Педагогические технологии экологического образования
А.В. Гагарин
Реализация экологической составляющей подготовки психолога на примере интерактивного образовательного модуля «Психология межвидового взаимодействия»1
На примере образовательного модуля «Психология межвидового взаимодействия» в учебном курсе «Зоопсихология и сравнительная психология» показана возможность реализации экологической составляющей профессиональной подготовки психолога. Показано, что данная составляющая может быть реализована, прежде всего, при изучении психологических аспектов взаимодействия человека и животных, а также в условиях непосредственного включения студентов в реальные активные взаимодействия в системе «Человек - Природа», в ту или иную учебно-практическую деятельность с выполнением соответствующих самостоятельных творческих, эмоционально окрашенных заданий, направленных на формирование как общих профессиональных, так и экологических компетенций будущих психологов. В статье предлагается соответствующий дидактический и методический материал, в известной мере отражающий целесодержательные, организационные, технологические, информационные аспекты рассматриваемого образовательного модуля. Материал может быть полезен для преподавателей высшей школы, а также для студентов, обучающихся по психологическим и педагогическим направлениям профессиональной подготовки.
1 Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ «Экология человека: фактор культуры. Развитие экологической культуры детей и молодежи в информационном обществе» №13-06-00479 8130600004794, 2013-2015 гг.
Ключевые слова: подготовка психолога, экологическая составляющая, экологическая психология, экологические компетенции, учебная дисциплина «зоопсихология и сравнительная психология», образовательный модуль «Психология межвидового взаимодействия».
В последние годы в рамках экопсихологического подхода к развитию |
психики начинают говорить о необходимости смещения изучения чело- о
века и природы с антропоцентрической оси на природоцентрическую [13-15]. Сегодняшние проблемы человеческого общества диктуют необходимость осознания человеком своего единства с природой вообще, и с животными, - в частности, с целью выживания в условиях глобальных экологических проблем, связанных с нарушением равновесия во взаимоотношениях человека и природы [6-8; 12], немаловажное значение в котором имеют соответствующие межвидовые взаимодействия человека и различных групп животных.
При этом психологическое взаимодействие человека и животных практически не изучено. Предметом исследований выступают психические особенности животных или психологические особенности человека, воздействующего на животного, например, при дрессировке животных, либо принимающего воздействие от животного, например, при анимало-терапии [12; 14].
Тем не менее, в практическом плане актуальность выявления психологических факторов, детерминант и условий межвидового взаимодействия человека и животных как компонентов единой экологической среды, априори включенных в те или иные виды экопсихологических взаимодействий, очевидна [13-15].
С другой стороны, актуальна и важна разработка различных моделей взаимодействия человека с животными, данные которых можно использовать в практической деятельности психолога, например, в рамках ани-малотерапии. Наконец, при изучении проблемы взаимодействия человека и животных, а также непосредственное включение при этом субъектов образовательного процесса в такого рода взаимодействие при выполнении тех или иных учебно-практических заданий должно способствовать эффективному развитию экологических компетенций будущих психологов [1, 3, 4, 9-12].
В связи со сказанным в процессе апробации оригинальной версии курса «Зоопсихология и сравнительная психология», адресованной будущим психологам (бакалаврам психологии) [2; 5], нами подготовлен, дидактически проработан и в текущем учебном году успешно реализован в рам-
51
технологии
Педагогические технологии экологического образования
ках указанного курса учебный модуль «Психология межвидового взаимодействия».
Следует отметить, что в рамках опытной работы проблематика межвидового взаимодействия стала центральным «идейным» звеном в реализации содержания дисциплины, что тематически было отражено, прежде всего, в программе лекционных и семинарских занятий, аудиторных практикумов, домашних экспериментальных заданий, итоговой индивидуальной письменной работы.
В предлагаемом ниже материале приводится вариант дидактической адаптации указанной темы в содержание и организационную структуру курса.
Многолетний опыт его реализации показал, что в условиях непрерывного реформирования системы высшего образования дидактически корректной формой организации учебного процесса (в плане определения оптимальной последовательности различных форм учебной деятельности, является 6-часовая «триада» - три 2-часовых занятия, объединенных единой тематикой образовательного модуля. Например: вводная лекция -2 часа; семинар - 2 часа, аудиторно-практическое занятие - 2 часа.
Данная организационная форма оправдала себя как в условиях временных ограничений, когда требуется оптимизация учебной нагрузки (вечернее отделение, группы выходного дня и т.п.), так и в большой мере в условиях учебного процесса на очном отделении.
