Научная статья на тему 'Модернизация профессиональной деятельности преподавателя экологических дисциплин в контексте формирования его социокультурной компетентности'

Модернизация профессиональной деятельности преподавателя экологических дисциплин в контексте формирования его социокультурной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОСТЬ / MODERNIZATION / PROFESSIONAL ACTIVITY / LECTURER OF ECOLOGICAL DISCIPLINES / PROFESSIONAL COMPETENCE / SOCIALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Храпаль Лариса Робертовна

В статье рассматривается один из аспектов модернизации высшего профессионального экологического образования модернизация профессиональной деятельности преподавателя экологических дисциплин, ключевым компонентом которой является его социокультурная компетентность. В исследовании дан анализ профессиональной компетентности специалиста и сущностных характеристик социальности, охарактеризованы признаки социального аспекта; дано понятие экологической культуры и основные подходы социокультурной компетентности преподавателя экологических дисциплин; рассмотрены функции совершенствования системы высшего профессионального экологического образования и модели оценки эффективности деятельности преподавателя экологических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Храпаль Лариса Робертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of professional work of a teacher of ecological disciplines in the context of its formation of socio-cultural competence

In the article one of the aspects of modernization of the higher professional ecological education modernization of professional work of a teacher of ecological disciplines which key component is its socio-cultural competence, is considered. In the research the analysis of professional competence of a specialist and intrinsic characteristics of sociality is given, signs of social aspect are characterized; the concept and the basic approaches of socio-cultural competence of a teacher of ecological disciplines are given; functions of perfection of the system of the higher professional ecological education and model of an estimation of efficiency of activity of a teacher of ecological disciplines are considered.

Текст научной работы на тему «Модернизация профессиональной деятельности преподавателя экологических дисциплин в контексте формирования его социокультурной компетентности»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 377:378:373.3/5

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

© Л.Р. Храпаль

В статье рассматривается один из аспектов модернизации высшего профессионального экологического образования - модернизация профессиональной деятельности преподавателя экологических дисциплин, ключевым компонентом которой является его социокультурная компетентность. В исследовании дан анализ профессиональной компетентности специалиста и сущностных характеристик социальности, охарактеризованы признаки социального аспекта; дано понятие экологической культуры и основные подходы социокультурной компетентности преподавателя экологических дисциплин; рассмотрены функции совершенствования системы высшего профессионального экологического образования и модели оценки эффективности деятельности преподавателя экологических дисциплин.

Ключевые слова: модернизация; профессиональная деятельность; преподаватель экологических дисциплин; профессиональная компетентность; социальность.

Согласно Экологической доктрине России и Концепции модернизации российского образования приоритетом отечественной образовательной системы становится формирование целостного мировоззрения и экологической культуры личности и общества, в рамках которых педагогу отводится принципиально значимая роль. Можно говорить о том, что в условиях высокой социокультурной динамики складывается новый функциональный образ педагога. Необходимость модернизации высшего профессионального образования с учетом изменившегося социального заказа обусловила создание многоуровневых, вариативных образовательных систем и разветвленной сети учебных заведений, каждое из которых отличается самобытностью выстроенной концепции и программы развития, оригинальностью постановки экспериментальной работы, авторскими особенностями, в совокупности образующими неповторимую образовательную картину российского образования и его региональных компонентов.

Модернизация высшего профессионального экологического образования должна осуществляться не только за счет заимствования лучших достижений отечественной и зарубежной практики экологического обра-

зования, но и через полноценное и эффективное использование имеющихся интеллектуальных ресурсов, перспективных теоретических и опытно-экспериментальных наработок, имеющихся в образовательной системе региона и базирующихся на государственной поддержке, на основательной законотворческой и нормотворческой основе.

