УДК 377:378:373.3/5
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л.Р. Храпаль* Э.Ф. Нургазизова**
В статье рассматривается проблема модернизации высшего профессионального экологического образования в контексте необходимости формирования нового уровня специалистов, с новым экологическим мировоззрением, а также преподавателей экологических дисциплин, обладающих социокультурной компетенцией и экологической культурой, чья деятельность в эпоху экологизации и модернизации образования должна быть направлена на изучение и внедрение в практику преподавания теоретических основ глобализационных и социокультурных процессов экологического кризиса.
Ключевые слова: глобализационные и социокультурные процессы; модернизация высшего профессионального экологического образования; экологический кризис; социокультурная компетентность преподавателя экологических дисциплин; типы социоэтнической идентичности; этноцентризм; этнонациональный фактор; этноспецифичные черты; глобализация.
SOCIOCULTURAL AND GLOBAL PROCESSES OF ECOLOGICAL CRISIS IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF THE HIGHER PROFESSIONAL
ECOLOGICAL FORMATION
L.R. Khrapal E.F. Nurgazizova
In article the problem of modernization of the higher professional ecological formation in a context of necessity of formation of experts of new level, with new ecological outlook, and also teachers of the ecological disciplines possessing the sociocultural competence and ecological culture is considered, whose activity during an epoch ecologization and education modernizations should be directed on studying and introduction to practice of teaching of theoretical bases global and sociocultural processes of ecological crisis.
Keywords: global and sociocultural processes; modernization of the higher professional ecological formation; ecological crisis; sociocultural competence of the teacher of ecological disciplines; types of socioethnic identity; ethnocentrism; the ethnonational factor; ethnospecific lines; globalisation.
*Храпаль Лариса Робертовна, доцент кафедры труда и управления персоналом Казанского (Приволжского) Федерального университета, кандидат педагогических наук. E-mail: Lora.a2005@mail.
** Нургазизова Эльмира Фидаеловна, ассистент кафедры математики и информатики факультета физикоматематического образования Татарского государственного гуманитарно- педагогического университета.
Модернизация системы высшего профессионального экологического образования, в соответствии с гуманистической личностно-ориентированной парадигмой, рассматривает в качестве приоритета необходимость создания таких эко-лого-образовательных систем, которые могут дать современной студенческой молодежи возможность доступного участия в непрерывном процессе экологического саморазвития и овладения экологическими знаниями и культурой. Как отмечает В. М. Демин, в настоящее время государство предпринимает определенные шаги по поддержке и развитию профессионального образования, основанного на приоритетах «обучение в течение всей жизни» и «качественное образование для всех». Кроме того, «профессиональное образование сегодня снова востребовано обществом, оно все в большей мере становится самостоятельной ценностью и способом социализации молодежи» [1,С. 3].
Перед многими странами в XX веке стояла задача осуществления модернизационных проектов, в частности и перед Россией. Модернизация высшего профессионального экологического образования должна быть направлена на воспитание и развитие нового поколения с новым экологическим мышлением и мировоззрением; практика преподавания в ВУЗах должна быть ориентированна на подготовку профессиональных специ-алистов-экологистов, а также на формирование их экологической культуры и образованности; программы и инновационные экологические технологии как основные условия модернизации образования должны учитывать существующие в мире социокультурные и глобальные проблемы экологического кризиса. Осуществление модернизации невозможно без сохранения цивилизационного и национального многообразия уникальности культур. В любом случае, в современной России отчетливо растет интерес к культуре. Отношение к ней меняется и со стороны правительственных кругов, хотя, к сожалению, культуру все еще воспринимают как нечто второстепенное. Политики должны помнить, что культура - это не только высокие достижения в области искусства, которыми гордится нация. Это безопасность нации, страны, семьи и каждого человека [3].
Преподаватели экологических дисциплин
должны учитывать, что глобальные проблемы XXI века носят общепланетарный характер и могут быть решены при условии формирования специалистов нового уровня, с новым экологическим мировоззрением, обладающих социокультурной компетентностью, способствующей организации профессиональной деятельности на основе экологических знаний и умений, социальности и педагогической культуры, деятельность которых будет направлена на модернизацию системы российского экологического образования, в том числе и высшего профессионального.