три спаренных занятия, соответствующих конкретному образовательному модулю, позволяют студенту осваивать курс на повышенном уровне погружения в проблему и его рефлексии, а преподавателю эффективно выстроить формальную и содержательную логику реализации дисциплины, не говоря о других преимуществах, касающихся организационных моментов.
В структурном отношении модуль представлен вводными лекциями с преимущественно интерактивными элементами педагогического взаимодействия; традиционными и инновационными формами занятий с применением рефлексивных и активных развивающих методов; самостоятельной внеаудиторной познавательной и исследовательской деятельностью студентов; интерактивной текущей аттестации в рамках совместного освоения одного из элементов профессиональной деятельности будущего психолога («профессиональная рефлексия»); интерактивной текущей аттестацией по теме образовательного модуля в рамках образовательной рефлексии научного и прикладного содержания дисциплины [2; 5; 6].
Предлагаемый образовательный модуль в содержательном плане включает в себя вопросы психологии межвидового взаимодействия (система «Человек - Животное»): эволюционно-исторические, эколого-средовое
(энвайронментальные), эколого-психологические и природо-(анимало-) терапевтические, психолого-педагогические, а также прикладные.
В организационном плане в модуль включены следующие технологические формы:
- лекция «Психология межвидового взаимодействия (система «Человек - Животное»); |
- организационно-деятельностная игра «Взаимовыгодное межвидовое о взаимодействие человека и животных: эволюционно-исторические предпосылки и психологические причины»;
- домашняя работа по наблюдению за особенностями взаимовыгодного взаимодействия человека и домашнего животного;
- обсуждение ее результатов;
- выполнение и защита индивидуальной письменной работы.
В начале изучения темы студентам предлагаются следующие задания для самоподготовки.
К лекции. Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов: понятие о межвидовом взаимодействии в системе «Человек - Животное»; понятие об истории содержания человеком домашних животных; психологические причины активного взаимодействия человека с животными (на конкретных примерах); психологические функции взаимодействия человека с животными.
К организационно-деятельностной игре. Выполните домашнюю работу по наблюдению за особенностями взаимовыгодного межвидового взаимодействия человека и животного. Используйте предложенную в соответствующем разделе схему выполнения задания. Подготовьтесь к устному обсуждению полученных результатов в форме организационнодеятельностной игры.
К итоговой аттестации. Опишите личный опыт взаимовыгодного межвидового взаимодействия человека и животного в рамках написания индивидуальной письменной работы. Оформите работу согласно приведенным ниже методическим указаниям. Подготовьтесь к ее устной защите и мультимедиапрезентации в рамках 10-15-минутной устной защиты аттестационного проекта на заключительном аудиторном занятии.
В план лекции-беседы «Психология межвидового взаимодействия (система «Человек - Животное») были включены следующие вопросы.
1. Краткая история содержания человеком домашних животных человеком.
2. Психологические причины содержания человеком домашних животных.
3. Реальные примеры, иллюстрирующие основные психологические причины привязанности человека к домашним животным.
53
технологии
Педагогические технологии экологического образования
4. Психологические функции взаимодействия человека с животными.
К лекции-беседе предлагается комплект дидактических материалов.
Тексты для самостоятельной подготовки: 1) краткая история содержания человеком домашних животных человеком; 2) психологические причины содержания человеком домашних животных; 3) реальные примеры, иллюстрирующие основные психологические причины привязанности человека к домашним животным; 4) психологические функции взаимодействия человека с животными.
Центральным, системным технологическим компонентом в изучении темы «Психология межвидового взаимодействия» выступает домашняя экспериментальная работа. Студентам предлагается следующее задание (работа в группах по 3-4 человека).
1. Осуществите наблюдение за реальным взаимовыгодного взаимодействия человека и домашнего животного, предлагаемые возможные варианты которого приведены ниже.
2. Напишите эссе по выбранной Вами проблематике (варианту) взаимовыгодного взаимодействия человека и животного, в котором отметьте особенности его проявления в поведении человека и животного, психологические причины порождения, выполняемые психологические функции в жизнедеятельности его субъектов, Ваше эмоционально окрашенное отношение к данному феномену.
3. Подготовьте мультимедиапрезентацию (от 7 до 10 слайдов с фотографиями, 2-3-минутными роликами, рисунками, пояснениями и т.д.), иллюстрирующую изученный Вами вариант взаимовыгодного взаимодействия человека и домашнего животного.
4. Подготовьтесь к устному обсуждению с использованием мультимедиапрезентации полученных результатов в процессе участия в организационно-деятельностной игре «Взаимовыгодное межвидовое взаимодействие человека и животных: эволюционно-исторические предпосылки и психологические причины».
