Научная статья на тему 'Формирование экологической компетентности будущего дизайнера в системе высшей школы'

Формирование экологической компетентности будущего дизайнера в системе высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
330
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КУЛЬТУРА / ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТИ / ECOLOGICAL COMPETENCY / CULTURE / DESIGN-EDUCATION / PERSONAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глазачева Алина Олеговна, Глазачев Станислав Николаевич

Представлены результаты теоретического исследования и эмпирических изысканий в области экодизайн-образования. Выявлены важнейшие психолого-педагогические условия продуктивного формирования экологической компетентности будущих специалистов дизайнеров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глазачева Алина Олеговна, Глазачев Станислав Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of environmental competence of future designer in the system of higher education

Results of theoretical research and empirical studies in the field of eco-design-education and designers ecological competence forming are presented. The leading psychological and pedagogical conditions of future specialists designers environmental competence productive education are discussed.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической компетентности будущего дизайнера в системе высшей школы»

занятия лекционного блока, соответственно 35%, при общей трудоемкости дисциплины - 2 кредитных единицы.

В заключение отметим, что использование информационно-коммуникационных технологий и средств электронного обучения обеспечено специально созданным для этого ресурсом, представляющим собой полную электронную версию предлагаемого учебного курса «Зоопсихология и сравнительная психология», обогащенную дополнительными электронными и информационными возможностями [4]. Создание, непрерывное обновление, обогащение и корректировка его контента направлено на создание максимальных возможностей как для самостоятельного освоения отдельных образовательных модулей, так и всего курса в целом. Данный оригинальный продукт оптимизирует самостоятельную работу с традиционными и современными источниками информации, в том числе посредством известных систем поиска и гиперссылок. В информационном плане расширены его возможности за счет обширной базы ссылок с непосредственным выходом на сайты зоопсихологической тематики, на которых размещены учебные пособия, монографии, статьи, сайты образовательных и общественных организаций, зоопарков и др. учебные, методические, научные, информационные, популярные ресурсы.

Литература

[1]. ГагаринА.В. Зоопсихология и сравнительная психология: Бакалаврская программа. М.: РУДН, 2009. - URL: http://ag-students.narod.ru/rudn.html (дата обращения: 10.03.2013).

[2]. Гагарин А.В. Зоопсихология и сравнительная психология: Учебно-методический комплекс дисциплины. М.: РАГС при Президенте РФ, 2007.

[3]. Гагарин А.В. Зоопсихология и сравнительная психология: Учебно-методический комплекс дисциплины. М., 2012. - URL: http://ag-students.narod.ru/rags.html (дата обращения: 10.03.2013).

[4]. Гагарин А.В. Зоопсихология и сравнительная психология // Электронный информационно-образовательный портал «Ecological Anthropology: Alexander Gagarin's to students» (в открытом доступе). - URL: http://eco-anthropology.ru/zoopsihologiya-i-sravnitelnaya-psihologiya/ (дата обращения: 10.03.2013).

[5]. Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. Актуальные проблемы преподавания зоопсихологии и сравнительной психологии // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2007. №3.

[6]. Никольская А.В. Межвидовая коммуникация // Вестник ГУУ, 2011, № 8. С. 82-86.

[7]. Никольская А.В. Экопсихологическая модель межвидового взаимодействия человека с домашними животными. - URL: http://www.twirpx.com/file/685570/ (дата обращения 09.03.2013).

[8]. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004.

[9]. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 0303000 Психология (квалификация (степень) «бакалавр») от 21 декабря 2009 г., приказ N 759. - URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d 09/prm759-1.pdf (дата обращения: 10.03.2013).

Глазачева А.О., Глазачев С.Н.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Современная экологическая ситуация обусловливает необходимость включения будущих специалистов вне зависимости от их профессионального выбора в разрешение проблемных экологических ситуаций, а формирование экологически компетентной личности должно выступать одной из стратегических задач высшего образования [6].

Отличительной чертой экологической компетентности выступает ее реальное проявление в практической деятельности, в том числе профессиональной, либо в конкретной экологической ситуации. По мнению большинства исследователей, быть экологически компетентным - это экологически целесообразно действовать в любой сфере жизнедеятельности (учебной, профессиональной, здоровьесберегающей и т.д.) на основе полученных ранее

знаний и опыта [5].