Проведенный анализ ситуации развития экологического образования и его составляющих - высшего профессионального экологического образования, системы подготовки специалистов в учреждениях высшего профессионального образования на основе фактических материалов и большого объема теоретических исследований - наглядно свидетельствует о трудном и противоречивом пути, на котором находится высшая профессиональная школа, о том, что за короткий период своего становления и развития в последнее десятилетие высшая профессиональная школа определяет магистральные направления своего развития. В ходе исследования удалось определить проблемные зоны в развитии высшего профессионального экологического образования и его составляющей - системы подготовки преподавателя экологических дисциплин, а также необхо-

димости создания условий формирования его социокультурной компетентности.

Проблема модернизации профессиональной деятельности преподавателя экологических дисциплин в контексте формирования его социокультурной компетентности многоаспектна и требует разносторонних глубоких научных исследований.

Профессиональная компетентность специалиста отражает его информированность о целях, сущности, структуре, средствах, способах, особенностях профессиональной деятельности (знания); владение технологией этой деятельности (умения и навыки); индивидуально-психологические качества специалиста, которые обеспечивают понимание важности профессиональной деятельности и стремление к совершенствованию (профессиональная направленность); ориентацию на человека как главную ценность (гуманизм); способность к нестандартному, творческому решению профессиональных задач, возникающих в процессе выполнения своих обязанностей [1, 2].

Анализ эколого-профессиональной компетентности преподавателя экологических дисциплин позволяет выделить ряд его характеристик, взаимосвязанных между собой:

- мотивационная, определяемая совокупностью мотивов, адекватных экологопрофессиональной деятельности;

- когнитивная, выражающаяся совокупностью экологических знаний, необходимых для эколого-профессиональной деятельности;

- операционная, включающая совокупность умений и навыков практического решения экологических задач в профессиональной деятельности;

- рефлексивная, позволяющая оценивать и корректировать эколого-профессио-нальную деятельность,

- эколого-социальная, как способность взаимодействовать с другими людьми в эко-лого-профессиональной деятельности.

В профессиональной компетентности преподавателя экологических дисциплин необходимо выделить еще один вид - социокультурную компетентность как интегрирующий компонент экологической культуры (для построения образовательного процесса с учетом социокультурного наследия, норм экологических ценностей, доминирования

культурно значимого взаимодействия между субъектами системы экологического образования) и социальности (как процесса вхождения субъекта в социальную среду, овладения навыками практической и теоретической деятельности и преобразования реально существующих отношений в качества личности).

В изученной нами литературе не проводилось специальных исследований социокультурной компетентности преподавателя экологических дисциплин. Проведенный теоретический анализ позволяет рассмотреть социальную и культурологическую составляющие социокультурной компетентности. Понятие «социальность» ряд авторов (В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, М. А. Галагузова, Р. А. Лит-вак, Б.Т. Лисовский, В.А. Никитин и др.) рассматривают как интегрированный результат социализации, т. е. как способность человека взаимодействовать с социальным миром и другими людьми.

Социальность выражает единство личного и коллективного, общественного и индивидуального, важным компонентом которого является субъективность, понимаемая как способность человека быть источником собственной активности и творческого отношения к деятельности [3].

Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, включающая систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей природной средой, преемственно формируемая в общественном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующая здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека [4].

В психолого-педагогических и социологических исследованиях принято считать, что социальности свойственно три уровня собственного развития: идентификация (уровень социализации, результатом которой является включенность индивида или социальной группы в систему общественных отношений, осознание ими принадлежности к той или иной общности, социальной направленности, своего статуса, социального поведения), индивидуализация (воплощение собст-

венных способностей, социальных интересов и реализация целей) и персонализация (уровень превращения индивида в личность, группы людей - в коллектив, обладающий развитыми уровнями самоопределения и самореализации).

Исходя из сущностных характеристик социальности (М.А. Емельянова, О.Л. Карпова, А.В. Мудрик, С.В. Сальцева и др.), мы выделяем социальные качества личности преподавателя экологических дисциплин, интегрирующие социальные знания (знания об обществе, общественных отношениях, социальных ролях, статусах, установках, правилах социального поведения, умениях, навыках личности, способствующих интеграции личности в общество); социальный опыт (социальный интеллект, социальный стиль), социальная адаптация (ролевая или статусная), усвоение социальной практики на интеллектуальном, эмоциональном и деятельностном уровнях, социальная установка (позиция, роль, статус); социальная ответственность (адекватная правовым законам и нормам общества); социальная культура (социальное мышление, культура социальных чувств, социальная организация жизнедеятельности, потребность в заботе о других, гармоничная социализация через погружение в социокультурную среду, освоение и интеграцию знаний истории, философии, культурологии). Таким образом, социальную составляющую социокультурной компетенции преподавателя экологических дисциплин мы рассматриваем как устойчивую интегративную систему социально значимых отношений в условиях постоянно меняющегося социума [5].

