УДК 377:378:373.3/5
РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК СЛОЖНЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС ИНТЕГРАЦИИ
© Л. Р. Храпаль
Казанский государственный технологический университет Россия, Республика Татарстан, 420015 г. Казань, ул. Карла Маркса, 68.
Тел.: +7 (905) 310 28 43.
E-mail: [email protected]
В статье предпринимается попытка необходимости развития социокультурной и этнокультурной компетенций будущих специалистов в условиях динамично развивающегося высшего профессионального экологического образования и сложных социокультурных процессов интеграции.
Ключевые слова: социокультурные процессы интеграции; социокультурная и этнокультурная компетенции; ключевые компетентности.
Социокультурные процессы интеграции, охватившие европейские страны, новая социальноэкономическая реальность в России, возрастание интенсивности контактов между народами и странами определяют изменение социокультурных и этнокультурных приоритетов в области экологического образования. Современная высшая школа должна обеспечить возможность активного «вхождения» личности в социокультурное пространство на правах компетентного и творческого представителя. При этом компетентный уровень вхождения личности будущего специалиста в пространство современной культуры общества обеспечивается, с одной стороны, уровнем его профессиональной подготовки, а с другой - уровнем общекультурного развития личности.
Образование должно обеспечить «интеграцию личности в системе мировой и национальных культур» - отмечено в законе Российской Федерации «Об образовании». Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001-2010 гг. ориентирована на повышение качества, обновление содержания педагогического образования в новых экономических и социокультурных условиях и ставит основной целью развитие системы педагогического образования на основе создания условий формирования профессионально компетентной, социально активной, творческой личности педагога при изменении образовательной парадигмы и динамичной социокультурной ситуации.
Современный этап развития высшего профессионального образования характеризует большое количество работ, посвященных изучению профессиональной компетентности и поиску эффективных путей ее формирования (В. А. Адольф, А. С. Белкин, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. В. Сериков, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской и др.).
В России термины «компетенция» и «компетентность» вошли в научные исследования и практику работы образовательных учреждений в связи с принятием «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Для перехода на новую ступень целостности образования необходимы глубокая разведка и модернизация теоретических оснований конструирования системы подго-
товки кадров, формирование нового педагогического мышления в обществе, принципиальное изменение педагогических методических подходов к процессу обучения.
В данном исследовании осуществлена попытка изучения профессиональной подготовки специалиста в области эколого-педагогической деятельности с позиции компетентностного подхода, подразумевающего восхождение человека к более высоким индивидуально-личностным культурно-образовательным достижениям, согласно схеме грамотность - образованность, профессиональная компетентность - культура - менталитет. Формирование социокультурной и этнокультурной компетентностей составляет специфическую цель высшего профессионального экологического образования. Синтез идеи единства процесса формирования личности профессионала как активного субъекта жизнедеятельности и идеи овладения обществом экологической культурой приводит к пониманию данного качества как имманентного.
Э. Ф. Зеер разграничивает понятия «ключевые компетенции», «ключевые квалификации» и «профессиональная квалификация». Он выделяет ключевые компетенции как межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах. Ключевые квалификации - как общепрофессиональные умения и навыки, а также способности и качества личности, необходимые для выполнения работы в сфере определенной группы профессий. Профессиональную квалификацию - как степень и вид профессиональной подготовленности работника, предполагающие наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы [1, с. 92]. Данные идеи автора являются весьма ценными в плане решения нашей проблемы. При соотнесении приведенных определений с целями исследования мы пришли к выводу о том, что для нас приемлемым в качестве рабочего понятия может быть и такое, как ключевые компетенции, которое расширяет понятие профессиональная компетентность.
А. Шелтен выделяет основные компоненты профессиональной компетентности: социальная ком-
петентность - способность к групповой деятельности и сотрудничеству с другими работниками, готовность к принятию ответственности за результаты своего труда, владение приемами профессионального обучения; специальная компетентность - подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности; индивидуальная компетентность - готовность к постоянному повышению квалификации и реализации себя в профессиональном труде, способность к профессиональной рефлексии, преодолению профессиональных кризисов и профессиональных деформаций [2].