С другой стороны, в большинстве исследований (прежде всего, рассматривающих проблему ключевых компетенций современного специалиста) к числу ключевых экологическая компетенция, как правило, не относится (Competency-Based Teacher Education..., 1992) [7]. Это, видимо, связано со своего рода «рудиментарностью» экологической составляющей при отборе содержания образования, хотя с точки зрения социокультурной приоритетности тех или иных видов общественной природосохранительной деятельности ее предмет, безусловно, имеет высокую значимость.

В то же время, наиболее перспективная на сегодняшний день стратегия социально-экономического развития цивилизации - концепция устойчивого развития, принятая главами 179 государств и правительств, в том числе России, отмечает безусловную необходимость изменения сознания и образа жизни людей в направлении соразмерения потребностей в пределах емкости природных экосистем.

Несомненно, что при этом экологическая компетентность может и должна рассматриваться как владение человеком экологической компетенцией на следующих уровнях:

- как ключевой компетенцией - на «глобальном» уровне (обеспечение выживания человечества в целом, становление экологической культуры и экоцентрического сознания);

- как общеобразовательной компетенцией, формирование которой необходимо как у выпускников общеобразовательных учреждений, так профессионально-образовательных (не экологического профиля) - для формирования общей экологической грамотности, экологической культуры, для изменения образа жизни с позиций экологической целесообразности и т.д.;

- как предметной компетенцией, формируемой в рамках специальных учебных курсов экологического характера - для подготовки к профессиональной деятельности в области экологии и природопользования.

Для экологической акмеологии как специальной области акмеологических исследований, занимающейся изучением экологических аспектов процесса личностно-профессионального развития человека, существенно рассмотрение экологической компетентности как одного из важнейших видов профессиональной компетентности, которая в идеале должна иметь межпрофессиональный, а возможно, надпрофессиональный характер [2, 3].

И в этом смысле экологическая компетентность может быть представлена как имманентный компонент высокого уровня профессионализма специалиста, независимо от его профессиональной ориентации, включающая знания, позволяющие судить о вопросах сферы профессиональной деятельности с учетом экологического аспекта, а также качества личности, дающие возможность специалисту осуществлять профессиональную деятельность с позиций ее экологической целесообразности (экологоориентированную профессиональную деятельность) [1].

Разделяя эти утверждения, под «экологическим дизайном (экодизайном)» мы понимаем специфический вид экологоориентированной профессиональной деятельности, направленной на освоение, сохранение и распространение экологоориентированных ценностей, выполняющей в системе формирования экологической компетентности будущего дизайнера функции: ценностного освоения и эколого-эстетического преобразования окружающего мира, организационно-коммуникативную, познавательно-когнитивную, регулятивную, защитную, воспитательную, операционально-технологическую, антиципации [4].

При этом взаимосвязь экологической компетентности (как интегративного компонента личности будущего дизайнера) и экодизайна (как специфичной профессиональной деятельности и ведущего условия формирования экологической компетентности личности) отражены также в содержании и структуре экологической компетентности, которые могут быть представлены в единстве ее интра- (внутренней) и интер- (внешней) психологической стороны; в этой связи экологическая компетентность будущего дизайнера рассмотрена:

- как результат овладения личностью будущего профессионала-дизайнера в процессе ее становления ключевыми компетенциями - общекультурной; ценностно-смысловой; компетенцией личностного самосовершенствования;

- как интегральное свойство личности будущего дизайнера, в структурно-содержательном отношении представленное мотивационно-ценностным, когнитивным, де-ятельностно-поведенческим, эмоционально-волевым, рефлексивным компонентами.

Исходя из понимания компетенции личности как совокупности взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним, и компетентности как владения, обладания человеком соответствующей компетенцией, включающего его личностное отношение к ней и предмету деятельности, можно также сформулировать следующие теоретические пози-

ции.

Экологическая компетенция - есть совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков), необходимых для осуществления различных видов практической деятельности с позиций ее экологической целесообразности, в т.ч. продуктивной при-родосохранительной деятельности.

Экологическая компетентность - это способность человека к интеграции экологических знаний, умений и навыков, способов их использования в различных видах практической деятельности, готовность человека к осуществлению природосохранительной деятельности, его опыт по сохранению окружающего природного мира и решению экологических проблем.

