Научная статья на тему 'Подготовка специалиста к эффективному решению профессионально-экологических задач (психолого-акмеологическое содержание)'

Подготовка специалиста к эффективному решению профессионально-экологических задач (психолого-акмеологическое содержание) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / РЕШЕНИЕ / СПЕЦИАЛИСТ / SPECIALIST / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PSYCHO-ACMEOLOGICAL CONDITIONS / ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ECOLOGICAL CULTURE / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ECOLOGICAL COMPETENCE / PROFESSIONAL ENVIRONMENTAL CHALLENGES / ECO-ORIENTED WORLDVIEW

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеев Сергей Дмитриевич, Гагарин Александр Валерьевич

Актуализируется проблема изучения и реализации психолого-акмеологического содержания эффективного решения профессионально-экологических задач в контексте профессиональной подготовки специалиста. Определены и содержательно раскрыты ведущие психолого-акмеологические условия решения профессионально-экологических задач будущим специалистом. Эти условия отражают необходимость осмысления специалистом в процессе его профессиональной подготовки принципиальной роли мировоззрения, культуры и компетентности человека в предотвращении экологических проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF SPECIALISTS FOR THE EFFECTIVE SOLUTION OF PROFESSIONAL OBJECTIVES IN THE SPHERE OF ECOLOGY (PSYCHO-ACMEOLOGICAL CONTENT)

The authors of the article actualize the problem of the study and implementation of psychological and acmeological content of effective solutions of professional objectives in the sphere of ecology in the context of specialist training. Four leading psycho-ecological conditions of decisions and professionally ecological tasks of the future specialist are defined and meaningfully revealed. These terms reflect the need that has to be conceptualized by a specialist in the process of professional training of fundamental role of ideology, culture and competence of the person in the prevention of environmental problems.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалиста к эффективному решению профессионально-экологических задач (психолого-акмеологическое содержание)»

УДК 159.9

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА К ЭФФЕКТИВНОМУ РЕШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ (ПСИХОЛОГО-АКМЕЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ)1

Алексеев Сергей Дмитриевич, аспирант кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Гагарин Александр Валерьевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; e-mail: av.gagarin@migsu.ru

АННОТАЦИЯ

Актуализируется проблема изучения и реализации психолого-акмеологического содержания эффективного решения профессионально-экологических задач в контексте профессиональной подготовки специалиста. Определены и содержательно раскрыты ведущие психолого-акмеологические условия решения профессионально-экологических задач будущим специалистом. Эти условия отражают необходимость осмысления специалистом в процессе его профессиональной подготовки принципиальной роли мировоззрения, культуры и компетентности человека в предотвращении экологических проблем.

Ключевые слова: профессионально-экологические задачи, решение, специалист, профессиональная подготовка, психолого-акмеологические условия, экологоориентирован-ное мировоззрение, экологическая культура, экологическая компетентность.

Подготовка будущего специалиста к решению профессионально-экологических задач в условиях экологического кризиса должна быть направлена, прежде всего, на осмысление студентами роли мировоззрения, культуры и компетентности людей в предотвращении локальных и глобальных экологических проблем. Очевидно, что будущие специалисты должны обладать соответствующей мотивацией и своего рода экологическим мышлением, необходимыми для эффективного выполнения экологически целесообразной деятельности в рамках деятельности профессиональной.

Проявление того или иного уровня профессионально-экологической культуры специалиста детерминируют его деятельность в экологически проблемных ситуациях. Анализ результатов наших предшествующих работ, в том числе в сфере профессионально-экологической культуры [1; 3-13; 15-19], свидетельствует, что в основе профессионально-экологической культуры личности лежат противоположные типы экологического сознания - антропоцентрический (приоритет прагматических интересов человека в его

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект «Экология человека: фактор культуры. Развитие экологической культуры детей и молодёжи в информационном обществе» (№ 13-06-00479).

взаимодействии с природой над закономерностями её собственного развития) и экоцен-трический (приоритет экологоориентированных ценностей и смыслов). Актуальное же экологическое сознание включает в себя оба типа.

Так, в рамках профессиональной деятельности специалиста важнейшим проявлением профессионально-экологической культуры будет его психологическая, теоретическая (знаниевая) и практическая готовность к принятию экологоориентированных управленческих решений. Речь идёт о решениях, которые принимаются с позиций их экологической целесообразности и ответственного отношения к окружающей человека среде. При этом «баланс» «антропо- и экоцентрического» в актуальном экологическом сознании будет определяться соответствующей управленческой установкой специалиста, его способностью к экологосообразной деятельности в биосоциальной сфере и в различных направлениях прагматически ориентированной антропогенной активности.