Признаками социального аспекта по утверждению Л.Н. Жилиной, И.С. Кона,

Т.Н. Мальковской, Е.Ф. Сулимова, Д.Н. Узнадзе, Н.Т. Фроловой и др., являются:

- социальная установка (возможность быстрого реагирования на ситуацию, развитие педагогического внимания и социальнопедагогического мышления);

- социальная активность (такая деятельность, которая вытекает из социальной сущности человека, его социальных потребностей, интересов, является для него внутренне необходимой и свободной);

- социальная позиция (выделяются два

основных аспекта: содержательный, рас-

сматривающий знание, жизненный опыт, систему взглядов человека, его основные ценности, и процессуальный (поведенческий), направленный на изучение решения определенных задач) [2].

Социокультурная компетентность преподавателя экологических дисциплин предполагает сформированные знания и умения педагога передать через социальный опыт по формированию определенных качеств личности подрастающего поколения с целью успешного процесса социализации.

Примем это во внимание как характеристику социальной составляющей социокультурной компетентности преподавателя экологических дисциплин.

Относительно исследования сущности культурологической составляющей социокультурной компетентности преподавателя экологических дисциплин особый интерес для нас представляют работы ученых Е.В. Бонда-ревской, Е.П. Белозерцева, И.А. Колесниковой, В.А. Караковского, И.С. Якиманской и др., которые нацеливают на то, что преподаватель экологических дисциплин вуза должен обладать экологической культурой, владеть методами и технологиями ее развития, поскольку экологическое образование является универсальной формой деятельности по воспроизводству всех форм культуры и структуры общества. В связи со сменой парадигмы экологического образования, когда в центре внимания становится человек, его экологическая культура и мировоззрение, профессионализм, экологические знания и умения, которыми он обладает, должны превращаться из самоцели обучения в средство его профессионального развития и самосовершенствования как активного субъекта учебной и общественной деятельности.

Это приводит нас к осознанию того факта, что на современном этапе наиболее значимой является задача модернизации культурологической парадигмы экологического образования, что обусловило рассмотрение социокультурной компетентности через призму экологической культуры и следующей ее составляющей - социальной компетентности [1, 5, 6].

В настоящее время в науке сложилось три основных подхода к определению данного феномена: ценностный (аксиологический), деятельностный и личностный.

Особенностью ценностного подхода является традиция определять культуру в качестве некой объективной по отношению к человеку данности - совокупности достижений общества в его материальном и духовном развитии. Ценностная концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели, и в ней культура рассматривается как трансформация должного в реальное. Здесь действует механизм интериоризации (перевода) культурных ценностей во внутренний мир личности.

Личностный подход к культуре состоит в ее рассмотрении как среды, растящей и питающей развитие личности. В этих концепциях под культурой понимаются все проявления человеческой субъективности, свойства и качества, характеризующие «меру культурности общества, культурно-исторической эпохи в ее человеческом измерении: уровень свободы, образованности, нравственности, духовности людей, их способностей к культурному саморазвитию» и т. д. Человек выступает здесь как истинный творец культуры. На основе анализа работ М.М. Бахтина,

B.C. Библера, В.А. Сластенина и др., мы определили, что культура представляет собой не простое усвоение знаний и умений, а овладение образцами человеческой культуры и умение передать этот культурный опыт подрастающему поколению.