Экологическая компетентность как интегративная характеристика личности включает экологические знания; представления о характере и нормах взаимодействия человека с окружающей средой; представления о природе как важнейшей ценности; готовность, умение решать экологические проблемы; опыт участия в практических делах по сохранению и улучшению состояния окружающей среды; экологически значимые личностные качества (гуманность, эмпатийность, бережливость, «экологическая» ответственность за результаты деятельности).

Экологическая компетентность в структуре личности непосредственно связана с такими ее важнейшими образованиями, как экологическое сознание, экологическая культура, экологоориентированное мировоззрение.

На основе проведенных теоретических и эмпирических изысканий нами обоснованы психолого-педагогические условия и факторы формирования экологической компетентности будущих дизайнеров а также типичные затруднения, которые возникают при осуществлении данного процесса в высшей школе.

Общими психолого-педагогическими условиями формирования экологической компетентности будущих дизайнеров являются [7]:

- активное включение будущих специалистов в различные виды экологоориентиро-ванной деятельности (и при этом раскрытие и наиболее оптимальное проявление творческой природы их психики);

- создание экологоориентированной профессионально-образовательной среды, стимулирующей формирование экологической компетентности студента.

Среди важнейших факторов данного процесса определены следующие:

- специальная (психолого-педагогическая) подготовка преподавателя высшей школы к продуктивному осуществлению им экологического образования на всех этапах профессиональной подготовки студентов;

- сформированность индивидуального стиля деятельности преподавателя, его рефлексивно-аналитических умений и творческой активности в целях его инновационной подготовки;

- предупреждение элементов формализма в осуществлении экологического образования посредством предварительного психологического освоения (осмысления, рефлексии) педагогом закономерностей, важнейших условий и факторов, технологий и методов формирования экологической компетентности будущего дизайнера (определение им того, в какой степени реализация задуманных идей повлечет за собой формирование экологической компетентности студента, проявление и развитие его волевых усилий, особенностей его педагогического воплощения в формировании экологической компетентности будущих дизайнеров);

- специальное (психолого-педагогическое) сопровождение формирования экологической компетентности будущих дизайнеров, которое включает систему мероприятий, нацеленных на повышение эффективности этого процесса путем учета важнейших условий и факторов данного изучаемого процесса и включающих конструирование способов овладения операциональной стороной специфичной экологоориентированной деятельности -экодизайна, которая своим содержанием формирует мотивы развития экологической компетентности, а также комплекс мер, направленных на осознание будущим дизайнером ее личностной и социальной значимости.

Нами выделены причины затруднений, возникающих в процессе формирования экологической компетентности будущих дизайнеров. Основная причина заключается в том, что недостаточна теоретическая подготовка преподавателя, недостаточны его знания об экологической компетентности, экологоориентированных ценностях, методах их освоения, в том числе с помощью организации такой специальной экологоориентированной деятельности студентов, как экодизайн, находящийся в стадии становления.

С другой стороны, формирование экологической компетентности студентов посредством их включения в экологоориентированную деятельность в современных условиях характеризуется проявлением элементов формализма - приоритета формы перед содержанием

в определенных видах деятельности. В экологическом образовании студентов мы выделяем следующие элементы формализма: нарушение системного подхода к планированию и организации образовательного процесса, включая наблюдение, анализ и оценку его эффективности; приоритет словесных методов экологического образования («механическая» трансляция информации) над наглядными и практическими, массовых форм педагогической организации экологического образования над индивидуальным подходом, отдельных эколого-образовательных направлений над комплексным подходом (например, предметного изучения экологии как науки над экологизацией всех изучаемых дисциплин); ограничение инициативы и самостоятельности студентов со стороны преподавателя.

Сегодня большинство исследователей сходятся во мнении, что для успешного преодоления такого рода негативного явления необходимо выполнение ряда требований - социального, педагогического, психологического характера. Соответственно, для выявления последних можно определить объективные и субъективные причины возникновения рассматриваемого явления.