В интересах устойчивого развития специалисту необходимо:

- проявлять экологическую грамотность, от которой зависят защита окружающей среды, снижение ресурсо-, материало-, энергоёмкости производства, внедрение малоотходных технологических систем и процессов, минимизация потерь продукции;

- уметь (владеть технологиями) разумно выбирать рациональные пути решения широкого спектра природоохранных задач, формирующегося во всех подсистемах топливно-энергетического и агропромышленного комплекса;

- понимать (рефлексировать) смысл современных проблем взаимодействия общества и природы и их совместного устойчивого развития, причинную обусловленность возможных негативных воздействий тех или иных производств на окружающую природную среду;

- квалифицированно оценивать характер, направленность и последствия влияния конкретной хозяйственной деятельности на природу, увязывая решение управленческих и производственных задач с соблюдением соответствующих природосохранительных требований [1; 3-13; 15-19].

В русле постановки проблемы решения будущим специалистом профессионально-экологических задач сегодня следует говорить, прежде всего, о психолого-акмеологических условиях личностно-профессионального развития специалиста, обладающего готовностью эффективно решать профессионально-экологические задачи.

На данном этапе мы выделяем четыре таких условия.

Первое заключается в необходимости развития экологоориентированной направленности личности будущего специалиста. «Вершинное» качество этой личности - мировоззрение, которое определяет её место как субъекта в развивающемся пространстве (природном и социальном) жизнедеятельности и отражает устойчивость системы взглядов и убеждений личности на природу, на взаимоотношение природы и общества, на планету как среду обитания человечества. Такая личность специалиста должна рассматриваться и как многомерная система со сложной динамической структурой, включающей важнейшие экологоориентированные достижения личности на пути её совершенствования.

Второе условие связано с развитием психологической, теоретической и практической готовности будущего специалиста ответственно относиться к окружающей среде, с его способностью пользоваться своими экологическими знаниями, представлениями и умениями в профессиональной управленческой деятельности. В данном случае речь идёт о профессионально-экологической культуре личности, в основе которой лежит соответствующий тип экологического сознания. Такого рода культура отражает психологическую, теоретическую (знаниевую) и практическую готовность будущего специалиста к решению профессионально-экологических задач с позиций их экологической целесообразности и ответственного отношения к окружающей среде. Такой специалист должен:

- разумно выбирать рациональные пути решения широкого спектра природоохранных задач, формирующегося во всех подсистемах современного народного хозяйства;

проявлять экологическую грамотность, от которой зависят защита окружающей среды, снижение ресурсо-, материало-энергоёмкости производства, внедрение малоотходных технологических систем и процессов, минимизация потерь продукции;

- понимать смысл современных проблем взаимодействия общества и природы и их совместного устойчивого развития, разбираться в причинной обусловленности возможных негативных воздействий тех или иных производств на окружающую природную среду, квалифицированно оценить характер, направленность и последствия влияния конкретной хозяйственной деятельности на природу. При этом решение управленческих и производственных задач важно увязывать с соблюдением соответствующих природо-сохранительных требований.

Третье условие личностно-профессионального развития специалиста заключается в проявлении его экологической компетентности в процессе решения профессионально-экологических задач, в том числе в ситуациях экологического риска. Без экологической компетентности специалист не сможет эффективно выполнять экологические требования к той или иной профессиональной деятельности. Экологическая компетентность специалиста представляет собой конкретно-индивидуальное проявление экологической компетенции, которая в свою очередь являет собой совокупность содержания профессиональной деятельности и требований к её реализации в рамках экологического императива. Это имманентный компонент высокого уровня профессионализма личности, независимо от его профессиональной ориентации, включающий знания, которые позволяют судить о вопросах сферы профессиональной деятельности с учётом экологического аспекта, а также качества личности, дающие возможность специалисту осуществлять профессиональную деятельность с позиций её экологической целесообразности.

Наконец, четвёртое условие личностно-профессионального развития специалиста заключается в необходимости разработки и применения соответствующих технологий и методов решения профессионально-экологических задач. В процессе разработки таких технологий и методов следует определить, какое место в нём занимают рассмотренные личностные феномены - экологоориентированное мировоззрение, экологическая культура, экологическая компетентность, и насколько реально в рамках профессиональной деятельности эти феномены воплощаются в форме проявления экологической её целесообразности. Очевидно, что разработка таких технологий и методов должна предопределить соответствующие принципы осуществления и решения профессионально-экологических задач [3; 10; 11; 12; 19].

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Гагарин А.В. Развитие экологической компетентности личности в условиях экопсихоло-гических взаимодействий будущих специалистов: теоретические аспекты и общие эмпирические исследования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2010. № 2. С. 83-89.