Перечислим эти проблемы:
— демографическая - продолжающийся рост общей численности населения
(по прогнозу ООН, в 1,5 раза за первую половину XXI в.) с
противоположным вектором по разным цивилизациям: опережающий рост африканской, индийской, мусульманской, латиноамериканской, океанической; умеренный — китайской и североамериканской; депопуляция западноевропейской, японской и российской цивилизаций;
— геологическая - грядущее истощение ряда видов минеральных, водных, лесных ресурсов при росте загрязнения окружающей среды и нарастании парникового эффекта;
— технологическая — монопольное овладение постиндустриальным
технологическим способом производства и шестым технологическим
укладом (ТУ) небольшой горсткой развитых цивилизаций при усилении
технологической отсталости и потери конкурентоспособности остальными;
— экономическая — чрезмерная поляризация богатства, уровня и качества жизни цивилизаций «золотого миллиарда» и остального человечества, мощные насосы перекачки ресурсов через ТНК и мировые финансовые центры;
— геополитическая - попытка навязать однополярный мир и всепланетный диктат со стороны североамериканской цивилизации при поддержке цивилизации западноевропейской, при нарастающем сопротивлении иных цивилизаций, что чре-
вато перерастанием противостояния цивилизаций в их столкновении;
— социокультурная - противостояние загнивающего, но все еще преобладающего чувственного строя и зарождающегося интегрального строя, «промывание мозгов» и вестернизация мира, с использованием мощных информационных потоков и нарастающее сопротивление этой тенденции.
Социокультурные проблемы, возникающие в ходе процессов глобализации, существенно влияют на формы самоопределения отдельных людей. В ходе современной эпохи происходит формирование нового типа самоидентификации индивида в культуре. Претерпевают существенные изменения и типы социоэтнической идентичности. Весь этот рост культурного и социально-психологического многообразия - отнюдь не гармоничный процесс. За ним кроется глобальный феномен дестабилизации отношений между личностью и социумом, кризиса социальной идентичности человека. Глобализирующийся мир одновременно вовлекает его во множество новых информационно-познавательных и практических взаимодействий и превращает цели, смысл этих взаимодействий в нечто относительное, ситуационное, преходящее, лишенное того ценностного содержания, которое только и способно формировать устойчивые человеческие общности и устойчивую структуру личности. Эту ситуацию можно также определить как кризис человеческой социальности и ее институционального каркаса.
Представляется вполне обоснованной точка зрения тех ученых, которые считают, что глобализация может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Сегодня есть все основания говорить о том, что глобализация способна привести к общественной нестабильности и нанести ущерб национальным и этническим культурам. Высокая проницаемость национальных границ, повышение интенсивности, объема и скорости культурного взаимодействия сопровождаются кризисом базовых ценностей, трансформации культурного контекста формирования культурной идентичности. Последствия такого развития глобализации могут привести к унификации культур по принципу установления доминирующего положения культуры той страны, которая с экономической точки зрения превосхо-
дит все другие. Вместе с тем высказывается все больше мнений относительно позитивного характера развития процессов глобализации - такого процесса, при котором вхождение в глобальное пространство будет осуществляться с учетом многообразия равенства культур, путем увеличения числа интегральных связей, способствующих взаимопониманию входящих в диалог народов, культур, традиций [5].
На наш взгляд, рассматривая необходимость модернизации высшего профессионального экологического образования в ВУЗах, важно учитывать, чтобы в современных курсах экологических дисциплин затрагивались проблемы не только этно- и социокультурных особенностей регионов, но и делался акцент на то, что проявления этнокультурной идентичности следует рассматривать как в глобальном, так и в региональном масштабе. Как известно, процесс глобализации приводит к актуализации этнической идентичности. В этих условиях для региональных этнических культур актуализируется задача - сохранить свою культурную идентичность и самобытность, определиться в условиях глобального мира, интегрироваться в мировое сообщество путем сочетания традиций и инноваций, т. е. через сохранение уважения этнической самобытности и этноразнообразия к экономическому и духовному развитию.
Важнейшим резервом социокультурного многообразия являются этнокультурные различия. Этот вопрос заслуживает сегодня самого пристального внимания, т. к. противоречивость модернизацион-ных процессов необычайно обостряет групповое, в первую очередь этническое, сознание. Специалисты считают, что этнонациональный фактор грозит в ближайшее время заслонить собой все другие проблемы общественного развития — социальные, экономические, духовные. Вернее, последние будут проявлять себя в национальной окраске, в «этнической упаковке» [7].
В научном плане культуру и этнос с определенных пор принято рассматривать в неразрывной связи друг с другом, видя в многообразии культурных форм многообразие этнических общностей. По сути, культура выступает детерминирующим фактором этнической интеграции и обеспечивает ее стабильность. С одной стороны, в интенсивном взаимодействии различных культур справедливо