5. Используйте эссе и мультимедиапрезентацию также при подготовке индивидуальной письменной работы и в процессе защиты аттестационного проекта.
Предлагаются возможные варианты взаимовыгодного взаимодействия человека и животного для выполнения домашней экспериментальной работы.
Вариант 1. Домашнее животное как «Социальный коммуникатор». Возможное проблемное поле презентации: домашнее животное как «лучший друг» человека; как любимое существо; как источник опыта общения; как средство компенсации нехватки общения; как средство социаль-
ной реабилитации человека, попавшего в трудное положение (потеря родителей, «выпадение» из привычного социума, травмы, потеря трудоспособности и т.п.) или экстремальную жизненную ситуацию (крупные аварии, катастрофы, резкие изменения климата, жизненной среды обитания, вооруженные конфликты и т.п.).
Вариант 2. Домашнее животное как «Учитель» и «Воспитатель». |
Возможное проблемное поле презентации: взаимодействие с домашним и животным как катализатор и средство самообразования и самовоспитания, как мотиватор познавательной (в т.ч. учебной, исследовательской) деятельности человека, как фактор формирования и развития личности человека в целом (например, болезнь питомца как фактор нравственного развития и самовоспитания, формирования опыта поиска выхода из трудной ситуации и т.п.).
Вариант 3. Домашнее животное как «Стабилизатор» психологического климата в семье. Возможное проблемное поле презентации: система «Дети - Родители»: сравнение психологического климата семьи, где есть какое-либо животное (собака, кошка, хомяк, попугай и т.д.), и семьи, где животного нет; зависимость «благоприятности/неблагоприятности» семейной обстановки от наличия домашнего животного; изменение проблемной ситуации в семье с появлением в доме питомца; домашнее животное как компенсатор детской гиперактивности; животное как фактор улучшения взаимопонимания между поколениями.
Вариант 4. Домашнее животное как «Катализатор» комфортных взаимоотношений и средство профилактики конфликтов в семье. Возможное проблемное поле презентации: система «Супруг - Супруг»: сравнение уровня конфликтности в семьях, где есть животное и где его нет; формы взаимодействия человека с домашним животным в профилактике семейных конфликтов (общение, игра, «беседа» и т.п.); питомец как фактор преодоления ситуации разобщения в семье и т.п.
Вариант 5. Домашнее животное как «Анималотерапевт». Возможное проблемное поле презентации: взаимодействие человека с домашним животным в профилактике психологических (детская и подростковая агрессия, потеря жизненных ориентиров, асоциальное поведение); нервнопсихических (раздражительность, агрессивность, гиперактивность, дислексия) и психических расстройств (аутизм, психопатия, шизофрения).
Вариант 6. Домашнее животное как «Анималотерапевт». Возможное проблемное поле презентации: взаимодействие человека с домашним животным в профилактике психофизиологических расстройств (стресс, эмоциональное перенапряжение, аффект, повышенное артериальное давление, нарушение сна, склероз и т.д.) и соматических медицинских рас-
55
технологии
Педагогические технологии экологического образования
стройств (ДЦП, ухудшение и потеря зрения, потеря двигательной активности, онкологические заболевания у детей).
Организационно-деятельностная игра «Взаимовыгодное межвидовое взаимодействие человека и животных: эволюционно-исторические предпосылки и психологические причины» проводится в группах, сформированных в процессе изучения реального случая взаимовыгодного взаимодействия человека и домашнего животного. Задание: сделайте презентацию полученных в результате выполнения домашней экспериментальной работы материалов (устное выступление с мультимедиасопровождением до 7 минут на каждую группу).
Основной этап игры. Работа в двух группах; в каждой группе определяется координатор-эксперт, который в процессе игры будет оценивать правильность ответов, а также работу ведущего.
Задание для 1-й группы. Ознакомьтесь с содержанием текстов 1 «Краткая история содержания человеком домашних животных» и 4 «Реальные примеры, иллюстрирующие основные психологические аспекты взаимодействия человека и домашних животных» в комплекте материалов к лекции «Психология межвидового взаимодействия (система “Человек -Животное”)».
Подготовьте максимально возможное количество вопросов, которые будут заданы участникам 2-й группы в ходе коллективной рефлексии проблемы.
Задание для 2-й группы. ознакомьтесь с содержанием текста 4 «Реальные примеры, иллюстрирующие основные психологические аспекты взаимодействия человека и домашних животных» в комплекте материалов к лекции «Психология межвидового взаимодействия (система “Человек -Животное”)».