Значимой культурологической характеристикой социокультурной компетентности педагога является генезис тех функций, которые личность выполняет в процессе своей деятельности в системе дополнительного образования: смыслоопределения, определения собственных ценностей, рефлексии, построения «Я-образа», творческой самореализации, воспроизводства культурного опыта, автономности, волевой саморегуляции и ответственности, самоутверждения в культуре. Данное положение созвучно многолетнему практическому опыту В. А. Сухомлинского, который писал: «Если учитель вдумчиво анализирует свою работу, у него не может не возникнуть интереса к теоретическому осмыслению своего опыта, стремлению объяснить причинно-следственные связи между знаниями учеников и своей педагогической культурой». Знания развиваются на основе культурологического опыта педагога и служат возвышению и самореализации личности

в социокультурной среде, ее воспроизводству и развитию. Здесь на первый план выступает не сумма знаний, а их аксиологический и духовно-нравственный аспект, направленный на развитие творческой самостоятельности детей [6, с. 13].

Опираясь на анализ литературных и научных источников современной теории и практики высшего профессионального экологического образования, можно рассматривать социокультурную компетентность как интегральное качество преподавателя экологических дисциплин, способствующее организации профессиональной деятельности на основе знаний и умений, отражающее его уровень социальности и экологической культуры, направленное на формирование творческой самостоятельности студентов в системе высшего профессионального экологического образования и самообразования, а также саморазвития личности педагога. Таким образом, социокультурная компетентность - понятие емкое, оно, являясь составной частью профессионально-педагогической компетентности, выполняет роль системообразующего ядра.

Приведенные выше позиции позволяют нам построить теоретическую модель социокультурной компетентности преподавателя экологических дисциплин как основы модернизации, состоящей из следующих компонентов: целевого, мотивационного, когнитивно-операционального, функционального и рефлексивного. Рассмотрим каждый из компонентов подробнее.

Целевой компонент определяется потребностями модернизации профессиональной деятельности преподавателя экологических дисциплин. Данная цель состоит из двух составляющих: универсальной и специфической. Универсальная компонента цели не зависит от профиля профессиональной деятельности педагога, она присуща всем специалистам экологического образования. Специфическая компонента цели обусловлена особенностями профессиональной деятельности специалиста с определенной категорией студентов и по определенной образовательной программе.

Исходя из цели, нами сформулированы задачи социокультурной компетентности преподавателя экологических дисциплин:

- проектирование образовательной среды, которая способствует развитию творческих способностей студентов;

- осуществление целенаправленных мер, ориентированных на формирование мотивации личности студента к познанию, творчеству и самосовершенствованию;

- реализация выбора студента на индивидуальную образовательную программу, создание «ситуации успеха» для каждого студента;

- включение студентов в творческую деятельность, на основе которой формируются нравственные, духовные, культурные ценности;

- создание предпосылок саморазвития личности преподавателя экологических дисциплин.

Мотивационный компонент профессиональной деятельности педагога выполняет ряд функций: побуждающую (вызывает активность педагога к профессиональной деятельности), направляющую (определяет характер цели в профессиональной деятельности), регулирующую (определяет ценностные ориентиры, мотивы профессиональной деятельности).

Мотивация к профессиональной деятельности, как отмечает А.К. Маркова, начинается с профессионального признания, которое определяется как влечение к какой-либо профессии, опирающееся на знание о назначении профессии, осознание своих возможностей и своих профессиональных способностей.

С признанием связаны профессиональные намерения, которые включают получение необходимого вида образования.

Для профессиональной деятельности необходимы определенные потребности в профессиональном труде - готовность специалиста к активной трудовой деятельности. Наряду с потребностями важную роль в профессиональной деятельности педагога несут ценностные ориентиры, которые направлены на результат профессиональной деятельности.

В конечном итоге потребности и ценностные ориентации являются основой мотивов профессиональной деятельности. А.К. Маркова выделяет несколько условных групп мотивов в профессиональной деятельности: мотивы понимания предназначения профес-

сии; мотивы профессионального общения; мотивы проявления личности в профессии.

