовательным учреждением, его подструктурами, организациями-партнерами и т.д.;
- содержательный аспект, направленный на повышение уровня сформированности экологического сознания студентов посредством включения их в такого рода экологоори-ентированную деятельность;
- методический аспект, направленный на совершенствование современных психолого-педагогических подходов к процессу формирования экологической компетентности будущих дизайнеров в соответствии с его структурой и спецификой в условиях специфичной экологоориентированной деятельности и ее эффективной организации.
На основе проведенных исследований представлено систематизированное описание общих и особенных характеристик экологической компетентности будущих дизайнеров в адаптации к специальности 052400 ГОС ВПО «Дизайн» по соответствующим структурным компонентам (мотивационно-ценностному, когнитивному, деятельностно-поведенческому, эмоционально-волевому, рефлексивному) с описанием их психолого-педагогического содержания, качеств, умений, уровней сформированности [7].
Эмпирически подтверждено, что внедрение специальной программы в практику обучения будущих дизайнеров обеспечивает существенное ускорение и оптимизацию процесса формирования у них экологической компетентности. Установлено, что на начальном этапе практического исследования, до непосредственного включения респондентов в освоение экспериментальной программы «Экодизайн» при относительно высокой самооценке формирования экологической компетентности студентов реальный средний уровень ее развития у будущих дизайнеров близок к недостаточному, при этом показано, что оценивая свой собственный уровень экологической компетентности достаточно высоко, будущие специалисты склонны более критично относиться к своим коллегам-студентам; показано, что эко-лого-натуралистическая эрудиция (когнитивный компонент), а также экологоориентиро-ванные умения и навыки у будущих дизайнеров формируются стихийно на основе жизненного опыта и обыденных представлений, на основе информации, полученной, прежде всего, из СМК (телевидение, радио, в малой степени Интернет), из бесед с друзьями и сокурсниками и т.п.
Доказательно представлено, что реализация специальной программы способствовала существенной динамике формирования экологической компетентности студентов, выраженной в значимых изменениях показателей уровня познавательной активности эколого-натуралистической направленности, характера экологических представлений, личностного (субъективного) отношения к природе (изменение «объектной модальности» отношения на «субъектную»), характера личных стратегий взаимодействия с природным окружением (изменение прагматической ориентации на непрагматическую), а также в целом показателей продуктивного развития экологической компетентности будущих дизайнеров, ее основных компонентов у большинства респондентов.
Выявлены ведущие психолого-педагогические условия продуктивного формирования экологической компетентности будущих специалистов: 1) активное включение их в различные варианты практического экодизайна как специфического вида экологоориентированной деятельности; 2) создание специальной экологоориентированной профессионально-образовательной среды подготовки дизайнера; важнейшие факторы продуктивного формирования экологической компетентности будущих специалистов; 3) специальная эколого-педагогическая и психолого-педагогическая подготовка преподавателя высшей школы к продуктивному формированию экологической компетентности будущих специалистов, включая сформированность индивидуального стиля его профессиональной деятельности, с одной стороны как педагога-эколога, с другой - как специалиста по экодизайну, его рефлексивно-аналитических умений и творческой активности; 4) осуществление психолого-педагогического сопровождения формирования экологической компетентности будущих дизайнеров, включающей систему мероприятий, нацеленных на повышение эффективности этого процесса путем учета и использования научно обоснованного комплекса психолого-педагогических условий и включающих конструирование способов овладения операциональной стороной экологоориентированной деятельности, которая своим содержанием формирует мотивы формирования экологической компетентности, а также комплекс мер, направленных на осознание будущим специалистом ее личностной и социальной значимости.
Литература
[1]. Анисимов О.С., Глазачев С.Н. Экологическая культура: восхождение к духу. Поиски духовно-нравственных оснований коррекции образования и культуры - М., 2005. - 186 с.
[2]. Гагарин А.В., Глазачев С.Н. Проблемно-педагогическое поле экологической акмео-логии // Вестник Международной академии наук. Русская секция, 2012. Спецвыпуск №1: Материалы 4-ой Международной научно-практической конференции «Экологическая культура в глобальном мире: модернизация российского образования в контексте международных стратегий». - С. 31-34.
[3]. Гагарин А.В., Глазачев С.Н. Экологическая акмеология: педагогическая адаптация. Учебное пособие. - М., 2012. - 240 с.
[4]. Глазачев С.Н., Глазачева А.О. Экологическая культура — метафора эпохи перемен// Вестник Международной академии наук. Русская секция, 2008. - №2. - С.24-32.
[5]. Глазачев С.Н., Вагнер И.В., ПолеваМ.П. Моделирование пространства формирования экологической культуры: теоретический аспект // ЭПНИ «Вестник Международной академии наук. Русская секция» (Электронный ресурс). - М., 2011. №1: 1 -5.- Режим доступа: http://www.heraldrsias.ru/online/2011/1/205/
[6]. Глазачев С.Н., Косоножкин В.И. Антропоэкосистемы и устойчивость биосферы // «Вестник Международной академии наук. Русская секция» (Электронный ресурс). - М., 2011. Спецвыпуск: Материалы Международной конференции «Экология человека: здоровье, культура и качество жизни», 26-27 октября 2011 г. - С.30 - 31.
[7]. Глазачева А.О., Гагарин А.В., Глазачев С.Н. Экологическая компетентность будущего специалиста в пространстве дизайн-образования: Учебное пособие. - М., 2011. - 180 с.