[2]. Гагарин А.В. Деятельность личности в информационно-образовательной среде: теоретико-методологические аспекты // Акмеология. 2012. № 3 (43). С. 31-36.

[3]. Гагарин А.В. Профессионально-экологическая культура будущего специалиста: особенности проявления и развития в условиях экологоориентированной деятельности // Акмеология. 2010. № 4. С. 28-33.

[4]. Гагарин А.В. К определению сущности понятия «природоориентированная деятельность учащихся» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2003. № 1. С. 211-223.

[5]. Гагарин А.В. Природоориентированная деятельность учащихся как ведущее условие формирования экологического сознания: Монография. - Изд. 2-е, дораб. и доп. - М., 2005.

[6]. Гагарин А.В. Природоориентированная деятельность учащихся как условие формирования экологического сознания: Дисс. ... докт. пед. наук. - М., 2004.

[7]. Гагарин А.В. Развитие экологической компетентности личности в условиях экопсихоло-гических взаимодействий будущих специалистов: теоретические аспекты и общие эмпирические исследования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология педагогика». 2010. № 2. С. 83-89.

[8]. Гагарин А.В., Глазачев С.Н. Экологическая акмеология: педагогическая адаптация: Учебное пособие. - М., 2012.

[9]. Гагарин А.В., Кузин А.А. Профессионально-экологическая культура личности: сущность, содержание, развитие: Монография. - Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013.

[10]. Гагарин А.В., Кузин А.А. Профессионально-экологическая культура личности: сущность, интегральный критерий проявления, акмеологические условия развития // Акмеология. 2012. № 1. С. 20-23

[11]. Гагарин А.В., Кучеренко В.С. Культура принятия экологоориентированных управленческих решений на различном уровне, в том числе государственном (психолого-акмеологический аспект) // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2010. № 23. С. 19-21.

[12]. Гагарин А.В., Кучеренко В.С. Психолого-акмеологические основания развития культуры принятия экологоориентированных управленческих решений государственными служащими // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Москва, РУДН, 19-20 апреля 2011 г. / Науч. ред. В.И. Казаренков: В 2 ч. Ч. II. М.: РУДН, 2011. С. 131-137.

[13]. Гагарин А.В., Новиков С.О., Астахов Д.А. Экологическая компетентность как интегральный критерий эколого-ориентированной личности (сущностно-функциональный аспект) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011. № 4. С. 5-11.

[14]. Гагарин А.В., Раицкая Л.К. Образование и развитие личности в информационно-коммуникационной деятельности // Вестник МГИМО Университета. 2013. № 2. С. 178-182.

[15]. Глазачева А.О., Глазачев С.Н. Формирование экологической компетентности будущего дизайнера в системе высшей школы // Акмеология. 2013. № 1. С. 93-98.

[16]. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Теоретические и эмпирические аспекты формирования экологического сознания в природоориентированной деятельности учащихся // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2004. № 2. С. 82-102.

[17]. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение и его формирование в деятельности учащихся // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2006. № 2. С. 59-68.

[18]. Ковалёв В.В. Акмеологическая система развития наблюдательности студентов-психологов // Акмеология. 2011. № 1 (37). С. 32-39.

[19]. Кузин А.А. Развитие профессионально-экологической культуры будущих сотрудников полиции: Дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2013.

PREPARATION OF SPECIALISTS FOR THE EFFECTIVE SOLUTION OF PROFESSIONAL OBJECTIVES IN THE SPHERE OF ECOLOGY (PSYCHO-ACMEOLOGICAL CONTENT)

Sergey D. Alekseev, post graduate student ofthe Department ofAcmeology and Psychology of Professional Activity of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Alexander V. Gagarin, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; e-mail: av.gagarin@migsu.ru

ABSTRACT

The authors of the article actualize the problem of the study and implementation of psychological and acmeological content of effective solutions of professional objectives in the sphere of ecology in the context of specialist training. Four leading psycho-ecological conditions of decisions and professionally ecological tasks of the future specialist are defined and meaningfully revealed. These terms reflect the need that has to be conceptualized by a specialist in the process of professional training of fundamental role of ideology, culture and competence of the person in the prevention of environmental problems. Keywords: professional environmental challenges, specialist, professional training, psycho-acmeological conditions, eco-oriented worldview, ecological culture, ecological competence.

REFERENCES

[1]. Gagarin A. V. Razvitie j ekologicheskoj kompetentno sti lichno sti v uslo vij ah j ekop sihologicheskih vzaimodejstvij budushhih specialistov: teoreticheskie aspekty i obshhie jempiricheskie issledovanija // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Psihologija i pedagogika. 2010. № 2. S. 83-89.