Подготовьте максимально возможное количество заведомо неверных утверждений по содержания прочитанного текста, которые будут предложены 1-й группе для исправления в ходе коллективной рефлексии проблемы.
Через 45 мин. проведите устное обсуждение результатов работы с текстом. По очереди (по группам) называйте подготовленные вопросы и неверные утверждения, отвечайте на поставленный вопрос либо исправляйте неверное утверждение.
Заключительный этап игры. В заключении подводится итог координа-торами-экспертами от групп и ведущим.
Итоговым заданием в реализации модуля является выполнение индивидуальной письменной работы согласно приведенному ниже алгоритму.
1. Проанализируйте текстовый материал к лекции «Психология межвидового взаимодействия (система “Человек - Животное”)». Обратите внимание на приведенные в данных материалах реальные примеры, раскрывающие возможные психологические причины активного взаимодействия человека с животными.
2. Рассмотрите представленные в данном материале важнейшие функ- |
ции взаимодействия человека с природными объектами. Перечислите и и
опишите важнейшие психологические функции взаимодействия человека
с животными.
3. Проработайте статью психолога В.А. Ясвина «Межвидовая коммуникация Homo Sapiens как предпосылка формирования субъективных отношений к различным животным», используя рекомендуемые источники информации (список рекомендуемых источников информации см. ниже). обсудите результаты письменно при помощи алгоритма работы с текстом [5].
4. Из собственного жизненного опыта, из материалов средств массовой информации (пресса, телевидение, радио, интернет) постарайтесь вспомнить конкретные реальные примеры взаимовыгодного взаимодействия человека и животных. Опишите несколько (3-5) реальных примеров взаимовыгодного взаимодействия человека и животных.
5. Используя письменные материалы, полученные в результате выполнения предыдущих пунктов (1-4), а также текст эссе домашней экспериментальной работы по наблюдению за реальным случаем взаимовыгодного взаимодействия человека и животного, скомпилируйте текст индивидуальной письменной работы на тему «Психология межвидового взаимодействия человека и животных» по следующему плану:
- вводная часть - актуальность и важность изучения проблемы межвидового взаимодействия человека и животных;
- основная часть - 1) психологические причины «привязанности» человека к животным на протяжении истории его эволюционно-исторического развития; 2) межвидовое взаимодействие в системе «человек -Животное»: сущность, адаптационное значение, типы и их психологические функции; 3) понятие о взаимовыгодном взаимодействии человека и животных, конкретный пример такого взаимодействия в системе «человек - Животное»; 4) мой личный опыт взаимодействия с животными, его конкретные примеры, значение в моей жизни;
- заключительная часть - совместное развитие и взаимовыгодное взаимодействие человека и животных как условие сохранения нашей цивилизации на планете Земля.
57
технологии
Педагогические технологии экологического образования
6. Оформите индивидуальную письменную работу в печатном виде согласно методическим рекомендациям студенту, приведенным в разделе «Дидактика курса», включив ее в аттестационный проект (необходимое условие допуска к итоговой аттестации).
7. Используя письменные и мультимедиа материалы домашней экспериментальной работы по наблюдению за реальным случаем взаимовыгодного взаимодействия человека и животного, а также текст индивидуальной письменной работы, подготовьте презентацию ее результатов в рамках защиты аттестационного проекта на заключительном занятии по курсу «Зоопсихология и сравнительная психология».
В заключение отметим, что в качестве информационной базы для выполнения предлагаемых заданий модуля студентами активно используется специально созданный нами для этого ресурс, представляющий собой полную электронную версию предлагаемого учебного курса «Зоопсихология и сравнительная психология», обогащенную дополнительными электронными и информационными возможностями [4]. Создание, непрерывное обновление, обогащение и корректировка его контента направлено на создание максимальных возможностей как для самостоятельного освоения отдельных образовательных модулей, так и всего курса в целом. Данный оригинальный продукт оптимизирует самостоятельную работу с традиционными и современными источниками информации, в том числе посредством известных систем поиска и гиперссылок. В информационном плане его возможности расширены за счет обширной базы ссылок с непосредственным выходом на сайты зоопсихологической тематики, на которых размещены учебные пособия, монографии, статьи, сайты образовательных и общественных организаций, зоопарков и др. учебные, методические, научные, информационные, популярные ресурсы.