Изучение практики показывает, что сегодня есть ряд следующих социальных, педагогических и психологических причин возникновения элементов формализма в экологическом образовании:

• социально-экономические: - вновь нарастающая экономическая нестабильность; -отсутствие у педагогов сформированной гражданской позиции в отношении к той роли, которую играет в судьбах нашей страны, планеты, человеческой цивилизации экологическое образование вообще и экологическое самообразование в частности; - очередное падение жизненного уровня, стимулирующее потребительское отношения к природе; - кризис государственных институтов воспитания; экономическая нестабильность; - финансирование системы образования по остаточному принципу; недостаточное учебно-методическое и материально-техническое обеспечение; - отсутствие стабильной нормативно-правовой базы экологического образования; - дефицит кадров подготовленных преподавателей, несоответствие современной социально-педагогической ситуации уровня их научно-методической подготовки и низкая материальная обеспеченность; - ухудшение физического и психического здоровья студентов;

• педагогические: - ситуативность и неоднозначность педагогических воздействий; -использование директивных методов в организации и управлении экологическим образовании и словесных, «оторванных» от природы в преподавании наук о природе, обусловленное существующими концептуальными установками (цели, задачи, содержание) экологического образования; - содержание экологического образования, обусловленное программными установками, ориентированными на прагматическую ценность природы; - низкого уровня экологическая компетентность работающих педагогических кадров и в методологическом аспекте (недостаточность знания педагогами основ аксиологии, этики, философии, социологии, экологической акмеологии, психологии и педагогики); - отсутствие в целом идеала воспитания в современных условиях, единых программ по формированию личности студентов, растерянность преподавателей в изменившейся социальной среде в связи с мировоззренческим хаосом в обществе, когда необходимо использовать новые образовательные и воспитательные технологии; - неполнота и узость экологической проблематики в содержании образования, особенно рассмотрение человека как самостоятельно живущего организма в биосфере в отрыве от всего живого; организация познания окружающей среды в отрыве от нее самой - по рисункам, схемам, моделям, воображению;

• психологические и акмеологические: - отсутствие понимание педагогами значения глубинных внутренних механизмов развития личности (и как следствие - превращение студента в средство экологического образования, в средство для реализации эколого-образовательных программ); - отсутствие понимание педагогами значения психологического и акмеологического потенциала самой природы в развитии личности студентов в процессе их экологического образования; самоценности природы, необходимости ее сохранения не только ради будущих и живущих поколений, а ради ее целостности и неповторимости; -осуществление взаимодействия преподавателей и студентов с природой в процессе экологического образования, как правило в субъект-объектной логике; - формирование экологической компетентности без регулярной активной экологоориентированной деятельности студентов.

Преодоление перечисленных выше элементов формализма в образовательном процессе возможно в случае выполнения определенных условий социального, педагогического, психологического, акмеологического характера и реализации разработанной в соответствии с ними системы мер, направленных на оптимизацию деятельности вузов по экологическому образованию будущих специалистов, включающих:

- управленческий аспект, направленный на совершенствование и создание оптимальной структуры руководства специфичной экологоориентированной деятельностью

будущих дизайнеров в рамках процесса экологического образования на уровне управления образовательным учреждением, его подструктурами, организациями-партнерами и т.д.;

- содержательный аспект, направленный на повышение уровня сформированности экологического сознания студентов посредством включения их в такого рода экологоори-ентированную деятельность;

- методический аспект, направленный на совершенствование современных психолого-педагогических подходов к процессу формирования экологической компетентности будущих дизайнеров в соответствии с его структурой и спецификой в условиях специфичной экологоориентированной деятельности и ее эффективной организации.

На основе проведенных исследований представлено систематизированное описание общих и особенных характеристик экологической компетентности будущих дизайнеров в адаптации к специальности 052400 ГОС ВПО «Дизайн» по соответствующим структурным компонентам (мотивационно-ценностному, когнитивному, деятельностно-поведенческому, эмоционально-волевому, рефлексивному) с описанием их психолого-педагогического содержания, качеств, умений, уровней сформированности [7].