Итак, мотивационный компонент социокультурной компетентности преподавателя экологических дисциплин определяется следующими составляющими:

- осознанием педагогом социальной значимости профессии в обществе;

- интересом педагога к профессиональной деятельности, возможностью проявлять творчество, наличием интересной работы, которая удовлетворяет профессиональную потребность в контактах с творческим коллективом, коллегами по работе, с коллективом студентов;

- возможностью быть самостоятельным, независимым в работе, удовлетворение потребности в самовыражении, самосовершенствовании;

- желанием и стремлением педагога повышать свою компетентность, возможностью профессионального, культурного, организаторского роста, в связи с этим получение новых знаний, умений и навыков.

Когнитивно-операциональный компо-

нент представляет собой подсистему, составляющую содержание предметной области специалиста, которая определяется образовательными программами экологического образования и различными нормативными документами. Этот компонент включает две взаимосвязанные составляющие: когнитивную и операциональную. Первая определяется наличием профессиональных знаний спе-циалиста-эколога, вторая - профессиональных умений и навыков. Обе составляющие связаны с социокультурной деятельностью педагога.

Для социокультурной компетентности преподавателя экологических дисциплин характерна многофункциональность, которая полагает, что функциями обладает как вся система в целом, так и каждый ее компонент. Функции выступают как фактор самосохранения и совершенствования системы и представляют собой отдельный, относительно самостоятельный вид деятельности в целях получения определенного результата в области проектирования, развития и совершенствования системы экологического образования.

Нами выделены следующие функции системы и отдельных ее элементов: ценност-

ная, аналитическая, организационная и экспертная.

Ценностная функция связана с целепола-ганием и реализуется посредством выделения приоритетов в профессиональной деятельности преподавателя экологических дисциплин.

Аналитическая функция обеспечивает образовательным учреждениям, ведущим деятельность таких специалистов, получение информации о потребностях социальной сферы, о научно-методической деятельности системы и модернизирует преемственные экологические программы для всех форм и направлений деятельности специалиста-эколога.

Организационная функция задает механизм профессиональной деятельности, подготовки и повышения квалификации преподавателей экологических дисциплин на основе разработанных нормативно-правовых и научно-методических компонентов системы.

Экспертная функция обеспечивает экспертизу и достижения на каждом этапе профессиональной деятельности преподавателя экологических дисциплин определенных результатов в работе.

Завершает структуру социокультурной компетентности преподавателя экологических дисциплин рефлексивно-результативный компонент, который понимается нами как система личностных характеристик педагога, влияющих на результативность его социокультурной деятельности.

Важность этого компонента обусловлена тем, что любую проблему человек воспринимает сквозь призму своих взглядов и отношений и, только оценив ее (со своих позиций), мобилизует знания, умения, волю для решения возникшей проблемы.

Рефлексия, как известно, - это критическое осмысление человеком оснований, идей, методов и форм своей деятельности. Рефлексия направлена на самого педагога, связана с его умениями анализировать свою деятельность, владеть собой в любой ситуации, обеспечивать развитие собственной личности, создавать условия для постоянного профессионального совершенствования.

Начальная стадия рефлексии характеризуется внутренней направленностью педагога на овладение собственной профессиональной деятельностью, ее изменение и развитие. Эта направленность возникает тогда,

когда педагог осознает, что формирующиеся у него представления и понятия зависят не только от особенностей социокультурной деятельности, но и от собственных внутренних средств восприятия, понимания, анализа и оценки этой деятельности [7].

Осознание себя в профессиональной деятельности содержит:

- осознание своих потребностей, интересов, стремлений, ценностных ориентаций и мотивов деятельности;

- оценку своих профессиональных возможностей (знаний, умений и навыков);

- соотношение профессионально важных качеств с их нормативом - общественно значимыми требованиями профессии;

- выработку собственной линии поведения, своего индивидуального стиля работы на основе оценки себя как профессионала.

Оценка эффективности деятельности преподавателя экологических дисциплин может быть рассмотрена в разных моделях:

- модель результата - оценка всех достижений, полученных в процессе модернизации профессиональной деятельности педагога;

- модель цели - сопоставимость конечного результата с продекларируемой целью;

- оценочная модель - оценка результатов подготовки с точки зрения соблюдения стандартов;

- личностная модель - оценка наличия у преподавателя экологических дисциплин профессиональных знаний и умений, навыков, отношений, ценностных ориентаций, профессиональной и экологической культуры с выдвинутым социальным заказом общества.