На портале «Есо-ШЪ» [16] размещены информационные, учебные, методические, научно-популярные электронные материалы и ресурсы для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей по эколо-го-психологической, эколого-педагогической, эколого-акмеологической проблематике. Портал включает динамическое содержание (видеоролики и сюжеты). Дается информация о каждом научном направлении, о персоналиях, ссылки на электронные варианты книг, статей и др. публикаций, другие важные ссылки по тематике. Приводятся сведения о ведущих исследователях в данной сфере, их научно-педагогическом статусе, направлениях научно-педагогической и общественной деятельности, интересах и хобби, контакты для взаимодействия. В специальном разделе очерчены границы проблемного поля аспирантских и докторских иссле-
дований, приводятся ключевые публикации, информация о выполненных по данной проблематике грантах и проектах. На сайте в открытом доступе размещена авторефераты защищенных и планируемых к защите диссертаций соискателей, работающих в рамках данной проблематики. на портале имеются все возможности для электронного общения (форумы, блоги, контактные формы и т.д.). |
Использование информационно-коммуникационных технологий и средств электронного обучения в курсе «Зоопсихология и сравнительная психология» также обеспечено специально созданным для этого ресурсом «Ecological Anthropology: Alexander Gagarin’s to students» [17], где предлагается полная электронная версия учебного курса, обогащенная дополнительными электронными и информационными возможностями.
В целом, создание, непрерывное обновление, обогащение и корректировка контента указанных интернет-порталов направлено на использование максимальных возможностей как для самостоятельного освоения отдельных образовательных модулей, так и курса в целом.
Данные оригинальные продукты оптимизирует самостоятельную работу с традиционными и современными источниками информации, в том числе посредством известных систем поиска и гиперссылок.
В информационном плане расширены возможности за счет обширной базы ссылок с непосредственным выходом на сайты зоопсихологиче-ской тематики, на которых размещены учебные пособия, монографии, статьи, сайты образовательных и общественных организаций, зоопарков и др. учебные, методические, научные, информационные, популярные ресурсы.
Библиографический список
1. Гагарин А.В. Развитие экологической компетентности личности в условиях экопсихологических взаимодействий будущих специалистов: теоретические аспекты и общие эмпирические исследования // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Психология и педагогика». 2010. № 2. С. 83-89.
2. Гагарин А.В. Зоопсихология и сравнительная психология. Курс лекций, дидактические и учебно-методические материалы, рабочая тетрадь: Учеб. пособие. М., 2013.
3. Гагарин А.В. К определению сущности понятия «природоориентированная деятельность учащихся» // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Психология и педагогика». 2003. № 1. С. 211-223.
4. Г агарин А.В. Природоориентированная деятельность учащихся как условие формирования экологического сознания: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2004.
59
технологии
педагогические технологии экологического образования
5. Гагарин А.В. Формирование личностно-профессиональных компетенций будущего психолога в курсе зоопсихологии и сравнительной психологии // Акмеология. 2013. № 1. С. 85-93.
6. Гагарин А.В., Глазачев С.Н. Экологическая акмеология: педагогическая адаптация: Учеб. пособие. М., 2012.
7. Глазачев С.Н. Наука в гуманитарном университете: становление традиции // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2008. № 1. С. 22-29.
8. Глазачев С.Н, Гагарин А.В. Экологическая культура специалиста-управлен-ца: акмеологический аспект // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2012. № 3. С. 87-90.
9. Глазачева А.О., Глазачев С.Н. Формирование экологической компетентности будущего дизайнера в системе высшей школы // Акмеология. 2013. № 1. С. 93-98.
10. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Теоретические и эмпирические аспекты формирования экологического сознания учащихся в природоориентированной деятельности // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Психология и педагогика». 2004. № 2. С. 82-102.
11. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение и его формирование в деятельности учащихся // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Психология и педагогика». 2006. № 2 (4). С. 59-68.
12. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение личности: Монография. М., 2008.
13. Никольская А.В. Межвидовая коммуникация // Вестник ГУУ. 2011. № 8. С. 82-86.
14. Никольская А.В. Экопсихологическая модель межвидового взаимодействия человека с домашними животными. URL: http://www.twirpx.com/file/685570/ (дата обращения 09.03.2013).
15. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.. 2004.
16. Eco-Info: Экологическая психология, педагогика, акмеология в России. Информационно-образовательный портал. URL: http://ecopsy.info (дата обращения: 25.05.2013).
17. Ecological Anthropology: Alexander Gagarin’s to students. Информационнообразовательный портал. URL: http://eco-anthropology.ru/zoopsihologiya-i-sravnitelnaya-psihologiya/ (дата обращения: 10.03.2013).