По мнению И. А. Арановской, в содержание компетентности включаются три аспекта: проблемно-практический - адекватность распознавания и понимания ситуации, адекватная постановка целей, задач, норм в данной ситуации; смысловой - адекватное осмысление ситуации в более общем культурном контексте; ценностный - способность к адекватной оценке ситуации, ее смысла, целей, задач с точки зрения собственных и общезначимых ценностей [3, с. 118].
А. К. Маркова выделяет следующие виды компетентности: специальная - компетентность в рамках конкретной специальности; социальная - компетентность в сфере общения и взаимодействия; персональная - компетентность в области способов улучшения результатов своей работы, повышения эффективности труда за счет использования своих индивидуально-личностных особенностей и профессионально-психологического потенциала; полипро-фессиональная - компетентность, составляющая основу практически всех видов труда, эрудированность, широкий кругозор; экстремальная - компетентность действий в экстремальных, стрессовых ситуациях; аутокомпетентность - компетентность в области своего внутреннего мира, адекватные представления о себе, своих качествах, способностях, особенностях, потребностях, целях, мотивах, ценностных ориентациях [4, с. 81].
С. Н. Глазачев, О. Е. Перфилова выделяют социально-экологическую компетентность, структурным элементом которой является минимальный спектр ключевых компетенций: ценностно-
смысловая, общекультурная, личностного самосовершенствования и коммуникативная. При равнозначности названных компетенций коммуникативная компетенция полнее проясняет социальную составляющую данной категории и обеспечивает процесс природосообразного взаимодействия в социально значимых ситуациях. Социально-
экологическая компетентность - это личностный феномен, сущность которого состоит в готовности человека при принятии решений субъектно воспринимать окружающую действительность в единстве
природных и социокультурных компонентов при осознании социальной ответственности за свою профессиональную деятельность. Формирование социально-экологической компетентности как личностного и профессионального качества в процессе обучения в педвузе обеспечивается такими психологическими механизмами личностного развития, как: выполнение социальных ролей, профессиональная направленность на достижение результата, механизм личностного смысла, рефлексивная мыследеятельность, актуализация механизма смены потребностей [5].
Подводя итог рассмотрению теоретических положений, мы пришли к выводу о том, что в профессиональной компетентности педагога экологического образования в вузах необходимо выделить два вида - социокультурную компетентность, как интегрирующий компонент культуры (для построения образовательного процесса с учетом культурного наследия, норм ценностей, доминирования культурно значимого взаимодействия между субъектами системы образования), и этнокультурную компетентность, позволяющую индивиду найти адекватные модели поведения, способствующие поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой результативности в совместной деятельности, а, следовательно, и устранению нетерпимого отношения к людям, отличающимся цветом кожи, языком, ценностями, культурой.
В целом под этнокультурной компетентностью специалиста мы понимаем свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.
Социокультурную компетентность мы понимаем как интегральное качество личности специалиста, включающее в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные целевой, мотивационный, когнитивно-операциональный, функциональный и рефлексивно-результативный компоненты, определяющие способность преподавателя экологических дисциплин к организации профессиональной деятельности на основе социальных знаний, социального опыта, социальной культуры, проявляющиеся в социальной позиции, социальной установке, социальной активности педагога, отражающие уровень его социальности и педагогической культуры, направленные на формирование творческой самостоятельности будущих специалистов в системе высшего профессионального экологического образования, на самообразование и саморазвитие личности педагога.
Развитие социокультурной и этнокультурной компетентностей будущих специалистов и самих преподавателей экологических дисциплин в вузах является существенным фактором социокультурной стратегии модернизации высшего профессионального экологического образования, а реализация функций педагогической культуры составляет средства,
под воздействием которых осуществляется развитие эколого-профессиональной личности.
Мы считаем, что социокультурная компетентность преподавателя экологических дисциплин прослеживается в его действиях по определению своей эколого-социальной роли, статуса и функций и проявлению эколого-социальной активности, социальной и экологической позиций, социальной и экологической установок; оказывает влияние на значимость социокультурного характера экологической деятельности педагога, актуализируя тем самым воспроизводство культурного и экологического опыта, волевую саморегуляцию и экологическую ответственность, а также овладение образцами человеческой и экологической культуры и умением передать этот культурный опыт подрастающему поколению.