В нашем случае это совпадение моделей цели и результата. В качестве результата модернизации профессиональной деятельности преподавателя экологических дисциплин нами выдвинута творческая самостоятельность студентов. Если в процессе профессиональной деятельности цели окончательно не достигнуты, тогда необходима коррекция отдельных элементов системы. По итоговым результатам конкретного обучения педагог вносит определенные коррективы в содержание либо формы и методы работы.

Таким образом, социокультурную компетентность преподавателя экологических дисциплин мы характеризуем как интегральное качество личности специалиста, вклю-

чающее в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные целевой, мотивационный, когнитивно-операциональный, функциональный и рефлексивно-результативный компоненты, определяющие способность преподавателя экологических дисциплин к организации профессионально-экологической деятельности на основе экологических знаний, социально-экологического опыта, экологической культуры, проявляющихся в формировании социально-экологической позиции, социальной и экологической установках, социально-экологической активности педагога, отражающих уровень его социальной, профессиональной и экологической культуры, направленный на формирование творческой социальной самостоятельности студентов в системе высшего профессионального экологического образования, на самообразование и саморазвитие личности педагога.

Итак, раскрывая сущностную характеристику понятия социокультурной компетентности преподавателей экологических дисциплин, в котором интегрируются социальность (социальная зрелость, социальный опыт, социальная ответственность) и педагогическая культура (уровень свободы, образованности, нравственности, духовности и способностей к культурному саморазвитию), экологическая культура (система социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей природной средой), мы руководствовались тем, что данное понятие представляет собой интегральное качество личности специалиста, способного осуществлять непосредственную деятельность со студентами, направленную на развитие их творческой самостоятельности в системе высшего профессионального экологического образования.

Мы считаем, что социокультурная компетентность преподавателя экологических дисциплин прослеживается в действиях педагога по определению своей социальной роли, статуса и функций и проявлению социальной и экологической активности, экологосоциальной позиции, эколого-социальной установки; оказывает влияние на значимость социокультурного характера экологической деятельности педагога, актуализируя тем самым воспроизводство эколого-культурного

опыта, волевую саморегуляцию и экологическую ответственность, а также овладение экологической культурой и умением передать этот культурный опыт подрастающему поколению.

1. Мудрик А.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования. М., 2004.

2. Профессиональная компетентность: понятия, виды: информ. справ. / сост. Н.Л. Солянкина. Красноярск, 2003.

3. Круглова Л.Ю. Модернизация профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования на основе интегративно-развивающего подхода: монография. М., 2006.

4. Мухутдинова Т.З. Формирование и развитие региональной системы непрерывного экологического образования специалиста: монография. Казань, 2003.

5. Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах: материалы V Междунар. науч.-метод. конф., Сочи, 19-21 сент. 2002 г.: в 2 ч. Сочи, 2003. Ч. 2. С. 32.

6. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика. 2005. № 3.

С. 35-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Федоскина О.В. Педагогические средства социокультурного развития младших школьников в образовательном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2004. С. 2.

Поступила в редакцию 31.08.2009 г.

Khrapal L.R. Modernization of professional work of a teacher of ecological disciplines in the context of its formation of socio-cultural competence. In the article one of the aspects of modernization of the higher professional ecological education - modernization of professional work of a teacher of ecological disciplines which key component is its socio-cultural competence, is considered. In the research the analysis of professional competence of a specialist and intrinsic characteristics of sociality is given, signs of social aspect are characterized; the concept and the basic approaches of socio-cultural competence of a teacher of ecological disciplines are given; functions of perfection of the system of the higher professional ecological education and model of an estimation of efficiency of activity of a teacher of ecological disciplines are considered.

Key words: modernization; professional activity; lecturer of ecological disciplines; professional competence; sociality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.