[2]. Gagarin A.V. Dejatel'nost' lichnosti v informacionno-obrazovatel'noj srede: teoretiko-metodologicheskie aspekty // Akmeologija. № 3. 2012. S. 31-35.

[3]. Gagarin A.V. Professional'no-jekologicheskaja kul'tura budushhego specialista: osobennosti projavlenija i razvitija v uslovijah jekologoorientirovannoj dejatel'nosti // Akmeologija. 2010. № 4. S. 28-33.

[4]. Gagarin A.V. K opredeleniju sushhnosti ponjatija «prirodoorientirovannaja dejatel'nost' uchashhihsja» // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Psihologija i pedagogika. 2003. № 1. S. 211-223.

[5]. Gagarin A.V. Prirodoorientirovannaja dejatel'nost' uchashhihsja kak vedushhee uslovie formirovanija jekologicheskogo soznanija: Monografija. 2 izd., dorab. i dopoln. M., 2005.

[6]. Gagarin A.V. Prirodoorientirovannaja dejatel'nost' uchashhihsja kak uslovie formirovanija jekologicheskogo soznanija: Dissertacija na soiskanie uchjonoj stepeni doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2004.

[7]. Gagarin A. V. Razvitiejekologicheskoj kompetentno sti lichnosti v uslovijahjekopsihologicheskih vzaimodejstvij budushhih specialistov: teoreticheskie aspekty i obshhie jempiricheskie issledovanija // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija «Psihologija pedagogika». 2010. № 2. S. 83-89.

[8]. Gagarin A.V., Glazachev S.N. Jekologicheskaja akmeologija: pedagogicheskaja adaptacija // Uchebnoe posobie. M., 2012.

[9]. Gagarin A.V., Kuzin A.A. Professional'no-jekologicheskaja kul'tura lichnosti: sushhnost', soderzhanie, razvitie: Monografija. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013.

[10]. Gagarin A.V., Kuzin A.A. Professional'no-jekologicheskaja kul'tura lichnosti: sushhnost', integral'nyj kriterij projavlenija, akmeologicheskie uslovija razvitija // Akmeologija. 2012. № 1. S. 20-23.

[11]. Gagarin A.V., Kucherenko V.S. Kul'tura prinjatija jekologoorientirovannyh upravlencheskih reshenij na razlichnom urovne, v tom chisle gosudarstvennom (psihologo-akmeologicheskij aspekt) // Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravlenija). 2010. № 23. S. 19-21.

[12]. Gagarin A.V., Kucherenko V.S. Psihologo-akmeologicheskie osnovanija razvitija kul'tury prinjatija jekologoorientirovannyh upravlencheskih reshenij gosudarstvennymi sluzhashhimi // Vysshaja shkola: opyt, problemy, perspektivy: Materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, RUDN, 19-20 aprelja 2011 g. / Nauch. red. V.I. Kazarenkov: V 2 ch. - Ch. II. M.: RUDN, 2011. S. 131-137.

[13]. Gagarin A.V., Novikov S.O., Astahov D.A. Jekologicheskaja kompetentnost' kak integral'nyj kriterij jekologo-orientirovannoj lichnosti (sushhnostno-funkcional'nyj aspekt) // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Psihologija i pedagogika. 2011. № 4. S. 5-11.

[14]. Gagarin A.V., Raickaja L.K. Obrazovanie i razvitie lichnosti v informacionno-kommunikacionnoj dejatel'nosti // Vestnik MGIMO Universiteta. 2013. № 2. S. 178-182.

[15]. Glazacheva A.O., Glazachev S.N. Formirovanie jekologicheskoj kompetentnosti budushhego dizajnera v sisteme vysshej shkoly//Akmeologija. 2013. № 1. S. 93-98.

[16]. Ivashhenko A.V., Panov V.I., Gagarin A.V. Teoreticheskie i jempiricheskie aspekty formirovanija jekologicheskogo soznanija v prirodoorientirovannoj dejatel'nosti uchashhihsja // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Psihologija i pedagogika. 2004. № 2. S. 82-102.

[17]. Ivashhenko A.V., Panov V.I., Gagarin A.V. Jekologo-orientirovannoe mirovozzrenie i ego formirovanie v dejatel'nosti uchashhihsja // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: «Psihologija i pedagogika». 2006. № 2. S. 59-68.

[18]. Kovalev V.V. Akmeologicheskaja sistema razvitija nabljudatel'nosti studentov-psihologov // Akmeologija. 2011. № 1 (37). S. 32-39.

[19]. Kuzin A.A. Razvitie professional'no-jekologicheskoj kul'tury budushhih sotrudnikov policii: Dissertacija na soiskanie uchjonoj stepeni kandidata psihologicheskih nauk. M., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.