Формирование этнокультурной компетентности будущих специалистов предполагает их введение изначально в родную для них, а затем и иные культуры. При этом, как отмечает М. Беннет, вначале у личности должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу [6].
Этнокультурная компетентность преподавателя экологических дисциплин, на наш взгляд, предполагает его готовность к взаимопониманию и взаимодействию, основанную на его экологическом мировоззрении и убеждении, полученных в реальной жизни и экологической деятельности, ориентированных на участие студентов вуза в учебнопознавательном процессе, а также направленных на его успешную адаптацию в полиэтнической среде. Готовность в данном контексте мы понимаем как психическое состояние, которое характеризуется настроем, актуализацией и приспособлением возможностей экологической личности для успешных действий, внутренней устремленностью на определенное экологическое поведение при выполнении учебных и практических экологических задач, установкой на активную и целесообразную экологическую деятельность.
Целостность и будущность России во многом связаны с ее полиэтничностью. Здесь проживают более 150 национальностей, которые принадлежат к различным этнолингвистическим семьям и группам, исповедуют разные религии, имеют свои самобытные культуры, сложную и особую историю. Только в Татарстане сейчас живут представители более 100 этносов, вовлеченные в непрерывное взаимодействие и коммуникацию. И именно система высшего профессионального экологического образования обладает уникальными возможностями по расширению знаний о других народах и формированию взаимной толерантности. С учетом полиэтничности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение России, становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов в деле формирования у будущих
специалистов этнокультурной компетентности, которая предполагает только объективную информацию о другом народе. Иными словами, быть этнокультурно-компетентным педагогом или специалистом - это значит признавать принцип плюрализма, иметь знания о других народах и их культурах, понимать их своеобразие и ценность. Такие представления и знания реализуются через умения и навыки поведения, которые способствуют эффективному межнациональному взаимопониманию и взаимодействию.
Этнокультурная компетентность как объективно-субъективное явление включает в себя готовность специалиста изучать различные культуры с целью комфортного существования в полиэтнической среде, преодоления узости кругозора, постижения взаимовлияния народов.
Из участников нашего исследования 56.3% респондентов отметили, что им интересны культуры других народов и 57.1% хотели бы узнать больше о них; 19.2% не интересуются этой проблемой; 10.4% удовлетворены своими познаниями; 24.2 и 30.4% студентов не смогли определиться соответственно в своих интересах и желаниях.
Мы считаем, что будущим специалистам следует научиться осмысливать эколого-социальные процессы, анализировать и систематизировать знания об этнических культурах, находить и признавать в них общее и различное (специфичное). Процесс осмысления должен основываться на изначально позитивном восприятии всех этносов и критическом отношении к инцидентам и конфликтам на национальной почве. Для этого необходимо иметь непредвзятую позицию в оценке поведения членов многонационального коллектива, уметь преодолевать свои предубеждения (если таковые есть). И только при этих условиях возможна выработка собственного мнения и линии поведения в коммуникативных и иных формах взаимодействия с представителями другого народа, не унижая и уважая их точку зрения. В результате каждый студент может включаться в позитивное межэтническое взаимодействие и сотрудничество, которые будут возможными при условии, что он готов к участию в социально значимых и экологических мероприятиях, проявляя национальную и религиозную терпимость, чувствуя ответственность за свои поступки.
Чтобы познать другую культуру, приобщиться к общечеловеческим ценностям, необходимо, прежде всего, знать свою. Мы попытались выяснить, как наши студенты относятся к культуре своего народа и насколько глубоко ее знают. 34.2% студентов считают, что знают ее хорошо; 53.8 - знают частично; 10 - плохо и 1.3% - не знают совсем.