Эмпирически подтверждено, что внедрение специальной программы в практику обучения будущих дизайнеров обеспечивает существенное ускорение и оптимизацию процесса формирования у них экологической компетентности. Установлено, что на начальном этапе практического исследования, до непосредственного включения респондентов в освоение экспериментальной программы «Экодизайн» при относительно высокой самооценке формирования экологической компетентности студентов реальный средний уровень ее развития у будущих дизайнеров близок к недостаточному, при этом показано, что оценивая свой собственный уровень экологической компетентности достаточно высоко, будущие специалисты склонны более критично относиться к своим коллегам-студентам; показано, что эко-лого-натуралистическая эрудиция (когнитивный компонент), а также экологоориентиро-ванные умения и навыки у будущих дизайнеров формируются стихийно на основе жизненного опыта и обыденных представлений, на основе информации, полученной, прежде всего, из СМК (телевидение, радио, в малой степени Интернет), из бесед с друзьями и сокурсниками и т.п.

Доказательно представлено, что реализация специальной программы способствовала существенной динамике формирования экологической компетентности студентов, выраженной в значимых изменениях показателей уровня познавательной активности эколого-натуралистической направленности, характера экологических представлений, личностного (субъективного) отношения к природе (изменение «объектной модальности» отношения на «субъектную»), характера личных стратегий взаимодействия с природным окружением (изменение прагматической ориентации на непрагматическую), а также в целом показателей продуктивного развития экологической компетентности будущих дизайнеров, ее основных компонентов у большинства респондентов.

Выявлены ведущие психолого-педагогические условия продуктивного формирования экологической компетентности будущих специалистов: 1) активное включение их в различные варианты практического экодизайна как специфического вида экологоориентированной деятельности; 2) создание специальной экологоориентированной профессионально-образовательной среды подготовки дизайнера; важнейшие факторы продуктивного формирования экологической компетентности будущих специалистов; 3) специальная эколого-педагогическая и психолого-педагогическая подготовка преподавателя высшей школы к продуктивному формированию экологической компетентности будущих специалистов, включая сформированность индивидуального стиля его профессиональной деятельности, с одной стороны как педагога-эколога, с другой - как специалиста по экодизайну, его рефлексивно-аналитических умений и творческой активности; 4) осуществление психолого-педагогического сопровождения формирования экологической компетентности будущих дизайнеров, включающей систему мероприятий, нацеленных на повышение эффективности этого процесса путем учета и использования научно обоснованного комплекса психолого-педагогических условий и включающих конструирование способов овладения операциональной стороной экологоориентированной деятельности, которая своим содержанием формирует мотивы формирования экологической компетентности, а также комплекс мер, направленных на осознание будущим специалистом ее личностной и социальной значимости.

Литература

[1]. Анисимов О.С., Глазачев С.Н. Экологическая культура: восхождение к духу. Поиски духовно-нравственных оснований коррекции образования и культуры - М., 2005. - 186 с.

[2]. Гагарин А.В., Глазачев С.Н. Проблемно-педагогическое поле экологической акмео-логии // Вестник Международной академии наук. Русская секция, 2012. Спецвыпуск №1: Материалы 4-ой Международной научно-практической конференции «Экологическая культура в глобальном мире: модернизация российского образования в контексте международных стратегий». - С. 31-34.

[3]. Гагарин А.В., Глазачев С.Н. Экологическая акмеология: педагогическая адаптация. Учебное пособие. - М., 2012. - 240 с.

[4]. Глазачев С.Н., Глазачева А.О. Экологическая культура — метафора эпохи перемен// Вестник Международной академии наук. Русская секция, 2008. - №2. - С.24-32.

[5]. Глазачев С.Н., Вагнер И.В., ПолеваМ.П. Моделирование пространства формирования экологической культуры: теоретический аспект // ЭПНИ «Вестник Международной академии наук. Русская секция» (Электронный ресурс). - М., 2011. №1: 1 -5.- Режим доступа: http://www.heraldrsias.ru/online/2011/1/205/

[6]. Глазачев С.Н., Косоножкин В.И. Антропоэкосистемы и устойчивость биосферы // «Вестник Международной академии наук. Русская секция» (Электронный ресурс). - М., 2011. Спецвыпуск: Материалы Международной конференции «Экология человека: здоровье, культура и качество жизни», 26-27 октября 2011 г. - С.30 - 31.

[7]. Глазачева А.О., Гагарин А.В., Глазачев С.Н. Экологическая компетентность будущего специалиста в пространстве дизайн-образования: Учебное пособие. - М., 2011. - 180 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.