На вопрос «Вы соблюдаете традиции и обычаи своего народа?» 18.8% студентов ответили - всегда; 60.4 - иногда; 12.5 - очень редко и 7.9% - не соблюдают. При этом 74.2% опрашиваемых хотели бы узнать больше о культуре своего народа; 10.4% заявили, что их это не интересует и 13.8% не желают
этого делать. Думается, это глубоко симптоматично, и ученым, педагогам в своей работе необходимо учитывать факт хождения таких суждений среди учащейся молодежи.
Как указывают некоторые исследователи, положительный образ собственной общности сосуществует с позитивным ценностным отношением к иноэтническим группам. В нашем исследовании на вопрос: «Какие чувства вызывает у вас принадлежность к своему народу?» 45.8% студентов отметили - гордость; 29.6 - спокойную уверенность; 8.3 -никаких чувств; 8.8 - обиду; 1.7% - ущемленность, униженность; остальные указали разные положительные эмоции. На наш взгляд, отрадно уже то, что подавляющее большинство опрошенных студентов гордятся и довольны принадлежностью к своему народу. Вместе с тем последние три цифры свидетельствуют не только об общем социальнополитическом неблагополучии в стране, но и о необходимости усиления самых различных аспектов эколого-воспитательной работы.
Смысл изучения этнокультурных и социокультурных особенностей региона в русле ознакомления с экологическими дисциплинами в системе высшего профессионального образования заключается в сохранении существующих самобытных этнических коллективов и упрочении взаимосвязи между ними на общечеловеческой основе. Поддержание традиций в максимальной степени способствует формированию этнической и гражданской идентичности будущих специалистов.
На наш взгляд, именно поликультурное воспитание подразумевает развитие у будущего специалиста способности воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность различных групп населения. Отсутствие же должного внимания к поликультурной образованности людей приводит к социально-культурной нетерпимости и враждебности. В то же время лишь человек, глубоко уважающий и понимающий этническую самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.
Психолого-педагогическими условиями успешной профессиональной подготовки студентов в вузе в части развития у них социокультурной и этнокультурной компетентностей являются:
- освоение студентами аксиологических регуляти-вов экологического характера, осознание самоценной системы жизни;
- создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей взаимоотношение студентов с природой с позиции «субъект-субъект»;
- повышение мотивации студентов к овладению педагогическими технологиями, которые в условиях высокой социокультурной динамики обеспечивают профессиональную конкурентоспособность;
- использование в профессиональной подготовке будущих специалистов методов актуализации рефлексивного механизма для повышения адекватности самооценки своей готовности к экологопедагогической деятельности;
- самоактуализация личности студентов при практическом освоении элементов эколого-педагогической готовности, предусматривающей разработку и принятие социально значимых решений, а также экологическая ответственность за результаты своей эколого-профессиональной деятельности.
Мы считаем, что социокультурная и этнокультурная компетентности преподавателя экологических дисциплин прослеживаются в действиях педагога по определению своей эколого-социальной роли, статуса и функций и проявлению социальной и экологической активности, эколого-социальной позиции, эколого-социальной установки; оказывает влияние на значимость социокультурного и этнокультурного характера деятельности педагога, актуализируя тем самым воспроизводство социокультурного опыта, волевую саморегуляцию и экологическую ответственность, а также овладение образцами человеческой и экологической культуры и умением передать этот эколого-культурный опыт подрастающему поколению. В связи с этим считаем важным усилить и углубить этнологическую, этнографическую и этнопсихологическую подготовку педагогов, способных работать с различным контингентом будущих специалистов во всех звеньях системы высшего профессионального экологического образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зеер Э. Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностноориентированном профессиональном образовании // Образование и наука. 2000. № 3. С. 90-120.
2. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику: Учебное пособие / Под ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург, 1996. 298 с.
3. Арановская И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема // Высшее образование в России. 2002. № 4. С.115-119.
4. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
5. Глазачев С. Н., Перфилова О. Е. Социально-экологическая компетентность: программа и методические рекомендации по проведению специального курса. М., 2007. 36 с.
6. Bennett M. J. A developmental approach to training for inter-cultural sensitivity // International Journal of lntercultural Relations. 1986. P. 179-196.
Поступила в редакцию 01.09.2009 г.